Авто и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы : Формирование экономического мышления студентов

Автореферат

диссертации по педагогике, на тему «Формирование экономического мышления студентов»

Новые экономические условия требуют от личности умения быстро реагировать на запросы практики, принимать нестандартные решения и удовлетворять собственные образовательные потребности, предвидеть последствия своей хозяйственно-экономической деятельности.

Среди проблем педагогики, исследующих пути совершенствования подготовки личности к жизни и деятельности в современных условиях, особое место занимают вопросы повышения эффективности обучения студентов средних специальных учебных заведений в русле и в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной экономической ситуацией в стране.

В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки подрастающего поколения к жизни в новых экономических и социокультурных условиях, формирования у них экономического мышления, готовности к продуктивной деятельности в условиях рыночной экономики.

Между тем, изучение теории и практики подготовки студентов к жизнедеятельности в стенах средних специальных учебных заведений показывает, что формирование экономического мышления в ходе образовательного процесса (особенно не профильных учебных заведений) не всегда проектируется и реализуется; отсутствует адекватное технологическое подкрепление этого процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью:

  • совершенствования качества подготовки студентов, обладающих конкурентоспособностью и готовностью к решению сложных задач в условиях рыночной экономики;
  • определения научно-педагогических основ формирования экономического мышления и разработки адекватных педагогической системы и технологии, обеспечивающих подготовку личности, отвечающей современной экономической ситуации в стране.

В психолого-педагогической литературе особого внимания в плане исследуемой проблемы заслуживают работы

A.В.Брушлинского, Л.Г.Вяткина, И.В.Дубровиной, Г.И.Железовской, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана, Г.С.Сухобской,

B.Д.Шадрикова, В.Я.Якунина и др., в которых уделяется особое внимание оптимизации мыслительной деятельности студентов в процессе организации и осуществления их познавательной деятельности.

19 стр., 9112 слов

Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования ...

... региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. ...

В процессе работы над диссертацией мы опирались на классические и современные труды по образовательным проблемам отечественных и зарубежных педагогов (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин,

Г.И.Железовская, Г.П.Корнев, В.А.Сластенин) и психологов (Б.Г.Ананьев, Д.Брунер, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже,

C.Л.Рубинштейн), основные теоретико-методологические положения которых позволили нам адекватно подойти к решению проблемы настоящего исследования.

В трудах этих авторов раскрывается сущность, диалектика и логика организации образовательного процесса средних учебных заведениях, разрабатываются теоретические основы и психологические механизмы повышения продуктивности деятельности его субъектов.

Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в решении образовательных задач в системе образования, следует отметить, что проблема формирования экономического мышления студентов является одной из недостаточно разработанных педагогических проблем.

Разработка теоретических и организационно-методических основ формирования экономического мышления личности призвана обозначить пути решения проблем, обусловленных следующими противоречиями в системе образования между:

  • изменившимися требованиями к уровню и направленности экономического мышления личности в условиях развивающихся рыночных отношений и традиционными формами обучения;
  • достижениями педагогической теории и слабой практикой их реализации в процессе экономической подготовки студентов;
  • стремлением преподавателей сформировать у старшекурсников экономическое мышление в соответствии с предъявляемыми требованиями и отсутствием достоверного технологического инструментария, обеспечивающего продуктивность данного процесса;
  • Приведенные противоречия убедительно доказывают, что проблема формирования экономического мышления личности относится к одной из актуальных задач психологической и педагогической науки.

Вышеизложенное позволило на теоретико-методологическом уровне определить проблему настоящего исследования, суть которой заключается в выявлении условий и разработке педагогической системы и технологии формирования экономического мышления студентов средних специальных учебных заведений, обеспечивающих эффективность их деятельности применительно к современной экономической ситуации.

Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость в процессе подготовки будущих профессионалов, побудили нас избрать следующую тему диссертационного исследования: «Формирование экономического мышления студентов».

Данная работа является составной частью комплексного исследования проблемы: «Развивающее обучение в школе и вузе: проблемы и перспективы» разрабатываемой кафедрой педагогики Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского (№ госрегистрации 01.960.010.424.).

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогической системы и технологии формирования экономического мышления студентов.

Объект исследования — образовательный процесс в среднем специальном учебном заведении.

24 стр., 11955 слов

Авто и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной ...

... структура экономической компетентности 1.3 Педагогические условия формирования экономической компетентности студента Выводы по первой главе Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию экономической компетентности студента в образовательном процессе вуза 2.1 Логика и задачи исследования 2.2 Комплексная программа формирования экономической компетентности студентов ...

Предмет исследования — педагогическая система формирования экономического мышления студентов.

Гипотеза исследования — процесс формирования экономического мышления студентов будет проходить успешно, если:

  • раскрыта сущность экономического мышления на основе современных достижений философской, экономической, психологической и педагогической наук;
  • определены психолого-педагогические условия и средства, оптимизирующие учебную деятельность студентов в направлении формирования экономического мышления;
  • сконструированы продуктивная система и технология формирования экономического мышления студентов, инвариантные к динамике современной социокультурной и экономической ситуации;
  • определены приоритетные направления реализации педагогической системы и технологии в образовательном процессе среднего специального учебного заведения.

Предмет, цель и гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Проанализировать состав понятийнотерминологического обеспечения процесса формирования экономического мышления студентов; уточнить сущность и выявить содержание экономического мышления личности.

2. Выявить комплекс психолого-педагогических условий, способствующих формированию экономического мышления старшекурсников.

3. Выявить дидактические тенденции достижения требуемого уровня экономического мышления у обучаемых и на их основе разработать достоверный критериальный аппарат и диагностический инструментарий для его продуктивной оценки.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили диалектический метод познания действительности, принципы системного и деятельностного подходов, учет влияния динамики социально-экономических условий на содержание образовательного процесса.

Исследование опиралось на: 1) положения общей теории мышления (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский,

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий); 2) методологическую сущность понятий личностно-ориентированного образования, непрерывность и целостность образовательного процесса (В.С.Безрукова, А.П.Беляева, Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, Г.Д.Турчин, И.В.Шевченко); 3) положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки (Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, В.И.Загвязинский,

B.В.Краевский, А.Я.Найн); 4) идеи целостности процесса общесоциального и профессионального становления личности

В.П.Жуковский, П.А.Корчемный, Г.М.Романцев, П.И.Смирнов, В.В.Шапкин).

Методы исследования определялись гипотезой и задачами решаемой проблемы: осуществлялось изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; велось педагогическое наблюдение; проводился педагогический эксперимент в естественных стационарных условиях образовательного процесса.

Использование различных методов исследования, в том числе математических, позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных показателях. Полученные данные интерпретировались и теоретически обосновывались на основе анализа и сопоставления результатов исследования.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно в течение 5 лет — с 1998 по 2002 гг. на базе Балашовского кооперативного техникума.

13 стр., 6221 слов

Генетический метод в экономическом исследовании

... К числу частных методов экономического исследования можно отнести следующие методы: экономическое наблюдение, экономический эксперимент, экономическое моделирование, экономическая индукция, построение экономических гипотез, исторический анализ хозяйственных ... и дидактического средства, а также интегрирует научное и педагогическое сообщество в рамках данной конкретной дисциплины. Логические методы ...

Первый этап (1998 — 1999 гг.) — подготовительный: изучалась литература по проблеме исследования, определялись методологические предпосылки, цели и задачи научного поиска, формулировалась гипотеза и разрабатывалась программа исследования.

Второй этап (1999 — 2001 гг.) — основной: на основе накопленного эмпирического материала проводилось теоретическое обоснование и конструировалась педагогическая система и технология формирования экономического мышления студентов. На данном этапе была реализована программа опытно-экспериментальной апробации предлагаемого методического инструментария; обобщались данные экспериментальной работы.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — заключительный’, проводилась обработка экспериментальных данных; исследовалась валидность и надежность результатов эксперимента; велась апробация материалов исследования; осуществлялось оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  • поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема формирования экономического мышления студентов, включающая психологические, дидактические и организационно-методические аспекты;
  • на основе междисциплинарного подхода раскрыта сущность и содержание понятия «экономическое мышление», дополнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс формирования экономического мышления студентов;
  • определены философские, психолого-педагогические и дидактические предпосылки для конструирования педагогической системы формирования экономического мышления студентов;
  • выявлен комплекс психолого-педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе позволит опхимизировать процесс формирования экономического мышления студентов;
  • теоретически обоснованы и спроектированы педагогическая система и технология формирования экономического мышления студентов;
  • выявлены уровни, определены критерии и предложен диагностический инструментарий оценки сформированности экономического мышления обучаемых.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в методологию проектирования личностно-развивающих образовательных систем. Внесен также вклад в модель и технологию обеспечения процессов формирования экономического мышления будущих специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты непосредственно используются в образовательном процессе средних и средних специальных учебных заведений и позволяют успешно решать вопросы формирования экономического мышления студентов:

  • результаты проведенного исследования в значительной мере способствуют реализации идей личностно-ориентированного образования;
  • выявленные качественные характеристики позволяют диагностировать процесс формирования экономического мышления студентов, эффективно влиять на совершенствование учебной деятельности студентов в условиях экономического образования;

— предложенные педагогическая система и технология формирования экономического мышления студентов и научно-методический аппарат их реализации, выводы и рекомендации, полученные по результатам исследования, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и, как следствие, оптимизировать процесс формирования экономического мышления студентов.

3 стр., 1182 слов

Маркетинговые исследования в современной экономике

... рынке или его сегменте. В последние годы в маркетинговых исследованиях стали использоваться Интернет-технологии. Они помогают ускорить сбор первичной информации для анализа быстротекущих социально-экономических процессов, делают возможными персональные ...

Освещение теоретических, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов проблемы формирования экономического мышления студентов позволяет оценить степень ее соответствия современным требованиям, определить конкретные пути, методы и способы реформирования процесса обучения в системе среднего специального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: анализом теоретических и экспериментальных работ по исследуемой проблеме, позволившим сформулировать гипотезу и определить задачи исследования; выявлением методологических, психологических и дидактических предпосылок развития исследуемой проблемы; репрезентативностью значительного фактического материала, послужившего основой для выводов и обобщений; использованием разнообразных методов исследования, адекватных предмету исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы, теоретические и практические результаты излагались на научно-методических и научно-практических конференциях в Саратове (1997-2000гг.), Балашове (2000 — 2001 гг.), Казани (1998-1999гг.), Вольске (20002001гг.).

Материалы диссертации, ее научные выводы обсуждались на научных семинарах, проводимых на кафедре педагогики Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского (2000 — 2001гг.).

Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы диссертации и ее научно-методический инструментарий используются в образовательном процессе средних специальных учебных заведений гор.Саратова и Балашова.

На защиту выносятся:

1. Комплекс психолого-педагогических условий как совокупность объективных и субъективных факторов, определяющих содержание, организационные формы и методы эффективной организации и осуществления процесса формирования экономического мышления студентов.

2. Педагогическая система и технология формирования экономического мышления студентов.

3. Научно-методический инструментарий, обеспечивающий эффективность реализации сконструированной педагогической системы и технологии в образовательном процессе средних специальных учебных заведений.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования»

выводы

1. Формирование экономического мышления студентов происходит внутри педагогической системы и продуктивной одноименной технологии, следовательно факторы его формирования могут быть выявлены только при целостном рассмотрении в единстве и взаимодействии структуры деятельности обучаемых и преподавателей.

2. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила дать научно-практическое обоснование положениям, составляющим суть выдвинутой нами гипотезы. В настоящей главе мы ставили задачу конструирования и практической проверки в естественном обучающем эксперименте соответствия сконструированной нами педагогической системы и технологии формирования экономического мышления студентов тем теоретическим положениям, которые были сформулированы в предыдущей главе.

31 стр., 15159 слов

Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических ...

... обоснованные рекомендации по повышению результативности методической работы способствуют успешной организации инновационной педагогической деятельности преподавателей управленческо-экономических дисциплин в ... методической деятельности преподавателя профессионального образовательного учреждения является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Объект методической деятельности ...

3.В процессе проведения обучающего эксперимента была доказана эффективность предложенной методики диагностики уровней сформированности экономического мышления по выделенным ранее критериям, предполагающая комплексное использование ряда методик, направленных на повышение достоверности полученного материала.

4. Комплексное использование положений диссертации и технологии позволило создать устойчивую «обратную связь», что давало возможность обеспечения постоянного наблюдения, анализа и контроля за процессом формирования экономического мышления студентов, способствовало повышению его эффективности и управляемости.

5. В процессе экспериментального внедрения технологии а) отработана последовательность подготовки и внедрения теоретических результатов в практику учебной деятельности (при изучении дисциплин экономического цикла); б) выявлена эффективность использования технологии в процессе формирования экономического мышления у обучаемых.

6. Проведенный в работе таксономический анализ позволил выявить некоторые типические особенности экономического мышления студентов, которые определяют качество их экономической подготовки, степень сформированности и направленность экономического мышления.

Завершая исследование, следует отметить, что педагогическая система и технология формирования экономического мышления студентов позволили так организовать образовательный процесс, что возрос интерес к получению экономических знаний, учебная деятельность стала приносить удовлетворение, возросла результативность, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет использовать разработанную технологию в образовательной практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования экономического мышления личности принадлежит к числу наиболее актуальных и вместе с тем малоразработанных проблем современной психолого-педагогической науки, что обусловлено, в первую очередь, нестабильностью экономической ситуации в стране, динамикой и направленностью экономических преобразований.

При этих обстоятельствах с особой силой проявляется общественная потребность во всестороннем, гармоничном развитии личности, обладающей неординарным инновационным мышлением, мобильностью в динамично меняющейся социально-экономической обстановке и конкурентоспособностью на рынке труда.

Рассмотренные в данной работе вопросы, основанные на анализе литературных источников, передового психолого-педагогического опыта и данных опытно-экспериментального исследования, позволили сделать выводы относительно проблемы формирования экономического мышления студентов.

1. Экономическое мышление представляет собой совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке экономической действительности и принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности. Осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов экономических отношений в экономическом процессе, принятии решений. Экономическое мышление представляет собой, с одной стороны, процесс и результат усвоения определенных экономических знаний посредством образования и воспитания, с другой — отражение существующих в обществе социально-экономических отношений.

14 стр., 6647 слов

Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики

... экономических исследований. Большинство исследований сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики. Такая специфика глобальных проблем заключается в ... общественного труда и другим социально-экономическим явлениям и процессам. В рамках глобального мышления сформировались основные выводы о: ...

В работе нами выделен ряд признаков, характеризующих современное экономическое мышление:

  • экономическое мышление (равно как и мышление вообще) всегда системно;
  • экономическое мышление воспроизводит не застывшую догматическую схему реальной познаваемой экономической действительности, а как противоречиво — исторически развивающуюся (мысленно воспроизводится история развития объективной экономической реальности и отражается ее система понятий);
  • экономическое мышление обладает способностью анализа;
  • причем, в процессе познавательной деятельности происходит мысленное расчленение познаваемого объекта на совершенно означенные компоненты системы (в нашем случае, системы экономической действительности), выступающие в мышлении в форме понятий;
  • экономическое мышление предполагает знание правил синтеза. Синтез проводится на основе изучения существенных связей между элементами познаваемой системы.

2. Анализ современной социально-экономической ситуации в стране показал, что характер рыночных преобразований обусловливает и противоречивые изменения экономического мышления. С одной стороны, все больше развиваются такие рыночные черты, как предприимчивость, самостоятельность, инициативность, гибкость, подвижность, способность действовать в условиях конкуренции; с другой — экономическое мышление приобретает негативные формы (уменьшается значение ценностей, связанных с трудовой деятельностью; свойственный российскому экономическому мышлению коллективизм постепенно оттесняется индивидуализмом, исключающим рациональное сочетание интересов личности и общества).

Экономическое мышление стало более дифференцированным, социальные группы — традиционные и новые — существенно различаются по положению, занимаемому в обществе, уровню благосостояния, экономическому поведению, оценкам происходящего.

Все это убедительно доказывает необходимость целенаправленного воздействия на личность с целью формирования у нее мышления с учетом конкретной экономической ситуации.

3. Целью образовательных структур с экономической точки зрения является, прежде всего, повышение качества подготовки выпускников к жизни в определенной социально-экономической системе, которое есть результат развития личности через освоение индивидом социокультурного опыта человечества при осуществлении им той или иной деятельности, сформированной с учетом ее учебного, развивающего и воспитывающего характера.

В основе познавательной деятельности, как и вообще человеческой деятельности, лежит взаимодействие людей как между собой, так и с окружающей макросредой. Познавая макросреду, человек изменяется сам. Поэтому поднять человека на качественно новую ступень развития может только его собственная познавательная деятельность, направленная на развитие способностей личности к поиску новых, оригинальных решений с использованием своего мыслительного потенциала применительно к новым экономическим реалиям.

Поэтому развитие системы экономического обучения и воспитания в нашей стране, формирование современного социально-ориентированного рыночного экономического мышления будет способствовать преодолению кризисных явлений, утверждению цивилизованной рыночной экономики.

2 стр., 933 слов

Проблемы природно-экономического характера

... глобальные проблемы можно разделить на три группы: проблемы природно-экономического характера; проблемы социального характера; проблемы политического и социально-экономического характера. Проблемы природно-экономического характера 1. Экологическая проблема. Интенсивная ... давление человека на биосферу. 3. Сырьевая проблема. Природные минеральные ресурсы, которые являются источником сырья для ...

4. Проведенные исследования показали, что для формирования экономического мышления личности в образовательном процессе учебных заведений необходимо прежде всего создание соответствующих объективных условий, к числу которых мы отнесли следующие:

  • целенаправленное привитие обучаемым потребности в будущей профессионально-созидательной деятельности на свое благо и на благо России;
  • воспитание у студентов экономического сознания, возрождение культурно-исторической и национальной самоидентификации, развитие потребности знать прошлое своей страны, использование национальных особенностей в формировании и развитии личности обучаемого с опорой в этом процессе на социально-экономические реалии;
  • создание поля положительного эмоционального, моти-вационного и интеллектуального напряжения;
  • развивающая среда образовательного учреждения;
  • введение в образовательный процесс учебных дисциплин, имеющих экономическую направленность;
  • реализация в образовательном процессе субъект-субъектных отношений, способствующих организации творческого взаимодействия преподавателя и обучаемых.

5. Авторский подход к проблеме формирования экономического мышления личности позволил выявить тенденции и наметить пути повышения продуктивности данного процесса. Они реализованы в новой педагогической системе, особенностью которой является то, что ее подсистемы, являясь адекватными основным компонентам познавательной деятельности, структурируют дидактические задачи и технологию формирования экономического мышления студентов.

6. Технология формирования экономического мышления студентов является процессуальной частью педагогической системы и направлена, во-первых, на стимулирование интереса, усиление мотивации, повышение культуры межсубъектных коммуникаций; во-вторых, методика работы вооружает обучающихся системой экономических знаний и умений, способов организации познавательной деятельности, средствами достижения ее адекватности поставленным оперативным и перспективным целям.

7. Экспериментальное исследование убедило нас в целесообразности выдвинутой нами гипотезы. Эффективность продвижения студентов в уровне сформированность экономического мышления, достоверность полученных выводов подтверждены данными статистической обработки материалов исследования.

На основании данных опытно-экспериментального исследования выявлено, что основные приемы и способы формирования экономического мышления студентов оказывают положительное влияние на познавательную деятельность обучающихся, что позволяет рекомендовать технологию и материалы исследования к практическому использованию в образовательном процессе.

Подводя итоги диссертационной работы, следует отметить, что настоящим исследованием отнюдь не ограничивается круг проблем, связанных с проблемой формирования экономического мышления личности.

Перспективы дальнейших исследований, на наш взгляд, могут состоять в изучении проблемы формирования экономического мышления личности как в системе вузовского образования, так и в процессе профессиональной деятельности выпускников. Разработка и исследование указанной проблематики и уровни ее изучения будут во многом определяться концепцией реформирования системы образования и развитием социально-экономических отношений в России.

24 стр., 11657 слов

Применение технологий развивающего обучения на х информатики

... по проблеме применения технологий развивающего обучения; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися; В данной работе рассматривается развивающее обучение на уроках информатики в общеобразовательной средней школе с позиции психологии, ...

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мухина, Светлана Петровна, Саратов

1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. -М, 1987.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности// Психология формирования и развития личности. М., 1981.

4. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. -М.: Наука, 1993.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968. — 328 с.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1997. -566 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1989.

8. Анкудинов Ю.А. Хозяйственный руководитель. Стиль и методы работы. -М,: Экономика, 1988.

9. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. № 1.

10. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.

11. И. Архипов A.B. Особенности и пути утверждения нового экономического мышления // Вопросы экономической теории. №3. 2000.

12. Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивацион-ной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976.

13. Ахиезер А. От прошлого к будущему. -М., 1993.

14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. -226 с.

15. Бабенков В.И. Экспертные методы в оценке качества образовательных систем. -М.: Наука, 1998.

16. Бакеев В.А., Просвиров И.С. Практика хозяйственного руководителя: психологический аспект. -М.: Знание, 1986.

17. Батышев С .Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -М.: Высшая школа, 1980. -456с.

18. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования-Свердловск: изд-во Свердл. инж.-педагогического ин-та, 1991. -268 с.

19. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика.-Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. -344с.

20. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, Зима, т.1, вып.1, 1993.

21. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т.4.

22. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. -208с.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.

24. Блинов В.М. Эффективность обучения (Методологический анализ этой категории в дидактике).

~М.: Педагогика, 1976. -192 с.

25. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание// Психология и дети. 1917. № 1.

26. Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию. -Пятигорск, 1994.

27. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. №9.

28. Бодалев A.A. Личность в общении. М, 1983.

29. Бодалев A.A. Психология личности. М., 1988.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

31. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS, 1993. №3.

32. БСЭ. Изд. 3-е, т.20. -М, 1988. -680 с.

33. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль, 1978. -298 с.

34. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие / Под ред. В.И.Журавлева. -М, Просвещение, 1988.-184 с.

35. Введенский Б.А. Энциклопедический словарь. Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1964. -С.47.

36. Ведин И.Г. Теорема личности. М., 1988.

37. Вербицкий A.A. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности// Новые исследования в психологии. Педагогика. 1977. № 1.

38. Виноградов Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М., 1922.

39. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М., 1979.

40. Воробьев Г.В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике / Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.

41. Вульфсон Б.Л. Педагогика// Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.5 1966. Т.З.

42. Выготский Л.С. Собр.соч.т.1. -М., 1982. -С.110.

43. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых: акмеоло-гические аспекты. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1994.

44. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: Жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 123-125.

45. Гельвеций К.А. О человеке. М., 1938.

46. Гельвеций К.А. Соч. М., 1974.

47. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940.

48. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Под ред. Ю.П.Адлера. -М.: Прогресс, 1976. -496 с.

49. Годник С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Советская педагогика. 1980. №9. -С.52-56.

50. Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М., 1968.

51. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. -М.: Смысл, 1997.-287с.

52. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т.З. С.24.

53. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1967.

54. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М., 1994.

55. Добролюбов H.A. Избранные педагогические произведения. М., 1952.

56. Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. -М: Экономика, 1990.

57. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М: Педагогика, 1989. -160с.

58. Железовская Г.И. Педагогика в понятиях и определениях. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. -56 с.

59. Жуковский В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «школа-военный вуз». Дисс.докт.пед.н. -Тольятти, 1999.

60. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

61. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Новая ВШ, 1992. -72 с.

62. Занков A.B. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.

63. Здравомыслов AT. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

64. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1977.

65. Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.

66. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.

67. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993. С.45-47.

68. Катульский Е.Д., Меликьян Г.Т., Злосказов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века // Социологические исследования. 1977. № 6. С.37-45.

69. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М: Знание, 1989.

70. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.,1988.

71. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день. М., 1993.

72. Козлова И.Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. М., 1975.

73. Колесникова И.А., Нагавкина Л.С., Барышников E.H. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Спб., 1994.

74. Комаров В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов. -М. 1972.

75. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. Пед.соч. -М., 1955.-С. 144-446.

76. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.

77. Константинов H.A. и др. История педагогики: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М., 1982.

78. Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964.

79. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971.

80. Краевский В.В. Методология педагогических исследований. Пособие педагога-исследователя. Самара, 1994.

81. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной педагогики. Изд-е 2-е перераб. и доп. -М., 1982.-С.129-181.

82. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985. -636 с.

83. Кроник A.A., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. № 5.

84. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М, 1972.

85. Крутецкий В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. М., 1976.

86. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980.

87. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.

88. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. -С.231.

89. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1961.-194 с.

90. Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993. -172 с.

91. Кулыгина JI.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994. №1. -С.8.

92. Кунгурцева Г.Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях// Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения: Тез. докл. науч. практ. конф. Уфа, 1993. С. 16.

93. Кустов Ю.А., Бахарев Н.П., Воронин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования. Учеб.пособие.-Тольятги, 1999. -222 с.

94. Латышев В.Л. Психолого-педагогические проблемы образовательных технологий. -М.: МАИ, 1996.

95. Лашманова Н.В., Баженова О.В. Применение корпоративных систем управления в учебном процессе при подготовке экономических кадров // Образование и бизнес. № 1.1998.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. -304с.

97. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -M.:Мысль, 1972. -575 с.

98. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. -М.: Прометей, 1996.

100. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. № 4. С.6.

101. Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии. М., 1978.

102. Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980. -280с.

103. Лошакова И.И., Чеканова Э.Е. Инновации в сфере образования. -Саратов: ПМУЦ, 2000.

104. Макконелл К., Брю С. Экономикс. —М.: республика, 1992, Т.2.

105. Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека: Сб. статей / Под ред. С.И. Никишина. М.: Изд-во МГУ, 1986.

106. Махмутов М.И. Рынок и профессиональное образование // Сов.педагогика. 1991. №5. -С.85-92.

107. Методические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Арутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Губовского. М., 1985.

108. Мир детства: Юность. М., 1982.

109. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

110. Митина JT.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).

М., 1994.

111. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю.В. Манько. СПб., 1998.

112. Молодежь: будущее России / Под ред. И.М. Ильинского. М., 1995.

113. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. -Волгоград, 1997.

114. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.,1981.

115. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьника. -М.: Педагогика, 1984. -С.69.

116. Мясникова J1. Рынок и ожидания // Вопросы экономики.-1997. № 11.

117. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. №3.

118. Обозов И.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

119. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1961.

120. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. -М.: Прогресс, 1995.

121. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № 2. -С.45-50.

122. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. М., 1965.

123. Основы научных исследований. Учебник / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. -М.: Высшая школа, 1989. -400 с.

124. Острогорский А.Н. Образование и воспитание// Избр. пед. соч. М., 1985.

125. Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания. Минск, 1994.

126. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. -М.: Просвещение, 1988. -438 с.

127. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанкского. М.: Просвещение, 1987.

128. Педагогическая энциклопедия. М., 1994.

129. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996. -512с.

130. Пинкевич А.П. Педагогика. М., 1924.

131. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. -286 с.

132. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1984. -175 с.

133. Платонов К.К. О системе психологии. -М., 1972. -216 с.

134. Плотникова Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1993.

135. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.

136. Протопопов А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Советская педагогика. 1953. № 5.

137. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я.Батышева. -М.: Профессиональное образование, 1997.

138. Прохоров A.M. Советский энциклопедический словарь.-М.: Сов. энциклопедия, 1984.

139. Психологический словарь/ Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

140. Психология / Под ред. А.Г.Ковалева и др. -М., 1966. -С.426.

141. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. -С. 113-114.

142. Психология личности и образ жизни: Сб. статей / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

143. Психология развивающейся личности/ Под ред. A.B. Петровского. М, 1987.

144. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдшейна. М., 1987.

145. Радаев В.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4.

146. Развитие личности ребенка. М., 1987.

147. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.

148. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. -М.: Высшая школа, 1990. -112 с.

149. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. —М.: изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993. -608 с.

150. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М., 1946. -704 с.

151. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

152. Рубинштейн C.JT. Проблемы общей психологии. -М., 1976.-416 с.

153. Рудик П.А. Психология. -М., 1964. -С.409.

154. Руткевич Е.Д. Социальная ориентация выпускников основной школы// Социологические исследования. 1994. № 12. С.53-59.

155. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. M.,1989.

156. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS, Осень, т.1, вып.З, 1993.

157. Самцов С.К., Черный Д.М. Познай Родину, воспитай себя. Минск, 1983.

158. Сапожинский В.А. Состояние и перспективы развития профессиональной подготовки офицеров ВС РФ в условиях реформы военного образования // Материалы межвузовского научно-практического семинара. -М., 1992. -282 с.

159. Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. № 1.

160. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. —М.: Народное образование, 1998.

161. Симбирцев В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х годов// Социологические исследования. 1988. №6. С.106-107.

162. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

163. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

164. Сластенин В.А., Подымова JÏ.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

165. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск: Народная асвета, 1978.

166. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование. 1961. № Ю.

167. Толковый словарь живого русского языка. Т.4., 1964. —С.404-405.

168. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.

169. Тугаринов В.П. Личность и общество. М, 1965.

170. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М,1950.

171. Фейдисмен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М, 1991. Вып. 1-2.

172. Фейдисмен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып.3-4.

173. Фесбендер К., Манфред X., Майер О. Элементы социальной рыночной экономики. -Баден-Баден, 1994.

174. Филиппов A.B. и др. Производственная социология, психология и педагогика. -М., 1989. -264 с.

175. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.,1985.

176. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. — М.:Политиздат, 1987. — 590 с.

177. Философский энциклопедический словарь / Под ред.

178. A.Ф.Ильичева и др. -М: Советская энциклопедия, 1983. -840с.

179. Формирование личности старшеклассников / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

180. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе // история педагогической технологии: Сб.научных трудов. -М, 1992.

181. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Минск, 1967.

182. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.

183. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. 1990. № 12.

184. Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография.-Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998. Активные методы обучения. Л., ВАТТ, 1989.

185. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения / Под ред.

186. B.В.Щипанова. -Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000.

187. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

188. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемномодульного обучения: Методическое пособие. -M.: народное образование, 1996.

189. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. №2.

190. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996. -264 с.

191. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995. -544с.

192. Шукшунов В.Е. и др. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России. 1993. №4. -С.54-64.

193. Экономика: Учебник / С.Г.Землянухина, О.В.Мраморнова, А.В.Пахомова и др.; под общ.ред. С.Г.Землянухиной. -Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 2000- -672 с.

194. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

195. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. -317с.

196. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1956.

197. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М.: Высшая школа, 1986.

198. Axelrod R. Evolution of Cooperation, N.Y., 1984.

199. Milgrom P., Roberts J. Economics. Organizations and Management. N.Y., 1987.

200. Simon H.A. Rationality in Psychology and Economics // Robin H., Reder M (Ed.) Rational Choice, Chicago University of Chicago Press, 1987.