Повторение учебного ок-3 з1(ок-3) теорию (подготовка к текущему контролю 6 материала по конспектам, у1(ок-3)

Самостоятельная работа

введение

в экономическую Самостоятельная работа Повторение учебного ОК-3 З1(ОК-3) теорию (подготовка к текущему контролю 6 материала по конспектам, У1(ОК-3)

по 1 разделу) изучение основной и

дополнительной литературы

Текущий контроль по 1 разделу Тестирование ОК-3 З1(ОК-3)

У1(ОК-3)

Н1(ОК-3) ИТОГО Лекции 2 — — по разделу 1 Практические 2 — — занятия

Самостоятельная работа 27 — — обучающихся

Раздел 2 Микроэкономика

Теория спроса и предложения. Лекция 1 Интерактивная (презентация) ОК-3 З1(ОК-3) Рыночное равновесие. Практическое занятие 1 Традиционная ОК-3 У1(ОК-3)

Н1(ОК-3)

Самостоятельная работа 9 Изучение основной и ОК-3 З1(ОК-3)

обучающихся (изучение дополнительной литературы. У1(ОК-3)

теоретических разделов Конспектирование.

дисциплины и подготовка к

практическому занятию) Издержек производства Лекция 1 Традиционная ОК-3 З2(ОК-3)

Практическое занятие 1 Традиционная ОК-3 У2(ОК-3)

Н2(ОК-3)

Самостоятельная работа

обучающихся (изучение Изучение основной и З2(ОК-3)

теоретических разделов 9 дополнительной литературы. ОК-3 У2(ОК-3)

дисциплины и подготовка к Конспектирование.

практическому занятию) Рыночные структуры. Правила Самостоятельная работа

Изучение основной и З2(ОК-3) поведения фирмы в любой обучающихся (изучение

9 дополнительной литературы. ОК-3 У2(ОК-3) рыночной структуре. теоретических разделов

Конспектирование.

дисциплины) Микроэкономика Самостоятельная работа Повторение учебного

З2(ОК-3)

(подготовка к текущему контролю материала по конспектам, ОК-3

7 У2(ОК-3)

по 2 разделу) изучение основной и

дополнительной литературы

ОК-3-1 З2(ОК-3)

Текущий контроль

Тестирование У2(ОК-3)

Н2(ОК-3) ИТОГО Лекции 2 — — по разделу 2 Практические занятия 2 — — Самостоятельная работа

33 — — обучающихся

2 стр., 794 слов

Самостоятельная работа: По экономике решение. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов «Основы экономики. Перечень самостоятельных внеаудиторных работ

Изучение студентами дисциплины «Экономика организации» помогает будущим специалистам в формировании экономического мышления. Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем в результате самостоятельной внеаудиторной работы студентов, которые должны способствовать формированию ...

Раздел 3 Макроэкономика Макроэкономика и показатели Практическое занятие 2 Дискуссия ОК-3 У3(ОК-3) развития национальной экономики Н3(ОК-3)

Самостоятельная работа Изучение основной и ОК-3

З3(ОК-3)

обучающихся (подготовка к 7 дополнительной литературы. У3(ОК-3)

практическим занятиям) Макроэкономическая динамика: Самостоятельная работа

Изучение основной и экономические циклы, обучающихся (изучение ОК-3 З3(ОК-3)

7 дополнительной литературы. экономический рост, инфляция, теоретических разделов У3(ОК-3)

Конспектирование. безработица дисциплины) Кредитно-денежная система. Самостоятельная работа

Изучение основной и Денежная масса и еѐ агрегаты. обучающихся (изучение ОК-3 З3(ОК-3)

7 дополнительной литературы. Кредитно-денежная политика: теоретических разделов У3(ОК-3)

Конспектирование. цели и задачи, инструменты. дисциплины) Финансовая система и бюджетно- Самостоятельная работа

Изучение основной и налоговая политика обучающихся (изучение ОК-3 З3(ОК-3)

7 дополнительной литературы.

теоретических разделов У3(ОК-3)

Конспектирование.

дисциплины) Макроэкономика Самостоятельная работа Повторение учебного ОК-3 З3(ОК-3)

(подготовка к текущему контролю материала по конспектам, З4(ОК-3)

7 У3(ОК-3)

по 3 разделу) изучение основной и

дополнительной литературы У4(ОК-3)

З3(ОК-3)

З4(ОК-3)

Текущий контроль У3(ОК-3)

Тестирование ОК-3 У4(ОК-3)

Н3(ОК-3)

Н4(ОК-3) ИТОГО Лекции — — — по разделу 3 Практические

2 — — занятия

Самостоятельная работа

34 — — обучающихся

м ИТОГО в 4 семестре Лекции 4 — — Практические

6 — — занятия

Самостоятельная работа — — обучающихся Промежуточная аттестация З1(ОК-3) по дисциплине У1(ОК-3)

Н1(ОК-3)

З2(ОК-3)

У2(ОК-3)

Н2(ОК-3)

4 Зачет с оценкой ОК-3 З3(ОК-3)

У3(ОК-3)

Н3(ОК-3)

З4(ОК-3)

У4(ОК-3)

Н4(ОК-3) ИТОГО Лекции 4 — — по дисциплине Практические

6 — — занятия

Самостоятельная работа

94 — — обучающихся ИТОГО: общая трудоемкость дисциплины 108 часов,

в том числе с использованием активных методов обучения 3 часа

6 Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

(модулю)

Самостоятельная работа обучающихся, осваивающих дисциплину «Экономика», состоит из следующих компонентов: изучение теоретических разделов дисциплины; подготовка к практическим занятиям; подготовка, оформление и защита расчетнографической работы.

Для успешного выполнения всех разделов самостоятельной работы учащимся рекомендуется использовать следующее учебно-методическое обеспечение:

1. Яковлева, Т. А. Микроэкономика : учеб. пособие для вузов / Т. А. Яковлева, О. В. Бондаренко, О. С. Олиферова; под ред. Т. А. Яковлевой. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та, 2014. – 133с.

2. Яковлева, Т. А. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Т. А. Яковлева, О. В. Бондаренко, О. С. Олиферова; под ред. Т. А. Яковлевой. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та, 2014. – 136с.

3 стр., 1010 слов

Самостоятельная работа: Организация самостоятельной работы учащихся на х экономики в школе

... этапах урока по экономике Этапы урока Виды самостоятельной работы Подготовка к восприятию нового материала Предварительное чтение литературы по новой теме учащимися; подготовка ответов на заданные учителем вопросы и т.д. Изучение новых ...

3. Методические указания по выполнению расчетно-графической работы по дисциплинам «Экономика» и «Экономическая теория» для студентов технических направлений подготовки заочной формы обучения [Электронный ресурс]. / сост.: Т.А. Яковлева. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВО «КнАГТУ», 2017. – 22 с.

Все методические материалы размещены в электронной среде университета и доступны студентам в личном кабинете.

Общие рекомендации по организации самостоятельной работы

Целью самостоятельной работы студента является формирование умений и навыков самоорганизации своей образовательной деятельности.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: проверить, все ли выполнено по намеченному плану. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельное изучение теоретических разделов (тем) дисциплины предполагает краткое изложение основных положений изученного текста. Объѐм конспекта не должен превышать одну треть исходного текста. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих правил: внимательное прочтение текста с выделением информативных центров; осмысление и продумывание основных положений и формулирование их своими словами; подтверждение основных положений цитатами из текста.

Подготовку к практическому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом занятия, изложенным в рабочей тетради. План практического занятия отражает содержание темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы. Все новые понятия по изучаемой теме рекомендуется выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. После изучения теоретического материала необходимо ответить на все тестовые вопросы в рабочей тетради и выполнить графические упражнения. В случае затруднений следует сделать соответствующие пометки на полях рабочей тетради и задать вопрос преподавателю на практическом занятии.

При подготовке к практическому занятию в форме дискуссии необходимо помнить, что дискуссия предполагает активное включение обучаемых в коллективный поиск истины. Дискуссия должна быть доброжелательной и корректной. Ее участники должны проявлять принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление, что выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий. Проведение дискуссии предполагает активный обмен мнениями между участниками, рассмотрение проблемы с разных позиций, многостороннюю коммуникацию, поиск нового решения, мнения, способа действий.

4 стр., 1861 слов

Практическая работа: Эталоны ответов к тестам темы 2 (практич. занятия ОЗЗ,2-я часть,7-семестр) б,в

... уровень знаний студентов с использованием тестов и устного опроса, что является итоговым контролем усвоения темы Тесты усвоения (итоговый уровень). № п/п Вопрос Эталон ответа 1. Экономичность здравоохранения должна выражаться в том, что ...

Контрольная работа (К) предназначена для закрепления теоретических знаний и постижения студентами практических навыков и приемов экономического анализа. При выполнении контрольной работы рекомендуется придерживаться следующих этапов еѐ выполнения: выбор источников информации, соответствующих тематике заданий (рассмотреть несколько информационных ресурсов); систематизировать собранную информацию (проанализировать конкретный статистический материал) и составить текст, сделав акцент на тех положениях, которые отражают индивидуальный подход студента; представить полученные результаты исследования в виде теоретических выкладок, таблиц, графиков, диаграмм. При решении аналитических задач необходимо помнить, что ответ на вопрос(ы) задачи должен содержать не только число(а), но и качественную интерпретацию полученного результата.

График выполнения самостоятельной работы представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Рекомендуемый график выполнения самостоятельной работы студентов при 21-недельном семестре

Часов в неделю Итого

Вид

по самостоятельной

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 видам работы

работ Подготовка к практическим — 10 10 10 10 40 занятиям Изучение теоретических

  • 3 3 3 3 3 3 3 3 2 24 разделов дисциплины Подготовка, оформление и — 2 2 2 2 2 12

РГР защита РГР Подготовка к текущему 6 6 6 18 контролю ИТОГО 3 3 2

  • 3 2 3 5 3 2 3 5 16 16 16 12 94 в 4м семестре

РГР – расчетно-графическая работа

7 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля

и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Таблица 6 – Паспорт фонда оценочных средств

Код Контролируемые Наименование

контролируемой разделы (темы) оценочного Показатели оценки

компетенции дисциплины средства

(или ее части) Введение в З1(ОК-3) Тест 1 Демонстрирует знание определяющих экономических понятий. экономическую Фиксирует ключевые характеристики разных типов экономических теорию систем. Распознаѐт особенности функционирования разных форм

организации хозяйственной деятельности.

У1(ОК-3) Конспекты Обнаруживает способность объяснять закономерности

по темам «Экономические функционирования рыночной экономики, структурировать информацию,

системы» и «Рынок и излагать в краткой и логичной форме, выделять главные идеи в

механизм его изучаемом материале, делать обобщения, самостоятельные выводы.

функционирования»

Н1(ОК-3) РГР Устанавливает причинно-следственные связи между экономическими

явлениями (причины ограниченности ресурсов и еѐ последствия);

рассчитывает альтернативную стоимость Микроэкономика З1(ОК-3) Тест 2 Понимает действие закона спроса и закона предложения на

(вопросы 1-4) микроэкономическом уровне, механизм рыночного равновесия.

Распознаѐт ключевые признаки понятий «спрос» и «предложение».

У1(ОК-3) РГР Умеет рассчитывать параметры рыночного равновесия, оценивает

возможные последствия государственного регулирования рынка

(фиксирование цены, введение налогов)

Н1(ОК-3) РГР Анализирует влияние фиксирования цены на изменение рыночного

5 стр., 2087 слов

Реферат: Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект по экономике экономические основы деятельности фирмы

... ресурсов предприятия; Познакомиться с видами издержек; Выяснить, как правильно установить стоимость на товар. Предлагает сформулировать тему урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают ...

равновесия. Объясняет влияние ценовых и неценовых факторов на

изменение спроса и предложения.

З2(ОК-3) Тест 2 Понимает взаимосвязь разных показателей деятельности фирмы. Знает

условие минимизации издержек фирмы.

Конспект Обнаруживает способность структурировать информацию, излагать в

(тема «Рыночные краткой и логичной форме, выделять главные идеи в изучаемом

структуры. Правила материале, делать обобщения, самостоятельные выводы. Распознаѐт

поведения фирмы») ключевые признаки разных типов рыночных структур.

Код Контролируемые Наименование

контролируемой разделы (темы) оценочного Показатели оценки

компетенции дисциплины средства

(или ее части)

У2(ОК-3) РГР Демонстрирует умение расчѐта показателей деятельности фирмы

(выручка, прибыль, издержки).

Н2(ОК-3) РГР Оценивает равновесное состояние производителя по критерию

минимизации затрат/максимизации прибыли при выборе объѐмов

производства. Макроэкономика З3(ОК-3) Тест 3 Демонстрирует знание состава, структуры и способов расчѐта основных

(вопросы 1-7) показателей результатов национального производства. Фиксирует

признаки разных типов безработицы; различает виды инфляции;

распознаѐт экономические явления, происходящие на разных фазах

экономического цикла.

У3(ОК-3) РГР Рассчитывает показатели, характеризующие результаты

функционирования национальной экономики; владеет навыком расчѐта

уровня безработицы, темпов инфляции, темпов экономического роста.

Н3(ОК-3) Дискуссия Демонстрирует умение собрать и проанализировать экономическую

(вопросы по теме информацию по теме дискуссии; чѐтко, точно и доступно формулирует и

«Макроэкономика и излагает аргументы; корректно использует терминологию; приводит

показатели развития примеры; видит суть обсуждаемой проблемы; ведѐт себя корректно по

отношению к оппонентам. Анализирует статистические данные о

национальной показателях экономического роста, темпов инфляции, уровня

экономики») безработицы в России и в зарубежных странах; делает выводы.

З4(ОК-3) Тест 3 Понимает сущность денежно-кредитной политики государства; знает

(вопросы 8-10) содержание инструментов денежно-кредитной политики.

У4(ОК-3) Тест 3 Устанавливает взаимосвязь между мерами, принимаемыми в рамках

(вопросы 11-13) государственной экономической политики (денежно-кредитной,

бюджетно-налоговой) и последствиями реализации этих мер.

Н4(ОК-3) РГР Владеет навыками расчѐта элементарных показателей денежно кредитной и бюджетно-налоговой сферы

Промежуточная аттестация проводится в форме зачѐта с оценкой.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, представлены в виде технологической карты дисциплины (таблица 7).

Таблица 7 – Технологическая карта

Наименование

Сроки Шкала Критерии

оценочного

выполнения оценивания оценивания

средства

___4 __ семестр

Промежуточная аттестация в форме зачёта с оценкой 1 Тесты 1, 2, 3 19я, 20я, 21я 15 баллов 91-100% правильных ответов – 5

недели (максимально по баллов;

3 стр., 1324 слов

Реферат: Проблема социальных издержек и природа фирмы Р. Коуза

... фирме, либо издержкам, возникающим при решении предоставить «организацию» трансакций механизму цен. Анализ статьи Коуза «Природа фирмы» позволил в полной мере понять причины возникновения фирм, сравнить организацию факторов производства в фирмах ... был ограничен, как и обычно, в этом разделе экономической теории, сравнением ценности производства, как она измеряется рынком». Другой чертой, которую ...

5 баллов за 71-90% % правильных ответов – 4

каждый тест) балла;

51-70% правильных ответов – 3

балла;

31-50% правильных ответов – 2

балла;

1-30% правильных ответов – 1

балл. 2 Дискуссия 20я неделя 5 баллов 3 балла – допускает

существенные ошибки в

терминологии; затрудняется в

аргументации своего мнения;

затрудняется с приведением

примеров; не корректен по

отношению к оппонентам;

допускает ошибки в логике

построения своего рассуждения.

4 балла – допускает неточности

в формулировке аргументов;

высказывания в целом носят

логичный характер; приводимые

примеры ограничены; не всегда

правильно применяет термины.

5 баллов – точно формулирует

аргументы; использует причинно следственные связи при

аргументации; логично строит

высказывания; корректно

применяет терминологию;

приводит правильно примеры;

корректен по отношению к

оппоненту. 3 Конспекты В течение 10 баллов 2 балла – конспект

семестра (максимально по 2 содержательный, логически

балла за каждый выстроенный, отражены

конспект) ключевые положения

теоретического материала,

сделаны выводы;

1 балл – конспект несодержатель ный, текст не связный, не все

ключевые положения

теоретического материала

отражены;

0 баллов – конспект

отсутствует. 4 Расчѐтно- 21я неделя 20 баллов 20 баллов – все задания выполнены

графическая (максимально по 5 без ошибок;

работа баллов за 15 баллов – в одной задаче

Наименование

Сроки Шкала Критерии

оценочного

выполнения оценивания оценивания

средства

каждую задачу) допущена существенная ошибка, 3

задачи решены верно;

10 баллов — две задачи решены

правильно;

5 баллов – только одна задача

решена верно, без замечаний. Текущий контроль:

  • 50 баллов Зачѐт с оценкой ИТОГО:
  • 50 баллов Критерии оценки результатов обучения по дисциплине: 0 – 64 % от максимально возможной суммы баллов – «неудовлетворительно» (недостаточный уровень для аттестации по дисциплине) – 0-32 балла; 65 – 74 % от максимально возможной суммы баллов – «удовлетворительно» (пороговый (минимальный) уровень) – 33 – 37 баллов; 75 – 84 % от максимально возможной суммы баллов – «хорошо» (средний уровень) – 38-42 балла; 85 – 100 % от максимально возможной суммы баллов – «отлично» (высокий (максимальный) уровень) – 43-50 баллов.

Задания для текущего контроля

Тесты

Тест 1 «Введение в экономическую теорию»

1. Максимально возможный объѐм производства определѐнного продукта при заданных объѐмах и структуре располагаемых ресурсов — это… 2. Главное противоречие в экономике заключается: а) между неограниченными ресурсами и ограниченными потребностями; б) между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями; в) в постоянном количественном и качественном изменении потребностей людей; г) в заведомо ограниченном количестве качественных ресурсов. 3. На кривой производственных возможностей увеличение производства одного вида продукта сочетается с … объѐма производства другого виды продукта (увеличением, уменьшением).

14 стр., 6514 слов

Курсовая работа: Безработица: экономические и социальные издержки

... данной работы. Мною будет поставлена задача разобрать, что же такое понятие безработица: - определить её причины, а также виды безработицы. Дать определение термину глобальная безработица. - выявить экономические и социальные издержки безработицы. Положение безработных и государственная ...

4. При натуральном хозяйстве схема производственного процесса выглядит следующим образом: а) производство – распределение – обмен; б) производство – распределение – обмен – потребление; в) потребление – распределение – производство; г) производство – распределение – потребление. 5. Переходу от натурального хозяйства к товарному способствовало а) появление монополий; б) общественное разделение труда; в) сокращение ресурсов; г) отсутствие государственной поддержки производителей. 6. Для традиционной экономики характерны следующие черты: а) преобладание государственной собственности, отсутствие конкуренции; б) экономическая свобода, совершенная конкуренция; в) распределение благ на основе обычаев; г) замкнутость, низкая производительность труда. 7. Выберите верные утверждения из приведенных ниже. а) собственник фирмы, организованной как партнерство, несет, в отличие от собственника индивидуальной фирмы, ограниченную ответственность за деятельность фирмы; б) для привлечения финансовых средств фирма, организованная в форме партнерства, может выпускать как акции, так и облигации; в) частнопрактикующий врач является фирмой; г) главным преимуществом корпорации над другими формами организации предпринимательской деятельности является возможность привлекать значительный капитал; д) индивидуальные фирмы преобладают в экономике развитых стран как по численности, так и по вкладу в совокупный выпуск. 8. Выделите организационно-правовые формы предприятий (выберите несколько правильных ответов): а) государственное унитарное предприятие; б) совместные предприятия; д) производственные кооперативы; в) малые предприятия; е) хозяйственные товарищества. г) хозяйственные общества; 9. Тип хозяйствования с целью обмена, основанный на общественном разделении труда и частной собственности называют а) плановым хозяйством; в) традиционным хозяйством; б) товарным хозяйством; г) натуральным хозяйством.

Тест 2 «Микроэкономика»

1. Под термином «спрос» следует понимать (выберите один правильный ответ).

а) количество товара, которое покупатели готовы приобрести в данный момент по определѐнной цене; б) желание и готовность продавцов предложить к продаже определѐнное количество товара по определенной цене; в) желание и готовность покупателей приобрести определѐнное количество товара по определенной цене. 2. В основе закона спроса лежит: а) убывающая предельная полезность; б) эффект дохода; в) рост издержек на единицу продукцию; 3. Цена на джинсовую одежду возрастѐт, если а) повысится зарплата работников, занятых изготовлением джинсовой одежды; б) мода на джинсовую одежду исчезнет; в) увеличится спрос на данный товар. 4. Увеличение количества продавцов на рынке при прочих равных условиях приведѐт к (выберите один правильный ответ) а) снижению равновесной рыночной цены и сокращению объѐма продаж товара на рынке; б) увеличению равновесной рыночной цены и росту объѐма продаж; в) снижению равновесной рыночной цены и увеличению объѐма продаж товара на рынке. 4. Какое из утверждений справедливо? а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль; б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки; в) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль; г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль. 5. Установите соответствие между экономическими категориями и их характеристиками.

18 стр., 8550 слов

Реферат: Издержки производства как экономическая категория

... поколений и руководствуясь экономическими законами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можно прийти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной в ... по созданию производства, должна четко представлять себе на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она должна проанализировать спрос, определить, по какой ...

Экономическая

Характеристика

категория

а) дополнительные затраты на выпуск последней единицы 1. Общие издержки

продукции 2. Средние постоянные б) представляют собой сумму переменных и постоянных

издержки издержек

в)минимальный доход, удерживающий предпринимателя 3. Предельные издержки

в той или иной сфере бизнеса 4. Бухгалтерские издержки г)уменьшаются с ростом объѐма выпускаемой продукции 7. Расположите рыночные структуры в порядке возрастания монопольной власти, которой обладают фирмы, функционирующие на данных рынках: а) рынок чистой монополии; б) рынок монополистической конкуренции; в) рынок совершенной конкуренции; г) рынок олигополии. 8. Установите соответствие между элементами левой и правой частей таблицы: 1. Рынок совершенной а) предлагает дифференцированный товар и конкуренции характеризуется незначительными барьерами при входе

в отрасль; 2. Рынок монополистической б) предлагает уникальный товар, которому нет конкуренции заменителей; 3. Рынок олигополии в) не способствует удовлетворению разнообразных

потребностей покупателей, так как все продавцы

предлагают стандартизированный товар; 4. Рынок чистой монополии г) отличается множественностью рыночных ситуаций,

может быть представлен разными моделями

ценообразования.

Тест 3 «Макроэкономика»

1. Определите, какой из перечисленных элементов расходов домохозяйств включается в состав валового внутреннего продукта (ВВП): а) покупка поддержанного автомобиля у знакомого; б) покупка акций у брокера; в) покупка облигаций сберегательного займа в коммерческом банке; г) покупка новой авторучки взамен утерянной. 2. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятие Определение 1. Личный доход А) Доход, находящийся в личном распоряжении домашних

хозяйств 2. Национальный доход Б) Доход, заработанный представителями домохозяйств 3. Личный располагаемый В) Доход, заработанный владельцами факторов производства доход 3. Установите соответствие между двумя частями таблицы:

А) Программист увольняется с работы, чтобы перебраться в место с 1. Структурная

более теплым климатом безработица

Б) Строитель остается без работы зимой 2. Фрикционная В) Рабочий автозавода теряет работу из-за экономического спада безработица Г) Рабочего-сталевара заменяют роботом

Д) Банкротство известных фирм 3.Циклическая

Е) Работник проходит переподготовку, так как имеющиеся навыки безработица

не соответствуют технологическим требованиям 4. Что из перечисленного ниже относится к инфляции спроса: а) увеличиваются государственные заказы; б) растет заработная плата без изменений в производительности труда; в) повышаются цены на сырье в результате монопольной власти поставщиков; г) население готово тратить больше средств на приобретение товаров при прежнем их количестве; д) резко возрастают цены на энергоносители. 5. Установите соответствие между двумя частями таблицы: Фаза цикла Характеристика фазы 1. Депрессия А) Падение объемов производства и уровня цен; рост числа

безработных 2. Пик Б) Повышение объемов производства и уровня цен; снижение

количества безработных 3. Спад В) Объем производства достигает своего максимального значения;

2 стр., 895 слов

Бизнес-план: Связь экономического анализа с другими науками и дисциплинами

... производством на предприятии. Теоретической основой экономического анализа является экономическая теория, а общим методом познания, как и для всех других наук – диалектика. Экономический анализ тесно связан с отраслевыми экономиками, организацией и менеджментом, маркетингом, финансовыми дисциплинами ... взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами невозможно квалифицировано проводить ЭА. С другой ...

уровень цен повышается; уровень безработицы минимален 4. Подъем Г) Минимальный, но стабильный объем производства; низкий

уровень цен; максимальный уровень безработицы 6. Что из перечисленного свидетельствует об инфляции издержек: а) население готово тратить больше средств на приобретение товаров при прежнем их количестве; б) растет заработная плата без изменений в производительности труда; в) увеличиваются государственные заказы; г) значительно сокращаются личные налоги; д) резко возрастают цены на энергоносители. 7. Какие мероприятия центрального банка не противоречат друг другу? а) одновременное снижение учетной ставки и норм обязательного резервирования вкладов; б) покупка центральным банком государственных ценных бумаг и повышение ставки рефинансирования (учетной ставки); в) продажа центральным банком государственных ценных бумаг и снижение норм обязательного резервирования вкладов; г) снижение учетной ставки и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. 8. Какая из ниже приведенных операций с денежными ресурсами приводит к росту денежной базы? а) центральный банк продает часть золотого резерва зарубежному банку; б) центральный банк покупает валютные ресурсы; в) коммерческий банк сдает наличные денежные ресурсы в расчетно-кассовый центр центрального банка; г) коммерческий банк предоставляет кредит другому коммерческому банку. 10. Установите соответствие между видом налога и конкретными налогами.

Виды налогов Примеры налогов

а) Налог на добавленную стоимость

1. Прямые б) Налог на прибыль корпораций

в) Таможенные пошлины

г) Подоходный налог

2. Косвенные д) Налог на имущество

е) Акцизные сборы

Перечень вопросов для дискуссии

на тему «Макроэкономика и показатели развития национальной экономики» 1. Проблемы измерения валового внутреннего продукта. 2. ВВП как показатель уровня и качества жизни населения. 3. Проблемы измерения и точной оценки уровня безработицы. 4. Взаимосвязь уровня безработицы и темпа инфляции. 5. Антиинфляционная политика и политика занятости. 6. Проблема границ экономического роста.

Варианты расчѐтно-графической работы приведены в Приложении Б

8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы,

необходимой для освоения дисциплины (модуля)

8.1 Основная литература

1. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. — 224 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php, ограниченный. – Загл. с экрана.

2. Нуралиев, С. У. Экономика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 432 с.// ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://www.znanium.com/catalog.php, ограниченный. – Загл. с экрана.

3. Сажина, М. А. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник / М.А. Сажина, Г.Г.Чибриков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. – 608 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php, ограниченный. – Загл. с экрана.

8.2 Дополнительная литература

1. Журавлева, Г. П. Экономическая теория (политэкономия) [Электронный ресурс] : учебник / под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 5-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 864 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php, ограниченный. – Загл. с экрана.

2. Кудрякова, Н. В. Экономическая теория (графики, структурные схемы, задачи) : учеб.пособие: в 2 ч. Ч.1 / Н. В. Кудрякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Комсомольск-наАмуре : Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.техн.ун-та, 2013. — 107с.

3. Кудрякова, Н. В. Экономическая теория (графики, структурные схемы, задачи) : учеб.пособие: в 2 ч. Ч.2 / Н. В. Кудрякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Комсомольск-наАмуре : Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.техн.ун-та, 2014. — 174с.

4. Яковлева, Т.А. Микроэкономика : учеб.пособие для вузов / Т. А. Яковлева, О. В. Бондаренко, О. С. Олифенова; Под ред. Т.А. Яковлевой. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.техн.ун-та, 2014. — 133с.

5. Яковлева, Т.А. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / Т. А. Яковлева, О. В. Бондаренко, О. С. Олиферова; Под общ.ред. Т.А.Яковлевой. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.техн.ун-та, 2014. — 136с.

9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых

для освоения дисциплины (модуля)

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/. – Загл. с экрана.

2. Экономическое образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.econline.h1.ru. – Загл. с экрана.

3. Электронные книги по экономической теории [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.aup.ru/books/i000.htm.– Загл. с экрана.

10 Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины (модуля)

Обучение дисциплине «Экономика» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Самостоятельная работа включает: подготовку к практическим занятиям; изучение теоретических разделов дисциплины, выполнение заданий в рабочей тетради, выполнение расчѐтно-графической работы.

Таблица 8 — Методические указания к освоению дисциплины Компонент Организация деятельности обучающихся учебного плана Самостоятельное В процессе самостоятельного изучения разделов дисциплины изучение обучающиеся продолжают усвоение закономерностей теоретических функционирования экономики, учатся собирать и анализировать разделов информацию по экономике. Обучающимися составляются краткие дисциплины конспекты изученного материала. В ходе работы студенты учатся

выделять главное, самостоятельно делать обобщающие выводы. Каждый

конспект должен содержать план, основную часть (структурированную в

соответствии с основными вопросами темы) и заключение, содержащее

собственные выводы студента. Лекционные В процессе проведения лекционных занятий рекомендуется вести занятия конспектирование учебного материала, обращать внимание на

категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных

явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

Рекомендуется избегать дословного записывания информации за

преподавателем, а самостоятельно формулировать краткие

формулировки основных положений лекционного материала.

Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать

пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал

прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех

или иных теоретических положений. Практические Основой для подготовки к практическому (семинарскому) занятию занятия является содержание лекционных занятий. Помимо этого для более

глубокого понимания учебного материала необходимо использовать в

процессе подготовки к занятиям учебную и учебно-методическую

литературу. Показателем полноценной готовности студента к

практическому занятию является способность самостоятельно излагать

материал, приводить примеры, высказывать собственное

мнение/критическое суждение по спорным вопросам и аргументировать

свою точку зрения. Подготовка и В случае проведения практического занятия в форме дискуссии, участие в студенту необходимо заблаговременно изучить рекомендованную дискуссии преподавателем литературу, справочный материал с целью ясного

понимания темы, свободного владения информацией. В процессе

дискуссии рекомендуется чѐтко, доступно и логично излагать свои

аргументы, приводить достаточное количество примеров,

подтверждающих точку зрения выступающего; уважительно относится к

оппоненту. Расчѐтно- Выполнение расчѐтно-графической работы предназначено для графическая практического закрепления и расширения полученных теоретических работа знаний, дальнейшего развития практических умений и навыков, что в

свою очередь способствует более успешному формированию указанных

компетенций.

В качестве вспомогательного материала для выполнения расчѐтных

заданий студенты могут воспользоваться примерами решения типовых

задач, таблицей с основными формулами, а также библиографическим

списком рекомендуемой литературы, представленными в методических

указаний по РГР. Номер варианта расчѐтного задания, график

выполнения, сроки сдачи и защиты каждым студентов согласуется с

преподавателем, ведущим практические занятия.

Работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к

студенческим работам.

11 Перечень информационных технологий, используемых

при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю),

включая перечень программного обеспечения

и информационных справочных систем (при необходимости)

С целью повышения качества ведения образовательной деятельности в университете создана электронная информационно-образовательная среда. Она подразумевает организацию взаимодействия между обучающимися и преподавателями через систему личных кабинетов студентов, расположенных на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://student. . Созданная информационно-образовательная среда позволяет осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством организации дистанционного консультирования по вопросам выполнения практических заданий.

В образовательном процессе используются следующее программное обеспечение и информационные справочные системы:

1 Microsoft® WindowsProfessional 7 Russian. Подтверждающий документ: Лицензионный сертификат 46243844, MSDNProductKey

2 Microsoft® OfficeProfessionalPlus 2010 Russian.Подтверждающий документ: Лицензионный сертификат 47019898, MSDNProductKey

3 Консультант Плюс

12 Описание материально-технической базы, необходимой

для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Для реализации программы дисциплины «Экономика» используется материальнотехническое обеспечение, перечисленное в таблице 8.

Таблица 8 – Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наименовани Используемое Назначение

Аудитория е аудитории оборудование оборудования

(лаборатории) Аудитория с Мультимедий 1 персональный Проведение лекционных выходом в интернет ный класс ЭВМ с процессором; и практических занятий + локальное 1 экран с проектором в виде презентаций соединение

Приложение А

Типовые задания для организации «входного» контроля знаний

обучающихся

1. Найдите 18 % от числа 120: а) 25; б) 21,6; в) 66; г) 6,67. 2. Найдите производную функции f(x) = 3x – 6x: а) 3х-6; б) 6х-6; в) 3-6х; г) 6х-х. 3. Найдите общий вид первообразной для функции у = 3х + 2х: а) 6х + 2 + С; б) х3 + х2 + С; в) х3 + 1,5х2 + С. 4. Какой из графиков функций отражает прямую зависимость Y от X?

Y Y Y а) б) в)

X X X

5. Законодательную власть в РФ осуществляет: а) президент РФ; б) правительство РФ; в) Федеральное Собрание РФ; г) суды РФ. 6. Командно–административная система, сложившаяся в СССР в 1930-ые годы, характеризовалась: а) внеэкономическими методами управления; б) невмешательством государства в экономику; в) свободой предпринимательства; г) децентрализацией экономики. 7. Мировоззрение – это: а) совокупность знаний, которыми обладает человек; б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе; в) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе; г) система адекватных предпочтений зрелой личности. 8. Часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребителями, работниками, фирмами), их деятельность, называется а) микроэкономикой; б) макроэкономикой; в) мировой экономикой.

Приложение Б

Варианты расчетно-графической работы (фрагмент)

Вариант 5

1. На основании графической модели производственных возможностей экономики (рис.) определите альтернативные издержки производства единицы продукции Y.

Рисунок – Модель производственных возможностей экономики

2. Даны функция затрат монополии: ТС = 5Q + 0,25Q2 и функции спроса на двух рынках: Q1 = 160 – Р1; Q2 = 160 – 2Р2, где Р – цена единицы товара, р.; Q – объем выпуска товара, тыс. шт.

Найдите объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, при которых прибыль монополии будет максимальной.

3. Потенциальный ВВП составляет 2750 млн. ден. ед. Численность населения страны 356 000 человек, из которых 30 % являются нетрудоспособными. Из числа трудоспособных 9200 человек не желают заниматься трудовой деятельностью. Числятся занятыми 216 000 человек. Определите величину фактически произведѐнного ВВП, если естественный уровень безработицы составляет 6 %, а коэффициент Оукена равен 3.

4. Предложение денег в стране составляет 100 млрд. ден. ед. при объеме номинального ВНП, равном 50 млрд. ден. ед. Спрос на деньги со стороны активов при реальной ставке процента, равной 2 %, составляет 150 млрд. ден. ед., а при ставке процента 4 % — 25 млрд. ден. ед. Постройте кривые спроса и предложения денег и определите графически равновесную ставку процента.

Вариант 6

1. Альтернативная стоимость производства 5 табуретов равна стоимости производства 2 стульев при максимальном производстве табуретов 20 штук. Столяру необходимо изготовить 4 стула. Рассчитайте максимально возможный при этом объем производства табуретов.

2. Потребитель может тратить на приобретение фруктов 360 р. в неделю. Цена 1 кг яблок равна 80 р., а цена 1 кг персиков – 120 р. Постройте линию бюджетного ограничения потребителя при условии полного расходования средств и рассчитайте, сколько будет куплено яблок при покупке 1,5 кг персиков, а также сколько будет куплено персиков при покупке 3 кг яблок.

3. Определите фактический уровень безработицы, если при потенциальном ВВП, равном 3450 млн. ден. ед. фактически произведено продукции на сумму 2760 млн. ден. ед. Естественный уровень безработицы составляет 5 %, коэффициент Оукена соответственно 2.

4. Центральный банк РФ покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков на сумму 350 млн. р. Рассчитайте изменение предложения денег, если коммерческие банки полностью используют свои кредитные возможности, при условии, что норма резервирования депозитов составляет 25 %.

Вариант 7

1. Функция спроса населения на товар имеет вид: Qd = 15 – 3P, функция предложения данного товара: Qs = – 5 + 2P, где Р – цена единицы товара в р.; Q – объем спроса и предложения товара.

Данный товар дотируется из бюджета в размере 2 р. на каждую единицу товара.

Определите общую сумму расходов бюджета на дотирование товара.

2. Известна зависимость совокупного продукта от количества работников (количества труда):

Количество труда QL 1 2 3 4 5 6 7 8

Объем производства ТР 2 6 12 18 23 27 30 32

Рассчитайте предельный продукт (MPL) и средний продукт (APL), а также определите оптимальное количество работников.

3. Функция потребления имеет вид: С = 50 + 0,7Y. Определите предельную склонность к потреблению (MPC), предельную склонность к сбережению (МРS), среднюю склонность к потреблению (АРС), среднюю склонность к сбережению (АРS), уровень потребления (С) и уровень сбережения (S), если доход (Y) составляет 500 ден. ед.

4. Компания ФРГ экспортировала автомобили в США по цене 15 тыс. долл. Валютный курс составлял 1 долл. = 0,8 евро. Издержки производства на один автомобиль составляли 9 тыс. евро. Определите, как изменилась прибыль экспортеров (в евро) при повышении курса евро на 20%.

Приложение В

Лист регистрации изменений к РПД

№п/п Номер протокола заседания Количество страниц Подпись автора РПД

кафедры, дата утверждения изменения

изменения

26