Методология диссертационного исследования

Научный труд

dissertatiо

методологической основой диссертационного исследования

общенаучные

общенаучным методам

Специальные методы

(раскрытие вопроса методов, если необходимо:)

Общенаучные методы

теоретическим методам

Метод восхождения от абстрактного к конкретному, Метод идеализации, Метод формализации

экспериментальным методам

Метод наблюдения, Эксперимент, Метод сравнения, Метод моделирования

эмпирическо-теоретическим методам

Метод абстрагирования, Метод индукции, Метод дедукции, Методологически выдержанная диссертационная работа характеризуется:

  • корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но может быть разработана практически с получением научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. В частности, постановка псевдопроблем возможна, например, вследствие того, что она сформулирована очень широко или неопределенно;
  • построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и в динамике (законы и закономерности развития);
  • следует учесть, что построение предмета диссертации выступает как дальнейшее развитие постановки проблемы, ее глубокое рассечение и конкретизация с разграничением содержательной и формальной сторон, что обеспечивается за счет использования различных методов исследования;
  • построением теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию.

    Этим обеспечивается надлежащий теоретический уровень диссертации как важнейшего принципа методологической выдержанности диссертации;

  • обеспечением единства теории и практики, понимаемого в том смысле, что созданная соискателем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальный данных, формулирования новых рекомендаций, и напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию.

Указанное положение можно назвать ключевым моментом при характеристике диссертации, выдержанной в методологическом отношении. В этом случае мы имеем подлинно научное исследование, в котором теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса;

2 стр., 739 слов

Методы познания экономической теории

Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы. Общенаучные. 1. Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях: ...

  • законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов;
  • достоверностью полученных научных результатов, доказанной и проверенной всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями.

Говоря о методологической выдержанности диссертации, мы имеем в виду эффективность использования методологических принципов в целях получения целостного научного труда соискателя.

И еще один важный методологический момент, Диссертационное исследование составляет несколько методологических уровней:

1. Выбор и синтез методологий.

2. Теория.

3. Семантико-лингвистический анализ.

4. Анализ данных специальных наук.

Диссертационное исследование является не просто каким-то аналогом или прототипом научной деятельности, но реальной формой научного исследования, предполагает подготовку диссертации, то есть научного труда на правах рукописи для публичной защиты.

Центральным моментом осознания темы диссертации можно назвать проработку методологической программы диссертационной работы.

Проблемное поле исследовательской программы моделируется в методологической сердцевине диссертации — введении.

Структурными элементами исследовательской программы

Исходной позицией диссертации служит выявление ситуации, на основании которой возникает ряд проблем научного и практического характера. Проблемная ситуация в социальной практике — это возникающее в процессе развития объективного мира противоречие между потребностями общества и возможностями их удовлетворения или между знанием о практических и теоретических запросах общества и незнанием путей, средств и способов реализации этих запросов. Для диссертации же важно выделить, поставить именно научную проблему.

Правильная постановка и ясная формулировка новых научных проблем нередко имеют не меньшее значение, чем их решение. Необходимо раскрыть проблемную ситуацию, выявить противоречие между существующей парадигмой и вновь обнаруженными фактами, убедиться в невозможности разъяснить ситуацию на базе старой теории. Затем постановка проблемы увязывается с научной гипотезой, которая должна предположить пути решения проблемы.

Проблема выступает как авторская рефлексия, осознание, констатация недостаточности действующей научной парадигмы вследствие новых фактов. Проблема диссертационного исследования вытекает из установленного противоречия с точным вычленением того, что имеет отношение к науке, переведено в плоскость науки и сформулировано на языке науки.

9 стр., 4149 слов

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК: ТРЕБОВАНИЯ, ...

... 7 этого Положения диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, где на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решение ...

Вслед за актуальностью, обзором и проблемой исследования определяются методология и стратегии диссертационной работы, а затем объект, предмет, цель исследования. Методологическим элементом исследовательской программы диссертационной работы является обоснование во введении выбора методологии, методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Иногда во введении ограничиваются кратким описанием или ссылками на методологию классиков либо современные авторитетные концепции, а обоснованию методологии отводят специальную главу или параграф диссертации.

Важным структурным элементом введения выступает раздел практической значимости диссертации, подтверждающий социальную ценность диссертационного проекта, наличие актов о внедрении, апробации результатов на конференциях, использование в учебном процессе, участие в разработке федеральных и региональных программ, подготовке нормативных документов. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения, подтверждающие практическое использование автором его научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — доказательства о вкладе в данную отрасль науки авторских научных выводов.

Программа диссертационного исследования содержит в том числе:

  • календарный график этапов работы:
  • выбор темы;
  • разработка рабочего плана;
  • выбор методологии исследования;
  • изучение проблемы и анализ источников;
  • теория, концепция проблемы;
  • программа социологического исследования;
  • проведение эмпирического исследования;
  • обработка, интерпретация данных;
  • написание текста диссертации;
  • апробация;
  • подготовка к защите.

Методологические стратегии диссертационного исследования и научная систематизация знания обладают целым рядом важных особенностей, так как обеспечивают стремление к полноте, ясности, последовательности изложения материала диссертации, создают представление об основах авторской систематизации и их непротиворечивости.

Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы в прикладном аспекте означают, что существует потребность общества, практики, что диссертационная работа существенно повышает качество разработок творческих научных коллективов, а новые результаты, полученные в диссертационной работе, могут быть внедрены в форме рекомендаций автора, новые знания способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы по направлениям и специальностям.