Актуальность настоящего исследования заключается в том, что нарушения поведения у подростков стало чрезвычайно актуальной проблемой в последнее десятилетие, их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретают патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка гораздо более высокие требования, чем полвека назад. Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве средства ее формирования или целенаправленного воздействия.
Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, — вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.
Подростковый возраст признан в психолого-педагогической литературе как самый трудный возрастной период. Развитие личности в данном периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: устанавливаются всё более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу сверстников, а также происходит усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
Исследуемый нами возрастной период имеет важную черту – неравномерность развития, выражающаяся в определенном типе акцентуаций характера. Учеными выяснено, что психологические состояния подростков связаны с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и все, что связано с ним на данном этапе, а также социальным – вступлением в мир взрослых.
Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы.
Социально-педагогическая деятельность по адаптации старших подростков ...
... решения проблемы адаптации старших подростков к условиям лицея необходима грамотная, квалифицированная организация этого процесса. Актуальность исследования определена также социально-экономическими условиями, предполагающими необходимость развития в человеке адаптивности как осознанной ...
Хотя явление подростковой агрессивности не имеет массового характера, — оно неприемлемо для общества. На подростков воздействует большое количество внутренних и внешних факторов. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у несовершеннолетнего происходит разрушение многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведении другого, положительного опыта.
Следовательно, актуальность данной проблемы бесспорна, так как агрессивное поведение подростков приводит к нарушениям общественного порядка, провоцируя социальную нестабильность общества. Данная проблема является предметом теоретического изучения в работах российских и зарубежных ученых. В числе наиболее интересных исследований можно выделить: А. Бандура, Р. Бэрон, Ю. Б. Можгинского, А. А. Реана, Д. Ричардсон И. А. Фурманова и др. Названные авторы исследовали причины и проявления подростковой агрессивности, а так же рассматривали методы их коррекции.
Проблема исследования:
Цель исследования: выявление наиболее оптимальных психологических условий социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект – особенности агрессивного поведения подростков.
Предмет – организация специальных условий социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) когда выявлены условия, при которых сформировалось агрессивное поведение подростков;
2) изучены причины агрессивного поведения подростков;
3) использованы активные и инновационные методы, направленные на профилактику агрессивного поведения подростков;
3) наличии специалистов, имеющих компетенции и компетентность в проведении профилактик агрессивного поведения подростков.
Задачи исследования :
1) провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) проанализировать причины и распространенные формы агрессивного поведения подростков;
3) подобрать методики диагностики агрессивного поведения;
«Детская безнадзорность и беспризорность в условиях городского ...
... работы на тему «детская безнадзорность и беспризорность в условиях городского социума и пути ее профилактики» ... данной проблемы: профилактикой предотвращения роста числа безнадзорных детей и подростков и ... безопасности страны. Нестабильная социально-экономическая обстановка в стране, бедственное ... безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ...
4) составить и реализовать программу социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков и проверить её эффективность.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов :
— теоретические: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция.
— эмпирические: контент-анализ, метод наблюдения, методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л. Г. Почебут).
Опытно-экспериментальная база исследования:, Практическая значимость:, На защиту выносится:
-
Методики диагностики агрессивного поведения;
-
Проект программы социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков и проверить её эффективность
Глава 1. Теоретические основы социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения
Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Чтобы определить пути профилактики данного феномена, необходимо, для начала, раскрыть смысловую сферу понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
При характеристике агрессивного поведения используют два основных понятия: «агрессия» и «агрессивность». Раскроем их значение.
Анализ литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день единое понимание термина «агрессия» отсутствует. Данное понятие используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково.
Слово «агрессия» произошло от латинского «aggressio», что означает «нападение», «приступ». В «Большом психологическом словаре» дано следующее определение понятия «агрессия» — «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [4, c. 6].
В «Словаре по социальной педагогике» используется следующее определение: «агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой; разрушительное воздействие на группу» [30, c. 4].
Американские психологи Д. Креч и Р. Кратчфилд определяют понятие «агрессия» как «любой вид поведения, приносящий вред другому [23, c. 88].
Немецкий психолог К. Бютнер рассматривает агрессию как «акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение» [6, c. 7].
Психология поведения человека в сфере экономики
... поведение людей в реальных экономических ситуациях. Экономическая психология имеет больше сходства с психологией, ... контрольной работы является изучение человека в сфере экономики. Для достижения поставленной цели рассмотрены следующие вопросы: личность в экономике, основы поведения ... приобрело достаточно агрессивные ориентиры. Усилив ... инстинкт уничтожения (агрессии) проявляется нередко сильнее ...
Психолог А. А. Реан под агрессией
По-своему трактует данный термин психолог Л. Д. Столяренко – «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению». Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации [54, c. 382].
Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующее толкование агрессии – «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [5, c. 27]. Такое определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. Подростковая агрессии значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняется необходимостью самоутверждения [25, c. 243].
Отечественный психолог И. А.Фурманов понимает агрессию как любую активность и инициативность ребенка, считая ее, «неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности». Он, наряду с деструктивной агрессией, признает существование и агрессии конструктивной, социально одобряемой и полагает, что «личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в «норме» она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым» [62, c. 11–12].
Понятие агрессии неоднозначно и сложно. Но она характеризуется следующими особенностями:
— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
— в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
— жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения [45, c. 416–417].
Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры. «Агрессивность» в «Большом психологическом словаре» определяется как «склонность личности действовать враждебно и агрессивно» [4, c. 7].
Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон несколько иначе трактуют данное понятие: «Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное» [5, c. 29].
По-своему определяет «агрессивность» психолог С. Н. Еникополов: «личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности на основе социального научения и заключающаяся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители» [16, c. 32].
Модель потребительского поведения
... модель покупательского поведения. Вот почему и компании, и ученые прилагают так много усилий для исследования взаимосвязи между маркетинговыми стимулами и реакцией потребителей. ... мобильностью, неоднородностью и внутренней противоречивостью. Перечисленные характеристики объясняются экономическим положением страны, историческими условиями и другими факторами. Для потребительского поведения среднего ...
Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними понимают устойчивые черты характера и наклонности. Роль индивидуальных детерминант агрессивности чрезвычайно велика. Поэтому необходимо обратить внимание на индивидуально-личностный аспект развития агрессии [67, c. 41].
Как считает педагог С. Н. Дубинин истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности, — гнев, отвращение, презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям [15, c. 42].
Выделяются три основные позиции в отношении агрессивности: биологическая, социальная, гуманистическая. Данные подходы не противоречат друг другу. Агрессивность имеет биологическую основу, однако социум также может провоцировать проявление агрессивности. В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов, а также смолообразования [35, c. 26].
Психолог Т. Г. Румянцева определяет «агрессивное поведение»
Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон трактуют этот термин следующим образом: «это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой» [5, c. 29]. Они агрессивное поведение описывают в виде:
1) действия как такового (наступление, атака, нападение);
2) действия против определенного объекта, в т.ч. человека, становящегося жертвой агрессии;
3) действия с учетом ситуации – ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее [68, c. 54].
Таким образом, на современном этапе агрессивное поведение рассматривают с различных позиций:
1) теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;
2) теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;
3) теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне;
4) когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов;
Социально-экономическое поведение молодежи (опыт вторичного анализа данных)
... 1. Теоретико-методологическое основание изучения социально-экономического поведения 1.1 Проблема социально-экономического поведения в социологическом знании Прежде всего, проблема социально-экономического поведения является предметом изучения экономической социологии. Это относительно новое направление ...
5) теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком [32, c. 261].
Рассмотрев различные подходы к определениям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», можно выделить их смысловые различия. Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку. Агрессивность – это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение – это внешне выраженное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку.
Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах. Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная психологом А. Бассом. Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая — вербальная агрессия; активная — пассивная агрессия; прямая — косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения [40, c. 126] (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу)
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как: «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Исходя из этих понятий, психологи А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
— физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
— косвенная агрессия – действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);
— вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
— склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
— негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
— обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
Авто диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04 ...
... только в более широком контексте исследования экономического поведения. Наконец, помимо социально-практической стороны актуальности темы диссертации имеет место и научно-теоретическая сторона. ... Предметом анализа является также трудовое и потребительское поведение как виды экономического. Этносоциальные особенности экономического поведения россиян анализируются такими авторами как Н. Горин, ...
— подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
— чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [1, c. 56].
Ещё одна классификация дана психологом С. Фешбахом, который выделил три типа агрессии: враждебная, инструментальная и экспрессивная. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Целью враждебной агрессии является главным образом нанесение вреда другому, в то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (в случае шантажа, воспитания путем наказания).
Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, корыстную и бескорыстную, антисоциальную и про социальную [64, c. 52].
Следующая значимая классификация предложена психологом Д. Зильманом. Основной критерий ее построения – позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделил восемь типов агрессии: наступательная, защитная, ответная, спровоцированная, неспровоцированная, побудительная, санкционированная агрессия и агрессия, вызванная раздражением [28, c. 73].
Психолог А. А. Реан, анализируя различные виды агрессии, выделяет спонтанную агрессию и реактивную агрессию. Спонтанная агрессия – это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить, «поставить в тупик» своим вопросом или ответом. Реактивная агрессия – это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, возникающее в качестве типичной реакции. Для таких людей характерна недоверчивость. Такая личность — конфликтная, проявляет яркую агрессивность в отстаивании своих интересов и высокий показатель раздражительности (эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания) [57, c. 203].
Психиатр Ю.Б. Можгинский рассматривает несколько видов агрессии, акцентируя внимание преимущественно на клинических параметрах.
Социальная агрессия
Ситуационная агрессия – это высказывания и действия в конфликтной ситуации. Ее появление обусловлено особенностями личности подростка, его темпераментом, воспитанием и т. д. Основным признаком данного вида агрессии является конфликтность, раздражительность. С детства такие индивиды дают агрессивные вспышки в ответ на невыполнение их требований, на замечания. В последующем раздражительность, несдержанность становятся регулярными. Ситуационная агрессия, как правило, появляется на фоне депрессивного настроения в виде тоскливости, хмурости, мрачности. Нередки жалобы на утомляемость, слабость, головные боли.
Образ семьи в представлении студентов и школьников
... их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества Общество и личность заинтересованы в укреплении семьи. [7] Семья очень ... детей, а тем самым — за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.[7] Семья представляет собой ...
Импульсивно-садистическая агрессия
Импульсивная агрессия возникает на фоне плохого настроения с ощущением тоски, плаксивостью. Могут появляться суицидальные мысли. Нередко подростки заявляют, что депрессия «толкает» их к агрессивным действиям. При этом какого-либо ясного повода к жестокости они не называют. Непосредственно перед совершением агрессивных поступков, как правило, появляются тревога, «волнение», «напряжение», страхи, плохой сон. Этот вид агрессии может сопровождаться изменением сознания.
Существует как бы переходный вариант агрессии между ситуационным и импульсивным типами: агрессия начинается, как ситуационная, как ответ на конфликт, но потом разрастается до размеров импульсивно-садистских действий. Такую агрессию Ю. Б. Можгинский называет трансформированной. Подросткам, склонным к проявлениям такого типа агрессии, свойственны грубость, раздражительность, конфликтность. У них наблюдается снижение настроения, мрачность, угрюмость. В момент «очередного» конфликта возбудимость и раздражительность «зашкаливают», действия становятся необъяснимыми, проявляются неуправляемость, садизм, подростки «звереют».
При сверхценной агрессии
Ряд психологов (О. Ю. Михайлова, Ю. Б. Можгинский, А. Р. Ратинов) выделяют несколько форм проявления агрессии у подростков:
— мотивационная, или смысловая, агрессия . В ряде случаев проявление агрессивного поведения является целесообразной адаптивной формой поведения, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей субъекта и его выживание;
— агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию . У подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется их высокой социальной зависимостью (отсутствием социального статуса, материальной и финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями: недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Будучи неспособными конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Все другие стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысливание и переконструированные ситуации) требуют определенного уровня личностной зрелости. Агрессия же не требует от субъекта ничего, кроме значительных энергозатрат, направленных на разрешение ситуации;
Модели поведения человека в экономической теории
... интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая система выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов. Анализ экономического поведения людей в рамках данной модели предполагает использование ...
— агрессия как результат неадекватной оценки ситуации. Выбор поведенческой программы связан, прежде всего, с субъективной оценкой ситуации. Недостаточное развитие познавательной деятельности несовершеннолетних и в первую очередь недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, затруднения в дифференциации существенного и второстепенного, проблемы установления причинно-следственных связей приводят к возникновению у подростков затруднений в принятии решений, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу этого целый ряд объективно сложных ситуаций остается для подростка непонятным, а потому угрожающим, и вызывает защитную реакцию в форме агрессивного поведения;
— аффективная агрессия. Эмоции способствуют повышению общего нервно-психического напряжения, общего уровня активации, обеспечивая энергетический потенциал, необходимый для проявления агрессивного поведения. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении, что усугубляется неустойчивостью их самооценки. В силу этих возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих [7, c. 70 — 72].
Психолог И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
1) социализированная – дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи).
Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают.
2) не социализированная – дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория).
Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим [62, c.49 — 50].
Длительное наблюдение психологов за детьми и подростками, позволило выявить несколько наиболее часто встречаемых форм агрессивного поведения в школе:
1) агрессивное поведение при гиперактивности — проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации подростка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости;
2) агрессивное поведение лидерства — проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти, соперничества, попытки подавить соперника, вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда -это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании;
3) агрессивное поведение демонстративности — проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и т.д. Иногда такое инфантильное поведение является следствием дефицита любви и внимания к ребенку с детства;
4) агрессивное поведение мести — проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это — способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности»;
5) агрессивное поведение страха – страхи заставляют ребенка или подростка быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей [65, c. 93–97].
6) агрессивное поведение тревоги – поскольку тревога не имеет осознанного источника, часто необъяснима, то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени, просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу), или направляется вовне в виде раздражения, сплетен, передаче слухов, недовольстве всеми;
7) агрессивное поведение вины – поскольку чувство вины вызывает душевное страдание, то человек скорее всего желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий. Агрессия может быть направлена вовне – на того, кто обвиняет, а может быть направлена внутрь – на самого себя. Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде какой-либо зависимости или делинквентного поведения;
8) агрессивное поведение низкой самооценки – часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным;
9) агрессивное поведение неадекватно завышенной самооценки — проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий [49, c. 73–79].
Итак, рассмотренные нами типологии и классификации не исчерпывают все видовые проявления агрессивного поведения человека, но позволяют увидеть неоднозначность его возможного проявления у детей и подростков.
Обобщая все вышесказанное мы можем сделать краткий вывод о том, что под агрессией в современной теории понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность многими специалистами понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению. Мы можем определить, что возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении. Оба понятия входят в состав агрессивного поведения, как действия, направленного на причинение вреда другому человеку. Все подходы к классификации агрессивного поведения отражают сущность различия его форм, но в то же время схожесть мотивов.
1.2. Причины агрессивного поведения подростков
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Психологи считают, что агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также могут влиять и его природные особенности – темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность [19, c. 101].
Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: ближайшее окружение подростка – родительская семья, группы сверстников, макросреда – образовательные учреждения в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также традиции и законы данной культуры, средства массовой информации [43, c. 142].
Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Специалисты считают, что реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором [2, c.186 — 187].
В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребёнка или его неприятие [34, c. 88].
Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, которые также и предлагали классификацию неблагополучных семей, которые не противоречат, а дополняют друг друга. В классификации психолога Л. С. Алексеевой выделяются следующие типы семей:
— конфликтная семья – стиль отношений в семье конфликтный, преобладает атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк;
— аморальная семья – конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения;
— педагогически некомпетентная семья – наличие в семье авторитарности, либо попустительства в отношении детей, гиперопеки, гиперсоциальности, недостаточной отзывчивости;
— асоциальная семья – ведение родителями аморального или противоправный образ жизни [27, c. 124].
Психолог Г. П. Бочкарева выделяет типы семей на основе преобладающей в них атмосферы взаимоотношений:
— семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
— семья без эмоциональных контактов между ее членами — безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений;
— семья с нездоровой нравственной атмосферой – ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, вовлечение его в аморальный образ жизни.
Психолог З. В. Баерунас дает свою классификацию типов семей: семья с отсутствием сознательного воспитательного воздействия на ребенка; семья с высоким уровнем подавления и насилия; семья с преувеличением из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; семья с хаотичным воспитанием, без системы.
В классификации психолога Б. Н. Алмазова представлены: семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи); конфликтные семьи; нравственно-неблагополучные семьи; педагогически некомпетентные семьи [31, c. 55 — 56].
Если рассмотреть каждый тип семьи через порог агрессивности, то можно увидеть, что каждая из них может стать источником агрессивного поведения. Такие характеристики семьи как: полная — не полная, благополучная — не благополучная, также связаны с проявлением агрессивных реакций подростков.
Психиатром Р. Г. Илешевой были выделены типы неправильного воспитания в семье, способствующие формированию агрессивности у ребенка:
1) воспитание по типу гипоопеки.
2) воспитание по типу «кумир семьи». Заключается в том, что подросток в семье является центром внимания, когда постоянно восхваляют все его качества, например касающиеся его внешнего вида, интеллектуальных данных и т.д. При таком воспитании у подростка высокое самомнение, переоценка собственных качеств, и непоколебимая жажда признания, а поведение характеризуется демонстративностью, повышенным интересом к дорогим нарядам, «престижным вещам» и занятиям. Такие подростки стараются любыми способами привлечь к себе внимание. При невыполнении их желаний они становятся злобными, агрессивными.
3) воспитание по типу Золушки. Заключается в том, что родители проявляют излишнюю строгость, чрезмерную требовательность к подростку, требуя беспрекословного послушания. В результате формируются такие характерологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях развивается вспыльчивость, возбудимость, агрессивность [8, c. 119 — 120].
Как считают психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок видит, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия [9, с. 48].
Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшими к ним физическое насилие. Дети, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым. Проявления агрессивного поведения среди подростков состоят в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых [58, c. 145].
По мнению психолога Е. И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей [3, c. 76].
Взаимоотношения ребенка с братом или сестрой, также, являются основополагающими в его научении проявлению агрессивности в поведении. Подтверждают этот факт исследования социолога Р. Фельсона, который обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Реакции родителей на проявление агрессивности детей могут оказать влияние на взаимоотношения между детьми в семье [56, c. 17].
Таким образом, негативный микроклимат, который имеет место, во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле тех людей, которые их окружают, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды школы, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену школьного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.
Как замечает психолог Л. М. Чепелева, в наши дни школа не всегда является примером мирного сосуществования. Так, разрыв между интеллектуальным уровнем и подготовленностью ребенка к школе, с одной стороны, и системой школьных требований, связанных с учебой, с другой стороны, образует конфликтную ситуацию, которая может иметь длящийся характер. Этот внутренний конфликт может способствовать проявлению агрессивности в общественно-отрицательных формах поведения: пропуске занятий, обмане, уходе из дома, чрезмерной раздражительности. Сведения об агрессии ребенок получает также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т. к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов [61, c. 217].
Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться [22, с. 104-112]. Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится. Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов [17, с. 85 – 88].
На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама. Исследователи в области массовой рекламы отмечают, что за последнее время произошло усиление агрессивной направленности многих телевизионных рекламных роликов, часто повторяющихся в течение длительного времени. Учитывая то, что реклама на телевидении обладает сильным психологическим воздействием на население, можно утверждать: наиболее сильное воздействие она оказывает на психику подростков [39, c. 297].
В процессе изучения литературы мы обнаружили, что психиатры и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения на подростков преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:
— подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране;
— они склоны отождествлять себя с определенными жертвами или агрессорами;
— подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия;
— они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем [66, c. 141–142].
Выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические. Значимость социальных детерминант обусловлена тем, что сама агрессия «не возникает в социальном вакууме». Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон отмечают, что на агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Среди социальных детерминант агрессии ведущее место принадлежит фрустрации (блокированию разворачивания целенаправленного поведения), физическим и вербальным провокациям, характеристикам объекта агрессии (пол, раса) и подстрекательству со стороны окружающих. Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия, – жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации, прежде всего кино и телевидения [32, c.261].
Следовательно можно сделать вывод о том, что среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.
Далее необходимо отметить: важным аспектом в понимании причин проявления агрессивности являются акцентуации характера. По определению А. Е. Личко, акцентуации характера есть «крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены». Из-за предельного усиления одних личностных черт за счет других подростки оказываются уязвимыми при попадании в ситуации или окружение определенного типа. Предрасполагающими к проявлению агрессивного поведения у подростков могут быть астено-невротический, гипертимный, истероидный, неустойчивый, эпилептоидный типы акцентуаций характера» [26, c. 8 — 13].
Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная – все зависит от системы норм и ценностей, закрепленных в сознании подростка, и той культуры, в которой он живет.
Уровень самоконтроля, как пониженный, так и повышенный, может быть причиной агрессивных реакций. У людей со сниженным самоконтролем внутренние сдерживающие механизмы развиты слабо, поэтому они чаще могут проявлять агрессивность. Люди, обладающие необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами, способны воздержаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Однако когда ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессивность, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принять крайние меры [14, c. 109].
Мы хотим обратить внимание на исследования И. В. Дубровиной, которая выделяет две наиболее распространенные причины агрессивного поведения подростков:
1) боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;
2) пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
С другой стороны В.В. Лебединский связывает причину возникновения агрессивного поведения с критическими периодами в онтогенетическом развитии ребенка и подчеркивает, что дети более агрессивны в период их возрастных кризисов. По мнению психолога Е. И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей [21, c. 52].
Итак, анализ и обобщение различных подходов возникновения агрессивного поведения у взрослых и подростков в трудах вышеназванных исследователей, можно сделать вывод, что причина возникновения агрессии полифакторна. Отсюда, проводя профилактику агрессивных проявлений в среде школьников, необходимо учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
1.3. Психологические особенности подросткового возраста
Известно, что одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» подростковый возраст
Границы подросткового возраста достаточно условны, некоторые специалисты считают, что подростковый возраст длится до 16–18 лет. Подростковый возраст называют также переходным возрастом, т. к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Этот период характеризуется двумя противоречивыми тенденциями развития. С одной стороны, этому возрастному этапу свойственны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т. д.
Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный», «переломный» и т.п. При этом до сих пор бытует мнение, что причины кризиса кроются в физиологических изменениях подростков [37, c. 202].
Нам известно, что подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в агрессивных действиях. В подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Различные изменения, характерные для подросткового возраста, делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей [65, с. 93 — 97]. Психологические трудности, возникающие в старшем возрасте берут свое начало в нарушениях, возникающих в период отрочества и в более ранние возрастные периоды. Рост проявлений агрессивности в пубертатном периоде, когда происходит социализация и становление личности, формируются межличностные отношения, вырабатываются морально-этические принципы, вызывает особую тревогу [51, c. 45].
Исследователи считают, что в результате воздействия социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Это говорит о том, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростков своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие определенных способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Однако в процессе общения могут возникать различные затруднения. Например, физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. Начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате этой борьбы возникает кризис подросткового возраста [29, c. 48].
Еще одной особенностью подросткового возраста является возникающие проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и желание узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир — одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Подростки начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью [47, c. 56 – 57]. Для понимания агрессивного поведения подростков важен анализ соотношения самооценки и внешней оценки референтных лиц. Так, если не удовлетворяется потребность в признании и уважении, то у подростков проявляются такие формы агрессии как раздражительность, обида, физическая агрессия. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на том, что говорить о подростковом агрессивном поведении неуместно вне контекста социальной некомпетентности подростка. У подростка есть желание вести себя, как взрослый мужчина или взрослая женщина, но не всегда понятно, что именно надо делать. И в силу недостаточной компетенции складывается поведение, которое взрослыми интерпретируется как агрессивное.
Подростковый возраст характеризуется также и сексуальной доминантой. В данном возрасте сексуальность становится жизненно важной проблемой. Хотя интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до этого, он поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознательности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном же возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. Помимо простого знакомства со своим телом идет активное его освоение, в ходе которого человек воздействует на тело и зачастую переделывает его. Методами такого воздействия являются и спорт, включая бодибилдинг, и различные способы украшения тела — тату, пирсинг, а также эксперименты со внешностью (макияж, цвет волос, различные украшения, маникюр, прическа и т.д.).
Такая «работа над собой», часто воспринимающаяся взрослыми в качестве агрессивной настроенности подростка, скорее является не более чем одним из экспериментов на пути познания себя. Соответственно, внешность подростка играет для него важное значение, и любая ее критика взрослыми, вызывает проявления агрессивного поведения со стороны подростка [68, c. 34 -35]. «Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 — 15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика – 11 лет и 13 лет» [24, с. 84]. Для подросткового возраста характерна смена форм проявления агрессии. Психолог Л. М. Семенюк приводит данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивного поведения подростков на разных стадиях этого возраста. У детей 10 – 11-летнего возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессия косвенная. У подростков 12 – 13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. Что касается 14 – 15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессия, а физическая и косвенная повышаются несущественно, так же как и уровень негативизма. В силе проявления агрессивных реакций существуют и половые различия. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальному, косвенному и негативизму [50, c.21-22].
Подростки с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, объединены следующими общими чертами: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети интеллектуально и социально развитые. У них агрессивное поведение выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости [57, c. 203 — 204].
Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям, необходимо сделать акцент о том, что агрессивное поведение, с одной стороны, служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженное в приемлемой форме, оно играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности формирует нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, и трансформируется в делинквентное или криминальное поведение.
Выводы по 1 главе
Агрессивное поведение нецелесообразно рассматривать без его составляющих: агрессии и агрессивности. Данные понятия имеют различия. Агрессия определяется как любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Агрессивность же понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.
В нашем исследовании мы импонируем следующему определению агрессивного поведения – это действие, направленное на причинение вреда другому человеку.
Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах. Многие исследователи классифицируют данное явление по различным основаниям. Психолог А. Басс выделяет три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая – вербальная агрессия, активная – пассивная агрессия, прямая – косвенная агрессия. С. Фешбах отмечает три типа агрессии: враждебная, инструментальная, экспрессивная. А. А. Реан акцентирует внимание на спонтанной и реактивной агрессии. Ряд психологов (О. Ю. Михайлова, Ю. Б. Можгинский, А. Р. Ратинов) выделяют мотивационную агрессию, агрессию как примитивную реакцию на неудовлетворяющую ситуацию, как результат неадекватной оценки ситуации и аффективную агрессию.
Психологи также отмечают наиболее часто встречаемые формы агрессивного поведения в школе: агрессивное поведение при гиперактивности, агрессивное поведение лидерства, демонстративности, мести, страха, тревоги, вины, низкой самооценки, неадекватно завышенной самооценки.
Причина возникновения агрессивного поведения подростков также многофакторна. На возникновение данного явления влияет как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация. Главная личностная черта — личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей следует отметить формирование чувства взрослости, самостоятельности, самосознания и самоопределения. Поэтому агрессивное поведение служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, но в то же время, может формировать отрицательные черты характера.
Глава 2. Содержание социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков
2.1 Анализ методов профилактики
В «Социологическом энциклопедическом словаре» дано следующее определение понятия «профилактика» – «система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшения физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия» [53, c. 276] . По мнению педагога М. А. Галагузовой, «профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков» [52, c. 286]. Педагог Р. В. Овчарова следующим образом толкует понятие «социальная профилактика – это профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости [36, c. 289].
Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития [42, с. 298].
Социально-психологическая профилактика – это система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ [10, с. 55 – 61].
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Наоснове изучения и обобщения научной литературы мы приходим к выводу, что проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:
1) выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;
2) современная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.
При этом ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам. Мы убеждены в том, что в соответствии с тем , что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Сказанное подтверждается в трудах психологов. К примеру, Д. И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. По его мнению психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими, как равноправный член общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Основные принципы, формы и методы построения такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в нее подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия, определенный порядок действий и постоянный контроль [59, с. 46 – 48].
В процессе наших исследований мы обнаружили, что одним из условий
В нашем исследовании н
Мы считаем для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить мирные пути решения конфликтов. В этом случае, по нашему мнению, большую важность имеют навыки совместной работы, получаемые в частности в рамках школы.
В работе по профилактике может использоваться метод дискуссии. Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций. Для снятия раздражительности и напряжения, происходящих на фоне гормональной перестройки, в работе с подростками могут использоваться игровые упражнения.
Мы считаем важным методом профилактики является интерактивная игра – активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, возникшее непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его следствием. По этому поводу ученые считают – р езультатом хорошо орг анизованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, который приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы [55, с. 173 – 177].
Далее рассмотрим метод арт-терапии (терапии творчеством).
На наш взгляд, арт-терапия является эффективным средством в профилактической деятельности . Ведь цель арт-терапии – проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. В первую очередь – это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для участников средством психической проекции. По нашему мнению проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций и чувств на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут стать предметом анализа и осознания. Занятия арт-терапией предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой форме. Например, процесс рисования помогает снять напряжение, что особенно важно для тех, кто не может выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. По нашему мнению , необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних. Ведь в системе образования классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической работы с подростками. Он делает первичный запрос специалистам и даёт первичную информацию о ребенке. Не менее важным специалистом в данной проблеме является психолог. Он изучает личность учащегося и коллектива класса, анализирует адаптацию ребенка в среде, выявляет дезадаптированных учащихся, изучает взаимоотношения подростков с взрослыми и сверстниками. В его обязанности также входит подбор диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.
Таким образом, на основании вышесказанного мы приходим к выводу о том, что коррекционная направленность профилактической работы состоит в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
-
-
Диагностика агрессивного поведения подростков
-
Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 учащихся 8 «б» и 9 «б» классов МБОУ «Батыревской СОШ № 2».
Группу 1 составили 15учащихся 8 «б»класса ( 9 мальчиков, 6 девочек).
Возрастные параметры участников данной группы – 13–14лет. В группу 2 вошли 15 человек 9 «б» (8 мальчиков, 7 девочек), в возрасте 15-16 лет.
Методами исследования были контент-анализ, метод наблюдения, методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л. Г. Почебут).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: контент-анализ, беседа с классным руководителем, психологом, подбор методик.
2. Констатирующий этап: проведение диагностического обследования в группах, систематизация результатов и их интерпретация.
3. Разработка и реализация в экспериментальной группе программы профилактики
4. Контрольный этап: проверка эффективности программы путем повторного диагностического обследования.
На первом этапе исследования, в процессе контент-анализа, была изучена информация о социально-педагогических условиях несовершеннолетних.
— личные дела учащихся;
— журнал успеваемости;
— социальный паспорт класса.
Из беседы с классным руководителем было выяснено, кого из класса, по внешним признакам, она относит к учащимся, склонным к агрессивному поведению. Педагог исходила из того, проявляется или нет агрессия в поведении учащихся во время уроков, на переменах и в часы самоподготовки (оскорбление учащимися друг друга, применение физической силы, отказ от выполнения заданий).
Психолог, исходя из проведенных ранее диагностических исследований, также сообщила на кого стоит обратить внимание, как на учащегося, проявляющего агрессивное поведение.
Методики для обследования подбирались с учетом возрастных показателей применения, информативности, возможности группового проведения, простоты и быстроты обработки.
Следующим этапом исследования было проведение диагностического обследования в экспериментальной и контрольной группах. Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Ю. Айзенк) (см. Приложение 1) ставит целью диагностику психического состояния по четырем параметрам оценки: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Испытуемым предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто присуще – ставится 2 балла, если оно бывает, но изредка, ставится 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов. Результаты рассматриваются по каждому уровню отдельно [44, с. 141–145].
Результаты диагностики в группе 1 представлены в таблице 2 (Приложение 2).
По результатам диагностики можно сделать вывод, что 35% испытуемых имеют высокую тревожность, присутствуют внутреннее беспокойство, озабоченность, напряженность. У 20% обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 50% имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности в группе свойственен 40% подросткам, что характеризуется низким уровнем самоконтроля, невыдержанностью, вспыльчивостью, раздражительностью. У 35% учащихся — средний уровень агрессивности. В группе преобладает средний уровень ригидности (60%), но у 20% учащихся все же отмечается высокий уровень, характеризующийся неизменностью поведения, убеждений, взглядов. Такие подростки испытывают выраженные трудности в изменении намеченной программы деятельности.
Результаты данной методики в группе 2 представлены в таблице 3 (Приложение 3).
Представленный материал свидетельствует о том, что высокий уровень тревожности в группе свойственен 15% исследуемых, средний уровень – 40%, преобладает низкий уровень тревожности – 45%. Высокий показатель фрустрации характерен для 5% подростков, 40% имеют средний уровень. Высокий и средний уровень агрессивности в группе имеется у 30% учащихся на каждый показатель. У исследуемых преобладает средний уровень ригидности (45%).
Следующая методика исследования была реализована на основе опросника на выявление агрессивного поведения Л. Г. Почебут (Приложение 4).
Назначение теста – диагностика агрессивного поведения. Названный опросник позволил выявлявить стиль поведения в стрессовых ситуациях. Агрессивное поведение по форме проявления было подразделено на пять шкал:
1. Вербальная агрессия (ВА) — человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
2. Физическая агрессия (ФА) — человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
3. Предметная агрессия (ПА) — человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
4. Эмоциональная агрессия (ЭА) — у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
5. Самоагрессия (СА) — человек не находится в мире и согласии с собой, у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты, он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
В опроснике 40 утверждений, на которые необходимо однозначно ответить «да» или «нет» [38, с. 383 — 385].
Результаты диагностики в группе 1 приведены в таблице 4 (Приложение 5).
Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 70% учащихся, что говорит об употреблении словесных оскорблений большинством подростков в данной группе. Средний уровень вербальной агрессии свойственен 20% исследуемых, у 10% — низкий уровень. По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30% учащихся, средние показатели — у 25%, низкие — у 45% подростков. Это говорит о том, что 25% ребят время от времени прибегают к применению физической силы. Предметная агрессия на высоком уровне имеет место у 35% исследуемых, на среднем уровне – у 40%, на низком – у 35%. Высокий уровень самоагрессии в группе имеет достаточно большой показатель – 60%, что вызвано неуверенностью в себе, связанной с недостатком тепла и понимания с окружающими. Средний уровень по данной шкале наблюдается у 35% подростков, низкий – у 5%. Подводя итог, можно отметить, что для данной группы наиболее сильно характерны проявления вербальной агрессии и самоагрессии.
Результаты проведения данной диагностики в группе 2 представлены в таблице 5 (Приложение 6).
В представленном материале видно из, 40% исследуемых в группе 2 имеют высокий показатель вербальной агрессии, такой же показатель и по шкале самоагрессии. Высокий уровень физической агрессии свойственен 25% подростков, средний уровень – 35%. Предметная агрессия на высоком уровне имеется у 10% учащихся, но средний показатель по данной шкале достаточно высок – 65%. Высокий уровень эмоциональной агрессии наблюдается у 20% учащихся, средний уровень – у 35%. Самоагрессия на среднем уровне, так же, высока – 50%. Для контрольной группы так же наиболее характерны проявления вербальной агрессии и самоагрессии, но в меньшем показателе, относительно группы 1.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что в целом, в группе 1 (8 «б»класс) достаточно высокий уровень агрессии, проявляющейся в поведении в форме вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и агрессии, направленной на себя. Так же эта группа характеризуется более высоким уровнем тревожности, по сравнению с группой 2 (9 «б» класс).
Соответственно экспериментальной группой будут учащиеся 8 «Б» класса, а контрольной группой — учащиеся 9 «Б» класса. Контрольную группу составили 8 мальчиков, 7 девочек. Возрастные границы — 15-16 лет. В с. Батырево живут 3 учащихся, 12 учащихся живут в деревнях Батыревского района.11 подростков — из малообеспеченных семей, 2 учащихся живут в неполных семьях, 1 мальчик находиться по опекой бабушки. Двое учащихся состоят на внутришкольном учете (ВШК).
В результате наблюдения за классом было выявлено, что коллектив довольно разрознен, единого лидера нет. В коллективе наблюдается яркая конфронтация мальчиков и девочек, внутри них выделяются несколько микро-групп. Группы часто настроены враждебно, в адрес друг друга употребляются оскорбления и ругань. В делах школы класс малоактивен, во время дежурств и другой трудовой деятельности постоянно происходят конфликты из-за неумения разделить обязанности и нежелания кому-либо брать на себя ответственность за поручение.
В результате проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что подростки нуждаются в профилактической работе, направленной на предупреждение и коррекцию агрессивного поведения.
-
-
Реализация программы профилактики
-
Для профилактики агрессивного поведения взята психокоррекционная программа О. В. Хухлаевой и т. д. Программа составлялась на основе работ следующих авторов: И. В. Дубровиной, К. Фопеля, О. В. Хухлаевой, Т.Ю. Кирилиной. Цель программы: формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
Задачи программы:
1. Отреагирование негативных эмоций.
2. Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.
3. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.
Методы, используемые в программе:
1. Обсуждение, дискуссия.
2. Игровые упражнения.
3. Интерактивные игры.