Цели и задачи выполнения курсовой работы по учебной

Курсовая работа
Содержание скрыть

введение

в экономику и бизнес. Учебник для средних специальных заведений.—М., 2000

Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции.- М.,2009

Вершловский С.Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена. – СПБ,2008

Виленский М.Я., Образцова П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе.-М.,2004

Воспитательная деятельность педагога: Уч. пособие для студентов ВУЗов /Колесникова И.А. и др. /Под ред. В.А.Сластенина.- М.,2005

Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение:Уч. Пособие.-М.:ФОРУМ, 2005

Джонсон Д.,Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве.—М., 2007

Есаулова М.Б. Преемственность как социально-педагогический феномен и принцип проектирования профессиоанльного педагогического образования.-СПБ.62004

Есаулова М.Б., Сухобская Г.С. Компетентностный подход в профессионально-педагогическом образовании.—СПб.,2010

Зимняя И.А. Педагогическая психология.-М.,2005

Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования — Екатеринбург,2000

Змеев С.Н. Технологии обучения взрослых.—М.,2002

Исследовательский подход в образовании:от теории к практике. Материалы научно-практической конференции/Под ред. Обухова А.С. –М.,2009

Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий.-М.,2003

Кларин М.В. Интерактивное обучение— инструмент освоения нового опыта.—М.,2000

Климов Е.А. Введение в психологию труда.—М.,2004

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.-М.,2005

Колесникова И.А. , Горчакова-СМибирская М.П. Педагогическое проектирование.- М.,2005

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.—СПб.,2002

Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. Козырева и др. —СПб.,2005

Комплексная деловая игра /Под ред. Абрамовой И.Г. и др. —М.,1991

Корнеев Л.И. Современные интерактивные методы обучения.—М., 2000

Краевский В.В. Общие основы педагогики.—М.,2005

Кругликов В.Н.,Платонов Е.В., Шарапов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности.- М.,1998

Крысько В.Г. Психология и педагогика/Схемы и коментарии.-М.:Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС»,2001

Кудрявцев Т.К. Проблемное обучение— истоки, сущность, перспективы.—М.,1991

24 стр., 11657 слов

Применение технологий развивающего обучения на х информатики

... данной работе рассматривается развивающее обучение на уроках информатики в общеобразовательной средней школе с позиции психологии, интересующейся, прежде всего ... образования, в частности по курсу информатики. Эти противоречия определяют актуальность проведения исследования по применению развивающей технологии на уроках информатики. Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи ...

Куликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.-М.,2005

Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики.- М.,2001

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.,2001

Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.- Мурманск, 2001

Маралов В.Г. Основы самосознания и саморазвития.- М.,2004

Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.,1972

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.,1975

Модернизация общего образования на рубеже веков. Сб.научных трудов.—М.,2002

Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ /Олейникова О.Н. , Муравьева Ю.Н. и др. –М.,2010

Новиков А.М. Методология образования.—М.,2006

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат.- М.2001

Общая и профессиональная педагогика /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.,2005

Основы андрагогики .Терминологический словарь справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей /Сост. Маслова В.В.-Мариуполь,2004

Основы андрагогики
:

Уч. пособие/ под ред. И.А.Колесниковой.-М.,
2003

Основы общей и профессиональной педагогики. Уч. пособие./Под ред. Г.П.Скамницкой.- М.,2005

Основы экономических знаний. Уч. Пособие /Под ред. Куликова Л.М..-М.,1998

Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.,1998

Панфилова А.П. Теория и практика общения. –М.,2007

Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения.- М.,2006

Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина и др. –М.,1997

Плотов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М.,1991

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.-М.:ВЛАДОС, 2005.-Кн.1Общие основы. Процесс обучения.

Проворова О.Т. Принципы модульного обучения: Метод. разработка.—Красноярск, 2006

Профессиональная педагогика / Под ред. Батышева С.Я..- М.,1999

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.-2 изд..-М.,2004

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998

Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности.- СПб, 2004

Сергеева Т.А., Уварова М.Н. Проектирование учебного занятия //Методические рекомендации /Институт развития профессионального образования.-М.,2001

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.—СПб, 2002

Смирнов И.П. Теория профессионального образования.- М.,2006

Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии:методология и практика проведения: учеб. для вузов.- М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.—М.,2005

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.—СПБ,2004

Хуторской А.В. Современная дидактика:Учебник для вузов.—СПб.:Питер,2001

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.- М.,2002

Чернилевский Д.В. Технологии обучения в высшей школе.- М.,2004

Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Пособие для студентов.-М.,2000

24 стр., 11955 слов

Авто и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной ...

... диссертации по педагогике, на тему "Формирование экономической компетентности студентов" Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в России, переход к рыночной экономике выдвигают перед российской системой образования задачу формирования экономической компетентности ... формирования экономической компетентности студента // Современные образовательные технологии в обучении взрослых ...

Щуркова Н.Е. Педагогические технологии.- М.,2002

Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения.- М.,2007

Юрчук В.В. Современный словарь по психологии.- М.,2000

Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб,1998

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. –М.,2000

Htpp: //www.butik.ru/cue/2000/s2/18/htm

( Описаны педагогические технологии в реализации профильного обучения)

и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
[3]



Абстрагирование

— одна из умственных операций; процесс мышления, в ре­зультате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует поня­тия, восходя от конкретного к абстрактному.

Автоматизированная обучающая система — взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и орга­низационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуа­лизации обучения.

Автономность— способность к независимости от внешних воздействий.

Авторитарный— 1) основанный на слепом подчинении власти; 2) навязываю­щий другим свои взгляды. экспериментальное учебно-воспитательное учреж­дение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогиче­ской концепции, разработанной определенным автором или авторским кол­лективом.

Адаптивность (в образ.) —
приспособленность, способность образования к гиб­кой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.

Аккредитация— получение права образовательного учреждения на выдачу сво­им выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему централизованного государственного финансирования и пользование гербовой печатью.

Акмеология (греч. акте —
«вершина» и лат. logos
— «наука», «учение») — наука о более полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, про­фессионала.

Активизация познавательной деятельности — такая организация познава­тельного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Актуализация— действие, заключающееся в извлечении усвоенного материа­ла из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непо­средственном воспроизведении.

Актуальность исследования — необходимость и своевременность изучения и решения какой-либо проблемы для дальнейшего развития научной теории и практики.

Алгоритм— последовательность выполнения задания; запись, определяющая ход действий по выполнению задания, т. е. план работы и ее выполнения на определенном этапе.

Алгоритмизированное обучение — обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаи­мосвязанных операций.

Альтернативные учебные заведения — образовательные учреждения, действу­ющие параллельно или дополнительно к государственным и создающие альтернативу государственному образованию.

8 стр., 3660 слов

Деятельность и сознание личности

... форме психического образа, открывающего человеку окружающий его мир, деятельность его при этом остается практической, внешней. На более позднем этапе развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Постепенно сознание как ... целостность, постоянство личности, которая независимо ... обучения, то есть правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека ...

Ассоциация— отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.

Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия-содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Базовое образование — единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего, более высокого уровня образования.

Бакалавр — первая академическая степень в системе многоступенчатого высше­го профессионального образования, присваиваемая по завершении четырех­летнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалифи­кационной работы.

Валеология— наука о здоровом образе жизни, имеющая целью исследова­ния системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья

людей.

Воспитанник — человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправ­ленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и колле­ктива), с другой стороны — субъектом самовоспитания и саморазвития.

Воспитанность— достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Воспитательная функция педагогического процесса — круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убежде­ний, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского по­ведения.

Воспитательное мастерство — мера совершенства педагога в реализации сис­темы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.

Восприятие— простейшая из свойственных только человеку форм психическо­го отражения объективного мира в виде целостного образа. В отличие от ощущения восприятие отражает объект целостно.

Гипертекст— текст, содержащий ссылки на другие тексты. Нелинейная форма организации информации в гипертексте означает, что массив информации разделен по смыслу на самостоятельные фрагменты; фрагменты связаны ме­жду собой с помощью ссылок. Гипертекст позволяет пользователю самому выбирать порядок и глубину изучения массива информации.

Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным про­цессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способ­ностей человека.

Гуманизм— принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание без­граничных возможностей человека на пути к совершенствованию, прав лич­ности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага чело­века как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основ­ных принципов современной педагогики.

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обще­ству или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезада­птацией.

Дедукция — один из методов познания, предполагающий переход от общего зна­ния о предметах данного класса к единому (частному) знанию об отдельном предмете класса.

22 стр., 10504 слов

Кадры и образование как ключевые факторы развития цифровой экономики

... создаются условия для развития цифровой экономики, чему посвящен отдельный раздел. В Программе обозначены основные цели направления, касающегося кадров и образования: «cоздание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок ...

Действие— элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые.

Демократизация образования — расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению обра­зованием.

Дескриптивная методология— это учение о структуре научного знания, зако­номерности научного познания, которое служит ориентиром в процессе ис­следования. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описани­ем уже осуществленных процессов научного познания.

Децентрализация управления — процесс передачи функций управления мест­ным органам власти, в образовании — самим образовательным учреждениям.

Деятельность— взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

Диверсификация образования (лат. diversicatio — «изменение», «разнообра­зие») — переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней и форм получения образования; призвана расширить возможности самореализации личности.

Дидактика (греч. didaktikos — «поучающий» и didasko — «изучающий») — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (цели, со­держание, методы, средства, организация, достигаемые результаты).

Дидактическая задача — конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, а также воспитанию и развитию учащихся.

Дидактическая система — способ осуществления алгоритма управления обуче­нием («вручную» учителем или с помощью каких-то технических средств).

Определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управле­ния познавательной деятельностью.

Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, исполь­зование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Дидактический процесс — совокупность действий преподавателя и познава­тельной деятельности обучаемых.

Дистанционное обучение (англ. distance — «дистанционное», «на расстоянии») — форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учеб­ное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью со­временных технологических электронных средств.

Дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов об­разования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником.

Закономерности воспитания — устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Знания— результат познания человеком объективной реальности, верное ее от­ражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений; форма за­крепления, обобщения и передачи от одного поколения людей другому опы­та, полученного в процессе практической деятельности человека.

Зона ближайшего развития (в образ.)
— расхождение в уровне трудности за­дач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссозда­ние и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреп­ленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

11 стр., 5364 слов

Очное обучение заочное обучение курс 1 1 триместр 1.2 1.2 лекции ...

... самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Имеет отличные знания по основам эконометрики. ... методов. Эко нометрические методы в практической и учеб ной деятельности. 2 Двумерная регресси- 1.2 4 8 22 Письменные работы, ... 108 часов. 4.1. Содержание разделов дисциплины Очное обучение Виды учебной рабо- Формы текущего Раздел и ...

Идеал— образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности.

Иерархия— определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.

Избирательность— способ выделять объекты, значимые для личности.

Имитация (лат. imitation
— «подражание», «идентичность») — воспроизведение, подражание кому-либо или чему-либо, подделка.

Имманентный (лат. immanens —
«свойственный»-, «присущий») — присущий природе самого предмета, явления; внутренний.

Инвариантный — остающийся без изменения при определенных преобразова­ниях, при переходе к новым условиям.

Индивидуальный стиль деятельности — совокупность способов и приемов де­ятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.

Индукция — вид умозаключения, представляющий собой метод познания от ча­стного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определен­ного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежно­сти всему классу явлений.

Инновация(лат. novus
— «новый») — в образовании означает нововведение, новшество; процесс создания, освоения и практической реализации педаго­гических научно-технических достижений.

Интеграция (лат. integratio —
«восстановление», «восполнение») — объединение в целое каких-либо частей; состояние связанности отдельных дифференци­рованных элементов в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Интеграция образования — процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреж­дений, а также субъектов образовательного процесса.

Информатизация образования — массовое внедрение в педагогическую прак­тику информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники, с целью создания условий для перестройки учебной деятельности и расширения познавательных возмож­ностей обучающихся.

Информационная технология обучения — педагогическая технология, ис­пользующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сред­ства) для работы с информацией.

Информационно-ноосферная цивилизация — уровень, ступень общественно­го развития, материальной и духовной культуры, при котором основным бо­гатством и ресурсом служит информация, а разумная деятельность человека становится решающим фактором развития природьь

Исследовательский подход в обучении — совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Карьера — быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Профессио­нальная карьера по вертикали означает продвижение в должности, по гори­зонтали — продвижение в мастерстве.

40 стр., 19870 слов

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ...

... социально - экономическом развитии области, помогает определить направления её совершенствования, развивать связи профессионального образования с рынком труда. Опыт пятого Публичного доклада Департамента образования и молодежной политики Орловской области представлен для диалога с ...

Качество образования — интегральная характеристика образовательного про­цесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространен­ным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяет­ся факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание, высокая компетентность педагогических работников, новейшие педагогиче­ские технологии, материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.

Квалиметрия— в педагогике метод, позволяющий переводить качественные характеристики личности, ее развития и воспитания в количественные пока­затели.

Квалификационная характеристика — государственный нормативный доку­мент, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основ­ные требования к его мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей.

Квалификация — уровень подготовленности, степень пригодности к какому-ли­бо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необ­ходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимае­мой должности.

Кибернетика — наука о процессах управления в сложных динамических системах.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку систе­ма методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, су­щественное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

Коллектив— организованная и обладающая органами управления группа людей, объединенных общественно значимыми идеями, интересами, деятельностью.

Коллективизм — умение взаимодействовать с товарищами по работе в ходе тру­довой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отно­шения, готовность подчинить собственные интересы общественным и колле­ктивным.

Компетенция— круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опы­том; круг полномочий лица или учреждения.

Комплексный подход — исследовательский метод, рассматривающий профес­сиональное образование в единстве его социально-экономической, психоло­гической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода — учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливаю­щих эффективность профессионального образования.

Конгруэнтность — равенство самому себе, степень совпадения объектов, процес­сов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образо­вания с содержанием будущей профессиональной деятельности).

Контроль (франц. controls
— «проверка») — составная часть управления объек­тами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью про­верки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходи­мому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положения­ми, программами, планами, проектами и соглашениями.

Контроль качества профессионального образования — обеспечение соответ­ствия результатов профессионального обучения стандарту профессиональ­ного образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа конт­роля: входной, промежуточный и выходной.

7 стр., 3459 слов

Прогнозирование и индикативное планирование развития образования

... работы - рассмотреть, проанализировать прогнозирование и индикативное планирование развитие системы образования. Глава 1. Прогнозирование развития системы образования, .1 Основы прогнозирования развития системы образования Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в: ; создании условий для повышения конкурентоспособности личности; ...

Концепция— определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ве­дущий принцип анализа деятельности.

Координация — согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями.

Коррекционная педагогика — отрасль педагогики, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии.

Коэффициент полноты учебного предмета — отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы — отноше­ние к объекту соответствующего учебного предмета в вузе).

Креативность — способность к продуктивной творческой деятельности.

Культура (лат. cultura
— «возделывание») — исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также ре­зультатов этой деятельности.

Культура поведения — характеристика поведения по критерию и мере соответ­ствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам и прави­лам этикета.

Лицензирование — в образовании процедура проведения государственными органами экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) об­разовательному учреждению лицензии на право осуществления образова­тельной деятельности в соответствии с поданной заявкой.

Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым учащимся и коллективом; пред­полагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.

Личность— человек как общественное существо, носитель общественного созна­ния и самосознания.

Логика исследования — ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования.

Локальный— местный, не выходящий за определенные пределы.

Магистр (magister — «начальник», «учитель») — академическая степень в структуре высшего образования, которая следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Присваивается по завершении шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации.

Мастерство — высший уровень профессионального развития, характеризую­щийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуаль­ного стиля профессиональной деятельности.

Метод (греч. methodos —
«путь исследования, познания») — способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.

Метод «мозгового штурма» — метод группового обучения или воспитания, сти­мулирующий познавательную активность и основанный на процессе совме­стного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.

Метод обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий пе­дагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение средствами самообразования. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимоотношений субъектов обучения.

6 стр., 2919 слов

Торговля как отрасль в экономики. Ее роль в воспроизводственном ...

... отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал. Эпоха торговли ... понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром. Условием для образования мирового рынка торговли послужил ... с предпринимательской деятельностью, то имеет место розничная торговля. В настоящее время с развитием рыночных отношений, ...

Методика (в образ.)
— совокупность конкретных приемов, способов, техник пе­дагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методология— учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности.

Методы воспитания — упорядоченные практические совместные действия пе­дагога и воспитанника, которые способствуют передаче, усвоению и исполь­зованию содержания воспитания как общественного опыта.

Методы контроля (в образ.) —
способы получения информации о результатив­ности процесса обучения.

Методы организации коллектива — методы воспитания, способствующие формированию коллектива с высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, с соревновательным отношением к делу и самоуправлением.

Мировоззрение— система научных, философских, социально-политических, эстетических взглядов на мир.

Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характе­ристика (цвет, запах, тембр и т. п.).

Моделирование воспитания — метод познавательной и практической деятель­ности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представле­ниях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.

Модель (фр. model
— «мера») —,образец какого-либо изделия, образцовый эк­земпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде.

Модель виртуальных миров в обучении — компьютерная технология, облада­ющая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющих­ся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.

Мониторинг (англ. monitor—
«контролировать», «проверять»)— 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагоги­ке — планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образо­вательного процесса.

Мониторинг профессионального развития — внешнее и внутреннее побужде­ние субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.

Мотивация— внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. В педагогике мотивация форми­руется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но воспиты­вается в процессе непосредственной деятельности.

Моторика(от лат. motor
— «приводящий в движение») — совокупность двига­тельных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свой­ственных человеку

Мультимедиа — компьютерные системы с интегрированной поддержкой звуко­записи и видеозаписи.

Мышление— высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.

Навыки— действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем много­кратного повторения.

Направленность личности — это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, ис­точниками которых являются, с одной стороны, личные потребности, а с дру­гой — общественные требования.

Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогичес­ких сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обрядах, традициях, играх и т. п.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта; отлича­ется от учения (как приобретения опыта в деятельности, направляемой поз­навательными мотивами) тем, что путем
научения может приобретаться лю­бой опыт (знания, умения, навыки), при этом и уяснение материала, и его за­крепление протекают неосознанно.

Научная организация труда — осуществление на каждом рабочем месте комп­лекса научно обоснованных мероприятий, позволяющих повышать эффек­тивность производства, сохранять здоровье человека, превращать труд в жиз­ненную потребность. Она предусматривает целесообразное расчленение тру­дового процесса на операции, улучшение условий труда, оборудование и ос­нащение рабочих мест, укрепление дисциплины труда и др.

Научная проблема — противоречие, которое должно быть разрешено средства­ми науки.

Научное воспитание — воспитание, совершаемое в процессе реального позна­ния, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творчес­кого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств.

Нейротизм — психофизиологическое свойство человека, которое выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабочен­ности, депрессивных реакциях и т. д.

Непрерывное образование — единая система образовательных учреждений, обеспечивающая базовое образование, послевузовское образование, повыше­ние квалификации и переподготовку кадров; образование человека на протя­жении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и ин­тересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования.

Неформальная организационная структура педагогического коллектива — возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сло­жившихся отношений между его членами.

Нравственная культура — определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

Образовательная область — набор соответствующих учебных дисциплин и кур­сов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы.

Образовательная программа — документы, определяющие содержание обра­зования определенного уровня и направленности, включающие общеобразо­вательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

Образовательные учреждения — учреждения, осуществляющие образователь­ный процесс, т. е. реализующие одну или несколько образовательных про­грамм. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударствен­ными (частными, а также принадлежащими общественным и религиозным организациям).

Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение ко­торого удостоверяется соответствующим документом.

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения чело­веком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.

Обученность — результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).

Общая педагогика— базовая научная дисциплина, изучающая общие законо­мерности образования и разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов.

Общение— живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с са­мим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, от­ношений, самопроявление и самоутверждение индивидов; обмен информа­цией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество.

Общественное мнение — метод самоорганизации педагогического стимули­рования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посред­ством выполнения требований морали, постановки и реализации общест­венно значимых перспектив, социально-нравственной оценки поведения членов коллектива.

Объект исследования — то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогические системы, формы и методы воспитания и обу­чения и т. д.

Объект проектирования — то, на что направлена проектная деятельность. Оксидентальные способности
— умение предвидеть опасности.

Опережающее образование — образование, содержание которого сформиро­вано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъ­екту различных видов социальной деятельности.

Оптимальность— достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

Парадигма— совокупность теоретико-методологических предпосылок, опре­деляющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на определенном этапе.

Педагогика высшей школы — область профессиональной педагогики, изучаю­щая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с вы­сшим профессиональным образованием.

Педагогика начального профессионального образования — область профес­сиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием.

Педагогика послевузовского профессионального образования — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, вос­питания и развития специалистов с высшим профессиональным образова­нием.

Педагогика среднего профессионального образования — область професси­ональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.

Педагогическая задача — осмысленная педагогическая ситуация с привнесен­ной в нее целью, связанной с необходимостью познания и преобразования действительности.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогиче­ской подготовленности, характеризующей возможности специалиста в реше­нии определенного класса педагогических задач.

Педагогическая компетентность — знания и опыт, дающие возможность про­фессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной професси­ональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и на­выков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих поста­новку и решение определенного класса профессионально-педагогических за­дач в соответствии с присвоенной квалификацией;

Педагогическая технология — последовательная взаимосвязанная система дей­ствий педагога, направленных на решение педагогических задач или на пла­номерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектиро­ванного педагогического процесса.

Педагогическая цель — предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогическо­го процесса.

Педагогические средства — материальные объекты и предметы духовной куль­туры, предназначающиеся длят организации и осуществления педагогическо­го процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Педагогический процесс — целенаправленное взаимодействие педагогов и вос­питанников с целью их развития, обучения и воспитания.

Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаи­модействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных психо­логических особенностей.

Педагогическое мастерство — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Педагогическое призвание — склонность, вырастающая из осознания способ­ности к педагогическому делу.

Педагогическое управление — перевод педагогической системы на более высо­кий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.

Педология(от греч. pais — «дитя», logos — «учение») — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины в. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологи-ческие, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», сог­ласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задер­жало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в на­шей стране.

Перцептивность — качество преподавателя, позволяющее объективно понять и оценить внутреннее состояние обучающегося.

Планирование работы образовательного учреждения — принятие управлен­ческого решения, выступающего во множестве форм, различающихся по сте­пени обязательности, продолжительности охватываемых периодов, по тема­тике и персональной принадлежности. Наиболее сложной формой управлен­ческого решения является план.

Познание— процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания.

Полипрофессиональное обучение — ступенчатое обучение по основной и сме­жным профессиям со сдачей экзамена по каждой ступени.

Право на образование — закрепленное конституцией право гражданина на по­лучение определенной суммы знаний, культурных навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Предмет исследования — часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Преемственность в воспитании — многоступенчатое воспитательно-образова­тельное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определен­ный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества.

Прескриптивная методология — направлена на регуляцию деятельности и но­сит нормативный характер; предполагает разработку рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.

Призвание — свойство личности, формирующееся на основе интереса к опреде­ленной деятельности, стремление выполнять ее и проявление способностей к ней. Деятельность по призванию помимо внешнего результата дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.

Принцип культуросообразности — максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в кото­рых находится конкретное учебное заведение.

Принцип природосообразности — обязательный учет половозрастных особен­ностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития лично­стных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста.

Принципы воспитания — исходные положения, требования, которыми нужно руководствоваться в воспитательной работе.

Провайдер — поставщик услуг Интернета.

Прогноз в образовании — мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики на основе предвидения характера и темпов техно­логического и социально-экономического развития.

Проект (лат. projection — «бросание вперед») — прототип, идеальный образ пред­полагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разра­ботанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного вопло­щения.

Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов пре­образований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов.

Проектная деятельность — интегративный творческий вид деятельности по со­зданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новиз­ной и имеющих личную или общественную значимость.

Проектное обучение — обучение, в котором знания и умения у школьников формируются в процессе выполнения творческих проектов.

Производственная педагогика — область профессиональной педагогики, изу­чающая систему и процесс подготовки работников на производстве.

Производственное обучение — обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.

Профессиограмма— документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психоло­гическим особенностям, психофизическим возможностям человека.

Профессиология — наука, объектами которой являются различные профес­сии, изучаемые методами психологии, физиологии, гигиены, медицины,

педагогики.

Профессионал— лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знания­ми и умениями.

Профессионализация — термин, введенный для обозначения педагогически ре­гулируемого процесса профессионального становления личности, формиро­вания рабочего-профессионала в условиях профессионального образования.

Профессионализм— приобретенная в ходе учебной и практической деятельно­сти способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональ­ных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном заня­тии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессиональная адаптация — приспособление работающих к условиям про­фессиональной среды и деятельности.

Профессиональная готовность — субъективное состояние личности, считаю­щей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профес­сиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.

Профессиональная группа специальностей — совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально-полезной деятель­ности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфически­ми предметами и средствами труда.

Профессиональная компетентность — интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также нравственную позицию специалиста.

Профессиональная мобильность — способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производствен­ных обстоятельств.

Профессиональная модель специалиста — конкретизация государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также перечень тре­бований к личностным и профессиональным качествам специалиста.

Профессиональная направленность — направленность личности на опреде­ленный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.

Профессиональная подготовка — система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, знаний, умений, навыков и профессиональной готовности.

Профессиональная пригодность — психодиагностическая и психопрогности­ческая оценка личности и организма человека по взаимодействию его про­фессиональных способностей и условий профессиональной деятельности.

Профессиональная проба — непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии с целью получения опыта работы по профессии и по­пытка определить, соответствует ли характер данной работы склонностям, способностям и умениям человека.

Профессиональное развитие — процесс развития личности как субъекта про­фессионального самоопределения и профессиональной деятельности.

Профессиональное становление — процесс изменения личности под влияни­ем социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде.

Профессиональное творчество — деятельность личности по созданию субъек­тивно или объективно новых способов и приемов профессиональной дея­тельности и ее результатов.

Профессионально-педагогическая культура — мера и способ творческой са­мореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнооб­разных видах педагогической деятельности и общения, направленных на ос­воение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическое образование — процесс и результат целе­направленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специ­альных учебных заведениях.

Профессиональные образовательные учреждения — государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образова­тельные программы соответствующего уровня с целью подготовки работни­ков квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов согла­сно утвержденным перечням профессий и специальностей.

Профессиональный педагогический долг — ориентация на безусловное ува­жение человеческого достоинства каждого участника педагогического про-

цесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему.

Профессия — устойчивый род трудовой деятельности, требующей определен­ной профессиональной подготовки.

Процесс — последовательная смена одного состояния другими; ход развития че­го-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Психические процессы — процессы, отражающиеся в динамически изменяю­щихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памя­ти, мышлении, речи и др.

Рабочая учебно-программная документация — учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учеб­ные программы.

Развитие (в образов.) — процесс и результат количественных и качественных из­менений унаследованных и приобретенных свойств личности.

Ремесло — древний узкоспециальный вид трудовой деятельности (наряду с зе­мледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ру­чных, способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготовлялись орудия труда, оружие, предметы быта и украшения.

Рефлексия(от лат. reflexio — «обращение назад») — процесс самопознания субъ­ектом внутренних психических актов и состояний.

Ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Рынок труда — сложившиеся текущие и перспективные потребности конкретного региона в кадрах.

Самоактуализация — стремление к полному выявлению и развитию своих лич­ностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние дей­ствительности.

Самовыражение— процесс и результат развития и проявления индивидом при­сущих ему качеств и способностей.

Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер,

Ситуация— положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства.

Содержание внутреннего контроля профессионального учебного заведе­ния — включает следующие направления: решение организационно-педаго­гических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние препо­давания учебных дисциплин, практик; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эф­фективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений.

Содержание образования — научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, опыта творческой деятельности, овладение которой обеспечивает разносто­роннее развитие личности.

Социализация — процесс становления личности. В процессе такого становле­ния происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей, опыта (норм, установок, образцов поведения) и культуры, присущих данному обще­ству, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных свя­зей и социального опыта.

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие соци­альной среды на формирование личности.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности по­ведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в со­циальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социальный заказ образованию — требование со стороны общества и государ­ства к содержанию образования и качествам формирующейся в образова­тельной системе личности.

Социометрия— социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности.

Специальность — конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.

Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда, кото­рые используются людьми в процессе производства товаров и услуг.

Стандарт образования — документ, в котором определены конечные результа­ты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро обра­зования; оптимальный минимум содержания образования.

Стандартизация образования — разработка и использование стандартов; объективно необходимая деятельность по упорядочению образовательной практики.

Стиль — совокупность приемов деятельности и поведения, характерных призна­ков художественного произведения, языковых приемов.

Субординация— система строгого соподчинения людей и их отношений.

Субъектность— качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.

Суггестивный (лат. zuggeztio —
«внушение», «намек») — воздействующий на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы лю­дей, нередко помимо, а иногда и против их воли.

Творческое мышление (в образов.)
— способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, кото­рые составляют содержание учебного процесса.

Телекоммуникационная сеть — сеть обмена и обработки информации, образо­ванная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и инфор­мационных ресурсов.

Тема (
учеб.)
— составная часть учебного курса. Тема занятия обычно определя­ется в соответствии с учебной программой, планом.

Теория— форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Тео­рия выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концеп­циях, гипотезах, принципах и др.

Технологический процесс — совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь.

Технология— наука о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.

Технология производства — строго определенная система производственных операций с использованием совокупности средств и приспособлений.

Типовое положение об образовательном учреждении — свод нормативно-правовых оснований, регламентирующих учебно-воспитательную, организа­ционно-хозяйственную и управленческую деятельность субъектов образова­тельного процесса, их права и обязанности.

Толерантность(лат. tolerantia
— «терпение») — терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение.

Тренажер (в образов.)
— техническое средство обучения, позволяющее имити­ровать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе.

Трудовые приемы — совокупность законченных трудовых операций, выполня­емых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществле­ния операции.

Тьютор — преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанцион­ной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавате­ля, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются пу­тем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Управление— целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление образовательным учреждением — сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совер­шенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогическо­го коллектива.

Управленческое решение — творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой си­стемы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проб­лемы или изменению цели.

Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Уровни трудового процесса — систематизированные степени сложности тру­довых процессов.

Усвоение знаний — познавательная деятельность, направленная на прочное ов­ладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, состав­ляющие основу научных понятий.

Устав — свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, ор­ганизации, коллектива.

Учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание об­разования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждые раздел и тему.

Учебно-методический комплекс — подсистема учебно-методического обеспе­чения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся, значительно облегчающая труд преподавателя и способствующая интенси­фикации обучения.

Учебный диалог — устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.

Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных пред­метов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.

Учебный цикл — совокупность определенных актов учебного процесса, итог по­следовательных этапов учения.

Учебный элемент — подлежащий изучению предмет, явление, процесс, свойст-. ва, связь, взаимосвязь, метод действия, способ выполнения работы, примене­ния, использования чего-либо.

Учение— целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобрете­ния навыков и умений для последующей практической деятельности. В ши­роком понимании — овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.

Учреждения дополнительного образования — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленно­сти, выходящие за пределы основных образовательных программ.

Фасилитационная функция профессионально-педагогического взаимо­действия(англ. — «благоприятные условия») — усиление эффектив­ности взаимодействия за счет особых личностных качеств субъектов этого процесса, т. е. личностный стиль взаимодействия (использование мимики и пантомимики, элементов юмора, жестикуляции и т. д.).

Формальная структура коллектива — обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структу­ры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции,взаимодействует с другими членами трудового общества на основе опреде­ленных, предписанных ему правил.

Функции управления — законченный цикл действий, отражающих определен­ное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла.

Цель управленческой деятельности — воздействие на коллектив, которое опреде­ляет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определе­нии генеральной цели деятельности образовательного учреждения необходимо ее представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение генераль­ной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Централизация управления — процесс передачи основных функций управле­ния центральным органам.

Цикл обучения — совокупность специально организованных и управляемых процессов взаимодействия учителей и учеников, направленных на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и потенциальных возмож­ностей обучаемых, осуществляемых в течение определенного промежутка времени.

Частная методика — система методов изучения отдельных предметов.

Эгоцентризм — свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от не­го тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительно­сти своего «я».

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — «существование») — субъективно-идеа­листическое направление в философии, центральное место в котором зани­мает проблема человека, особенно его бытие как индивидуального субъекта, смысл жизни, судьба.

Экстравертированность — склад личности, характеризующийся преимущест­венной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей.

Электронная библиотека — средство информационной поддержки дистанци­онного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное со­провождение и видеофрагменты.

Электронная почта — передача данных с помощью электронных средств на кон­кретные адреса с соблюдением конфиденциальности.

Этап (фр. etape —
«момент») — стадия развития какого-либо процесса; отдельная часть пути.

Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представле­ний о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, вза­имодействие с другими людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ , Книги (Монографии):

Ткаченко Е.В.,Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. — Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004

Основы андрагогики. Учебн. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Под ред. И.А.Колесниковой.-М., Издательский центр «Академия»,2003

Сенге П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М.:Олимп-Бизнес, 1999

Форсиф П. Развитие и обучение персонала.— СПб: Нева,2003

Статьи:

Ключарев Г.А., Кофанова Е.Н., Пахомова Е.Н.. Самообразование взрослых Общественные науки и современность.- 2003. — № 4.- С. 37-46.

Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ Журнал социологии и социальной антропологии. -2004, Т. 7.- № 1.- С. 175-189

Леонтьев Д. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И.Яцуты. -Кемерово: ИПК «Графика», 2002,

Электронные тексты:

Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»: /Электронный документ/( http://thl.narod.ru/3/ttt.htm).Проверено 24.10.2007

О совершенствовании системы начального профессионального образования см.: http://www. government. ru/ index. htm/ Правительство Российской Федерации

Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна: /Электронный документ/ (htth://www.fondgr.ru/gr/biblio/rus/30) Проверено 22.10.2007

Советы.-

Важно помнить, что

  • не надо заключать в кавычки название книги или статьи. Кавычки вообще не ставятся. Только если указывается таким способом название издательства. (Например: Изд-во «Полет»);
  • инициалы авторов ставятся после фамилии;
  • ( 2 палочки) ставятся после название статьи из журнала или сборника;

/ ( одна палочка) – перед фамилией редактора;

  • после названия статьи или журнала, сборника ставится точка и тире , чтобы отделить место и год издания, и страницы также отделяются точкой и тире(.хххх
    .-СПб, 2009. –С

    . )


-место издания всегда пишется полностью— Нижневартовск, кроме Москвы , Санкт- Петербурга и Минска. Они пишутся так . – М. , СПб, МН.



ПРИЛОЖЕНИЕ №5


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ


Все рассматриваемые характеристики исследования взаимосвязаны между собой, дополняют, уточняют и корректируют друг друга.



Проблема

— это осознанное противоречие между имеющимся и необходимым состояниями.

Противоречие в практике – между сложившейся ситуацией и осознанными потребностями
( практическая проблема

).

Противоречие между имеющейся информацией и потребностью в ней (
познавательная проблема)

Ставя проблему, мы отвечаем на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»

Проблема отражается в
теме

исследования.

А
ктуальность

исследования предполагает ответ на вопрос –« Почему данную проблему надо изучать в настоящее время ?»

Объект исследования – это изучаемая ситуация, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от исследователя.( Что рассматривается ?)

Предмет исследования – это одна из сторон ситуации, процесса или какое-то свойство, функция объекта, которая интересует исследователя в первую очередь. (Аспект рассмотрения объекта).

Цель исследования — обоснованное представление об основном конечном результате исследовательского поиска.

Задачи исследования – это частные цели, которые необходимо достигнуть на пути к главной цели; пути движения к этой цели, которые дают представление о том, что нужно сделать для ее достижения.

Гипотеза– научное предположение, предвидение путей и результатов решения проблемы

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


Оглавления, отражающие структуру( план) работы.

Тема: Возможности использования тренинга в профессиональном обучении будущих специалистов в области экономики

Стр.

Введение 3

1. Современный подход к использованию тренинга в профессиональном обучении 5, 1.1 Теоретический анализ исследований тренинга как формы профессионального образования 6, 1.2 Виды тренингов в зависимости от цели исследования, 1.3 Общие дидактические условия успешности применения тренингов

2. Использование тренинга в профессиональном обучении экономистов, 2.1 Специфика современных требований к профессиональной компетентности экономистов, 2.2 Основные задачи использования тренингов в профессиональной подготовке экономистов, 2.3 Организационно-педагогические условия и методика проведения тренингов для развития профессиональной компетентности экономистов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Тема: Использование исследовательских заданий для развития профессиональной компетентности будущих экономистов

Введение

1. Значимость реализации исследовательских заданий в подготовке современных экономистов

1.1 Исследовательские задания как условие развития исследовательского мышления

1.2 Виды исследовательских заданий и организационно-педагогические условия их применения

2. Эффективность использования исследовательских заданий в обучении будущих экономистов

2.1 Специфика содержания исследовательских заданий в обучении экономистов

2.2 Методика использования исследовательских заданий для создания предпосылок и развития профессиональной компетентности экономистов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Тема: Использование проблемных заданий в профессиональном обучении дизайнеров

Введение

1. Современные тенденции развития профессионального образования

1.1 Общие направления развития современного образования

1.2 Инновационные технологии как условие реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении

2. Проблемное обучение как основа развития творческого мышления будущих дизайнеров

2.1 Сущность проблемного обучения

2.2 Организационно-педагогические условия проблемного обучения

2.3 Эффективность использования проблемности в развитии творческого мышления будущих дизайнеров

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Тема: Использование активных методов обучения в профессиональном обучении дизайнеров интерьера

Введение

1. Теоретические основы использования активных методов обучения в профессиональном образовании

1.1 Психолого-педагогическое обоснование эффективности использования активных методов в профессиональном обучении

1.2 Виды активных методов обучения , используемых в профессиональном обучении

2. Активные методы обучения как условие подготовки компетентных специалистов-дизайнеров

2.1 Специфика профессиональной деятельности современных специалистов –дизайнеров

2.2 Методика применения активных методов в обучении для формирования компетентных специалистов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА