Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ВЫПУСКНИКОВ-БАКАЛАВРОВ
НАПРАВЛЕНИЯ 080100.62 — «ЭКОНОМИКА»:
Преддипломная практика, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа
Учебное пособие
Омск
Издательство ОмГТУ
2008
УДК 378.14.015.62:33
ББК 74.58 +
Г
Рецензенты:
С. Н. Апенько,
д-р экон. наук, проф. каф. «Экономика
и социология труда», ОмГТУ;
В. И. Белых,
канд. техн. наук, проф. каф. «Маркетинг»,
СиБАДИ
Авторы: В. Ф. Потуданская, Г. Н. Бояркин, О. П. Кузнецова, А. Д. Косьмин, М. В. Могилевич, Д. И. Чернявский, Е. В. Яковлева
Г Государственная итоговая аттестация выпускников-бакалавров направления 080100.62 — «Экономика»: преддипломная практика, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа: учеб. пособие / В. Ф. Потуданская, Г. Н. Бояркин, О. П. Кузнецова и др. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — с.
ISBN 5-8149-0520-4
Рассмотрены необходимые вопросы по организации выпуска бакалавров направления 080100.62 — «Экономика»: преддипломная практика, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа.
Предназначено для студентов направления бакалавриата 080100.62 -«Экономика».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
УДК 378.14.015.62:
ББК 74.58 +
ISBN 5-8149-0520-4
© Омский государственный
технический университет, 2008
~3~
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………5
1. Характеристика степени бакалавр экономики…………6
2. ПРЕДДИПЛОМНАЯ РАКТИКА………………………………………………………….7
Задание на курсовую работу «экономика организации» Тема курсовой ...
... введение, заключение и список использованных источников. Курсовая работа выполняется по вариантам. Выбор варианта курсовой работы Номер вариант выбирается по первой букве фамилии. Первая буква фамилии Номер варианта ... Освещение 7,5 Вариант 2 , Вариант 2 Тема 1 главы: Капитальные вложения: направления использования и их роль Задание на 2 главу: Исходные данные Российская компания, специализирующаяся ...
2.1. Цель и задачи практики………………………………………………………………………..7
2.2. Перечень дисциплин, знание которых необходимо
при прохождении практики…………………………………………………………………………8
2.3. Содержание практики…………………………………………………………………………..8
2.4. Возможные места прохождения практики……………………………………………11
2.5. Индивидуальное задание…………………………………………………………………….12
2.6. Требования к отчету по практике………………………………………………………..12
2.7. Сроки и методы контроля за прохождением практики…………………………12
3. КОМПЛЕКСНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ КЗАМЕН………………….13
3.1. Порядок проведения комплексного квалификационного экзамена……….13
3.2. Основные требования к выпускнику, допущенному
к комплексному квалификационному экзамену………………………………………….14
3.3. Программа комплексного квалификационного экзамена………………………15
3.4. Литература для подготовки к государственному экзамену
по дисциплинам………………………………………………………………………………………..19
4. Общие требования к выпускной квалификационной , 4. Общие требования к выпускной квалификационной
РАБОТЕ БАКАЛАВРА…………………………………………………………………………..25
4.1. Цель, задачи выпускной квалификационной работы бакалавра, этапы ее выполнения……………………………………………………………………………………………..25
Экономическая безопасность выпускная квалификационная работа ...
... обеспечения экономической безопасности. 30. Развитие механизмов обеспечения экономической безопасности в сфере образования. 31. Обеспечение экономической безопасности в сфере здравоохранения. 32. Влияние состояния основных фондов (технологического оборудования) на обеспечение экономической безопасности. 33. Развитие организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности ...
4.2. Выбор и утверждение темы………………………………………………………………28
4.3. Руководство выпускной квалификационной работой…………………………31
4.4. Требования к структуре работы…………………………………………………………32
4.5. Рецензирование выпускной квалификационной работы……………………..35
5. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………………………..37
5.1. Планирование содержания выпускной квалификационной
работы…………………………………………………………………………………………………….37
5.2. Сбор информации……………………………………………………………………………..37
~4~
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ……………………………………………………………… …………………38
6.1. Изложение и оформление текстовой части выпускной
квалификационной работы…………………………………………………………………..38
6.2. Таблицы и графическое представление иллюстрационного
материала…………………………………………………………………………………………….39
6.3. Написание и пояснение формул……………………………………………………..40
6.4. Приложения к выпускной квалификационной работе……………………..41
6.5. Оформление библиографического описания
и библиографических ссылок……………………………………………………………….42
6.6. Сокращения слов и словосочетаний……………………………………………….43
Анализ экономической безопасности вкр пдф. Внутренние и внешние ...
... 1 Утверждены протоколом ученого совета от Темы выпускных квалификационных работ по специальности «Экономическая безопасность» 1. Современные проблемы на уровне местного самоуправления ... профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы ...
7. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………………………………………….43
7.1. Предзащита и допуск к защите выпускной квалификационной
работы…………………………………………………………………………………………………..43
7.2. Рекомендации по составлению текста выступления
по результатам выпускной квалификационной работы……………………………44
7.3. Подготовка компьютерной презентации…………………………………………..45
7.4. Рекомендации по составлению раздаточного материала……………………46
7.5. Порядок защиты………………………………………………………………………………46
7.6. Оценка выпускной квалификационной работы………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………49
~5~
Введение , Введение
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).
Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в аккредитованных высших учебных заведениях (и их филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Отчёт по практике — на предприятии
... по улучшению работы ООО «ВладФарм» можно будет на основе рассчитанных отдельных показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние фирмы. 1. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВладФарм» 1.1.Общая характеристика предприятия. ...
К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:
— защита выпускной квалификационной работы (ВКР);
— государственный экзамен (ГЭ).
Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России.
Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.
Источник: Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ от марта 2003 г № 1155)
~6~
1. Характеристика степени бакалавр экономики
Бакалавриат — это ступень современного высшего образования в РФ, которая в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности. Степень бакалавра соответствует первой научной степени в структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных кадров.
Степень бакалавра присваивается выпускнику вуза, проходящему подготовку по соответствующему направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешного завершения государственных итоговых испытаний.
Квалификационная характеристика бакалавра направления 080100. -«Экономика» определена ГОС ВПО. Данное направление утверждено распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686. Степень выпускника — бакалавр экономики.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080100. «Экономика» при очной форме обучения 4 года.
Бакалавр должен быть подготовлен к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37.
Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления.
Организационно-экономическая характеристика предприятия, структура ...
... г. прохождения производственной практики в качестве экономиста. ОРАГНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ООО «Пентаграм» создано ... деятельностью ООО «Пентаграм», осуществляется при помощи аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которая проводится по ... Источник: собственная разработка, на основании Отчета о прибылях и убытках ф.2 за ...
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
— в магистратуре по направлениям «Экономика», «Менеджмент»;
— освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по группе специальностей 080000 — «Экономика и управление».
~7~
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в высших учебных заведениях по направлению и функционирующими в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.
2. Преддипломная практика , 2. Преддипломная практика
Преддипломная практика бакалавров предусмотрена ГОС направления 080100. «Экономика» и учебным планом направления. Продолжительность практики 4 недели.
Преддипломная практика должна быть нацелена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработку умений применять их при решении конкретных экономических вопросов.
В ходе практики для подготовки ВКР должны быть обеспечены изучение методических, инструктивных и нормативных материалов, специальной фундаментальной и периодической литературы, сбор, систематизация и обобщение первичных материалов по вопросам, разрабатываемым студентом при выполнении выпускной работы, а также проведение самостоятельных расчетов и анализа необходимых экономических показателей.
2.1. Цель и задачи практики
Данная практика имеет своей целью — приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы на практике или решение реальной управленческой задачи, закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда.
Задачами преддипломной практики являются:
— закрепление и углубление теоретических знаний;
— приобретение практических навыков работы по специальности, необходимых для успешного выполнения бакалаврской работы (ВКРБ);
— составление совместно с руководителем практики задания на ВКРБ;
— сбор необходимых материалов по выбранной теме ВКРБ;
— обоснование актуальности выбранной темы ВКРБ;
— сбор необходимых исходных данных для подготовки к ВКРБ;
— выполнение части работ по теме ВКРБ;
— приобретение навыков организаторской работы.
Шпаргалка: Ответы на вопросы для экзамена по мировой экономике
... мировой экономике (Всемирная торговая организация) Ответы для экзамена по мировой экономике Определение и сущность мировой экономики Мировая экономика ... на конкретном зарубежном рынке, оно должно адаптировать свои товары и услуги к этому рынку. Экспорт предполагает внесение изменений в производственную программу предприятия, структуру управления ... партнеров. В мировой практике выделяют формы ...
~8~
2.2. Перечень дисциплин, знание которых необходимо при прохождении практики
При прохождении преддипломной практики предполагается знание студентами следующих основных дисциплин образовательной программы:
менеджмент;
— экономическая теория;
— экономика фирмы;
— антикризисное управление;
— теория организации;
— статистика;
— маркетинг;
— бухгалтерский учет;
— экономика труда;
— планирование на предприятии;
— экономическая оценка инвестиций;
— анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности;
— организация производства на предприятиях.
2.3. Содержание практики
Преддипломная практика проводится в соответствии с календарным планом практики.
Тематика, объекты и методы изучения задаются руководителем практики. Материалы, собранные студентом во время практики, используются при выполнении ВКРБ. Тематика преддипломной практики может быть связана с научно-исследовательской работой, проводимой кафедрой или предприятием.
Работа студентов на практике заключается в выполнении конкретных производственных заданий. Задания по своему характеру должны способствовать приобретению управленческих навыков, умению работать в коллективе, умению самостоятельно решать экономические задачи, практически овладевать современной компьютерной техникой, методами проведения научных исследований. Задания на преддипломную практику могут включать теоретические расчеты и экспериментальные исследования
За период преддипломной практики студент должен изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
1. Общая характеристика предприятия.
2. Организационная структура управления.
3. Управление производством.
4. Управление персоналом.
5. Информационная система управления.
6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия.
~9~
7. Управление маркетингом.
8. Технико-экономические показатели деятельности предприятия и показатели его финансового состояния за два последние года.
По усмотрению руководителя практики от вуза студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые соответствуют предполагаемой теме ВКРБ.
Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить: цели и задачи предприятия; масштаб деятельности предприятия; миссию и имидж предприятия; характер производственной кооперации; систему снабжения; степень механизации и автоматизации производства; уровень специализации, кооперирования и концентрации производства; организационную структуру производства; стратегию и тактику управления предприятием; уровень организационной культуры.
Кафедра ФАРМАЦИЯ : «Фармацевтические технологии. Организация ...
... работы аптек и аптечных пунктов, изучение нормативно – правовой базы и особенностей подхода к управлению аптечным ассортиментом, что и ... препараты; 9) существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состоянии выполнять свои функции в ... определить роль и место фармацевтической службы, статус аптечных организаций, роль государственных аптечных предприятий, которые должны ...
Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить: организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; характер организационных отношений между структурными подразделениями; методы, применяемые на предприятии для совершенствования поощрения организационных структур управления на каждом уровне; структуру и функции аппарата управления предприятия; регламентацию деятельности структурных подразделений; эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т. д.), на базе которых выполняется дипломная работа.
Управление производством. Данный раздел предполагает изучение: производственной функции предприятия; структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля; оперативного планирования выпуска продукции; нормирования труда и управления запасами; календарного планирования и диспетчеризации производства, мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора; управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
— ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных профамм в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
— изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих профамм маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
— проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
~10~
— изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
— проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
— ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, сбором и оценкой каналов сбыта);
— изучить систему управления маркетингом и дать ей оценку. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал
предприятия и его формирование, в том числе: профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе; процесс подбора кадров руководителей и специалистов; систему материального и морального стимулирования; функции управленческого персонала; требования, предъявляемые к работникам аппарата управления; соответствие квалификационным требованиям; систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров и др.); методы повышения эффективности управленческого труда.
Ознакомительная практика Экономика и управление на предприятии ...
... или иное отношение к экономике и менеджменту (из области финансов, банковского дела, рынка ценных бумаг, страхования, инвестиций и т.п.), и дать их краткую характеристику, ... база, консультации по налогам и фондовый рынок. Рейтинги банков России, практика и аналитика банковского дела, региональные банковские новости. Журнал рассчитан на различных руководителей и специалистов подразделений ...
Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить: коммуникационный процесс; коммуникации между уровнями управления и подразделениями; коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой; характеристику общей схемы информационных потоков; информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); средства передачи и преобразования информации; документооборот предприятия и его характеристику; организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия; пути устранения недостатков коммуникационного процесса; совершенствование коммуникаций в организации.
Экономические службы и финансовое состояние предприятия. Студенту необходимо: изучить структуру и содержание деятельности экономических служб; ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию, методикой их формирования; приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия; на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия; изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности; осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы; внести предложения по выработке соответствующих
~11~
управленческих решений в области ценообразования и финансов, по реализации и контролю за выполнением принятых решений.
Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете: задачи службы маркетинга; систему организации службы маркетинга; задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы; анализ маркетинговой среды фирмы; структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС); планирование продукции и товарную политику; управление качеством товара; стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб; инновационную политику; ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии; роль посредников в товародвижении; условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта; требования к торговым посредникам; планирование продвижения товара на рынке; коммуникационную политику фирмы; основные методы реализации изделий (услуг); стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность; инструменты стимулирования сбыта; ценовую политику и конкуренцию; факторы, определяющие решения по ценам; ценовую рекламу; внеценовые гарантии и особые соглашения; определение цен на новые изделия и их поведение на рынке; систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия; предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
2.4. Возможные места прохождения практики , 2.4. Возможные места прохождения практики
В качестве места преддипломной практики студентом могут быть выбраны следующие организации:
— орган государственной или административной власти;
— общественная организация;
— налоговая служба;
— орган судебной власти;
— учреждение МВД и ФСБ;
— подразделение Государственного комитета по любой сфере деятельности;
— орган законодательной власти;
— государственное унитарное предприятие;
— предприятие ЖКХ;
— комитет территориального самоуправления, кондоминиум, ТСЖ;
— муниципальное предприятие;
— предприятие со смешанной формой собственности;
— акционерное общество;
— кооператив;
— предприятие любой формы собственности.
Студентам целевой формы подготовки рекомендуется проходить преддипломную практику на предприятиях заказчика.
~12~
2.5. Индивидуальное задание
Индивидуальное задание, выдаваемое студенту на практику, должно соответствовать задачам преддипломной практики, выбору и обоснованию темы БР, началу работы над ВКРБ.
Отчет по практике предоставляется руководителю практики и включает следующие моменты:
— название темы ВКРБ;
— краткое обоснование актуальности выбранной темы;
— перечень практических результатов;
— перечень планируемых предложений по ВКРБ и соответствующих расчетов для их обоснования.
2.6. Требования к отчету по практике
По окончании практики студенты должны предоставить руководителю практики от университета оформленные «Дневник по преддипломной практике», «Отчет по преддипломной практике».
Содержание отчета должно раскрывать вопросы для конкретного вида практики и соответствовать индивидуальному заданию студента.
Отчет представляется на 20-40 страницах печатного текста. Правила оформления текстовых документов (в данном случае — отчет по преддипломной практике) должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.89-2005. «Оригиналы текстовые авторские и издательские».
Для окончательного оформления отчета студенту выделяется 2-3 дня в конце практики. Законченный отчет предъявляется руководителю практики. Руководитель практики от предприятия пишет отзыв о работе студента в дневнике по практике.
В этом отзыве отмечается полнота и качество выполнения студентом программы по практике, индивидуального задания, отношение студента к работе на рабочем месте, дисциплинированность, деловые качества, указывается, какие навыки приобрел студент.
2.7. Сроки и методы контроля за прохождением практики
Контроль за прохождением практики осуществляется руководителем практики от университета.
Руководитель практики от университета:
— контролирует оформление студентов на практику, присутствие и активность на теоретических занятиях и экскурсиях;
— регулярно (не реже двух раз в неделю) посещает студентов на их рабочих местах (на местах прохождения практики) и знакомится с результатами их работы. Проверяет выполнение индивидуального задания, программы практики,
~13~
производственных заданий, а также соблюдение правил внутреннего распорядка предприятия;
— один раз в неделю проверяет дневники по практике студентов, внося свои замечания, а также дополнительные задания (по мере необходимости).
После оформления «Дневника по практике», «Отчета по практике» и получения отзыва руководителя от предприятия производится зачет по практике. Результат зачета является дифференцированной оценкой, проставляется в «Дневнике по практике», в «Отчете по практике», а также выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Оценка выставляется с учетом отзыва руководителя практики от предприятия.
Непрохождение преддипломной практики по неуважительным причинам, получение неудовлетворительной оценки ведет за собой отчисление из университета за академическую неуспеваемость согласно Уставу университета.
«Дневники по практике», «Отчеты по практике» руководители практики сдают по списку на хранение заведующему лабораторией выпускающей кафедры.
3. Комплексный квалификационный экзамен , 3. Комплексный квалификационный экзамен
3.1. Порядок проведения комплексного квалификационного экзамена
Программа комплексного квалификационного (междисциплинарного) экзамена — государственного экзамена (ККЭ-ГЭ) разрабатывается выпускающей кафедрой и, по согласованию с методической комиссией факультета, утверждается председателем государственной аттестационной комиссии (ГАК).
С программой ККЭ-ГЭ должны быть ознакомлены преподаватели и студенты.
В государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) деканатом факультета и выпускающей кафедрой представляются следующие документы:
— приказ о составе ГЭК;
— приказ о допуске студентов к государственному экзамену;
— программа экзамена;
— экзаменационные билеты;
— итоговая ведомость успеваемости студентов;
— оформленные зачетные книжки студентов;
— чистая бумага с печатями;
— книга протоколов заседаний государственной экзаменационной комиссии по приему государственных экзаменов.
Не позднее чем за 6 месяцев до экзамена студенты обеспечиваются программой экзамена и информируются о консультациях по всем дисциплинам программы.
~14~
Для проведения экзамена составляется расписание работы ГЭК, выделяется специально оборудованная мультимедийной техникой аудитория.
Технический секретарь, утвержденный приказом о составе ГЭК, заполняет книгу протоколов заседаний ГЭК по приему ККЭ-ГЭ. В один день принимается экзамен не более чем у студентов.
ККЭ-ГЭ проводится в устной форме в присутствии не менее 2/3 состава комиссии, при обязательном присутствии председателя или его заместителя. На защитах рекомендуется участие руководителей и рецензентов. Лица, присутствующие на экзамене (не члены комиссии), вопросов задавать не могут. Не рекомендуется задавать вопросы, не связанные с тематикой билета.
Результаты государственного экзамена оцениваются по четырехбалльной системе — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение принимается в конце экзамена на закрытом заседании комиссии простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов, председатель обладает правом решающего голоса. Результаты экзамена объявляются в тот же день после оформления протоколов заседания ГЭК.
3.2. Основные требования к выпускнику, допущенному к комплексному квалификационному экзамену
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации):
— иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
— понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
знать:
— теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;
— принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
уметь:
— выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
— систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
— использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;
— использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
~15~
владеть:
— специальной экономической терминологией и лексикой специальности, как минимум, на одном иностранном языке (английском);
— навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
— навыками участия в научных дискуссиях;
— навыками передачи экономических знаний в образовательном процессе.
3.3. Программа комплексного квалификационного экзамена , 3.3. Программа комплексного квалификационного экзамена
3.3.1. Экономическая теория
1. Экономическое и юридическое содержание собственности. Экономическая теория прав собственности Рональда Коуза.
2. Проблемы выбора в экономике. Эффективность использования ресурсов. Границы производственных возможностей.
3. Конкуренция как элемент рынка. Виды конкуренции.