Урок написания по обществознанию

Эссе

«Урок написания эссе по обществознанию»

Урок написания эссе по обществознанию.

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

Эссе по обществознанию должно:

  • соответствовать обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
  • содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении обществознания;
  • включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней;
  • содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;
  • характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.

Рекомендации по написанию эссе:

1. Внимательно прочитайте высказывание.

2. Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).

3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.

4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.

5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

6. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.

7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.

8. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».

9. В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной мысли.

5 стр., 2402 слов

Эссе по высказыванию достоевского свобода не в том

... высказывания великого русского писателя - Фёдора Михайловича Достоевского - в том, что свобода не должна ограничивать человека, заставлять быть в рамках каких-то или даже конституционных законов. А суть свободы в том, чтобы дать человеку свободу, ... неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание., Полезный материал по теме, Хочешь согреться - грей!, Жизнь - это обмен жизнью., Вечный ...

10. В основной части эссе развернуто изложите Ваше собственное мнение в отношении поставленной проблемы. Каждый утверждение необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

11. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. Допустимо перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.

12. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.

13. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

К достоинствам эссе можно отнести:

  • наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.)
  • включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
  • описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
  • наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
  • присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования, предъявляемые к эссе:

  • Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
  • Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;
  • Эссе должно быть логичным, четким по структуре;
  • Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;

— Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Структура эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

Начало (актуализация заявленной темы эссе)

20%

Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении)

60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

Тезис — суждение, которое надо доказать.

Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой: П — Положение (утверждение) — Я считаю, что…; О — Объяснение — Потому что…; П — Пример, иллюстрация — Например, …; С — Суждение (итоговое) — Таким образом, … .

В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться такой таблицей:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых, …

Во-вторых, …

В-третьих, …

Таким образом, …

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например, …

Подведем общих итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак, …

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны, …

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Алгоритм написания эссе:

  • внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
  • выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам;
  • б) Вы понимаете смысл этого высказывания;
  • в) по данной теме Вам есть, что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
  • продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  • определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  • набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);
  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
  • просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
  • продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  • придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
  • изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
  • единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
  • объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
  • привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).

Подробный план действий с эссе на ЕГЭ по обществознанию.

1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.

4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить).

В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы).

Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно).

Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8).

Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Короткие рекомендации по написанию эссе по обществознанию.

Короткие рекомендации по написанию эссе по обществознанию  1

ПРИМЕРЫ ЭССЕ

«Не быть жадным — уже есть богатство, не расточительным — доход». (М. Монтень)

Представьте себе, что это задание С9.3 ЕГЭ по обществознанию. Экономика.

Введение.

На мой взгляд, это высказывание сродни поговорке: «Не тот богат, у кого много денег, а тот, у кого меньше потребностей». О чем же эти высказывания, в чем их суть? Каждый человек сам для себя определяет, богат он или нет, хотя порой его оценка складывается в результате сравнения с другими людьми.

В основной части выдвигаются тезисы, которые нужно подтвердить (или опровергнуть) примерами из литературы, истории или собственного опыта (последнее приветствуется в меньшей степени, но не запрещается).

Выдвигаем первый тезис и пример из литературы:

Жадному человеку всегда чего-то не хватает. Очень яркий пример подобного, можно встретить у Гоголя в «Мертвых душах», где Плюшкину — всего мало. Его сундуки полны богатства, а сам он одевается и питается как нищий. В современной жизни все так же: кому-то не хватает денег на двухуровневую квартиру, и он считает себя бедным, а кто-то считает себя богатым, т.к. у него на столе каждый день есть хлеб.

Второй тезис:

Однако здесь есть и другая грань. Богатство — это не только отсутствие жадности, но и бережливость, рационализм и прагматизм. Разберем вторую половину фразы М. Монтеня: «не быть расточительным — доход». Доход — это совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Расходы населения называются потреблением. Рациональный потребитель должен руководствоваться рациональной организацией своей жизни, эффективной производственной деятельностью, оптимизацией потребления.

Данный тезис представлен развернуто. В нем выдвигается сам тезис:«не быть расточительным — доход», и в качестве аргументации приводятся определения: «Доход — это…«, «…потреблением называется…«, за которыми следует установление взаимосвязей этих понятий в свете высказывания классика.

В заключительной части кратко излагаем мысль (которая является заданием) своими словами:

Если не быть рациональным потребителем, может сложиться ситуация, что расходы будут превышать доходы. И здесь финансовое состояние человека зависит не от количества богатства у человека, а от умения им распоряжаться.

А также рекомендации по тому, как это положение применимо в жизни:

В истории немало было случаев, когда богатые дворяне свое состояние доводили до банкротства, но немало было крестьян, которые благодаря своему труду стали зажиточными. Или другой пример: Форд начал свою карьеру с первого автомобиля. Если бы деньги, полученные за него, он потратил только на текущие нужды, он никогда бы не смог основать компанию по выпуску автомобилей. Вложение первоначального капитала в дело стало основой его богатства. Поэтому я согласна с высказыванием М. Монтеня.

В этом эссе 237 слов, 1623 знака без пробела. Требования по объему задания С9 ЕГЭ по обществознанию соблюдены.

«Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели».

Ф. Хайек

«На мой взгляд, эта тема в настоящее время одна из актуальнейших. Потому что буквально несколько лет назад наша страна встала перед выбором: свобода и развитие в неизвестность или полный контроль и застой на долгие годы. Попробуем разобраться, правильный ли выбор мы сделали.

Каждый человек, хоть немного знакомый с экономической теорией, понимает, что здоровая экономика предполагает функционирование механизма, который сводит вместе свободных частных предпринимателей и свободных же индивидуальных потребителей (т.е. рынок).

Это основа современной рыночной структуры, которая приносит свои плоды. Однако также известно, что существует другой тип экономики, где доминирующую роль играет государство, которое стремится лидировать во всем, проникнуть во все сферы и проконтролировать весь процесс: от ресурсодобычи и производства до обмена и потребления. Такая экономическая система называется командно-административной или плановой.

Контролируя экономику, государство создает определенные правила, исполнение которых обеспечивается его принуждением. Но контроль над производством и потреблением влечет контроль над всей жизнью общества, поскольку все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. Плановая экономика влечет застой и бесперспективность.

Стоит только взглянуть на наше недалекое прошлое, чтобы подтвердить этот факт. СССР во время своего существования проводил политику полного контроля над жизнью людей, неотделимой и существенной частью которой выступала командная экономика. До сих пор мы ощущаем последствия застойных 80-х гг. и пытаемся догнать развитые державы, вставшие на путь рыночной экономики намного раньше.

В противоположность этому пример современного общества. Сегодня мы можем ощутить свободу, мы не чувствуем ежедневного, ежеминутного контроля над нашей жизнью, мы вольны в своем выборе и пытаемся наверстать упущенное, создавая частные предприятия, реализуя собственные способности.

Соглашаясь со словами Хайека, можно сказать, что со связанными руками невозможно дотянуться до вершины так же, как с контролируемой экономикой нельзя достичь величия, ведь делая невозможным развитие нормальных рыночных экономических отношений, мы делаем невозможным функционирование остальных сфер жизни и тем самым загоняем себя в «клетку директивной экономики», не позволяющей развиваться всему обществу».

«Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия».

Ф. Вольтер

I. «Интересная тема, не правда ли? Я думаю, что высказывание Вольтера было верно в свое время. Давайте посмотрим, верно ли оно сейчас?

Я считаю, что Вольтер нашел верное сравнение чересчур многочисленным законам в государстве. Что такое государство с точки зрения права? Государство – обособленная территория с определенной формой правления и территориальным устройством, обладающая суверенными полномочиями решать социальные задачи в пределах государства и устанавливать контакты с другими государствами. К числу признаков государства можно отнести и три таких важных факта, как аппарат управления и принуждения, налоги и законы. В каждом цивилизованном государстве имеется система законодательства, позволяющая поддерживать порядок в стране. Но чрезмерное количество законов может привести к неразберихе. Этот тезис можно проиллюстрировать конкретным примером: действующая Конституция США была принята в 1776 г. и с того времени остается неизменной. В то же время, к ней принято большое количество поправок. Представим ситуацию: нужно найти что-то в Коституции и Вам выдают два или три тома поправок к ней… Так что легче – переписать Конституцию или запутаться в ее поправках? Посмотрим Конституцию РФ: тоненькая книжечка, примерно 20 – 30 страниц, в которой указано все, от основ конституционного строя и основных прав и свобод человека до полномочий Президента, Правительства и Федерального Собрания. В опровержение моим аргументам можно сказать, что в Российской Федерации множество законов, но тут можно возразить: все главные законы РФ объединены в несколько основных кодексов (ТК РФ, КоАП, УК РФ, СК РФ и т.д.) и отдельных законов немного. А по поводу того, что большое число законов – признак болезни и бессилия, можно сказать, что в государстве, где мало проблем – мало законов. Что побуждает государство к созданию законов? Ответ ясен – проблемы, конфликты, столкновение интересов. Ведь если Вы болеете, врачи прописывают все больше и больше лекарств для излечения Вашего организма. Также и государство – пытаясь излечиться от своих «болезней», оно пускает в ход свои «лекарства» — законы.

В заключении хочу сказать, что мое мнение совпадает с мнением Вольтера. Так что же легче: найти огромное число лекарей, которые запутаются в твоем диагнозе или найти квалифицированного врача, который Вас вылечит? Я для себя решила, теперь решайте Вы!!!»

II. «Существование человеческого общества невозможно без законов, правил и ограничений. Так как общество является системой, то оно разделено на различные сферы и институты. Каждую сферу жизни общества регулируют определенные законы, подзаконные акты и другие правовые акты. Каждая сфера имеет различные кодексы, в которых содержится множество законов, часто даже противоречащих друг другу. Чересчур большое число законов имеет как свои плюсы, так и минусы, которые влияют на жизнь всего общества и каждого конкретного человека.

Достоинствами системы с обширной и разветвленной системой являются:, Но многочисленность законов имеет и существенные недостатки:, Конечно, такие проблемы могут возникать только в недемократических, неправовых государствах.

В правовых же должны строго соблюдаться все требования права и закона. И сами законы должны не противоречить, а соответствовать и дополнять друг друга. Но некоторые законы, которые вызывают особые споры и могут восприниматься двояко, надо непременно дополнять и дорабатывать в соответствии с нормами права. В таком случае большое количество законов станет работать на благо общества, многие недостатки исчезнут. Это будет содействовать здоровому развитию общества».

«Лженаука — это непризнание ошибок».

П.Л. Капица

«Для своего эссе я выбрал высказывание П.Л. Капицы, так как полностью согласен с ним.

Во-первых, для науки как деятельности характерно стремление к достижению определенной цели. Лженаука же (например, астрология) преподносит нам «заведомо известные» факты, которые «не требуют доказательств». Соответственно эти факты нельзя проверить, т.е. провести исследования. Значит, нельзя провести и обратный процесс (от цели к средствам).

Следовательно, нет признаков деятельности. Из этого вытекает, что лженауку нельзя отнести к науке как к деятельности.

Во-вторых, наука — это способ познания истины. А мы знаем, что истина может быть абсолютной, относительной и ложной. Идеал — это абсолютная истина. Но она достигается только методом проб и ошибок. Значит, если какая-либо наука не признаёт своих ошибок и считает, что истина, которую она породила — абсолютна, то наукой это считать нельзя.

Если рассматривать науку как социальный лифт, то можно заметить, что лженаука в отличии от науки истинной не дает субъекту свободы перемещения по вертикальной социальной лестнице. В нашей стране нет астрологических ВУЗов, школ хиромантии, магических ССУЗов. Т.е. все приверженцы лженаук не могут организовать свое продвижение вверх.

Всё вышеперечисленное вытекает всего лишь из одного факта. Лженаука не стремится признать свои ошибки, которые она совершила за многие годы существования. Поэтому, к настоящей науке эти явления отнести нельзя».

«Личность есть граница власти природы, власти государства, власти общества».

Н. Бердяев.

I. «Мне очень понравилось это высказывание Н. Бердяева. Это не просто высказывание, это, скорее, факт.

Личность каждого человека действительно формируется природой, обществом и государством. Это зависит только от нахождения человека на какой-либо территории, зависит от традиций и культуры населения той или иной страны.

В целом, личность — это поведение индивида, построенное прежде всего на основе включенности в социальный контекст, т.е. Как раз связь с обществом, окружающими людьми.

Человек как личность на самом деле находится на границе общества, природы и государства…

С природой он связан с детства, как только рождается. Это приобретение индивидуальных признаков внешности, характера, натуры. Всем этим человек наделяется родителями. Рождаясь и вырастая, человек реализует себя как личность на протяжении всей жизни, но он все равно в большой степени зависим от природы, от своих данных, характера…

Например, человек сильный, уверенный в себе, целеустремленный обычно добивается серьезных успехов в жизни. Люди, наделенные от природы твердым, несокрушимым, упорным характером, лучше реализуются в обществе. Это значит, что все три критерия связаны между собой. Реализация в обществе является довольно важной стороной жизни человека, способствует развитию личности. Личность — это, прежде всего, человек, способный принимать решения, реализовывать свои планы, идеи, проекты. Нужно уметь нести ответственность, принимать участие во всех сферах жизнедеятельности. Общество с детства оказывает на человека определенное воздействие, с детства люди адаптируются к обществу, укладу жизни. Формируется восприятие окружающего мира.

Очень большое значение имеет общество для человека как личности. Общество может подавлять или, наоборот, развивать какие-либо способности, навыки человека, что может повлиять на его дальнейшую жизнь и существование.

Находясь «на границе с государством», человек также формируется как личность. Особенно это касается демократических государств, где есть свобода выбора и возможность «стать какой-либо властью». Ведь достигнув 21 года человек уже может быть избран в депутаты, а в 35 — стать президентом! Конечно, власть и государство способны действовать на человека и через законы. Мы зависим от государства и обязаны выполнять многие нормы, законы. Внешняя и внутренняя политика так же влияет на человека. И если его интересует политическое состояние страны, то он настоящий гражданин, личность.

Каждый из нас должен знать, как важно влияние природы и родителей, влияние общества и друзей, как велика роль государства. Но еще важнее, пожалуй, то, как сформируется личность каждого из нас. Очень важно даже под влиянием таких факторов, как природа, общество и государство быть независимым, не бояться реализовывать себя. Нужно помнить: «Будущее зависит от тебя».

«Я согласна с утверждением Н. Бердяева. Я думаю, что личность не может существовать вне общества, а значит на нее воздействует ее окружение. Личность не может существовать без какого-либо вмешательства. Например, личностью человек становится тогда, когда имеет какие-либо ценности, ориентиры, знания и стремления, когда достигает какого-то положения и статуса в обществе. Государство тоже оказывает влияние на формирование личности. Человек решает, как он должен поступать, чтобы не нарушать законы государства, не нарушать права других людей, размышляет о своем вкладе в развитие государства. В государстве человек обладает правами и обязанностями, а значит,может иметь возможность участвовать в политике и приобретать какие-либо полезные знания и навыки.

Природа тоже оказывает влияние на формирование личности. Во-первых, человек не может жить вне природы. А значит, много знаний он получает из окружающей среды. Во-вторых, природа воздействует на человека и, благодаря этому, человек приспосабливается к ее условиям. В-третьих, без природы не было бы самого человека, а значит не было бы ни государства, ни общества. Если рассматривать наиболее значимую часть из этих властей, то это, несомненно, природа. Личность является важной частью общественной жизни. Если человек не имеет никакой цели, не может и не хочет найти свою место в жизни, то он не сможет нормально существовать. Только правильно сформированная личность может заставить государство, общество считаться с ее мнением и участвовать в делах этих сфер. Но для того, чтобы стать такой личностью, нужно приложить огромные усилия и средства. Я считаю, что в настоящее время мало таких людей, которые могут оказать влияние на развитие общества. Может, это зависит от уровня развития общества и от самих людей. Мое мнение таково, что не только природа, государство, общество, но и сами люди могут взаимно воздействовать друг на друга, обогащая себя и принося пользу своей стране. Поэтому так важно быть личностью, а значит быть развитым, сформированным и целостным человеком, с богатым внутренним миром и широким кругозором. Только такой человек может сделать много хорошего и важного».

«Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель».

В. Мич

«В современном, в основном во всех странах постиндустриальном и индустриальном обществе царят товарно-денежные рыночные отношения. Поэтому выбор данной темы продиктован её актуальностью в наше “нелегкое” в условиях мирового экономического кризиса время. На протяжении многих десятилетий наше общество стремилось к идеальной рыночной экономике с абсолютной конкуренцией и свободой выбора в отсутствии монополий. Но это стремление не осуществимо при отсутствии главных элементов рыночной экономики, т.е. соотношения спроса и предложения, или наличия производителя и потребителя.

Сейчас очень сложно “оставаться на плаву” производителям, чей товар обладает наименьшим спросом в силу каких-либо обстоятельств. Именно поэтому потребитель является важнейшим элементом рыночной экономики. Во-первых, без потребителя, т.е. спроса на товар сложился бы дефицит капитала. Например, можно воспользоваться сложившейся в последние годы ситуацией, связанной с мировым экономическим кризисом. Падение цен на нефть достигло более чем 50% из-за того, что окончательно снизился спрос на “черное золото”. На международном рынке стали разоряться ведущие топливные компании. Во-вторых, отсутствие потребителя определяет отсутствие рыночной системы. Так как нет тех, кому продавать. Аналогично примеру с нефтью, лидеры по производству электроники, машин и оборудования остались ни с чем, потому что снизились покупательная способность потребителей из-за отсутствия средств, что привело к банкротству многих корпораций. Лидеры на мировом рынке разоряются, т.к. потребители, на которых ориентировано производство больше не заинтересованы в потреблении товаров в условиях экономического кризиса.

Подведу общий итог. Я полностью согласна с высказыванием В. Мича, потому что рыночное хозяйство без потребителя невозможно, из-за отсутствия потребителя многие производители уже не могут считаться таковыми, что разрушает мое представление о рынке. От этого страдают почти все, поэтому нужно контролировать спрос и предложение. Если нет спроса, то нет и предложения, если нет предложения, то нет и конкуренции, а, следовательно, нет рыночного хозяйства».

«Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть».

Ф.М. Достоевский.

«Гуманность — это одно из важнейших качеств человека, которое делает человека человеком. Это качество как привычка: у одних оно вообще отсутствует, у других оно есть, а у третьих появляется, а потом исчезает. Но этого нельзя допускать! Что же сделать для того, чтобы это качество шло в ногу с человечеством? Я считаю, что гуманность должна воспитываться в ребенке с детства, воспитываться его родителями. Ни кто другой, как мать или отец, не сможет убедить ребенка, они никогда не посоветуют плохого.

Гуманность просто необходима в современном мире, в мире вражды. Недаром существует “гуманитарное право”, которое обязательно должно соблюдаться во время войн. Но все-таки люди нарушают его. Сбрасывают бомбы на жилые дома, больницы, хотя эти здания помечены особым знаком, “красным крестом”. Конечно, некоторые считают, что в этом мире гуманность невозможна и сами не подозревают, к чему приведет ее потеря. Если мы ее потеряем, мир станет невыносимым. Никому ни до кого не будет дела: ни до своих родственников, ни до прохожего, которому вдруг стало плохо.

Нужно помнить, что гуманность не исчезнет сама по себе. Лишь мы ее можем потерять, при этом сами будем в этом виноваты».

«Здоровая консервативная политика – это консервативные люди и либеральные средства».

Б. Дизраэли

«Однажды в Интернете, во время поиска нужной мне информации, я “натолкнулась” на социологический опрос, в котором спрашивалось о личных политических убеждениях людей. Вопрос звучал так: “Какое политическое течение ближе всего для Вас?” Я удивилась, когда увидела, что больше половины опрошенных ответили: “Либерализм”. Остальные отдали предпочтение другим течениям.

Но что же такое консерватизм? Это политическая идеология, выступающая за сохранение старых традиций и порядков. Либерализм же привлекает к себе абстрактным понятием “свобода”. Но ведь свобода не бывает абсолютной, она всегда ограничена, поэтому и либерализм в полной мере не может существовать.

Почему же люди все-таки отвергают консерватизм? наверное потому, что за всю историю человечества не было примеров здоровой консервативной политики. Люди не хотели подчиняться старому, они всегда искали что-то новое. Но общеизвестная русская пословица гласит: “Старый друг лучше новых двух”. То есть, старое мы хорошо знаем, доверяем ему. А новое таит в себе неизвестность.

А если представить, что в каком-нибудь регионе проводится консервативная политика. Разве это плохо? Люди будут уважать традиции, относиться друг к другу добрее. А преступность вообще может исчезнуть. А преступность вообще может исчезнуть. Будут существовать и “либеральные средства”, о которых говорит Б. Дизраэли. Это означает, что все действия государства по отношению к гражданам будут только положительными, благими.

Я с позицией политика согласна. Ведь в нормальной консервативной политике не могут отсутствовать различные свободы, а наоборот – люди должны быть консервативными (уважать традиционные порядки), а средства – либеральными (допускать послабления в тех или иных обстоятельствах)».

«Ничто так не роняет молодого человека и не толкает в дурную компанию, будь она мужская или женская, как робость и неверие в собственные силы».

Ф. Честерфилд

Однако различен и темперамент каждого из нас. Есть сильные, волевые люди, способные отстаивать свою позицию до последнего, добиваться своего не смотря на любые преграды. И явной противоположностью им являются мягкие, слабохарактерные “людишки”. Они играют роль пособников у более сильных и наглых.

Мы выбираем себе компанию по интересам. Но возникает вопрос: “Какое место занимают эти компании в жизни общества?” Мы часто слышим от знакомых, друзей и особенно родственников: “Не связывайся с ним (с ней) – он (она) из дурной компании”. И все мы, услышав это, думаем про себя, что все вовсе не так, что родителям это кажется, и что если на самом деле это окажется дурной компанией, мы сразу уйдем оттуда. Но не так все просто. Робость, позволившая нам вступить в контакт с дурными людьми, никогда не позволит выйти из этого окружения. В правильном окружении, в нормальной компании руководствуются общечеловеческими принципами, жизненно важными правилами поведения. Конечно, правильно повести себя в любой ситуации, занять верную позицию не только не легко, но и порой стоит неимоверных усилий. Поэтому человек меняет свою линию поведения, он становится более слабым, уязвимым, теряет правильный ориентир. И тут уже говорят: “Он связался с дурной компанией”. В этих компаниях существенно урезаны нормы жизни, правила поведения, эти правила попросту не выполняют. Люди, находящиеся в таком обществе, имеют низкую самооценку, искаженные понятия о правде, о мире, о справедливости. Они мягки по натуре, они попросту выполняют поручения “лидеров” и зачастую не понимают, зачем все эти действия.

Робость и неверие в себя наступают от заниженной самооценки. Принцип: “Я человек маленький” снижает интерес к самому себе. Человек теряет духовные ценности, снижается его потребность в нормальном человеческом общении.

Робкий, неуверенный в себе человек легко подчиняется влиянию других людей. Он постоянно будет нуждаться в чужом руководстве, пока не поверит в собственные силы и не научится реализовывать собственные интересы».

Давайте будем толерантны по отношению друг к другу! Именно на этом основывается принцип взаимоотношений. Давайте поддерживать и помогать друг другу даже в самых тяжелых и безвыходных ситуациях, чтобы они не приводили к трагическим последствиям. И главное помните, понимания, уважения и других добрых качеств мы сможем добиться только совместными усилиями».