Написание

Эссе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж экономики, управления и права

Методические указания по организации

самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине

Экономика

Специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

38.02.02 Страховое дело (по отраслям);

40.02.01 Право и организация социального обеспечения;

Ростов-на-Дону

2016

СОДЕРЖАНИЕ

№ Название разделов Стр. 1 Пояснительная записка 4

2 Содержание самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине 6

3 Методические рекомендации для студентов по отдельным формам 13

самостоятельной работы 4 Правила работы с текстом 14

5 Конспектирование текста 14 6 Правила разработки кроссвордов 15

7 Требования к презентациям, выполненным в среде PowerPoint 16

8 Написание эссе 17

9 Подготовка докладов и сообщений 18

10 Подготовка реферата 19

11 Подготовка к семинару и дискуссии 21

12 Составление глоссария 22

13 Задания к семинарским занятиям 23

14 Темы докладов и сообщений 25

15 Темы рефератов 25

16 Темы индивидуальных проектов 26

17 Словарь экономических терминов (глоссарий) 27

18 Список литературы для самостоятельной работы студентов по учебной 34

дисциплине Экономика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина ПД.03Экономика в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; (базовая подготовка), изучается в объеме 108 часов максимальной учебной нагрузки, включая 72 часа обязательной учебной нагрузки студентов, в том числе 8 часов практических занятий, и 36 часов самостоятельной работы студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

–принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

55 стр., 27202 слов

Самостоятельная работа по экономике решение. Методические рекомендации ...

... самоконтроля. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: Уровень освоения студентов учебного материала; Умения студента использовать теоретические знания при ... доходности. В методических рекомендациях приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям. методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы включают: ...

  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения: анализировать, преобразовывать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности;
  • применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного использования основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
  • ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– систему знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность инвалидов, семей, отдельных предприятий и государства;

– сущность экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированности уважительного отношения к чужой собственности;

– особенности современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой вид учебной деятельности, выступающий в качестве основы самообразования, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов.

Целью самостоятельной работы студентов является подготовка современного компетентного специалиста и формирование у студентов способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

– углубление, систематизация и закрепление освоенных умений и знаний;

– освоение общих и профессиональных компетенций;

– развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развитие исследовательских умений.

Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине ОУДП. 12 Экономика являются:

 изучение рекомендуемой учебной литературы;

 выполнение проблемно-познавательных заданий;

 прочтение профессиональных текстов;

 подготовка работ творческого характера, выполняемых по собственной инициативе

студентов (компьютерных презентаций, докладов, кроссвордов);

 самопроверка в форме тестирования.

Работа студента за выполнение заданий оценивается комплексной оценкой в процессе учебных занятий в балльной системе.

Общими критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

– уровень усвоения студентом учебного материала (полнота, осознанность, системность);

– умение студента использовать теоретические знания при выполнении проблемнопознавательных заданий;

– умение работать с различными информационными источниками;

72 стр., 35864 слов

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов ...

... социологических терминов, подготовку, заслушивание и оппонирование рефератов, тестирование и другие формы. На кафедре созданы условия для самостоятельной работы студентов, которая проводится ... и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики; 3) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики ...

– самостоятельность и творческий подход;

– своевременность выполнения видов самостоятельной работы. 1 Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика».

Таблица 1 № Краткое содержание Самостоятельная Раздела, темы учебного материала: Знания и умения студентов работа студента

Введение Содержание Подготовка сообщения учебной дисциплины инструкции «ГИС».

«Экономика» и ее задачи Составление глоссария

при освоении по теме

обучающимися

профессий СПО и

специальностей СПО для

подготовки специалистов

в условиях многообразия

и равноправия различных

форм собственности.

Связь с другими

учебными дисциплинами,

теорией и практикой

рыночной экономики.

Тема 1.1 Понятие экономики.  сформулировать основные 1. Работа с конспектом Потребности Экономические экономические понятия и учебной литературой, человека и потребности общест- «потребности человека» и интернет-ресурсами. ограниченность ва. Свободные и «ограничен-ность ресурсов». 2. Ведение словаря. ресурсов экономические блага  раскрыть понятия 3. Подготовка

общества. Важнейшие экономики, предмет докладов.

экономические ресур-сы: экономической науки, 4. Работа со

труд, земля, капи-тал, определение связей понятий структурно предпринима-тельство. «потребление», логическими схемами.

Ограничен-ность «производство»,

экономических ресурсов – «распределение».

главная проблема  дать характеристику

экономики. Границы потребностям человека,

производственных рынков труда, капиталов и

возможностей. ресурсов

Тема 1.2 Факторы  осветить сущность 1. Работа с конспектом Факторы производства. Заработная концепции факторов и учебной литературой. производства. плата. Формы оплаты производства, различие 2. Подготовка к Прибыль и труда. Поощрительные понятий ренты и заработной семинару « Рынки рентабельность системы оплаты труда. платы. факторов

Прибыль. Структура  обосновать значение производства».

прибыли. Планирование предпринимательства и 3. Подготовка к

прибыли. Рентабельность. финансово-хозяйственной семинарскому занятию

Рента. Земельная рента. деятельности. «Рынки факторов

Научные подходы к  отличать производства

категории процент. предпринимательскую (ресурсов)».

Основные теории деятельность от

происхождения процента. коммерческой.

 производить расчеты

прибыли.

 понимать методы анализа

прибыли, рентабельности.

Тема 1.3 Экономический  раскрыть понятия 1. Работа с конспектом Выбор и выбор. Метод научной зависимости потребности и учебной литературой. альтернативная абстракции. Стоимость. покупателя на рынке от цены 2. Подготовка стоимость Потребительная и меновая на этот продукт. докладов.

стоимость.  определить факторы, 3. Выполнение

Альтернативная влияющие на формирование индивидуальных

стоимость. цены на рынке. заданий. 1. Работа с

Альтернативные затраты.  изучить материал по конспектом и учебной

построению кривой спроса. литературой.

2. Подготовка

докладов.

9 стр., 4166 слов

Оформление курсовой работы. Учебный план специальности 080503 ...

... курсовую работу. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке ... курсовой работы должны соответствовать их номеру в списке литературы. Оформление курсовой работы Оформление курсовой работы должно соответствовать стандарту, принятому в РГППУ. Текст курсовой работы ... использованной литературы приводится список изученных в процессе написания курсовой работы ...

3. Выполнение

индивидуальных

заданий. 1. Работа с

конспектом и учебной

литературой.

2. Подготовка

докладов.

3. Выполнение

индивидуальных

заданий.

Тема 1.4 Традиционная  изучить различий 1. Работа с конспектом, Типы экономика. «Чистая» элементов экономических учебной литературой. экономических рыночная экономика. систем. 2. Подготовка систем Механизм свободного  выявить характерные рефератов по теме.

образования цен. Принцип черты постиндустриального Ведение словаря

рациональности. общества ХХ века и новых

Основные экономических особенностей

государственные функции ХХI века информатизации в

при рыночной экономике. разных сферах общества.

Административно-  раскрыть сущность

командная экономика. традиционной и

Условия административно-командной

функционирования экономических систем.

командной экономики.

Смешанная экономика.

Модели смешанной

экономики. Участие

государства в

хозяйственной

деятельности.

Тема 1.5 Понятие  изучить понятия 1. Ведение словаря. Собственность. собственности. «собственность», виды 2. Подготовка к Конкуренция Собственность как основа собственности в различных практическому

социально-экономических странах. занятию.

отношений. Собственность  изучить различия 3. Подготовка к

как экономическая государственной, тестовому контролю

категория в современном муниципальной и частной знаний.

понимании. Формы собственности.

собственности:  изучить формы: чистой

государственная, конкуренции, чистой

муниципальная, частная. монополии,

Конкуренция. монополистической

Совершенная конкуренции, олигархии.

конкуренция. Условия

совершенной

конкуренции. Монополия.

Монополистическая

конкуренция. Олигополия.

Антимонопольная

политика государства.

Тема 1.6 Понятие  изучить этапы 1. Работа с конспектом, Экономическая экономической свободы. становления рыночной учебной литературой. свобода. Специализация и ее экономики. 2. Подготовка докладов Значение значение для  изучить вопрос о развитии по теме. специализации формирования рынка. предпринимательства в Ведение словаря. и обмена Понятие обмена. условиях рыночной

Организованный и экономики.

хаотичный обмен.  изучить роль государства,

Принудительный и в том числе в обеспечении

добровольный обмен. равновесия в обществе.

Товарный обмен. Ступени

или формы обмена

Раздел 2. Семейный бюджет.  изучить семейный 1. Работа с конспектом, Семейный Источники доходов семьи. бюджет, группы денежных учебной литературой. бюджет Основные статьи доходов семьи, влияние 2. Подготовка докладов

расходов. Личный семейного бюджета на по теме.

располагаемый доход. этические нормы и 3. Ведение словаря.

Реальная и номинальная нравственные ценности Подготовка к

заработная плата и отдельных людей. практическому

реальные и номинальные занятию.

доходы. Сбережения

населения. Страхование.

Раздел 3. Понятие стоимости товара.  изучить понятия 1. Работа с конспектом, Товар и его Соотношение полезности стоимости товара в теории учебной литературой. стоимость и стоимости товаров. трудовой стоимости, 2. Ведение словаря.

56 стр., 27980 слов

Направление подготовки: экономика. специальность 080103.65 «национальная ...

... стороны социально-экономическая география является наукой общественной и входит в другие системы наук, изучающие общество, человека, общественное производство. Поэтому она использует экономические и социальные методы. Современная социально-экономическая география исследует территориальную организацию экономических, социальных, политических и культурных процессов. Предмет ...

предельной полезности, 3. Подготовка к

соотношения предельной практическому

полезности и издержек занятию.

производства. Подготовка к

тестовому контролю

знаний. Раздел 4 Круговорот  изучить влияние уровня 1. Работа со словарем. Рыночная производства и обмена спроса цены товара или 2. Работа с конспектом экономика продукции в услуги. и учебной литературой. Тема 4.1 экономической системе.  изучить ключевые Рыночный Закон спроса. Факторы, характеристики товара: механизм. влияющие на спрос. качество технических Рыночное Агрегированная функция характеристик, гарантии, равновесие. спроса. Закон возможности приобретения в Рыночные предложения. Концепция кредит, стиль, дизайн, структуры равновесия рынка. послепродажное

Устойчивость равновесия. обслуживание и полезные

Эластичность спроса по свойства товара.

цене. Эластичность спроса  раскрыть структуру

по доходу. Перекрестная доходов потребителей, расчет

эластичность спроса. спроса на товар.

Эластичность

предложения. Рыночные

структуры.

Тема 4.2 Предприятие  изучить определение 1. Работа с конспектом, Экономика (фирма).

Основные предприятия и их учебной литературой. предприятия: признаки предприятия. классификацию. 2. Составление цели, Предпринимательская  раскрыть понятие кроссворда по теме. организационн деятельность. Виды «организационное единство». 3. Ведение словаря. ые формы предпринимательской  сопоставить понятия

деятельности. Цели «предприятие» и

предпринимательской «юридическое лицо».

деятельности. Структура  изучить схему

целей организации, ее организационно-правовых

миссия. Классификация форм предприятий,

предприятий. характеристику каждой из

Организационно-правовые них.

формы предприятий.

Тема 4.3 Общая  изучить классификатор 1. Работа с конспектом, Организация производственная производственных процессов. учебной литературой. производства структура предприятия.  раскрыть различия 2. Подготовка докладов

Инфраструктура простых, синтетических и по теме.

предприятия. Типы аналитических 3. Ведение словаря.

производственной производственных процессов.

структуры хозяйствующих  сформулировать цели

субъектов. составления маршрутной

Производственный и технологической карты.

технологический процесс.  изучить понятия:

Производственный цикл. «производственный цикл»,

Основные формы «поточное производство»;

организации производства. «партионный метод»;

Основной капитал. «единичный метод

Классификация элементов организации производства»;

основного капитала. «ремонты»;

Оборотный капитал. Роль «инструментальное и

оборотного капитала в транспортное хозяйство».

процессе производства.

Оборотные средства.

Производственная

функция. Материально технические и социально экономические факторы.

Нормирование труда.

Характеристика

45 стр., 22098 слов

Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе

... учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы; 2. фронтально-обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам; 3. сравнительный - параллельное изучение личности учащихся, учебных ... по вопросам мониторинга учебных достижений учащихся, педагогического мониторинга, кроме того была изучена ... животного мира, ...

производительности труда.

Методы измерения

производительности труда.

Показатели уровня

производительности труда.

Тема 4.4 Издержки  усвоить понятия затрат и 1. Работа с конспектом, Производствен предприятия и расходов в коммерческих учебной литературой. ные затраты. себестоимость его организациях. 2. Ведение словаря. Бюджет затрат продукции.  изучить структуру 3. Подготовка к

Классификация издержек производственных расходов: практическому

предприятия. Сметы прямых и косвенных. занятию.

затрат на производство.  изучить понятия 4. Подготовка к

Факторы, влияющие на себестоимости и тестовому контролю

себестоимость. калькулирования — двух знаний.

Предельные издержки основных подходов к

производства. определению затрат.

Ценообразование. Доход  изучить состав и

предприятия. содержание бюджета затрат

коммерческого предприятия.

Раздел 5 Проблемы спроса на  определить проблемы 1. Работа с конспектом, Труд и экономические ресурсы. спроса на экономические учебной литературой. заработная Фактор труд и его цена. ресурсы. 2. Подготовка докладов плата Рынок труда и его  изучить понятия: труд, по теме. Тема 5.1 субъекты. Цена труда. цена, заработная плата. 3. Ведение словаря. Рынок труда. Понятие заработной  сравнить содержание Заработная платы. Номинальная и номинальной и реальной плата и реальная заработная плата. заработной платы. мотивация Организация оплаты труда труда. Форма оплаты

труда. Поощрительные

системы оплаты труда.

Тема 5.2 Правовая основа  изучить понятия 1. Изучение Безработица. деятельности профсоюзов. «безработица»: добровольная рекомендованной Политика Основные права и вынужденная, полная и учебной литературы. государства в профсоюзов. Гарантии частичная. 2. Ведение словаря. области прав профсоюзов. Защита  дать характеристику 3. Подготовка занятости прав профсоюзов. понятий: «явная», «скрытая», рефератов по теме.

Обязанности профсоюзов. «фрикционная», «структур Модели ная», «циклическая»,

функционирования рынка «застойная», «естественная»

труда с участием безработица.

профсоюзов.  изучить основные

причины безработицы,

социальные последствия и

вопросы трудоустройства

безработных.

Тема 5.3 Правовая основа  изучить характеристики 1. Изучение Наемный труд и деятельности профсоюзов. категорий экономически рекомендованной профессиональн Основные права активного населения в разных учебной литературы. ые союзы профсоюзов. Гарантии странах, целей создания 2. Ведение словаря.

прав профсоюзов. Защита профсоюзов 3. Подготовка к

прав профсоюзов. практическому

Обязанности профсоюзов. занятию.

Модели 4. Подготовка к

функционирования рынка тестовому контролю

труда с участием знаний.

профсоюзов. Раздел 6 Деньги: сущность и  изучить определения 1. Изучение Деньги и банки функции. Деньги как денег: как ценности; эталона рекомендуемой Тема 6.1 средство обращения. об мена; натуральных и литературы. Деньги и их Деньги как мера символических; мер 2. Ведение словаря. роль в стоимости. Деньги как стоимости. 3. Подготовка экономике средство накопления.  дать характеристику роли письменных ответов на

5 стр., 2016 слов

Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда» и социально-трудовые ...

... труда, Термин социально-трудовые отношения вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и пр Выделяют три уровня социально-трудовых отношений: ... явления – спад производства и неадекватное ему сокращение занятости. Количественно Занятость в рыночной экономике не может обеспечиваться исключительно ...

Деньги как средство денег, связи денег и масштаба контрольные вопросы.

платежа. Проблема цен, мировых денег.

ликвидности. Закон  изучить виды денег.

денежного обращения.

Уравнение обмена.

Денежный запас. Роль

денег в экономике.

Тема 6.2 Понятие банковской  дать характеристику 1.Изучение Банковская системы. Двухуровневая структуре банковской рекомендуемой система банковская система РФ. системы РФ, деятельности литературы.

Правовое положение банков и их роли в экономике 2. Ведение словаря.

Центрального банка РФ. страны. 3. Подготовка

Основные функции и  изучить поддержку письменных ответов на

задачи ЦБ РФ. стабильности и динамичности контрольные вопросы.

Инструменты и методы банков.

проведения кредитно-  изучить основные

денежной политики. банковские операции и

Понятие и функции сделки, исключительную роль

коммерческих банков. Центрального банка РФ, его

Лицензии на задач и функций.

осуществление операций.

Виды банковских

операций.

Специализированные

кредитно-финансовые

учреждения.

Тема 6.3 Ценные бумаги и их виды.  изучить понятие и 1. Изучение Ценные бумаги: Акции. Номинальная сущность рынка ценных рекомендованной акции, стоимость курса акций. бумаг. учебной литературы. облигации. Облигации. Рынок ценных  определить виды ценных 2. Ведение словаря. Фондовый бумаг. Первичный и бумаг. 3. Подготовка рынок вторичный рынок.  определить роль письменных ответов на

Организованный и фондового рынка в рыночной контрольные вопросы.

неорганизованный рынок.

Фондовая биржа и ее экономике.

функции. Аккумуляция

капитала. Межотраслевые

переливы капитала.

Переход управления к

эффективному

собственнику. Биржевые

спекуляции. Биржи в

России.

Тема 6.4 Инфляция.  изучить экономические и 1. Изучение Инфляция и ее Измерение уровня социальные последствия рекомендованной социальные инфляции. Типы инфляций, отличия и учебной литературы. последствия инфляции. Причины взаимосвязи инфляции спроса 2. Ведение словаря.

возникновения инфляции. и издержек. 3. Подготовка к

Инфляция спроса.  уметь рассчитывать практическому

Инфляция предложения. изменения силы занятию.

Социально-экономические инфляционных процессов. 4. Подготовка к

последствия инфляции.  дать характеристику семинару «Инфляция.

Государственная система видам инфляций. Безработица».

антиинфляционных мер.

Раздел 7 Государство как  изучить необходимость 1. Изучение Государство и рыночный субъект. государственного рекомендованной экономика Экономические функции регулирования экономики, учебной литературы. Тема 7.1 государства. Принципы и функции правительства США 2. Ведение словаря. Роль цели государственного в XVIII веке, 3. Подготовка к государства в регулирования. Правовое сформулированных А. практическому развитии регулирование экономики. Смитом. занятию. экономики Финансовое  изучить методы 4. Подготовка к

11 стр., 5492 слов

Презентация «Геолого-экономическая оценка общераспространенных ...

... по направлению «Геолого-промышленная оценка месторождений полезных ископаемых». 4 Модуль 1. Правовые аспекты недропользования при геологическом изучении разведке и освоении месторождений общераспространенных типов полезных ископаемых 5 Лекция 1. Роль разведки в подготовке месторождения к промышленному ...

регулирование. государственного семинару «Политика

Социальное регулирования экономики. государства».

регулирование.

Общественные блага и

спрос на них.

Тема 7.3 Понятие  сформулировать цели 1. Изучение Государственн государственного создания государственного рекомендованной ый бюджет. бюджета. Основные статьи бюджета. учебной литературы. Государственн доходов государственного  изучить экономическую 2. Ведение словаря. ый долг бюджета. Структура сущность понятий «дефицит» 3. Изучение Государственн бюджетных расходов. и «профицит бюджета». структурно-логических ый бюджет. Дефицит и профицит  изучить возможные схем. Дефицит и государственного причины бюджетного профицит бюджета. Роль государства дефицита, основные факторы, бюджета в кругообороте доходов и обеспечивающие

расходов. сбалансированный бюджет.

Государственный долг и

его структура.

Тема 7.4 Понятие валового  определить понятия 1. Изучение Понятие ВВП. внутреннего продукта. «национальный продукт». рекомендованной Экономический Цели национального  определить разницу учебной литературы. рост. производства и состав между ВВП и ВНП. 2. Ведение словаря. Экономические ВВП. Методы расчета  сформулировать 3. Подготовка циклы. ВВП. Метод потока конечную цель рефератов по теме. Показатели расходов. Метод потока экономического роста. экономического доходов. Метод  исследовать причины роста. добавленной стоимости. кризисных явлений. Экономические Неравенство доходов и его  раскрыть суть циклы измерение. Номинальный цикличности в экономике.

и реальный ВВП.

Экономический цикл.

Основные факторы

экономического роста.

Тема 7.5 Понятие кредитно-  раскрыть определения 1.Изучение Основы денежной политики. Цели денежно-кредитной политики. рекомендованной денежной и задачи кредитно-  изучить инструменты учебной литературы. политики денежной политики. денежно-кредитной политики, 2.Ведение словаря. государства Инструменты кредитно- используемых центральными 3.Подготовка к Основы денежной политики. банками различных стран. практическому денежно- Операции на открытом  изучить сущность занятию. кредитной рынке. Политика резервов кредитных 4. Подготовка к политики изменения учетной ставки. организаций в ЦБ РФ. тестовому контролю государства Нормы обязательных знаний.

резервов. Политика

«дорогих» и «дешевых»

денег. Эффективность и

границы денежно кредитного

регулирования.

Раздел 8 Международная  изучить понятия 1. Изучение учебной Международная торговля и мировой «международная торговля»; литературы, экономика рынок. Международное факторы, определяющие использование Тема 8.1 разделение труда. интернет-ресурсов.

производственные различия Международная Элементы теории 2. Ведение словаря. торговля — сравнительных национальных экономик. 3. Изучение индикатор преимуществ. структурно-логических интеграции Международная торговая  раскрыть понятия схем. национальных политика. Протекционизм «индикатор интеграции экономик в международной торговой национальных экономик».

политике. Причины

ограничений в  изучить понятия

4 стр., 1948 слов

Практические работы по географии 11 класс

... экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта; 11. Вывод о развитии страны. Практическая работа ... текст учебника и карты атласа, применяя знания, полученные в 8-9 классах, выполните задания: 1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных экономических районов, ... информации. Ход работы: Охарактеризуйте выбранную страну по ...

международной торговле. «Всемирная торговая

Фритредерство. организация» (ВТО),

Таможенная пошлина. принципы построения

Государственная политика торговой системы ВТО.

в области международной

торговли.

Тема 8.2 Понятие валюты.  изучить основные 1. Изучение учебной Валюта. Валютный курс и его принципы валютного литературы, Обменные характеристики. Спот- регулирования и валютного использование курсы валют курс. Форвардный курс. контроля в РФ. интернет-ресурсов.

Конвертируемость  изучить понятия 2. Ведение словаря.

валюты. Динамика «валютный курс»; факторы, 3. Изучение

валютного курса. влияющие на валютный курс. структурно-логических

Факторы, определяющие  изучить понятия схем.

валютные курсы: объем «валютный паритет», 4. Составление

денежной массы, объем особенности регулирования кроссворда по теме.

валового внутреннего валютного курса.

продукта, паритет

покупательной

способности, колебания

циклического характера,

различия в процентных

ставках и переливы

капитала, ожидания

относительно будущей

динамики валютного

курса.

Тема 8.3 Глобальные  изучить процесс Глобальные Глобализация экономические проблемы. глобализации мировой экономические мировой экономики; сущность проблемы. экономики глобализации мирового

экономического сообщества.

Тема 8.4 Экономические  изучить признаки 1. Изучение Особенности реформы в России. экономического роста России. рекомендованной современной Экономический рост.  сформулировать роль учебной литературы. экономики Инвестиционный климат в Российской Федерации в 2. Написание эссе «Я России современной России. мировом хозяйстве. горжусь своей Родиной

Россия и мировая  изучить факторы, – Россией».

экономика. способствующие росту 3. Подготовка к

стабилизационного фонда и практическому

резервов страны занятию.

4. Подготовка к

тестовому контролю

знаний.

5. Ведение словаря.

«Лучший человек тот, кто более всех прилагает усилий к самосовершенствованию,

и счастливейший человек тот, кто более всех чувствует , что он совершенствуется»

СОКРАТ

2 Методические рекомендации для студентов по отдельным формам

самостоятельной работы.

Уважаемые студенты, вы – будущие специалисты!

Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, обучающиеся должны проделать самостоятельно. В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность обучающихся по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор обучающихся, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от Вас новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.

Навыки в самостоятельной работе способствуют приобретению и совершенствованию качественных основ для собственного развития, помогают быть готовым к успешной профессиональной деятельности, то есть быть профессионально-грамотным, компетентным и конкурентоспособным специалистом.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студента, выполняемая самостоятельно по заданию и при методическом руководстве преподавателя. В процессе самостоятельной работы обучающийся решает следующие задачи:

-закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;

-самостоятельное овладение новым учебным материалом;

-развитие профессиональных умений, а также умений и навыков самостоятельного умственного труда;

-развитие самостоятельности мышления, интереса к специальной литературе, практической деятельности;

-овладевает навыками непрерывного самообразования.

Методические указания побуждает обучающихся к творческому мышлению. В нем предлагаются проблемные вопросы, сравнительный анализ экономических явлений, информация для размышления, вопросы на сообразительность и многое другое.

Задания для самостоятельной работы составлены по всем темам дисциплины, объем заданий составляет 36 часов работы студента.

2.1 Правила работы с текстом Для того чтобы понять, нужно уметь слушать, уметь видеть, уметь читать.

1) Виды чтения текста.

Для того чтобы уметь структурировать текст, необходимо владеть умением работать с текстом или книгой.

В процессе чтения могут попадаться непонятные слова и новые термины (понятия, категории).

Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

При чтении книг различных авторов заполняется следующая таблица:

Тема: Цитата Мои комментарии, Источник (название книги (или пересказ мысли) замечания и её выходные данные)

Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

При цитировании обязательно заключать авторский текст в кавычки. В конце цитаты необходимо сделать ссылку — поставить в скобках номер, под которым конспектируемый источник идёт в списке литературы и номер страницы, с которой сделана цитата.

Тезис — греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы — это основные положения книги. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Располагать тезисы следует в логической последовательности, в которой наиболее правильно изложены основные идеи книги.

2.2 Конспектирование текста.

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь, систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.

1. Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.

2. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки).

Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

4. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными).

Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание).

Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

5. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное).

Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».

7. Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

8. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.

9. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

10. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

11. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.

2.3 Правила разработки кроссвордов.

Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» – пересечение и «word» — слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда – «крестословица».

Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями.

Составление кроссвордов по -теме и ответов к ним– это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Алгоритм :

 изучить информацию по теме;

 создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

 представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

 соответствие содержания теме;

 грамотная формулировка вопросов;

 кроссворд выполнен без ошибок;

 работа представлена на контроль в срок.

2.4 Требования к презентациям, выполненным в среде PowerPoint.

Общие рекомендации

Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование учебного заведения, номер группы;

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

В презентацию необходимо импортировать объекты из существующих цифровых ресурсов (диаграммы, графики, рисунки, фото и видеофайлы, музыкальные файлы).

Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Дизайн (эргономические требования): сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Планирование создания презентации:

Планирование презентации включает в себя:

1) Определение целей и основной идеи презентации.

2) Подбор информации по теме презентации.

3) Создание структуры презентации.

4) Подготовка слайдов презентации – содержания и соотношения текстовой и графической информации.

5) Оптимальный выбор анимационных эффектов.

6) Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций:

Содержание Используйте короткие слова и предложения. информации Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение Предпочтительно горизонтальное расположение информации. информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. на странице Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться

под ней. Шрифты Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт,

курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже

строчных).

Способы Для иллюстрации наиболее важных фактов следует использовать: рамки; выделения границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы. информации Объем Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: информации люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов,

определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты

отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды

слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.

Критерии оценки презентации:

 целесообразность (соответствие презентации заявленным целям и образовательным задачам);

 содержание (раскрытие темы, современность использованной информации, четкая структуризация, наличие интересной дополнительной информации по теме проекта, ссылки на источники информации);

 эргономичность (текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами, выдержано пропорциональное соответствие количества текста и изображений, презентация создает положительный эмоциональный фон и пр.);  оформление презентации(дизайн должен быть простым и лаконичным; изображения в презентации соответствуют содержанию, единство дизайна всей презентации, единство стиля включаемых в презентацию рисунков и графических объектов, применение собственных (авторских) элементов оформления, эффекты анимации не должны мешать восприятию содержания, списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно);  соблюдение общих требований(в презентации обязательно наличие титульного слайда, слайды должны быть пронумерованы, отсутствие орфографических, стилистических, пунктуационных ошибок на слайдах и опечаток, минимальное количество слайдов -10).

2.5 Написание эссе.

Написание эссе — это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только сутьпроблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко віражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему.

При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.