1. Публицистический стиль речи
Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).
Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (Примеры: энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Задача речи:
1) воздействовать на массовое сознание;
2) призывать к действию;
3) сообщать информацию.
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально — деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
«…Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека — лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы. Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон. (М. Горький)» Также этот стиль используют для создания особой окраски тексту, добавить определенную чувственность. Используется в разговорной речи и в литературе [28].
Фирменный стиль как элемент товарной стратегии предприятия
... фирменного стиля предприятия; показать носители фирменного стиля организации; проанализировать фирменный стиль СООО «Торговый Дом Файбертек» разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию фирменного стиля предприятия. В процессе исследования использовались ... экономической, ... часть, которая видна посетителю, клиенту, деловому партнеру. К важнейшим ее компонентам относятся фирменный стиль, ...
Согласно И.Р. Гальперину: «В системе речевых стилей современного английского языка примерно с середины XVIII века начал обособляться особый стиль, который называют публицистическим. Как и другие речевые стили, он не однороден. Выделяются две его разновидности: письменная и устная. К письменной разновидности публицистического стиля относится язык эссе, газетных статей, журнальных статей литературно-критического и общественно-политического характера, памфлеты, очерки и пр. К устной разновидности публицистического стиля относится стиль ораторской речи, а в последнее время также обзоры радиокомментаторов [5, с. 409].
Функция публицистического стиля, отличающая его от других речевых стилей может быть сформулирована следующим образом: воздействие на читателя или слушателя с целью убедить его в правильности выдвигаемых положений или вызвать в нем желаемую реакцию на сказанное не столько логически обоснованной аргументацией, сколько силой, эмоциональной напряженностью высказывания, показом тех черт явления, которые наиболее эффективно могут быть использованы для достижения поставленной цели.
Публицистический стиль занимает промежуточное место между стилем научной прозы и стилем художественной речи. Со стилем научной прозы его сближает логическая последовательность в изложении фактов, развернутость высказывания, более или менее строгое деление на логические отрезки (абзацы).
С другой стороны, публицистический стиль (в особенности эссе) имеет ряд общих черт со стилем художественной речи. Образность речи, и, в особенности, эмоциональные элементы языка, весьма характерны для публицистического стиля. Средства эмоционального воздействия, применяемые в публицистическом стиле, подчиняясь общим его закономерностям, не обладают той свежестью и субъективной окрашенностью, которые характерны для стиля художественной речи.
В публицистическом стиле образность речи носит устоявшийся характер. Метафоры, сравнения, перифразы и другие средства эмоционального воздействия берутся из общего языкового фонда выразительных средств.
Другая черта, сближающая этот стиль со стилем художественной речи, — это проявление индивидуального в изложении содержания. И здесь, конечно, степень проявления индивидуального ограничена особенностями самого стиля. В стиле газетных и журнальных статей индивидуальное меньше выступает, чем в эссе или в ораторской речи.
Третья черта публицистического стиля — краткость изложения. В некоторых его разновидностях эта черта приобретает характер особого приема. Так, в эссе краткость изложения принимает форму сентенции» [28].
Таким образом, можно сказать, что данный стиль близок к стилю научной прозы с её логической аргументацией, а также к художественному стилю по характеру воздействия. С научной прозой сближает структура: связное, логическое изложение; с расширенной системой видов связи, тщательное дробление на абзацы. С художественным стилем — использование эмоционально-окрашенной лексики и стилистически выразительных средств. Степень проявления индивидуальности (которая достигает наивысшей точки в художественном стиле) здесь намного ниже. Хотя в жанре эссе степень выше, чем, например, в газетных и журнальных статьях. Не всегда возможно провести грань между жанрами, так как их черты переплетаются. Наиболее очевидными являются ораторский стиль (речи); эссе и статья.
Научное по истории экономики
... ролики, графики и т.п.) Средний балл Примерные темы научных эссе по истории экономики – 2014 № Тема эссе: Историко-экономическое исследование научной обоснованности утверждения: Фамилия, И.О. студента 73-1 ... на стиль сочинения, однако мера экстравагантности в рассуждениях должна быть уместной, сбалансированной со здравым смыслом и уровнем зрелости человека, обретающего высшее образование. Необходимо ...
2. Жанр эссе в публицистическом стиле
Эссе — жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.
«Эссе (франц. «essey» — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» [15].
В словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно».
«Эссе — это очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическим научном виде, а в свободной форме» [17].
«Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные» [10].
Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета».
«Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности, выводов, общепринятости вопроса и т.д.».
«Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций… Автор эссе не претендует на анализ произведения, а ограничивается рассуждениями о нём, подчеркивая субъективность своего отношения» [9].
«Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному» [16].
Эссе — это жанр, в котором выражены взгляды, чувства и мысли автора. Если подобрать синоним к этому слову, то самым близким будет слово «размышление». Автор эссе размышляет на заданную тему, но не привязан к ней.
Эссе тесно связано с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относится целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека.
Суммируя известное об этом жанре, можно сказать, что в различных источниках определение жанра эссе имеет свои особенности, но все эти объяснения схожи тем, что эссе — это жанр, направленный на самораскрытие личности, на выявление внутреннего творческого потенциала.
Оцените эссе по экономике
... в рыночные отношения страны негативно влияет на её экономику, что только при свободных рыночных отношениях возможно её экономическое благополучие. Теория Я полностью согласна с автором ... данными в своих интересах; -привыкание к "жизни" в виртуальном ... бедность. Оцените эссе по экономике по ... в постиндустриальной экономикой. Электроника, информатика резко повышают возможности человека и воздействуют на все ...
2.1 Общие характеристики языка эссе как подстиля публицистического стиля
Согласно И.Р. Гальперину: «Язык эссе отличается от языка научных статей или докладов. Эссе обычно пишутся от первого лица, что даёт возможность автору очень индивидуально и эмоционально оценивать излагаемые факты и окрашивать само изложение. Часто писатель использует приём беседы с читателем. Иногда эссе принимают форму письма. Таков, например знаменитый эссе Дж. Свифта «On Style», в котором Свифт излагает своё отношение к вопросу о нормах и путях развития литературного английского языка. Форма беседы с читателем или личного письма даёт возможность эссеисту оживлять язык элементами живой разговорной речи» [5, с. 410].
Стиль эссе — непринуждённый, парадоксальный, образный и афористичный, максимально приближенный к разговорной речи. Именно в эссе каждый человек, любой профессии и взглядов может найти способ для самовыражения. Но даже и у такого свободного жанра существует главное правило: в эссе необходимо развёртывать конкретную тему так широко, чтобы не упустить ни одну точку зрения [23].
Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета.
Эссе — литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора. Размытость определений дает возможность считать, что эссе можно назвать все что угодно, не дотягивающее по профессионализму до статьи, а по художественным качествам до очерка) [7].
Эссе соединяет бытийное и личностное: жизнь вокруг нас — это одновременно и наш внутренний мир. И наоборот: спектр чувствований публициста — это отражение чувствований, рождаемых внешним миром. Поэтому в центре эссе находится не среда, увиденная глазами субъекта высказывания, а сам субъект как центр мироздания. Человек в его отношениях с действительностью — предметная основа текста.
Эссе относится к художественно-публицистическим жанрам. Именно эссе «замыкает» цепочку художественно-публицистических жанров. Этот сложный жанр взял все лучшее от других жанров газетной публицистики: информационных, аналитических, художественно-публицистических, а потому требует высокого профессионального мастерства.
Назначение жанра эссе — осмысление всего, что привлекает внимание публициста — актуальных явлений и процессов, ярких фактов. Эссе отличает высокий публицистический накал, авторское «Я», выводы и обобщения.
Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. В нем могут соединяться различные способы мировосприятия: и художественное, и научное, и религиозное, и философское. Тема эссе, как правило, полемически заострена (т.е. выводит на спор), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности. Главное — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. В отличие от очерка, статьи — в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений. Автор эссе не анализирует что-либо, а рассуждает на конкретную тему, подчеркивая субъективность своего отношения и не претендуя на исчерпывающий ответ на поставленный перед собой вопрос.
Немарксистская экономическая мысль в России в 20-е годы XX века
... потере управляемости экономикой и попытками консервативной стабилизации. Это еще более усугубило экономическое финансовое положение страны. В условиях новой политической ситуации, после августовских событий 1991 г. ... эти процессы должны были привести к усилению экономической роли пролетарского государства. Рассматривая уровень экономического развития России как средний, но тем не менее достаточный ...
Непосредственно в газетной публицистике эссе можно рассматривать как разновидность зарисовки, если оценивать родовое определение жанра с позиций, предложенных В.Д. Пельтом [14].
«Зарисовка — это картина с натуры, яркий образный этюд. Но далеко не всегда она преследует информационную цель… Это и эскиз с натуры. Это — и жанр раздумий. Таким образом, зарисовка приближается к эссе, к очерку. Это наиболее простой, первоначальный вид очеркового произведения… Правильнее рассматривать зарисовку как жанр художественно-публицистический».
Итак, мы видим, что эссе имеет ряд особенностей, которые отличают его от других жанров, оно разнообразно, поскольку включает в себя исторические и философские проблемы, автобиографические факты, искусство. Эссе характеризуется небольшим объёмом, но, в то же время, автор должен помнить, что в этом объёме должно быть заключено его авторское «Я», придерживание конкретной темы, умение налаживать контакт с читателем, используя при этом доступный язык, дабы заставить читателя думать и понимать послания автора.
2.2 Эволюция жанра эссе
Согласно А.А. Муравьёвой: «Эссе в его современном виде окончательно оформилось в в. в творчестве М. Монтеня, по сей день считающегося одним из величайших эссеистов. Монтень ввел само слово «эссе», что означало «опыт», «попытку» свершить нечто, поскольку сам он считал свое знание настолько ограниченным, что всякое словесное обсуждение того или иного предмета должно было что-то в нем открыть. Несмотря на избранный им обманчиво скромный девиз «Что я знаю?», главным предметом исследования Монтень сделал самого себя. Он хотел знать, что за человек был он сам, а через себя познать природу всего человечества. Его Опыты (1580) вне зависимости от их объема построены на ассоциативных связях и выдвинутых автором постулатах. Все они в целом раскрывают множество ипостасей этой скептичной, мудрой, человечной и удивительно проницательной личности. Эссе, таким образом, зародилось как форма личностного выражения. Как показывает пример Монтеня, его характеризуют свобода построения и легкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами.
Первым английским эссеистом в полном смысле слова был Ф. Бэкон, написавший свои Опыты (1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык. Ф. Бэкон, первым оценивший значение «Опытов» Монтеня и открытые ими перспективы, замечал, что «слово это новое, но явление древнее». Действительно, начала эссеистического стиля и эссеистической трактовки темы обнаруживаются уже в диалогах Платона, вообще — в сочинениях, где на первый план выступает личность автора, выявляющая себя индивидуальной интонацией, «голосом» и другими стилевыми элементами самовыражения и самоанализа [20].
XIX век в истории России: эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений
... века, следует начать с социально-экономического развития России конца восемнадцатого - начала девятнадцатого века. ... проверяемые произведения в благоприятном для автора смысле). ... по-прежнему преобладало. Раскрывая содержание данной темы эссе, ... стран Запада, что и продемонстрировала Крымская война. В ... хозяйства, главным из которых является его ... в ходе которой было отменено крепостное право. Манифестом от 19 ...
«Серьезное», или «формальное» эссе восходит к Дж. Мильтону. Из-под его пера выходили страстные призывы к разного рода социальным реформам, вроде установления более либеральной системы развода или введения системы гуманитарного образования. Самое знаменитое его произведение в этом жанре, «Ареопагитика» (1644), излагает аргументы в пользу свободы прессы. Главное в эссеистике Мильтона не столько чувства и впечатления автора, сколько сами излагаемые идеи.
Эссе Д. Драйдена, как и мильтоновские, серьезны по тону и выдвигают вполне конкретные идеи. В них нет той же страстности и богатства аргументации, да и посвящены они главным образом литературным темам. Драйдена часто называют отцом критического литературного эссе» [31].
2.3 Развитие эссе в веке. Творчество Дж. Аддисона и Р. Стила
Значительное развитие эссе получили в веке. В эссе начинают затрагивать более широкие вопросы общественного устройства: появляются политические эссе, эссе на морально-этические и философские темы.
Согласно И.Р. Гальперину, в веке эссе служили своего рода формой критики существенного политических и общественных порядков в стране. Они обычно появлялись на страницах журналов в виде отдельных статей. Об этом свидетельствует следующее замечание одного из эссеистов века: «We writers essays, (as they are termed) periodical papers…» [5, с. 410].
Как видно из этого высказывания, различия между эссе и периодическими изданиями вообще не делалось.
В веке эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Эссе получает форму непринужденной беседы с читателями на философские, литературные, политические темы. Эссе в морализирующей роли широко использовали французские просветители. Так, серией эссе были «Письма об английской нации» (1733 г.) Вольтера.
В конце веке эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия, хотя Б. Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой. Дж. Мэдисон с другими авторами Федералиста (1787-1788) развивал мильтоновскую традицию логичного и серьезного эссе, а В. Ирвинг стал первым крупным литературным эссеистом в истории США [22, с. 15].
В журналистике пионером жанра эссе считают журнал «Зритель», в веке приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых авторами. Первоначально жанр эссе не испытывал тематических ограничений — эссе касалось и сельского хозяйства, и театральных премьер, и политики [1, с. 302].
Согласно В.С. Муравьёву: «Журналы «Зритель» (1711-1712), «Опекун» (1713), «Англичанин» (1713-1714) издавались Дж. Аддисоном и Р. Стилом. В журналах сообщались лондонские новости, печатались анонимные эссе различных литераторов (А. Поупа «Опыт о критике», Свифта, Э. Филипса и др.), но самое большое место занимали в них очерки Аддисона («Поход» (1704), «Катон» (1713) и Стила («Нежный муж» 1705).
Журнал «Зритель» разработал форму периодически появляющегося эссе. В сущности, он стал первым автором газетной колонки. Вследствие этого эссе стали более короткими и менее серьезными. Распространение периодической печати в в. создало предпосылки для превращения эссе в один из основных газетно-журнальных жанров. Многие знаменитые писатели, такие, как Дж. Свифт, Г. Филдинг и С. Джонсон, писали эссе для газет. Несмотря на то, что большинство эссе того времени были либо политическими, либо сатирическими, субъективная эссеистика сохранилась в творчестве О. Голдсмита и лорда Честерфилда, чьи Письма к сыну (1774) своим практицизмом напоминают эссе Бэкона [8].
Экономическое развитие Германии в XX веке
... что составило более половины государственного бюджета. Цель работы: рассмотреть экономическое развитие Германии в XX веке. Экономическое развитие Германии в XX веке Экономическое положение Германии среди стран, принимавших участие в Первой мировой войне, было самым тяжелым. Объем промышленного ...
Творчество Дж. Аддисона и Р. Стила. Адиссон и Стил в своих эссе затрагивают различные темы — вопросы быта, морали, философии, человеческой природы. Любое эссе предваряет эпиграф на латинском языке — изречение древ них морализаторского характера. Но содержание эссе не было столь строгим, античная мудрость иллюстрировалась живыми сценами из жизни англичан века. Например, эссе, посвященное военным, где авторы восхваляют их благородство и мужество, открывается эпиграфом из Гомера «Листьям в дубравах лесных подобны сыны человеков» (пер. Н. Гнедича).
Восхваляя отвагу солдат, Аддисон и Стил пишут: «Сила разума, сознание долга и жажда славы…прибавьте к этому братство в опасности, благо человечества, общее дело, несомненную доблесть, и вы узнаете причины, по которым человек теряет мелочное попечение о себе» [2, c. 164].
Другое эссе, предваренное эпиграфом из Горация, критикует засилье французской лексики в английском языке. В качестве иллюстрации приводится комический эпизод с письмом сына к отцу, которое последний не смог понять из-за обилия иностранных слов.
Дж. Аддисон и Р. Стил обращаются к самым разным темам. Ряд эссе посвящен эстетическим проблемам (эстетика классицизма, юмор и остроумие, народная поэзия, поэмы Мильтона), вечным темам (добродетель, жизнь и смерть, красота).
Стихия, царящая на страницах журналов Аддисона и Стила, — стихия юмора. Автор может подшутить и над собой, и над слабостями читателей.
Таким образом, можно выделить две важнейшие составляющие эссе Аддисона и Стила: умозрительные размышления и юмористические зарисовки. Но существует и третий важнейший элемент, который в дальнейшем закрепится в английской литературной традиции, — это назидательность, стремление авторов не просто поделиться своими мыслями на определенную тему, но закончить их моральными выводами. Об этом пишет сам Аддисон в 16-м номере «Зрителя»: «…я хочу вникать в человеческие страсти и исправлять те развращенные чувства, которые порождают все эти мелкие экстравагантности» [2, c. 73]. Об этом же говорится и в 10-м номере того же журнала: «Поскольку я собрал себе столь широкую аудиторию, то не пощажу сил, чтобы сделать ее обучение приятным, а развлечение полезным. По этим причинам я буду стремиться оживлять нравственность остроумием, а ум — нравственностью» [2, c. 66].
Каждое эссе Аддисона и Стила либо заканчивается выводами морализаторского характера, либо они вплетаются в ткань повествования. Так, опубликованное в «Зрителе» эссе о битве со львом, приведенное для того, чтобы показать «основное развлечение более цивилизованной части населения Великобритании» [2, c. 72], заканчивается следующим назиданием: «Писатели часто упрекают публику за грубость вкуса, но, кажется, сейчас наш недостаток состоит не в отсутствии хорошего вкуса, а здравого смысла» [2, c. 72]. Эссе из 93-го номера «Зрителя» открывается рассуждением авторов о быстротечном времени и о людях, теряющих драгоценные мгновения. Размышления заканчиваются сентенцией о сути добродетели: «…всякий может развивать добродетель в самом общем смысле этого слова. Деятельность, связанная с обществом, займет тех, кто склонен к хлопотам, и одарит их занятиями, превосходящими бурностью своей самую разгульную жизнь. Советовать невежественным, помогать нуждающимся, утешать страждущих — наш долг» [1, c. 138]. В эссе 15-го номера авторы рассуждают об истинном счастье, которому «любезно уединение, претят блеск и суета» [1, c. 115], и счастье ложном, которое «предпочитает толпу, внимание света» [1, c. 116]. Эти рассуждения иллюстрируются описаниями образа жизни двух женщин — Аврелии, чья «жизнь столь упорядочена, молитва, трапеза, труд и развлечения чередуются столь разумно, что семья эта кажется маленьким государством» [1, c. 116], и Фульвии, которая «рачительное домоводство считает скучным и недостойным знатной дамы, а время, проведенное с семьей, она полагает потерянным впустую и видит себя удаленной от мира, если не пребывает в театре, в парке или в гостиной» [1, c. 116].
Особенности экономического развития современной России в свете ...
... и в какой степени западная теория трансформировалась в России в соответствии с реально существовавшими здесь социально-экономическими отношениями, относившимися к более низкой ступени исторического развития. В- ... распространяться в других странах и затем в начале XX в. сделалась одной из составных частей институционалистского направления современной экономической науки. В последней трети XIX в. ...
Еще одна важная характеристика эссе английских публицистов — образ автора, который является важнейшим звеном в структуре произведения. Личность автора проявляется в каждом эссе Аддисона и Стиля, мы узнаем о его пристрастиях, характере, привычках. Например, в 49-м листке «Зрителя» автор пишет: «Джентльмену, не склонному к веселым мужским сборищам или дамским гостиным, естественно искать той беседы, какую мы находим в кофейне. Там человек моего нрава — в своей стихии» [1, c. 131]. Прославление писателем новой буржуазной формации в Англии, процветающей экономики и торговли отражено в 69-м номере: «Нет в Лондоне места, какое посещал бы я так охотно, как Королевскую торговую биржу. Поскольку я англичанин, мне приносит тайную радость и тешит мое тщеславие самый вид столь пышного сборища соотечественников моих и чужеземцев… превращающих нашу столицу в рынок всея Земли» [1, c. 134].
Большинство эссе написаны от лица автора; размышляя на ту или иную тему, он раскрывает собственное «я», что, оказывается не менее важным для автора, чем донести до читателя ту или иную мысль. Вот несколько типичных начал разных эссе: «Когда я в серьезном духе, я часто гуляю один по Вестминстерскому аббатству» [1, c. 121]; «Я часто мечтаю о том, чтобы язык наш охраняли особые лица» [1, c. 165]; «Недавно, прогуливаясь по городу и предаваясь размышлениям, я заглянул в большую залу, принадлежащую банку» [1, c. 107].
Из вышесказанного следует, что в веке эссе становится ведущим жанром английской и французской журналистики. Получает своё распространение в США, становится самостоятельной литературной формой. Важную роль в развитии эссе того времени оказали Дж. Аддисон и Р. Стил. Надо отметить, что эссе Дж. Аддисона и Р. Стила — это эссе нравоучительного характера, что было связано со спецификой литературы эпохи Просвещения. Именно они начали использовать в своих эссе самые разные темы: добродетель, жизнь и смерть, красота; умело сочетать размышления с юмором, а также показывать мысли авторов, которые впоследствии влекут за собой моральные выводы. Нельзя не отметить, что образ автора — важная составляющая эссе, его взгляды близки, но не тождественны мнению писателей.
Экономика России во второй половине XVIII века: расцвет или начало ...
... Появляются изменения в социально-экономическом плане. Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века отработочная рента, а далее преобладает денежная ... магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем. Переход к наемной форме труда для помещиков ...
2.4 Развитие эссе в веке
«В первой трети в. субъективное эссе расцвело под пером таких авторов, как Ч. Лэм, У. Хэзлитт и Т. Де Куинси в Англии, а также Р.У. Эмерсон и Г.Д. Торо в США. Этот период знаменателен также расцветом ежеквартальных литературных и политических журналов, вроде «Эдинбургского обозрения» (1802) и «Ежеквартального обозрения» (1809).
Со временем тексты, печатавшиеся в них, потеряли свою личностную эссеистическую интонацию и превратились в то, что в современной журналистике называется «статьями»» [26].
«Так называемая «викторианская эпоха» (середина и конец в.) отмечена преобладанием «серьезного», или «формального» эссе. Наиболее известным из авторов этой эпохи был Т. Карлейль. Его эссе характеризовались эксцентричным литературным стилем, игрой цитатами, скрытыми аллюзиями и рваным ритмом. Уродливые стороны промышленного общества отталкивали многих авторов, в том числе Д. Рёскина и У. Патера. Одним из лучших эссеистов-викторианцев был М. Арнольд. Начав как поэт, он позднее обратился к литературной критике, а затем к критике социальной. Иногда в качестве его оппонента выступал Т. Гексли, популяризатор научных идей, в частности теории эволюции Ч. Дарвина. В отличие от Арнольда, защищавшего ценность классического образования, Гексли выступал за более широкое распространение научного образования [4].
В этой атмосфере общественных споров не оставалось места для субъективного эссе. Тем не менее, последние десятилетия в. дали миру одного из тончайших эссеистов в лице Р.Л. Стивенсона, более известного своими романами и повестями. Стивенсон умел обсуждать даже такие предметы, как дарвинизм, используя глубоко личную интонацию.
М. Твен ввел в американскую литературу конца в. новую, юмористическую разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе, с его специфическим повествователем — путаником и неумехой. Стиль Твена, его простой разговорный язык сильно повлияли на более поздних авторов» [25].
Томас Лав Пикок в своём произведении «Эссе о модной литературе» смог тонко показать состояние, социальное положение людей того времени, их интересы, роль книг, периодических изданий в то время: I. «Светская столичная зима, которая начинается весной и кончается осенью, — это сезон счастливого воссоединения всего того красочного многообразия человеческих существ, жизнь которых представляет собой постоянное развлечение во славу общественного строя. Это время всеобщего сбора, поголовной мобилизации джентльменов в корсетах и дам в коротких нижних юбках, восставших против своего смертельного врага — Времени. Это сезон опер и выставок, раутов и концертов, полуночных обедов и утренних ужинов. Во время светских мероприятий дамы и джентльмены разят своего противника сообща, однако в минуты утреннего уединения они вынуждены схватиться с врагом один на один, и в этом случае их оружие — легкие и незамысловатые книги, которые привлекают внимание, не требуя проникновения, и ублажают воображение, не пробуждая от сна разум».
IX. «Периодические издания являются немаловажной особенностью этой недолговечной литературы. Всякий, кто возьмется сравнить нынешние обозрения и журналы с обозрениями и журналами тридцатилетней давности, вне всякого сомнения, обнаружит, что современные издания отличаются от старых как гораздо более высоким общим уровнем, так и участием в них большего числа ярких дарований».
X. «Два ведущих периодических издания нашего времени — «Эдинбургское» и «Ежеквартальное» обозрения — суть органы и глашатаи двух крупнейших политических партий, вигов и тори; их обширные тиражи обусловлены не столько заметным преимуществом в знаниях либо в дарованиях над своими менее влиятельными конкурентами, сколько любопытством читателя, который жаждет узнать или угадать из этих полуофициальных органов, что замышляют две вышеупомянутые партии» [19].
В то же самое время, в руках такого великого эссеиста как Чарльза Лэма происходило развитие личностного эссе. Его «Эссе Элиа» (1823) — это дружественный стиль, легкий юмор, учтивость и изящество. Данное произведение является одним из любимых эссе всех времён. Мироощущение Ч. Лэма связано с поэтизацией прошлого как целостного, всеобщего понятия: «Древность! О дивное очарование! Что ты такое? Ведь ты все, будучи ничем! Пока ты существовала, ты не была древностью, ты была ничем, и у тебя была своя, еще более удаленная в прошлое древность, как ты ее называла, и ты озиралась на нее со слепым благоговением» [21, с. 14]. В самом ритме этого отрывка как будто отражается медленный, но неотвратимый ход времени.
Стиль Ч. Лэма по-своему богат оттенками, но это, по преимуществу, элегический стиль. В нем нет динамизма, внешней экспрессии, контрастных переходов. Созерцательность, статика — его основные мотивы. В «Очерках Элии» немало иронических зарисовок («Суждения миссис Бэттл о висте», «День всех дураков», «Слово о жареном поросенке» и др.), но даже ирония сохраняет элегический оттенок: «Я люблю дурака так искренне и естественно, как если бы был с ним в родстве и свойстве» [21, с. 49]. В очерке «Канун Нового года» преобладает не праздничный, а медитативный тон. Эмоциональный акцент сделан на том, что год уходит: «Такую тихую грусть ощущает каждый из нас при столь торжественном расставании» [21, с. 33].
Можно сделать вывод, что в веке над таким жанром как эссе работали многие представители. Каждый из них, в свою очередь, сделал свой вклад в развитие данного жанра, вносил что-то своё; были введены такие виды эссе, как формальное, субъективное и юмористическую разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе. Нельзя не отметить, что количество периодических изданий увеличивается, а тексты, печатавшиеся в них, постепенно начинают превращаться в то, что сейчас называется журналистской статьёй.
2.5 Развитие эссе в веке
Согласно И.Р. Гальперину, эссе, посвящённые моральным, этическим и философским проблемам в конце и в начале века исчезают. Очевидно, это связано с растущими требованиями более глубокого подхода к явлениям, если они подвергаются научному толкованию, чем это разрешает форма эссе [5, с. 410].
В в. очень немного писателей получили известность исключительно благодаря своей эссеистике. Среди них следует отметить Р. Линда и Э.Б. Уайта. Ирландец Линд, писавший на протяжении 1930-х годов, оставил много томов забавных и остроумных коротких эссе на самые разнообразные темы. Эссе Уайта, по большей части печатавшиеся журналом «Нью-Йоркер» в колонке редактора, были тщательно отшлифованными сатирическими картинками жизни большого города. Среди современных авторов, чья эссеистика дополняет их романы, философские произведения или стихи, следует отметить Т.С. Элиота, Б. Рассела, Дж. Сантаяну, Дж. Оруэлла, О. Хаксли, У.Х. Одена, Джойс Кэрол Оутс и А. Робб-Грийе. Блестящие субъективные эссе писали Вирджиния Вулф, Г.К. Честертон и Р. Лоуэлл [13].
В 20-м веке отмечается процесс эссеизации крупноформатных литературных жанров, приобретение таких жанровых характеристик, как небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, ориентация на разговорную речь [24, с. 334]. В целом на протяжении века в литературе возрастал удельный вес повествования от первого лица. Присутствует удаление из текста всех «лишних» элементов — превращение связанного по смыслу повествования в ряд фрагментов, или — более того — в один фрагмент [3, c. 190].
Таким образом, можно сделать вывод, что такой жанр как эссе постоянно изменялся. Начиная с века, эссе становится ведущим жанром в журналистике в Англии, Франции, США. В тот период появляются журналы, в которых люди могли узнать о событиях личного характера, пережитых авторами, о лондонских новостях: сельском хозяйстве, театральных премьерах, политики. Большую роль на развитие эссе оказали Дж. Аддисон и Р. Стил. В своих эссе они затрагивают различные темы — вопросы быта, морали, философии, человеческой природы. Благодаря Дж. Аддисону и Р. Стилу в английской литературе начали появляться умозрительные размышления и юмористические зарисовки, стремление авторов не просто поделиться своими мыслями на определенную тему, но закончить их моральными выводами.
век знаменателен расцветом ежеквартальных литературных и политических журналов, а тексты, печатавшиеся в них, потеряли свою личностную эссеистическую интонацию и превратились в то, что в современной журналистике называется «статьями». В тот период отмечено преобладание серьезного эссе (игра цитат, скрытые аллюзии и рваный ритм), субъективного эссе. Именно в веке появилась новая, юмористическая разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе (простой разговорный язык); происходит развитие личностного эссе (дружественный стиль, легкий юмор).
В веке жанр эссе приобретает такую структуру, какую мы можем встретить сейчас: небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, ориентация на разговорную речь, повествования от первого лица.
публицистический эссе жанр литературный
3. Структурные особенности эссе
Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы [29].
Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
- введение;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
Структура эссе имеет следующий вид:
1 Титульный лист
2 Введение (содержат суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; на этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования; при работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на подтемы?»
3 Основная часть (содержат теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса; данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование, исходя из имеющихся данных других аргументов и позиций по этому вопросу; в этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность, поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать предлагаемую аргументацию, анализ и использовать, где необходимо, в качестве аналитического материала графики, диаграммы и таблицы; в зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий — причина и следствие, общее и частное, форма и содержание, часть и целое, постоянство и изменчивость; в процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом; следовательно, наполняя содержанием, разделы аргументацией, необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли; хороший способ для построения эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения, это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать, такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании, эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить, их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы).
4 Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области её применения и т.д. Оно подытоживает эссе или ещё раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложенного в основной части; методы, рекомендуемые для составления заключения такие, как повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение; заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как, указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами) [29].
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в размышлениях автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во введение она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы [12].
Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: [11, с. 15].
1 Ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. В эссе на первое место выходит не факт или событие, а отношение автора к этому факту, событию или явлению, кумиру, его стиль мышления, речь. Эссе не предполагает исчерпывающего раскрытия темы. В жанре эссе главное: самовыражение автора, его личностное восприятие проблемы, явления.
В эссе, как уже было сказано, ярко выражена авторская позиция, эмоциональность изложения. Эссе — жанр субъективный, оно интересно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
2 Наличие конкретной темы либо вопроса: произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе; тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Данный жанр выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует па определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает повое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
3 Свободная композиция: эссе по своей природе устроено так, что нс терпит никаких формальных рамок, оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям.
4 Непринуждённость повествования: автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно усложненных неясных излишне «строгих» построений; исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
Отсюда можно сделать вывод, что — непринужденность фактически используется как легкость, изящество стиля, увлекательность повествования.
Парадоксальность: эссе призвано удивить читателя — это его обязательное качество; более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом; отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое; яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
6 Внутреннее смысловое единство: возможно, это один из парадоксов жанра, свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
7 Открытость: эссе остаётся незавершённым — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее её раскрытие, на полный, законченный анализ.
8 Особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.
9 Наличие образности, экспрессивности — всего, что является выражением его художественности и публицистичности. Эссеистический подход обязательно предполагает доминирование функции убеждения. Эссе путем переубеждения навязывает читателю авторскую версию, иногда завуалируя это намерение созданием иллюзии объективности.
Небольшой объем.
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
Ориентация на разговорную речь.
В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного топа. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно [6].
Таким образом, используя данный вид речи при написании эссе автору легко наладить контакт с читателем. Они как бы пожимают друг другу руку, встречаются лицом к лицу.
Согласно О.Б. Вайнштейн, в эссе «Для чего и для кого писать эссе» так определила основную цель жанра: «…Главное — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» [30].
Познавая окружающий мир, свое собственное «Я», автор соединяет различные способы постижения мира: художественный, религиозный, научный, причем, они могут чередоваться, философский.
В качестве способов постижения мира он привлекает: многочисленные примеры, строит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления.
Какой же признак эссе считать ведущим?
По словам австрийского писателя века Роберта Музиля это та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдет только ей присущий «облик-выражение», которая дает (обязательно) непредсказуемые, неожиданные выводы [27].
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о…», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам…», эссе — это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю).
То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.
Можно сделать вывод, что при написании эссе важно определить его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача эссе состоит в том, чтобы сразу захватить внимание читателя, поэтому часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе. Также немаловажно помнить, что при написании эссе необходимо использовать разговорную речь, дабы быть ближе к читателю, чтобы все мысли, идеи и эмоции автора было легко понять и прочувствовать.
Таким образом, эссе — это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др.), однако в эссе ведущая роль это личность автора, которая является важнейшим структурообразующим фактором эссе. Помимо этого, для эссе характерна особая связь со временем, повышенная актуализированность, в которой преимущественно выражено родство эссеизма и публицистики, а также экспрессивность и образность. Эссе характеризуется в функциональном плане доминированием функции убеждения — путем переубеждения навязывает читателю авторскую версию, иногда вуалируя это намерение созданием иллюзии объективности.
Список источников
1 Адисон, Дж., Эссе. Англия в памфлете / Дж. Адисон, Р. Стил // Английская публицистическая проза начала ХVIII века. — М.: Наука, 1987. — 527 c. 235.
2 Адисон, Дж., Спектейтор / Дж. Адисон, Р. Стил // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Наука, 1982. 235 с.
3 Бочаров, А. Мир осколков или мир в осколке? / А. Бочаров. — М.: 1999. — С. 190-200.
4 Бурцев, А.А. Английский рассказ конца XIX — начала веков (проблемы типологии и поэтики): дис. докт. филол. наук: 10.01.05 / А.А. Бурцев: М., 1990. — 350 с.
5 Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. — М.: Издательство литературы на английском языке, 1958. — c. 409 — 410.
6 Дифференциация жанров газетной публицистики: учебно-методическое пособие для студентов факультета и отделений журналистики. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 48 с.
7 Карнаух, Н.Л. Русская словесность / Н.Л. Карнаух. — №5. — 2000.
8 Краткая литературная энциклопедия / Под ред. В.С. Муравьева. — М., 1975. — 8 том.
9 Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1985.
- 312 с.
Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А.А Суркова. — М.: Советская Энциклопедия, 1962-1978. — 4000 c.
Литература: газета — №13. — 2000. — С. 15 — 20.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
Новое литературное обозрение: журнал — №104. — 1992. — 448 с.
Пельт, В.Д. Информационные жанры газетной публицистики / В.Д. Пельт, М.З. Тузова // хрестоматия. — М.: МГУ, 1986. — 295 с.
Советский энциклопедический словарь, 1980. — 1600 с.
Словарь иностранных слов / Под ред. Уша. — Виктория Плюс, 2004.
Словарь иноязычных слов / Под ред. Л.П. Крысина. — Эксмо, 2010. — 944 с.
Словарь литературоведческих терминов / Под ред. С.П. Белокурова. — 2007. — 320 с.
Томас, Л.П. Аббатство Кошмаров / Л.П. Томас // Усадьба Грилла Серия «Литературные памятники». — М.: 1988.
Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник. / В.Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 2002. — 437 с.
Чарльз, Л. Очерки Элии / Л. Чарльз. — М.: 1979. — С. 14, 33, 33.
Эльяшевич, А. Четыре октавы бытия / А. Эльяшевич. — №4. — 1998. — С. 15-19.
Эпштейн, М.Н. Вопросы литературы / М.Н. Эпштейн // Законы свободного жанра: журнал. — №7. — 1987.