Методические указания для выполнения самостоятельной работы «Экономика отрасли»

Самостоятельная работа
Содержание скрыть

Введение

Учебная дисциплина «Экономика отрасли» является общепрофилирующей, устанавливающей базовые знания для усвоения специальных дисциплин.

Выполнение самостоятельной работы должно способствовать более полному усвоению программного материала.

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, рассчитаны на 25 часов, предусматривают самостоятельное изучение многих экономических проблем, позволяет ознакомиться с экономическими аспектами деятельности предприятия, фирмы, отрасли, получить необходимые знания о важнейших показателях работы предприятия, их смысле, методике расчета.

должен иметь

  • об основных аспектах развития отрасли, организаций (предприятий) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

должен знать

  • организацию производственного и технологического процессов;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их использования, вопросы экономии ресурсов;
  • механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
  • содержание бизнес-плана.

Выполнение заданий по самостоятельной работе должно формировать навыки работы с литературой, умение выбрать главное, самостоятельность в добывании знаний.

^

Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование профессиональных явлений;
  • формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  • развитие самостоятельного мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

^

Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):

  • чтение дополнительной литературы;
  • составление плана текста, конспектирование прочитанного;
  • выписки из текста;
  • ознакомление с нормативными документами.

Закрепление и систематизация знаний:

19 стр., 9271 слов

Место и роль самостоятельной работы учащихся в начальной школе ...

... место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся ... основы проблемы организации самостоятельной работы на уроке; определить сущность, значение и роль самостоятельной работы для активизации учения младших школьников; выявить структуру самостоятельной работы, ... быстрым проникновением научных знаний в сферу экономики, хозяйства, технических процессов, ...

  • работа с конспектами лекций;
  • изучение нормативных документов;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • подготовка к выступлению на занятиях, а также рефераты и доклады.

Применение знаний, формирование умений:

  • решение задач по образцу, вариативных задач;
  • выполнение ситуационных производственных задач;
  • выполнение индивидуальных заданий.

Памятка для выполнения учебно-практических заданий

1. Изучить содержание задания.

2. Подобрать литературу для получения ответов на задания.

3. Составить план выполнения задания:

3.1 Выбрать вопросы для изучения.

3.2 Определить сроки выполнения задания.

3.3 Согласовать с преподавателями намеченный план или со студентами группы.

4. Выполнить составленный план.

5. Убедиться, что задание выполнено:

5.1 Оценить в полном ли объеме материал.

5.2 Обдумать собранную информацию, обобщите ее.

5.3 Выяснить дополнительные вопросы, возникшие в ходе выполнения задания.

5.4 Изложить результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине

«Экономика отрасли» (25 часов)

Тема

Количество часов

Вид работы

1

2

3

1. Ресурсы отрасли

2

Доклад, реферат. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика»

2. Организационно-правовые формы организаций (предпри­ятий)

2

Доклад, подготовка к семинару. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» Н.А. Сафронов «Экономика организации (предприятия)»

3. Основные средства организации

2

Конспект. Работа с лекционным материалом и учебником: Н.Ф. Данилов, З.Б. Шифман «Экономика, организация и планирование хлебопекарного производства»

4. Оборотные фонды организации

2

Конспект. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика»

5. Бестарифная система заработной платы

2

Выполнение индивидуальных заданий. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика»

6. Качество и конкурентоспособность продукции

2

Подготовка рефератов. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» Работа с лекционным материалом

7. Издержки производства и реализации продукции

2

Решение задач. Работа с лекционным материалом и учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 207-211, 223-233

9. Ценообразование

2

Выполнение индивидуальных заданий. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 223-229

10. Прибыль и рентабельность

2

Подготовка к контрольной работе. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 268-282

11. Бизнес-планирование

3

Выполнение индивидуальных заданий. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 314-318, 327-334. Работа с лекционным материалом

13. Кредит и кредитная система

2

Выполнение индивидуальных заданий. Работа с учебником В.Н. Карташова «Экономика организации (предприятия)»

14. Организация (предпри­ятие) на внешнем рынке

2

Конспект. Работа с учебником Л.Н. Чечевицына «Микроэкономика» стр. 191, 300, 293, 298 и лекционным материалом

^

План изучения

1. Отрасль в рыночной экономике, ее ресурсы

Изучив эту тему, вы узнаете:

— отрасль — основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения.

сфера материального производства

  • непроизводственная сфера это совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом.

^

Материальное производство, непроизводственная сфера народного хозяйства, отрасль, производство.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой сфера материального производства.

2. Что представляет собой непроизводственная сфера народного хозяйства.

3. Что такое отрасль и производство.

Темы сообщений и рефератов

1. Отрасль, ее структура.

2. Материальная и непроизводственная сфера народного хозяйства.

Самостоятельная работа № 2., Организационно-правовые формы организаций (предприятий), План изучения

1. Предпринимательство, его значение и виды.

2. Организационно-правовые формы предприятия.

Изучив эту тему, вы узнаете, что:

  • предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли;
  • предприниматель может заниматься любыми видами хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом;
  • различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое;
  • организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации, юридические лица, это: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия;
  • виды некоммерческих организаций- потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации.

^

Предпринимательство, производственное, коммерческое, финансовое, посредническое виды предпринимательства, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества, солидарная ответственность, субсидиарная, акция, дивиденд, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество.

Контрольные вопросы

1. Что такое предпринимательство?

2. Виды предпринимательства? Их понятие.

3. Организационно-правовые формы предприятий? Их характеристика.

4. Что такое акция?

5. Что значит «унитарное» предприятие?

Темы конспектов, рефератов

1. Предпринимательство.

2. Организационно-правовые формы предприятий.

Самостоятельная работа № 3. Основные средства организации, План изучения

1. Основные средства организации, их классификация.

2. Показатели использования основных средств.

3. Износ основных средств.

Изучив эту тему, вы узнаете, что:

  • основные фонды — это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода (более года) и утрачивающие свою стоимость по частям.
  • к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства и т.д.
  • различают два вида износа: физический и моральный.

Физический износ — постепенная утрата основными фондами своей первоначальной потребительской стоимости под воздействием сил природы (в результате этого необходимо штукатурить, красить здания; коррозия металла от непогоды — автомобили и т.д.).

Моральный износ происходит тогда, когда без изменения цены на рынок выходит более технологичное и производительное оборудование.

  • важнейшими показателями использования основных производственных фондов являются фондоотдача и фондоемкость.

^

Основные фонды, натуральная, остаточная стоимость основных средств. Производственные и непроизводственные основные фонды. Фондоотдача и фондоемкость.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность основных средств.

2. Как характеризуется состав и структура основных средств.

3. В чем состоит назначение классификации основных средств.

4. Какие существуют виды оценок основных средств.

5. Какие существуют показатели использования основных средств.

Темы конспектов

1. Основные фонды и их классификация.

2. Показатели использования основных средств.

3. Формы учета основных средств.

Самостоятельная работа №4. Оборотные фонды организации, План изучения

1. Понятие и классификация оборотных средств организации.

2. Показатели оборачиваемости оборотных средств

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • под оборотными фондами понимается часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию;
  • по охвату нормированием оборотные средства делятся на нормируемые и ненормируемые;
  • под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т.п.) до выхода и реализации готовой продукции;
  • к показателям оборачиваемости оборотных средств относятся коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, коэффициент загрузки средств в обороте.

^

Оборотные средства организации, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Оборачиваемость оборотных средств.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение оборотных средств и оборотных фондов предприятия.

2. От чего зависит величина оборотных средств.

3. По каким признакам группируются оборотные средства.

4. Перечислите показатели использования оборотных средств.

5. Что понимается под оборачиваемостью оборотных средств.

6. От чего зависит оборачиваемость оборотных средств на предприятии.

Темы конспектов

1. Оборотные фонды и их классификация.

2. Показатели оборачиваемости оборотных средств.

3. Признаки классификации оборотных средств.

Самостоятельная работа № 5. Бестарифная система оплаты труда, План изучения

1. Бестарифная система оплаты труда

Изучив данную тему, вы узнаете, что:

  • оплата труда – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе;
  • при бестарифной системе оплаты труда заработная плата всех работников предприятия представляет собой долю (коэффициент) работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия, или отдельного подразделения.
  • фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от квалификационного уровня работника;
  • коэффициента трудового участия (КТУ);
  • фактически отработанного времени.

^

Оплата труда, тарифная и бестарифная система оплаты труда.

Контрольные вопросы

1. Понятие оплаты труда

2. Понятие бестарифной системы оплаты труда

3. Перечислите факторы, от которых зависит заработная плата при бестарифной системе оплаты труда

4. Расскажите алгоритм расчета заработной платы при бестарифной системе оплаты труда

Тема сообщения или реферата

  1. Выполнение индивидуальных заданий, предложенных преподавателем.

Самостоятельная работа № 6. Качество и конкурентоспособность продукции, План изучения

1. Понятие и показатели качества продукции.

2. Понятие конкурентоспособности.

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • в чем состоит значение повышения качества;
  • понятие качества;
  • показатели качества;
  • что такое конкурентоспособность товара.

^

Качество. Показатели назначения. Показатели надежности. Показатели технологичности. Показатели стандартизации. Экономические показатели транспортабельности. Патентно-правовые показатели. Экологические показатели. Показатели безопасности. Конкурентоспособность.

Контрольные вопросы

1. Что такое качество?

2. Значение повышения качества.

3. Показатели качества продукции, их смысл.

4. Какую продукцию показатель считает качественной?

5. С чем нужно сравнить совокупность свойств продукции для оценки ее каче­ства.

6. Какая продукция может быть эталоном?

7. Что такое конкурентоспособность продукции?

8. Чем определяется конкурентоспособность продукции?

Темы сообщений и рефератов

1. Понятие и показатели качества продукции.

2. Понятие конкурентоспособности.

Самостоятельная работа №7. Издержки производства и реализации

продукции

План изучения

1. Понятие издержек производства.

2. Классификация затрат предприятия.

3. Состав элементов сметы и статей калькуляции.

Изучив эту тему, вы узнаете, что:

  • издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда;
  • экономические издержки состоит из внешних и внутренних;
  • затраты на производство классифицируются по пяти признакам:
  • а) по роли в процессе производства;
  • б) в зависимости затрат от изменения объема производства продукции;
  • в) по способам учета и группировки затрат;
  • г) по срокам использования;
  • д) включают в себя материальные затраты (как элемент затрат на производство);
  • е) затраты на оплату труда (как элемент сметы затрат на производство);
  • ж) прочие затраты (как элемент сметы затрат на производство);
  • з) включают в себя статьи калькуляции «общественные расходы» и «общественные расходы».

^

Материальные затраты «Затраты на оплату труда». «Прочие затраты», «общехозяйственные расходы», «общепроизводственные расходы». Издержки производства. Экономические издержки. Внешние издержки. Внутренние издержки. Прямые затраты. Косвенные затраты. Временные и постоянные затраты. Простые и комплексные затраты.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие затраты относятся к материальным затратам?

2. Какие затраты относятся к затратам на оплату труда?

3. Какие затраты относят к прочим затратам?

4. По каким признакам классифицируются затраты предприятия?

5. Какие затраты относятся к прямым?

6. Какие затраты относятся к косвенным?

7. Какими затратами являются переменные затраты?

8. Что такое постоянные затраты?

9. Какие затраты относятся к простым, а какие – к комплексным?

Самостоятельная работа №8. Ценообразование, План изучения

1. Выбор метода ценообразования.

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • о трех методах ценообразования;
  • о наиболее часто используемых методах ценообразования;
  • методике расчета цен по каждому методу ценообразования.

^

Методы ценообразования «средние издержки плюс прибыль», обеспечение безубыточности и целевой прибыли», установление цены исходя из ощущаемой ценности товара», «установление цены на уровне текущих цен», метод запечатанного конверта на основе закрытых торговых точек. Установление цены на основе каждого из этих методов.

Контрольные вопросы

1. Назовите методы ценообразования.

2. Наиболее часто используемые методы ценообразования.

3. Определение цены на основе метода «средние издержки плюс прибыль».

4. Определение цены по методу «обеспечение безубыточности и целевой прибыли».

5. Установление цены исходя из ценности товара.

6. Установление цены на уровне текущих цен.

7. Установление цены по методу «следование за фирмой лидера».

8. Установление цены на основе закрытых торгов.

Темы рефератов

Выполнение индивидуальных заданий, предложенных преподавателем.

Самостоятельная работа № 10. Прибыль и рентабельность, План изучения

1. Понятие о доходах и расходах предприятия, выручке.

2. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что такое доходы;
  • о видах доходов, их источниках;
  • о факторах, влияющих на прибыль;
  • рентабельности организации.

^

Доходы. Доходы от обычных видов деятельности. Операционные доходы. Внереализационные доходы. Расходы по обычным видам деятельности. Операционные расходы. Внереализационные расходы. Внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль. Рентабельность и ее виды.

Контрольные вопросы

1. Какие доходы относятся к доходам от обычных видов деятельности?

2. Какие доходы относятся к операционным?

3. Какие доходы относятся к внереализационным?

4. Какие факторы, влияющие на величину прибыли, относятся к внутренним?

5. Какие факторы, влияющие на величину прибыли, относятся к внешним?

6. Что такое производственные факторы?

7. Что такое внепроизводственные факторы?

8. Понятие рентабельности?

9. Виды рентабельности.

Студенты сдают контрольную точку по теме по вопросам

1. Понятие о доходах и расходах предприятия, выручке.

2. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Самостоятельная работа №9. Бизнес-планирование, План изучения

1. Методологические основы планирования.

2. Бизнес-план организации (предприятия).

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что такое план развития предприятия;
  • каковы разделы плана развития предприятия;
  • исходные данные для составления плана развития предприятия;
  • значение и содержание бизнес-плана.

^

План развития предприятия. Исходные данные для его составления. Бизнес-план. Задачи бизнес-плана.

Контрольные вопросы и задания

6. Что такое план развития предприятия?

7. Для чего составляется бизнес-план?

8. Задачи, решаемые с помощью бизнес-плана.

9. Из каких блоков состоит бизнес-план?

Тема рефератов

Учащиеся выполняют индивидуальные задания преподавателя по теме.

Самостоятельная работа № 11. Кредит и кредитная система, План изучения

1. Кредиты, формы кредитов

2. Кредитная система

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что такое кредитная система;
  • кто является кредитором, кто заемщиком;
  • какие бывают формы кредитов;

Основные понятия и термины

Кредитная система. Кредитор. Заемщик. Формы кредита. Виды кредита. Формы кредита.

Контрольные вопросы и задания

1. Формы кредита.

2. Банковский кредит.

3. Государственный кредит.

4. Потребительский и инвестиционный кредит.

5. Взаимный кредит.

6. Натуральный кредит.

7. Международный кредит.

8. Долгосрочный и краткосрочный кредит.

9. Виды краткосрочных кредитов.

10. Доверительный кредит.

11. Банковский кредит.

12. Векселедательский кредит.

13. Факторинг.

14. Валютный кредит.

Темы конспекта

1. Кредиты, формы кредитов.

2. Организация кредитной системы в организации.

Самостоятельная работа №12. Организация (предприятие) на внешнем

рынке

План изучения

1. Совместное предпринимательство.

2. Организация международных расчетов.

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • о направлениях внешнеэкономической деятельности предприятия;
  • об основных условиях создания совместного предпринимательства;
  • какие виды деятельности предполагает создание совместных предприятий;
  • чем характеризуются совместные предприятия;
  • о контракте и его содержании;
  • о видах расчетов, применяемых в международной практике;
  • о таможенной пошлине.

^

Основные условия создания совместного предпринимательства. Этапы создания совместных предприятий. Внешнеторговый контракт. Документарное инкассо. Документарный аккредитив. Банковский перевод. Открытый счет.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем определяются правовые вопросы совместного предпринимательства?

2. Каковы основы условия создания совместного предпринимательства?

3. Что характеризует совместные предприятия?

4. Внешнеторговый контракт и его содержание.

5. Охарактеризуйте виды расчета при осуществлении внешнеторговых сделок.

6. Таможенная пошлина.

7. Таможенная стоимость.

8. Какие ставки применяются при расчете таможенных пошлин?

Темы конспектов

1. Совместное предпринимательство.

2. Организация международных расчетов.

Список литературы

1. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика: Учебное пособие- 3-е изд., перераб. и доп. — ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2008 г.

2. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для сред. Спец. учеб. заведений. — М. Экономист, 2007 г.

3. Зайцев Л.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник. -3-е изд. перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006 г

4. Прикын Л.В. Экономический анализ: Учебник. – Юнити-Дана, 2006 г. – 408 с.

5. Федорова Л.П., Шаркова А.В. Экономика и управление на предприятии (торгового и общественного питания): Учебник. – Феникс, 2008 г. – 104 с.

6. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы).

– М.ИНФРА-М., 2006 г. – 601 с.

7. Семенов В.М. Экономика предприятия. – Изд. Питер, 2006г. – 383 с.

8. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

9. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – 308 с.

10. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 575 с. (Высшее образование).