МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
СК УГТУ 60/05 образовательное учреждение высшего образования
2016
«Ухтинский государственный технический университет»
Индустриальный институт
(среднего профессионального образования)
Рабочая программа учебной дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина История Индекс дисциплины ОГСЭ.02 Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
По программе: базовая Форма обучения: очная Курс: 2 Семестр: 4 Теоретическое обучение: 34 час. Экзамен: Практические и Дифф. зачѐт: 4 сем. лабораторные занятия: 14 час. Самостоятельная работа: 9 час. Зачѐт:
Другие формы Всего: 57 час. контроля: СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 18
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории России в контексте развития мировой цивилизации в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в группах с базовым и повышенным уровнем обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная дисциплина входит в раздел дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла в разделе профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «История» цивилизации» обучающийся должен: знать
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже
веков (XX и XXI веков);
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Учебно-методический ...
... получив свою часть текста, работают с последним 15 мин. 3. После индивидуальной работы в малых группах образовываются новые коллективы. Принцип объединения – по номерам (первые номера из каждой ... такого анализа состоит в выяснении того, является ли совокупность благ, получаемых обществом от реализации правительственных программ, достаточно большой и оправдывает ли это затраты на их осуществление. ...
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов конце XXв. — начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные
направления их деятельности;
о роли науки, культуры, и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального назначения. уметь
ориентироваться в современной экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально-экономических, политических и культурных проблем;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часа, в том числе:
для очной формы обучения:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 9 часов;
для заочной формы обучения:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 47 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (для очной формы обучения)
Объем
Вид учебной работы
часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 57 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48 в том числе: лекции 34 практические занятия 14 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 9
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (для заочной формы обучения)
Объем
Вид учебной работы
часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 57 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 10 в том числе: лекции 8 практические занятия 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 47
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Содержание учебной дисциплины «История» (для очной формы обучения) Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень
самостоятельная работа обучающихся часов освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на
18/4/4 рубеже веков (XX-XXI вв.)
Тема 1.1. Россия в мире. На рубеже ХХ-ХХI веков Распад СССР. Формирование Основные направления развития ключевых регионов на рубеже XX-XXI
ближнего зарубежья веков. Распад СССР. Крупнейшая геополитическая катастрофа, изменившая 2 2
всю систему международных отношений
Страны Запада на рубеже ХХ-ХХI веков 2
Формирование содружества независимых государств позволило сделать 2
процесс распада СССР максимально бесконфликтным. Ближний круг или
(tkulakova@hse.ru) число кредитов 6 контактная работа (час.)
... хозяйства, альтернативные затраты (издержки). Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема выбора. Альтернативная стоимость. Рациональное ... взаимодействия. Владеть самостоятельной работы с экономической литературой; использования знаний по экономике и экономической политики для ... подхода; В соответствии с рабочим учебным планом дисциплина «Экономика» относится к базовой части ...
ближнее зарубежье России
Тема 1.2. Миссия сверхдержав: США — Россия
Миссия сверхдержав Назначение ООН.НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности 2
государств. В поисках решения проблем глобальной безопасности. Основные
мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных 2
международных вопросов.
США и принципы экзаменатора и двойных стандартов.
Практическая работа № 1. Миссия сверхдержав по сохранению мира:
США, Япония, Великобритания, Китай 2
Составить таблицу «Миссия сверхдержав по сохранению мира: США,
Япония, Великобритания, Китай».
Тема 1.3. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
Китай: непростой путь от Китай — самый молодой центр геополитической силы. Китай и проблемы его 2 1 региональной к глобальной державе внутреннего развития.
Сравнительный анализ взаимоотношений Китая и Японии в экономике
и политике
Китай бросает вызов региональному доминированию Японии и глобальному 2
доминированию США. « Китай и его экономический прогресс». Сравнить
экономические ресурсы Китая и Японии». «Тайвань, анализ экономического
чуда и экономические связи с Россией»- дать анализ экономической
ситуации.
Тема 1.4. Международные отношения в конце XX начале XXI веков 2 Международные отношения в конце Проблемы разоружения в конце XX начале XXI веков.
XX начале XXI веков. Встречи президентов США Д.Буша и президента России В.В. Путина в 2
ноябре 2001 года и мае 2002 г.
Признание со стороны США России страной с рыночной экономикой.
Провал операции по «разоружению» Ирака.
Практическая работа № 2 Проблемы разоружения в конце XX- начале
XXI века 2
Анализ материалов СМИ
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 4
Интернациональные идеи создания СНГ, так и остались нереализованными.
Стремление политических элит, новых государств к полной
самостоятельности и независимости.
Проблема Тайвань. Поддержка США сепаратисткой политики правительства
Тайваня.
Раздел 2. Сущность и причины локальных и 18/6/2
региональных межгосударственных конфликтов
в конце
XX начале XXI веков. Тема 2.1. Региональные конфликты с Региональные конфликты Борьба с терроризмом. глобальными последствиями Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового 2 2
и регионального значения. Операция «Решительная сила» против Югославии 1999
г. Военная операция в Афганистане «Несокрушимая свобода», направленная
против режима талибов и террористической сети «Аль-Каида».
Договор о нераспространении ядерного оружия и его неспособность сдержать
ядерного вооружения. Атомные оружейные программы Ирака и КНДР – новая
угроза миру.
Тема 2.2. Практическая работа № 3 «Иллюзия утраченных грѐз – мир Иллюзия утраченных угроз вооружается» 2
Работа с материалами СМИ
Избавиться – ли человечество от новых угроз XX века.
Мир продолжает вооружаться. Стремление государств к политическому
Место и роль России и Китая в современной мировой политике
... и глобальной стабильности. Цель данной работы: на основе анализа отношений России и Китая в ... и социальной жизни Китая. Особую группу представляют монографии и статьи, касающиеся ... 2005 году достиг млрд XXI век: контуры миропорядка. - Россия в глобальной политике. - 2005. - №5 ... России на период до 2020 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года [Электронный ресурс] Реальная Экономика ...
доминированию. Анализ материалов СМИ по теме «Мир продолжает
вооружаться».
Япония — отмена 9 статьи Конституции 2
Тема 2.3. Проблема глобальной безопасности мира Глобальная безопасность: кто и кому Международная безопасность и суверенитет. 2 2 и чем угрожает в современном мире Международный терроризм – угроза человечеству.
Практическая работа № 4
Международная безопасность и суверенитет 2 Тема 2.4. Ахиллесовы пяты Ахиллесовы пяты современной цивилизации 2 2 современной цивилизации Глобализация и диктаторские режимы 2
Угроза глобального и диктаторского режима. Тема 2.5. Понятие исламского Практическая работа № 5 Понятие исламского вызова 2
вызова Цивилизационное противостояние или « возрождение ислама».
Глобализация и исламский мир
Противостояние «Восток-Запад»- есть ли выход» 2 2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 2
Атомные оружейные программы Ирака и КНДР – новая угроза миру.
Экологический тоталитаризм.
Межэтнический конфликт в Руанде.
Станислав Петров – человек, который предотвратил мировую войну.
Раздел 3. Основные процессы политического 10/4/3 развития ведущих государств и регионов мира
Тема 3.1. Новая экономическая эпоха. Роль науки, культуры, религии в Признаки новой экономической сохранении мира 2 2
эпохи Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении традиций и
России и мире. Формирование глобальной экономики. Структура глобальной
экономики.
Практическая работа № 6 Культурные, исторические традиции России 2
Роль науки, культуры, религии в сохранении цивилизации современного
мира.
Тема 3.2. Историческое перепутье России – своеобразное геоэкономическое Историческое перепутье России пространство 2
Основные процессы (интеграционные, поликультурные и иные) 2
политического и экономического развития ведущих государств и регионов
мира. Трофейная экономика. Россия — своеобразное геоэкономическое
пространство.
Спектр национальных задач России 2 2 Тема 3.3.Понятие национальных Современная экономическая, политическая и культурная ситуация в России и задач. Спектр национальных задач в мире. Инновационная революция. Индекс развития человеческого
России. потенциала.
Победа над бедностью. Установление справедливого общественного и
морального порядков.
Построение справедливой демократии. Обеспечение единства страны,
умножение экономического потенциала в России. Реконструкция системы
здравоохранения и образования.
Практическая работа № 7 Прогнозы будущего России. М.А. Бердяев, 2
Л.Н. Гумилев.
Интеллектуальный и культурно-нравственный потенциал России в XXI
веке». Н. Бердяев « Пути России
Дифференцированный зачет 2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Сырьевой Юг и высокотехнологичный Север. Теория пределов роста. Реконструкция системы здравоохранения и образования.
Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития
... уровня. Таким образом, России необходимо осуществить масштабное развитие малого предпринимательского сектора экономики как одного из основных факторов дальнейшего экономического и социального развития страны. Целью данной курсовой работы является определить роль ...
Всего: 48/14/9
2.2 Содержание учебной дисциплины «История» (для заочной формы обучения) Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень
самостоятельная работа обучающихся часов освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков ( XX-XXI вв.) 2/0/18
Тема 1.1. Россия в мире. На рубеже ХХ-ХХI веков Распад СССР. Формирование Основные направления развития ключевых регионов на рубеже XX-XXI
ближнего зарубежья веков. Распад СССР. Крупнейшая геополитическая катастрофа, изменившая 2 2
всю систему международных отношений
Страны Запада на рубеже ХХ-ХХI веков
Формирование содружества независимых государств позволило сделать
процесс распада СССР максимально бесконфликтным. Ближний круг или
ближнее зарубежье России
Самостоятельная работа: 6
Миссия сверхдержав. Миссия сверхдержав: США — Россия
Примерная тематика самостоятельной работы
Миссия сверхдержав: США — Россия
Назначение ООН.НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности
государств. В поисках решения проблем глобальной безопасности. Основные
мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных
международных вопросов.
США и принципы экзаменатора и двойных стандартов.
Ознакомление с литературой по данным темам, составление конспектов
Самостоятельная работа: 6
Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
Китай — самый молодой центр геополитической силы. Китай и проблемы его
внутреннего развития. Сравнительный анализ взаимоотношений Китая и
Японии в экономике и политике Китай бросает вызов региональному
доминированию Японии и глобальному доминированию США. « Китай и его
экономический прогресс». Сравнить экономические ресурсы Китая и
Японии». «Тайвань, анализ экономического чуда и экономические связи с
Россией»- дать анализ экономической ситуации. Ознакомление с
литературой по данным темам, составление конспектов
. Самостоятельная работа: 6
Международные отношения в конце XX начале XXI веков Проблемы
разоружения в конце XX начале XXI веков.
Встречи президентов США Д.Буша и президента России В.В. Путина в
ноябре 2001 года и мае 2002 г.
Признание со стороны США России страной с рыночной экономикой.
Провал операции по «разоружению» Ирака. Ознакомление с литературой по
данным темам, составление конспектов
Раздел 2. Сущность и причины локальных и 2/0/24
региональных межгосударственных конфликтов
в конце
XX начале XXI веков. Тема 2.1. Региональные конфликты с Региональные конфликты глобальными последствиями Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового 2 2
и регионального значения.
Операция «Решительная сила» против Югославии 1999 г.
Борьба с терроризмом
Военная операция в Афганистане «Несокрушимая свобода», направленная против
режима талибов и террористической сети «Аль-Каида».
Договор о нераспространении ядерного оружия и его неспособность сдержать
Контрольная работа по истории для 9 класса по разделу Россия в начале ХХ века
... развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной ... командующих Красной Армии сыграл основную роль в разгроме ... советом приказа №1 по армии и флоту г) ... работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России, ... войск Колчака на Москву; 9. Политика «военного коммунизма» ...
ядерного вооружения. Атомные оружейные программы Ирака и КНДР – новая
угроза миру.
Самостоятельная работа:
Иллюзия утраченных угроз 6
Работа с материалами СМИ
Избавиться – ли человечество от новых угроз XX века.
Мир продолжает вооружаться. Стремление государств к политическому
доминированию. Анализ материалов СМИ по теме «Мир продолжает
вооружаться». Япония — отмена 9 статьи Конституции Ознакомление с
литературой по данным темам, составление конспектов
Самостоятельная работа Глобальная безопасность: кто и кому и чем
угрожает в современном мире 6
Проблема глобальной безопасности мира
Международная безопасность и суверенитет.
Международный терроризм – угроза человечеству. : Ознакомление с
литературой по данным темам, составление конспектов
Самостоятельная работа: 6
Ахиллесовы пяты современной цивилизации
Глобализация и диктаторские режимы
Угроза глобального и диктаторского режима. Ознакомление с литературой
по данным темам, составление конспектов
Самостоятельная работа: 6
Понятие исламского вызова
Цивилизационное противостояние или « возрождение ислама».
Глобализация и исламский мир
Противостояние «Восток-Запад»- есть ли выход» Ознакомление с
литературой по данным темам, составление конспектов
Раздел 3. Основные процессы политического 2/2/5 развития ведущих государств и регионов мира
Самостоятельная работа Новая экономическая эпоха. Роль науки,
культуры, религии в сохранении мира 5
Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении традиций и
России и мире. Формирование глобальной экономики. Структура глобальной
экономики.
Культурные, исторические традиции России
Роль науки, культуры, религии в сохранении цивилизации современного
мира. Ознакомление с литературой по данным темам, составление
конспектов
Историческое перепутье России – своеобразное геоэкономическое 2 2
Тема 3.1 пространство
Основные процессы (интеграционные, поликультурные и иные) Историческое перепутье России политического и экономического развития ведущих государств и регионов Понятие национальных задач. Спектр мира. Трофейная экономика. Россия — своеобразное геоэкономическое национальных задач России. пространство.
Спектр национальных задач России
Современная экономическая, политическая и культурная ситуация в России и
в мире. Инновационная революция. Индекс развития человеческого
потенциала.
Победа над бедностью. Установление справедливого общественного и
морального порядков.
Построение справедливой демократии. Обеспечение единства страны,
умножение экономического потенциала в России. Реконструкция системы
здравоохранения и образования.
Практическая работа № 1 Прогнозы будущего России. М.А. Бердяев, 2
Л.Н. Гумилев.
Интеллектуальный и культурно-нравственный потенциал России в XXI
веке». Н. Бердяев « Пути России
Основные этапы развития экономической мысли
... проблемам товарно-денежных отношений. Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. 1. Экономические учения Древнего мира Экономические идеи древности, в ...
Дифференцированный зачет 2
10/2/47
Всего: 57
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, меловая доска, наглядные пособия, плакаты, шкафы для хранения пособий, персональный компьютер, проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Кириллов, В. В. История России : учебник для СПО / В. В. Кириллов,
М. А. Бравина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 502 с. —
(Профессиональное образование).
Режим доступа www.biblio-online.ru. 2. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н.
Шевелев, Е.В. Шевелева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2016. — 528 с. — Режим
доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=241038. 3. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н.
Шевелев, Е.В. Шевелева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2016. — 528 с.
znanium.com
Дополнительные источники: 1. Сурков В.Ю. Национализация будущего: параграфы про суверенную
демократию. Эксперт.- 2006. № 43. 2. Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России.- М.: 2006. 3. Тишков В.А. Кризис понимания России.- М.: Воронеж, 2006. 4. Тойнби А. Постижение истории. – М.:2006. 5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти.- М.: 2004. 6. Вокруг света: журнал-учредитель ООО» Вокруг света». 7. Наука и Религия: научно-популярный журнал. Учредитель – ООО
«НИР Лтд». 8. Преподавание истории в школе: Научно-методический журнал.
Учрежден Министерством образования РФ. 9. Бард А. Я. Зодерквист. Новая правящая элита и жизнь после
капитализма .-М.:2005. 10. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической
истории. М.:2005. 11. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.:2006. 12. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу
жизнь.- М.:2004. 13. Загладин Н.В. История Отечества XX-начала XXI века.- М.: 2005. 14. Журнал История в школе.- М.2006-2011. 15. Ильин И. О русском национализме. – М.:2006. 16. Ильин И. Почему мы верим в Россию. – М.:2006. 17. Левандовский А.Л., Щетинов Ю.А. История России XX-начала XXI века. М. 2008. 18. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории.- М.:2006. 19. Сидорина Т. Национализм. Теории и политическая история. М.:2006.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения
Умения :
;
- Ориентироваться в современной Исследовательская работа
экономической, политической, и Домашняя работа.
культурной ситуации в России и мире; Тестирование.
Индивидуальные задания
Фронтальный опрос
Ббк 32.973 основные приёмы работы в ms excel 2007 м
... и проверки знаний. число 3. Выполнить вычисления в ячейках В3, В4 и В5 по пред Лабораторные работы по Excel рассчитаны на знание интерфейса лагаемым формулам, подставляя ... действий. В методических указаниях к лабораторным работам изложены Порядок выполнения работы основные способы работы в приложении Microsoft Office 2007 – 1. Дать рабочему листу название «Вычисления». табличном процессоре Excel и ...
Индивидуальный опрос
Письменный опрос
Защита контрольных работ
Доклад
Выступление на семинаре
Творческие задания
Экспертная оценка в ходе
выполнения практической работы
Создание презентаций
Тестовый контроль.
;
- Выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социально- Исследовательская работа
экономических, политических и
культурных проблем;
Знания:
;
- Основные направления развития Создание презентаций
ключевых регионов мира на рубеже
веков (XX-XXI вв);
;
- Сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных Домашняя работа
конфликтов в конце XX-начале XXI в.;
;
- Основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и Домашняя работа.
иные) политического и экономического
развития ведущих государств и
регионов мира;
;
- Назначение ООН, НАТО, ЕС и других Индивидуальный опрос
организаций и основные направления
их деятельности;
;
- О роли науки, культуры, и религии в Творческие задания
сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
;
- Содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов Тестовый контроль.
мирового и регионального значения.