19
Современная политическая карта мира, Практическая работа № 1.
Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.
Ход работы:
Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира” .
Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу , приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
Форма правления |
Унитарные государства |
Федеративные государство |
Президентская республика |
||
Парламентская республика |
||
Конституционная монархия |
||
Абсолютная монархия |
||
Абсолютная теократическая монархия |
||
Государства Британского Содружества |
География природных ресурсов мира, Практическая работа № 2.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ход работы:
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна |
Запасы ( млрд. тонн ) |
Добыча ( млн. тонн ) |
Ресурсообеспеченность ( в годах ) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Весь мир |
139,7 |
1725 |
394 |
3541 |
4700 |
906 |
|||
Россия |
6,7 |
200 |
71,0 |
304 |
281 |
107 |
|||
Германия |
0,2 |
111 |
2,9 |
12 |
249 |
0 |
|||
Китай |
3,9 |
272 |
40,0 |
160 |
1341 |
170 |
|||
Саудовская Аравия |
35,5 |
0 |
0 |
404 |
0 |
0 |
|||
Индия |
0,6 |
29 |
19,3 |
36 |
282 |
60 |
|||
США |
3,0 |
445 |
25,4 |
402 |
937 |
58 |
|||
Канада |
0,7 |
50 |
25,3 |
126 |
73 |
42 |
|||
Бразилия |
0,7 |
12 |
49,3 |
61 |
29 |
162 |
|||
ЮАР |
0 |
130 |
9,4 |
0 |
206 |
33 |
|||
Австралия |
0,2 |
90 |
23,4 |
29 |
243 |
112 |
-
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
-
выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
-
сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
География населения мира, Практическая работа № 3.
Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
Ход работы:
-
Используя учебник и статистические данные таблицы (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона;
-
Сравните особенности воспроизводства двух регионов мира в зависимости от номера варианта;
-
Назовите причины этих особенностей;
-
Назовите демографические последствия данной ситуации в этих регионах и пути решения возможных проблем;
-
Сделайте вывод о различиях воспроизводства населения по регионам мира.
Вариант 1., Вариант 2., Вариант 3., Вариант 4., Вариант 5., Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
Регионы мира |
Коэффициент рождаемости (‰) |
Коэффициент смертности (‰) |
Коэффициент естественного прироста (‰) |
Тип воспроиз-водства |
Демогра-фический этап |
Весь мир |
23 |
9 |
14 |
||
СНГ |
13 |
14 |
-1 |
||
Зарубежная Европа |
11 |
11 |
0 |
||
Зарубежная Азия |
23 |
8 |
15 |
||
Юго-Западная Азия |
28 |
7 |
21 |
||
Восточная Азия |
16 |
7 |
9 |
||
Африка |
40 |
14 |
26 |
||
Северная Америка |
15 |
9 |
6 |
||
Латинская Америка |
25 |
7 |
18 |
||
Австралия |
14 |
7 |
7 |
||
Океания |
28 |
9 |
19 |
Практическая работа № 4.
Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.
Ход работы:
-
Используя учебник, внимательно рассмотрите половозрастные пирамиды стран разных типов;
-
Определите различия в средней продолжительности жизни, соотношении мужского и женского населения и основных возрастных групп;
-
Назовите причины выявленных различий;
-
Чем объясняются ”изъяны” населения в половозрастной пирамиде Германии в различных возрастных группах;
-
Начертите половозрастные пирамиды Индии и Германии в 2030 году с учётом увеличения средней продолжительности жизни на 5 лет и стабилизации главных показателей воспроизводства населения (рождаемости, смертности и естественного прироста);
-
Как изменится форма половозрастных пирамид и какие изменения произойдут в половом, возрастном составе этих стран ?
-
Сделайте вывод об изменении численности и возрастного состава населения в странах различных типов воспроизводства населения.
Практическая работа № 5.
Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
Ход работы:
Вариант 1.
-
Используя текст учебника, атлас (стр. 2–3 и 12–13), справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу «Типы стран по национальному составу», вписав примеры стран и проживающие в них народы;
Типы стран по национальному составу.
Регионы мира |
Однонациональные страны |
Двунациональные страны |
Многонациональные страны |
||||
примеры стран |
крупнейший народ |
примеры стран |
основные народы |
примеры стран |
крупнейшие народы |
||
СНГ |
|||||||
Зарубежная Европа |
|||||||
Зарубежная Азия |
|||||||
Африка |
|||||||
Северная Америка |
|||||||
Латинская Америка |
|||||||
Австралия и Океания |
Практическая работа № 6.
Составление картосхемы современных путей миграции населения
и объяснение причин мировых миграционных процессов.
Ход работы
-
Используя текст учебника, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;
-
Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;
-
Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;
-
Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;
-
Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.
НТР и мировое хозяйство, Практическая работа № 7.
Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.
Ход работы:
-
На контурной карте мира, используя атлас (стр. 2 — 3), учебник , заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;
-
Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;
-
Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;
-
Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;
-
Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.
География отраслей мирового хозяйства, Практическая работа № 8.
Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.
Вариант 1., Ход работы:
-
Используя статистические данные, представленные в учебнике , на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа, угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХ века;
-
Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;
-
Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт . ч);
-
Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном сырье и синим цветом – на привозном;
-
Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира.
Вариант 2., Ход работы:
-
Используя атлас (стр. 17), статистические материалы, предоставленные в учебнике , на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи железных руд и производства стали в конце ХХ века;
-
Стрелками покажите основные пути транспортировки железных руд;
-
Условными знаками обозначьте крупнейшие мировые центры и районы чёрной металлургии;
-
Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства стали на душу населения (более 100 кг);
-
Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия развивается на собственном сырье, синим цветом – на привозном и зелёным – на собственном и привозном;
-
Сделайте вывод о развитии чёрной металлургии по странам и регионам мира.
Практическая работа № 9.
Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
Ход работы:
1.Используя текст и рисунки учебника , карты атласа и данные таблицы «Крупнейшие производители основных зерновых культур во второй половине 90-ых годов», постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса;
Крупнейшие производители основных зерновых культур в 2000 году.
-
Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;
-
Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран – производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы и риса;
-
Сделайте вывод о размещении главных производителей основных видов зерновых культур по странам и регионам мира.
Практическая работа № 10.
Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.
Ход работы:
-
Используя карты атласа (стр. 23), определите общий уровень развития транспорта страны или региона (в зависимости от номера варианта);
-
Используя справочную и дополнительную литературу, назовите длину важнейших сухопутных путей сообщения (железных, автомобильных дорог и трубопроводов), густоту железных и автодорог с твёрдым покрытием и определите вид транспортной системы по конфигурации транспортной сети (широтно-меридианальная, радиальная или колониальная), назовите крупнейшие транспортные узлы;
-
Определите уровень развития водных видов транспорта, назовите важнейшие судоходные реки и каналы, крупнейшие морские порты;
-
Дайте характеристику уровня развития воздушного транспорта, назовите крупнейшие аэропорты;
-
Определите структуру транспорта, долю ведущих видов транспорта в грузо- и пассажирообороте страны или региона и назовите причины, влияющие на развитие и работу отдельных видов транспорта;
-
Опишите проблемы, с которыми сталкивается страна или регион, связанные с развитием транспорта;
-
Назовите основные перспективы развития транспорта;
-
Сделайте вывод о развитии транспорта в данной стране или в регионе.
Вариант 1., Вариант 2., Вариант 3., Вариант 4., Вариант 5., Вариант 6., Практическая работа № 11.
Составление проекта международного туристического маршрута.
Ход урока:
-
На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые Вы предлагаете посетить;
-
Выберите вид (или виды) транспорта, на Вы предполагаете провести круиз;
-
Нанесите на карту маршрут Вашего международного круиза с посещением указанных Вами достопримечательностей;
-
Дайте обоснование выбора объектов, которые Вы предполагаете посетить и вида (видов) транспорта (т.е. проведите рекламную кампанию).
Вариант 1., Вариант 2., Вариант 3., Вариант 4., Вариант 5., Вариант 6., Вариант 7., Вариант 8., Экономическое районирование мира, Практическая работа № 12.
Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
Ход работы:
-
Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.
-
В каждом макрорегионе выделите границы, закрасьте различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно).
Зарубежная Европа, Практическая работа № 13.
Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы
Ход работы:
-
На контурную карту Европы нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых Зарубежной Европы.
-
Условными знаками обозначьте на карте основные регионы размещения неминеральных ресурсов: лесных, рыбных, агроклиматических, гидроэнергетических, геотермальных.
-
На отдельном листочке, вложенном в карту, выпишите наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами страны Зарубежной Европы.
-
Назовите основных поставщиков и укажите наиболее предпочтительные для европейских стран пути перемещения основных видов сырья: нефти и газа, угля, руд чёрных и цветных металлов.
-
Подпишите на карте красным цветом страны с преобладанием эмиграции, а синим — иммиграции.
-
Стрелками покажите главные пути перемещения мигрантов по территории Зарубежной Европы.
-
Различными цветами заштрихуйте территорию стран Северной, Средней, Южной и Восточной Европы
-
Зелёным цветом подчеркните на карте страны — члены Европейского Союза.
-
Укажите положительные и отрицательные стороны свободного перемещения труда, ресурсов и капитала в условиях »Объединённой» Европы.
Практическая работа № 14.
Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.
Ход работы:
-
На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега.
-
Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран.
-
Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов !
-
Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС.
-
Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства.
-
Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.
Практическая работа № 15.
Составление
сравнительной экономико-географической характеристики
двух развитых стран Европы.
Ход работы:
Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану:
План экономико-географической характеристики страны.
-
Общие сведения о стране ( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
-
Географического положение : вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
-
Природные условия и ресурсы ;
-
Население : численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
-
Структура национального хозяйства ;
-
Отрасли специализации промышленности , крупнейшие промышленные районы и центры;
-
Отрасли специализации сельского хозяйства , главные сельскохозяйственные районы;
-
Характерные черты развития транспорта ;
-
Характерные особенности непроизводственной сферы ;
-
Внешние экономические связи : главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;
-
Вывод о развитии стран .