Основная часть (выдержка)
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие экономического кризиса. Его причины и показатели
В XVII — XVIII столетиях понятие «кризис» стало использоваться применительно к процессам, происходящим в обществе, начали выделяться военные, политические кризисы. При этом использовалось почти неизмененное значение кризиса, взятое из медицины.
И, наконец, в XIX веке данное понятие перешло в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. Но данное определение не учитывает многих различных схем и стадий развития и функционирования экономики. Поэтому «классическое» определение кризиса было заменено более многозначным понятием «экономический кризис». Борисов А. Б. определяет экономический кризис как «резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственные связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения» [3,с.832–833].
Социально-экономическая система (СЭС) представляет собой множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсов [4].
Примерами социально-экономических систем являются промышленное предприятие, банк, киностудия, театр, государство, монастырь. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы.
К СЭС существующих на макроуровнях относится страна, регион, область, экономика в целом. Разрабатывается единая теоретическая концепция кризисов в указанных СЭС, которая базируется на модели, построенной на основе общесистемных представлений, скорректированных с учетом особенностей рассматриваемых систем.
В различных толковых словарях — экономических, финансовых, социологических, экологических — определения кризиса выводятся из положений базовой теории. Кризис рассматривается как один из ненеизбежных периодов развития экономической системы, когда рост сменяется спадом, чтобы разрешить назревшие в ходе противоречия и дать импульс для нового подъема. Смысл всех определений кризиса заключается в том, что это период в функционировании СЭС, когда развитие идет на спад или развитие находится в периоде стагнации.
Экономические кризисы
... и виды экономических кризисов. Цикличность экономического кризиса экономический кризис мировой цикличность Экономическая наука предоставляет сегодня ряд теорий которые объясняют причины экономических циклов и кризисов. Причины кризиса могут ... банкротств. При этом следует отметить, что степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы ...
В экономической науке вопросы кризисов СЭС и противодействия негативным экономическим факторам рассматриваются в двух научных направлениях, которые развиваются практически независимо друг от друга. В соответствии с классической теорией на макроуровне — уровне мировой экономики и экономик отдельных стран кризис воспринимается как фаза экономического цикла [5].
В условиях глобализации экономических связей кризисы в экономике одной страны могут вызвать цепную реакцию кризисных явлений в других странах. С этой точки зрения можно говорить об определенной синхронизации циклических процессов в разных странах.
Под цикличностью понимается периодичность повторяющихся нарушений равновесия в экономической системе, ведущих к свертыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису.
Дж. М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену тенденции повышения тенденцией понижения, тогда при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности [6,с.10–11].
Указанные нарушения равновесия – это повторяющиеся регулярно, в определенные промежутки времени подъемы и спады экономической и деловой активности при общей тенденции экономики к росту. Таким образом, экономический цикл представляет собой периодические колебания общей экономической активности и состоит из нескольких фаз (см. рис. 1).
[8,с.125]
Рисунок 1 — Фазы экономического цикла
(I – фаза кризиса; II – фаза депрессии; 3 – фаза оживления; 4 – фаза подъема)
Каждая фаза промышленного цикла создает условия и предпосылки, необходимые для перехода к следующей фазе.
Кризис (рецессия) связан с падением величины ВВП, что приводит к сокращению реальной занятости в народном хозяйстве. Увеличивается количество вынужденно безработных. Общественная производительность труда снижается. Закрываются фабрики и заводы. Происходит сжатие совокупного спроса, прежде всего за счет потребительского спроса. Это приводит к росту социальной напряженности в обществе. Возникает угроза для выполнения государством функции обеспечения нормальных условий функционирования экономических субъектов.
Депрессия. Для нее характерна «замораживание» экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса. Производство стоит на месте. Доходы граждан не растут, их покупательная способность остается на низком уровне. Эта фаза носит продолжительный характер, иногда бывает самой длительной по времени. Однако на данной стадии начинается процесс обновления основного капитала в результате определенного роста инвестиций. Сохраняется угроза социальной нестабильности в обществе.
Шпаргалки к госэкзамену по экономике
... эта доля должна увеличиваться. В связи с переходом к рын. экономике доля собств. источников и кредитов банка возрастает, а бюджетное финан ... Если доля последних возрастает, то это может привести к неустойчивости экономики п п, увеличению его зав-ти от банков и др. ... ан-за необх. изучить выпол. плана по формированию ср-в для инвестиц. д-ти в целом и по основным источникам и установить причины ...
Оживление. В результате начала процесса обновления основного капитала происходит медленное возрастание объемов производства ВВП, сначала за счет инвестиционных товаров, а затем, в связи с ростом доходов потребителей. Возникает эффект мультиплицирования совокупного спроса. Занятость растет. Увеличивается общественная производительность труда. Размер ВВП достигает докризисного максимума. Начинается фаза подъема.
На стадии подъема мультипликационный эффект проявляется максимальным образом. Растет производство товаров и услуг. Создаются в большом количестве новые рабочие места. Увеличивается производительность общественного труда. Резко сокращается безработица, фактически до уровня добровольной. Национальная экономика достигает равновесного состояния. ВВП продолжает расти, так как мгновенно прервать мультиплицирование (самовозрастание) совокупного спроса невозможно. Возникает избыточная занятость. Нарушается соответствие между совокупным спросом и реальным ВВП. Происходит затухание темпов экономического роста. Экономика приближается к фазе кризиса (спада ВВП).
Цикл завершился. [15,с.100-110]
Перечисляя причины цикличности капиталистической экономики, нельзя делать упор на какую-то одну из них. Конечно, они не равнозначны, но, тем не менее, природу циклов и кризисов способны объяснить только все вместе. При этом значение той или иной составляющей может оказаться более весомым сегодня, при данном кризисе, в следующий раз на острие циклического развития может оказаться другая причина.
Авторы — «Экономикс» — Стейнлин Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи, дают такое определение: «Когда в экономике происходят нарушения равновесия различной природы — меняется денежная и фискальная политика, появляются новые продукты или новые методы производства, изменяются потребительские предпочтения людей или предпочтения при выборе работы, изменяются цены на нефть и другие виды сырья и т. п., кривые совокупного спроса сдвигаются, а объем производства и цены меняются параллельно с этим сдвигами. Кривая совокупного спроса может сместиться в любой момент из-за изменений в области денежной и фискальной политики или потому, что изменился спрос частного сектора на производимую в экономике продукцию. Изменение цен на нефть и платы за труд также проявляются в виде сдвигов кривой совокупного предложения» [6,с.16–17]. По-нашему мнению, это нарушение равновесия, которое существует между совокупным спросом спросом и совокупным предложением.
Финансовый кризис 2008 года
... Его называют банковским кризисом финансовым кризисом, экономическим кризисом 2008, мировым кризисом, а также кризисом в России. СМИ выплескивает все более и ... кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис ... с последствиями кризиса Россия будет как минимум два года. Из-за кризиса на ...
Таким образом, кризис определятся как крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (страна), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде [1,с.13].
Коллектив авторов книги «Антикризисное управление» под редакцией Г. П. Иванова определяет кризис так: «Процесс неравномерного развития экономики, и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновение значительных спадов производства характеризуются как кризисная ситуация. Кризис следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике»[6,с.18–19].
На основе анализа определений кризиса, мы попытаемся сформулировать определение, экономического кризиса:«Ухудшение состояния устойчивости социально-экономической системы в различные периоды его существования».
Кризисы разнообразны по своей сути, причинам и последствиям. Чтобы более эффективно изучать их, нам необходимо определенным образом систематизировать (классифицировать).
(Рисунок 1)
Рисунок 2 — Классификация видов кризиса
Виды кризисов дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: по месту распространения, по масштабности охвата систем, по существу и составу отношений в СЭС, по непосредственным причинам возникновения.
По местам распространения кризис подразделяется на:
- мировой, (охватывает всю социально-экономическую систему на планетарном уровне);
- национальный (развивается в пределах одной страны);
- региональный (развивается в пределах одного региона);
- локальный (возникает в пределах одной или нескольких социально-экономических подсистем.).
По масштабности охвата систем выделяют:
- микрокризис, представляющий собой обострение одной или нескольких проблем в социально-экономической системе;
- макрокризис, который поражает все стороны, характеристики и аспекты существования и жизнедеятельности системы.
По существу и составу отношений в СЭС можно выделить отдельные группы экономических, социальных, политических, организационных, психологических, системных кризисов.
Экономические кризисы отличаются резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение.
Чеченский кризис
... Зачастую публикуются тенденциозные, пропагандистские материалы, выдаваемые за общественные и точные сведения. В реферате, в силу указанных причин, мы попытаемся избежать авторских оценок, отметив, по - возможности, ... кризис: испытание на государственности. М. 1995 стр. 16 Тем не менее они состоялись. По различным оценкам российской стороны в них было принято 10 - 12 % избирателей. Президентом Чечни ...
Политический кризис — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп. Политические кризисы, как правило, переходят в кризисы экономические и социальные.
Организационные кризисы связаны с тем, что в организационном устройстве социально-экономической системы могут обостряться отношения, связанные со структурным построением, разделением и интеграцией деятельности, распределением функций, регламентацией деятельности подразделений, административных единиц, регионов, филиалов, дочерних фирм, представительств.
Психологические кризисы наиболее ярко проявляются в периоды больших перемен в обществе, в условиях нестабильности и падения уровня жизни людей. Самым непосредственным образом с ними связаны социальные и демографические кризисы.
Особое место в данной группе занимает системный кризис. Он означает, что основные компоненты социально-экономической системы — технические, экономические, социальные, политические, организационно-правовые отношения и институты пришли в такое взаимное несоответствие, разбалансированность, что для их преодоления необходимо осуществить качественные изменения сущности системы.
По непосредственным причинам возникновения выделяют природные и экологические кризисы. Природные кризисы вызваны климатическими, географическими условиями жизни и деятельности человека. Экологические кризисы возникают в результате нерациональной деятельности человека: загрязнения окружающей среды, пренебрежения требованиями законов природного равновесия.
Таким образом, данный подход позволяет систематизировать многообразие кризисов возникающих на различных уровнях, по разным причинам и показывает их взаимосвязь друг с другом.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Таким образом, в понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.[2,с.17]
Организация судопроизводства в городском суде Гомеля
... по уголовным и гражданским делам и других) (Приложение 1-3), правильным и своевременным составлением статистических отчетов; учет и регистрация поступающих в суд ... суды». Суды в Республике Беларусь призваны защищать от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические ... Во время прохождения практики изучил ведение ...
Рисунок 3 — Причины экономических кризисов
Таким образом, кризис определятся как крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (страна), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Из выше сказанного можно выделить следующие основные причины нарушения равновесия экономического развития:
1. Противоречие между производством и потреблением. Капитал стремится к безграничному расширению, чему способствует конкуренция, предпринимательская инициатива, введение в производство новых технологий, снижение издержек на производство единицы товара, в целом – рост производительности труда. Все эти факторы в совместном, увязанном действии имеют кумулятивный эффект в расширении производства. Потребление тоже расширяется, возрастает, и достаточно интенсивно, однако его рост совершенно объективно отстает от роста производства, а в итоге наступает момент, когда масса производственных продуктов не поглощается потреблением. Отсюда образуется перепроизводство товаров.
2. Противоречие между жесткой организацией производства на отдельных капиталистических предприятиях и нерегулируемым, стихийным действием рыночной системы в целом.
3. Физический срок службы основного капитала. Каждые 7-8 лет основной капитал обновляется. Технический прогресс неостановим, постоянен. Следовательно, в указанные сроки основной капитал физически, а особенно морально, устаревает, и его необходимо заменять. Замена средств производства как раз и совпадает с фазой оживления в производстве. Именно эта причина – периодическое обновление капитала – и задает временный параметр экономического цикла.
4. Разность во времени кругооборотов капиталов в разных отраслях и взаимосвязь этих кругооборотов. Часто эффективный кругооборот капитала в одной отрасли служит предпосылкой и условием осуществления кругооборота в другой отрасли. Следовательно, заминка в кругообороте одного капитала или его остановка автоматически означает возникновение кризисной ситуации для другого капитала, в другой отрасли.
5. Продажа товаров и услуг в кредит. По определенным причинам массовые неплатежи могут с большой вероятностью спровоцировать экономический кризис.
6. Рост военных расходов: милитаризация экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка. Особенно пагубно милитаризация влияет на экономику как стимулятор инфляции, обесценивающей все денежные накопления населения, следовательно, уменьшающей капитальные вложения в экономику.
Конституционный суд Российской Федерации и правовая защита конституционного ...
... политические, социальные, экономические и моральные ценности общества, основываясь на Конституции. Для этих целей государство создает специальные органы конституционного контроля, а именно Конституционный Суд Российской Федерации. Реализация основ конституционного строя не осуществлена ...
1.2 Роль государства в процессе всемирного экономического кризиса
В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.
Такие меры можно разделить на две группы: [10,с.100]
- финансовая поддержка;
- особое администрирование.
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно — значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.
Основные формы финансовой поддержки: [10,с.101]
- целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
- субсидирование процентной ставки по кредиту;
- предоставление гарантий по кредиту;
- налоговые льготы;
- налоговый кредит.
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах: [10,с.102]
- введение дополнительных форм отчетности;
- установление обязательных нормативов;
- лицензирование;
- обязательное страхование ответственности;
- законодательное ограничение тарифов;
- другие законодательные ограничения.
Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
- поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
- предупреждение и недопущение кризисов в экономически — и социально — значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
- уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на микро — и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.
Графически направления антициклической политики показаны на рисунке 4.
Рисунок 4. 1 – смягчение падения производства в фазе кризиса; 2 – сдерживании роста ВВП в фазе подъема
В антициклической политике огромная роль принадлежит фактору времени. Фактически успешность данной политики определяется тем, на сколько в результате действий регулирующих субъектов сократилась амплитуда колебаний величины ВВП от максимального до минимального значения в рамках одного цикла. «Платой» за это обычно становится «растяжение» цикла во времени. Графически это показано на рисунке 5.
Экономические споры и их разрешение третейским судом
... Никакие другие государственные и негосударственные органы, в наименовании которых есть слово "суд" или "судебный" (третейские суды, судебные приставы и т.п.), не относятся к органам судебной власти. ... конфликты в процессе реализации норм конституционного права требуют специфических процессуальных форм разрешения. Конституционный суд решает вопросы права с позиций Конституции РФ как основного закона ...
Рисунок 5. 1 – амплитуда колебания ВВП в нерегулируемом цикле; 2 – амплитуда колебания ВВП в регулируемом цикле (при проведении антициклической политики)
Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов: [12,с.110]
- правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
- методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации (оздоровления) в случае возникновения факта несостоятельности;
- информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
- экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
- организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
- социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
- кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;
- экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.
С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические -налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.
Что касается механизма государственной власти и кризисы системы управления. Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной) власти вождей, старейшин, царей, императоров и, наконец, институализированной — с опорой на институты власти. [25,с.156]
RELP. Экономический Суд Содружества Независимых Государств в ...
... международного права и международных отношений. Основные положения диссертации, выносимые на защиту. 1. Экономический Суд СНГ, являясь согласно учредительным документам региональным международным судом специальной компетенции, трансформируется по сфере действия и ...
Орган государственного управления — учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Сущность органа государственного управления можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политических (государственно-властный характер), социологических (предназначение — решать общезначимые дела, ориентация на потребности и интересы социума), юридических (принимает нормативные, правовые акты, осуществляет правоприменительную, правоохранительную деятельность), административно-управленческих (выполняет функции по руководству обществом).
Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации — это:
1) право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей;
2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;
3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.
Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются легитимность, т. е. признание обществом их законности и правомерности; официальный характер, регламентируемый Конституцией и законами; структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами, такими, например, как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.
Главными аспектами, которые определяют состояние государственной власти и системы государственного управления, являются следующие:
1) в какой мере и каким образом государственная власть в процессе ее реализации учитывает и воплощает общие интересы граждан;
2) как осуществляется практическое управление общественными процессами, обеспечение развития общества;
3) чем больше ожиданий, запросов и потребностей удовлетворяется, тем шире социальная база, глубже и устойчивее доверие к власти;
4) напротив, чем больше разочарований в послевыборной политике государственной власти, тем более сокращаются социальная база и доверие к ней, и может наступить момент, когда она лишится поддержки части избирателей, чья воля послужила первоисточником власти, а это почва для дестабилизации государственного управления, кризиса государственной власти.
В связи с этим интересно посмотреть, кому помогает российское правительство. В конце 2008 года правительством был утвержден список 295 стратегических предприятий. Тем, кто попал в этот список, правительство пообещало «поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика…» Многие компании, которые попали в список не являются российскими, зарегистрированы в офшорных зонах, например, «Металлоинвест» Алишера Усманова принадлежит кипрскому офшору, «Евраз Холдинг» Романа Абрамовича зарегистрирована в Люксембурге и т. д. Кипрским офшорам принадлежит крупнейшая угольная компания СУЭК, «Комплексные энергетические системы» — ведущий в России производитель тепловой энергии. Почему множество наших «стратегических» предприятий зарегистрировано в офшорах? Для более удобного налогообложения, чтобы легче было платить дивиденды, не отчитываясь лишний раз перед российским государством. Чтобы можно было спокойно покупать яхты и футбольные клубы и отдыхать в Куршавеле. В общем, пока все хорошо — они не залежные и офшорные, как стало плохо — уже стратегические и почти государственные [38].
Анализируя предлагаемые меры по выходу из кризиса можно констатировать, что на сегодняшний день ни в одной стране и ни одного национального правительства не появилось четкого плана действий, такого, чтобы люди могли облегченно вздохнуть: «Вот истинный путь к экономическому спасению!» Похоже, никто пока толком не представляет, что нужно конкретно делать. Российское правительство проводит курс по сохранению стабильности в краткосрочном масштабе. Только бы продержаться, речи о масштабной модернизации экономики страны уже не идет. Только бы не стало хуже. Происходит консервация инфраструктурной, технологической, информационной, социальной о