Практические (семинарские) занятия

Самостоятельная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Утверждаю

Проректор по учебной работе и

международной деятельности

проф. Т.Г. Озерникова

_________________________

«____» _______ 2013_ г.

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ М1.В3

Направление подготовки: 080100 Экономика

Магистерская программа: Экономика энергетики и энергетический бизнес

Квалификация (степень) выпускника: Магистр

Форма обучения очная и заочная

Очное Заочное обуче обучение ние

Курс 1 1

Семестр 1 1

Лекции 15 6

Практические (семинарские) занятия 15 6

Самостоятельная работа 114 128

Всего часов 144 144

Курсовая работа — Зачет (семестр) 1 1

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры «10» сентября 2013 г. протокол №1

Заведующий кафедрой истории, экономических и политических учений Шалак А.В. «10» сентября 2013 г.

Рабочая программа согласована: Декан факультета ЭПиПД д.э.н.,проф. Огородникова Т.В. «12» сентября 2013 г.

Иркутск 2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика

Рецензент Е.В. Рощупкина

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – сформировать представления о методологических подходах и инструментах экономического анализа на всем протяжении эволюции экономической науки. На обширном историко-экономическом материале развить навыки экономического мышления, привить приемы научной систематизации теоретических и методологических подходов экономистов, представляющих различные школы, течения и направления в экономической науке; познакомить с современными тенденциями в развитии экономической методологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла (М1).

Для освоения дисциплины необходимо знание основ экономической теории, всемирной и отечественной истории, философии и истории экономических учений, получаемое выпускниками программ подготовки бакалавров и специалистов высших учебных заведений. Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «История и методология экономической науки», могут быть использованы при освоении дисциплин «Государственное регулирование экономики», «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Макроэкономика (продвинутый уровень», «Экономика энергетики» и др.

12 стр., 5790 слов

Контрольная работа: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Учебно-методический комплекс (УМК) Минск 2005 Аннотация В УМК представлены учебная программа по спецкурсу, распределение …»

... получив свою часть текста, работают с последним 15 мин. 3. После индивидуальной работы в малых группах образовываются новые коллективы. Принцип объединения – по номерам (первые номера из каждой ... такого анализа состоит в выяснении того, является ли совокупность благ, получаемых обществом от реализации правительственных программ, достаточно большой и оправдывает ли это затраты на их осуществление. ...

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Компетентностная карта дисциплины Код компетен- Компетенция

ции

ОК-2 способность к самостоятельному освоению новых методов исследова ния, к изменению научного и научно-производственного профиля сво ей профессиональной деятельности

ОК-3 способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью ин формационных технологий) и использовать в практической деятельно сти новые знания и умения, включая новые области знаний, непосред ственно не связанных со сферой деятельности

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины, являются ОК3.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-3

Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый представление о субординированной системе способов, (91 – 100 баллов) приемов и методов экономической науки, отражающих

специфику природы экономических явлений; знание об

альтернативных методологических подходах и инструмен тах экономического анализа; владение методами методоло гической экспертизы экономических концепций и теорий Базовый умение ориентироваться в ключевых теоретико(71 – 90 баллов) методологических проблемах экономической науки; уме ние с опорой на исторический опыт формулировать соб ственную позицию по дискуссионным вопросам развития

науки и практики; умение оценивать теоретические кон цепции и подходы с точки зрения их познавательного по тенциала и возможных сфер применения Минимальный знание об исторически сложившемся многообразии мето(41 – 70 баллов) дологического инструментария и теорий экономической

науки; умение отслеживать связь современных экономиче ских концепций с концепциями и теориями прошлого; по нимание связи методологических и теоретических дости жений экономической науки с программами экономической

политики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

 историю становления и парадигмальные основания важнейших экономических школ

и направлений;

 историю экономической методологии и основные направления современных методо логических поисков в экономической науке;

 логику становления и развития экономической науки, структуру экономического зна ния на различных этапах его развития.

Уметь:

 оценивать экономические идеи и политико-экономические доктрины, выявляя миро воззренческие (идеологические, ценностные) предпосылки, лежащие в основе анали тической работы экономистов;

 отслеживать связь современных экономических концепций, рецептов с установками

экономической политики, господствующей идеологией и национальной культуры;

34 стр., 16790 слов

Конспект: Пособие к практическим занятиям

... ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ .................................................... 5 1. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ЭКОНОМИКА)» ........................................................... 7 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ....................................... 10 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ...

 ориентироваться в теоретических и политико-экономических дискуссиях, как про шлого, так и настоящего;

 формулировать собственную позицию по дискуссионным вопросам развития эконо мической науки, опираясь на исторический опыт.

Владеть:

 навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в кон тексте исторических эпох и школ экономической науки;

 навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности и дело вом общении;

 навыками использования знаний в области истории и методологии экономической

науки при изучении других дисциплин магистерской программы.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

4.1. Содержание разделов дисциплины

Форма обучения очная

Виды учебной работы, Формы текущего контроля

Триместр

Раздел и тема включая самостоятель- успеваемости № дисциплины ную работу студентов и п/п трудоемкость (в часах)

Самост. раб.

Практич.

Семинар

Лаборат.

Лекции 1 Тема 1. Экономическая 1.1 2 — 18 Контрольный тест по

наука в зеркале мето- дисциплине

дологии 2 Тема 2. Методологиче- 1.1 1 2 18 Выступление на семи ские установки эконо- нарском занятии; кон мической мысли в до- трольный тест по дисци научный период плине 3 Тема 3. Методологиче- 1.1 2 2 18 Выступление на семи ские основы классиче- нарском занятии; прове ской политэкономии рочный тест; контроль ный тест по дисциплине 4 Тема 4. Методологиче- 1.1 1 2 18 Выступление на семи ский фундамент поли- нарском занятии; прове тической экономии К. рочный тест; контроль Маркса ный тест по дисциплине 5 Тема 5. Методологиче- 1.1 2 3 18 Выступление на семи ские основания эконо- нарском занятии; прове мического «мейнстри- рочный тест; контроль ма» ный тест по дисциплине 6 Тема 6. Методологиче- 1.1 2 2 18 Выступление на семи ские основания неор- нарском занятии; прове тодоксальных течений рочный тест; контроль экономической мысли ный тест по дисциплине 7 Тема 7. Методологиче- 1.1 2 2 18 Выступление на семи ские основы теории нарском занятии; прове Д.М. Кейнса рочный тест; контроль ный тест по дисциплине 8 Тема 8. Современная 1.1 3 2 18 Выступление на семи экономическая методо- нарском занятии; кон логия трольный тест по дисци плине

ИТОГО 15 15 114

Форма обучения заочная

Виды учебной работы, Формы текущего контроля

Раздел и тема включая самостоятель- успеваемости № дисциплины ную работу студентов и п/п трудоемкость (в часах)

Триместр

Самост. раб.

Практич.

Семинар

Лаборат.

Лекции

1 Тема 1. Экономическая 1.1 1 — 23 Контрольный тест по

наука в зеркале мето- дисциплине дологии 2 Тема 2. Методологиче- 1.1 1 1 23 Выступление на семи ские установки эконо- нарском занятии; кон мической мысли в до- трольный тест по дисци научный период плине 3 Тема 3. Методологиче- 1.1 1 1 23 Выступление на семи ские основы классиче- нарском занятии; прове ской политэкономии рочный тест; контроль ный тест по дисциплине 4 Тема 4. Методологиче- 1.1 1 1 23 Выступление на семи ский фундамент поли- нарском занятии; прове тической экономии К. рочный тест; контроль Маркса ный тест по дисциплине 5 Тема 5. Методологиче- 1.1 1 23 Выступление на семи ские основания эконо- нарском занятии; прове мического «мейнстри- рочный тест; контроль ма» ный тест по дисциплине 6 Тема 6. Методологиче- 1.1 1 7 Выступление на семи ские основания неор- нарском занятии; прове тодоксальных течений рочный тест; контроль экономической мысли ный тест по дисциплине 7 Тема 7. Методологиче- 1.1 1 1 18 Выступление на семи ские основы теории нарском занятии; прове Д.М. Кейнса рочный тест; контроль ный тест по дисциплине 8 Тема 8. Современная 1.1 1 18 Выступление на семи экономическая методо- нарском занятии; кон логия трольный тест по дисци плине ИТОГО 6 6 128

10 стр., 4512 слов

Курсовая работа: Реферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

... методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине. 1.Основы методики преподавания., 1.1 . Методика ... их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр ...

4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ Наименование разделов и Содержание п/п тем 1. Экономическая наука в зер- Экономическая наука как знание и вид человеческой кале методологии деятельности. Экономическая наука как объект мето дологического анализа. Экономическая методология в

широком и узком смысле. История экономической

мысли как методологическая экономическая субдис циплина. Изучение фактической методологии эконо мических исследований на основе истории экономи ческой мысли. Функции экономической методологии. 2. Методологические установки Античность и средневековье: экономия как практиче экономической мысли в до- ская область, искусство экономики, экономическая научный период мысль – часть моральной философии (этики).

Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства

совершенного человека. Аристотель: анализ отдель ных экономических категорий и попытка построить

систему их взаимосвязей. Нормативный характер по строений античных мыслителей. Экономические идеи

как часть моральной теологии в эпоху средневековья.

Позитивный анализ реальных экономических явлений

и процессов. Меркантилизм: практическое учение об

управлении государственным хозяйством. Переход от

донаучного к научному знанию. Первые попытки увя зать практическую программу с теоретическими пред ставлениями о хозяйственной системе: концепции

экономики Р. Кантильона и Дж. Стюарта. Расхожде ние производственно-продуктовой и поведенческой

онтологии. 3. Методологические основы Исторические и философские предпосылки экономи классической политэкономии ческих теорий Ф. Кенэ и А. Смита. Становление поли тической экономии как науки классического типа.

Картина экономической реальности: экономика как

процесс кругооборота общественного продукта. Логи ческий метод и теоретизация экономического знания.

Формирование системы понятий классической по литэкономии. Д. Рикардо: политическая экономия как

система «чистой теории». «Эмпирик» Т.Р. Мальтус

против методологии рационалиста Д. Рикардо. Д.С.

Милль: политическая экономия – наука об общих за конах рационального человеческого поведения или

теория богатства? Законы политической экономии как

законы-тенденции. 4. Методологический К. Маркс: историзм и формационное деление полити фундамент политической эко- ческой экономии. Методология Маркса: движение от

номии К. Маркса истории общества к политической экономии и макро экономическим теориям. Экономическая диалектика

11 стр., 5311 слов

Реферат: Методологические проблемы экономической науки

... в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую ... ». Рис. 1 — Сущность понятия «методология» В современной литературе такие определения методологии. «Методология — система принципов ... приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру ...

К. Маркса: влияние философии Гегеля. Метод вос хождения от абстрактного к конкретному у К. Маркса.

«Капитал» как пример такого восхождения. Произ водственно-продуктовая онтология: труд и капитал

как развивающиеся субстанции. К. Маркс о диалекти ке производительных сил и производственных отно шений. Классовый подход в политической экономии.

Экономическая наука и идеология. 5. Методологические основания Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е

экономического гг.: экономическая наука как наука о поведении эко «мейнстрима» номических агентов. Задача экономической науки –

логическое выведение универсальных законов эконо мического поведения и взаимодействия. Поведенче ская онтология: потребитель как основной хозяйству ющий субъект и микроанализ. Априоризм и реализм

К. Менгера. Л. Вальрас: «чистая политическая эконо мия» как аналог физико-математической науки. Ма тематизация экономической теории. У истоков «мейн стрима»: методологические установки А. Маршалла и

их отражение в «Принципах экономической науки»

(1891).

Две линии развития неоклассического направ ления: линия Вальраса и линия Маршалла. От общно сти предмета науки к однотипности методов его полу чения. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932):

определение экономической науки. 6. Методологические основания Разграничение основного («mainstream») и альтерна неортодоксальных течений тивных течений экономической мысли. Институцио экономической мысли нальная онтология. Историческая наука как альтерна тивный естествознанию методологический ориентир.

«Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менге ра. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политиче ской экономии» (1890).

Компромиссно перечислительное изложение метода экономической

науки. «Старый» институционализм: философия

прагматизма как методологический фундамент. Эво люционная концепция Дарвина и эволюционная эко номика Т. Веблена. Методологическое размежевание

неоавстрийской школы с «мейнстримом». Радикаль ный априоризм Л. фон Мизеса. Методологическая

доктрина Ф. фон Хайека: неприятие сциентизма и ме тодологического монизма. 7 Методологические основы Кейнсианская революция и выделение макроэкономи теории Д.М. Кейнса ки в отдельную отрасль экономического знания. Ме тодологические основы теории Дж.М. Кейнса. Кейнс

как продолжатель линии Маршалла: экономическая

теория как «ветвь логики». Несводимость всех форм

объяснения в экономической науке к модели всеобъ емлющих законов. Возможность моделей, выражен ных в виде эмпирических и исторических обобщений,

ограниченных в пространстве и времени. Критика

Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire. Кейнсианская

картина реальности: денежная экономика с пульсиру ющим уровнем деловой активности. Концепция «не ведения» и неопределенности. Проблема неопреде ленности и роль здравого смысла. Анализ группового

поведения, регулируемого социальными нормами.

Кейнс как социальный философ. 8. Современная экономическая Размежевание неоклассического «мейнстрима» на ра методология ционалистов и эмпириков. Рационализм: переход эко номической теории на язык математики и к методоло гическим стандартам формализованного знания. Эм пиризм: инструменталистская методологическая уста новка на ограничение самостоятельного значения тео ретических моделей. Методологические проблемы как

11 стр., 5274 слов

Реферат: Методологические проблемы экономической науки

... упрекают в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую ... ». Рис. 1 - Сущность понятия «методология» В современной литературе такие определения методологии. «Методология - система ... В гуманитарных, в общественных науках, а в более общем виде - в науках слабой версии в силу недостаточного уровня развития ...

часть научной саморефлексии: формирование эконо мической методологии в качестве самостоятельной

экономической дисциплины. Философия науки и эко номическая методология: проблемы взаимодействия.

Экономическая наука как социальный институт.

Постмодернистские интерпретации экономического

знания.

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

№ темы Содержание и формы проведения Тема 2 Занятие 1. Методологические установки экономической мысли в

донаучный период

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

1. Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного чело века.

2. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка постро ить систему их взаимосвязей.

3. Значение опыта схоластического теоретизирования для экономической

науки.

4. Теоретические представления о хозяйственной системе: Р. Кантильон и Дж.

Стюарт. Тема 3 Занятие 2. Методологические основы классической политэкономии

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

Проверочный тест № 1

1. Научный идеал классической политэкономии – естествознание: медицина

(Ф. Кенэ), физика (А.Смит).

2. Картина экономической реальности: экономика как процесс кругооборота

общественного продукта (Ф. Кенэ и А. Смит).

3. Установление эмпирических зависимостей: Т.Р. Мальтус.

4. Д. Рикардо: политическая экономия как система «чистой теории».

5. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рациональ ного человеческого поведения или теория богатства? Тема 4 Занятие 3. Методологический фундамент политической экономии К.

Маркса

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

Проверочный тест № 2

1. К. Маркс: историзм и формационное деление политической экономии.

2. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отноше ний.

3. «Капитал»: метод восхождения от абстрактного к конкретному.

4. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал.

5. Классовый подход в политической экономии. Тема 5 Занятие 4. Методологические основания экономического «мейнстрима»

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

Проверочный тест № 3

1. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая

наука как наука о поведении экономических агентов.

2. Маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потреби тель как основной агент, принцип равновесия

3. К. Менгер о методах политической экономии.

4. Начальный этап математизации экономической теории: методология Л.

Вальраса.

5. Методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах

экономической науки» (1891).

6. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической

науки. Тема 6 Занятие 5. Методологические основания неортодоксальных течений эко номической мысли

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

9 стр., 4211 слов

Реферат: Экономическая теория как наука

... . И именно экономическая наука призвана помочь понять, как функционирует реальная экономика, способствовать выбору таких политических решений и действий, которые позволяют ориентировать развитие общества в нужном направлении. Сама экономическая наука представлена в ...

Проверочный тест № 4

1. Институциональная онтология: основные характеристики.

2. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера.

3. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890): ком промиссно-перечислительное изложение метода экономической науки.

4. Эволюционная концепция Ч. Дарвина и эволюционная экономика Т. Вебле на.

5. Современные версии экономического эволюционизма в методологическом

отношении. Тема 7 Занятие 6. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

Проверочный тест № 5

1. Кейнс как ученик и продолжатель А. Маршалла.

2. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire.

3. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим

уровнем деловой активности.

4. Кейнс: анализ группового поведения, регулируемого социальными норма ми.

5. Дж. М. Кейнс – завершающий экономист «мейнстрима»? Тема 8 Занятие 7. Современная экономическая методология

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии

1. Позитивистские установки в неоклассике: «ультраэмпиризм» Т. Хатчисона.

2. Рационализм П. Самуэльсона: критерий научности – логическая строгость вы водов.

3. М. Фридмен: инструментализм как методологическая установка.

4. Современные подходы к анализу научного знания: понятия научной пара дигмы и научного сообщества.

5. Постмодернистские интерпретации экономической науки: экономическая

наука как риторика.

4.4. Виды и формы промежуточной аттестации

Промежуточный контроль проводится в виде письменного зачета (включая вопросы, изученные самостоятельно) в 1 семестре 1 года обучения.

5. Используемые образовательные технологии

Лекция с проблемным изложением, лекция с опорным конспектированием, семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии, с обсуждением предварительно подготовленных докладов по вопросам учебного плана.

Доля занятий с использованием активных и интерактивных методов составляет 50%.

5.1. Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: проверочные тесты на выбор правильного варианта ответа.

2 уровень сложности: итоговый контрольный тест (на выбор правильного варианта ответа) по курсу, включая вопросы, изученные самостоятельно.

3 уровень сложности: подготовка доклада на семинарском занятии по теме учебного плана с последующим его обсуждением; зачетный тест по всему курсу.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется в соответствии с разработанной рейтинговой системой по дисциплине: Итоговая 100-балльная оценка складывается из оценок:  за текущую работу на семинарах 25 баллов  за проверочные работы (тесты) на семинарских занятиях 25 баллов  за контрольный (итоговый) тест по курсу 50 баллов

Контрольные мероприятия по дисциплине Количество Темы дисциплины

баллов Проверочная работа (тест) по теме семинарского за- 0-5 Темы 3, 4, 5, 6, 7 нятия Доклад по вопросу плана семинарского занятия и участие в его обсуждении 0-25 Контрольный (итоговый) тест по дисциплине 0-50 Темы 1–8

13 стр., 6346 слов

Реферат: Автор методических рекомендаций -кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук МГХПА им С.Г. Строганова В.М. Зубец

... недостаточно. Не случайно в библиографических изданиях по литературоведению и искусству, общественно-политическим наукам наибольшее распространение получили такие разновидности реферата, как аннотация и ... документального источника и соответствующей, отраженной в этом документе действительности. Именно в такой форме реферат и функционирует в системе социального общения. Содержание реферативной модели ...

6.2. Образцы тестовых и контрольных заданий текущего контроля

Пример теста по теме № 3. 1. Первой научной картиной экономической реальности сначала у физиократов (Кенэ), а затем у Смита, стал образ а) невидимой руки рынка; б) кругооборота общественного продукта; в) видимой руки государства; г) поведения экономического человека.

2. Классическая политическая экономия ориентировалась на идеалы и нормы научности а) философии; б) истории; в) естествознания; г) теологии.

3. В основе концепции «естественного порядка» физиократов лежало представление о том, что общественная организация функционирует в соответствии с а) доступной пониманию человека частью вечного, божественного закона; б) эгоистической природой человека; в) вечными и неизменными законами природы; г) биологическими свойствами человеческого рода, который имеет постоянную тенденцию к возрастанию.

4. «Естественный порядок» в концепции А.Смита вытекал из а) вечных и неизменных законов природы; б) эгоистической природы человека, преследующего личный интерес; в) биологических свойств человеческого рода, имеющего тенденцию к возрастанию; г) регулирующей функции государства, устанавливающего «правила игры».

5. История и методология экономической науки вслед за Й. Шумпетером называет «рикардианским пороком» а) его приверженность абстрактным, «спекулятивным» построениям; б) критику им эмпиризма предшествующей политэкономии, не выходившей за рамки здравого смысла; в) привычку применять абстрактные результаты к решению практических проблем; г) акцент, сделанный им на логический метод, отвлекавший внимание от решения практических проблем.

Пример контрольного (итогового) теста 1. Двумя базовыми эпистемологическими установками, соперничавшими в истории экономической науки, были а) дедукция и индукция; в) анализ и синтез; б) рационализм и эмпиризм; г) идеализм и материализм. 2. История экономической мысли знакомит с позитивной (дескриптивной) экономической методологией, поскольку рассматривает научную деятельность с точки зрения а) соотношения научной истины и вненаучных элементов и их отграничения; б) социально-исторических и конкретно-научных условий формирования экономических теорий; в) используемых в ней риторических приемов; г) точности прогнозов, сделанных учеными-экономистами прошлого.

3. С методологической точки зрения «экономический империализм» – это а) выделение в структуре экономического знания новых дисциплин (например, экономики права, экономической социологии и др.); б) захват экономистами предметных областей других (неэкономических) наук; в) влияние частнонаучной экономической методологии на другие дисциплины; г) изучение экономистами политики создания масштабных колониальных и экономических империй, экспансии, борьбы государств за мировую гегемонию.

4. Анализ экономической реальности средневековыми схоластами и, в частности, Ф. Аквинским предпринимается с целью а) выработки норм гражданского права; б) определения подходящих норм хозяйственного поведения граждан; в) согласования норм римского частного и канонического права; г) выработки практических рекомендаций, адресованных светским властям.

18 стр., 8861 слов

Курсовая работа: Экономика – наука и сфера хозяйственной жизни

... . Проблема экономики как науки и сферы хозяйственной жизни хорошо изучена экономической наукой, это подтверждается наличием большого количества экономической литературы, в которой затронуты различные аспекты этого вопроса. При написании курсовой работы применялись ...

5. Экономика в восприятии классической политической экономии – это а) «мануфактура божественного происхождения», созидающая богатство благодаря естественным силам природы; б) процесс создания и распределения общественного продукта; в) искусство обогащения, приобретения денежного богатства; г) искусство вести торговые операции с другими народами.

6. Классическая политическая экономия ориентировалась на идеалы и нормы научности а) философии; б) истории; в) естествознания; г) теологии.

7. Образ «невидимой руки» (Провидения), гармонизирующей частные интересы с общественным благом, был у Смита а) основой научной теории рыночной экономики; б) научной картиной экономической реальности (онтологией); в) исходным постулатом теории стоимости (богатства); г) основой идеологической доктрины.

8. Законы политической экономии Дж.С. Милль определял как законы-тенденции поскольку политическая экономия а) изучала хозяйственные процессы только на микро- уровне; б) анализировала только главные причины хозяйственного поведения людей, абстрагируясь от прочих, «дестабилизирующих», причин; в) была эмпирической, а не теоретической наукой; г) будучи частью «социальной философии», не была наукой в строгом смысле слова.

9. Предложенный К. Марксом способ сочетания теоретического задела классической школы с принципом историзма позволил а) ограничить степень общности экономического знания, универсальности экономических законов; б) открыть всеобщие экономические законы, действующие на всех этапах исторического развития; в) создать «Капитал» – историю генезиса и развития капиталистической экономики; г) создать новую науку – экономическую историю.

10. Классовый подход в политической экономии К. Маркса – это а) выполнение Марксом социального заказа – создания «пролетарской» политической экономии в противовес «буржуазной»; б) рассмотрение им закономерности экономического развития с позиций взаимодействия интересов классов, занимающих противоположное положение в общественном производстве; в) метод исследования, предусматривающий на начальном его этапе классификацию явлений экономической реальности; г) критика Марксом вульгарной политической экономии, являющейся выразителем буржуазной (классовой) идеологии, мешающей объективно истолковывать экономическую реальность.

11. Отнесение историко-экономической наукой экономической теории К. Маркса к завершающему этапу классической политической экономии обусловлено тем, что он а) подверг построения классической школы сокрушительной критике, положив конец ее господству в экономической науке; б) был приверженцем характерной для классиков производственно-продуктовой картины экономической реальности; в) как и ее представители задался целью открыть универсальные законы функционирования экономики; г) считал себя учеником Рикардо, использовал присущий тому способ теоретизирования.

12. Маржинализм, а затем и неоклассика, положили в основу своих построений а) поведенческую онтологию; в) производственно-продуктовую онтологию; б) институциональную онтологию; г) социальную онтологию.

13. Потребитель/покупатель (а не капиталист или наемный работник как это было у классиков и Маркса) стал доминирующей фигурой в маржиналистской (и неоклассической) экономической науке в силу а) стремления маржиналистов создать классово нейтральную науку в противовес политической экономии социального (классового) конфликта К. Маркса; б) формирования на Западе в последней трети XIX в. общества «всеобщего потребления»; в) бурного развития торговли, в том числе и международной; г) развития массового производства, институциональных изменений в экономике и перемен в экономической структуре общества.

14. Ключевыми элементами неоклассической картины экономической реальности являются а) рынок несовершенной конкуренции и экономические агенты, чье поведение произвольно; б) рынок совершенной конкуренции и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на нем; в) конкурентный рынок и экономические агенты, чье поведение формируется сложившимися правовыми и политическими институтами; г) монопольные рынки и последовательно рациональные экономические агенты, действующие на них. 15. Переход экономической теории на язык математики и к методологическим стандартам формализованного знания, когда главным средством анализа становится построение математических моделей, а главным критерием их научности – логическая строгость выводов, – это а) вальрасианская ветвь неоклассического «мейнстрима»; б) маршаллианская ветвь неоклассического «мейнстрима»; в) продолжение линии австрийской школы «маржинализма»; г) продолжение линии кейнсианства.

16. В соответствии с определением Л. Роббинса, экономическая наука – это наука а) об экономике как материальной сфере человеческой деятельности; б) обобщающая исторический опыт хозяйствования народов; в) о рациональном поведении человека; г) о исторически обусловленных стереотипах и нормах поведения хозяйствующих субъектов.

17. Общепринятым стандартам научности противостояла установка исторической школы на а) открытие универсальных, не зависящих от места и времени экономических законов; б) использование логического, дедуктивного метода; в) использование индуктивного метода и создание эмпирической науки; г) ограничение познавательной задачи политической экономии описанием и толкованием фактов.

18. Главными действующими лицами «спора о методе» в 1883-1884 гг. выступили а) К. Менгер и Г. Шмоллер; в) Л. фон Мизес и М. Вебер; б) А. Маршалл и Дж.Н. Кейнс; г) Л. Вальрас и У.С. Джевонс.

19. Ключевыми пунктами исследовательской программы Т. Веблена были а) психологизм и субъективизм; б) эволюционализм и институционализм; в) принципы оптимизации и методологического индивидуализма; г) статичность и восприятие экономики как равновесной системы.

20. Из «радикального априоризма» Л. фон Мизеса – методологического представления об экономической науке как системе сугубо дедуктивных выводов из постулатов рационального поведения, сконструированных априори – следовал вывод о том, что а) экономические законы не поддаются верификации или фальсификации опытом, конечное мерило верности или ложности экономической теории – здравый смысл; б) экономические утверждения, претендующие на статус «научных», должны быть подвержены эмпирической проверке; в) точные прогнозы являются единственной релевантной проверкой справедливости экономической теории; г) единственная релевантная проверка обоснованности теории – это сравнение ее прогнозов с опытом.

21. Макроэкономические функции, выведенные Дж.М. Кейнсом, базировались а) на привычках, эмоциях, закономерностях группового поведения; б) на априорных предпосылках, связанных с оптимизирующим выбором; в) на основе максимизации или минимизации отдельными хозяйствующими субъектами своих целевых функций; г) на принципе оптимизации и представлении о рыночной экономике как о равновесной системе. 22. Доктрина «laissez faire», мобилизующая силы индивидуального интереса с тем, чтобы стимулировать рост всеобщего блага, критиковалась Дж.М. Кейнсом за а) ограниченность ее применения только индустриальным, но не постиндустриальным обществом; б) недооценку опасности того, что частный интерес может обратиться против общественного интереса; в) вытекающую из нее политику протекционизма; г) сходство между экономическим понятием «laissez faire» и дарвинизмом.

23. Сторонники неопозитивизма в экономической науке критерием научности знания (теорий) считают а) его фальсифицируемость (опровергаемость); б) логическую строгость выводов; в) реалистичность предпосылок, положенных в его основу; г) априорность (нереалистичность) постулатов, положенных в его основу.

24. Постмодернистская постановка вопроса о методе и методологии экономической науки предполагает а) необходимость установления общего, обязательного для всех методологического стандарта; б) следование методологическим нормам математизированных отраслей естествознания; в) полную свободу выбора в области метода, так называемый «методологический анархизм». г) свободу в выборе средств исследования при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов и готовности к их критическому обсуждению, т.н. «методологический плюрализм».

25. Согласно Д. МакКлоски, экономическая наука – это а) «искусство предусмотрительно и бережливо удовлетворять потребности семьи или государства»; б) искусство экономики, т.е. инструментальное знание и навыки прикладного характера; в) риторика, то есть искусство убеждать; г) «искусство выбирать модели, релевантные в современном мире».

6.3. Примерная тематика рефератов, эссе, докладов

Тематика докладов соответствует вопросам, выносимым на обсуждение на семинарские занятия в соответствии с их планом: 1. Экономическая наука как знание и вид человеческой деятельности. 2. Метод и методология. 3. Рационализм и эмпиризм как базовые эпистемологические установки в экономиче ской науке 4. Картины экономической реальности: продуктовая, поведенческая, эволюционно институциональная. 5. Ксенофонт: модель оптимального типа домохозяйства совершенного человека. 6. Аристотель: анализ отдельных экономических категорий и попытка построить систе му их взаимосвязей. 7. Значение опыта схоластического теоретизирования для экономической науки. 8. Теоретические представления о хозяйственной системе: Р. Кантильон и Дж. Стюарт. 9. Научный идеал классической политэкономии – естествознание: медицина (Ф. Кенэ),

физика (А.Смит).

10. Шотландское просвещение и английская классическая политическая экономия. 11. «Проблема Адама Смита»: «Исследование о природе и причинах богатства народов»

contra «Теория нравственных чувств»? 12. Картина экономической реальности: экономика как процесс кругооборота обществен ного продукта (Ф. Кенэ и А. Смит).

13. Установление эмпирических зависимостей: Т.Р. Мальтус. 14. Д. Рикардо: политическая экономия как система «чистой теории». 15. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рационального чело веческого поведения или теория богатства? 16. Д.С. Милль: политэкономия как наука и как искусство. 17. К. Маркс: историзм и формационное деление политической экономии. 18. Методология Маркса: движение от истории общества к политической экономии и макроэкономическим теориям. 19. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. 20. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отношений. 21. «Капитал»: метод восхождения от абстрактного к конкретному. 22. Классовый подход в политической экономии. 23. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал. 24. Экономическая наука и идеология. 25. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. 26. Маржиналистский «экономический человек» как рациональный максимизатор. 27. Маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как ос новной агент, принцип равновесия 28. К. Менгер о методах политической экономии. 29. Начальный этап математизации экономической теории: методология Л. Вальраса. 30. Методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах экономиче ской науки» (1891).

31. А. Маршалл о соотношении науки и здравого смысла. 32. Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Мар шалла. 33. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки. 34. Явление «mainstream» в экономической науке. 35. Разграничение мейнстрима и альтернативных течений. 36. Феномен «экономического империализма». 37. Институциональная онтология: основные характеристики. 38. Критика идеи универсальности человеческой природы классической политэкономии и маржинализма исторической школой в политической экономии. 39. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. 40. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890): компромисс но-перечислительное изложение метода экономической науки. 41. Философия прагматизма как методологический фундамент «старого» институциона лизма. 42. Эволюционная концепция Ч. Дарвина и эволюционная экономика Т. Веблена. 43. Современные версии экономического эволюционизма в методологическом отноше нии. 44. Радикальный априоризм Л. фон Мизеса: размежевание с «мейнстримом». 45. Кейнс как ученик и продолжатель А. Маршалла. 46. Дж.М. Кейнс: от философии к экономике. 47. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire. 48. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим уровнем деловой активности. 49. Проблема неопределенности и роль здравого смысла в построениях Дж.М. Кейнса. 50. Кейнс: анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. 51. Дж. М. Кейнс – завершающий экономист «мейнстрима»? 52. Кейнс как социальный философ. 53. Позитивистские установки в неоклассике: «ультраэмпиризм» Т. Хатчисона. 54. Рационализм П. Самуэльсона: критерий научности – логическая строгость выводов. 55. М. Фридмен: инструментализм как методологическая установка. 56. Современные подходы к анализу научного знания: понятия научной парадигмы и

научного сообщества. 57. Современные подходы к анализу научного знания: структура и динамика научно исследовательских программ. 58. Постмодернистские интерпретации экономической науки: экономическая наука как

риторика. 59. Методологический плюрализм в современной экономической науке. 60. Формирование экономической методологии как экономической субдисциплины.

6.4 Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания

Курсовая работа не предусмотрена.

6.5. Методические указания по организации самостоятельной работы

Изучение тем семинарских занятий магистрантами предполагает:  предварительную проработку вопросов семинара по рекомендованной учебной (ос новной и дополнительной, включая первоисточники) литературе;  подготовку устных докладов по вопросам семинарского занятия по рекомендуемой

литературе, а также участие в последующем их обсуждении в аудитории;  подготовку к проверочным тестам, проводимым в конце семинарского занятия.

Изучение тем, содержание которых раскрывается на лекции, предусматривает:  чтение конспекта лекции;  изучение вопросов темы по рекомендуемой учебной литературе;  подготовку к контрольному (итоговому) тесту, в том числе включающему вопросы по

лекционному материалу.

Самостоятельное изучение тем курса предполагает:  изучение вопросов темы по рекомендуемой учебной литературе (основной и дополни тельной и первоисточникам);  подготовку к зачетному тесту, руководствуясь перечнем зачетных вопросов.

6.6. Промежуточный контроль

Промежуточный контроль осуществляется в виде письменного зачета.

Зачет сдают обучающиеся, не набравшие по итогам текущего контроля 41 и более баллов, из которых не менее 20 баллов получено благодаря активности, проявленной на семинарских занятиях в процессе выступления с докладом и его обсуждения.

Перечень вопросов к зачету 1. Экономическая наука как объект методологического анализа. 2. Метод и методология. 3. Экономическая методология в узком смысле: учение о способах научного исследования. 4. Экономическая методология в широком смысле. 5. Функции экономической методологии. 6. Античность и средневековье: «экономия» как практическая область, искусство экономики. 7. Античность и средневековье: экономическая мысль – часть моральной философии (этики).

8. Экономические идеи как часть моральной теологии в эпоху средневековья. 9. Меркантилизм: нормативный характер практического учения об управлении государственным хозяйством. 10. Первые попытки увязать практическую программу с теоретическими представлениями о хозяйственной системе: концепции экономики Р. Кантильона и Дж. Стюарта 11. Исторические и философские предпосылки экономических теорий Ф. Кенэ и А. Смита. 12. Рационализм – ведущая методологическая установка классической политической экономии. 13. Картина экономической реальности классической политической экономии: экономика как процесс кругооборота общественного продукта. 14. Механизм «невидимой руки» как ядро идеологической доктрины классической политической экономии. 15. Логический метод и теоретизация экономического знания: Д. Рикардо. 16. Д.С. Милль: политическая экономия – наука об общих законах рационального человеческого поведения или теория богатства? 17. Д.С. Милль: законы политической экономии как законы-тенденции. 18. Научная (маржиналистская) революция 1870-1890-е гг.: экономическая наука как наука о поведении экономических агентов. 19. Маржинализм: поведенческая онтология – потребитель как основной хозяйствующий субъект и микроанализ. 20. Априоризм и реализм К. Менгера. 21. Л. Вальрас: «чистая политическая экономия» как аналог физико-математической науки. 22. У истоков «мейнстрима»: методологические установки А. Маршалла и их отражение в «Принципах экономической науки» (1891).

23. Методологическое эссе Л. Роббинса (1932): определение экономической науки. 24. К. Маркс: теория и история. 25. Экономическая диалектика К. Маркса: влияние философии Гегеля. 26. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ теоретического отражения действительности. 27. Производственно-продуктовая онтология: труд и капитал как развивающиеся субстанции. 28. К. Маркс о диалектике производительных сил и производственных отношений. 29. Классовый подход в политической экономии: экономическая наука и идеология. 30. Разграничение основного («mainstream») и альтернативных течений экономической мысли. 31. Институциональная онтология: описание исторически обусловленных стереотипов и норм поведения, организационных структур экономической деятельности, характера их эволюционных изменений. 32. Историческая школа в политической экономии: историческая наука как альтернативный естествознанию методологический ориентир. 33. «Спор о методе»: полемика Г. Шмоллера и К. Менгера. 34. Книга Д.Н. Кейнса «Предмет и метод политической экономии» (1890): компромиссно-перечислительное изложение метода экономической науки. 35. Эволюционная концепция Дарвина и попытка Т. Веблена соединить эволюционную методологию с институциональным анализом экономического развития. 36. Современные версии экономического эволюционизма в методологическом отношении. 37. Методологическое размежевание неоавстрийской школы с «мейнстримом». 38. Радикальный априоризм Л. фон Мизеса. 39. Методологическая доктрина Ф. фон Хайека: неприятие сциентизма и методологического монизма. 40. Методологические основы теории Дж.М. Кейнса: несводимость всех форм объяснения в экономической науке к модели всеобъемлющих законов. 41. Критика Дж.М. Кейнсом доктрины laissez-faire. 42. Кейнсианская картина реальности: денежная экономика с пульсирующим уровнем деловой активности. 43. Дж.М. Кейнс: анализ группового поведения, регулируемого социальными нормами. 44. Кейнс как социальный философ. 45. Размежевание неоклассического «мейнстрима» на рационалистов и эмпириков: П. Самуэльсон и М. Фридмен. 46. Методологические проблемы как часть научной саморефлексии: формирование экономической методологии в качестве самостоятельной экономической дисциплины. 47. Трансформация области исследования экономической методологии: от нормативной к позитивной методологии. 48. Философия науки и экономическая методология: проблемы взаимодействия. 49. Постмодернистские интерпретации экономического знания: риторическая интерпретация экономики (Д. МакКлоски «Риторика экономики» (1983)).

50. Методологический плюрализм в экономической науке.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература: 1. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический ана лиз. М., 2005. Гл. 1-5. 2. Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки // Философия соци альных и гуманитарных наук / под ред. С.А. Лебедева. М., 2006. Разд. 2. Гл. 3. С. 353 436; Там же. 2-е изд., испр. и доп. М., 2008. С. 438-521. 3. Бартенев С.А. История и философия экономической науки: пособие к кандидатскому

экзамену. М., 2008. 271 с. 4. Басовский Л.Е. История и методология экономической науки: учеб. пособие. М., 2011.

231 с. 5. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М.,

2004. 416 с. 6. Орехов А.М. Методы экономических исследований: учеб. пособие. М., 2009. 392 с. 7. Философия экономики: Антология / под ред. Д. Хаусмана; пер. с англ. М., 2012. 520 с.

б) дополнительная литература: 1. Автономов В.С. Абстракции в экономической науке // Журнал Новой экономиче ской ассоциации. 2013. № 1(17).

С. 160-162. 2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. 230 с. 3. Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя // Во просы экономики. 1999. № 11. С. 49-62. 4. Ананьин О. Карл Маркс и его «Капитал»: из девятнадцатого в двадцать первый век //

Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 72-86. 5. Ананьин О. Экономика: наука и/или искусство // Вопросы экономики. 2007. № 11. С.

4-24. 6. Ананьин О. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии.

1999. № 10. С. 135-151. 7. Ананьин О. И., Одинцова М. И. Методология экономической науки. Современные

тенденции и проблемы // Истоки. Вып. 4. М., 2000. С. 92-137. 8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. М., 1994. 9. Болдырев И. Экономическая методология и постмодернизм // Вопросы экономики

2006. № 11. С. 59-78. 10. Болдырев И.А. Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 9. С. 47-70. 11. Боулс С., Гинтис Г. Вальрасианская экономическая теория в ретроспективе // Истоки: Из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М., 2006. С. 301-337. 12. Браун В. Переосмысливая «проблему Адама Смита» // Истоки: социокультурная среда экономической деятельности и экономического познания / редкол.: Я.И. Кузь минов (гл. ред.).

М., 2011. С. 321-352. 13. Геллнер Э. Экономическая интерпретация истории // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: пер. с англ. М., 2004. С. 233-245. 14. Доу Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический ана лиз // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 53-72. 15. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мыш лении. М., 1997. 16. Клюкин П.Н. Поворот к физиократической метафизике (к 250-летию «Экономической таблицы» Ф. Кенэ) // Кенэ Ф., Тюрго А.Ж.Р., Дюпон де Немур П.С. Физиократы. Из бранные экономические произведения. М., 2008. С. 13-44. 17. Коваль Т.Б. Богатство и бедность в контексте религиозной этики // Истоки: социо культурная среда экономической деятельности и экономического познания / редкол.: Я.И. Кузьминов (гл. ред.).

М., 2011. С. 9-53. 18. Коддингтон А. Кейнсианская экономическая теория: в поисках главных принципов // Истоки. Вып.3. М., 1998. С. 334-356. 19. Лейонхуфвуд А. Кейнс как последователь Маршалла // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 32-47. 20. Майровски Ф. Физика и «маржиналистская революция» // Terra Economicus. 2012. Т.10, №. 1. С. 100-116. 21. Макашева Н.А. «Das Keynes Problem»: от «Трактата о вероятности» к «Общей теории занятости, процента и денег» // Общественные науки и современность. 2011. № 6. С. 143-154. 22. Макашева Н.А. Дж.М. Кейнс: новатор, ниспровергатель и спаситель // Кейнс Дж.М. Общая теория процента, занятости и денег. Избранное. М., 2007. С. 15-38. 23. Макашева Н.А. Еще о революции Дж.М. Кейнса (Опыт построения макроэкономи ческой теории для экономики с неопределенностью) // Общественные науки и со временность. 2006. № 2. С. 143-154. 24. Макашева Н.А. Несколько слов о методологии // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова и др. М., 2004. Гл. 41. С. 740-755. 25. Макашева Н.А. Этика добра и общая экономическая теория (Интеллектуальный вы зов Дж.М. Кейнса) // Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 11-24. 26. Макклоски Д.Н. Риторика // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Мил гейта, П. Ньюмена: пер. с англ. М., 2004. С.748-751. 27. Макклоски Д.Н. Риторика экономической теории // Истоки: социокультурная среда экономической деятельности и экономического познания / редкол.: Я.И. Кузьминов (гл. ред.).

М., 2011. С. 252-320. 28. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. / отв. ред. Г.Г. Фетисов. М., 2004-2005. 29. Нуреев Р. Исторические судьбы учения Карла Маркса // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 87-102. 30. Нуреев Р. Торстейн Веблен: взгляд из XXI века // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 73-85. 31. Отмахов П. А. «Риторическая» концепция метода в экономической теории: предвари тельные итоги развития // Истоки. Вып. 4. М., 2000. С. 138-175. 32. Отмахов П.А. Современные концепции метода экономической науки // История эко номических учений / под ред. А.Г. Худокормова. М., 2004. Гл. 16. С. 318-362. 33. Панорама экономической мысли конца ХХ в. СПб., 2002. 34. Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки. Экономика в контексте исто рии и культуры. М., 2004. С. 9-51. То же // «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / под общ. ред. Р.М. Нуреева. М., 2006. С. 99-138. 35. Расков Д.Е. Образ экономики в институционализме // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2010. Сер. 5. Вып. 3. С. 32-41. 36. Робертсон Д. Шотландское просвещение // Экономическая теория / под ред. Дж. Иту элла, М. Милгейта, П. Ньюмена: пер. с англ. М., 2004. С. 776-781. 37. Розмаинский И. О методологических основаниях мейнстрима и гетеродоксии в эко номической теории конца XX – начала XXI века // Вопросы экономики. 2008. № 7. С. 89-99. 38. Сэмюэлс У. Торстейн Веблен как экономист-теоретик // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 99-117. 39. Уэрта де Сото. Х. «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса как учебник по экономической теории // Вопросы экономики. 2010. № 11. С. 62-82. 40. Филатов И.В. О методологии политической экономии Дж.С. Милля // Милль Д.С. Ос новы политической экономии. М., 2007. С. 1024-1030. 41. Фоули Д. Математический формализм и политэкономическое содержание // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 82–95. 42. Хаусман М. Экономическая методология в двух словах // Мировая экономика и меж дународные отношения. 1994. № 2. С. 103-110; № 3. С. 105-110. 43. Ходжсон Дж. Критический реализм и экономическая наука // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 37-52. 44. Ходжсон Дж. Эволюционная и институциональная экономика как новый мэйнстрим // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т.6, № 2. С. 2–21. 45. Шкредов В.П. Метод исследования собственности в «Капитале» К. Маркса. М., 1973. 46. Шкредов В.П. Превращение политической экономии в диалектическую науку // Пер воначальный вариант «Капитала». М., 1987. Гл. 10. 47. Шпигель Г.У. Схоластическая экономическая мысль // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: пер. с англ. М., 2004. С.768-775. 48. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3-х тт. СПб., 2001. 49. Экономика как искусство / под ред. О.И. Ананьина. М., 2008. Гл.1. 50. Экономическое мышление: философские предпосылки; учеб. пособие / Е.Н. Калмыч кова, И.Г. Чаплыгина. М., 2005. 272 с.

источники 1. Австрийская школа в политической экономии / пер с нем. М., 1992. 493 с. 2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с. 3. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 86-98. 4. Веблен Т. Почему экономическая наука не является эволюционной дисциплиной? // Истоки: Из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М., 2006. С. 10-32. 5. Кейнс Дж.М. Конец laissez-faire // Истоки. Вып.3. М., 1998. С. 269-279. 6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости // Истоки. Вып.3. М., 1998. С. 280-292. 7. Коммонс Дж. Институциональная экономика // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5, № 4. С. 59-70. 8. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. М.: ГУ ВШЭ, 2011. 9. Маркс К. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. 10. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13 (Предисловие).

11. Маркс К. Послесловие ко 2-му немецкому изданию (1872 г.) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 12. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 2007. Книга 1. Гл.2-4. 13. Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки // THESIS. 1994. Т. 2. Вып. 4. С.205-212. 14. Шмоллер Г. К методологии общественно-политических и социальных наук // Terra Economicus. 2011. Т.9, №. 3. С. 31-49.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Галерея экономистов. URL: http://gallery.economicus.ru/ Англоязычная библиотека по истории экономическая мысли (McMaster University Ar chive for the History of Economic Thought).

URL: http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3ll3/

источники 1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т.1. Вып. 1. С. 24-40. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS/Issue1 2. Блауг М. Несложный урок экономической методологии // THESIS. 1994. Т.2. Вып.4. С. 53-68. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS/Issue4 3. Менгер К. Исследование о методах социальных наук и политической экономии в осо бенности // Менгер К. Избранные работы. М., 2005. Книга 1. Гл. 1-5; Приложение V. URL: http://www.prognosis.ru/lib/Menger%20RRR.pdf 4. Милль Д.С. Об определении предмета политической экономии и о методе исследова ния, свойственном ей // Милль Д.С. Основы политической экономии. М., 2007. URL: www.hse.ru/data/2009/11/10/1227226686/Poslesl.pdf 5. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т.1. Вып. 1. С.10-23. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS/Issue1 6. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т.2. Вып.4. С.20-52. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS/Issue4 7. Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. 1993. Т.1. Вып.1. С.41-55. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS/Issue1

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные средства и другая техника для презентаций учебного материала.