Концептуальные основы внешнеэкономической деятельности

Дипломная работа

Введение

Актуальность темы исследования. В XXI веке главная задача перед страной и ее регионами будет состоять в существенном повышении экономической и социальной эффективности всех воспроизводственных процессов. Одно из важных направлений решения такой задачи на уровне местных органов власти – использование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых и других).

Очевидно, что многие из преимуществ территорий центр реализовать не может, поскольку они всегда конкретны и противоречивы. У регионов потенциально для этого больше возможностей. Поэтому самостоятельность регионов в организации внешнеэкономической деятельности будет расширяться. Под самостоятельностью понимается единство их свободы маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. В данном исследовании рассматриваются структурные аспекты региональной внешнеэкономической деятельности.

Особенностью текущего периода развития внешнеэкономической деятельности в России является то, что практически все субъекты Федерации уже во второй половине 90-х гг. приступили к формированию собственной законодательной базы для улучшения регионального инвестиционного климата, привлечения иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала региона и использование поставок импортных товаров. Учитывая возросшую внешнеэкономическую активность субъектов РФ к концу 90-х гг., обобщение опыта становления и развития механизма управления ВЭД приобретает особую актуальность, особенно для республик Северного Кавказа, где кризис 90-х гг. вызвал серьёзное обострение социально — экономической ситуации.

Это свидетельствует об актуальности темы исследования.

Объектом исследования являются регион в системе внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования выступает региональный внешнеэкономический комплекс.

Цель исследования — развитие теоретических основ и практических аспектов разработки эффективного механизма внешнеэкономической деятельности субъекта РФ.

13 стр., 6099 слов

Роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России

... разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона. Объектом исследования выступает внешнеэкономическая деятельность ОАО «НЛМК». Предметом является роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России. Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные ...

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • уточнение сущности понятия регион как субъекта Федерации;
  • исследование теоретических основ и принципов разграничения полномочий Федерации и её субъектов в управлении ВЭД и разработки региональной стратегии внешнеэкономической деятельности;
  • анализ практики разграничения полномочий в области внешнеэкономической деятельности между Федерацией и ее субъектами;
  • определение влияния экономической дифференциации регионов РФ на их внешнеэкономическую стратегию;
  • анализ экспортного потенциала регионов РФ, в т.ч.

РСО-Алания и регионального инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций;

Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных учёных в области теории региональной экономики (регионалистики), а также теории регулирования внешнеэкономической деятельности, законодательные акты в области ВЭД России и субъектов РФ. Различные аспекты формирования стратегии регионального развития нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Однако внешнеэкономический срез данной проблемы изучен меньше. Причина в том, что этот вопрос приобрел актуальность как в России, так и в зарубежных странах, сравнительно недавно (в России – в начале 1990-х годов, за рубежом – в 1980-х годах).

Управлению экономикой, в т.ч. внешнеэкономической деятельностью, посвящены работы Введенского В.Г., Воротилова В.А., Гранберга А.Г., Дульщикова Ю., Кумаковой С.В., Лексина В., Матрусова Н.Д., Мозиас П.М., Некрасова Н.Н., Позднякова А., Рыбакова Ф.Ф., Штульберга Б., а также зарубежных авторов — Хилла Э., Даттона П., Ван Дека, Остерхавина Я., Армстронга ( Armstrong H.) и Тейлора (Taylor J.).

Анализом и обобщением опыта, накопленного в развитых странах в сфере организации и стимулирования региональной внешнеэкономической деятельности, занимаются американские специалисты Тэймер Кэвусгил (Cavusgil Tamer S.) и Майкл Зинкота (Zinkota Michael R.)

Проблемы управления внешнеэкономической сферой, экспортным потенциалом и привлечением иностранных инвестиций рассмотрены в работах Баша Ю.М., Вардомского Л.П., Гумилевского А., Мухетдиновой Н.М., Сабельникова Л.В., Серёгина В.П., Сутырина С.Ф., Фаминского И.П., Халевинской Е.Д., Хвойник Л.И. и др. Однако в большинстве своём эти публикации посвящены различным аспектам становления и развития внешнеэкономических связей страны в целом, а не её отдельных регионов, причём не исследовались специфические проблемы по управлению ВЭД, в регионах с наименее благоприятными условиями развития внешнеэкономической деятельности.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, программно-целевого метода, методов логико-структурного корреляционного анализа, экономической статистики, экспертных оценок.

9 стр., 4212 слов

Маркетинг во внешнеэкономической деятельности

... и методов маркетинговых исследований во внешнеэкономической деятельности предприятия Проведенные маркетинговые исследования и полученная, проанализированная и систематизированная ... государствами; экономических факторов; факторов конкуренции, описываемых четырьмя детерминантами конкурентных преимуществ (рис. 3.1); Рис. 3.1. Виды ... современных условиях развития хозяйственной сферы жизни общества, ...

В ходя написания работы широко применялась вычислительная и компьютерная техника, новейшие программные средства- WINDOWS – 2000, Microsoft Word, при этом использовались региональные базы данных с помощью локальных сетей, общероссийские базы данных, электронные системы «Консультатнт +», «Гарант» и др.

Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Управления ВЭС Минэкономики РСО-А, Управления Уполномоченного МТ и МИД РФ по РСО-А, Северо-Осетинской таможни.

Структура работы. Структура курсовой работы определяется логикой изложения исследуемых в ней проблем и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание изложено на страницах машинописного текста, включает 7 таблиц, 2 диаграммы, список литературы, составляющий источников, а также 6 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.

Глава 1 посвящена уточнению определения «регион» в аспекте ВЭД, цели, задач и методов реализации региональной экономической политики. Содержится анализ экономической дифференциации регионов и основанной на ней региональной внешнеэкономической политики и проведен критический анализ договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами в области ВЭД и показаны направления обеспечения экономического взаимодействия центра и регионов России путем координации государственного регионального регулирования и управления ВЭД.

Во второй главе дается оценка внешнеэкономической деятельности субъектов РФ посредством анализа их экспортного потенциала и регионального инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций.

В третьей главе сформулированы предложения по совершенствованию форм и методов регулирования внешнеэкономической деятельности и разработке комплексной программы развития ВЭД региона.

В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы, вытекающие из результатов исследования.

Глава 1. Теоретические основы подходов к внешнеэкономической деятельности на уровне региона, 1.1.Регион в системе внешнеэкономических связей, 1.1.1. Понятие и признаки региона

В последнее время в экономической литературе активно исследуются региональные проблемы переходной экономики, в т. ч. возможности регионов самостоятельно выходить на внешние рынки в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако ряд вопросов требуют серьезного теоретического обоснования. Это, прежде всего более четкое определение региона как субъекта внешнеэкономической деятельности, выявление критериев оценки эффективности внешнеэкономической деятельностью и т.д.

В литературе предлагаются три основных подхода :

1) административно-хозяйственный, в соответствии с которым любая административная территория (город, область, край, республика, экономический район) рассматривается как регион;

2) экономико-географический, по которому под регионом понимается совокупность территориальных единиц, с более или менее однородными природными условиями и общей специализацией

развития производительных сил;

3) воспроизводственный, который в качестве критерия выделения регионов выделяет особенности территориального движения стоимости реализуемых продуктов и услуг, внутри- и межрегиональные пропорции воспроизводственного процесса.

18 стр., 8928 слов

Экономическая эффективность организации производства

... выход конечной продукции с единицы производственных фондов. Иногда вместо фондоотдачи может использоваться показатель фондоемкости, являющийся обратной величиной фондоотдачи. Глава2. Экономическая эффективность организации производства 2. 1 Формы эффективности организации производства Эффективность производства имеет ...

На наш взгляд, в условиях преобразования, по существу, унитарного государства в демократическую федерацию с передачей прав и ответственности по ряду вопросов экономической политики от центра республикам (областям, краям) экономическая трактовка понятия «регион» заслуживает особого внимания, т.к. в качестве объекта территориального управления в широком смысле рассматриваются не только и не столько территориальные общности, сколько определенные социально-экономические и национально-политические образования на данной территории. Именно их правильнее назвать «регионами». К числу характерных черт экономического региона относятся: во-первых, производственная общность поселений вокруг своего центра; во-вторых, относительная экономическая самостоятельность в составе народнохозяйственного комплекса, т.е. наличие региональных воспроизводственных циклов, возмещение регионом из результатов своей хозяйственной деятельности издержек по воспроизводству продукции и услуг, основных фондов и рабочей силы; в-третьих, открытость хозяйственной системы, показателем которой является соотношение ввоза в регион продукции из других регионов и вывоза продукции своего производства; в-четвертых, отраслевая специализация, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры.

На этой основе некоторые ученые считают, что именно субъекты Федерации, как исторически и объективно сложившиеся территориальные единицы, подходят под категорию «регион». Так, в ряде последних работ российских ученых под регионом понимают, в первую очередь, субъекты РФ, которым свойственны определенная политическая самостоятельность (наличие собственных законодательства и органов государственной власти), часто замкнутая и усиливающаяся в последние оды по степени закрытости экономическая система, высокая степень концентрации финансовых ресурсов (как государственных, так и корпоративных), наличие единой транспортной и социальной инфраструктуры. При этом регионы группируются по самым различным основаниям: административно-политический статус (республики, края, область и т.д.), принадлежность к федеральным округам, крупным экономическим районам, ассоциациям межрегионального экономического взаимодействия, бюджетная обеспеченность регионов (доноры и реципиенты), специализация региональной экономики т.д.

Формирование эффективной экономической, в т.ч. внешнеэкономической, стратегии региона (крупного города) требует рассмотрения не только с точки зрения изолированного региона (города) с его ресурсами (производственными, трудовыми), а более широко, как агломерацию (разумное объединение) соседних регионов или городов. Например, международное значение такого города на западном побережье США как Сан-Франциско (около 750 тыс. жителей) не было бы велико без рассмотрения всего региона залива Сан-Франциско с численностью населения более 5 млн. человек. Очевидно, базой ВЭД являются производство и люди с определенным набором знаний для осуществления этого производства.

Итак, регион, как органическая часть народнохозяйственного комплекса, представляет собой сложное системно-структурное образование, социально-экономическая форма которого отражает его воспроизводственную целостность и наличие особой целевой функции, направленной на удовлетворение общественных и региональных потребностей.

3 стр., 1013 слов

Социально-экономические проблемы развития туризма

... регионов, для которых развитие туристической инфраструктуры является единственным путем решения социально-экономических проблем; уменьшить техногенное влияние функционирование транспортных коридоров на окружающую природную среду; ... и ассортимента услуг. 2. Социально-экономические проблемы развития туризма на Украине Перспектива развития туризма в Донецком регионе есть и подтверждением этому является ...

Разрушение монополии внешней торговли в середине 80-х годов позволило рассматривать регионы как субъекты самостоятельной ВЭД.

1.1.2. Региональная экономическая дифференциация

Региональная политика в сфере ВЭД должна основываться на региональной экономической дифференциации. Одним из основных критериев экономической дифференциации регионов является объем и структура производства.

При определении внешнеэкономической самостоятельности региона необходимо учитывать 4 важнейших фактора:

  • отраслевая специализация региона, связанная с особенностями его природно-ресурсного потенциала и отражающая экспортные возможности;
  • доля федеральной собственности, в первую очередь в оборонной промышленности, а также в транспортной и энергетической инфраструктуре экономики;
  • географическое положение, обуславливающее различия в транспортных издержках и других затратах;
  • политическая стабильность.

Территориальные особенности динамики промышленного, в т.ч. экспортного производства определяются целями регионального развития и характеризуются темпами и характером изменений в объеме производства, а также степенью его устойчивости. Так, например, экономика сибирских регионов была ориентирована вследствие их природных богатств, географического положения, особенностей исторического развития на снабжение сырьем, энергоресурсами центральных районов страны. В 90-е годы сырьевая специализация ряда регионов РФ усилилась. Благополучие регионов стало зависеть от условий функционирования ограниченного круга отраслей: Тюменской области- от нефтяной и газовой промышленности, Кемеровской- от угольной промышленности, черной и цветной металлургии и т.д. С одной стороны, поскольку сырье может быть реализовано на внешнем рынке, в указанных регионах меньше экономический спад, сохраняются рабочие места, довольно высок уровень заработной платы. С другой стороны, экономика регионов стала более уязвимой, зависимой от небольшого числа внешних факторов. Очевидно, что нефть и другие сырьевые ресурсы являются главными экспортными товарами России. Это предполагает сохранение сырьевого профиля ряда регионов, ориентацию в его развитии на сложившиеся отрасли специализации. Следует учитывать, что экономический рост в этих условиях будет ограничен динамикой спроса на мировом и внутреннем рынках и ухудшением условий производства сырья. Следовательно, без диверсификации местного производства по мере исчерпания природных ресурсов ресурсоориентированные регионы могут превратиться в регионы с депрессивной экономикой.

По условиям формирования экономической политики можно выделить 4 типа регионов:

1) опорные промышленно развитые с благоприятными условиями для самофинансирования за счет экспорта;

2) депрессивные (кризисные, нуждающиеся в коренной структурной перестройке);

3) ориентированные на самоснабжение топливом, энергией и продовольствием при невысоком уровне развития;

4) приграничные (ставшие таковыми в результате распада СССР), ориентированы на доходы от реализации услуг.

1.2.Теоретические основы управления ВЭД региона, 1.2.1. Региональная внешнеэкономическая политика

До конца 80-х гг. основой региональной экономической политики считалось «централизованное плановое размещение производительных сил», в ходе которого «размещение каждого предприятия … изучается и планируется в общей системе размещения производительных сил по стране в целом». В административно-командной системе управления делались лишь попытки (зачастую декларативные) учитывать местные особенности.

12 стр., 5517 слов

Государство как субъект экономических отношений

... из главных в обществе, поскольку государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе и в то же время само является субъектом экономических отношений. Современная экономическая роль государства ... в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно «затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов ...

В настоящее время, на наш взгляд, можно выделить три главные стратегические цели региональной экономической политики (РЭП): 1) взаимовыгодная экономическая интеграция и сотрудничество регионов страны друг с другом и другими государствами; 2) развитие и эффективное использование социально-экономического потенциала регионов; 3) повышение уровня и качества жизни населения в регионе.

Таким образом, можно определить РЭП как комплекс законодательных и экономических мероприятий федеральных и региональных органов власти и управления, направленный на решение проблем социально-экономического развития регионов, повышения уровня жизни населения, развитие экономической интеграции субъектов Федерации и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, прежде всего сопредельными.

Исходя из определения РЭП можно выделить следующие ее основные принципы:

  • учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политике;
  • перенос экономической реформы в основном на региональный уровень;
  • децентрализация процессов управления экономикой, активизация управленческой деятельности на местах;
  • регламентация полномочий и ответственности исполнительной и представительной властей в регионах;
  • перераспределение функций между Федерацией и субъектами в области разработки и осуществления структурной, финансово-бюджетной, налоговой, инвестиционной, социальной, внешнеэкономической политики;
  • разработка специальных комплексных программ развития депрессивных регионов.

Основным принципом региональной экономической политики является «неразрушительное соединение экономики и федерализма» на основе разграничения собственности, ответственности и ресурсов, признания того, что каждый регион имеет сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, а региональные органы власти должны самостоятельно принимать под свою ответственность решения с учетом собственных ресурсов в законодательно установленной сфере.

Упорядочение отношений собственности, природопользования, бюджетно-налоговых отношений предполагает четкую регламентацию взаимодействия Федеральных и территориальных органов власти и управления разных уровней между собой и с хозяйственными субъектами преимущественно на основе делегирования полномочий.

Достижение целей РЭП предполагает реализацию ряда конкретных задач. К ним, прежде всего, относятся: создание экономического механизма федеративных отношений, обеспечивающих функционирование национальной экономики как единого целого при сочетании интересов государства и отдельных его регионов; формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности; обеспечение достойного уровня и качества жизни населения за счет сглаживания различий в уровнях экономического и социального развития субъектов Федерации.

11 стр., 5348 слов

Регулирование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих ...

... ВЭД хозяйствующих субъектов на региональном уровне. представить данный материал на примере внешнеторговой деятельности Российской Федерации и Краснодарского края, ... регионов и даже отдельных предприятий, возникла острая необходимость в подготовке профессионалов, специализирующихся в области ... хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные ...

В настоящее время многие регионы не заинтересованы в производстве продукции прежней специализации из-за неплатежей, в том числе и по госзаказу. Расчет капиталовложений на строительство и реконструкцию предприятий, продукция которых обеспечивает потребности других регионов, по обоснованному мнению В.А. Воротилова, должен учитывать не только отраслевые, но и региональные инвестиции, связанные с развитием производственных мощностей вспомогательных и обслуживающих производств, социальной и экономической инфраструктуры.

При разработке РЭП необходимо учитывать объективное противоречие «эффективность — равенство» , для максимизации темпов экономического роста (эффективность) целесообразно создавать новые производственные мощности обрабатывающей промышленности в развитых районах. Однако, это усугубит неравенство регионов. Если сконцентрировать усилия на выравнивании диспропорций, то необходимо строить заводы в отсталых районах. Это приведет к снижению экономической эффективности инвестиций. Следовательно, задачи регионального выравнивания и экономического роста альтернативны и их невозможно решать одновременно. На наш взгляд, диспропорции в развитии регионов достигли такого размаха, что их преодоление с точки зрения перспективы представляется более важным, чем темпы экономического роста. Важной задачей РЭП является ее дифференциация в зависимости от типа региона.

Так, проблемные регионы ресурсного типа не испытывают дефицита в энергетических, сырьевых или природных ресурсах (вода, земельные площади для строительства и т.д.).

Основой РЭП здесь становится обеспечение региону устойчивого положения в территориальном разделении труда, привлечение инвесторов, новых технологий и методов организаций производства. Для этого предлагается создавать технополисы, свободные экономические зоны (для свободной торговли или предпринимательства), территориальные и межотраслевые консорциумы, корпорации, финансово-промышленные группы и дочерние организации транснациональных корпораций и др., использовать преимущества международного разделения труда.

На наш взгляд, регион во внешнеэкономических связях (ВЭС) как субъект международного разделения труда не совпадает с административным делением, т.е. необходимо рассматривать объединение объединением его с соседними регионами. Следовательно, и при разработке внешнеэкономической стратегии и реализации ее на уровне субъекта необходима координация планов ВЭД с соседними субъектами федерации. В связи с этим нами проведен анализ ВЭД Северо-Кавказского региона. Так, для данного региона во внешнеторговом обороте России составляет 3,8-4% в отдельные периоды. Вместе с тем экспорт отдельных сырьевых товаров является определяющим в целом для России (например, более половины экспортируемых Россией семян подсолнечника и пшеницы приходится на

Одной из задач региональной экономической политики является развитие межрегиональной и международной экономической интеграции на основе создания региональной и межрегиональной инфраструктуры (транспорт, связь, информационные сети), формирование общероссийского рынка с помощью региональных и межрегиональных ассоциаций типа «Сибирское соглашение», «Поволжье», «Северный Кавказ» и т.д., включение регионов в международное разделение труда.

20 стр., 9650 слов

Развитие государственного аудита в Российской Федерации

... регионов, так и некоторых отраслей экономики. Наиболее точное определение государственному аудиту, по моему мнению, дано председателем Счетной палаты Российской Федерации Степашиным С.В. в своей монографии ... Министерством финансов Российской Федерации. Субъекты государственного аудита, наделенные соответствующими полномочиями, - это ... анализ, а также проведение экономической и юридической экспертизы. В ...

Необходимость и значимость агломерации кавказских регионов подтверждается разработкой Северо-Кавказскими регионами в 1999 г. совместного создания единой маркетинговой системы «Северный Кавказ». Целями проекта являются:

1. Создание единого информационного пространства республик, краев и областей, входящих в ассоциацию «Северный Кавказ».

2.Создание предпосылок для усиления деловой активности хозяйствующих субъектов с целью увеличения товарооборота, стабильного роста величины добавленной стоимости и валового регионального продукта территории, как субъекта федерации, так и региона в целом.

Для новых приграничных регионов, образовавшихся в силу распада СССР на границах с Украиной, Беларусью, странами Балтии, Центральной Азии и Закавказья первоочередной задачей в этом направлении является приём и трудоустройство русскоязычного населения из ближнего зарубежья, создание новых рабочих мест, развитие трудоемких отраслей производства, дополнительной социальной инфраструктуры и т.п. Первостепенными задачами являются строительство и реконструкция в соответствующих регионах терминалов, портов и причалов для обработки экспортно-импортных грузов, аэропортов международного класса, сети авто- и

железных дорог, развитие таможенной службы и т.д.

Определение задач РЭП позволяет перейти к исследованию методов их реализации, которые определяются разграничением экономических прав и полномочий между федерацией и ее субъектами, сферы ведения федерального центра, субъектов федерации и их совместного ведения. Суть разделения полномочий центра и регионов состоит в том, что ни один из уровней власти не является посредником другого в осуществлении полномочий по отношению к гражданам страны. В каждом регионе власть федерального и регионального уровня распространяется на одни и те же юридические и физические лица, однако, при этом федеральные и региональные власти выполняют разные задачи.

1.2.2. Основные принципы и сферы разделения полномочий, между центром и субъектом Федерации в области управления внешнеэкономической деятельностью

В течение последних лет идёт активных процесс заключения до говоров и соглашений между Федерацией и её субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий. Такие Договора были подписаны с республиками Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Саха (Якутия), Коми, Чувашия. Расширения прав в области ВЭД добивались не только республики в составе России, но и отдельные области. В частности, такого рода договора и соглашения с федерацией заключили Иркутская область, Краснодарский край, Оренбургская и Нижегородская области, Свердловская область.

Как отмечалось выше, заключение подобных договоров и соглашений вызывается тем, что ни Конституция РФ, ни федеральные законы не в состоянии учесть особенности каждого из 89-ти субъектов Федерации. Договоры дают возможность подойти дифференцировано к каждому субъекту, учитывая при этом как его интересы, так и интересы государства в целом. Именно эти договора содержали конкретные механизмы, обеспечивающие участие субъектов РФ во внешнеэкономических связях. Конституцией и Федеральным договором установлено, что внешнеэкономические отношения, а также валютные и таможенное регулирование относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В то же время, субъекты Федерации являются самостоятельными участниками внешнеэкономических отношений, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

29 стр., 14035 слов

Конституционный суд Российской Федерации и правовая защита конституционного ...

... политические, социальные, экономические и моральные ценности общества, основываясь на Конституции. Для этих целей государство создает специальные органы конституционного контроля, а именно Конституционный Суд Российской Федерации. Реализация основ конституционного строя не осуществлена ...

Однако на наш взгляд, заключение таких договоров в индивидуальном порядке следует рассматривать как крайнее и не эффективное средство урегулирования взаимоотношений, дополнительный, компенсационный инструмент для учета специфики развития тех или иных регионов. Индивидуальный характер отношений «Регион-Федерация» в сфере ВЭД присущ переходному периоду становления механизма государственного регулирования. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность является практически единственной сферой в части не прямого действия федеральных законов, а «переговорного процесса» с каждым субъектом Федерации. Характерно, что Республики, субъекты Федерации, первыми (1994г.) начали этот процесс, т.е. они являлись самым активным сторонником самостоятельности и включения регионов в МРТ.

Как правило, договоры о разграничении полномочий, а также соглашения в области международных и внешнеэкономических связей передают субъектам Федерации следующие полномочия:

  • заключение соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными единицами иностранных государств, министерствами и ведомствами (договора с республикой Саха (Якутия), Свердловской областью, ст.13);

1. участие в деятельности международных организаций и фондов (договор с Татарстаном, ст.11; Башкортостаном, ст.14;, Северной Осетией, ст.3);

2. создание региональных страховых и залоговых фондов для привлечения иностранных займов и кредитов (соглашение с Сахалинской обл., ст.2);

3. содержание региональных представителей при торгпредствах РФ в иностранных государствах по согласовании с федеральными органами исполнительной власти, на которых возложена координация и регулирование международных и внешнеэкономических связей региона (там же);

4. разработка и осуществление политики привлечения иностранных инвестиций для выполнения региональных программ (в ряде договоров).

К компетенции субъектов Федерации относятся:

5. содействие коммерческой деятельности предприятий и организаций субъекта РФ в зарубежных странах, предоставление гарантий и дополнительных льгот участникам ВЭД за счет собственного бюджета;

6. проектирование и организация свободных экономических зон на территории субъекта РФ в соответствии с действующим законодательством.

К совместному ведению в области ВЭД договоры о разграничении полномочий, как правило, относят защиту интересов субъектов Федерации и их учреждений, предприятий, организаций за рубежом; регулирование платежно-расчетных отношений по внешнеторговым сделкам; развитие торгово-экономических отношений с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями, непосредственно затрагивающими интересы субъектов Федерации, лицензирование инвестиций юридических лиц и субъектов Федерации за рубежом; тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении с товарами и услугами, производимых исключительно на территории субъектов Федерации; открытие на территории субъектов Федерации иностранных коммерческих представительств. Кроме того, во многих договорах закрепляется участие субъектов Федерации в разработке международных договоров России по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Так, по мнению специалистов в ведении региональных органов регулирования ВЭД должны находиться следующие функции: разработка и реализация мер по государственному субсидированию и стимулированию экспорта; выбор и управление реализацией приоритетных экспортных проектов и осуществление программы привлечения иностранных инвестиций; создание международных научно-производственных центров, технополисов, инкубаторов бизнеса. Примечательным является тот факт, что большинство руководителей государственных и негосударственных предприятий, в т.ч. конверсионных, хотели бы видеть межрегиональные и региональные организации (консорциумы, корпорации) в роли генерального подрядчика при создании и поставках за рубеж сложных технических комплексов. В целом же, участники ВЭД в регионах выступают за расширение полномочий субъектов РФ в сфере регулирования ВЭД.

Вместе с тем, на наш взгляд, неоправданно малое значение в решении данного вопроса уделено роли обучения кадров в области международных экономических отношений. Между тем, децентрализация механизма регулирования ВЭД во многом зависит от уровня квалификации и компетентности как сотрудников соответствующих органов управления, так и предприятий – участников ВЭД. В связи с этим целесообразна передача на региональный уровень многих оперативных вопросов, которые не могут решить сами предприятия. Их должно осуществлять, на наш взгляд, не правительство, а специализированные корпорации, консорциумы и т.д., т.е.

посредническое звено управления, относящееся к хозяйстве…

**************************************************************