Практическая работа № 24, Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
Цели работы: выявить специфические черты хозяйства подрайонов Южной Сибири, их хозяйственную специализацию; на примере сравнения хозяйства подрайонов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Ход работы:
-
Используя различные источники географической информации (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы), сравните хозяйство подрайонов Южной Сибири по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
-
Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
-
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравнения |
Сравниваемые подрайоны |
Черты |
Причины, определяю-щие сходство и различие |
|||
Кузнецко-Алтайский |
Ангаро-Енисейский |
Забай-кальский |
сходст-ва |
разли-чия |
||
Население и площадь |
||||||
ЭГП и ПГП |
||||||
Условия и ресурсы |
||||||
Специализа-ция промыш-ленности |
||||||
Специализа-ция сельского хозяйства |
||||||
Участие в разделении труда (внеш-ние связи) |
^
Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
Цели работы: знакомство со специализацией городов Дальнего Востока; закрепление навыка работы с контурной картой и атласом.
Ход работы:
-
Используя различные источники географической информации (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы), определите индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центры Дальнего Востока.
-
Нанесите выделенные вами центры на контурную карту Дальнего Востока (легенду карты разработайте самостоятельно).
^
Свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.
Цели работы: изучение возможностей активного развития внешнеэкономических связей Дальнего Востока и формирования «точек роста» на его территории, обладающей уникальным экономико-географическим положением на побережье Тихого океана, открытого в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, на стыке границ крупнейших стран Азии – Китая и Японии; выделение (и обоснование его) конкретных участков территории Дальнего Востока для возможного формирования свободных экономических зон.
Ход работы:
-
Ознакомьтесь с дополнительными сведениями, которые помогут вам при выполнении работы.
-
Предложите варианты формирования и специализации уже намеченных к созданию СЭЗ «Сахалин» и СЭЗ в районе города Благовещенска.
-
Подготовьтесь к участию в учебной дискуссии на предложенную тему. Для этого подготовьте сообщение о вариантах развития СЭЗ Дальнего Востока, приготовьтесь отвечать на вопросы других участников дискуссии и задавать вопросы.
^
Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) понимают участки территории страны, имеющие особо выгодное экономико-географическое положение, на которых созданы наиболее благоприятные условия для привлечения капиталовложений (инвестиций), особенно иностранных: не только разрешено совместное (с участием иностранного капитал) предпринимательство, но и действуют таможенные и налоговые льготы, льготный режим аренды, валютного обмена.
Активно СЭЗ начали создаваться в 70-80-х годах в развитых и развивающихся странах, на всех материках. Сейчас их в мире создано уже больше 4000. Полагают, что к 2010 году через них будет проходить более 30% мирового товарооборота.
Создание свободных экономических зон помогает государству решить три важнейшие задачи:
- экономическую (привлечение иностранного капитала благодаря льготам, рост валютных поступлений в бюджет страны);
- научно-техническую (привлечение новейших зарубежных и отечественных технологий, а также зарубежных ученых и специалистов);
— социальную (СЭЗ способствует развитию отсталых регионов, повышению занятости населения, созданию новых рабочих мест, подготовке высококвалифицированных работников на базе мирового опыта и насыщению внутреннего рынка страны высококачественными товарами).
Для создания свободной экономической зоны нужны, помимо общих условий, например специальных законов и постановлений, определяющих многочисленные льготы для привлечения капиталов, особые географические преимущества территорий (выгодное ЭГП): положение на транспортных магистралях, узлах, близ морских портов и международных аэропортов, благоприятные возможности для внешнеторговых связей с соседними странами, наличие поблизости ценных природных ресурсов и так далее.
Свободные экономические зоны имеют десятки видов: экспортные беспошлинные зоны, многофункциональные, научно-технические (технополисы), зоны совместного предпринимательства. Некоторые свободные зоны ориентируются на возможности международного туризма (наличие многочисленных исторических памятников, интересные объекты природы).
Еще в 1990 году было принято постановление о формировании на Дальнем Востоке СЭЗ «Находка». В качестве примера дальневосточных СЭЗ кратко охарактеризуем это образование.
Город-порт Находка имеет чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение. Он расположен в незамерзающей бухте на побережье Японского моря, в 170 километрах к юго-востоку от Владивостока. Рядом, в бухте Врангеля, создается порт Восточный. Наряду с этими двумя мощными внешнеторговыми портами в СЭЗ «Находка» расположены рыбный и нефтеналивной порты. В целом здесь сосредоточена почти половина портовых мощностей России, производящая более 20% внешнеторговых операций страны и обеспечивающая 1/5 рыбной продукции Дальнего Востока.
Международные линии связывают порт Находка с портами Японии (в том числе линии по обслуживанию туристов), Индии, Китая, Таиланда и других стран.
Общая площадь свободной экономической зоны – 4300 километров. Кроме города находки в нее входят несколько поселков городского типа и примыкающий к городу Партизанский район с центром угледобывающей промышленности городом Партизанском, вблизи которого построена крупная ГРЭС.
Общая численность населения в границах СЭЗ – 240 тысяч человек.
Система автомобильных дорог и железнодорожная линия, соединенная с Транссибирской магистралью, определяют большие возможности для транзитных перевозок грузов через Россию в Западную Европу (в том числе контейнерных перевозок из Японии).
В перспективе основой экономики СЭЗ должны стать: во-первых, глубокая переработка местных ресурсов (океанических, лесных, минеральных); во-вторых, производство электроники, машин и оборудования для местных отраслей промышленности, ремонт судов, в том числе иностранных; в-третьих, международный туризм.
Также планируется к формированию:
-
Российско-американский технопарк
-
Российско-корейский технопарк
-
Аэропорт «Находка»
-
Нефтеналивной порт в порту Восточном
-
ТЭЦ
Для формирования СЭЗ необходимо создать современные средства связи, усовершенствовать и развить сеть автомобильных дорог, построить международный аэропорт, реконструировать портовое хозяйство, построить деловые центры, гостиницы. Большой интерес к созданию СЭЗ «Находка» проявляют многие страны, финансово-промышленные и международные организации.
Важнейшая цель СЭЗ «Находка» — развитие экономических и научно-технических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, привлечение новейших технологий, чрезвычайно нужных Дальнему Востоку.
Россия в конце 1997 года официально принята в организацию Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Это дает России много преимуществ для активизации внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке и будет способствовать формированию новых СЭЗ.