Экономика — это наука о формах и способах осуществления хозяйственной деятельности в условиях ограниченных ресурсов, о различных отраслях хозяйствования, о производственных и тесно связанных с ними отношениях в целом. Применительно к государству данная категория приобретает специфику, поскольку государство характеризуется как географическое, политическое, социальное и юридическое образование, субъект международных отношений. Следовательно, экономические интенции государства охватывают на первый взгляд разные направления. В связи с этим можно отметить, что экономическая функция государства охватывает многие сферы внешней и внутренней политики.
Анализируя экономическую функцию с точки зрения ее места и роли в системе функций государства, можно выделить следующие её характерные черты См.: Жимиров В.Н., Оль Е.М., Реуф В.М. Указанное сочинение. — С. 43 :
1. Экономическая функция государства относится к числу основных функций. Это наиболее общее направление деятельности государства, по осуществлению стоящих перед ним целей и задач. Она имеет особую социальную значимость, в разной мере подлежит осуществлению всеми государственными органами и подлежит «дроблению» на подфункции.
2. Экономическая функция государства носит постоянный характер, она не ограничена временными рамками и, осуществляются государством в течение всего периода своего существования.
3. Экономическая функция государства реализуется как во внутренней (внутригосударственной), так и во внешнеполитической сфере.
Несмотря на то, что экономическая функция государства относится к числу постоянных функций, она, безусловно, подвержена воздействию целого ряда социально-исторических факторов определяющих специфику ее структуры и содержания в конкретный исторический период.
К таким факторам, прежде всего, относят См.: Там же. — С. 43:
1) тип экономической системы;
2) цели развития экономики в данной системе;
3) экономический потенциал и система форм собственности;
4) развитость рыночных отношений;
5) характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
6) место государства в мировой системе хозяйствования и международном разделении труда.
Наряду с вышеперечисленными основными факторами выделяют также и ряд факультативных, дополнительных факторов определяющих, в частности, особенности производных внутренних экономических функций российского государства на современном этапе См.: Жимиров В.Н., Оль Е.М., Реуф В.М. Указанное сочинение. — С. 43:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ...
... страхования), что позволит повысить уровень принимаемых управленческих решений в сфере здравоохранения. 5. Разработан комплекс мероприятий по обеспечению экономической безопасности субъектов здравоохранения посредством применения системы страхования, содержащий как инструменты по предотвращению или уменьшению ...
1) реальное положение дел в экономике страны;
2) необходимость перехода от централизованно регулируемой экономики к многообразию форм собственности и форм хозяйствования;
3) становление и развитие рыночных отношений и прочее.
Можно выделить следующие экономические функции государства См.: Сычёв Н.В. Экономические функции государства // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. — 2012. — №28. — С. 31:
1) производство общественных благ;
2) регулирование естественных монополий;
3) устранение чрезмерного социального неравенства путем перераспределения доходов;
4) защита общества от внешних эффектов, которые прямо не выражаются в денежной форме и на которые рынок не реагирует;
5) поддержание макроэкономической стабильности;
6) сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста.
По мнению А.В. Мелехина, вмешательство государства в экономическую сферу состоит в следующем См.: Мелехин А.В. Указанное сочинение. — С. 102:
1) определение основных направлений экономической политики;
2) экономическое управление государственной собственностью;
3) установление правовых инструментов рынка и ценовой политики;
4) регулирование внешнеэкономических сношений государства.
В.В. Анцупов полагает, что «экономическая функция государства определяется как характеристика роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающаяся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме». По мнению учёного, «экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, а также в создании распределительных или запретительных механизмов» Анцупов Владислав Владимирович. Экономическая функция государства: Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. — Красноярск, 2004. — С. 11.
На наш взгляд, экономическая функция государства представляет собой нечто более обширное. Полагаем, что экономические подфункции таковы:
1. Участие государства в рыночных отношениях в роли хозяйствующего субъекта через принадлежащие ему предприятия (например, создание государственных корпораций или унитарных предприятий) — экономическая подфункция государства. Государство имеет особый статус в частноправовых отношениях, к которым, безусловно, относятся указанные.
2. Определение вектора экономической политики (например, будет ли политика в общих чертах рыночной, плановой или смешанной) — основная экономическая подфункция государства. Ключевым идентификатором свойств экономической политики Российского государства является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №32. — статья 3301 и вторая Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №5. — статья 410), устанавливающий вслед за Конституцией Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — №4. — статья 445 основные положения рыночной экономики.
Конституционный суд Российской Федерации и правовая защита конституционного ...
... охранять политические, социальные, экономические и моральные ценности общества, основываясь на Конституции. Для этих целей государство создает специальные органы конституционного контроля, а именно Конституционный Суд Российской Федерации. Реализация основ конституционного строя не осуществлена на ...
3. Осуществление монетарной политики — деятельность, которая должна осуществляться исключительно государством. Данный вид деятельности осуществляется, прежде всего, Центральным Банком Российской Федерации в силу статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года №86 Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №28. — статья 2790.
4. Осуществление фискальной политики (осуществляется посредством налогообложения и бюджетного процесса) — необходимая для существования государства экономическая подфункция. Осуществляется в рамках исполнения Налогового Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — №31. — статья 3824; 2000. — №32. — статья 3340 и Бюджетного кодексов Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — №31. — статья 3823 Российской Федерации.
5. Экономические сношения с другими государствами, транснациональными корпорациями, международными организациями, т.е. осуществление внешнеэкономической деятельности, — часть внешней политики государства, реализация его внешнего суверенитета.
Внешние экономические сношения государства обеспечивают ему возможности глобальной интеграции. Отсутствие этих сношений или политика экономической автаркии являются тем, что губительно для государства как системы.
Данная подфункция реализуется в рамках исполнения специального международного и национального законодательства.
Таким образом, экономическая функция государства реализуется как совокупность разнонаправленных действий, преследующих цели хозяйственной и иной экономической выгоды, в рамках единой государственной внешней и внутренней политики. Поскольку государство объемлет чрезвычайно обширную сферу общественных отношений, экономическая функция реализуется посредством различных правовых, социальных, политических и других инструментов.