Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, в которой реализуется сложный механизм слаженного взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства.
В условиях нестабильности экономической ситуации в стране, малым предприятиям удается быстро реагировать и подстраиваться под изменения, это позволяется за счет сравнительно небольших финансовых капиталов, небольшого объема производства.
Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей, изменения в федеральном и региональном законодательстве, необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.д. [8, с.6]
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства существенно облегчает хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета и исчисление налогов и сборов с помощью упрощенных методов ведения бухгалтерского учета и применения специальных налоговых режимов на этапе становления и развития малого предприятия.
На руководителя малого предприятия возложено много задач, без которых не возможна слаженная работа всей организации: контролировать производство, своевременно изучать изменения в законодательстве, вести правильный бухгалтерский учет и исчислять налоги и сборы. Зачастую руководителю не под силу единолично вести всю деятельность организации. В таких случаях руководитель вынужден нанять бухгалтера либо заключить договор с организацией осуществляющей ведение бухгалтерского учета.
Актуальность темы дипломной работы выражается тем, что количество малых предприятий ежегодно увеличивается, в условиях нестабильной экономики и конкуренции правильно поставленный бухгалтерский учет и налогообложение помогут руководителям малых предприятий своевременно анализировать финансовое состояние организации, развить прибыльное производство и безболезненно реагировать на изменения в экономике страны.
Целью дипломной работы является исследование бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий, а так же описание организации бухгалтерского учета и исчисления налогов и сборов на примере ООО «Софит», применяющего специальный налоговый режим «Упрощенная система налогообложения».
Бухгалтерский учет и организация финансов в бюджетном учреждении ...
... рыночной экономики и усиление интеграции в мировую экономическую систему требуют серьезной перестройки бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а именно структуры правил учета операций с бюджетными средствами. Переход к ... с иными статьями, структура сумм по той либо иной статье и смысла данных изменений для экономии учреждения. Чтение равновесия позволяет обнаружить ступень состоятельности ...
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- охарактеризовать законодательные и теоретические основы функционирования предпринимательства;
- определить места и роли малого бизнеса в развитии экономики страны;
- выделить способы и направления государственной поддержки малого предпринимательства;
-исследовать порядок ведения бухгалтерского учета и исчисления налогов и сборов, при применении специального налогового режима «Упрощенная система налогообложения» на примере ООО «Софит»;
- разработать перспективы развития бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Софит».
Данная работа основана на материалах нормативной, методической литературы, периодической печати.
Предлагаемая работа состоит из трех частей. В первой части дается анализ роли малого предпринимательства в России, законодательные основы деятельности, рассматриваются виды государственных поддержек, наиболее подробно рассматриваются специальные налоговые режимы.
Вторая часть представляет собой описание организации бухгалтерского учета и налогообложения на примере реального предприятия, являющегося субъектом малого предпринимательства, ООО «Софит».
Третья часть посвящена определению перспектив развития бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Софит».
ГЛАВА 1. Основы бухгалтерского учета и налогообложения на малых предприятиях
1.1 Роль малого предпринимательства в экономике России, законодательные основы его функционирования
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних и малых предприятий, а так же осуществление деятельности базирующейся на личном труде. Во всех развитых странах малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта. В таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3- 99,7% от количества предприятий составляют так называемые средние и малые предприятия.
Эффективность малого бизнеса предопределяется тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малый бизнес более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, он создает дополнительные рабочие места.
Сравнивая численность предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации можно выделить тенденцию к росту численности малого предпринимательства и резкий спад числа средних предприятий по состоянию на начало 2013 года. Для наглядности рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1. Динамика развития малого и среднего предпринимательства
Средние предприятия (тыс.) |
Малые предприятия (тыс.) |
|||
Всего |
В том числе микропредприятия |
|||
2010 (на конец года) |
25,17 |
1 644,2 |
1 415,1 |
|
2011 (на конец года) |
15,85 |
1 836,4 |
1 593,7 |
|
2012 (на конец года) |
15,8 |
1 837,5 |
1 590,3 |
|
Таблица 1 наглядно показывает активное развитие малых предприятий, по состоянию на начало 2013 года численность малых предприятий составила 1837,5 тыс.предприятий., когда средних предприятиях численность составила всего 15,8 тыс.предприятий. [2, с. 13] Но не смотря на положительную динамику численности малых предприятий и роста числа рабочих мест малое предпринимательство в России существенно отстает от экономики развитых стран. [8, с. 5- с. 6]
Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей, изменения в федеральном и региональном законодательстве, необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. [8, с.6]
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. 06.12.2011 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Далее — Федеральный закон №209-ФЗ), которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [8,с.7]
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 одного до 250 человек включительно для средних предприятий;
- б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
- среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [2, с.51]
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Такой документ. уже утвержден. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия — 60 млн. руб.;
- малые предприятия — 400 млн. руб.;
- средние предприятия — 1000 млн. руб.
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2013 года. [4,с.12]
1.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. В нашей стране государственная поддержка малых предприятий осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми), и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми в соответствии с Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Федерального закона №209-ФЗ могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры. [2, с.52]
Их реализация благотворно скажется на динамике развития в нашей стране малого предпринимательства. [8, с.9-с.11]
Ежегодно возрастает финансовая поддержка малого предпринимательства. В настоящее время существуют две программы на федеральном уровне. Первую осуществляет Министерство Финансов Российской Федерации за счет средств бюджета. Эта программа софинансируется регионами и направлена на создание региональных и муниципальных бизнес — инкубаторов, технопарков, региональных венчурных фондов, а так же формирование фондов гарантирования, которые помогают малому предпринимательству получать кредиты, когда у них нет ни залогов, ни соответствующего обеспечения.
Вторую программу реализует Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и регулируются Федеральным законом «О банке развития» (№82 ФЗ, принят 17 мая 2007 года).
Внешэкономбанк действует для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности. Банк развития реализует инвестиционную, внешнеэкономическую, страховую, консультационную поддержку проектов в России и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка осуществляется по двум направлениям:
- через банки-партнеры;
- через организации инфраструктуры поддержки.
Министерство экономического развития Российской Федерации считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а так же создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого предпринимательства. [8, с.11]
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях
При организации бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по Законодательству Российской Федерации (далее -малые предприятия), следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным Законом в редакции на 01.01.2013 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации в редакции от 24.12.2010 г. №34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом в редакции от 06.12.2011 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:
1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет;
2. Бухгалтерский учет могут не вести:
а) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;
б) филиал, представительство или иное структурное подразделение, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если они ведут учет доходов и расходов в порядке установленном законодательством.
3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
4. Организации получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в праве применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.
Согласно Федеральному закону в редакции от 01.01.2013 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета признаются:
1) Факты хозяйственной жизни;
2) Активы;
3) Обязательства;
4) Источники финансирования его деятельности;
5) Доходы;
6) Расходы;
7) Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. [1, с.159] Разделом 1 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в редакции от 24.12.2010 №34н закреплено что руководитель организации может в зависимости от объема учетной информации:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
-передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру — специалисту. [6, с. 15]
Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем, им представляется право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета. [8, с.60-61]
1.4 Режимы налогообложения, применяемые субъектами малого предпринимательства
Осуществляя предпринимательскую деятельность субъекты малого предпринимательства могут применять либо общий режим налогообложения, либо специальные режимы. Следует помнить, что вид деятельности может лишить права выбора системы налогообложения. Выбор субъектом малого предпринимательства того или иного налогового режима влияет не только на порядок расчета с бюджетом по налогам и сборам, но и на организацию бухгалтерского учета.
Под общим режимом понимают совокупность налогов и сборов установленную Налоговым кодексом РФ и иными Федеральными законами и подлежащую к уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами. Этот режим выбирается организациями, планирующими высокий уровень доходности, выставление партнера счет — фактур с тем, чтобы они могли принять «входящий НДС».
Выбрав этот режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требование Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», всех Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. На предприятие так же возлагается ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее внешним заинтересованным пользователям. [8, с.44-с.45]
Наряду с общим режимом налогообложения Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения особых, отличающихся от общей системы налогообложения налоговых режимов, так называемых специальных режимов налогообложения. Их применение, предусмотрено так же государственной программой поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, и освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Статья 18 Налогового кодекса Российской Федерации определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода.
Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплено право применения субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов и упрощенных правил ведения налогового учета.
Выделяют следующие виды специальных режимов:
- Упрощенная система налогообложения;
- Единый сельскохозяйственный налог;
- Система основанная на исчислении Единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД)
Наиболее широкое применение на практике хозяйствования субъектов малого предпринимательства получили:
- Общая система налогообложения;
- Упрощенная система налогообложения;
- Единый налог на вмененный доход.
Применение специальных режимов призвано поддержать малое предпринимательство, упростить их бухгалтерский и налоговый учет и снизить налоговое бремя. [8, с. 45]
Главой 26.1 в Части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог) закреплен порядок перехода на Единый сельскохозяйственный налог (далее -ЕСХН) и определены категории организаций имеющих право применять ЕСХН.
Данная система налогообложения предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признают:
-организации и индивидуальные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов;
-сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственный производителей освобождаются от уплаты:
- налога на прибыль;
- налога на имущество;
- налога на добавленную стоимость.
От обязанности налоговых агентов по уплате налога на доходы физических лиц с выплат работников освобождения нет.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов., Налоговым периодом признается календарный год., Отчетным периодом признается полугодие., Налоговая ставка установлена в размере 6% [3, с. 68]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется Главой 26.3 Части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации введенной Федеральным Законом в редакции от 25.06.2012 №104-ФЗ. [3, с.68]
В Тверской области действует Решение №109 в редакции от 23.11.2012 «О введении на территории города Твери системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» на основании которого с 2006 года в Тверской области введена система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. [5, с.45]
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
— Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
— Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров, а также не имеющие зала обслуживания посетителей;
- Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
-Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
-Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
- Оказание ветеринарных услуг;
- Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
-Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
-Оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН);
-Оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
-Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания. [5, с. 46]
Расчет налога на вмененный доход выглядит так:
НБ = БД x К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3)
где НБ — налоговая база;
БД — базовая доходность;, К1 — коэффициент-дефлятор;, К2 — корректирующий коэффициент;
ФП1, ФП2, ФП3 — значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 определяется как произведение значений базового коэффициента Кос, учитывающего влияние особенностей ведения предпринимательской деятельности в городе Твери, коэффициента Км, учитывающего место расположения объекта предпринимательской деятельности на территории города. При этом значение К2 не может быть более 1,0. [5, с.46]
Организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерской отчетности.
Организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость.[3, с. 55]
Наиболее применяемой системой налогообложения после общей системы налогообложения является Упрощенная система налогообложения. Главой 26.2 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются правила применения упрощенной системы, ограничения и порядок расчетов налога к уплате.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей.
Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;
14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом;
16) казенные и бюджетные учреждения;
17) иностранные организации;
18) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения;
Организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость.
Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения не освобождаются от обязанностей налогового агента. Они должны вести учет работников, исчисления и уплату налога на доходы физических лиц, а так же вести учет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в разрезе страховых и накопительных взносов — их начисление и уплату по каждому конкретному работнику. Кроме того обязаны предоставлять отчетность по перечисленным налогам и сборам. [8,с.187]
Объектом налогообложения признаются:
-доходы;
-доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком., Налоговым периодом признается календарный год., Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года., В случае, если объектом налогообложения признаются доходы, ставка налога составляет 6%.
В случае, если объектом налогообложения приняты доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка налога равна 15%.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
-страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде;
— расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
-платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем пункте расходов более чем на 50 процентов.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
По итогам отчетного периода организации, применяющие объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, обязаны рассчитать минимальный налог от суммы доходов полученных за отчетный период. Ставка минимального налога 1%. Если сумма налога к уплате меньше минимального налога, то уплачивается минимальный налог.
По итогам налогового периода организации сдают налоговую декларацию в налоговый орган.
Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей. Книга ведется непрерывно весь календарный год в бумажном или электронном виде.
Книга учета доходов и расходов состоит из трех разделов, которые заполняются на основании первичных учетных документов.
С 2013 года все организации, применяющие Упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет на основании Федерального закона в редакции от 01.01.2013 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». За 2012 год организации сдают налоговую отчетность по старым правилам, а именно, сдают Налоговую декларацию, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и заверяют Книгу учета доходов и расходов. Законодательством не запрещено формировать и сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год, но прямой обязанности к сдаче нет. За 2013 год организации предоставят в налоговый орган Налоговую декларацию, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и Бухгалтерскую отчетность. Книгу учета доходов и расходов заверять не нужно.
Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Субъект малого предпринимательства самостоятельно выбирает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям.
налоговый режим упрощенный система
ГЛАВА 2. Организация бухгалтерского учета и налогообложения на примере ООО «Софит»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Софит»
Объектом дипломного исследования является предприятие- Общество с ограниченной ответственностью «Софит»
ООО «Софит» зарегистрировано 29 марта 2010 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области.
Основными видами деятельности являются:
74.12.1 — Деятельность в области бухгалтерского учета
33.30-Монтаж приборов контроля и регулирования технологических процессов
45.31-Производство электромонтажных работ
64.12-Курьерская деятельность
72.30 -Обработка данных
74.50.2-Предоставление услуг по подбору персонала
Общество имеет уставный капитал в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, который внесен денежными средствами.
Система налогообложения- Упрощенная система налогообложения., Объект налогообложения- доходы, уменьшенные на величину расходов., Дата перехода на упрощенную систему налогообложения 01 января 2012 года., Учредителем и директором ООО «Софит» является Лебедева Ольга Александровна., Основные положения Учетной политики ООО «Софит» на 2013 год:
1. Установлена форма и способы ведения бухгалтерского учета на основании Федерального закона РФ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н) и Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н).
2.Установлено, что бухгалтерский учет осуществляется обособленным подразделением: Бухгалтерия.
3.Установлена компьютерная технология обработки учетной информации (1С 7.7. Бухгалтерия)
4. Утвержден следующий перечень должностных лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах:
- Директор Лебедева Ольга Александровна.
5. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в следующие сроки:
- основные средства- ежегодно в срок до 31 декабря;
- материалы — ежеквартально в срок не позднее последнего дня последнего месяца квартала;
-дебиторскую и кредиторскую задолженность — ежеквартально в срок не позднее последнего дня последнего месяца;
- прочие виды активов и обязательств- ежегодно в срок до 31 декабря.
6.Организация производит переоценку основных средств.
7. Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью.
8. Амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом.
9.Амортизационные отчисления по объектам нематериальных активов определяются линейным способом.
2.2 Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Софит»
Бухгалтерский учет ООО «Софит» ведется в соответствии с существующей нормативно-законодательной базой, Федеральным Законом в редакции от 01.01.2013 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятия, а так же с учетом Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденным Приказом Министерства Финансов РФ от 21.12.98 №64н (Далее — Типовые рекомендации).
Согласно Учетной политике ООО «Софит» учет основных средств и нематериальных активов ведется в полном объеме, амортизация начисляется линейным способом. Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства», амортизация основных средств на счете 02 «Амортизация основных средств».
На предприятии 10 апреля 2012 года принят к учету объект основных средств -компьютер. Бухгалтер ООО «Софит», на основании акта о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме ОС-1, сделала следующие проводки:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Наименование операции |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
42000-00 |
Поступил объект основных средств -Компьютер от ООО «Софт» |
|
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
51 «Расчетный счет» |
42000-00 |
Оплачен счет за покупку компьютера ООО «Софт» |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
2000-00 |
Начислена оплата работнику за монтаж компьютера |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
440-00 |
Начислен взнос на пенсионное обеспечение. Страховая часть пенсии 22% |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
102-00 |
Начислен ФФОМС с выплаты работнику за монтаж. 5,1% |
|
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Наименование операции |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
58-00 |
Начислены взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 2,9% |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
4-00 |
Начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 0,20% |
|
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
260-00 |
Удержан налог на доходы физических лиц при оплате за монтаж объекта |
|
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
50 «Касса» |
1740-00 |
Выдан расчет работнику за монтаж компьютера |
|
01 «Основные средства» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
44604-00 |
Принят к учету объект основных средств «Компьютер» по первоначальной стоимости |
|
На основании этого расчета в раздел 2 «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» Акта о приеме — передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) №1 от 10.04.2012 года вносятся сведения:
- первоначальная стоимость объекта — 44604 руб.;
- срок полезного использования -84 месяца;
- способ начисления амортизации — Линейный;
- норма начисления-14,28% в год.
Прием объекта к учету оформляется Инвентарной карточкой учета объектов основных средств по форме ОС-6 (Приложение №2) , в которой учитываются все сведения об объекте, а так же сведения о переоценках, перемещениях, ремонтах и изменениях стоимости объекта.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в учетной политике ООО «Софит» указан линейный способ расчета амортизационных отчислений.
Годовая сумма амортизации отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисляется исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ. [1,с. 153]
Так как амортизация объекта «Компьютер» начисляется линейным способом, расчет будет следующим:, Годовая норма амортизации =100%/ количество лет полезного использования, Годовая норма амортизации = 14,28%, Первоначальная стоимость объекта 44604 руб., Годовая сумма амортизации = 44604 * 14,287%= 6372 руб., Ежемесячная сумма амортизационных отчислений = 6372/12 = 531 руб., Ежемесячное начисление амортизации в ООО «Софит» оформляется проводкой
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Наименование операции |
|
26 «Общехозяйственные расходы» |
02 «Амортизация основных средств» |
531 — 00 |
Начислена амортизация на объект основных средств «Компьютер» |
|
Ремонта, доработки, выбытий объектов основных средств на ООО «Софит» не было.
Учет нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». В учетной политике ООО «Софит» указан способ начисления амортизации на объекты нематериальных активов — Линейный.
В ООО «Софит» объектом нематериальных активов является — Программа 1С 7.7. Бухгалтерия, принятая к учету 20 апреля 2012 года по акту приема-передачи нематериальных активов, срок полезного использования 24 месяца.
При принятии к учету объекта нематериальных активов бухгалтер ООО «Софит» сделала следующие проводки
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Наименование операции |
|
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
12 000-00 |
Получено право на применение объекта нематериальных активов Программа 1С. 7.7. Бухгалтерия |
|
04 «Нематериальные активы» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
12 000-00 |
Принят к учету объект нематериальных активов Программа 1С. 7.7. Бухгалтерия |
|
Принятие к учету объекта нематериальных активов оформляется Карточкой учета нематериальных активов по форме НМА-1 (Приложение №3) в которой указываются основные данные по приобретению объекта и характеристика объекта.
Амортизация начисляется линейным способом. Ежемесячная сумма амортизации по объекту нематериальных активов «Программа 1С. 7.7. Бухгалтерия» составляет 500 руб. В бухгалтерском учете отражается проводкой:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Наименование операции |
|
26 «Общехозяйственные расходы» |
05 «Амортизация нематериальных активов» |
500 — 00 |
Начислена амортизация на объект нма «Программа 1С. 7.7. Бухгалтерия» |
|
На предприятии ООО «Софит» учет материалов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету на основании товарных накладных от поставщиков, по фактической себестоимости. Налог на добавленную стоимость включается в стоимость материалов и не выделяется.
В ООО «Софит» материалы учитываются на счете 10 «Материалы». Поступление оформляется Приходным ордером (Приложение №4).
Основными материалами предприятия являются канцтовары и хозяйственные товары. Все эти материалы быстрореализуемые и согласно учетной политике списываются по факту выдачи работникам.
Поступление материалов к учету оформляется проводкой
Дебет |
Кредит |
Наименование операции |
|
10 «Материалы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Поступили материалы от поставщика |
|
Отпуск материалов работникам осуществляется с помощью Требования- накладной, на предприятии ООО «Софит» используется унифицированная форма М-11 (Приложение №5) . Контроль за остатками материалов и их расходом ведется в программе 1С: Бухгалтерии, где отслеживаются все изменения в учете материалов.
При списании материалов и определении остатков используется метод оценки запасов по средней себестоимости. В 1С 7.7. Бухгалтерия данный метод называется Взвешенная оценка (исходя из среднемесячной стоимости).
Метод прост и предполагает, что себестоимость запасов равна средней себестоимости запасов, имевшихся на начало учетного периода, и всех запасов, закупленных в этом периоде.
Формула расчета Взвешенной оценки выглядит так:
(Дебетовый остаток + Дебетовый приход) сумма / (Дебетовое остаток +Дебетовый приход) количество
Расчет средней себестоимости материалов в 1С 7.7. происходит на основании данных Карточки счета, где указываются остатки на начало периода, поступления, выбытия материалов. Рассмотрим данные в таблице 2.
Таблица 2. Карточка счета 10 «Материалы»
Карточка счета 10.1 за Январь 2013 г. ООО «Софит» |
||||||||
Дата |
Документ |
Операции |
Дебет |
Кредит |
Текущее сальдо |
|||
Счет |
Сумма |
Счет |
Сумма |
|||||
Сальдо на 01.01.2013 |
310.00 |
|||||||
20.01.13 |
Поступление МПЗ №1 |
Поступление МПЗ Карандаш Н «Секретарь» Договор №12 от 14.02.2012 г. Кол-во |
10.1 |
1,500.00 100.00 |
60.1 |
Д 1,810.00 |
||
21.01.13 |
Перемещение МПЗ №1 |
Передача в производство Бухгалтерия Карандаш Н Кол-во |
26 |
10.1 |
502.72 30.000 |
Д 1,307.28 |
||
Обороты за период |
1,500.0 |
502.72 |
||||||
Сальдо на 31.01.13 |
1,307.28 |
|||||||
В ООО «Софит» на 01.01.2013 года запас Карандашей составил 8 штук., Средняя стоимость 1 штуки Карандашей равна:
310+1500 / 8+100 = 1810/108=16 руб. 76 коп.
Следовательно стоимость запасов Карандашей на 31.01.13 равна:
78 шт*16,76 руб. = 1307 руб. 28 коп.
Стоимость израсходованных Карандашей в Январе 2013 составит:
30*16,76 руб. =502 руб. 72 коп.
В Таблице 2 наглядно показаны движения материалов за отчетный период. Как отмечалось выше, метод оценки запасов по средней себестоимости предполагает, что себестоимость запасов равна средней стоимости запасов, имевшихся на начало учетного периода и всех запасов закупленных в этом периоде. [8, с. 159]
Регулирование отношений, связанных между сотрудниками и организацией осуществляется на основании Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Трудового кодекса РФ.
Согласно Учетной политике ООО «Софит» сотрудник оформляется на работу на основании трудовых договоров. Форма оплаты труда — оклад.
При приеме на работу на работника заводится Личная карточка по форме Т-2. В которой указаны все данные о образовании, месте жительства, паспортные данные, должность, оклад. Все отпуска, повышения квалификации, изменения данных работника, изменения оклада за период работы так же отражаются в Личной карточке.
Работник предоставляет Бухгалтеру по кадрам копию паспорта, диплома об образовании, свидетельства о постановке в налоговом органе (Идентификационный номер налогоплательщика -ИНН), пенсионный номер (СНИЛС), данные о доходах с предыдущего места работы по форме 2-НДФЛ и трудовую книжку. Подписывает трудовой договор с работодателем.
В трудовой книжке работника Бухгалтер по кадрам на основании приказа о приеме на работу делает запись о приеме на работу.
Ежегодно директором ООО «Софит» утверждается штатное расписание. В котором указываются ставки окладов для каждой должности и рассчитывается сумма фонда заработной платы на основании количества человек каждой из указанных должностей и ставок окладов. Штатное расписание служит основой для формирования расходов на заработную плату на отчетный год.
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начисление и выплаты заработной платы ведется по каждому сотруднику.
В рабочем плане счетов утвержденном Учетной политикой ООО «Софит» на 2013 год предусмотрены счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Это позволяет детализировать синтетический учет заработной платы. Начисление заработной платы в бухгалтерском учете ООО «Софит» отражается по отдельным категориям работников.
На счет 25 «Общепроизводственные расходы» относят заработную плату работников не связанных с управленческой деятельностью:
- Уборщица;
-Курьер;
-Сторож.
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» учитывается заработная плата работников связанных с управленческой деятельностью:
- Директор;
- Главный бухгалтер;
- Бухгалтер по учету заработной платы;
- Бухгалтер по учету основных средств и нематериальных активов;
- Бухгалтер по расчету с поставщиками и подрядчиками;
- Бухгалтер по расчету с покупателями и заказчиками;
- Специалист по кадрам;
- Секретарь.
Учет явок работников в течении месяца ведется в Табеле учета рабочего времени. По итогам месяца на основании табеля рассчитывается заработная плата работников.
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы начислений заработной платы, т.е. наличие задолженности перед работниками. Результаты расчета фиксируются в лицевых счетах работника и в расчетной ведомости за месяц. [8, с.163]
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы заработной платы, а так же суммы удержанных налогов с доходов работников.
Организация-работодатель выступает налоговым агентом. С заработной платы удерживают Налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы начисленной заработной платы. Ставка 13% применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ — 9%, 15%, 30%, 35%.
Ставкой 35% облагаются:
- доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры;
- доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры;
-суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров.
Ставкой НДФЛ 30% облагаются доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. Ставка НДФЛ 15% действует в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. Ставка НДФЛ 9% применяется для: