Местные бюджеты и их роль в развитии региона на примере Акжарского района

Дипломная работа
Содержание скрыть

Актуальность дипломной работы

Функционирование местного бюджета связано с формированием централизованного фонда денежных средств региона, которое происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов местного бюджета. Это специфические формы функционирования самого местного бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения. Доходы и расходы – категории отдельного (особенного) по отношению к более общей категории – местному бюджету. Обе категории объективны, как и сам местный бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают регион необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с региональными потребностями …

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

1.1 Понятие и функции местного бюджета

Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук­ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

12 стр., 5535 слов

Местный бюджет и его роль в решении социально-экономических задач ...

... третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций), формирование доходов и расходов местных бюджетов строго регламентируется законодательством Российской Федерации, от эффективности формирования доходной расходной части местных бюджетов зависит решение экономических и социальных проблем на местах, способность ...

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

— формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти; …

1.2 Структура и основные принципы построения бюджетной системы Республики Казахстан

Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношение звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Принципы формирования бюджетов и взаимоотношения между уровнями бюджетной системы, взаимоотношения бюджетов с юридическими и физическими лицами по уплате налогов, другими платежами и бюджетными ассигнованиями определяются различными законодательствами, нормативными актами и инструктивно-методическими материалами, регулирующими механизм функционирования бюджетной системы. Основными компонентами этого механизма являются:

  • анализ и прогноз макроэкономической ситуации в республике, областях и районах;
  • прогноз доходов и расходов бюджетов;
  • распределение доходов и расходов между бюджетами;
  • определение доходов и расходов бюджетов;
  • регулирование доходов бюджетов;

1.3 Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

Местный бюджет как совокупность экономическо-социальных отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек местного управления. Таким образом, существование местного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства [10].

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования …

26 стр., 12823 слов

Бухгалтерский учет и организация финансов в бюджетном учреждении ...

... рыночной экономики и усиление интеграции в мировую экономическую систему требуют серьезной перестройки бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а именно структуры правил учета операций с бюджетными средствами. Переход к новой методике государственного учета обусловлен ...

2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АКЖАРСКОГО РАЙОНА

2.1 Роль местного бюджета Акжарского района на социальное развитие региона

Развитие социальной сферы является важным элементом функций социальной политики. Состояние социальной сферы это важный показатель экономического и нравственного состояния государства и народа. Особую актуальность приобретает развитие социальной сферы в условиях экономического развития общества, правильное распределение бюджетных средств на социальные нужды.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории — бюджета — представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические и социальные отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям …

2.2 Роль местного бюджета Акжарского района на экономическое развитие региона

Сложной остается ситуации на селе по уровню доступности базовых социальных услуг ухудшилось содержание внутрихозяйственных дорог коммуникаций, миграция населения. Среди этого актуализируется проблема сельского перенаселения и обеспечения достойных условий жизнедеятельности сельского населения. Эта проблема еще больше усугубляется нерациональными схемами расселения сохранившимися с прошлых времен. В связи с этим реализация предусмотренных в программе мер будет способствовать эффективному развитию сельских территорий, формированию оптимальных схем сельского расселения.

Анализ итогов аграрного сектора района за последние годы свидетельствует, что в результате системной работы, проведенной с учетом научных рекомендации, опыта и передовой практики в аграрной сфере наблюдаются позитивные тенденции (см. Приложение 2).

За истекший год сельское хозяйство получило мощную государственную поддержку, что обеспечило улучшение культуры земледелия, развития животноводства и техническое обновление отрасли.

В структуре экономики района на долю аграрного сектора приходится 94% валового продукта …

2.3 Анализ поступления в местные бюджеты Республики Казахстан в 2004-2007 гг

Анализ структуры доходов местных бюджетов показывает, что наблюдается постоянное падение доли доходов в общих поступлениях с 86,4% 2004 году до 64,3% в 2007 году (2005 г. — 78,3%, 2006 г. — 73,1%).

Падает и доля налоговых поступлений с 81,8% в 2004 году до 60,7% в 2007 году (2005 г. — 76,3%, 2006 г. — 70,7%).

При этом существенно выросла доля официальных трансфертов с 12,2% в 2004 г. до 34,3% в 2007 г. Общий объем поступлений в местные бюджеты в 2007 году составил 609,4 млрд. тенге, из которых 209 млрд. тенге составили официальные трансферты. В разрезе областей доля официальных трансфертов варьирует в пределах от 63,9% в бюджете Жамбылской области до 3,8% в бюджете Мангистауской области …

3 стр., 1236 слов

Совершенствование стратегии социально-экономического развития ...

... 1.2. Малый город как особый субъект муниципального образования и система социально-экономических отношений С развитием в России местного самоуправления усиливается интерес к различным аспектам функционирования муниципальных образований. В связи с этим, по ...

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

3.1 Совершенствование и развитие системы контроля за исполнением местных бюджетов

Комплексный подход решения вопросов развития системы контроля за исполнением местных бюджетов, совершенствования ее в соответствии с международными правилами должен сочетаться с использованием накопленного отечественного опыта с учетом деятельности государственных органов различного уровня и сохранением тех методов, инструментов и методологических решений, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.

В Казахстане пока нет устоявшегося финансового и бюджетного законодательства. К тому же существующие методические разработки других контрольно — ревизионных органов не могут быть полностью восприняты ревизионными комиссиями маслихатов в силу особой специфики их задач и функций. Поэтому вопрос о разработке адекватных методик и процедур проведения ревизионными комиссиями маслихатов и государственными органами, уполномоченными Правительством Республики Казахстан, аналитических и контрольных мероприятий стоит очень остро и он должен быть решен в ближайшее время, в том числе через нормы соответствующего закона.

В таких условиях в работе ревизионных комиссий маслихатов важнейшими приоритетами становятся требования для всех пользователей средств местных бюджетов соблюдения финансовой дисциплины, поиск изъянов в нормативных правовых актах, благодаря которым утекают государственные ресурсы. В последнем заключается особый смысл реализации критерия законности. Ревизионные комиссии маслихатов в силу своего статуса могут реализовать это с наибольшей эффективностью. Дело в том, что уполномоченные Правительством Республики Казахстан органы осуществляют контрольные мероприятия исключительно в рамках действующих нормативных правовых актов. Их интересует уставная и противоуставная деятельность, а та, которая и осуществляется в законодательных «дырах», остается за гранью контроля, что должно быть исключено …

3.2 Повышение эффективности отдела экономики и бюджетного планирования

Потребность в автоматизации местного бюджета вызвана объективными причинами. Только компьютер может обеспечить обработку всей информации в требуемые интервалы времени, а, следовательно, качество и своевременность управленческих решений. Любой работник бюджетной сферы ощущает последствия «информационного» взрыва в управлении. В серьезную, а иногда неразрешимую проблему превратился процесс получе­ния, хранения и поиска необходимой информации. А если учесть, что инфор­мационные процессы составляют по трудоемкости около 70% в структуре дея­тельности персонала, то станет ясным необходимость авто­матизации обработки информации. В настоящее время для повышения эффек­тивности применения компьютеров сделан поворот в сторону применения персональных компьютеров. Наметились два подхода к созданию и примене­нию автоматизированных рабочих мест (АРМ) на персональном уровне. Один из них основан на концепции так называемого ресурсного подхода и предназ­начен для управления непосредственно в производственной сфере (рабочее место экономиста, плановика, бухгалтера и т. п.) Второй базируется в основ­ном на применении персональной компьютеризации в сфере организационно­го управления с преобладанием административно-хозяйственных функций пользования. К принципиальным преимуществам персональных компьютеров (ПК) следует отнести:

12 стр., 5718 слов

Использование полей и закладок для оформления и автоматизации ...

... всего, нужно отметить несколько типов полей,использование которых по большей части характерно для экономических документов:кассовые чеки, накладные, различные виды форм, формуляров и т.д.: <span Arial",«sans- ... значения, которые в дальнейшем будет возможно использовать в формулах.Что же касается способа задания закладки, то для этого, прежде всего,необходимо выделить текст, фрагмент текста, ...

1. Небольшие габариты (обычный комплект размещается на половине сто­ла).

2. Высокое быстродействие и значительный объем оперативного запоми­нающего устройства (ОЗУ).

3. Низкая стоимость ПК по сравнению с ранее использовавшимися большими и средними компьютерами …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Местный бюджет является звеном бюджетной системы большинства демократических стран мира. Основная функция местного бюджета – социльно-экономическое развитие региона. Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе¬чения жизнедеятельности населения …

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

45. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. — 1998, № 71 — М., ДиалогБанк.

46. Лаврушин О. И. // Деньги, кредит, банки. М: Финансы и статистика 2000-154с.;

47. Блинова К. В. Журнал // «Экономическое обозрение» – 2005 — № 4 — С 24. 21-30;

48. Бельгибаева К.К. // Финансово-банковская статистика Алматы: Экономика, 2000-201с.;

49. Экономическое развитие РК в 2007 году // Вопросы экономики, 2007, № 3.