В истории человечества можно выделить несколько этапов, которые человеческое общество последовательно проходило в своем развитии. Эти этапы различаются основным способом обеспечения обществом своего существования и видом ресурсов, использующимся человеком и играющим главную роль при реализации данного способа. К таким этапам относятся: этапы собирательства и охоты, аграрный и индустриальный. В настоящее время наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества. В них осуществляется переход к следующему этапу, который, как и соответствующее ему общество, назван информационным. В данном обществе определяющая роль принадлежит информации. Информация становится стратегическим ресурсом. Инфраструктуру общества формируют способы и средства сбора, обработки, хранения и распределения информации.
Таким образом, со второй половины ХХ века в цивилизованном мире основным, определяющим фактором социально-экономического развития общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально — информационную, информация становится не только предметом общения, но и прибыльным товаром, безусловным и эффективным современным средством организации и управления общественным производством, наукой, культурой, образованием и социально-экономическим развитием общества в целом.
Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию.
Результаты научных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и связи создали прочную базу для возникновения новой отрасли знания и производства — информационной индустрии. В мире успешно развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и компьютеризация как технология автоматизированной обработки информации. Небывалого размаха и качественного скачка достигла индустрия и технология в области телекоммуникации — от простейшей линии связи до космической. Охватывающей миллионы потребителей и представляющей широкий спектр возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее потребителей.
С технологической точки зрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) можно было бы рассматривать как очередной этап научно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового постиндустриального типа общества.
Применение информационных технологий в экономике
... и восприятие информации. Чем далее, тем чаще и в научно-производственных кругах, и даже в обывательской среде можно услышать такое понятие, как виртуальная или информационная экономика. На данный момент информационные технологии в экономике, их ...
Актуальность темы в том, ключевой тенденцией развития современной цивилизации становится последовательное возрастание роли информации и знаний в обществе. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «постиндустриальным, «информационным» или обществом, основанным на «информационной экономике».
1. Понятие экономического роста, его сущность и типы
Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост — это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового внутреннего продукта (ВВП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВВП или ростом ВВП на душу населения. Статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВВП в процентах. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.
Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации[1,с.156].
Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них, сопровождается быстрым ростом других видов продукции.
Тем не менее, при всех недостатках экономический рост остается наиболее употребляемым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостный рост).
Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий).
Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряд стран измеряет макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
Экономический рост совокупного общественного продукта бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.
Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность в обществе. Другими словами — экономический рост происходит благодаря наращиванию применяемых факторов — средств производства и рабочей силы.
Воздействие природных, социальных, экологических и социально-экономических ...
... анализа. Цель реферата - рассмотреть влияние различных факторов на организм и жизнедеятельность человека. Воздействие природных факторов на организм и жизнедеятельность ... на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на ...
Экстенсивный тип является исторически первоначальным путем расширенного воспроизводства. Экстенсивный путь, благодаря привлечению в производство все больше рабочей силы, способствует сокращению уровня безработицы, обеспечению наибольшей занятости рабочих ресурсов. Программа восстановления и поддержания в разумных масштабах полной занятости является неоспоримым средством ускорения темпов роста[10,с.67-69].
Инвестиции в человеческий капитал — важное средство повышения производительности труда.
Экстенсивный тип экономического роста позволяет быстро осваивать природные ресурсы. Но вследствие того, что использования этих ресурсов при экстенсивном типе идет нерационально происходит быстрое истощение рудников, пахотного слоя земли, полезных ископаемых. При экстенсивном экономическом росте такой показатель как материалоемкость остается фактически неизменной, а так как производство растет, то неизбежно истощается невосполнимая сырьевая база. Следовательно, приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны топлива и сырья. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов[1,с.140-154].
При интенсивном типе роста главное — повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и другого может оставаться неизменным.
Важнейший фактор интенсивного экономического роста — повышение производительности труда. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства.
Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.[5,с.24-26,30].
2. Факторы экономического роста
Экономический рост определяется рядом факторов. Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства.
Факторы производства:
- труд;
- земля;
- капитал.
Позднее трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:
- труд;
- землю;
- капитал;
- предпринимательскую способность;
- научно-технический прогресс.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Например, так труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, все эти крупные факторы являются комплексными, состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать. Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить: внешние и внутренние факторы.
Экономические ресурсы и факторы производства
... и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы; следовательно, «экономические ресурсы» - понятие более широкое, чем «факторы производства». Иными словами, факторы производства - это производящие ресурсы. ...
Например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д [12,с.280-281].
Также существует деление факторов в зависимости от характера роста (количественного или качественного):
Интенсивные факторы:
- ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.);
- повышение квалификации работников;
- улучшение использования основных и оборотных фондов;
- повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
Экстенсивные факторы:
- увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии;
- увеличение числа занятых работников;
- рост объемов потребляемого сырья, материалов и других элементов оборотного капитала.
Интенсивные факторы еще называют факторами совокупного предложения. От них зависит производство национального продукта.
Экстенсивные факторы еще называют факторами совокупного спроса. От этих факторов зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. они должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Также к факторам связанным с совокупным спросом относят и эффективное распределение ресурсов.
Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор прежде определяется численностью населения страны. Надо учесть то, что часть населения включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда. К ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д., желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу. Данный показатель затрат труда (т.е. численность занятых) не отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеком часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени.
Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития. Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы[15,с.328-329].
Другим важным фактором экономического роста является капитал — это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.
Экономический рост и экономическое развитие
... динамики экономического роста используются Экономическое развитие общий объем реального ВВП ВВП/ВНП на душу населения отраслевая структура экономики производство основных видов продукции на душу населения уровень и ... библиотека). .com – экономический портал. .Grandars.ru – раздел «экономическая теория» / макроэкономика /кризисы. не сложно Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания ...
Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов — чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и другие, где процесс накопления начался сравнительно недавно.
Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.
Но нужно сказать, что наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту[13,с.280-284,290].
Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно-технический прогресс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции, в связи с чем, при этом возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономическою роста. Также важен эффективный экономический рост. Он определяется следующими факторами:
- природные ресурсы (земля);
- капитал;
- трудовые ресурсы;
- технологии.
Каждый фактор в отдельности, а также они в совокупности определяют уровень и скорость экономического роста[2,с.].
3. Знания как фактор экономического роста
Знание сегодня занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их постоянное обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками деятельности всех субъектов хозяйствования в постиндустриальной экономике.
Ни для кого не секрет, что экономика страны развивается лучше, если высокий уровень качества образования.
Образование мощнейшим образом влияет на экономику страны, поскольку в этой сфере присутствует повышенная трудовая занятость. Кроме того, образование весьма привлекательный проект для финансовых вложений и, от части, для трудовых (поскольку именно в этой сфере мы «выращиваем» новых специалистов).
Защита информации в экономических информационных системах (ЭИС)
... системе обеспечения безопасности. 2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах угроза безопасность информация защита При разработке АИТ возникает проблема по решению вопроса безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, а также безопасности самих компьютерных информационных систем. ...
Систему высшего образования составляют неимоверные труды педагогов, преподавателей, ученых, которые не ищут выгоду в этом деле для себя.
Знания, которые ученики получают в школе, являются прочной базой для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении. Восприятие новой информации дается гораздо проще, поскольку знания представляют собой своеобразную цепочку, одно накладывается на другое, многое повторяется. Поэтому тем студентам, которые успешно усвоили школьную программу — не составляет особого труда изучение вузовской, поскольку нет «белых пятен». Считается, что хороший уровень школьного образования в разы повышает шансы на поступление в ВУЗ и, соответственно, повышает доступность высшего образования.
Обучение в высшем учебном заведении развивает в студенте способности понимания, мышления. Выпускник должен стать высококлассным специалистом, который может самостоятельно принимать решения, делать открытия, создавать нечто новое, искать новые пути решения проблем, а для этого, прежде всего, нужно его научить мыслить. И намного лучше, если этим процессом будет заниматься не только ВУЗ, но и школа, поэтому необходимо готовить такого специалиста уже со старших классов, чтобы не было, своего рода, перевоспитания.
На сегодняшний день образование имеет важнейшую производительную и политико-дипломатическую силу. Расходы на образование — не являются бюджетными затратами, это инвестиции. Люди с высшим образованием приносят более высокую долю ВВП, и такие затраты оказываются выгодными. Итак, образование занимает наиболее важное место в развитии экономики, а именно научные исследования и разработки. Институты готовят специалистов, знания которых будут соответствовать требованиям на рынке труда. Человеческие способности играют главную роль в производстве.
4. Информация как фактор экономического роста
В экономической теории постиндустриального общества в качестве фактора производства выделяют информационный фактор.
Он тесно связан с достижениями современной науки, оказывающей решающее воздействие на уровень эффективности производства, процесс подготовки квалифицированной рабочей силы и повышения потенциальных возможностей человеческого капитала.
Информация обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в систему механизмов и машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга.
Как известно, термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», изначально изложение или разъяснение. В качестве примера существует следующее определение. Информация — это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, — вот только некоторые из таких способов проявления:
- производство информации как таковой — это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
- информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
- информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
- некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
- информация — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;
- информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
- информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.
Таким образом, по мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, землю, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей)[9, с.18-19].
Основы теории экономического анализа
... Практическая работа 4. Аналитическая обработка информации с помощью методов факторного анализа (цепной подстановки, абсолютных разниц) Ответьте на тест: 1.Методика экономического анализа включает a) способы обработки экономической информации; b) рабочие этапы экономического анализа; с) ...
Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.
Наличие информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность. Теория устойчивого развития является одной из комплексных концепций и призвана решить проблему неопределенности развития макроэкономической системы в долгосрочном периоде времени. В настоящий момент эта теория бурно развивается и оставляет открытыми множество теоретических вопросов о сущности устойчивого развития и прикладных проблемах формирования модели устойчивого развития в конкретных условиях развитых и развивающихся стран.
Первоначально категория «устойчивого развития» была предложена как ответ на экологические вызовы современности и понималась в смысле сознательной направленности развития на долговременное обеспечение человечества источниками природных ресурсов при условии не разрушения окружающей среды. Однако постепенно взгляды ученых на этот вопрос стали более широкими, в связи с чем появились стимулы говорить о направленности экономического развития на удовлетворение текущих широких общественных потребностей (в чем бы эти потребности не заключались), а также на сохранение способности удовлетворять аналогичные потребности всех будущих поколений. Тем самым, теория устойчивого развития аккумулирует положения теорий экономического роста и развития и потенциально способна стать общей теорией количественного и качественного экономического развития.
Однако, несмотря на всю привлекательность теории устойчивого развития, новый глобальный кризис 2008-2009 гг. наглядно показал, что достижение модели устойчивого развития на практике пока что нереалистично. Причем особая роль в продолжительности и глубине циклических кризисов современности отводится именно информации в ее наиболее обобщенной форме ожиданий субъектов. Это говорит о необходимости более тщательного изучения сущности устойчивости и ее связи с информацией. Пока же теория устойчивого развития отличается слабой применимостью на практике, крайней фрагментированностью и противоречивостью интерпретаций (даже сам термин устойчивого развития понимается по-разному — как «самоподдерживаемое», — защищаемое», «длительное», «непрерывное», «прочное»)[16].
Экономическая теория информации говорит о том, что ценность информации заключается в росте определенности, которая может выражаться в достижении целей обладающего информацией субъекта (или, что то же самое, в минимизации расходов ресурсов на достижение заранее известных целей).
Теория экономического развития Й. Шумпетера
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. 2. К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. ...
В связи с этим информация является неотъемлемой частью плана действий субъекта. Поэтому когда речь идет о макроэкономической системе в целом, ее потребности в информации заключаются в налаживании такой институциональной структуры информационного процесса (производства, обмена, потребления информации между субъектами), которая бы обеспечивала требуемую устойчивость развития.
Однако снижение неопределенности при помощи институтов оказывается объективно затруднено фундаментальными свойствами экономической информации, таким как неисчерпаемость, неоднородность, быстрый моральный износ, а также несовершенством каналов коммуникации, разными когнитивными способностями субъектов, их специализацией в разделении труда и возможностями оппортунизма. Информация не является абсолютно определенной (детерминированной, что возможно в отсутствие случайности), полной (всеобъемлющей, что возможно в отсутствие инноваций) и симметричной (одинаково и одновременно интерпретируемой всеми субъектами).
В связи, с этим вклад информации в воспроизводство экономических систем связан с определенной стоимостью, функционирование институтов сопряжено с так называемыми трансакционными издержками, которые отражают присущую реальной экономике информационную неэффективность (неопределенность, неполноту и, как следствие, асимметрию) и являются предметом обширного направления институциональной экономики.
Заключение
Знания и информация, являются не разрывными факторами экономического роста. Знания и информация как факторы производства, крайне необходимы в современных условиях функционирования. Они обеспечивают оперативность принимаемых решений, помогают развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса. Наличие знаний и информации сокращает влияние такого внешнего фактора как неопределенность, а это в свою очередь повышает уровень экономики.
экономический рост труд знание
Список литературы
1.Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник под редакцией профессора, д.э.н. Сидоровича А.В. 2-е издание, переработанное и дополненное/Т.А. Агапова, С.В. Серегина. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008 г. с. 139-156.
2.Амосов, А. О предпосылках устойчивого экономического роста /А.О. Амосов// Экономист.- 2007.- № 10.-С.14-15.
3.Дагаев, А. А. Экономический рост и глобализация технологического развития /А.А. Дагаев// Менеджмент в России и за рубежом. — 2008.- № 1. — С.24-37.
4.Мелюхин, И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России/И. С Мелюхин// Проблемы информатики.- 2007.- № 6.- с. 18-21.
Данные, информация и знания. Экономическая информация
... далее определения всего лишь поясняют и уточняют эти категории. 1. Данные, информация и знания 1.1 Основные понятия данных, информации, знаний К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются ...
5.Мэтьюз, Р. Информационная стратегия и семиотика/Р. Метьюз// Экономические стратегии.- 2009.- Июль — август.- с. 67-69.
6.Николаева, И.П. Экономическая теория: учебник/ И.П. Николаева. — М.: Проспект, 2009.-500с.
7.Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — с. 279-293.
8. Экономика образования и управление: учебник / Под ред. В.В. Курченков. — М.: Проспект, 2012.- с. 37-39.
9.Плотницкий, М.И. Курс экономической теории: учебник/М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. — М.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003. — 496 с.
10.Хижа, Г.С. Информационное общество и его экономическая система: Сборник докладов на Всероссийской конференции «Будущее России — создание информационного общества XXI века». /Г.С. Хижа.-М.: 2007.