МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
МО учителей-предметников Зам. Директора Директор
____________________________ __________________________ ____________________________
«_____»________________2012г. «______»________________2012г. «______»________________2012г.
Прошла экспертизу
на методическом совете
« 30 » сентября 2015г.
протокол №1
Утверждена приказом
директора школы
№ 190 от 02.10.2015г.
Конспект урока для 11 класса
«ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
Составила учитель Власовец Татьяна Николаевна
Г. Югорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, Актуальность программы.
Современная Россия – это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX — начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время уровень развития малого предпринимательства в нашей стране, оцениваемый по общепринятым в развитых странах показателям, недостаточен. Доля экономически активного населения, занятого в сфере малого предпринимательства в России, в 2 – 3 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель составляет 40 – 50%. Более того, в последние годы по уровню вовлечённости населения в сектор малого предпринимательства увеличивается разрыв даже со странами Восточной Европы.
Поэтому в новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.
Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.
Важность изучения курса «Экономика и предпринимательство».
Элективный курс «Экономика и предпринимательство» дает возможность учащимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.
«Основы экономики организации» «Малые предприятия ...
... условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики и роль малого предпринимательства в экономике ...
Значимость элективного курса
Программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» направлена на получение учащимися знаний в сфере предпринимательской деятельности.
Цель курса
Задачи:
Изучение данного элективного курса рассчитано на 35 часов в 11 классе, по окончании которого учащиеся защищают проект в рамках предусмотренного зачета.
В основе механизма реализации, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
(модель выпускника)
Обучащиеся должны знать:
- основные виды и формы предпринимательства;
- особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-
правовых форм;
- особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать типы и виды предприятий;
- создать свое дело.
- давать оценку перспектив рисков;
- анализировать черты предпринимателей;
- анализировать законопроекты хозяйственного права.
Уровни освоения программы:, Репродуктивный уровень
Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов,
называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.
Продуктивный уровень
Обучающийся характеризует понятия, виды, умеет отличать по заявленным
признакам явления, процессы, виды, формы предпринимательской деятельности;
характеризует практическую деятельность предприятий с различной нормативно-
правовой основой.
Творческий уровень
Обучающийся анализирует предпринимательскую деятельность, конкуренцию,
деятельность предприятий, оценивает и прогнозирует варианты ее эффектив-
ности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Элективный курс «Экономика и предпринимательство» является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений учащихся, получаемых ими при реализации программы по обществознанию в 11 классе, углубляет знания учащихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Общепредметных компетенций, Ценностно-смысловая компетенция, Общекультурная компетенция, Учебно-познавательная компетенция
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
Информационная компетенция, Коммуникативная компетенция, Социально-трудовая компетенция, Компетенция личностного самосовершенствования, Формы организации познавательной деятельности, Методы и приемы обучения, Содержание контроля:
- понятия, термины;
- законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-
правовых типов;
- умение характеризовать виды предпринимательства;
- умение характеризовать виды конкуренции;
- умение характеризовать инновационное предпринимательство;
- деятельность малого предприятия;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность
предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:
- тестирование;
- самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);
- результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы,
анализ;
- участие в круглом столе;
- защита проектов;
- устный контроль;
- презентации результатов анализа и исследования.
№
Урока
Название темы, темы уроков |
Дата проведения |
Понятийный аппарат темы |
Планируемый результат темы |
Методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей |
Содержание, формы контроля по формированию ЗУНов и компетентностей |
|
1 2 3 4 5 6 |
Тема 1. Введение. Понятие об экономике Понятия собственности Формы предпринимательства Что такое экономика Что такое предпринима-тельство История становления предпринимательства в России Экономические аспекты собственности Правовые аспекты собственности Содержание и современные формы предпринимательства |
6ч. 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 |
Экономика, бизнес, Предпринимательство, Собственность, Государственные и муниципальные предприятия |
Знать: — что такое «экономика», «бизнес», «предпринимательство» — место собственности в системе общественных отношений; — понятия собственности в экономической теории; — сущность понятия собственность; — юридические стороны права собственности; — основные правовые режимы; — сущность и основные черты предпринимательства; — формы и виды предпринимательства; — компоненты предпринимательской деятельности. Уметь: — соотносить теоретические понятия с конкретными примерами; — толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности. |
Фронтальная работа Групповая работа с историческими источниками Индивидуальная работа Практикум, работа с юридическими источниками Семинар «Современные формы предпринимательства» |
Устный контроль, беседа Тест «Потенциал предпринимателя» Анализ схемы «Формы предпринимательства» или защита проекта |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
7
8
Тема 2. Виды предпринимательской деятельности Характеристика предприятий разных видов Виды предпринимательской деятельности |
2ч. 19.10 26.10 |
Товарные биржи, финансовое предпринимательство, консалтинговые проекты |
Знать: — виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность; — понятие товарная биржа и ее функции; — методы консультирования; — консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения. Уметь: — определять вид предприни-мательства; — соотносить теоретические понятия с конкретными приме — |
Парная работа Лабораторная работа с описательными характеристиками предприятий разных видов |
Текущий контроль Соотнести виды и черты предпринимательства на представленных карточках |
|
9 10 11 12 13 14 |
Тема 3. Предприятие в рыночных условиях Организация и развитие собственного дела Предприятие, его формы Структура капитала предприятия Организация и развитие собственного дела Процедура регистрации предприятия Риск предприятий и его виды Деловая игра «Открытие собственного дела» |
6ч. 02.11 16.11 23.11 30.11 07.12 08.12 |
Предприятие, Заёмный капитал, собственный капитал, Уставной капитал, добавочный капитал, нераспределённая Прибыль, Доходный капитал. Регистрация предприятия Франчайзинг. Риск предприятий |
Знать: — понятие предприятия и его формы; — понятие о капитале предприятия: собственном и заемном; — структуру собственного капитала предприятия; — особенности уставного капитала, его сущность; — сущность резервного капитала; — понятие добавочного капитала и его сущность; — характеристику нераспре-деленной прибыли и ее использование; — структуру заемного капитала предприятия; — порядок и этапы создания нового предприятия; — процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества; — понятие облигации; — основные подходы к организации собственного дела; — понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки; — риск предприятия, его виды, издержки предприятия; — пути и методы снижения рисков; — меры, принимаемые к предприятию должнику. Уметь: — характеризовать капитал предприятия; — проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела; — рассчитывать риски и определять механизм снижения риска. |
Лекция Индивидуальная самостоятельная работа Парная работа Деловая игра Практикум. Работа с документами Лабораторная работа |
Текущий контроль Заполнение таблицы Анализ участия в деловой игре Анализ личностных качеств предпринимателей Тестирование |
15 16 17 18 19 |
Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм Виды классификаций предприятий Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики Юридическое лицо: понятие и его признаки Классификация юридических лиц Объединения юридических лиц, принципы их деятельности |
5ч. 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 |
Предприятие Капитал Юридическое лицо Унитарное предприятие Кооператив ООО, ОАО Ассоциации Холдинг Финансово-промышленная группа Предпринимательские союзы |
Знать: — виды классификации пред-приятий и их структура; — требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ; — признаки юридического лица; — особенности государственных и муниципальных предприятий; — характерные особенности кооператива, товарищества и общества; — виды товарищества; — характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО); — характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ; — характерные особенности юридического лица, типы юридического лица. Уметь: — в конкретной предприни-мательской деятельности; — определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм; — уметь характеризовать государственные и муни-ципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия; — уметь характеризовать кооперативы, — отличать кооператив, това-рищества и общества; — уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО; — уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. |
Школьная лекция Фронтальная работа Парная работа (заполнение таблицы) Семинар «Анализ функционирования предприятий» (по раздаточным материалам) Индивидуальная работа |
Текущий контроль Анализ и оценка таблицы «Особенности функционирования предприятий различных форм собственности» Тестирование |
20 20 21 23 |
Тема 5. Предприни-мательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия) Малое предпринимательство: понятие и его сущность Субъекты малого предпринимательства Виды деятельности малого предприятия Государственная поддержка малого предпринимательства в России |
4ч. 25.01 01.02 08.02 15.02 |
Малое предпринимательство Субъекты малого предпринимательства |
Знать: — понятие малого предпринимательства; — понятие субъекта малого предпринимательства; — преимущества и недостатки малого предпринимательства; — государственная политика РФ в области малого предпринимательства. Уметь: — определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях. |
Школьная лекция Индивидуальная самостоятельная работа Анализ деятельности малого предприятия по предложенному алгоритму Работа с юриди-ческими документами |
Текущий контроль Проверка индивидуальной домашней работы Анализ сведений о предприятиях, условиях их деятельности Тестирование |
24 25 26 |
Тема 6 . Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна Конкуренция, её формы и признаки Антимонопольное регулирование Виды коммерческой тайны |
3ч. 22.02 01.03 15.03 |
Конкуренция Отраслевая и межотраслевая конкуренция Ценовая и неценовая конкуренция Антимонопольное регулирование Коммерческая тайна |
Знать: — формы конкуренции и их признаки; — перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов; — задачи и деятельность антимонопольного комитета; — понятие коммерческой тайны и ее виды; — предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной; — приемы защиты коммерческой тайны. Уметь: — анализировать положение предприятия на рынке; — определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами; — реализовать право на защиту коммерческой тайны. |
Школьная лекция Индивидуальная работа-практикум Таблица |
Текущий контроль Анализ, оценка результатов индивидуальной работы Тестирование |
27 28 |
Тема 7 Инновационное предпринимательство Инновационное предпринимательство Виды инновационных форм предприятий |
2ч. 22.03 05.04 |
Инновации Технопарки |
Знать: — понятие, определение и направления инновационного предпринимательства; — виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности; — виды инновационных форм предпринимательства; Уметь: — характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства; — сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности; |
Школьная лекция Групповая работа. Урок идей — поиск направлений инноваций — оценка инноваци-онного предприни-мательства |
Текущий контроль Анализ результатов практической работы |
29 30 31 32 33 |
Тема 8 . Экономические ситемы. Рыночные законы экономики Рынок и рыночные структуры Спрос и предложение Рынок труда. Безработица Экономика потребителя Бюджет семьи |
5ч. 12.04 19.04 26.04 10.05 17.05 |
Рынок Спрос, предложение Факторы спроса и предложения Рынок труда |
Знать: — что такое рынок, законы рынка — причины и экономические последствия безработицы — способы защиты прав потребителей Уметь: — анализировать трудовую занятость населения Югорска-2 — работать с статистическими данными |
Школьная лекция Лабораторное занятие «Бюджет семьи за месяц» |
Текущий контроль Анализ трудовой занятости населения Югорска-2 Составление бюджета семьи за месяц Тестирование |
34 35 |
Тема 9. Итоговое занятие Защита проектов Итоговый урок |
2ч. 18.05 24.05 |
Уметь: — использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой; — делать выводы. |
Индивидуальная работа (защита проектов) Подведение итогов |
Итоговый анализ учебно-познавательной деятельности учащихся |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями на 1 января 2015 года. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2015.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., Юрайт, 2004.
4. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008г., 27 декабря 2015г.)
5. Закон ХМАО-Югры от 30 декабря 2003 года № 82-оз «О программе развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-ЮГРЕ на 2004 – 2015 гг»
Литература для учащихся:
Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Вита — Пресс (любое издание); Леонтьев А. В . Технология предпринимательства: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа (любое издание).
Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся
АрустамовЭ. А. и др. Организация предпринимательства. Учебное пособие. М., МУПК, 2001.
Белоусов Р. С., Докучаев Д. С. Я познаю мир. Экономика. М: АСТ, 2002.
Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999.
Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. М., Вита-пресс, 2002.
Липсиц И. В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2000.
Лопуста М. Г. Предпринимательство. М., ИНФРА-М., 2002.
МихалеваЕ. П. Маркетинг. М., Юрайт, 2005.
Никитин А. Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право / — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
Нуреев Р. М. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1992.
Прикладная экономика. М., Поли-экспресс, 2003.
Прикладная экономика. Сборник заданий. М., Поли-экспресс, 2003.
Хизрич Р., Питерс М. Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.
Черкашин О. Ю. Основы бухучета для школьников. М., Вита-пресс, 2003.
Черняк В. З. Введение в предпринимательство. М., Вита-пресс, 2003.
Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие (под ред. С. Равичева).
М., МЦЕБО, 2003.
Дополнительная литература для учителя:
1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
2. Акмаева Р. И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие/ — Ростов н/Д: Феникс, 2015.
3. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.