Цели:
1. Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
3. Ознакомить учащихся с основной проблемой экономики, принципами работы рынка, законами спроса и предложения.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (экономическая система, рынок, рыночная экономика, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, экономические блага, ресурсы, равновесная цена, деньги), таблица, домашняя работа.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 30 и № 31.
КАРТОЧКА № 30
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Какую роль играет совершенствование техники и технологий в развитии общества?
б) Для этого подумай и поразмысли:
- Какие технические открытия позволили человеку перейти к земледелию?
- Какие значения имеет слово «техника»?
- Как изменилась техника за последние сто лет?
- Почему секреты производства ценились и ценятся дороже самих изделий?
- Приведи примеры успешного применения новых технологий в современном мире?
- Какие страны добились наибольших успехов, применяя самые современные технологии производства?
в) Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 31
а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:
- Каковы социальные последствия НТР?
б) Для этого подумай и поразмысли:
- Как развитие техники изменило историю человечества?
- Что такое научно-технический прогресс?
- Чем научно-техническая революция отличается от научно-технического прогресса?
- Какие требования к современному человеку предъявляет НТР?
- Почему не все страны успевают за темпом современного развития передовых обществ?
- С какими проблемами столкнулся человек в ходе НТР?
- Может ли человечество отказаться от успехов НТР?
в) Сделай вывод.
Ответы на вопросы поступающих
... окончили экономический факультет НГУ. 3. Какие направления подготовки можно выбрать на экономическом факультете? Для абитуриентов, ... экономического анализа. Экономический факультет Новосибирского государственного университета и Институт экономики и организация промышленного производства ... готовит к эффективной профессиональной, научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности ...
2. Работа с классом (на выбор учителя).
а) Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
б) Продолжи фразы:
- Все человечество в его истории, современности и перспективе — …
- Человек внутри общества вступает в…
- Основными сферами жизни общества являются…
- Ступени развития общества — это…
- В современном мире Япония и США достигли уровня…
- В этих странах над производством товаров преобладает…
- Если труд — отец богатства, то его мать — …
- Секреты технологии получили официальное название…
Ответы: общество; общественные отношения; экономическая, политическая, социальная и духовная; аграрная, индустриальная и постиндустриальная; постиндустриального общества; сфера услуг; земля; «ноу хау».
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточкам № 30 и № 31, отзывы одноклассников.
III. Изучение новой темы
План:
- Потребности и ресурсы: проблема выбора.
- Факторы производства.
- Главные вопросы экономики.
- «Невидимая рука» рынка.
Задача для учащихся. Почему продавцы и покупатели находят друг друга?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1 с. 108—109. Задание для учащихся. Запиши в тетрадь список вещей, которые ты бы хотел приобрести. Ответь на вопрос: Почему человек не может удовлетворить свои потребности?
Вариант ответа:
- Перечень вещей может быть любым, все зависит от фантазии учащихся.
- Ограничивает возможность иметь все в этом списке ограниченность в денежных средствах, ресурсах, свободной рабочей силе.
- Ограниченность ставит перед человеком проблему выбора.
- Проблема выбора помогает использовать имеющиеся ресурсы наиболее рационально, экономно.
- Выбирая, человек отказывается от тех товаров и услуг, которые не играют для него роль первоочередных в данный момент.
Дополнительные вопросы:
Как человек пытается решить проблему ограниченности?
Какие ресурсы на земле практически безграничны?
От каких видов товара человек может отказаться в первую очередь? Почему?
Что называется товарами первой необходимости? Почему?
2. Работа класса по вариантам с текстом учебника 1 с. 109— 111 или с текстом учебника 2 с. 65—66.
Вариант 1. Задание для учащихся. Заполни таблицу «Факторы производства».
Вариант заполнения таблицы «Факторы производства».
Факторы производства |
Содержание факторов производства |
Земля |
Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир. |
Труд |
Рабочая сила, человек с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией. |
Капитал |
Созданный людьми фактор производства: здания, станки и машины, инструменты, деньги. |
Предпринимательство |
Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли. |
Информация |
Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производством, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности. |
Вариант 2. Задание для учащихся. Заполни таблицу «Главные вопросы экономики производства».
Вариант заполнения таблицы «Главные вопросы экономики производства».
Вопросы экономики |
Традиционная экономика |
Рыночная экономика |
Централизованная экономика |
Смешанная экономика |
Что надо производить? |
То же, что всегда |
Решает потребитель |
Установлено планом |
|
Как производить? |
Так же, как раньше |
Как выгодно производителю и потребителю |
Так как установлено государством |
|
Для кого производить? |
Для себя и для тех же |
Для потребителя |
Для заранее определенных планом и потребителей |
Общий вывод:
Производство товаров и услуг направлено предпринимателем на получение прибыли, т.е. на их продажу потребителю на рынке по наиболее выгодным для себя ценам. В условиях свободной рыночной экономики действует правило — спрос рождает предложение.
3. Задание для учащихся. Прочитай стихотворение и ответь на вопросы: Что продается на рынке? Какой тип экономической системы описан в стихотворении?
Песенка о ярмарке
Будь ты шериф или ковбой,
Иль золотоискатель, —
Давай отправимся с тобой
На ярмарку, приятель!..
Хоть и случается монет
Здесь быстрая утечка,
Но в мире не было и нет
Приятнее местечка.
Тут продается с молотка
Что только захотите —
К примеру, плавки Спартака
И лифчик Нефертити.
Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену —
Всегда найдется идиот,
Который спросит цену.
Тут вся к товар необходим
И сбыть его нетрудно,
Тут продается даже дым
С костра Джордано Бруно.
Здесь вы отыщете легко —
Хоть сей продукт и дорог!
Не только птичье молоко,
Но даже птичий творог.
Ну, словом, кто ты там ни будь,
Пусть даже сам Создатель, —
Тебе невредно заглянуть
На ярмарку, приятель!..
Филатов Леонид. Стихи, песни, пародии, сказки, пьесы, киноповести. С. 129.
Вариант ответа:
На рынке продается все, что пожелает покупатель, продавцы готовы доставить на рынок любой товар, что характерно для рыночной экономической системы.
4. Рассказ учителя о главном принципе рынка (на выбор учителя, в объеме учебника с использованием дополнительного материала) или самостоятельная работа учащихся с текстом учебника 1, с. 111-113 или с текстом учебника 2 с. 76—83. Задание для учащихся. Выпишите основные термины и понятия, сформулируйте основные правила рынка.
Вариант ответа:
Характеристика рынка — свободный обмен между продавцами и покупателями, материальная ответственность участников обмена, конкуренция.
Конкуренция — борьба между производителями за получение наибольшей прибыли. В целях увеличения доходов они снижают цены, затраты на производство товаров, улучшают качество продукции и качество обслуживания покупателей, совершенствуют и разнообразят ассортимент своих товаров. В случае если на рынке товаров не хватает, то возникает конкуренция между покупателями, и товар достанется потребителю, готовому заплатить за него наибольшую иену.
Спрос — желание и возможность потребителя купить товары или получить услуги в конкретное время и в конкретном месте. Закон спроса — чем выше цена товара, тем меньше желающих его купить и наоборот, чем ниже цена, тем больше желающих приобрести данный товар.
Предложение — это желание и возможность продать товар в конкретное время в конкретном месте. Закон предложения — чем выше цена товара, тем больше желающих его продать и наоборот, чем ниже цена товара, тем меньше желающих его производить и продавать.
Равновесная цена — цена, по которой большинство покупателей и продавцов смогут купить и продать товар по наиболее устраивающим их ценам, создается ситуация рыночного равновесия.
IV. Закрепление изученного на уроке
1. Перечисли факторы производства.
2. Почему потребности безграничны, а возможности ограничены?
3. Какая из экономических систем характеризуется натуральным хозяйством?
4. Подумай, можно ли не планировать хозяйственную деятельность?
5. Дай определения: спрос, предложение, конкуренция, равновесная цена.
V. Подведение итогов урока
1. Что является основной проблемой экономики?
2. Почему продавцы и покупатели находят друг друга?
3. Чем полезна конкуренция?
Домашнее задание
1. Прочитать § 19 учебника 1 или § 10—12 учебника 2.
2. Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:
- Можно ли решить проблему ограниченности ресурсов в экономике?
- Как рынок отвечает на главные вопросы экономики?
3. Повтори основные термины.
Дополнительный материал для учителя
Фруктовый взрыв
Соковые компании готовы развязать ценовую войну в борьбе за потребителя.
За последние пять лет сок подорожал более чем в два раза. Для сравнения: цены на пиво за то же время выросли только на 25-30%, на сигареты — на 30-50%. За бурным подорожанием соков кроется картельный сговор производителей?
Норма прибыли
Соки могут стать новым национальным напитком. По данным компании «Бизнес аналитика», прошлом году в России продали 2,3 млрд. литров сока — в 5 раз больше, чем выпивали в СССР. С 2000 года спрос растет на 20-70% в год.
Еще быстрее увеличивается цена. Пять лет назад пакет сока стоил 22-25 рублей, сейчас за него просят до 40-45 рублей. Насколько обоснованно производители поднимают стоимость?
Оказалось, что выпуск соков — весьма доходный бизнес. Тонна полуфабриката (яблочного, ананасового или апельсинового концентрата) на мировых биржах стоит около 2000 долл. Из нее получается более 4 тысяч литровых пакетов сока. Отсюда себестоимость литра -12-14 рублей, еще в 5 рублей обходится упаковка. А оптовая цена между тем составляет 30-45 рублей. Выходит, производство напитка приносит более 100% прибыли?
Производители соков утверждают, что такими доходами в их бизнесе и не пахнет. Только на рекламу уходит до 70% прибыли, а ведь приходится еще оплачивать электричество и труд персонала. «Сверхдоходов у нас нет, маржа в соковом бизнесе — от 6 до 10%. Оборудование — дорогое, стоит десятки миллионов долларов. Это не может не сказываться на себестоимости», — объясняет председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили.
Эксперты с ним согласны. «Если взглянуть на финансовые результаты соковых компаний, окажется, что доходность у них отнюдь не сверхъестественная. Например, у «Лебедянского» в 2006 году чистая прибыль составила 20% от выручки. Рентабельность сокового дивизиона «Вимм-Билль-Данн» — 8%», — подсчитывает аналитик БД «Открытие» Наталья Мильчакова.
Правда, производители «забывают» упомянуть об одной тонкости. Цены на концентрат находятся на 15-летнем пике, спровоцированном ураганами во Флориде и чередой засух в Южной Америке. Но кризис миновал: цена концентрата возвращается к привычному уровню в 1000 долларов за тонну, на котором она держалась два десятилетия — с 1980 по 2005 год. Себестоимость литрового пакета упадет до 11-12 рублей (включая пакет).
Появится «запас прочности» для снижения цен, и соковый рынок может взорваться. А желающих это сделать хоть отбавляй…
Кто первый?
За пирог размером 65 млрд. руб. разгорится нешуточная борьба.
Пока рынок делит так называемая большая четверка: АО «Лебедянский» (марки «Тонус», «Фруктовый сад», «Я»), компания «Мултон» (Rich, Nico и «Добрый»), «Вимм-Билль-Данн» (J-7, Rio Grande, «Любимый сад») и «Нидан соки» (Caprice, «Моя семья», «Чемпион»),
Основной претендент на роль «возмутителя спокойствия» — «Вимм-Билль-Данн». Хотя он был пионером, развернув первую в России линию по разливу сока из концентрата аж в 1992 году, в последние годы дела у него пошли на спад. Менеджеры хотели продать компанию французской «Данон», и развитие бизнеса запустили. Сделка не состоялась, и три года подряд компания несла убытки и теряла клиентов. Ее доля рынка снизилась с 24 до 15%.
Чтобы отыграть утраченные позиции, «Вимм-Билль-Данн» перекупил топ-менеджера у «Кока-колы». «Выбор «оружия» у него не слишком широк: реклама и снижение цен», — полагает аналитик «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина.
Но взять реванш будет непросто. Лидер АО «Лебедянский», захвативший треть российского рынка и войдя в десятку производителей соков, отнюдь не почивает на лаврах. В начале года компания объявила, что инвестирует в развитие 200 млн. долларов. «Они планируют увеличить продажи соков на 20%, в то время как рынок будет расти только на 10-12%», — отмечает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Терентьев. Как этого добиться? Лишь потеснив конкурентов.
Масла в огонь подливают и крупнейшие транснациональные корпорации с собственными планами по переделу «сочного пирога». «Кока- кола» уже поглотила третьего по величине производителя соков — российскую компанию «Мултон». По оценкам экспертов, заплатив 700 млн. долларов. Сейчас «Кока-кола» выпускает каждый пятый пакет сока в России.
Это до слез обидно ее главному конкуренту — компании «Пепси- кола», у которой до сих пор нет сокового подразделения в России. Но строить собственное предприятие и развивать бренд с нуля рискованно. Дешевле сразу приобрести «готовую долю» на рынке соков. Поэтому «Пепси» давно уже положила глаз на замыкающий «большую четверку» завод «Нидан».
Однако российские владельцы запрашивают за свою фабрику 500 млн. долл. Для иностранцев дорого. Чтобы оправдать столь высокую цену, менеджерам «Нидана» придется нарастить долю на рынке. А сделать быстро это можно, только резко понизив цены.
Пороховая бочка
Правда, пока ни один из участников «большой четверки» не решается нарушить сложившееся на рынке равновесие.
Детонатором ценовой войны может стать появление нового игрока. Претендент есть — компания «Аква Вижн», намеренная вклиниться в сложившийся рынок. Новичок вложил 150 млн. евро в строительство завода под Москвой. «В сентябре запустим третью линию, увеличив мощность до 500 млн. литров. А к 2009 году дойдем до миллиарда», — смело оперирует астрономическими цифрами президент «Аква Вижн» Станислав Одинцов. Словом, позарились на треть рынка. Как продать столько соков?
Основным козырем «Аква Вижн» могут стать лишь низкие цены.
Компания сделала первый шаг — отказалась от традиционных «тетрапаковских» (бумажных) пакетов, перейдя на пластиковые бутылки. По словам Станислава Одинцова, это снизило отпускную цену литра сока на 3-5 рублей.
Так что спокойствие на российском рынке соков обманчиво. В действительности — это пороховая бочка, наполненная амбициями производителей. Если она взорвется, то ситуация может развиваться по сценарию, который мы наблюдали с ценами на разговоры по мобильным телефонам. Покупатели от этого только выиграют — напитки подешевеют, а выбор и качество вырастут.
Гурдин Константин.