В настоящее время обеспечение занятости населения является одной из важнейших государственных задач. Во-первых, отсутствие дохода приводит к повышению преступности. Во-вторых, наличие трудовых ресурсов необходимо использовать на благо общества и государства. Общеизвестным фактом является низкий уровень рождаемости в нашей стране. Численность населения нашей страны в два раза ниже, чем в США и в полтора раза ниже, чем во Франции, Германии и Великобритании вместе взятых. При этом, следует отметить, что уровень безработицы в США выше. Он превышает отметку 10% от экономически активного населения. Если в нашей стране существует нехватка трудового потенциала, то почему мы не должны эффективно использовать имеющиеся свободные кадры. Центры занятости должны обеспечить наиболее эффективное использование трудовых ресурсов страны. На занятости населения отражаются различные экономические изменения в государстве. Экономический рост вызывает расширение производства, дополнительный набор персонала. Совместное работа рыночного и государственного механизма может оказать положительное влияние на развития экономики страны. Связи с этим проблематика изучения центров занятости населения и развития биржи труда на сегодняшний день является актуальным. Актуальность темы служит основанием для формулирования цели работы.
Цель работы – изучить особенности работы биржи труда и ее роль в регулировании рыночной экономики. На пути поставленной цели были определенны следующие задачи:
- изучить историю становления центров занятости населения;
- выявить цели, задачи и функции центров занятости населения;
- анализировать ситуацию на рынке труда;
- проанализировать деятельность центров занятости населения;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центров.
Объект исследования – роль биржи труда в экономике страны.
Предмет исследования – деятельность центров занятости населения.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическая база исследования опирается на нормативно-правовые акты, на труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы периодических изданий, а также на интернет ресурсы.
Особенности маркетинговых и социологических исследований
... находят в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований ... в этом смысле хорошие социологические исследования выступают в качестве "установочных" по отношению к маркетинговым исследованиям. Если исследователь рынка приступает к масштабному маркетинговому исследованию, ...
В ходе исследования широко применялись общенаучные, экономические, а также статистические методы исследования.
Степень научной разработанности темы. О порядки деятельности и роли центров занятости населения в своих работах описывали следующие отечественные — И. Аничкина, М. Москвиной, К.М.Оганяна, С.Смирнова, М. Стрельцова, В.И.Власова, О.М. Крапивина и др.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Предпосылки создания службы занятости населения
Лучший способ описать суть такой организации, как служба занятости населения – это суметь определить ее место прежде всего во времени, т. е. совершить исторический экскурс в прошлое и попробовать разобраться в том, что послужило причиной ее создания.
Первыми нормативными правовыми актами, так или иначе затрагивающими данную сферу, можно считать документы, которые были приняты на первой сессии Международной конференции труда в 1919 г., данными документами были Конвенция № 2 и Рекомендация № 1 по вопросам безработицы.
Эти нормативные акты определяли основные способы минимизации последствий безработицы путем трудового посредничества и страхования на случай безработицы. Одним из способов, закрепленным в Рекомендации № 1 минимизации последствий безработицы, являлось страхование на случай потери работы. Документ указывал на необходимость создания систем страхования или выплат субсидий. Указанные нормативные правовые акты установили важный принцип, заключающийся в том, что представители работников и нанимателей стали принимать участие в деятельности контор трудового посредничества. В Европе с начала века был разработан принцип муниципальной помощи в устройстве безработных, где при посредничестве государства появились первые биржи труда – конторы трудового посредничества.
С принятием Конвенции № 2 и Рекомендации № 1 многие страны придавали трудовому посредничеству статус закона и начинали процесс координации данного вида деятельности. В царской России существовало только шесть постоянных бирж труда и небольшое количество их временных отделений – корреспондентских пунктов.
19 августа 1917 г. в Российской империи был принят первый государственный закон «О биржах труда». Биржи труда открывались в городах с населением более 50 тыс. чел. Данные биржи вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда, также вели регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму. После революции Советским правительством был обнародован новый закон «О биржах труда» от 31 января 1918 г.
Отличительными чертами нового закона от предыдущего были следующие положения:
- биржи труда переходили в ведение профсоюзов;
- биржи труда учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тыс. чел.;
- управление передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих.
В нормативных актах, принятых Международной организацией труда (МОТ) начиная с 1920 г. и до начала Второй мировой войны, развивалась идея индивидуальной помощи каждому безработному. В это время в Советской России на II Всероссийском съезде комиссаров и страховых касс в мае 1918 г. было принято решение о введении экономических санкций в отношении граждан, отказавшихся от направления на работу (так называемых «отказников»), в связи с большим спросом на рабочую силу. «Отказников» лишали права на получение пособия. Интересно, что подобная практика сохраняется и сегодня.
Рынок труда и занятость населения в Российской Федерации
... : рассмотреть теоретические аспекты рынка труда; охарактеризовать социально-экономическую сущность и структуру занятости, ее принципы и уровень; определить теоретические и практические аспекты измерения занятости в экономике; проанализировать экономическую активность и занятость населения России; предложить мероприятия по совершенствованию ...
Так, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданин, отказавшийся от двух вариантов подходящей работы в течение 10 дней со 57 дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, не может быть признан безработным, а выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы.
Принятый в декабре 1918 г. советский Кодекс законов о труде (КЗоТ) впервые закрепил право на труд. Кодексом была установлена обязанность трудиться и введена трудовая повинность для всех граждан Советской Республики в возрасте от 16 до 50 лет. Также было сформулировано понятие «безработный», которым считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Государственными органами был предусмотрен учет всех работающих по найму, введена необходимость предварительной регистрации трудящихся граждан, которым предстояло увольнение (аналог современного мониторинга высвобождения работников из организаций).
Новый КЗоТ 1922 г. установил нормы и условия труда, государственные гарантии, возможности отстаивать свои интересы путем трудовых споров, вплоть до забастовки, отменил трудовую повинность.
Весной 1930 г. было объявлено о полной ликвидации в СССР безработицы. Биржи труда были преобразованы в управления кадров. Основной функцией данных организаций являлось «снабжение» народного хозяйства рабочей силой путем ее переброски и перераспределения на важные предприятия и стройки.
В 1934 г. Конференция МОТ приняла Конвенцию № 44 и Рекомендацию № 44 о безработице, которые более подробно осветили вопрос страхования на случай безработицы. Оба документа закрепили положения о принятии системы страхования. Конвенция № 44 определила категории трудящихся, имевших право на социальную помощь, уточнила условия, необходимые для получения прав на пособие, а также определила причины, по которым можно было его лишиться. В 1944 г. МОТ было принято два очень важных на тот момент документа – Рекомендация № 71 «О занятости (в переходный период от войны к миру)» и Рекомендация № 72 «О службе найма» [7] .
В первом документе ставилась цель разрешить проблемы, связанные с конверсией экономики, участием в ней демобилизованных из армии и вернувшихся из плена солдат и офицеров. Одновременно свое дальнейшее развитие получили программы общественных работ, организованные при прямом или косвенном участии служб занятости. 19 апреля 1991 г. был принят Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», что ознаменовало возрождение системы государственного регулирования занятости населения в Российской Федерации, в этом же году была создана Федеральная служба по труду и занятости населения. В указанном Законе были закреплены:
Статистико-экономический анализ занятости населения на примере Алтайского края
... рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Целью курсовой работы является проведение статистико-экономического анализа занятости населения ...
- правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения;
- гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы;
- гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами;
- социальные гарантии и компенсации безработным и т. п.
В августе 1996 г. на основе трех социальных ведомств было создано Министерство труда и социального развития РФ. На протяжении многих лет название и организационная структура данного федерального органа исполнительной власти неоднократно менялось.
Так, в 2004 г. путем присоединения к Министерству труда и социального развития РФ Министерства здравоохранения РФ было образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, однако уже к 2012 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 вновь было разделено.
Несмотря на все перипетии, возникавшие на пути становления данного государственного органа, оставались неизменными его основные функции, а именно правовое регулирование в следующих областях:
- уровень жизни и доходы населения;
- труд;
- условия и охрана труда;
- занятость населения и безработица;
- трудовая миграция;
- социальное партнерство и трудовые отношения.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты на- селения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
Роструд находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В своей деятельности Роструд решает следующие задачи:
- сбор и анализ информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
- профессиональная ориентация населения;
- назначение и выплата пособий по безработице;
- организация профессиональной переподготовки населения;
- оказание услуг в сфере поиска подходящей работы и подходящий кадров.
Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральная служба по труду и занятости показала свою эффективность в распределении и использовании человеческих ресурсов. В сложный период переходного периода. Переходя от плановой к рыночной экономике, данная структура помогла миллионам граждан, найти работу, и получить новую профессию. Сегодня Роструд оказывает государственные услуги социально незащищенным категориям граждан в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации и правовая защита конституционного ...
... основы конституционного строя Российской Федерации; 2) определить содержание гарантий конституционного строя Российской Федерации; 3) дать понятие и определить виды решений Конституционного Суда; 4) раскрыть проблемы механизма защиты конституционного строя Конституционным Судом Российской Федерации. Комплексный характер исследования выявляет необходимость обращения к трудам ...
Литература
Бондаренко Э.Н. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы для координации. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. С.62
Там же
Баранова Н.С. История трудового законодательства в России в 1917–1920 гг. 2016. №1 (174).
С. 33
Там же
Баранова Н.С. История трудового законодательства в России в 1917–1920 гг. 2016. №1 (174).
С. 33
http://uraltradeunion.ru/acts/mezdunarod/bezrabotisa.html
http://uraltradeunion.ru/acts/
Трудовое право: учебник для бакалавров: в 2-х томах. Т. I. Часть общая. М.: Прометей, 2018. С.47.