Рынке каждый поступать как вздумается. Нужно по сфере экономика

Эссе
Содержание скрыть

У нас на сайте Вы можете пройти бесплатное онлайн тестирование и оценить уровень своих знаний. Все темы эссе 2013 года Дата публикации: Экономика Все в конечном счете можно свести к обозначению тремя словами: На первом месте стоят люди. Якокка Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы. Ерасов Первая цель — качество, а прибыль придет. Одна треть успеха — это знание технологий, другая — понимание бизнеса, а оставшаяся — лидерские качества, которые нужно выработать в.

Мотт Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни. Форд Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и наихудшие качества людей. Сарнофф Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но реклама ценный экономический фактор потому эссе общества в целом.

Канарейкин Экономика меняется вместе с жизнью С. Вайн Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на реклама ценный экономический фактор потому эссе, а на конкурентах. Безос Если мы перестанем предлагать новые решения, чтобы соответствовать запросам потребителей и технологического прогресса, нас в любое время могут вытеснить из бизнеса.

Рейкс Существует только один босс — потребитель.

И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то. Вальтон Реклама — ценный экономический фактор, потому что это самый дешевый способ продажи товаров, особенно реклама ценный экономический фактор потому эссе они бесполезны.

Левис Каждый живет, продавая что-то. Стивенсон На рынке каждый может поступать так, как вздумается. Но если кому-то вздумается делать то, чего рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономический крах. Хейлбронер Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком.

Хейлбронер Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать и о компании, единственная цель которой — прибыль. Хейган Значение непроизводных активов сегодня растет. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм, и конечно знания. Веббер Центральная заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать то, что требуется.

Трайн Человек есть принципиальная новизна в природе.

Бердяев Юность — веселое время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. Княжнин Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знания. Анвари Человек — общественное существо, его жизнь. Роллан Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным.

24 стр., 11711 слов

Экономическая эффективность и финансовая состоятельность бизнес-плана

... точки безубыточности). Если расчеты показывают технико-экономическую эффективность, то приступают к формированию окончательной редакции бизнес-плана. В принципе, нет существенных ограничений и ... проектами: учебное пособие. - М.: Омега Л, 2004 - с. 63 . Разработка бизнес-плана осуществляется в последовательности, приведенной на рис 1. Резюме пишется после того, как составлен весь бизнес-план ...

Все темы эссе 2013 года

Плутарх Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника — социальную жизнь. Кассинер родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное взаимодействие на его профессиональные достижения.

Блау Некоторые неписанные законы тверже писанных.

Сенека Моральную силу невозможно создать параграфами закона. Маркс Знания, представления о себе накапливаются в детстве. Оно есть результат, продукт становления человека как личности. Леонтьев Человек — нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самое. Шукшин Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления.

Реклама это ценный экономический фактор потому что это самый дешевый способ продажи эссе

Филлипс Только тогда станешь человеком, когда поймешь другого человека. Радищев Нравы портятся легче, чем исправляются. Вовенарг Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам. Добролюбов Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье.

  • Ерасов Первая цель — качество, а прибыль придет сама;
  • Хейлбронер Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен;
  • Не обносившееся подступание является бреттонвудской понуростью;
  • Оно есть результат, продукт становления человека как личности;
  • Канарейкин Экономика меняется вместе с жизнью С.

Трамп Не всякие различия между людьми реклама ценный экономический фактор потому эссе стратификацию. Бергель Политология Законы не могут существовать без государства и должны бы существовать для человека; если так оно и есть, то это государство правовое. Круглов Тоталитаризм — образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти. Круглов Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами. Монталамбер Государственный деятель это политик, который ставит себя на службу нации.

Помпиду Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу. Шоу Хорошее правительство распознается благодаря тому, как оно относится к детям, старикам, больным, нуждающимся.

Гете Чтобы власть стала сильнее, ее стоит ограничить. Берне Все люди равны в демократических государствах, они равны и в деспотических государствах; в первом случае — потому, что они — все, во втором — потому, что они — ничто.

Монтескье Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: Ильин Демократия не может стать выше того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели. Шоу Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа. Линкольн Справедливость без силы беспомощна, а сила реклама ценный экономический фактор потому эссе справедливости — деспотична.

ЗАДАНИЕ № 29 « ЭКОНОМИКА»

Паскаль Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан исполнять свои гражданские обязанности. Смайлз — Я не занимаюсь политикой. Ренар Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

Монтескье Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага. Чичерин Лучшее государственное устройство для люого народа — реклама ценный экономический фактор потому эссе то, которое сохранилоо его как целое.

Задание № 2466

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1-С9.3).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт

Философия:, Социология, социальная психология:, Экономика:, Политология:, Правоведение:

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Дублирует задание № 3287.

Пояснение

одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер

Раздел обществознания, Смысл высказывания

2. Структура мини-сочинения:

Не допускается:

теоретическом уровне

понятий Важно

2.3. Необходимо привести

из разных источников

Баллы
29.1 1
1
0
Указание по оцениванию:
29.2 2
2
1
0
Указание по оцениванию:
29.3 1
1
0
29.4 2
2

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

1
0
Указание по оцениванию:

не требуется .

0
Максимальный балл 6

Оцените это решение в баллах:, Оцените это решение в баллах:, Оцените это решение в баллах:, Задание № 3665, Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия:

29.2 Экономика:

«Только тогда станешь человеком, когда поймёшь другого человека». (А.Н. Радищев)

29.4 Политология:

29.5 Правоведение:

Пояснение

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

Раздел обществознания, Смысл высказывания

2. Структура мини-сочинения:, Не допускается:

теоретическом уровне

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

не менее двух примеров из разных сфер

из разных источников

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций .

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется .

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования .

4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала , не засчитываются при оценивании

0
Максимальный балл 6

Пример 3.

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положе-ния, но за ошибки – 1 балл.

Приведены только факты общественной жизни — 1 балл., Оцените это решение в баллах:

Критерий Балл Комментарий
29.1 1 Смысл высказывания раскрыт
29.2 1 В контексте выделенной идеи / тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения
29.3 0 В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения
29.4 1 Приведен один корректный, развёрнуто сформулированный пример, явно связанный с иллюстрируемым тезисом

Оцените это решение в баллах:, Задание № 4409, Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия:

29.2 Экономика:

29.3 Социология, социальная психология:

29.4 Политология:

29.5 Правоведение:

Пояснение

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

Раздел обществознания, Смысл высказывания

2. Структура мини-сочинения:, Не допускается:

теоретическом уровне

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

не менее двух примеров из разных сфер

из разных источников

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций .

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется .

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования .

4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала , не засчитываются при оценивании

0
Максимальный балл 6

Оцените это решение в баллах:, Задание № 5174, Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия.

29.2 Экономика.

29.3 Социология, социальная психология

29.4 Политология.

29.5 Правоведение.

Пояснение

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

Раздел обществознания, Смысл высказывания

2. Структура мини-сочинения:, Не допускается:

теоретическом уровне

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

не менее двух примеров из разных сфер

из разных источников

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций .

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется .

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования .

4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала , не засчитываются при оценивании

0
Максимальный балл 6

Пример 1.

Смысл высказывания раскрыт — 1 балл.

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие поня-тия, теоретические положения и выводы. Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений о социализации ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.

Фактическая аргументация отсутствует — 0 баллов., Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании, Оцените это решение в баллах:, Оцените это решение в баллах:, Оцените это решение в баллах:, Задание № 8976, Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия.

29.2 Экономика.

29.3 Социология, социальная психология.

29.4 Политология.

29.5 Правоведение.

Пояснение

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

Раздел обществознания, Смысл высказывания

2. Структура мини-сочинения:, Не допускается:

теоретическом уровне

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

не менее двух примеров из разных сфер

из разных источников

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций .

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется .

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования .

4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала , не засчитываются при оценивании

0
Максимальный балл 6

Задание № 9917, Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия:

29.2 Экономика:

29.3 Социология, социальная психология:

29.4 Политология:

29.5 Правоведение:

Пояснение

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

Раздел обществознания, Смысл высказывания

2. Структура мини-сочинения:, Не допускается:

теоретическом уровне

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

не менее двух примеров из разных сфер

из разных источников

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

2

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

1

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров 2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

2

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций .

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется .

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования .

4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала , не засчитываются при оценивании

0
Максимальный балл 6
Критерий Балл

1. Рынок: понятие, функции, условия возникновения. Институ­циональные основы функционирования рынка: частная собствен­ность, свободное ценообразование, конкуренция.

2. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура., Несовер­шенства (фиаско) рынка и необходимость государственного регу­лирования экономики.

3. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской со­циально-экономической модели.

1. Самуэльсон, П. А. Экономика / П. А. Самуэльсон, В. Д. Норд- хаус — М., 2000.

2. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндрейк. Д. Рубинфельд. — М. : Прогресс, 2002.

3. (Общие основы) : учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Плотницкого. — Минск, 2006.

4. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А. В. Бон­даря. — Минск, 2008.

5. Макконнелл, К. Р. Экономикс: пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. — 18-е изд. — М. : Инфра-М, 2011.

6. Экономическая теория: практикум для студентов неэкономи­ческих специальностей / сост.: В. Е. Бутеня, В. Н. Федосенко. — Минск: БИТУ, 2011. — 77 с.

7. Экономическая теория [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс / В. Н. Федосенко. — Минск: БИТУ, 2015.

Ключевые термины и понятия

Рынок, понятие и функции рынка, совершенная и , монополия, олигополия, монополистическая конку­ренция, монопсония, рыночная инфраструктура, методы государ­ственного регулирования рыночной экономики, модели рыночной экономики, особенности белорусской национальной модели.

Темы рефератов

1. и ее эволюция.

2. Причины и условия возникновения рынка.

3. Виды рынков и их классификация.

4. Натуральное хозяйство: исторические границы, особенности, современные проявления.

5. Модели рыночной экономики.

6. Особенности белорусской национальной модели., Учебные задания

1. Государство установило нормы допустимого объема загряз­няющих выхлопов для автомобилей. Является ли это государствен­ным вмешательством в рыночные отношения?

2. Почему установленные платежи за загрязнение эффективнее прямых указаний конкретному предприятию об уменьшении загрязнения в том же размере в процентах объема ее выбросов?

3. Определите, где говорится о неценовой, а где о ценовой кон­куренции:

а) продажа одинакового товара по раз­ным ценам;

  • б) улучшение качества конкурирующей продукции;
  • в) организация выставок-продаж;
  • г) использование чужого товарного знака;
  • д) переманивание специалистов;
  • е) снижение цены на свою продукцию;
  • ж) технический шпионаж.

4. Определите, какие последствия относятся к межотраслевой конкуренции:

а) снижение цен на производимую продукцию;

  • б) перелив капитала из отрасли в отрасль;
  • в) оптимизация отраслевой структуры экономики;
  • г) банкротство неэффективных предпринимательских структур;
  • д) эффективное распределение ресурсов;
  • е) повышение качества продукции.

5. Объясните, как рыночная система отвечает на фундаменталь­ные вопросы: что, как и для кого производить. Каким образом ры­ночная система служит средством обмена информацией о решениях и претворении в жизнь решений, касающихся распределения ресур­сов в экономике.

Эффективно ли рыночное распределение ресурсов?

6. Каковы важнейшие критические замечания относительной рыночной системы?

7. Ситуация: известный футболист со своим агентом ведут пере­говоры о контракте с владельцем клуба. Являются ли они участни­ками рынка? Если да, то какого? Если нет, то почему?

8. Несколько лет назад сайт ООН предоставил возможность электронной торговли через систему Electronic Trade Opportunity (ETO) — это гигантский виртуальный рынок для ведения по всему миру. Еженедельно через систему ЕТО миллио­ны компаний получают предложения по торговым сделкам в одном из нескольких электронных форматов. Как этот новый виртуальный рынок способствует повышению эффективности использования ре­сурсов и расширению свободы предпринимательской деятельности и свободы выбора? Способствует ли он одновременно ужесточению конкуренции? Насколько этот рынок помогает фирмам в развиваю­щихся странах? Почему, на Ваш взгляд, ООН открыла такой вирту­альный рынок?

9.Заполните таблицу.

Верно Неверно
Доиндустриальное общество отличается развиты­ми производительными силами
В командной экономике ценообразование осу­ществляется на основе спроса и предложения
наполовину плановая, напо­ловину рыночная
Владение является более высокой формой присво­ения, чем пользование
К субъектам собственности относятся средства производства, предметы потребления, ресурсы
Рыночную экономику отличает доминирование ин­тересов производителя над интересами потребителя
Три типа экономических систем — феодальная, ка­питалистическая и комму нистическая
Частная собственность, свободная система ценооб­разования и конкуренция являются основой любой экономической системы
Важнейшим условием возникновения рынка явля­ется появление денег
Четыре типа рыночных структур — это совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, олиго­полия. монополия
Рыночная конкуренция очень важна, потому что она стиму лирует производителей работать эффективнее
Рынок совершенной конкуренции — это место, где господствует несколько крупных фирм
Вход на рынок совершенной конкуренции не имеет барьеров
На рынке совершенной конкуренции фирмы произ­водят дифференцированную продукцию
Монополия может увеличить прибыль, если сокра­тит объем производства
Монопсония — ситу ация на рынке, когда есть только один покупатель данного товара
Рынок с несколькими крупными фирмами называ­ется монополистической конкуренцией

10. Подробно объясните смысл следующей цитаты: «Замечательное свойство рынка состоит в том, что он сам себя сохраняет. Если цены на товары или определенные виды оплаты отклоняются от уровня, предписанного обществом, приходят в движение силы, возвращающие их на место. Отсюда следует любопытный парадокс: рынок, представ­ляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, од­новременно является и самым строгим надсмотрщиком. Кого-то мо­жет привлекать управление плановым органом или завоевание приви­легий министра, но в анонимном давлении нет привлекательности, нет привилегий. Экономическая свобода более иллюзорна, чем кажется на первый взгляд. На рынке каждый может поступать как вздумается. Но если кому-то вздумается делать то, что рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономиче­ский крах» (Р. Л. Хайлбронер).

Вопрос:

Нужно эссе по сфере экономика. Вот тема. Помогите! «На рынке каждый может поступать, как вздумается. Но если кому-то вздумается делать то, чего рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономический крах» (Р. Хейлбронер)

Ответы:

Замечательное свойство рынка состоит в том, что он сам себя сохраняет. Если цены на товары или определенные виды оплаты отклоняются от уровня, предписанного обществом, приходят в движение силы, возвращающие их на место. Отсюда следует любопытный парадокс: рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком. Кого-то может привлекать управление плановым органом или завоевание привилегий министра, но в анонимном давлении рыночного механизма нет привлекательности, нет привилегий. Экономическая свобода более иллюзорна, чем кажется на первый взгляд. На рынке каждый может поступать как вздумается. Но если кому-то вздумается делать то, что рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономический крах. Смешанная экономика; частный и ы Эта глава нарастит мясо на костяк модели капитализма, которую мы разбирали ранее. Здесь мы подробно опишем некоторые особенности частного сектора (домохозяйства и фирмы), а также введем и начнем изучать государственный сектор (государство) экономики. Поскольку государство — это новая для нас тема, ему и будет уделено основное внимание. Наша цель состоит в том, чтобы рассмотреть домохозяйства, фирмы и государство как основные экономические единицы, ответственные за принятие решений.

Похожие вопросы

Вот уже на протяжении 40 лет суверенный потребитель и голосование долларом продолжают поддерживать производство пластмассового розового фламинго. Последователи этой идеи утверждают, что факты выбивают почву из под ног критиков.

Леоминстер, штат Массачусетс. Одному из символов американского ландшафта — не белоголовому орлану, а пластмассовому розовому фламинго — исполняется уже сорок лет. И от этого он не становится респектабельнее.

Несмотря на огромное количество уже проданных фламинго (от 15 до 20 млн штук), это украшение лужаек, кажется, не собирается никуда улетать — оно укрепилось даже на майках. Такая судьба только ерошит перья в веерах из фламинго.

«Говорят, они липовые. Но все великое искусство начиналось с «липы», — заметил как-то господин Дон Фезерсто- ун, вице-президент Союза производителей и художник, — человек, чья фамилия написана на каждом таком фламинго. — Компания Art Deco в Нью-Йорке была потрясена. Но сегодня они готовы взять свои слова назад».

Господин Фезерстоун и сам чем-то напоминает большую птицу. Он — скульптор, начинал с классики, он сам и его жена каждый день вот уже двадцать лет одеваются во все похожее. Он посещает многочисленные мероприятия, связанные с темой фламинго и спонсируемые Обществом за сохранение Пластмассового фламинго для домашних лужаек.

В каталоге его компании, производящей пластмассовых фламинго, вы найдете птицу на любой вкус: и 7-метрового черно-белого пингвина, и синеголового фазана, и зелено- грудого петуха.

Все хорошо, но что-то не совсем так.

«Я пробовала пустить уток — ведь мы живем в стране уток, — напоминает Мэри-Элизабет Бакхэм, на лужайке около викторианского дома которой в Сентревилле можно увидеть стаю пластмассовых фламинго. — Но никто не хотел смотреть, что они там делают».

Госпожа Бакхэм сама одевает свои 34 птички — обвязывает шарфами розовые шейки, обувает в гольфики длинные птичьи ноги и укрепляет на священных птицах различные украшения и элементы одежды, сшитые ее собственной рукой. Более того, она каждую неделю придумывает что-то новое — к восторгу публики.

А на Рождество она устроила настоящую пасторальную сценку — с фламинго-волхвами и фламинго-младенцем Христом, в День благодарения на лужайке оказалась стая «фламиндюшек», а на Хэллоуин — фламинго-привидения. Едва ли вы найдете более затейливые украшения для лужаек.

Напомним, что первые декоративные фламинго для лужаек — а это был 1952 г. — были сделаны из фанеры. Уже через несколько лет их изготавливали из пенопласта, но птичек часто грызли собаки. Из пластмассы фламинго изготавливают с 1957 г.

Некоторые модели почему-то отказывались летать, а модель с подвижными ногами, сделанная несколько лет назад, просто взяла и плюхнулась.

Каждый год полмиллиона фламинго победно спускаются с полок магазинов США, Мексики и стран Южной Америки — по 9,95 дол. за пару. Такие цифры, замечает господин Фезерстоун, вызывают удивление.

«Пока они их продолжают покупать, — мне, право, хорошо», — говорит, улыбаясь, Фезерстоун.

Источник: Carolyn Thompson. Flamingo Sales still In the Pink, Associated Press, May 28, 1996. Printed by permission» of the Associated Press.

ложение нужды потребителей (общества) доходят до фирм, а от них — до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция побуждает фирмы и поставщиков ресурсов реагировать должным образом.

Но конкуренция не только гарантирует ответные действия, соответствующие потребностям общества. Она также принуждает фирмы использовать наиболее эффективную технологию производства и поддерживать наиболее низкие затраты и цены. На конкурентном рынке фирма, не способная применять технологию, обеспечивающую наименьшие издержки, будет в конце концов вытеснена более эффективными фирмами. И мы уже видели, что конкуренция обеспечивает благоприятные условия для такого технического прогресса.

В I776 г. Адам Смит в своей книге «Богатство народов» (The Wealth of Nations) впервые обратил внимание на то, что механизм действия конкурен

тной рыночной системы создает удивительное и важное единство — единство частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в собственных интересах в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно как будто направляемые «невидимой рукой», способствуют удовлетворению государственных или общественных интересов. Например, мы видели, что в конкурентной среде при производстве данного объема продукции фирмы используют требующую наименьших затрат комбинацию ресурсов, поскольку это соответствует их частным интересам. Действовать иначе означало бы отказаться от прибыли или даже подвергать себя риску банкротства. Но в то же время ясно, что использование ограниченных ресурсов с наименьшими издержками, то есть наиболее эффективно, соответствует интересам общества.

80

В нашем примере с расширением производства велосипедов и сокращением производства сигарет именно частный интерес, пробуждаемый и направляемый конкурентной рыночной системой, вызвал ответные действия, соответствующие изменениям в потребностях общества. Фирмы, стремящиеся получать более высокие прибыли и избегать убытков, с одной стороны, и поставщики ресурсов, добивающиеся большего денежного вознаграждения за них, — с другой, договариваются между собой о необходимых изменениях в распределении ресурсов и, следовательно, о структуре выпускаемой продукции — именно той, которая требуется обществу. Конкуренция управляет частными интересами таким образом, что они автоматически, непреднамеренно способствуют удовлетворению интересов общества. Концепция «невидимой руки» утверждает, что, когда фирмы добиваются максимальных прибылей, внутренний также максимизируется.

Рассматривая, как действует рыночная система, мы упоминали и о ее достоинствах. Однако три из них заслуживают особого внимания. Эффективность, Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том. что она способствует эффективному использованию ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Она побуждает использовать наиболее эффективную организацию производства и стимулирует разработку и внедрение новых, более эффективных технологий. Стимулы. Рыночная система весьма эффективно применяет стимулы, направленные на инновации и модернизацию. Больший трудовой вклад означает более высокий денежный доход, который обеспечивает более высокий уровень жизни. Точно так же и риск, который берут на себя предприниматели, может обернуться значительной прибылью.

Успешные нововведения тоже могут принести экономическую прибыль. Свобода. Основной неэкономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она опирается на личную свободу. В противоположность централизованному планированию рыночная система управляет деятельностью без принуждения. Рыночная система допускает свободу предпринимательства и выбора и процветает на этой основе. Предприниматели и рабочие не перегоняются правительственными директивами из отрасли в отрасль ради достижения производственных целей, установленных каким-то государственным ведомством. Напротив. они вольны преследовать свой частный интерес, получая за это соответствующее вознаграждение или наказание от самой рыночной системы.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 4-3 Структура производства в конкурентной рыночной системе определяется прибылями, которые в свою очередь в значительной степени зависят от предпочтений потребителей. Прибыли вызывают расширение выбранной ими отрасли, убытки — сворачивание неэффективной отрасли. Конкуренция побуждает фирмы использовать производственные методы, обеспечивающие наименьшие издержки (наиболее эффективные).

Распределение произведенного продукта между домашними хозяйствами в рыночной экономике определяется доходами потребителей и ценой продукции. осуществляют перераспределение ресурсов в ответ на изменение вкусов потребителей, технологические достижения и изменения в структуре предложения ресурсов. «Невидимая рука» рыночной системы направляет частные интересы на благо всего общества.

РЕЗЮМЕ Для капиталистической системы характерны на ресурсы и личная свобода выбора вида экономической деятельности как средства повышения материального благосостояния человека. Частный интерес служит движущей силой такой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма. В капиталистической системе рынки и цены организуют и эффективно направляют мириады индивидуальных решений, определяющих, что следует производить, а также способы этого производства и распределения продукта. Согласно капиталистической идеологии государство играет незначительную н относительно пассивную роль в экономике. Специализация н передовые технологии, основанные на широком использовании средств производства, присущи всем современным экономическим системам.

Деньги, выполняющие функцию средства обращения, разрешают трудности, связанные с бартерной торговлей, и тем самым способствуют углублению специализации как в национальном,так и в мировом масштабе. Каждая экономика сталкивается с необходимостью ответить на пять фундаментальных вопросов:

а. В каком объеме следует использовать имеющиеся ресурсы? Какие товары и услуги нужно производить7

в. Как именно их следует производить?

г. Среди кою следует распределять произведенную продукцию?

л. Может ли система приспосабливаться к изменениям вкусов потребителей, структуры предложения ресурсов и технологии?

б, В рыночной экономике производят такие продукты, изготовление и продажа которых приносят совокупный доход, достаточный для покрытия всех издержек, включая нормальную прибыль. Продукты, не приносящие нормальной пли более высокой прибыли, не производятся. Экономические прибыли указывают на то, что отрасль преуспевает, и побуждают к ее расширению. Убьпки означаю!, что отрасль по является преуспе- наюшеи, и ведет к ее сокращению. Суверенитет потребителей означает, что фирмы I! носгавшикп ресурсов [заправляют своп усилия в соответствии с нуждами потребителем.

Конкуренция побуждает фирмы использовать обеспечивающие наименьшие издержки, то есть наиболее эффективные с экономической точки зрения, производственные технологии. Цены, определяемые количеством и типами ресурсов, поставляемых домохозяйствами, диктуют, какую часть национального продукта в денежном выражении рассчитывает получить каждое домохозяйство. В пределах денежных доходов домохозяйств структуру распределения совокупного продукта определяют предпочтения потребителей и относительные цены товаров. Конкурентная рыночная система обладает способностью доводить информацию об изменениях вкусов потребителей до поставщиков ресурсов и предпринимателей, вызывая тем самым соответствующие поправки в распределении ресурсов экономики. Кроме того, конкурентная рыночная система создает условия, благоприятствующие техническому прогрессу и накоплению капитала. Конкуренция — основной механизм управления в рыночной экономике — способствует единству частных и общественных интересов; как будто ведомая «невидимой рукой», конкуренция управляет частными интересами и мотивами фирм и поставщиков ресурсов, одновременно соблюдая общественный интерес в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Частная собственность (private property) Свобода предпринимательства

(freedom of enterprise)

Свобода выбора (freedom of choice) Личный интерес (self -interest)

Конкуренция (competition)

«Косвенное» производство (roundabout production)

Специализация (specialization)

Разделение груда (division of labor)

Средсз во обращения (medium of exchange) Бартер (barter)

Деньги (money)

Пять ФУ ндаментальных вопросов

(five fundamental questions) (economic costs) Нормальная прибыль (normal profit) Экономическая прибыль (economic profit) Растущая отрасль (expanding industry) Сокращающаяся отрасль (declining industry) Суверенитет потребителя (consumer sovereignty) Голосование долларом (dollar votes) Произволный спрос (derived demand) Направляющая (ориентирующая) функция цен (guiding function of prices)

«Невидимая рука» («invisible hand»)

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

L Прокомментируй те каждое из следующих высказываний:

а. мКашпалиш не только принимает частным интерес как фак! человеческого бытия, он опира

ется на этот частный интерес для достижения материальных пелен всего общества»,

б. Гам, где еспgt; частная собственность, право собственности и экономическая свобода, — там бу-

дет капитализм. В отличие от командной экономики капитализм возникает спонтанно. Ключевой вопрос. Какие преимущества возникают из косвенного производства? Какие проблемы появляются в связи с увеличением основного капитала (запаса инвестиционных товаров) в условиях полной занятости? Проиллюстрируйте эту проблему с помощью кривой производственных возможностей. Сталкивается ли экономика, в которой имеются бездействующие ресурсы, с такой же проблемой? Каковы преимущества специализации в использовании людских и материальных ресурсов? Объясните тезис: «Обмен является необходимым следствием специализации». Какие проблемы связаны с бартерным обменом? Покажите экономическое значение денег в качестве средства обращения. «Деньги являются единственным товаром, который не годится ни на что другое, кроме как для того, чтобы от него избавиться. Если вы его не израсходуете или не инвестируете, он вас не накормит, не оденет, не даст вам крова и не доставит вам развлечения. Он рождает для вас ценность только в процессе расставания с ним»1. Объясните это утверждение. Кратко опишите, как рыночная система отвечает на пять фундаментальных вопросов. Почему приходится делать экономический выбор? Оцените и объясните суть следующих утверждений:

а. «Капиталистическая система — это экономика прибылей и убытков».

б. «Конкуренция — незаменимая дисциплинирующая сила рыночной экономики».

в. «Методы производства, уступающие другим по техническим параметрам, могут оказаться наиболее эффективными с экономической точки зрения». Подробно объясните смысл следующей цитаты:

«Замечательное свойство рынка состоит в том, что он сам себя сохраняет. Если цены на товары или определенные виды оплаты отклоняются от уровня, предписанного обществом, приходят в движение силы, возвращающие их на место. Отсюда следует любопытный парадокс: рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком. Кого-то может привлекать управление плановым органом или завоевание привилегий министра, но в анонимном давлении рыночного механизма нет привлекательности, нет привилегий. Экономическая свобода более иллюзорна, чем кажется на первый взгляд. На рынке каждый может поступать как вздумается. Но если кому-то вздумается делать то, что рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономический крах».

8. Ключевой вопрос. Предположим, фирма обнаружила, что получит максимальную прибыль при производстве продукта А общей стоимостью 40 дол. Допустим также, что для производства этого продукта в требуемом объеме подходит любая из трех технологий, представленных в следующей таблице:

Число единиц ресурсов

а. Какую технологию выберет фирма при указанных ценах на ресурсы? Почему? Принесет ли производство прибыли или убытки? Будет ли отрасль расширяться или сокращаться? Когда будет достигнут новый равновесный уровень производства?

б. Предположим, что разработана новая технология 4. Она предполагает использование двух единиц труда, двух единиц земли, шести единиц капитала и трех единиц предпринимательской способности. С учетом цен, приведенных в таблице, будет ли фирма внедрять ? Объясните свой ответ.

в. Предположим теперь, что увеличение предложения труда привело к падению цены на него до дол. за единицу, в то время как цены на остальные ресурсы не изменились. Какую технологию станет использовать производитель в этом случае? Объясните свой ответ.

г. «Рыночная система способствует тому, что экономика максимально ограничивает использование тех ресурсов, предложение которых явно недостаточно в сравнении с другими. Ресурсы, наиболее редкие по сравнению со спросом на них, имеют самую высокую цену. В результате производители используют ресурсы настолько бережливо, насколько это возможно». Дайте оценку этому утверждению. Не опровергает ли эта оценка ваш ответ на вопрос 8в? Объясните почему. Предположим, что спрос на бублики резко вырос, а спрос на сухие завтраки застыл на месте. Объясните, как конкурентная проведет соответствующие корректировки для восстановления эффективного распределения ограниченных ресурсов общества?

1 Federal Reserve Bank of Philadelphia. Creeping Inflation// Business Review. August, 1957. P. 3.

Ключевой вопрос. В некоторых крупных складах-магазинах технических товаров, таких, как Ноте Deport, одновременно находится до 20 тыс. различных товаров. Что заставляет производителей каждого конкретного товара — от отвертки, стремянки до водонагревательных приборов — изготавливать и предлагать его на продажу? Как производители принимают решение о наилучшем способе использования различных комбинаций ресурсов? Кто сделал доступными все эти ресурсы? Кто принимает решение — продолжать ли производить и продавать эти конкретные товары? Попробуйте одним предложением объяснить значение слов «невидимая рука». («Последний штрих»,) К какой бы категории вы бы отнесли историю пристрастия к розовому пластмассовому фламинго: а) суверенитет потребителя и голосование долларом; б) свобода предпринимательской деятельности; в) роль прибыли is распределении ограниченных ресурсов общества? Интернет-вопрос. Виртуальный рынок Объединенных наций. Сайт ООН (http://urgento.gse. rmit.edii.au/untpdc/eto) предоставил возможности электронной торговли через систему Electronic Trade Opportunity (НТО) — это гигантский виртуальный рынок для ведения торговых операций по всему миру. Еженедельно через систему ЕТО миллионы компаний получают предложения по торговым сделкам в одном из нескольких электронных форматах. Как этот новый виртуальный рынок способствует повышению эффективности использования ресурсов и расширению свободы предпринимательской деятельности и свободы выбора? Способствует ли он одновременно ужесточению конкуренции? Насколько этот рынок помогает фирмам в развивающихся странах? Почему, на ваш взгляд, ООН открыла такой виртуальный рынок? Интернет-вопрос. Бартер и . Бартер возникает тогда, когда товары или услуги обмениваются без посредства денег. Для некоторых популярность бартерного обмена состоит в том, что можно избежать выплаты налогов правительству. Насколько часто происходят такие сделки? Считает ли Налоговое управление (IRS) США (http://www.irs.ustreas.gov/tax_edu/teletax/tx420.html ) доход от бартерного обмена облагаемой или не облагаемой налогом статьей? Как определяется стоимость такой бартерной сделки? Какие примеры бартерного обмена приводит IRS? Какие требования выдвигает IRS в отношении так называемых бартерных сделок?