Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Реферат
по дисциплине «Прогнозирование и планирование в экономике»
на тему: 1. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.
2. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
Выполнил
Студент гр. 312326 М.Л. Березень
Проверил
Преподаватель А.Б. Бахмат
Минск, 2009
План реферата:
I. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.
II. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов:
1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.
2. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природной среды.
3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и природопользования.
I
.Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.
Планирование представляет собой систему мер (принципов и методов), направленных на достижение вышеуказанных соотношений в экономической деятельности фирм. Это сознательная деятельность, направленная на реализацию текущих и стратегических задач фирмы путем определения параметров экономического развития с учетом имеющихся ресурсов и потребности в продукции и услугах.).
Планирование основано на следующих принципах:
1) выделение приоритетов в экономике, ведущих задач и звеньев;
2) непрерывность, т.е. сочетание в планировании текущих и перспективных стратегических задач;
3) научная и ресурсная обоснованность показателей и параметров экономического развития;
4) директивность планов (сохраняется на государственных предприятиях, в рыночной экономике планы носят управленческо-рекомендательный характер).
Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ...
... привлечения ресурсов. Определены условия, ограничивающие возможность привлечения экономических ресурсов для развития промышленного производства, имеющие природу экономического риска и связанные с условиями обслуживания долговых обязательств вне зависимости от эффективности деятельности предприятия и ...
Таким образом планирование служит основой для принятия решений в управлении предприятием. Его назначение состоит в выработке целей и задач производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для того, чтобы цели и задачи были реальными, т.е. адекватными внутренней и внешней среде функционирования предприятия, необходимо при их постановке заглядывать в будущее, предвосхищать планируемый результат. Эту функцию в планировании выполняет прогнозирование.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производственно – хозяйственной деятельности, а также отыскание решений, которые обеспечивают развитие планируемых процессов в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.
Прогнозирование применяется как на макроуровне, где объектами могут быть показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость, качество жизни населения, так и на микроуровне. Рассмотрим прогнозирование на микроуровне.
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
На микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) – объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.
Каждое промышленное предприятие в рыночных условиях должно стремиться снижать издержки производства и создавать принципиально новые изделия с более высокими потребительскими характеристиками, т.е. конкуренто-способную продукцию.
Субъектами прогнозирования и планирования являются планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Планы-прогнозы разрабатывают как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.
Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы.
При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.
При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров.
Прогнозы всегда носят вероятный характер и разрабатываются с использованием экономико – математических моделей.
Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого ...
... практики является Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого бизнеса на примере ООО «Архоблстрой» , находящийся по адресу: 163002, г.Архангельск, ул. Касаткиной, д.13., основной вид деятельности которого является строительство зданий и сооружений. Технико-экономическая характеристика ООО ... определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовое положение предприятия считается ...
Для использования экономико-математических методов в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.).
Этот процесс называется составлением модели.
Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Процесс моделирования заключается в построении моделей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.
Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения на данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты. Но, следует заметить, что экономико-математические методы целесообразней применять для проведения макроэкономических расчетов, в то время как для планирования и прогнозирования на микроуровне лучше использовать систему методов: экспертные оценки, факторные модели, модели оптимизации, нормативный метод.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов, которым стала придаваться особая значимость при переходе к рыночным отношениям. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать перспективы и проверить идеи на реальность. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без бизнес-плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие.
Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам бизнес-план нужен для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.
Руководству предприятия бизнес-план помогает разобраться в перспективах своего бизнеса, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.
Бизнес-план — документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дается четкое представление о том, каким образом руководство данной компании намерено использовать эти возможности.
Толчком к созданию нового предприятия или расширению (реконструкции) существующего могут послужить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; освоение других видов деятельности.
Роль бизнес-плана в деятельности фирмы
... понятию бизнес - план и исследовать его характерные черты; рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии; исследовать структуру и этапы бизнес – плана Предметом контрольной работы является бизнес - планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятия. Бизнес - план Бизнес - план необходим: для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия; ...
В любом из перечисленных случаев необходимо составление бизнес-плана, который призван дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта.
Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов.
На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования, применяемых в практике, с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта.
Прогнозирование будущего развития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.
Особая значимость должна придаваться прогнозированию спроса на продукцию (услуги), издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследования внутреннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластичности спроса.
Бизнес-план включает не только конкретные расчеты, но и качественные характеристики, отражаемые в кратком реферате. Здесь же излагается стратегия развития фирмы с учетом соблюдения коммерческой тайны. Реферат предназначен для ознакомления широким кругом лиц.
В условиях рыночной экономики особое значение приобретает идея непрерывного планирования, когда в любой момент у предпринимательской фирмы имеются планы на все виды деятельности с учетом перспективы. Перспективное предвидение, или предсказание развития, фирмы определяется как прогнозное. Если план — это намеченный на определенный период времени порядок хозяйственной деятельности, то прогноз обусловливает «сценарий» перспективного развития фирмы на 5—10 лет и определяет лишь главные цели и наиболее благоприятные варианты развития.
Основными этапами прогнозирования являются:
;
- анализ достигнутого уровня развития и сложившихся тенденций;
; - прогноз состояния внешней экономической среды;
; - разработка возможных целей и стратегии развития на перспективу;
; - разработка конкретных социально-экономических программ и ситуационных планов;
; - проработка финансового обеспечения прогнозных программ и
планов.В прогнозных программах фирмы определяются основные пути достижения рентабельности производства, подбор и расстановка кадров, диверсификация деятельности, проводится взаимоувязка объемов продаж, доходов и ресурсов на перспективу.
Начиная с 70-х гг.
в. в развитых рыночных системах методы планирования и прогнозирования совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый — это экономические кризисы последней четверти в., вынудившие экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.
СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ …
... - установлены стратегии развития рынков доступного жилья в регионах России с учетом состояния социально-экономических систем; - выявлена совокупность основных факторов и механизмов развития институциональной сферы обеспечения развития региональных рынков доступного жилья во всех ...
В настоящее время для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. В мировой практике наибольшее распространение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, разработанная специалистами Организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные продукты COMFAR, PROJEKT EXPERT и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности.
Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы:
1. Цели и задачи предпринимательской деятельности.
2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.
3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю.
4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.
5. План (программа) действий и организационные меры.
6. Ресурсное обеспечение сделки.
7. Эффективность сделки (проекта).
Приведем примерную структуру бизнес-плана:
I. Резюме
1. Описание предприятия.
1.1. Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, юридический статус, фамилия, имя, отчество руководителя предприятия.
1.2. Основные направления и цели деятельности предприятия;
1.3. История создания, развития и современное состояние предприятия;
1.4. Достижения и неудачи предприятия.
2. Продукция и услуги.
2.1. Описание продукции и область ее применения, отличительные качества или уникальность продукции;
2.2. Лицензии, патентные права.
3. План маркетинга.
3.1. Оценка потенциальных покупателей и потребителей услуг;
3.2. Оценка конкурентов и конкурентной среды;
3.3. Комплексные исследования рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля продукции предприятия на рынке, особые характеристики рынка);