Нетрадиционный курс по математике в 6 классе «Решение задач экономического содержания»

Решение задач

«Нетрадиционный курс по математике в 6 классе «Решение задач экономического содержания»»

Больше – Шереметьевский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена приказом образовательного учреждения _______________________

Дата, номер приказа

Директор школы: _________________

Рабочая программа

нетрадиционного курса

по математике

«Решение задач экономического содержания»

для 6 класса

Разработчик программы: Корнаухова Т.М.

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения , ________________

Дата, номер протокола

Руководитель межшкольного

методического объединения: _______________________________

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета __________________________

Дата, номер протокола

Председатель межшкольного

методического совета: _______________________________

2016– 2017 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи состоят из двух уровней:

1. Учащийся научится:

  • определять основные отрасли народного хозяйства
  • планировать семейный бюджет
  • иметь представление о различиях мотивов поведения покупателей и продавцов в условиях рыночной системы
  • о развитии промышленности, транспорта, торговли г. Тамбова.
  • определять виды акций.
  • иметь представление о фактах производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность различать финансовые периоды.

2.Учащийся получит возможность научиться:

  • применять основные экономические понятия для анализа конкретной ситуации
  • формирование навыка расчёта объёма строительных материалов и их стоимости при строительстве и ремонтных работах.
  • анализировать по диаграммам динамику производства и реализации продукции
  • выполнять расчёты при транспортных перевозках
  • планировать, контролировать, составлять экономический анализ семейного бюджета.
  • выполнять расчёты при товарно – денежных отношениях.
  • отличать одно экономическое понятие от другого (план-заказ, продукция-товар, труд-работа .).
    13 стр., 6162 слов

    Студентов 13 6 учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (по

    ... основах теории социально-экономических исследований. Основные задачи изучения курса направлены на формирование у магистров знаний об особенностях методов социально-экономических исследований; навыков составления программы социально-экономических исследований; умений проводить исследования в области экономии ...

  • отличать понятия: урожай-урожайность, вычислять их в зависимости от посевной площади

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по математике в 6 классе отражают достижения:

Личностными результатами изучения предмета «Математика. 6 класс» являются следующие умения:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4)умение контролировать процесс и результат учебнойи математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость,активность при решении математических задач.

6) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

7)умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика. 6 класс» является формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познава­тельной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответствии с из­меняющейся ситуацией;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  5. развитие компетентности в области использования ин­формационно-коммуникационных технологий;

  6. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и тех­ники, о средстве моделирования явлений и процессов;

    4 стр., 1938 слов

    Использование информатики для решения экономических задач

    ... 4 Решить задачу линейного программирования. Отчет долженсодержать следующие разделы: Условие задачи Формализация задачи Графическое решение задачи Распечатку решения задачи с помощью пакета Microsoft Excel Экономический вывод 1. На ... под 9% годовых на 4 года, а проценты начисляютсяежеквартально. Для решения задачи используем финансовую функцию пакета Microsoft ExcelБЗ. В качестве аргументов: Норма = ...

  7. умение видеть математическую задачу в контексте про­блемной ситуации в других дисциплинах, в окружаю­щей жизни;

  8. умение находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических про­блем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  9. умение понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  10. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, пони­мать необходимость их проверки;

  11. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Познавательные УУД:

  1. осознание значения математики для повседневной жиз­ни человека;

  2. представление о математической науке как сфере мате­матической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую ин­формацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и симво­лики, проводить классификации, логические обосно­вания;

  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  5. практически значимые математические умения и навы­ки, их применение к решению математических и нема­тематических задач, предполагающее умения:

  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положи­тельными и отрицательными числами;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

  • изображать фигуры на плоскости;

  • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;

  • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; вы­полнять необходимые измерения;

  • использовать буквенную символику для записи об­щих утверждений, формул, выражений, уравне­ний

  • читать и использовать информацию, представлен­ную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;

    14 стр., 6659 слов

    Задача: Решение задач по Макроэкономике

    ... налоги 590 Решение: Данные, представленные в задании, позволяют рассчитать ВНП по расходам или по доходам. Используя первый метод, ... величиной, если импорт превышает экспорт. Термины, встречающиеся в задаче: Амортизация – это ежегодные отчисления, равные стоимости потребленного ... Импорт – это приобретение у иностранного контрагента товара с ввозом его в страну из за границы. Чистые инвестиции ...

  • решать простейшие комбинаторные задачи перебо­ром возможных вариантов.

Коммуникативные УУ Д:

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Математика. 6 класс» являются следующие умения:

  • осознание роли жизни
  • использование математических знаний в быту
  • объяснять мир с точки зрения математики
  • понимать смысл математических терминов;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Виды хозяйств. ( 5часов)

Натуральное и товарное хозяйство. Потребности, обмен. Продажа товара. Реклама товара. Маркетинг, спрос. Предложение , равновесие.

Учащиеся должны знать:

  • единицы измерения.
  • действия с натуральными числами

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять расчёты при товарно – денежных отношениях

Метапредметные результаты обучения

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • формулировать и применять при вычислениях свойства действия над рациональными ( неотрицательными) числами;
  • решать текстовые задачи с рациональными числами;
  • выражать свои мысли с использованием математического языка.

2.Виды собственности. (5часов)

Производство, производительные ресурсы. Себестоимость, прибыль. Определение себестоимости.

Учащиеся должны знать:

  • о буквенных выражениях и их преобразованиях;

  • о специальных приёмах решения уравнений,

  • о уравнениях для решения как тексто­вых, так и практических задач.

Учащиеся должны уметь

  • выполнять операции с числовыми выражениями;

  • выполнять преобразования буквенных выражений (рас­крытие скобок, приведение подобных слагаемых);

  • решать линейные уравнения,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Метапредметные результаты обучения:

  • использовать приемы, рационализирующие вычисления
  • приобрести навык контролировать вычис­ления, выбирая подходящий для ситуации способ.

3.Налоги (2часа)

Доходы . Основные виды налогов.

Учащиеся должны знать:

  • экономические понятия через решение задач.

Учащиеся должны уметь

  • выбирать приёмы решения
  • разбивать сложные задачи на подзадачи.

Метапредметные результаты обучения:

  • экономический анализ рассматриваемых жизненных ситуаций по результатам решения задач способствует с одной стороны, развитию математического мышления на конкретном материале, с другой – закреплению и углублению экономических знаний.

4. Деньги и банки . (7часов)

Деньги и банки. Виды денег. Проценты. Залог. Ссуда. Банковская прибыль.

Учащиеся должны знать:

  • о различии финансовых периодов.
  • о планировании семейного бюджета.

Учащиеся должны уметь

  • использовать простейшие способы представления и ана­лиза статистических данных;
  • решать комбинаторные задачи на нахождение количест­ва объектов или комбинаций

Метапредметные результаты обучения:

  • уметь применять основные экономические понятия для анализа конкретной ситуации

5.Предпринимательство (4часа)

Формы предпринимательства. Партнёрство. АО. Дивиденты. Виды денежных довольствий. Безработица и занятость.

Учащиеся должны знать:

  • иметь представление о фактах производства:

труд, земля, капитал, предпринимательская способность

Учащиеся должны уметь

  • уметь отличать одно экономическое понятие от другого

(план-заказ, продукция-товар, труд-работа ).

Метапредметные результаты обучения:

  • применять экономические знания в конкретных задачах.

6.Семейный бюджет. (5 часов)

Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Бюджет. Накопление. Доходы.

Расходы

Учащиеся должны знать:

  • о нахождении неизвестного члена пропорции

Учащиеся должны уметь

  • планировать экономический анализ семейного бюджета
  • контролировать экономический анализ семейного бюджета
  • составлять экономический анализ семейного бюджета

Метапредметные результаты обучения

  • использовать простейшие способы представления и ана­лиза статистических данных;

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количест­ва объектов или комбинаций.

7.Экономические диаграммы ( 3часа)

Экономические диаграммы роста и спада производства

Учащиеся должны знать

  • процент.
  • диаграмма
  • товар, цена, стоимость товара, снижение и повышение цен на товары, спрос на товар, сортность.
  • реклама товара.
  • экономические диаграммы и таблицы: реализации и выпуска продукции, спроса на отдельные виды товара

Учащиеся должны уметь

  • анализировать по диаграммам динамику производства и реализации продукци

Метапредметные результаты обучения:

  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения;

  • осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы.

8.Деньги и акции. (4часа)

Деньги. Налог. Акции. Экономическое развитие.

Учащиеся должны знать

Сравнение натуральных чисел.

Отрасли народного хозяйства.

Виды частных, государственных предприятий: завод, фабрика, АО и т.д.

Акции, дивиденты

Учащиеся должны уметь

  • определять отрасли народного хозяйства.
  • иметь представление о видах акций.
  • анализировать семейный бюджет

Метапредметные результаты обучения:

  • использовать приемы рационализирующие вычисления

  • решать задачи с рациональными (неотрицательными) числами.

Личностные результаты обучения

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с математикой;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Виды хозяйств

5

Определяют понятия

Раскрывают значение математических знаний в современной жизни.

Оценивают роль математической науки в жизни общества.

Выражают свои мысли с использованием математического языка

2

Виды собственности

5

Определяют понятия.

Решают простейшие уравнения.

Анализируют и сравнивают математические факторы.

3

Налоги

2

Выделяют существенные признаки

Определяют понятия

Объясняют роль математики в жизни человека

4

Деньги и банки

7

Выделяют существенные признаки

Объясняют роль математики жизни человека.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Составляют таблицы.

5

Предпринимательство

4

Определяют понятия

Работают с таблицами и диаграммами.

Сравнивают новые понятия

Планируют семейный бюджет.

6.

Семейный бюджет

5

Определяют понятия

Выполняют расчёты семейного бюджета

Имеют представление о различиях мотивов поведения покупателей и продавцов в условиях рыночной системы.

7

Экономические диаграммы

3

Расчитывают объём строительных материалов и их стоимости при строительстве и ремонтных работах

8

Деньги и акции.

4

Определяют понятия

Анализируют по диаграммам.

Используют приемы рационализирующие вычисления

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Дата проведения

Дата фактического проведения

Примечания

1

Натуральное и товарное хозяйство

2

Реклама товара.

3

Маркетинг, спрос.

4

Предложение равновесие.

5

Продажа товара.

6

Производство.

7

Производительные ресурсы

8

Определение себестоимости.

9

Себестоимость, прибыль

10

Приватизация.

11

Доходы .

12

Основные виды налогов.

13

Виды денег.

14

Деньги и банки.

15

Проценты.

16

Банковская прибыль.

17

Залог .

18

Ссуда.

19

Инфляция

20

Формы предпринимательства.

21

Дивиденты.

22

Виды денежных довольствий

23

Безработица и занятость.

24

Прожиточный минимум.

25

Потребительская корзина.

26

Бюджет.

27

Накопление.

28

Доходы. Расходы.

29

Экономические диаграммы.

30

Экономические диаграммы роста и спада

31

Экономические диаграммы роста и спада

32

Деньги.

33

Налог.

34-35

Экономическое развитие.

35

Экономическое развитие.