Важнейшим и приоритетным направлением экономической безопасности, как в срезе экономической деятельности государства, так и внутрифирменной ориентации, является обеспечение стабильности и процветания экономики. В широком смысле данного понятия, экономическая безопасность преследует своей целью обеспечить гарантированную самостоятельность и независимость каждого бизнес процесса, каждого индивида, вовлеченного в экономическую деятельность и вносящего свой вклад в общее дело. Для реализации обозначенной цели возникла потребность исследования потенциальных угроз экономической безопасности компании на внешнем и внутреннем уровне. Одной из таких угроз на внутреннем уровне является налоговый аспект экономической безопасности. Актуальность исследования данной работы вызвана возросшей экономической нестабильностью среди субъектов малого и среднего бизнеса в результате санкционного давления, а также кризисными явлениями в экономике. Множество компаний не уделяют должного внимания налоговому аспекту экономической безопасности, пренебрегая необходимость проводить анализ налоговой составляющей экономики предприятия. Целью данной работы является исследование налогового аспекта экономической безопасности предприятия находящегося на общем режиме налогообложения и выведение показателя отражающего состояние текущего положения дел в данном аспекте, на примере обеспечения налоговой безопасности для недопущения выездных налоговых проверок. Как видится автору, данный показатель позволит не абстрактно, а в численно представить уровень защищенности в налоговой сфере предприятия. Увидеть и понять масштаб «бедствия» неправильного налогового планирования и необходимости проведения оптимизации в данной сфере экономической деятельности компании. Указанная цель повлекла за собой постановку следующих задач:
- Необходимость определить понятие «экономическая безопасность»;
- Выявить составляющие экономической безопасности и потенциальные угрозы для компании;
4 4 Далее для понимания предмета исследования возникла необходимость характеристики налогов уплачиваемых в Российской Федерации и потребность понять способы и возможности их оптимизации. Для этого необходимо:
- разобрать налоги, уплачиваемые организациями в РФ, а именно;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- определить понятие налоговой оптимизации;
- выявить возможные методы и принципы налоговой оптимизации. Впоследствии расширяя горизонты знаний, определить:
- понятие налоговой безопасности на уровне предприятия;
- понятие налоговых рисков и способов их оценки и управления;
- выявить источники возникновения налоговых рисков при налоговой оптимизации;
— разобрать и попытаться продемонстрировать на примере отдельной компании концепцию налоговой безопасности, позволяющую не допустить выездную налоговую проверку отдельно взятой организации. Необходимость решения указанных задач предопределила структуру работы. Работа состоит из 3-х глав. В 1-ой главе охарактеризовано понятие экономической безопасности предприятия и ее составляющие, а именно угрозы для компании. Во второй главе для понимания устройства налогового аспекта экономической безопасности в компании и пространства возможных рисков в данном аспекте, появилась потребность разобраться с налогами уплачиваемыми организациями в РФ. А именно НДС, акцизы, налог на прибыль. После этого мы исследуем понятие налоговой оптимизации и методы и принципы ее реализации. В третьей главе подводя к цели исследования, мы определимся с понятием налоговой безопасности на уровне предприятия, а также налоговых рисков и способов их оценки и управления. Изучаем примеры источников налоговых рисков при налоговой оптимизации. И в результате накопленных сведений разрабатываем концепцию налоговой
Экономические системы: виды, понятие, структура
... проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности. 1. Понятие и структура экономических систем общества. Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую ...
5 5 безопасности предприятия находящегося на общем режиме налогообложения, для недопущения выездной налоговой проверки, а как следствие и не допущения доначисления налоговых обязательств.
6 6 ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1.1. Понятие экономической безопасности предприятия Переход к рыночным отношениям, с изменением форм собственности с государственной, на частную, освободил, государственный аппарат от необходимости поддерживать экономическую безопасность субъектов рынка находящихся в частном управлении. В новом укладе рыночной экономики, субъект рынка, в периоды 1990-х, и по сей день, принимает на себя право организовать, или игнорировать экономическую безопасность на предприятии. Принятие решения зачастую зависит от степени озабоченности руководителя безопасностью компании, видения и понимания необходимости продолжения непрерывной деятельности компании, в частности необходимости сохранить имеющееся имущество, интеллектуальную собственность коммерческую тайну, поддерживая имидж, для дальнейшего устойчивого роста и развития компании, в не слабой конкурентной среде рынка. Понятие экономической безопасности, относительно экономической науки во всех возможных ее составных частях, является относительно новым понятием. Формирование и становление экономической безопасности как составной части экономической науки активно стало развиваться с момента укрепления частной собственности в нашей стране.
Экономическая безопасность в основе своей старается оградить компанию от внешних и внутренних негативных деяний, способных, как ослабить прочные позиции компании на рынке, так и полностью развалить компанию, лишить ее состоятельности. Состоятельность предприятия в экономическом аспекте это, прежде всего, его способность осуществлять платежи в государственные бюджетные и внебюджетные фонды, способность обеспечить взаиморасчеты с кредиторами, добросовестно выполнять социально-экономическую функцию, обеспечивать занятость населения, своевременно производить расчет заработной платы, и т.д. Фактически это означает, что возложенные на одну компанию социально-экономические обязанности, а далее и на каждую из компаний, приводят к становлению благополучного общества в целом. Национальные интересы государства и общества в экономике на макро уровне, коррелируют с экономическим благополучием
Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
... работы: малые предприятия. Предмет работы: место и роль малого предпринимательства в экономике страны. Цель работы: комплексное исследование малых предприятий и их влияния на экономическое развитие общества. Задачи работы: изучить теоретическую литературу по теме работы; дать определение, выделить виды, определить функции малого предпринимательства; определить место и роль малых предприятий в ...
7 7 каждого из субъектов экономической деятельности на микро уровне. Несомненным остается тот факт, что экономическая безопасность как служба, так и само понятие, очень емкие и для понимания подлежат раскрытию с разнообразных сторон своей деятельности в компании. В это понятие входят вопросы обеспечения безопасности информационных ресурсов, технических, кадровых, финансовых, технологических и т.п. В самом общем представлении экономическую безопасность, возможно, описать как отсутствие оказывающих влияние на состоятельность предприятия угроз и рисков, это полное благоденствие экономического субъекта с идеальной внешней и внутренней средой. В литературе термин экономическая безопасность рассматривается с позиции комплексности данного понятия. Данный термин с одной стороны базируется на понятиях угроз и рисков, а с другой стороны сформулирован на основе достижения экономической цели предприятием, стабильного функционирования, дальнейшего развития и не включает в формулировку угрозы. «Экономическая безопасность предприятия — это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и для обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем» 1.
«Безопасность предприятия это такое состояние его правовых экономических и производственных отношений, а также материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, которое выражает способность предприятия к стабильному функционированию» 2, — как видится в данной трактовке, нет соотнесения безопасности с угрозами. «Экономическая безопасность промышленного предприятия это непрерывный процесс обеспечения на промышленном предприятии, находящемся в определенном внешнем окружении, стабильности его функционирования, финансового равновесия и регулярного извлечения прибыли, а также возможности выполнения поставленных целей и задач, способности к дальнейшему развитию и совершенствованию на различных 1 Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Олейникова Е.Л. М., С Судоплатов А.П., Лекарев С.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., С. 3.
8 8 стадиях жизненного цикла предприятия и в процессе изменения конкурентных рыночных стратегий» 3. «Экономическая безопасность это определенное состояние объекта в системе его связей с точки зрения его способности к выживанию и совершенствованию в условиях различных внутренних и внешних угроз, а также действия трудно прогнозируемых непредсказуемых факторов» 4 «Экономическая безопасность это свойство предприятия, которое характеризуется его способностью нормально функционировать для достижения определенных целей при существующих внешних условиях, а также изменении до определенных пределов» 5. «Под экономической безопасностью предприятия понимают состояние наиболее эффективного использования его ресурсов в целях обеспечения его защиты от отрицательного влияния внешних и внутренних угроз, различных дестабилизирующих факторов, при котором происходит устойчивое достижение целей уставной деятельности и реализация основных коммерческих интересов» 6. Резюмируя приведенные выше формулировки экономической безопасности предприятия, просматриваются два подхода к ее определению. С одной стороны авторы видят экономическую безопасность как защищенность от угроз, оказывающих влияние на состоятельность предприятия.
Общая характеристика предприятия
... управления предприятия. Общая характеристика предприятия Стекольная компания «РАСКО» ... предприятия. Актуальность Цель курсовой работы: анализ эффективности системы управления персоналом на примере предприятия ... безопасности НАССР, составляющей с ней единое целое. Система пищевой безопасности компании ... экономических обоснований проектов; разработка бизнес-планов развития производства; Цель предприятия: ...
Другие же, базируются на понятиях развития, достижения целей уставной деятельности и коммерческих интересов компании. Объединяя приведенные трактовки, видится, что экономическая безопасность предприятия это скорее такое состояние предприятия, при котором оно способно к ведению деятельности и процветанию во всех ее направлениях. В это понятие включены и сохранность независимости компании, ее целостность, надежность, все факторы, базируясь на основе которых предприятие способно функционировать, избегая угрозы и нивелируя риски для любых из бизнес процессов. 3 Половнев К.С. Механизм обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия. Дис… канд. эк. наук. Екатеринбург, С Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. М., С Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А., Власков А.С.. Экономическая безопасность предприятия. Подходы и принципы. М., С Ломовцева А.В., Трофимова Т.В. Инновационная активность и формирование экономической безопасности предприятий // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Нижний-Новгород С
9 9 В данной работе в фокус обзора ложится симбиоз представленных изучаемых трактовок экономической безопасности. В нынешних условиях при давлении на Россию извне, каждый микроэкономический субъект ощутил на себе сложность получения прибыли, падение доходности от компании, да и зачастую отсутствие просто возможности продолжать функционирование. Подобная тенденция стала порождать процессы создания или же возобновления деятельности компаний, не имеющих достаточного терпения к ведению честного бизнеса в новых условиях. На рынке появляются не добросовестные «игроки», не способные, в силу своих моральных, этических и нравственных качеств, действовать в законных плоскостях. Адаптация под новые условия рыночных отношений, так же «ложится на плечи» службы экономической безопасности предприятия. Ведение бизнеса в конкурентной среде невозможно без взаимодействия рыночных субъектов на микро и мезо уровнях. Каждая из компаний, не желающая выступать аффилированной с цепочками компаний не уплачивающих, налоги, не ведущих бухгалтерский учет должным образом, тем самым в долгосрочной перспективе уводящие свой бизнес в теневые ниши, или компаний имеющих криминальный оттенок ведения бизнеса, должна своевременно обращать внимание на эти и многие другие факторы по средствам службы экономической безопасности предприятия.
Составные части экономической деятельности предприятия, бесспорно должны подвергаться анализу и на его основе уже выявленные слабые стороны могут быть защищены должным образом. Проведение анализа входит в зону ответственности одного из сегментов экономической безопасности, но состав ее в целом следует разобрать более детально в следующем параграфе Составляющие экономической безопасности и угрозы компании Была изучена научная литература по экономической безопасности в части порядка формирования экономической безопасности предприятия. 7 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. М., Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Основы безопасности бизнеса и предпринимательства М., Метелев С.Е. Менеджмент экономической безопасности: учебное пособие // Концептуальные основы экономической безопасности. Омск
Экономические и политические основы конституционного строя
... важных принципов экономической системы. Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных ... России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности ...
10 10 На основе изученных источников, автор пришел к выводу что, в первую очередь, при создании экономической безопасности компании, все заинтересованные в данной структуре лица формируют концепцию. Концепция экономической безопасности это определенная система взглядов, пропитанных комплексным пониманием проблематики безопасности предприятия, а также в итоге формирующая пути их разрешения, доступными законными способами. Сказать, что концепция является определенным планом или подробной программой, не приходится, это скорее замысел, на основе которого формируется задачи, требования и условия в системе тех мер на основе которых будет построена экономическая безопасность в компании. Концепция экономической безопасности предприятия может включать следующие блоки. 1. Выявление проблемной ситуации в области безопасности предприятия. 2. Определение целевой установки обеспечения безопасности. 3. Построение системы экономической безопасности предприятия. 4. Оценка состояния экономической безопасности предприятия. 5. Расчет сил и средств, необходимых для обеспечения безопасности. 6. Разработка мер по реализации основных положений концепции безопасности предприятия. 7. Выводы о необходимости (обоснованности создания) разработки и реализации концепции экономической безопасности предприятия и эффективности ее применения. Когда принято решение о необходимости воплощения в жизнь концепции экономической безопасности, формируются основные принципы работы и целевая установка для создания службы экономической безопасности. Формирование структуры безопасности основывается на составляющих, которые разнесены по зонам ответственности, таким как:
- физическая;
- 10 Сейдаметова Л.Д., Мустафаева Э.И. Разработка концепции экономической безопасности как фактора стабильного развития бизнеса // Экономические науки. Ученые записки Крымского инженернопедагогического университета С Гапоненко В. Ф., Беспалько А.Л., Власков А. С. Экономическая безопасность предприятия. Подходы и принципы. Москва, 2007.
11 11 — техническая;
- информационная;
- финансовая;
- правовая;
- кадровая; Соответствующая зона ответственности формирует объекты и их объектоориентированность, защиту которых будет проводить структура экономической безопасности, это:
- различные виды деятельности в компании (производственная, коммерческая, управленческая, снабженческая и т.п.);
- ресурсы и имущество предприятия (материально-технические, интеллектуальные, информационные, финансовые и т.п.);
- персонал (сотрудники, специалисты, руководители) В классическом виде система экономической безопасности в своей основе при работе отталкивается от тех источников угроз, которые воздействуют напрямую на предприятие, или же косвенно (потенциально) воздействуют на него. Для примерного понимания следует выделить некоторые из них, например: Органы власти и управления;
- Конкуренты;
- Контрагенты;
- Персонал компании;
- Контролирующие органы;
- Преступные сообщества, или же отдельные их представители;
- Все возможные стихийные явления природного и техногенного характера и т.д.
12 12 Стержнем в создании системы экономической безопасности предприятия, может стать хорошо продуманная и организованная схема, базис для который извлекается из Рисунок 1 Система Экономической безопасности предприятия 12 концепции экономической безопасности компании обозначенной выше.
Налогообложение предприятия
... предприятия; изучить сущность и функции налогов, виды налогов и налоговых савок; рассмотреть права и обязанности предприятия в сфере налогообложения. Предметом изучения является особенности налогообложения предприятия. Объектом работы выступило ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения». Курсовая работа ...
Как исторически сложилось, понимание экономической безопасности в каждой компании видится лидерам по-разному, нам в свою очередь, представляется эта схема упрощенной в воспроизведенном на рисунке 1 виде. Данная схема может являться разработкой для одного из предприятий, и составлена для использования службой занимающейся экономической безопасностью. Типичная схема состоит из определенных составных элементов, взаимоувязанных по разнообразным критериям и в каждом из элементов должна вестись работа, соответственно зоне ответственности присущей данному элементу. В приведенной схеме немного раскрывается лишь организационная составляющая системы 12 Составлено автором
13 13 безопасности, и как видится, на подобные вещи чаще всего делается уклон специалистами экономической безопасности, как на факторы, по их мнению, подверженные наиболее существенному риску. Но на практике выясняется, опасности разнообразны, и подобное видение проблематики однобоко и подчас складывается исходя из особенностей мышления специалистов по экономической безопасности. Из разделов «Вакансии», на площадках рекрутинговых агентств, без труда, возможно проследить один из важнейших критериев по которому происходит подбор на вакантное место на конкурсной основе, начальника по экономической безопасности, на предприятие. Этим критерием является наличие опыта работы в органах МВД или других силовых структурах, на оперативной работе. Сотрудники, в основе своей деятельности, проводят работу с все возможными проявлениями девиантных и делинквентных поведений индивидами, тем самым уходят в стилистику поведенческой психологии личностей. Как следствие в дальнейшем, сотрудники, в большей своей основе получают профессиональную деформацию, выраженную в попытках физического ограждения (устранения) какого-либо объекта (субъекта) от источника угрозы, и это не может не оставить «ментальный» след на образе мышления.
Отражение сформированного понимания основ безопасности уже проецируется на систему экономической безопасности предприятия, если начальником службы экономической безопасности успешно выбран кандидат, проходивший ранее службу в органах внутренних дел или безопасности. Исключительным преимуществом назначаемых по данному принципу «руководителей» экономической безопасности в компании, как думается, является наличие определённой контактной группы, или же иными словами — социальных связей, в составе которых присутствуют лица имеющие доступ к сведениям закрытым для рядового обывателя. Начальник службы экономической безопасности, имеющий соответствующую проф-деформацию неосознанно обретенную на предшествующем месте работы, порой, не взирая на финансовые, правовые, экологические, социально культурные, налоговые аспекты безопасности в компании, берет курс ограждения компании от угроз, основанный в большинстве своем на информационной защите, инженерно-технической и физической с ее составными частями, отделом режима и охраны.
Шпаргалка по «Налоги и Налогообложение»
... -мы налогообложения в РФ, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов, налоговая база, налоговый агент, налогоплательщик, налоговые ставки, налоговые правонарушения, меры ответственности за налоговые правонарушения, налоговый контроль ...
14 14 Необходимость исследования выбранной темы работы была обусловлена потребностью дополнить курс «классического» руководителя экономической безопасности, выявлением иных угроз для безопасности в экономическом аспекте компании. Позиции экономической безопасности требуют укрепления не только классических материально-физико-технических, но и иной ее составной части это и финансовой деятельности и пересекающей ее правовой, что находит прямое сопряжение с аспектом безопасности компании в сфере налогов и сборов. Налоговый аспект экономической безопасности играет немалую роль в стабильности компаний. Исследование данного вопроса требует подробного изучения и понимания его особенностей. И система налогообложения в стране целом, и ее специфика, налоговой нагрузки на конкретное предприятия, все эти и некоторые другие моменты подлежат уточнению в рассматриваемом вопросе. Безопасность в сфере налогообложения практически не получала широкого распространения в предшествующие годы. Лишь вынужденная необходимость, как реакция на финансовый кризис, и прочие политические факторы выступили стимуляторами и задали вектор на максимальное сохранение имеющихся у предприятий средств. Попытка разобраться в налоговом аспекте экономической безопасности на предприятии породила ряд вопросов без прояснения, которых качественный анализ налоговой составляющей экономической безопасности на предприятии невозможен. Какие возможности для предприятия позволит дать проведение оптимизации компании, какие риски в сфере налогов могли бы переквалифицироваться в реальные угрозы для экономического благополучия компании, и прочие налоговые аспекты мы будем стремиться разобрать. Невзирая на важность понятия касательно налоговой составляющей компании, или иначе говоря, налоговому аспекту экономической безопасности предприятия не уделяется должного внимания.
15 15 ГЛАВА 2. НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ 2.1. Налоги, уплачиваемые организациями в России Налоги, которые организации уплачивают в РФ, имеют свой состав и характеристики. Каждый из них подчиняется определенным правилам, которые ранее были регламентированы Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», от N На сегодняшний день данный закон утратил силу (с 1999 года).
Основополагающим документом, регулирующим систему всех налогов и сборов в РФ, является Налоговый кодекс. За первоисточник, при рассмотрении спорных и противоречивых норм в налоговом законодательстве принимаются как Налоговый кодекс, так и вышестоящие нормативно-правовые документы. На первом месте, Конституция РФ, на втором федеральное конституционное законодательство. Говоря о налоговой системе, в первую очередь хочется отметить, что налоговые потоки разделены на составные части, которые распределяются по уровням бюджета, лучше всего это продемонстрировано на рисунке 2. Рисунок 2 Распределение налоговых потоков 13 Федеральное законодательство имеет определенный перечень налогов, который является закрытым и примечательно, что ни местные, ни региональные власти не 13 Лавренчук Е. Н. Содержание и форма налогов // Вопросы экономики и права С.125.
Современная налоговая система РФ: развитие и перспективы
... - налоговая система. Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать налоговую систему России, выявить основные проблемы в ее развитии и пути их решения. Задачи работы: охарактеризовать начальный этап становления современной налоговой системы; рассмотреть структуру современной налоговой системы: виды налогов, их ...
16 16 могут устанавливать налоги которые не предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Но они (местные власти) могут определять уровень налоговых ставок по определенным видам деятельности, или же вводить определенные льготы, не превышая своих полномочий и не завышая соответствующие уровни, установленные в федеральном законодательстве и НК. К федеральным налогам на сегодняшний день относят: НДФЛ, НПО, НДС, акцизы, НДПИ, водный налог 14. Региональные делятся на налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес 15. Местные налоги разделяются на: земельный налог, налог на имущество физических лиц 16. Налоговая политика государства выполняет, минимум три свои основные функции. Это: фискальная функция, социальная функция, и регулирующая (стимулирующая).
Фискальная функция обеспечивает бюджет поступлением денежных средств, с целью дальнейшего их перераспределения и расходования на государственные нужды. Данная правовая норма прописана в ст. 57 Конституции РФ 17, и закреплена Постановлением КСРФ от 17 декабря 1996 г. 20-П. В данном постановлении указывается, что налог — это необходимое условие для существования государства, а потому обязанность платить налоги, которая прописана в конституции, должна распространяться на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. На этом основании и действует фискальная функция. Но данная функция не безгранична в своих возможностях. Например, согласно теории профессора экономики Университета Южная Каролина (США) Артура Лаффера, чрезмерное завышение налоговых ставок, в какой-то момент (для каждого налогоплательщика по своему) заставляет его снижать суммы налоговых отчислений. Суммы, превышающие 35-40% процентный показатель налогоплательщик платить не готов. Для визуального представления данной теории, автор вывел параболическую кривую, которая получила название «Кривая Лаффера», рисунок ФНС России URL: (дата обращения 2015 г.) 15 Там же. 16 Там же. 17 Конституция РФ.
17 17 Д- доходы бюджета; Дмакс максимально возможная величина дохода бюджета; Нст налоговая ставка; Нст* — предельная ставка которая дает максимальный доход в бюджет Рисунок 3 Зависимость поступления налогов в бюджет от величины налоговых ставок 18 Суть теории заключается в том, что налогоплательщик старается скрывать финансовые активы, а не инвестировать их с целью дальнейшего извлечения экономических выгод и увеличения налоговых отчислений. График показывает, что доход бюджета (Д), растет только тогда, когда налоговая ставка для налогоплательщика не превышает для него оптимального соотношения между доходностью и налоговым бременем. После чего, с ростом налогового бремени, налоговые отчисления снижаются до 0. Ведь 100% налог, по сути, является изъятием благ. Ни один субъект налогообложения при такой фискальной политике, не будет отражать свои доходы. Из этого А. Лаффер делает вывод, что более низкие ставки налогов, в конечном счете, создают стимулы к деловой активности хозяйствующих субъектов, и накапливанию сбережений, которые впоследствии подлежат инвестициям и т.д. Данная теория имеет как много сторонников, так и противников, и видится из сегодняшней ситуации в налогообложении, что Министерство финансов РФ придерживается классических взглядов при ведении налоговой политики в государстве. Хотя прослеживаются моменты, когда фискальная функция в разумной интерпретации обеспечивает такой уровень налоговых ставок, который население готово принять и не будет оспаривать, как плату за поддержание цивилизованного уклада в обществе. 18 Лавренчук Е. Н. Содержание и форма налогов // Вопросы экономики и права С.125
Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России теория и практика
... налогов в системе согласования интересов субъектов налогообложения. 4.1 Доминантные векторы развития прямого налогообложения в условиях рыночной трансформации экономики России. 4.2 Концептуальные основы формирования налоговой нагрузки субъектов налогообложения ... определены положения выносимые на защиту, приведена структура диссертации. Первая группа проблем Концепция научного познания зависит ...
18 18 В социальную функцию входит поддержание равновесного социального уровня, (прогрессивная система налогообложения), за счет изменения (перераспределения) налоговой нагрузки соизмеримо доходам определенных социальных групп, и перераспределения налогов полученных в результате налогообложения более богатых налогоплательщиков на помощь социально слабым. Так определенно происходит сглаживание социального неравенства в обществе. 19 Регулирование (или стимулирование) за счет налогов государством, происходит, как правило, в определенной отрасли. К подобным налогам можно относить налог НДПИ, лесной, водный налоги и т.п. регулирующая функция здесь заключается в том, что сборы и налоги, изымаемые у плательщиков, направляются на восполнение использованных в данных видах деятельности ресурсов. Или же другие транзакционные платежи государства, в виде дотаций, грантов и т.п. для поддержания бизнеса. Для понимания всей системы налогообложения, представления ее сущности, принципов действий и механизмов, необходимо разобрать терминологию системы налогообложения и ее классификацию. Таблица 1. Таблица 1 Описание используемых в налоговой политике понятий Сущность термина Доходы, из которых выплачиваются налоги Доходы или имущество, которые облагаются налогом Юридическое или физическое лицо плательщик налога Величина налога с единицы объекта налогообложения Освобождение от уплаты налога (полное или частичное) Термин — Источник налогов — Объект налогообложения — Субъект налогообложения — Ставка налогообложения — Льгота налогообложения Ст. 17 НК РФ показывает, что для того чтобы считать налог с юридической точки зрения установленным, то должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся:
- Налоговая база;
- Объект налогообложения;
- Налоговый период; 19 Зябриков В.В.
Лекции по курсу Система налогообложения РФ. СПб г.
19 19 — Ставка налога;
- Порядок исчисления налогов;
— Порядок и сроки уплаты налогов. 20 При отсутствии хотя бы одного из них, закон считается не установленным и обязанность по уплате налога не возникает. Организации в РФ уплачивают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относят налог на имущество и на доходы. В косвенных налогах происходит надбавка на цену продаваемого товара, или надбавка на тариф оказываемой услуги. В косвенных налогах, конечным плательщиком будет являться сам конечный потребитель (покупатель) товаров или услуги, именно на покупателя будет возлагаться максимальное бремя по уплате косвенного налога. Из статистики, представленной на сайте ИФНС, видно что, не смотря на санкционное давление и как следствие кризисные явления в экономике, наблюдается слабый рост в консолидированный бюджет по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, а рост собираемости налогов в федеральный бюджет снизился. Наглядно это отражено в таблице 2. Таблица 2 Поступления налогов по уровням бюджета за январь-август гг 21 Вид бюджета янв.-авг. млрд.руб темп, % Консолидированный бюджет РФ 9258,3 9361,5 100,8 Федеральный бюджет 4677,8 4423,7 94,6 Консолидированный бюджет субъектов РФ 4607,5 4937,8 107,2 Если раскрыть отраженные в таблице суммы и представить детально по видам налогообложения, видно, что налог на прибыль составляет основной процент поступивших в бюджет денежных средств. Следующим по собираемости, является НДФЛ, далее НДПИ. Не малую долю бюджета составляет также и косвенный налог НДС, который показывает стремительные темпы роста. И завершает этот список налог на имущество и акцизы. Рисунок Зябриков В.В. Налоговое планирование. Материалы по курсу. СПб 2015 г. с ФНС URL: / (дата обращения )
20 , , , , , , ,00 500,00 0,00 104,00 107,40 81,80 104,90 125,50 98,00 янв.-авг. млрд. руб 2015 янв.-авг. млрд. руб 2016 темп, % Рисунок 4 Поступление по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январьавгуст гг 22 Таблица 3 (исходные данные для рисунка 4) Поступление по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь август гг Поступление по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за янв.-авг гг. янв.-авг. млрд. руб виды налогов темп, % Налог на прибыль 1 861, ,3 104,0 НДФЛ 1 744, ,9 107,4 НДПИ 2 233, ,4 81,8 НДС 1 621, ,0 104,9 Акцизы 661,8 830,5 125,5 Имущественные налоги 718,5 704,3 98,0 Таким образом, рисунок 4 и таблица 3 наглядно отражают и обобщают аналитические материалы ФНС относительно собираемости налогов в сфере налогообложения, позволяя нам иметь представление о значимости каждого из налогов для формирования бюджета государства. 22 ФНС URL: / (дата обращения )
21 Налог на добавленную стоимость 23 НДС представляет собой налог с той части стоимости проданной продукции, которая была добавлена на каждом этапе движения продукции от момента создания до момента покупки его потребителем. Способ расчета добавленной стоимости (VA) не один 24. Например: можно представить VA, как сумму v-заработной платы и отчислений на заработную плату с m-прибылью, включающую амортизацию основных средств: VA = v + m. Или VA можно представить в виде разности C-материальных затрат от S- стоимости проданных товаров: VA = S — C. Предлагается, взяв за основу обозначенные способы, расчета добавленной стоимости, выделить 4 метода исчисления НДС. Первый метод 25 носит название «прямой аддитивный метод» исчисления НДС. По нему налог рассчитывается применением налоговой ставки к сумме двух составляющих добавленной стоимости прибыли и заработной платы: VAT = R (v + m), VAT (НДС), R (налоговая ставка), v — (ЗП и отчисления), m — (прибыль с учетом амортизации).
Второй метод 26 «косвенный аддитивный», налог определяется как сумма двух налогов: НДС, по заработной плате, НДС по прибыли. Т.е. VAT = Rv + Rm В данном случае, 1-й и в 2-й методы показывают, что необходимо в первую очередь определить прибыль. Поскольку в балансах налогоплательщиков операции по продаже не разделены на виды товарной продукции как того требуют действующие ставки налога, и кроме этого не выделяются по видам товаров закупки, то очевидно полагать, в данном случае применима лишь единая нулевая ставка на VA. Метод 3 27, «метод прямого вычитания», расчет по данному методу производится на основе применения ставки налога к разности между продажной стоимостью и затратами на материалы: VAT = R (S — C), VAT (НДС), R (налоговая ставка), S (стоимость проданных товаров), C (затраты на материалы).
Данный метод, 23 ФНС URL: / (дата обращения ) 24 Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность и механизм определения. // Вестник НГУ С Там же 26 Там же 27 Там же
22 22 так же как 1-й и 2-й будет удобен только для единой ставки, так как показывает применение ставки к показателю, который получен как разность стоимости выпускаемой продукции и затрат. «Зачетный метод по счетам», является 4-ым методом 28 расчета НДС. Или его еще называют «инвойсный» метод НДС. По сути, представляет собой косвенный метод вычитания. НДС рассчитывается как разность от налога, полученного от покупателей продукции, и налога уплаченного поставщикам материалов: VAT = RS — RC. Данный метод позволяет использовать дифференцированную ставку по НДС, также позволяя наиболее полно охватывать товары и использовать более одной ставки по налогу. Для плательщиков представляется очень неудобным рассчитывать VA каждый месяц, по той причине, что покупки и продажи колеблются во времени. Плательщики налога могут иметь большие запасы, которые изменяются в зависимости от сезонных колебаний. Таким образом, как видится автору, на сегодняшний день четвертый метод является наиболее практичным. Именно он получил наибольшее распространение на практике ряде стран и в Российской Федерации в частности. 29 НДС не облагаются следующие виды деятельности: Медицинские услуги и продукции; Операции на экспорт; Услуги в образовательной сфере; Операции обращения с ценными бумагами и средствами платежа; Услуги в культурной сфере; Операции, при которых используется труд инвалидов; Банки и страховые компании; НИОКР и часть других операций. 28 Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность и механизм определения. // Вестник НГУ С Там же.
23 Акцизы Статья 179 Налогового кодекса РФ, определяет субъекты, которые являются плательщиками акцизного налога. К этой категории относят: организации; ИП; Лица, которые признаются плательщиками в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза, которые определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Акцизом облагается определенный перечень товаров, к ним относятся: Спиртосодержащая продукция с долей содержания этилового спирта в общем объеме более 9%; Алкогольная продукция в ассортименте, 30 в том числе напитки с объемной долей этилового спирта в объеме от 0,5% д о 8,6% (15 руб. за 1 л); Продукция табачной промышленности; Легковые автомобили; Мотоциклы мощностью двигателя 150 л.с. (31 руб. за 1 л.с.) Бензин автомобильный; Топливо дизельное; Масла моторные для ДВС; Бензиновые фракции, полученные в результате переработки сырьевых ресурсов (прямогонный бензин); Печное бытовое топливо; Бензол; Параксилол; Ортоксилол; Газ природный; Керосин авиационный. 31 При расчете акцизов организациями ведется раздельный учет налоговой базы по каждому подакцизному товару отдельно, потому как налоговые ставки рассчитаны по 30 Подробный список алкоголя облагаемого акцизным налогом URL: (дата обращения 2016 г.) 31 Там же.
24 24 каждому акцизному товару персонально. Если этого не делать, то будет применена максимальная налоговая ставка и определена налоговая база в совокупности по всей операции с участием подакцизного товара, что для организации повлечет дополнительные расходы. По сути, налоговые ставки по акцизам имеют три вида: твердая ставка; адвалорная ставка (на сайте налоговой службы сообщается, что действующая редакция налогового кодекса не содержит адвалорных (процентных) ставок); комбинированная ставка. Расчет базы налога и ставки по налогу по твердой ставке регламентировано статьями НК РФ. К твердой ставке для наглядности представления можно отнести спиртосодержащую продукцию с долей этилового спирта от 0,5% до 8,6% этилового спирта в объеме. Ставка 15 руб. за 1 литр. При продаже 10 банок напитка с 0,7% содержания этилового спирта по 0,5 л в каждой, даст налоговую базу в 5 л. Образовавшаяся налоговая база умножается на ставку 15 руб. Итого налоговое бремя равно 75 руб., акциза необходимо оплатить в бюджет. Адвалорную ставку и комбинированную ставку можно рассмотреть на примере. В приведенном примере комбинированная ставка согласно описанию ИФНС «исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров». Пример: компания произвела сигареты с фильтром в количестве 1000 шт. по максимальной розничной цене (МРЦ) 60 руб. за пачку. Из расчета 20 сигарет в пачке. Вышло 50 пачек, что составило 5 блоков по 10 пачек. Далее для выявления сумм акциза необходимо произвести расчетную стоимость. Т.е. МРЦ умножим на количество пачек. 50 * 60 = 300 руб.
25 25 рассчитываем сумму акциза по адвалорной налоговой ставке = 8% (по данным ИФНС) * 8% = 240 руб. Далее рассчитывается сумма акциза по твердой ставке. Предположим, что на момент производства сумма твердой ставки была установлена 550 руб. на 1000 шт. Выходит, что по твердой ставке сумма акциза составит 1000/1000*550 = 550 руб. После этого складываются два акциза по адвалорной и твердой ставкам и выходит: =790 руб. После отталкиваясь от текущей даты производства сигарет и принятой минимальной налоговой ставки действующей на данную дату, рассчитывается сумма акциза по минимальной ставке, к примеру, 730 руб. за 1000 шт. Выходит, что исходя из произведенного компанией количества получится 730 руб. сумма акциза по минимальной ставке на произведенные 1000 шт. сигарет. В итоге к уплате принимается сумма акциза имеющего наибольшее значение в нашем примере это 790 руб., которые рассчитаны по комбинированной ставке. В данной работе не представляется возможным отразить все способы исчисления акцизов по всем подакцизным товарам, мы рассмотрели для наглядности и представления той доли в стоимости товаров, которую составляют акцизные налоги. Как и некоторые другие косвенные налоги, акцизы имеют определенные льготы и вычеты, детальное их представление отражено в Налоговом кодексе РФ и на сайте ИФНС В дополнение можно обозначить сроки уплаты акцизов. Это срок уплаты до 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом. Но не для всех товаров, например денатурированный этиловый спирт и прямогонный бензин не позднее 25 числа третьего месяца следующего за истекшим налоговым периодом. 32 По данным ФНС URL: (дата обращения 2016 г.)
26 Налог на прибыль организаций Исчисление налога на прибыль, определение налоговой базы, ставки и всего, что влияет на критерии его формирования регламентировано в главе 25 налогового кодекса РФ. Ставка по налогу на прибыль накладывается на объект налогообложения в организации, который представляет собой разницу, между доходами и расходами организации, в результате чего образуется налоговый оклад, который и подлежит уплате в бюджет. Плательщиками будут являться все юридические лица, с разными формами собственности, в том числе иностранные которые работают на территории РФ и получают доход. Не платят данный налог организации, которые находятся на других системах налогообложения, таких как ЕСХН, УСН, ЕНВД. И отдельно выделяются участники проекта «Сколково». Основанием для уплаты налога может являться только полученный доход, при отсутствии такового и нет оснований к уплате. Доходом признается выручка, полученная по основному указанному в учетной политике организации виду деятельности, а также прочий доход, такие как дивиденды, арендная плата и т.п. Часть из них, обозначенная в ст. 251 НК РФ, освобождается от уплаты налогов. При определении расходов, для расчета полученного дохода, показано, что к расходам можно относить любые расходы, которые будут уменьшать налоговую базу по прибыли, за исключением тех которые не могут уменьшать налоговую базу не при каких обстоятельствах, и они перечислены в ст. 270 НК РФ. Налоговая ставка и порядок распределения долей в составе ее суммы определяются ст. 284 НК. РФ 33. Здесь даются разъяснения, что размер общей налоговой ставки с учетом изменений от г. составит 20%. В их составе 2% будет зачислено в федеральный бюджет, 18% в региональные бюджеты, т.е. бюджеты субъектов РФ. Субъекты вправе понижать данный показатель, но не ниже 13,5%. Так же в ст. 284 перечислены такие ставки как 0%, 9%, 10%, 13%, 15% и 30%. Каждая из ставок предназначена для определённого вида экономической деятельности, учитывает 33 Налоговый кодекс РФ ст. 284 п.1
27 27 уникальные (особые) в каждом из случаев виды (условия) налогоплательщика налога на прибыль. Налоговым и отчетным периодом по налогу на прибыль признается — календарный год. 34 Но при соответствующем уведомлении налоговой инспекции до 31 декабря года предшествующего отчетному, о переходе исходя из фактически полученной прибыли на исчисление авансовых платежей ежемесячно, будет определен отчетный период каждый месяц или в квартал. В зависимости от пожеланий руководства компании. Все тонкости исчисления налогового периода указаны в ст. 286 НК РФ. Ст. 283 НК РФ разъясняет полезные для оптимизации налога на прибыль организации сведения. К примеру, при том, что организация понесла убытки в предшествующем действующему налоговому периоду, она вправе снизить положительную (или ее часть) налоговую базу действующего периода на сумму понесенных в прошлом убытков. Сроки ограничения по времени подобных операций при этом оговариваются 10 лет. В этом параграфе общем виде мы рассмотрели состав и структуру действующего налога на прибыль организаций действующий на территории РФ. Для более подробного понимания данного налога, необходимо предметно рассмотреть любую из оптимизационных схем по нему, постараемся разобрать ее в следующем параграфе Понятие налоговой оптимизации Необходимость внедрения оптимизации налогообложения на предприятиях имеет прямую зависимость от величины налогового бремени компаний. Как только фискальная политика со стороны государства начинает порождать превышающие определенный уровень, налоговые отчисления в бюджет, (свыше половины всех расходов компаний), то у финансового менеджмента этих предприятий, очень резко возрастает потребность в проведении эффективного налогового планирования на предприятии. И финансовый директор, или же иное контролирующее финансовые потоки в компании лицо, уже вынуждены не просто составить графики по отчислению налоговых платежей, а 34 Налоговый кодекс РФ.
28 28 разрабатывать и внедрять решения позволяющие оптимизировать суммы данных фискальных отчислений государству. На этапах аналитики бюджета фирмы и проработки планов движения финансовых потоков, появляется новый пункт, требующий пристального внимания и привлечения не малых ресурсов. Пункт оптимизации налогообложения, принуждает финансовый менеджмент, вести бухгалтерский учет и налоговый, абсолютно раздельно, и существенно искажать финансовый результат, отражаемый в бухгалтерских отчетах и отчетах для демонстрации в налоговые органы. Сознательное занижение налогового бремени и поиск выгод, для компании может являться вдобавок индикатором текущего положения дел в компании. Ведь крупные игроки рынка сосредоточенные на эффективном финансовом результате, и размерах поступлений в бюджет компании средств, мало задумываются о таких мелочах как налоговая выгода. Оптимизация же налогообложения предприятия, это составная часть комплексного процесса, по налоговому планированию на объектах малого и среднего бизнеса. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения не разделимые, взаимодополняющие составные части эффективного финансового менеджмента в компании. Для лучшей управляемости финансовыми потоками и экономии средств и происходит разработка и внедрение эффективного налогового планирования, что и приведёт к оптимизации. Актуальность изучения оптимального распределения налогового бремени на предприятии, проявила себя с новой силой в период возросших негативных явлений в экономике России. Санкции, воздействующие извне на макроэкономику государства и разросшаяся политическая напряженность в мире, неблагоприятно повлияли и на микроэкономические субъекты, домашние хозяйства, компании, предприятия и т.п. Отток капитала из экономики неизбежен в такой ситуации. И без налоговой нагрузки со стороны государства, появляются факторы, которые оказывают существенное угнетающее воздействие на бизнес. Особенно если учесть тот факт, что процесс глобализации давно запущен и ни одна экономика, а тем более развивающаяся не сможет автономно существовать длительное время без торговых взаимоотношений с экономиками других стран. Секторальные санкции постепенно уменьшают прибыль средних и малых компаний. Может не напрямую, но косвенно определенно. Проведение данного
29 29 исследования и попытки систематизации имеющихся сведений помимо прочего стала вновь проявившаяся потребность в проведении эффективного налогового планирования на предприятии, для высвобождения денег и пере инвестирования для увеличения оборачиваемости денежных средств, что так же можно назвать оптимизацией. Определенно экономия позволит выделить дополнительные возможности для повышения эффективности бизнеса. И когда происходит попытка внедрить оптимизированную систему налогообложения, на предприятии, то возникает вопрос, что, в сущности, представляет этот процесс оптимизации? Над формулировкой, как, оказалось, задумывался не один анализирующий этот вопрос, специалист. И никто не претендовал на исчерпывающее определение этого понятия. К примеру, Вылкова Е.С., в своей книге «Налоговое планирование, теория и практика» 35 — проводила анализ определений авторов: Грищенко В.Н., Попова А.И., Демидовой Л.Г., Петрова А.Н., Лопатникова Л.И., Сыроежкина И.М., Гроува Д., Дунаевой В.С., Фоминой Л.Ф., Саате Т., Вещуновой Н.Л., Керне К., и смогла заметить, что по этому определению в литературе мнения единого не нашлось. Но все же автор предлагает объединить их в две группы. В первой группе за основу налогового планирования предлагается взять механизм минимизации налоговых обязательств налогоплательщика. Группа 2 предполагает, что понятие «налоговое планирование» будет основываться на оптимизации налогов. Описанные в книге группы не имеют исчерпывающей характеристики. Сведения, приведенные автором, обширны и охватывают оптимизацию и минимизацию в разных проявлениях, и для их верной интерпретации пришлось систематизировать сведения и привести их общему виду. На основании изученных сведений думается, что можно попытаться привести характерные черты каждого из терминов и представить их в таблице 4. Таблица 4 Характеристика оптимизации и минимизации 36 Минимизация Максимальное уменьшение налоговых выплат. Занижение налоговой базы, путем Оптимизация Достижение оптимальности и четкой пропорциональности во всех аспектах 35 Вылкова Е.С. Налоговое планирование: теория и практика. СПб, С Составлено автором на основе книги автора Вылкова Е.С. Налоговое планирование: теория и практика. СПб, 2014.
30 30 Продолжение таблицы 4 манипуляции ценами на товары, услуги, затраты. Уменьшение ставок по налогам. Раздельный учет товаров, облагаемых по разным ставкам. Использование налоговых льгот ради единственной цели, минимизации налоговых отчислений. На пути к достижению минимальных отчислений порой и переступается грань законности. Основная идея заключается в снижении до минимума, при этом могут не учитываться риски, пренебрежение которыми может привести к разного вида деятельности, в целом. Прорабатывание каждой из сделок и проектов. Постоянное использование льгот и налоговых вычетов Изменение порядка и сроков уплаты налогов. Создание резервов и разработка приказа об учетной и налоговой политике; оптимизация договорных обязательств; специфические оптимизационные методы; Критерий оптимальности достигается при определенной разумности использования того или иного инструмента оптимизации, учитывая риски и угрозы которые может дополнительным нагрузкам, штрафам и т.д. обременяющим повлечь за собой каждый из инструментов. Автор постаралась объяснить, что принципиальным отличием обычной минимизации от оптимизации, является именно разумность действий при нацеленности на результат. В 1-ом случае результатом будет являться — привести компанию к максимально низким отчислениям, при этом может быть нанесен ущерб принципам получения максимальной экономической выгоды. Во 2-ом случае оптимизация будет являться тем же механизмом по снижению налоговых выплат, может даже похожими способами, но нацеленность будет именно на увеличение максимальной прибыли. И динамичный процесс оптимизации будет минимизировать налоговые отчисления без ущерба, или ущемления способности получения максимальной экономической выгоды. Большой экономический словарь Борисова А.Б. раскрывает налоговую оптимизацию как «процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта» 37 Но с подобным суждением в налоговом 37 Вылкова Е.С. Налоговое планирование: теория и практика. СПб, С.30.
31 31 менеджменте некоторые авторы не согласны, и считают, что это понятие больше можно назвать налоговой минимизацией. 38 В книге Дергачева А.А. с Зотиковым Н. З., Кураковым А. Л., указывается, что под налоговой оптимизацией принято понимать «уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов». За основу данного суждения, был принят п.7 ст. 3 НК РФ положения о том, что все неустранимые противоречия, сомнения, и неясности актов законодательства о налогах и сборах разрешаются в интересах налогоплательщика. 39 Волостнов Н.С. и Киселева О.В. объясняют оптимизацию как совместную деятельность бухгалтера, юриста, руководителя; постоянный поиск новых оригинальных решений и налоговых схем организации; систематическое изучение литературы описывающей нововведения, а также опыта схожих по деятельности предприятий. 40 Енц Г.П., формулирует налоговую оптимизацию как разработку некоторых экономических действий, налоговых схем и их документального оформления, направленную на минимизацию налогов в рамках законной деятельности предприятия, т.е. предлагает признать за каждым налогоплательщиком права использования любых законным способов для сокращения своих налоговых обязательств. 41 В определении Постановления Конституционного Суда РФ от г. 9-П, пункт 3. Сообщается: Налоги, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная статьей 57. Конституции Российской Федерации обязанность и, 38 Вылкова Е.С. Налоговое планирование: теория и практика. СПб, С Д Дергачев А.А., Зотиков Н.З., Кураков A.Л. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения. М., С Волостнов Н.С., Киселева О.В. Теоретические основы налогообложения: учебное пособие. Н.Новгород, С Енц Г. П. Налоговое планирование: учебное пособие. Сыктывкар, С. 9.
32 32 следовательно, ответственность за ее неисполнение. В случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа. 42 Суждения перечисленных выше авторов и судебная практика по-своему справедливы, но не однозначны. При анализе упомянутых формулировок видится, что минимизация налогов не должна являться самоцелью для предприятия. Применение ее в налоговом планировании, в конечном счете, увеличивает прибыли предприятия, но какой при этом будет затрачен ресурс на создание схем по минимизации, трудно спрогнозировать наверняка. В большинстве случаев бытует мнение, что неразумно будет пытаться минимизировать налоговое бремя и при этом затратить большое количество средств на обеспечение деятельности выбранной схемы. К примеру, создание оффшорных компаний, перерегистрация при разукрупнении предприятия и т.п., хотя налоговая выгода при такой оптимизации может не перекрывать затраты, на подобные схемы, или же затраты станут равнозначны самой выгоде, примерно 50 на 50. Проводя исследование вопроса оптимизации налогов на предприятии, видится, что организацию, внедряющую у себя методы эффективного налогового планирования, наряду с другими важными аспектами, еще должна интересовать не сама по себе величина тех налогов, что необходимо будет уплатить, а больше эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате этой оптимизации налоговых 42 Конституционный суд РФ постановление от 27 мая 2003 г. N 9-П
33 33 потоков средств. Результативность менеджмента и его решений заключатся не только в поиске дополнительных источников дохода для предприятия, но и в эффективности действий по высвобождению денежных средств от перераспределения денежных потоков в области налоговых расходов и дальнейшие вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов).
Оптимизация всегда основывается на выборе эффективных решений. Не являясь равными по значению понятиями, а скорей взаимодополняющими минимизация и оптимизация преследуют одну и ту же цель снижение налогового бремени налогоплательщиков. В некоторых компаниях минимизацию «образно» трактуют как средство для достижения цели, а оптимизацию уже финансовый менеджмент видит как цель. Цель, эффект от достижения которой, позволяет по критериям оценивать правильность способов снижения фискальных выплат и верность интеграции с расходной политикой предприятия. Подводя итог сведений по изученной литературе и мнений авторов, описывающих налоговое планирование и оптимизацию, можно сделать вывод, что оптимизация налогов компании будет осуществляться в процессе эффективного налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организации. Ведущая роль в оптимизации налоговых отчислений выделяется методам налогового планирования, которые в широком их смысле включают в себя и разработку налоговой политики предприятия, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предлагаемые к применению) налогоплательщикам. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются инструменты минимизации налоговых платежей, использования налоговых льгот и выбора методов налогового учета, применения трансфертного ценообразования, реализации налоговой политики организации и налогового учета и от части, без фанатизма использование пробелов в налоговом законодательстве. Критерий законности также просматривается при анализе данного вопроса. Более всего можно увидеть, что административный ресурс любого предприятия, вынужден сталкиваться с принятием решений, о том проводить оптимизацию в рамках закона, либо полулегально, или же, совсем не законно. Это можно проследить и в
34 34 постановлении конституционного суда и в определениях оптимизации авторов трудов по налоговому планированию приведенных выше по тексту. Руководители подчас бессознательно, а может, и осознано неверно трактуют данные определения или нормы законов. Получается, что компании в итоге приводят налоговый менеджмент к мало законным, или просто не законным схемам, уклонения или ухода от налоговых обязательств. В этом вопросе в некоторых источниках информации по налоговому управлению не разделяют понятия ухода от налогов, минимизации платежей, уклонения от уплаты, и систематического бегства от уплаты налогов. Авторы данного суждения придерживаются мнения, что все выше перечисленное, будет собой являть оптимизацию, вопрос же будет заключаться, в том в какой «цветовой оттенок» будет «окрашена» схема. Для этого предлагается руководству компаний, для себя определиться по какому принципу они готовы действовать. Вернее сказать какую схему они готовы внедрять. И как видится из изученного материала, эта трактовка оптимизации, разделенная на «цветовые» предпочтения также отражает процесс оптимизации наилучшим образом. Критерий моральности, или вернее сказать аморальности при восприятии схемы, при оценке в обществе будет отражать лишь морально психологические качествах самого руководителя предприятия. Придерживаясь обозначенного мнения, выходит что, все термины минимизация, уход, уклонение, бегство и т.п. можно использовать в оптимизационных схемах, но все они должны быть подчинены определенным принципам, от которых лучше решительно не отступать. И для таких компании при выборе оптимизационных методов имеет значение оценочный критерий подхода к выбору критерий «цвета». «Белая» оптимизация, «серая» оптимизация, «черная» оптимизация. В зависимости от морально-этических взглядов финансового руководства и психологического фона финансового менеджмента предприятия и останавливается выбор на той, или иной схеме. Далее, как показывает практика, если фин. менеджмент склоняется к серым и черным схемам, то в компании резко повышаются налоговые риски. Инспекции федеральных налоговых органов хоть и вынуждены будут трактовать не точности определения в законных нормативных актах в пользу налогоплательщика, все же не упустят возможности привлечь к ответственности не добросовестных налогоплательщиков и тогда компании ждут многочисленные судебные процессы и
35 35 доначисления налогов. Тем более уже есть значительная арбитражная практика затрагивающая данные вопросы. Спокойствие административного ресурса компании при внедрении «серых» и «черных» схем не ставится в приоритет и оптимизация налогового бремени достигается за счет повышения налоговых рисков. Не однозначно, со стороны налоговой инспекции и налогоплательщика трактуются термины ухода и уклонения от уплаты налогов. Одной из форм нарушения налогового законодательства является уклонение от уплаты налогов, и уход от налогов. «Беспощадная» фискальная политика государства заставляет малый средний бизнес переступать черту дозволенного, при этом какими морально-этическими нормами можно пренебречь решает руководитель сам. Финансовый менеджмент всегда делает выбор между спокойствием, или же экономической выгодой. Не забывать об ответственности финансовому менеджменту помогают Уголовный кодекс и Налоговый кодекс. Более эффективное налоговое планирование, например как показано в учебнике «Налоговый менеджмент, продвинутый курс» 43 строится в совместной деятельности финансового директора, главного бухгалтера, юриста, и руководителя предприятия. Юридическая поддержка в качественной оптимизации играет важнейшую роль, позволяет не уходить в сторону от норм законности и принципов выстраивания оптимизации на предприятии. Более того юридическая составляющая привносит весомый вклад в общий результат, без нее нельзя построить и принципов по которым оптимизация проводится. Одной из ключевых норм закона, с которой работает юридический отдел, при эффективном налоговом планировании, является Статья 199, УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — наказывается Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговый Менеджмент: продвинутый курс. М., 2014 г. 44 Уголовный кодекс Российской Федерации от N 63-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с )
36 36 Юристам компаний, формирующим основные принципы оптимизации, с уклонением от уплаты налогов позволяет разобраться УК РФ. Уход от налогов, понятие более размытое. Оно включает в себя, попытки не платить налоги очевидным, явным способом, чтобы, не попасть под формулировку действующего законодательства. В разных источниках описываются схемы, как лучше уйти от исполнения возложенных на предприятие как на налогового агента ИФНС функций по начислению и отчислению налоговых платежей в государственный бюджет. Отдельными представителями юридического сообщества прорабатываются схемы берущие за основу пробелы в законодательстве, и используя их в свою пользу, для достижения максимальной прибыли. В литературе встречается, что формулировку «уход от налогов» рассматривают исключительно в одном каком-то периоде, например за квартал, или полугодие. Это может быть обусловлено временными трудностями, которые испытывает предприятие, в связи с факторами, действующими на его экономические показатели извне. Поэтому уход от уплаты налогов чаще всего представляет единовременный характер этой операции. Бегство от налогов совсем другое дело. Это систематический, планомерный, размеренный, хорошо спланированный и действенный механизм снижения налогового бремени и попытки снижения рисков налогового бремени в долгосрочном периоде. Бегство от уплаты налогов, несомненно, можно отнести к черным схемам налогового планирования и оптимизации. К примеру, для наглядности и лучшего понимания можно привести следующую схему. Руководство компании, как бы в «интересах работников», издает приказ о сокращённой рабочей неделе, и (по факту работники трудятся те же 40 часов в неделю) тем самым занижает налоговую базу по оплате труда. Меньше поработал, меньше заработал, меньше подоходный налог и отчисления. Налицо уход от налогов. Высвобождение денежных средств. Этот способ однократно можно считать «серой» схемой ухода от налогов. А если это происходит каждые полгода, то это уже, несомненно, «бегство», перерастающее в «черную» схему. А с точки зрения привлечения к ответственности налоговой инспекцией работодателя по этой операции практически не возможно. Найти состав преступления и подвести под статью представляется практически не возможным. Работник не станет раскрывать, в случае внезапной проверки тот факт, что он на самом деле работает всю неделю, а не три дня. Понимание для работника тех
37 37 фактов, что он так же будет получить свою заработную плату, пусть и в «конверте», оставит за собой право работать именно в этой организации, в комфортных условиях, не желая пополнить количество безработных. Кризис в экономике и сокращения на многих предприятиях мотивируют работника закрывать глаза на незаконность подобных действий, и нарушение его прав, так как происходит занижение по сути и пенсионных накоплений. Начальное потребление, вне зависимости от того получает работник доход, или нет, по-прежнему будет иметь место, это наглядно можно увидеть на графике рисунок 5. Рисунок 5 Функция зависимости потребления от дохода домашним хозяйством 45 А если еще работник обременен долговыми обязательствами, (ипотека, потребительский кредит), то перевес будет в сторону, сохранить рабочее место и заработную плату. Огромную роль в этом вопросе играет сама политика государства. Не эффективность распределения налоговых поступлений в бюджет государства, не прозрачность распределения бюджетных средств, в ряде случаев не качественный 45 Широкорад Л.Д. Лекционный материал по макроэкономике. СПб, 2014.
38 38 административный ресурс, подстегивает и порождает разного вида «серые» и «черные» схемы по уходу от налогообложения. Причин, из-за которых происходит уход (уклонение) от налогов несколько. Конкретику в этом вопросе вводит к.э.н. Зябриков В.В. в своей работе «Налоговое планирование» материалы по курсу. В своей работе автор указывает, что они (причины уклонения от уплаты налогов) разделены на некоторые группы. К первой группе автор относит моральные причины, возникшие из-за «обид» в связи с несправедливостью законодательства, а также из-за налоговой перегруженности добросовестных налогоплательщиков в пользу приближенных к власти субъектов, (предпринимателей) в 90-х годах. Тем самым приведшие к утрате доверия к налоговой системе страны. 46 И вдобавок отсутствие стабильности в налоговом законодательстве в целом. Ко второй группе автор предлагает относить причины, имеющие экономический характер происхождения. Т.е. попытки компенсировать дефицит бюджета государством гнетущей налоговой политикой за счет повышения налогового бремени для предпринимателей и организаций, приводит в действие механизм мотивации предпринимателя по уклонению от уплаты налогов. Возможно, с единственной целью, сохранить экономическую стабильность своей организации. К третьей группе относятся юридические причины. В общем виде, это не ясность для предпринимателя и организаций трактовки применительно к их виду деятельности законов. Не прозрачность налогового администрирования. Вследствие чего появляется негодование у предпринимателя к подобного рода «запутанным», «не ясным» законам и как следствие уклонение от их уплаты. Причины внедрения оптимизационных схем, понятны и ясны, их можно проследить в СМИ в литературе по налоговому планированию, но принципы, на которых будет строиться, любая оптимизация налогообложения на предприятии, требуют отдельного внимания, об этом и пойдет далее речь. 46 Зябриков В.В. Налоговое планирование. Материалы по курсу СПб С.7.
39 Методы и принципы налоговой оптимизации Базой для проведения эффективного планирования налогов и как следствие оптимизации на предприятии будут являться определенные принципы и методы, основы которых диктуются спецификой экономического положения в стране. Финансовый менеджмент компаний, в который в идеале входят руководитель, главный бухгалтер, финансовый директор, юрист, формируют налоговый бюджет предприятия, составляют учетную политику по налогам и сборам и готовят графики отчислений налогов и придерживаются некоторых ориентиров, правил, и рекомендаций. Эффективный выбор оптимальных решений впоследствии показывает максимальную налоговую выгоду. В основе данных решений лежит правильное начисление налогов, а предварительно и грамотное определение налогооблагаемой базы, а также своевременность отчисления фискальных платежей в бюджет государства. Не отступления от норм законодательства, минимизация рисков, не использование неэффективных, сомнительных схем, все эти факторы в итоге ложатся в основу принципов по внедрению оптимизации на предприятии. Принципы оптимизации дают четкое представление о том, что можно и нужно учитывать, а методы ее проведения дополняют систему этих представления. Основной объединяющей все методы особенность должна являться — законность метода, что позволит снизить налоговые и прочие риски, подрывающие экономическую безопасность на предприятии. Методов, как и принципов оптимизации, превеликое множество, некоторые охарактеризованы и представлены ниже. Методы оптимизации 47 : 1.Как при использовании принципов, так и при внедрении в привычную систему налоговых отчислений конкретного метода минимизации налогового бремени необходимо обращать внимание на рациональность применения соответствующего инструмента, на основе чего и строится метод замены. К примеру, при неизменности сущности экономической операции для предприятия, происходит замена одного способа правоотношений (режима налогообложения) с налоговой инспекцией, на другой более эффективный, с менее существенным налоговым бременем. Поэтому актуальность 47 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения URL: (дата обращения 2015 г.)
40 40 данного метода не теряется в общем числе методов, применяемость его на практике ведется повсеместно. 2.Метод, под которым понимается разделение, или разукрупнение правоотношений с целью перераспределение налоговых обязательств, с одной крупной формы, которая в принципе способна существовать самостоятельно, в более мелкие хозяйственные операции. Опять же, без ущерба основному виду деятельности. Без ущерба экономическому эффекту, который прежде, до разделения достигался от этого действия. Нагляднее всего понять этот метод возможно на примере. Обычный договор купли-продажи имущества, можно разукрупнить, разделить, на договор по оказанию консультационных (информационных) услуг и договор купли-продажи. Суть, же подобного действия в том, что при получении вознаграждения за договор оказания услуг, вся сумма его может быть отнесена на себестоимость продукции. И этим самым действием уменьшается стоимость имущества, и соответственно налог на имущество. Так как расходы списываются единовременно в части услуг, а не в течении нескольких лет, как при амортизации. 3.Метод коротких денег, или отсрочки, заключается в том, что при правильном оформлении первичных документов, можно не выводить подлежащие уплате суммы из оборота на время, разумеется, до следующего налогового периода. Отсюда и второе название «коротких денег», все, что удастся сэкономить в текущем периоде, грамотно перераспределяется и пускается в оборот, с целью получения максимальной экономической выгоды, для предприятия. Как известно ценность денег в текущем периоде намного выше, чем в будущем. Данный метод возможен, по той причине, что срок уплаты налогов за объект налогообложения будет тесно связан именно с датой возникновения правоотношений по этому объекту. 4.Метод сокращения объекта налогообложения. Заключается в преднамеренном занижении стоимости имущества, речь идет о рыночной стоимости. Согласно данному методу необходимо сформировать отчет о переоценке, для налога на имущество. Или же если действовать по «белой» схеме, то реально сократить объект имущества, если того позволяет ситуация, без ущерба для ведения деятельности.
41 41 5.Нельзя не сказать о методе перераспределения ответственности за крупные налоговые отчисления. Другими словами делегирование полномочий по ведению налогового учета другой созданной организации. Полномочия закрепляются в учетной политике. Этот метод набирает все больше сторонников в периоды, когда у бизнеса, нет доверия к административному государственному ресурсу, а политика по налогам и сборам меняется, так часто, что порой финансовый менеджмент не способен уследить за этими переменами. Были рассмотрены методы, используемые в практической деятельности некоторых компаний. Видится, что они не претендуют на звание безупречно «белая» оптимизация, но позволяют найти компромисс в данном вопросе, не касаясь состояний критических. Важно отметить, что все методы реализуются в условиях полной конфиденциальности, так как разглашение может иметь негативные последствия:
- во-первых, общество негативно относится к действиям направленным на уменьшение налогов;
- во-вторых, повышается вероятность того что, примененный метод оптимизации будет принят на вооружение другими организациями и тогда не минуемо массовое распространение, что впоследствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства;
— в-третьих, неосторожное высказывание одного из сотрудников предприятия налогоплательщика по поводу удачного обхода налогов может стать источником оперативной информации ИФНС. В дополнение, учитывают, что многочисленное проведение однотипных операций, результатом которых выступает налоговая экономия, активно увеличивает риск усиленного контроля налоговых органов. И при выявлении расхождении с законодательством инспектирующие налоговые органы в данном случае оспаривают результаты операций или их реальную направленность. Главным критерием оценки методов, является направленность действие. А именно направленность на дальнейшее извлечение экономической выгоды. Для руководителей предприятий должно быть правилом, что строить методы оптимизации налоговой нагрузки нельзя исключительно на оценочном суждении зарубежного опыта планирования и налоговой оптимизации, или же только на пробелах, выявленных в законодательстве. Ни в одном не
42 42 в другом случае не рекомендуется забывать о том, что любой опыт зарубежных компаний полезно рассматривать будет только исключительно в качестве информации для анализа. А пробелы в законодательстве неустанно «закрашиваются» арбитражной практикой. Поэтому при поиске оптимальных методов эталонное рассмотрение зарубежного опыта или опыта сторонних предприятий и принятие к действию не допускается. Адаптивность к российской экономической системе в первом случае будет минимальна. А во втором специфика бизнеса может кардинально отличаться, хотя с виду может казаться, что все идентично эталону. Наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация предприятия приносит при использовании всех методов в комплексе, т.е. использование всего многообразия способов минимизации налогов и тогда получится: «Лучше понемногу много, чем много ничего». Внедряемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более персонифицированными, и все они подчинены основным принципам, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора метода или объединения всех методов для достижения цели. Обобщая вышесказанное можно выделить что, рассматриваемые схемы, методы, должны подчиняться одному правилу, чтобы считаться «белой» и не менять своего «оттенка». Как видится автору, оно состоит в том, что снижение налоговых платежей путем вывода их из налогового бремени должно сопровождаться благой для компании целью это достижение деловой цели или с целью получения дохода в будущем периоде. В литературе по налоговому планированию и менеджменту приводится необъятное количество принципов оптимизации, и применяемость их зависит исключительно от сферы деятельности предприятия, или отрасли права под которое они попадают, режима налогообложения которое было избрано в учетной и налоговой политике на предприятии и т.д. К примеру, в продвинутом курсе «Налогового менеджмента» предлагается выделить общие принципы и специальные Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговый Менеджмент: продвинутый курс. М., 2014 г. глава Принципы и этапы корпоративного налогового менеджмента.
43 43 На рисунке 6 представлен общий вид принципов, которые, по мнению авторов, учитываются в налоговом планировании. Рисунок 6 Общие и специальные принципы налогового планирования 49 В разных информационных источниках по планированию налогообложения на предприятии, описываются множество принципов, и, исходя из этого, не удается выделить оригинальный и всеохватывающий набор. Многие из предлагаемых принципов довольно похожи. Наиболее подробным, но не исчерпывающим думается, является описание принципов в приведенной на рисунке 6. В ней не случайно разделение на общие и специальные принципы. Под общими принципами, в данном случае авторы понимают, возможность применить их в любой из систем планирования. Специальные, напротив, несут специфическую «нагрузку» планирования налогов на предприятии. Принципа системности подразумевает рассмотрение и внедрение оптимизационного налогового планирования, как составную часть комплексной системы планирования внутри предприятия, в которое входят планирование производственных процессов, снабжения, сбыта, бюджетирование, другая финансово-экономическая 49 Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговый менеджмент: продвинутый курс. М., С.455.