Мировая экономика план-конспект по обществознанию (11 класс)

Конспект

Урок в 11-м классе по теме «Мировая экономика»


При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые : процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.).

Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

Урок строится на основе деятельностного похода, активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников. Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете).

Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Урок позволяет применить индивидуальный подход к обучающимся (выделение группы экспертов, распределение ролей внутри групп), реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих обществознание на базовым уровне.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

Цели урока:

12 стр., 5504 слов

Конспект : «Мировой экономический кризис»

... только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов ... Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. ... занимающей большое место в мировой истории. Особенно это ... занятия.... 22 07 2020 1:24:53 Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе ...

  • сформировать понятие «мировая экономика»;
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции

Задачи урока:

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
  • развивать логические умения учащихся в процессе выполнения учебных заданий;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности;
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле , «фритредерство», «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Оборудование:

  • Школьный словарь по обществознанию, экономический словарь
  • Интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями)
  • Оценочные листы

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и систематизации знаний

План.

1. Что такое мировая экономика?

а) понятие «мировая экономика»

б) международные экономические отношения и их составляющие;

в) международное разделение труда: причины и последствия,

г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система;

2. Экономическая интеграция.

3. Международная торговля:

а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»;

б) теория абсолютных и теория сравнительных преимуществ во внешней торговле;

  • в) особенности развития российской торговли.

4. Государственная политика в области международной торговли:

а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля);

б) методы протекционистской политики;

  • в) Всемирная торговая организация.

5. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия

14 стр., 6986 слов

Экономика и экономическая теория : Бизнес-план его значение и содержание

... отличаются лишь последова-тельностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зави-сит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Ниже ... приведена пример-ная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь. Основные разделы бизнес-плана: Краткое ...

(План, как вы заметили, составлен в развёрнутом виде как задание 28 ЕГЭ по обществознанию, согласно которому план должен иметь не менее 3-х пунктов 2 и более из них детализированы в подпунктах, макс 4 балл).

Класс разделяется на 3 группы:

1 – «эксперты» (выступают экспертами, оценивают продукты их деятельности);

4-5 группы работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари.

В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер и ставит учебную задачу:

Тема нашего урока «Мировая экономика», она касается всего мира. Мы знаем, что мировым языком является английский язык. В условиях глобализации экономических отношений, для ведения деловых переговоров, международных связей нужно знать английский язык. Наш урок интегрированный. Будет проведён совместно с учителем английского языка Шончалай Евгеньевной.

Форма работы на уроке групповая «В результате работы по предложенным проблемам каждой группе составить мини-проект и комментарии к ней» (конечный продукт будет оформлен на листах ватмана цветными фломастерами).

Оценивать работу групп будут наши эксперты Шенне и Кудер.

I. Актуализации опорных знаний

1. Беседа:

1) Мы на прошлом уроке изучали основные ?

2) Из курсов экономической географии и обществознания вспомните, что мы называем «международным разделением труда», «экономической интеграцией»?

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio — восстановление) — взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии).

Материал закрепляется посредством презентации ( )

2. Используя метод «корзина идей», учитель при помощи учеников формулирует пункты плана урока (план выводится в виде слайдов, )

II. Изучение нового материала

1 . Информация учителя

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)

3. Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

5 стр., 2297 слов

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

... прежде всего, экономическая теория. 1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась ... материальных ценностей в экономике. Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790 гг.) ... последнюю к издержкам производства. Экономическая мысль феодализма в арабских странах связана с именем Ибн ...

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

4. Беседа учащихся по темам: «Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая валютная система»

Международное движение капиталов это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.

Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

5 . Работа в группах.

1 группа («Мировая экономика. Экономическая интеграция»)

Проанализируйте раздаточный материал (пакет с заданиями №1, ), соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответить на вопросы:

1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции

2) Охарактеризуйте наиболее крупные региональные интеграционные объединения

3) Назовите основные этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

2 группа («Международная торговля»)

Прочитайте текст параграфа (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1) Что такое международная торговля, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?

2) Что страны выбирают объектом международного обмена?

3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

4) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговле на современном этапе?

3 группа («Глобальные проблемы экономики»)

Прочитайте текст параграфа (с.122-124), раздаточный материал (пакет с заданиями №3, ), Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:

5 стр., 2007 слов

Экономика торговли

... страны. Торговля может являться сильным инструментом внешней политики. И по сей день умение торговать сильно влияет на мощь государства. Если сравнить розничную торговлю как отрасль экономики, ... Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих ... то продажа одному из общественных классов или массовому рынку, с течением ...

1) Что такое глобализация экономики?

2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.

3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.

6. Представление результатов работы (на каждую группу не более 5-6 минут).

Примерные результаты работы отражены в презентации ( ).

Учитель: Учащимся заранее даны домашние задания по разным 3 темам в виде сообщений. Сообщения не будут оценены экспертами, это будет вне зачёта.

Сообщение учащегося по теме ВТО (Начын).

Показ слайда

7.Всем группам («Государственная политика в области международной торговли»). Задание на английском языке. Выступает учитель английского языка.

8. Сообщение учащегося по теме «ТНК» (Олзей) на английском языке. Показ слайда.

III. Закрепление изученного материала

Самопроверка усвоенного материала (тест, )

Пока эксперты проверяют тест, подводят итоги Сообщение учащегося о мировой торговле России (Алдын).

Презентация.

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

Выступление экспертов, оценка работы групп

Работу экспертов оценивает учитель.

V. Домашнее задание

1. Параграф 10 (всем)

2. написание эссе по выбору: «Мысли мудрых» (с.127) или «Выгодно ли России вступление в ВТО?»

Пакет с заданиями для группы 2

1. Текст «Экономическая интеграция в современном мире

2. Таблицы:

  • Ступени развития региональной экономической интеграции
  • Этапы расширения стран-участниц ЕЭС/ЕС
  • Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

Пакет с заданиями для группы 3

Таблицы:

  • Изменение в ХХ в. товарной структуры мировой торговли, в %
  • Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, в %
  • Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме экспорта и импорта России, 2003
  • Товарная структура внешней торговли Российской Федерации, 2003

Пакет с заданиями для группы 5

1. Тексты «Основные этапы развития транснациональных корпораций», «Темпы и особенности развития экономики на рубеже 20-21 вв.»

15 стр., 7213 слов

По мировой экономике «Экономическое развитие наименее развитых ...

... Выяснить сущность экономики наименее развитых стран мира. Проанализировать экономическое развитие наименее развитых стран. Выявить проблемы экономического развития наименее развитых стран. Определить пути развития экономик наименее развитых стран. При написании ... и издаётся ежегодный доклад об экономическом положении этой группы государств. В ВТО наименее развитые страны пользуются рядом льгот и ...

2. Таблицы:

  • Крупнейшие ТНК мира их рыночной стоимости
  • Крупнейшие ТНК в мире на 2007 г.
  • Внешний долг наиболее крупных стран-должников (млн. долл. США)

Вопросы к заданию 1 группы

«Мировая экономика. Экономическая интеграция»

1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции

2) Охарактеризуйте наиболее крупные региональные интеграционные объединения

3) Назовите основные этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

Вопросы к заданию 2 группы

«Мировая торговля»

1) Что такое международная торговля, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?

2) Что страны выбирают объектом международного обмена?

3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

4) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговле на современном этапе?

Вопросы к заданию 3 группы

«Глобальные проблемы экономики»

1) Что такое глобализация экономики?

2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.

3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.