капитализма в монополистическую стадию своего развития в начале ХХ века «ГРЭ» стало обязательным и усиливающимся фактором успешного экономического развития (опыт Франции, Японии, Китая и др. азиатских стран. Великая депрессия 30-х годов ХХ в. стала рубиконом массового перехода государств к регулированию экономики.
Вопрос №3. Даже западная экономическая наука давно обнаружила и раскрывает «Фиаско». «провалы», «осечки» рынка вопреки либеральным апологетам капитализма.
Некоторые «Фиаско рынка»
Перечень фиаско рынка |
Содержание «фиаско рынка» |
1.Проблемы «внешних эффектов » (издержек перелива) |
Экологически вредные последствия многих производств перекладываются на общество, не учитываются в издержках и ценах товаров. |
2.Невыделение ресурсов на т.н. «общественные блага». |
Мосты, тоннели, автодороги, гидросооружения, дамбы, обустройство улиц, обеспечение безопасности и иные неделимые, т.е. потребляемые обществом, блага не интересуют частный капитал. |
3. Проблемы макроэкономической нестабильности. |
Автоматически не преодолеваются экономические кризисы, цикличность воспроизводства, высокая безработица, инфляция, стагфляция и др. потрясения. |
4.Монополизация Экономики |
Свободная конкуренция замещается несовершенной конкуренцией, а с ней возникает и нерациональное распределение ресурсов. Монополии диктуют свои условия. Развитие гигантских компаний усиливается. |
5.Социальная дифференциа ция и несправедливость. |
Рынок не знает понятия «справедливость». В нем богатые вес более богатеют, бедные — беднеют. Существует прямая и ценовая эксплуатация людей. |
6.Проблемы финансирования капиталоемких, низкодоход- ных, долгоокупаемых и рисковых производств. |
Прибыль — движущий мотив капитала. Поэтому капитал не идет в производства с низкой нормой доходности и большими сроками окупаемости, хотя они крайне нужны обществу. |
7. Проблемы развития фундаментальной науки и исследований. |
Частный капитал не финансирует фундаментальные исследования, как не приносящие доход. Венчурные вложения делаются при поддержке государства. |
8. Проблемы всей социальной сферы не решаются на рыночной основе. |
Здравоохранение, культура и образование, социальное обеспечение и страхование, содержание нетрудоспособных, правопорядок и защита страны не обеспечиваются рыночным распределением ресурсов. |
9. Дифференциация регионов. |
Капитал оседает в развитых и географически удобных регионах. Отчего непривлекательные регионы обречены на длительный застой, деградацию. |
10. Проблемы бумажно- денежного обращения |
Рынок не имеет механизмов надлежащего регулирования бумажно-денежного обращения |
11.Проблемы перспективного и ускоренного развития экономики, ее сфер, отраслей. |
Рынок отражает текущее состояние и ближайшее будущее, но никак не регулирует перспективы (не считая инерцию) развития. Тем более, когда требуется ускоренное решение актуальных для страны задач. |
12.Сфера внешнеэкономичес- ких отношений |
Рынок не имеет полноценных механизмов регулирования всей сферы внешнеэкономических отношений. |
13.Огромный внутрифирмен- ный товарооборот |
До 70% от всего товарооборота в крупных ФПГ осуществляется между их участниками не на рыночной, а на договорной основе. |
14.Целые отрасли экономики не могут функционировать на основе рыночных механизмов |
Весь транспортный комплекс, все растениеводство регулируются: по составу участников бизнеса, по объемам инвестиций и мощностей в производстве, по тарифам и ценам товаров, услуг. |
**Главный контраргумент неолибералов — наличие «фиаско»
государства:
* Примечание: изъяны рынка и изъяны государства взаимодействуют и зачастую усиливают друг друга.
Ответ либералам: фиаско рынка непреодолимы, а проблемы госуправления в принципе: а) решаемы; б)иного органа или механизма управления вообще нет. Следовательно, нужно совершенствовать регулятивные возможности государства.
………………..*****…………………
- Научные школы и историческая практика государственного регулирования рыночной экономики.
Вопрос №2. . Основные школы в истории научной мысли о роли государства в управлении экономикой:
А) «Классическая школа». Термин введен К. Марксом.
Первые ростки этой школы заложены в работах Уильяма Петти (Англия, 1623-1687); Пьера Буагильбера (Франция, 1646-1714), физиократов — Франсуа Кенэ (1694-1774), Робера Жака Тюрго (1727-1781) и др.
Однако в наиболее развитом виде «классическая школа» представлена в работах более поздних Видных английских ученых — Адама Смита (1723-1790гг.) и Давида Рикардо (1772-1823гг.).
Школа основана на методологии трудовой теории стоимости и примата принципа «свободной конкуренции». Роль государства минимальна — охрана собственности, правопорядка, защита конкуренции и т.п., образно говоря — роль «ночного сторожа». Именно либерализм роднит ее с более поздней «неоклассической школой».
Б) Неоклассическая школа. Со второй половины 19-го века получило развитие учение «Маржинализма» (это был 1-й этап, по сути, «неоклассической школы», теоретически господствовавшей в разных своих «течениях» до наших дней).
Но теперь ее судьба под большим вопросом.
«Неоклассика» основана методологически на трактовке стоимости товара как его «предельной полезности» (то есть, субстанцией стоимости является не труд, как у классиков, а субъективно-психологическая оценка предельной полезности товара), соответственно, провозглашается примат потребления, а не производства.
Ее основатели — австрийские ученые — Карл Менгер (1840-1921 гг.), Фридрих Визер (1851-1926), Бем-Баверк ( 1851-1914 гг.) Людвиг Мизес (1881-1973 гг.) и др. (все — представители австрийской школы)
Собственно термин «неоклассика» связывают с работой Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки» (1890 г.) — основателя «Кембриджской школы» (годы жизни — 1842-1924).
По сути, же он представлял новый этап маржинализма (или — 2-й этап «неоклассики»).
В ХХ в. «неоклассика»- это неоднородное научное течение. Оно объединило фактически все учения, основанные на провозглашении принципов экономического либерализма.
Одно из них — небезызвестный для всех россиян «монетаризм» (70-е — 90-е годы ХХв.) во главе с Милтоном Фридменом (1912 — 2006), явно утративший свою былую привлекательность в последние два десятилетия (нобелевскую премию по экономике, начиная с 90-х годов) уже дважды присуждали за опровержение постулатов монетаризма).
В современных же условиях запредельный либерализм в экономике исповедует на принципе «святее папы римского» т.н. «новая австрийская школа». Ее сторонники очень остро критикуют пороки «неоклассицизма» — его методологический утопизм, оторванность от реалий, неправильное понимание механизмов конкуренции, провозглашение «равновесного развития рыночной экономики», чрезмерное допущение вмешательства государства и др.
Ее лидер — испанец Хесус Уэрта де Сото (30 ноября 2008 г выступал с «рекламной лекцией» в ГУ «ВШЭ» в г. Москве) открыто и навязчиво пропагандирует т.н. «анархокапитализм», то есть, — минимизацию роли государственного регулирования — в частности, отказ от антимонопольного регулирования, ликвидацию центральных банков и возврат к «золотому стандарту». Таким образом, борьба на теоретическом уровне все еще продолжается и даже обостряется в условиях мирового экономического кризиса.
В) Кейнсианство: Основатель Джон Мейнард Кейнс (1883- 1946гг.).
Начало — 30-е годы 20-го века.
Главный труд: Общая теория занятости, процента и денег (1936 г.)
Замечание: рекомендации Дж. Кейнса позволили Д.Ф.Рузвельту вывести экономику США из критического состояния в годы «Великой депрессии» (1929 -1933-1939гг.)
Ключевые положения Джона Кейнса: проповедование постулатов классической теории «сбивает с пути и ведет к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни»(с. 3).
Из заключения работы: «люди практики обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего много лет назад» (с. 304).
Очень похоже на российскую действительность 1992-2005 годов!
*Созвучным кейнсианству являются научные взгляды Поля Самуэльсона (1915-2009 гг.) о «смешанной экономике» (книга «Экономика», 1947 г.).
Так, он убеждал соотечественников: «наша экономика не является чистой экономикой цен и представляет собой смешанную экономику, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления».
В выводах он заключает: «Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности в нашем сложном, взаимозависимом обществе» 1 .
Научные доводы марксизма, с учетом советского опыта, вполне воспринимались самыми именитыми западными экономистами даже либерального толка — Й. Шумпетером, П.Самуэльсоном, Дж.К. Гелбрейтом и др.
Так, Йозеф Шумпетер (1883-1950гг.) в интересной работе «Капитализм, социализм и демократия» (1942г.) в гл 17 заключил: планирование прогресса, в том числе инноваций, позволяет куда более успешно предотвращать резкие подъемы и спады в производстве, чем автоматические рыночные механизмы или манипулирование учетной ставкой.
………………
Яркий сторонник государственного регулирования — популярный в США экономист-менеджер Ли Якокка (из работ 1980-х годов):
«У нас не будет прогресса, если мы не откажемся от нелепой идеи, будто всякое планирование в масштабе страны представляет собой наступление на капиталистическую систему. Эта идея внушает нам такой страх, что мы остаемся единственной развитой страной в мире, не имеющей своей промышленной политики».
«Между тем государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики, вместо разрозненного их выдвижения по частям, негласной их разработки людьми, преследующими свои узкокорыстные цели».
Г) Американский Институционализм: неоднородное учение, прошедшее ряд этапов в своем развитии. Начало ему положил Т.Веблен (1857-1920) в работе 1898 года..
1-й этап (20-30- гг. ХХв.) = социально-психологический. Суть: движущий мотив общественного развития кроется в институтах, начиная от семьи, традиций, менталитета, обычаев, кончая экономическими привычками;
2-й этап (течение) — социально-правовой (Р.Коммонс-1862-1945гг.).
Основа исправления недостатков капитализма, в том числе грехов монополизма — государственное правовое регулирование.
3-й этап (течение) = конъюнктурно- статистический (У Митчелл, 1874-1948).
В основе — прямое государственное регулирование, основанное на опыте.
4-й этап (течение) социологический институционализм: основа государственного регулирования — ставка на опорные социальные и соц.-экономические институты (Дж. Гелбрейт, Ф. Перу и др.).
Наиболее общее определение: институционализм — это предписываемый общественный порядок и правила поведения всех экономических агентов, устанавливаемый, диктуемый и контролируемый институтами государства и общества.
Современное течение: — не оинституционализм трансакционных издержек: важнейшие функции государства, права, системы страхования, защиты прав собственности и иных социальных институтов:
- обеспечивать и способствовать снижению трансакционных издержек (издержек взаимодействия экономических агентов).
К таковым относятся: издержки поиска информации о конкурентах, о конъюнктуре и т.д.; ведения переговоров; издержки измерения количества и качества товаров (услуг); заключения контрактов, обеспечения их юридической чистоты, страхования, денежного покрытия; спецификации и защиты прав собственности; защиты от всяких посягательств третьих лиц и т.д.).
Авторы — основатели направления: Дуглас Норт (1920…) и Роберт Фогель (ноб. премия за 1993 год), Рональд Коуз (1910…) и др.
Д) Марксизм: отвергает эксплуататорский строй, а потому и частную собственность как основу способа производства. Взамен утверждается общегосударственная собственность как собственность всего народа. Государство гарантирует каждому члену общества установленные социальные стандарты жизни, которые повышаются по мере роста совокупного общественного продукта. Рыночный механизм заменяется планомерным регулированием пропорций и всего экономического развития.