Альтернативная стоимость

Пояснительная записка
Содержание скрыть

Альтернативная стоимость

Пояснительная записка

В «Концепции модернизации Российского образования» от 25 октября 2001 года сформулированы цели и задачи новой образовательной политики, которая призвана формировать у учащихся инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе. В современных условиях изучение экономики в старших классах должно быть нацелено не только на освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства, но и на развитие способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях, на воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности, на формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Какой бы ни была глубина экономических знаний, каждый человек вынужден разрешать массу экономических ситуаций. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его решениях как потребителя или инвестора, работника или предпринимателя и, в конце концов, на политических решениях. Чем осознаннее и качественнее будут приниматься решения каждым гражданином, тем выше будет его благосостояние и благосостояние всего общества в целом. Между тем именно нацеленность на прикладной характер полученных экономических знаний поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Таким образом, практически ориентированное обучение экономике в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а так же является профилактикой асоциального поведения.

13 стр., 6053 слов

Микроэкономика в системе экономических знаний

... регулирования. Объектом исследования курсовой работы является составная часть экономической науки микроэкономика. Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний. Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи: ...

Настоящая программа «Практическая экономика» предназначена для профильного обучения учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 70 часов. Она составлена на основе программы «Прикладная экономика» коллектива авторов под руководством доктора Гарольда Т. Шапиро (президента Принстонского университета, США) [7, с.204] и включает в себя как новые для учащихся знания, не содержащиеся в программах базовых предметов, так и знания, получаемые в курсе изучения экономики.

Условно можно выделить три блока в данной программе:

1-й: как научиться решать экономические задачи — решение задач из курса экономической теории (темы 1,2,3,7,8,9,10);

2-й: как создать свой бизнес — создание и функционирование Школьной Компании (тема 5);

3-й: как создать свое состояние – курс финансовой грамотности (темы 4,6,8,9,10)

Данный курс позволит подросткам получить практический опыт экономического поведения и взаимодействия и облегчит применение полученных знаний в реальной жизни, а также позволит лучше освоить школьную программу по предмету «Экономика».

Цель программы:

  • воспитание будущего сознательного гражданина через формирование у него потенциальной готовности принятия экономических решений.

Задачи программы:

  • систематизация и расширение знаний в области экономики, получаемых в основной школе;
  • формирование устойчивого интереса к экономике за счёт использования новых возможностей получения и применения знаний, умений и навыков работы с различными экономическими инструментами;
  • формирование умений и навыков использования экономических инструментов в различных областях деятельности человека;

В результате изучения этого курса учащиеся должны:

понимать

  • происходящие экономические события;
  • необходимость и значимость самостоятельного принятия экономических решений;
  • необходимость математической составляющей принятия экономических решений;
  • ответственность за принятые экономические решения.

знать следующие понятия

14 стр., 6894 слов

Как решать задачи по экономике на спрос и предложение – Решение ...

... Q 2 больше Q1 на 36/31-1=5/31 Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%. [свернуть] 1553.ru Задачи по экономике, тема «Спрос и предложение». На гра­фи­ке ... для производителей, то это имеет обратный эффект – цена будет снижаться. С точки зрения решения задачи в случае с налогами новая равновесная цена будет определяться так. Допустим, государство ввело ...

  • альтернативная стоимость, рациональное решение, кривая производственных возможностей;
  • индекс, средняя величина;
  • спрос, предложение, рыночное равновесие, эластичность;
  • потребитель, суверенитет потребителя, налогоплательщик, налоговая декларация;
  • предпринимательство;
  • производительность, затраты, необратимые затраты, прибыль, доход;
  • конкуренция;
  • рынок труда, заработная плата, профсоюз;
  • депозит, кредитование, фондовый рынок, ПИФ, хедж-фонд, ОФБУ, фонды недвижимости, страховые компании, финансовые пирамиды, депозитный мультипликатор, индекс потребительских цен;
  • финансовый план, инвестирование, пенсия, актив, пассив, бюджет, баланс.

Учащиеся должны уметь :

  • Вычислять альтернативную стоимость в условных ситуациях. Применять альтернативную стоимость при принятии решений в условных примерах и простых жизненных ситуациях. Строить, анализировать и применять кривую производственных возможностей в решении задач.
  • Выполнять экономические расчеты с использованием индексного метода. Выбирать соответствующую среднюю для экономических расчетов. Рассчитывать среднюю арифметическую и среднюю геометрическую. Наглядно представлять экономическую информацию в виде таблиц и диаграмм. Выбирать тип диаграммы. Анализировать статистические материалы и таблицы.
  • Различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения. Строить шкалы и графики спроса и предложения. Определять характер изменений спроса и предложения в зависимости от формирующих их факторов. Вычислять и использовать эластичность спроса и предложения в процессе экономического анализа. Находить равновесные цены и равновесное количество. Анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и\ или предложения.
    13 стр., 6392 слов

    Предложение как экономическая категория, функция предложения, ...

    ... стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел новые категории ... силы и стимулы воздействуют на спрос-предложение, тяготеют к одной составляющей. Хотя Маршалл и утверждает, что рассматриваемые им экономические законы не могут быть ...

    Вычислять выручку. Анализировать последствия установления фиксированных цен.

  • Знать и уметь защищать основные права потребителя. Уметь составлять исковое заявление в суд. Уметь заполнять налоговую декларацию. Применять знания о правилах сокращения налогооблагаемого дохода.
  • Определять и производить оценку основных качеств менеджеров. Выдвигать и отбирать предпринимательские идеи, используя метод «мозговой атаки». Составлять анкеты и производить опрос потенциальных потребителей. Составлять и анализировать финансовый план. Определять размер необходимых инвестиций. Составлять план маркетинга и план производства (по алгоритмам).

    Определять форму заработной платы. Рассчитывать затраты, доходы, прибыль фирмы.

  • Сравнивать различные формы организации бизнеса. Анализировать внешнюю среду развития бизнеса. Анализировать внутренние составляющие предприятия. Выделять сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы. По алгоритму пользоваться методикой SWOT — анализа.
  • Вычислять производительность труда и капитала на условных примерах в натуральном и стоимостном выражении. Различать и вычислять экономические показатели деятельности предприятия. Учитывать необратимые затраты при принятии экономических решений. Применять маржинальный анализ при определении объема выпуска, максимизирующего прибыль.
  • Определять тип рыночной структуры. Анализировать конкурентные рынки, используя общую методику исследования рынков. Определять степень концентрации рынка по коэффициенту Лернера.
  • Выделять основные факторы, действующие на рынке труда.

    Анализировать рынок труда с точки зрения экономической теории, используя средние и предельные характеристики. Анализировать текущее состояние рынка. Соотносить современное состояние рынка со своими способностями и желаниями.

  • Сравнивать акции и облигации по критериям инвестирования; сравнивать различные варианты инвестирования, анализировать виды страхования с целью осознанного выбора; анализировать критерии, по которым определяется надежность компании; анализировать характеристики депозита и кредита с целью выбора;
  • Определять личные финансовые цели, пути и сроки деятельности. Находить источники информации и работать с ними. Оценивать свои активы и пассивы. Составлять семейный бюджет. Корректировать цели в зависимости от возможностей. Выбирать инструменты инвестирования в зависимости от срока, риска, доходности. Понимать суть пенсионной реформы. Составлять личный финансовый план с использованием программы Microsoft Excel .

Основные формы занятий:

практическая работа,

решение практических задач,

исследование,

проектирование,

деловая игра,

семинар.

Основные формы контроля знаний, умений, навыков:

опрос,

оценка выполнения практической работы,

оценка решения практических задач,

тестирование,

оценка работы в малых группах,

оценка участия в мозговых штурмах,

оценка участия в деловых играх,

контроль выполнения проекта и его презентация,

создание личного финансового плана.

Результатом обучения по данному предмету является выполнение проекта по созданию Школьной Компании и созданию личного финансового плана.

Содержание программы

Тема 1 Альтернативная стоимость (4 часа)

Ограниченность. Альтернативная стоимость и проблема выбора. Рациональные решения. Кривая производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей.

Тема 2 Основы экономического анализа ( 4 часа)

Понятие и значение анализа хозяйственной деятельности. Методы анализа. Индексы: индивидуальные и общие. Индексы цен и количества. Индекс Ласпейреса и Пааше. Средние величины: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Способы обработки статистической информации. Табличное отражение. Диаграммы: круговые, столбиковые, линейчатые.

Тема 3 Предложение, спрос и рыночная цена (5 часов)

Спрос. Величина спроса. Предложение. Величина предложения. Анализ изменений в спросе и предложении. Графики (шкалы) индивидуального и рыночного спроса и предложения. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Практическое применение теории эластичности. Рыночное равновесие. Сдвиги кривых рыночного спроса и предложения. Фиксированные цены.

Тема 4 Потребитель в экономике (4 часа)

Потребитель и его потребности. Суверенитет потребителя. Права и обязанности потребителя. Защита прав потребителя. Закон «О защите прав потребителей». Правила обращения в суд. Исковое заявление.

Налоги. Налогоплательщик. Возможности законного сокращения налогооблагаемого дохода.

Тема 5 Создание и функционирование школьной компании (18 час)

Организация деятельности школьной компании. Выборы руководства. Формирование штата. Разработка структуры компании. Принятие устава. Маркетинговые исследования. Анализ спроса на продукцию. Исследование возможностей предпринимательской деятельности в школе. Выбор продукта. Прогнозирование издержек производства. Разработка и анализ плана производства и технологии контроля качества. Возможные пути роста производительности и улучшения качества продукции. Определение потребности в капитале. Система ведения записей и формы финансовых отчетов. Разработка и анализ плана маркетинга. Разработка плана выплат сотрудникам. Налогообложение компании. Отчет о финансовом состоянии. Разработка финансового плана и утверждение бюджета. Обучение производству и продаже продукции. Производство. Продажа. Завершение выпуска продукции и ее продажи. Анализ счета прибылей и убытков. Составление балансового отчета. Подготовка к ликвидации компании. Завершение деятельности школьной компании.

Тема 6 Начала бизнеса, его финансирование (7 час)

Предпринимательство и его роль в экономике. Бизнес как средство для реализации своих жизненных целей. Формы организации бизнеса. Ответственность предпринимателя перед обществом. Внешняя среда развития бизнеса. Внутренние факторы. SWOT -анализ.

Тема 7 Производство и производительность (4 часа)

Производство. Производительность. Производительность труда. Капиталоотдача. Трудоемкость. Капиталоемкость. Производственные затраты. Закон убывающей предельной производительности. Постоянные и переменные расходы. Общие, средние и предельные затраты. Экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Необратимые затраты (затраты прошлых периодов).

Общий, средний и предельный доходы фирмы. Максимизация прибыли.

Тема 8 Что такое конкуренция (4 часа)

Структура рынка. Признаки конкурентных рынков. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Преимущества конкуренции. Экономические показатели концентрации рынка. Маркетинг. Составляющие маркетинга. Антимонопольное законодательство.

Тема 9 Человек на рынке труда (4 часа)

Рынок труда. Факторы спроса и предложения на рынке труда. Заработная плата. Современное состояние рынка труда. Организация профсоюзов. Тенденции развития трудовых ресурсов.

Тема 10 Финансовые инструменты и институты (10 час)

Значение финансовой информации в жизни человека. Формы представления финансовой информации. Как читать финансовую информацию.

Банки. Депозиты коммерческих банков. Кредитование. Интернет-банкинг.

Фондовый рынок. Ценные бумаги. Облигации. Акции. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Индексы фондовых бирж. Доверительное управление. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

Хедж-фонды. Общий фонд банковского управления (ОФБУ).

Недвижимость. Ипотечное кредитование. Риэлтерские услуги. Фонды недвижимости.

Риски и страхование. Страхование жизни, его виды. Страховые компании. Страховые программы. Инвестиции в «вечные ценности».

Финансовые пирамиды.

Экономическая составляющая финансовых инструментов. Депозитный мультипликатор. Социально-экономические последствия инфляции. Индекс потребительских цен

Тема 11 Личное финансовое планирование (6 час)

Схемы жизни человека. Финансовые цели. Роль личного финансового плана.

Пенсия, зачем она нужна. Пенсионная реформа.

Активы и их доходность. Пассивы. Личный анализ активов и пассивов. Балансовый отчет. Семейный бюджет.

Капитализация. Инвестирование. Критерии инвестирования. Стратегии инвестирования: консервативные, умеренные, агрессивные. Ошибки инвестирования. План защиты. Корректировка целей.

Тематическое планирование курса «Практическая экономика» 10 класс

№ тем и занятий по порядку

Темы программы, темы занятий

Количество часов

В том числе практические занятия

Формы занятий

Формы контроля

1

Альтернативная стоимость

4

3

Беседа,

решение практических задач, консультация

Опрос, оценка выполнения практических задач

1

Выбор в экономике. Альтернативная стоимость

2

Построение кривой производственных возможностей (КПВ)

3

Анализ КПВ

4

Построение ломаной КПВ

2

Основы экономического анализа

4

3

Лекция,

решение практических задач, практическая работа

Оценка выполнения практической работы, оценка решения практических задач

5

Индексы в экономическом анализе

6

Средние величины

7

Как составлять экономические таблицы, диаграммы

8

Как читать статистические отчеты

3

Предложение, спрос и рыночная цена

5

5

Решение практических задач, практическая работа

Оценка решения практических задач, оценка выполнения практической работы

9

Построение шкалы, графиков спроса и предложения

10

Индивидуальный и рыночный спрос

11

Рыночное равновесие

12

Нарушение рыночного равновесия

13

Эластичность спроса и предложения

4

Человек в экономике

4

3

Беседа, семинар, практические работы, консультация

Оценка составленных документов, тестирование

14

Права потребителя в РФ. Закон о защите прав потребителя

15

Как составить исковое заявление

16

Налоговые льготы для населения

17

Как заполнить налоговую декларацию

5

Создание и функционирование школьной компании

18

18

Исследование,

деловая игра, проект создания действующей школьной компании

Защита бизнес-плана, выполнение и защита проекта создания компании, оценка составленной документации, оценка работы в малых группах, оценка участия в мозговых штурмах

18

Организация компании. Выборы руководства .

19

Методика проведения маркетинговых исследований. Составление анкеты

20

Проведение анкетирования потенциальных покупателей

21

Исследование рынка. Выбор продукта.

22

Анализ спроса на продукцию. Прогнозирование издержек производства.

23

Разработка структуры школьной компании. Принятие устава.

24

Определение потребностей в капитале. Изучение форм финансовых отчетов.

25

Разработка плана производства. Пути роста производительности и улучшения качества продукции.

26

Разработка и анализ плана маркетинга. Поиск путей его улучшения.

27

Разработка плана выплат сотрудникам

28

Определение налогов, которые должна платить школьная компания

29

Разработка финансового плана и утверждение бюджета.

30

Обучение производству и продаже продукта.

31

Производство продукции.

32

Продажа продукции

33

Завершение выпуска продукции и ее продажи.

34

Анализ счета прибылей и убытков. Составление балансового отчета.

35

Подготовка к ликвидации компании. Составление годового отчета.

Тематическое планирование курса «Практическая экономика» 11 класс

№ тем и занятий по порядку

Темы программы, темы занятий

Количество часов

В том числе практические занятия

Формы занятий

Формы контроля

6

Начала бизнеса, его финансирование

7

5

Лекция, беседа, консультация, практические работы, исследование, решение практических задач

Опрос, оценка выполнения практической работы, оценка решения практических задач

оценка работы в малых группах

1

Сравнение различных форм организации бизнеса

2

Методика SWOT – анализа предприятия

3

SWOT – анализ предприятия: сила и слабость фирмы

4

SWOT – анализ предприятия: возможности и угрозы фирмы

5

Отчетность предприятия. Анализ деятельности предприятия

6

Внутренние и внешние средства компании. Основы фандрайзинга

7

Долгосрочные вложения. Дисконтирование стоимости

7

Производство и производительность

4

4

Решение практических задач, деловая игра

Оценка выполнения практической работы, оценка участия в деловой игре

8

Производственные затраты. Производительность.

9

Закон убывающей доходности факторов

10

Максимизация прибыли.

11

Бухгалтерские и экономические затраты. Принятие экономических решений

8

Что такое конкуренция

4

3

Исследование,

практическая работа, решение практических задач.

Оценка выполнения практической работы, оценка решения практических задач, оценка работы в малых группах

12

Структура современного рынка. Анализ конкуренции

13

Методика исследования товарного рынка

14

Маркетинг. Составление рекламного сообщения

15

Показатели концентрации рынка

9

Человек на рынке труда

4

4

Семинар, исследование, решение практических задач, экскурсия

Отчет об экскурсии , оценка работы в малых группах, Оценка выполнения практической работы, оценка решения практических задач ,

16

Современные тенденции в развитии трудовых ресурсов РФ

17

Исследование рынка труда г. Северодвинска

18

О тенденциях на рынке труда в Северодвинске (Встреча с консультантами биржи труда)

19

Экономическая характеристика рынка труда

10

Финансовые инструменты и институты

10

8

Беседа, практическая работа, исследование, решение практических задач, экскурсия, мультимедиа-урок

Тестирование, опрос, оценка выполнения практической работы, оценка решения практических задач ,

20

Финансовая информация: как ее читать, воспринимать, использовать

21

Банки. Анализ финансовых услуг в местных банках.

22

Фондовый рынок

23

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы)

24

Хедж-фонды. Общий фонд банковского управления (ОФБУ)

25

Недвижимость

26

Страхование

27

Финансовые пирамиды: были, есть и будут?

28

Депозитный мультипликатор

29

Влияние инфляции. Индекс потребительских цен

11

Личное финансовое планирование

6

5

Консультация, исследование, практическая работа

Создание и защита личного финансового плана

30

Личный финансовый план . Определение финансовых целей

31

Что такое пенсия, зачем она нужна. Пенсионная реформа

32

Оценка своих финансовых возможностей

33

Капитализация. Стратегии инвестирования

34

Как реализовать и достичь поставленных целей

35

Составление личного финансового плана

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Архипов А.П. Азбука страхования. Учебник для 10-11 кл. – М., Вита-пресс, 2006
  2. Гудырин С.Н. Основы маркетинга. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., Вита-пресс, 2006
  3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по микроэкономике. – М., Вита-пресс, 2006.
  4. Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.,1995.
  5. Прикладная экономика. Сборник заданий: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.,1995.
  6. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., Вита-пресс, 2007

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Архипов А.П. Методическое руководство по изучению элективного курса «Азбука страхования»: Пособие для учителя. – М., Вита-пресс, 2005.
  2. Гудырин С.Н. Основы маркетинга: Метод. пособие. – М., Вита-пресс, 2005.
  3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по микроэкономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. – М., Вита-пресс, 2001.
  4. Прикладная экономика: Методическое пособие для преподавателей и бизнес-консультантов. – М.,1995.
  5. Прикладная экономика. Сборник заданий: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.,1995.
  6. Российская экономика: Приложение к учебнику «Прикладная экономика».
  7. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./ Автор-составитель Б.И.Мишин; Министерство образования Российской Федерации. — М.: Вита-Пресс, 2000.
  8. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., Вита-пресс, 2007

Дополнительный материал:

www.invest-prosvet.ru

www.schoolmoney.ru/

www.reputacya.ru/

www.finam.ru/

http // www . investpark . ru

http // www . cbr . ru

Кириллов К.В., Обердерфер Д.Я. Как стать богатым в России, или чему не учат в российских школах.- СПб.: ИК «Невский прспект», 2007.-2-е изд., доп. и перераб.- 256 с.

Кириллов К.В., Обердерфер Д.Я. Как сделать бизнес в России и не прогореть. – СПб.: «Невский прспект»; Вектор, 2008.- 256 с.