Конспект по экономике «Типы экономических систем»

Эссе

Предмет: «Экономика», Тема: Типы экономических систем


Методы:

проблемного обучения, практический, работа в группах.

Оснащение урока:

Нетбуки на столах, дополнительная информация учащихся.

Цели урока:, Обучающие:

Изучить типы экономических систем; познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. способствовать систематизации знаний по данной теме с опорой на межпредметные связи.

Развивающие:

Навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работа в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками.

Воспитывающие:

Способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.

План урока

1.Организационная часть

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

Проблемный вопрос (3 мин)

Постановка темы и целей урока

2.Объяснение нового материала(10 мин)

2.1Выступление учащихся (10 мин)

2.2.Практический этап (10 мин)

2.3.Закрепление (5 мин)

Рефлексия. (2 мин)

3.Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. ( 3 мин)

Тема урока: Типы экономических систем.


Цель:

изучить типы экономических систем;

познакомить учащихся с основными характеристиками экономических систем;

способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.

способствовать систематизации знаний по теме «Экономические системы», опираясь на межпредметные связи.

Основные методы.

Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.

Использование

Необходимость использования ЭОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

Ожидаемые результаты.

В результате изучения темы у учащихся должно
Сформироваться представление:

Об основных типах экономических систем;

Об основных характеристиках этих систем;

2 стр., 970 слов

Конспект: Человек в системе экономических отношений

... интеллектуальным потенциалом, хорошо воспринимают, и в классе отпадает вопрос дисциплины; проявляется яркая заинтересованность. Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы Тема урока: «Человек в системе экономических отношений» (рассчитана на 2 часа ...

Об основных экономических понятиях;

Дальнейшее развитие:

Навыков исследовательской деятельности;

Умения планировать свою деятельность;

Работа в группах;

Навыков самостоятельной работы с различным источниками;

Умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;

Навыков сравнительного анализа;

Самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Воспитание:

Волевых качеств личности;

Усердия и усидчивости;

Способности к самоорганизации;

Оборудование урока:

ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.

Нетбуки на столах

Информация учащихся

Ход урока., 1. Актуализация( 3 мин).

Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества. Какая тема сегодняшнего занятия?

Типы экономических систем.

Что будет целью занятия?

Изучить типы экономических систем. Найти отличия и сходства-сравнить.

2.Объяснение нового материала(10 мин)

А что же называют экономической системой?

Определение записывают в тетрадь.


Это форма организации хозяйственной жизни общества как совокупность ответов на главные вопросы экономики: что, как для кого производить.

Выделяют 4

-традиционную (центральзованную)

-командно-администратвную (плановую)

-рыночную

-смешанную

2.1 Выступление учащихся (10 мин)

В качестве Д/З было найти информацию о типах экономических систем.(Сообщения учащихся) демонстрация эор традционной и командно-административной.

В заключении сообщений эор обобщённая схема

3.Практический этап (10 мин)

Работа в группах над описанием своего вида систем. Заполнение таблицы в одном поле. Прежде чем приступить к работе на ПК, давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером:

  • работа по инструкции учителя;
  • монитор руками не трогать;
  • о всех необычных шумах, запахах и звуках сообщить преподавателю;
  • розетки, разъемы, провода, шнуры – руками не трогать.
  • Тип системы

    Преимущества

    Недостатки


    Страны

    Командно-административная

    После заполнения вывод по таблице


    Выводы:

    Командная экономика-это система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений. Главной чертой является монополизм производства, который тормозит НТП. Государственное регулирование цен порождает дефицит.

    Смешанная-это такой тип общества, который объединяет все системы. Главная роль отводится рынку, который испытывает на себе влияние деятельности государства, опыт и традиции страны.

    Рыночная-это способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ресурсы распределяются с помощью рынка.

    Традиционная — способ организации жизни при котором капитал и земля находятся в общем владении, а распределение ресурсов осуществляется на основе традиций.

    4.Закрепление (5 мин)


    Таблица на экране.

    Тестирование использование эор (Тест 1)

    Рефлексия. (2 мин)

    Д/З §5-6 Можно ли составить идеальный план развития экономики всей страны.

    Заключение ( 3мин)

    Мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней.

    Выставление оценок., Приложение 2.

    Ф. И.——————————————————————

    Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

    Листы самооценки

    Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

    Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

    Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

    Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

    Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

    Допустил ошибки-7-8 баллов

    Не справился 4-5 баллов

    Участие в презентациях

    Учавствовал-9-10 баллов

    Не учавствовал-4-5 баллов

    Как работала подгруппа?

    Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

    Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

    Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания

    Приложение 2.

    Ф. И.——————————————————————

    Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

    Листы самооценки

    Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов

    Усвоил новый материал частично-7-8 баллов

    Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

    Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

    Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

    Допустил ошибки-7-8 баллов

    Не справился 4-5 баллов

    Участие в презентациях

    Учавствовал-9-10 баллов

    Не учавствовал-4-5 баллов

    Как работала подгруппа?

    Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

    Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

    Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания

    Тип системы

    Преимущества

    Недостатки


    Страны

    Командно-административная

    Приложение 1, Задание 1, Задание 1

    Тип системы

    Преимущества

    Недостатки


    Страны

    Командно-административная

    Задание 2, Вариант 1

    1. Государство с рыночной экономической системой:

    А) облагает налогом производство;

    Б) предоставляет бесплатное школьное образование;

    В) верно (а) и (б);

    Г) нет правильного ответа.

    2 Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит государству. Что из ниже перечисленного верно?

    А) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;

    Б) эта фирма продает продукцию только государству;

    В) эта фирма сама решает, какую обувь производить;

    Г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.

    3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:

    А) командной и традиционной экономики;

    Б) командной и рыночной экономики;

    В) традиционной и рыночной экономики;

    Г) командной, рыночной и традиционной экономики.

    4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:

    А) рынка товаров;

    Б) рынка факторов производства;

    В) плана;

    Г) традиций.

    5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:

    А) перераспределение доходов;

    Б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;

    В) создание общественных благ;

    Г) распределение ресурсов и товаров.

    6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:

    А) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;

    Б) к более высокому уровню развития техники и технологии;

    В) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;

    Г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.

    7. Командная система возможна:

    А) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);

    Б) только при общественной собственности на средства производства;

    В) если в обществе существует свобода предпринимательства;

    Г) нет правильного ответа.

    8. Экономика Франции в большей степени относится:

    А) к рыночному типу;

    Б) к командному типу;

    В) к традиционному типу;

    Г) к смешанному типу.

    9. В традиционной экономике преобладает:

    А) промышленное производство;

    Б) сельское хозяйство;

    В) торговля;

    Г) банковская деятельность.

    Задание 2, Вариант 2

    1. Основу традиционной экономики составляет:

    А) торговля;

    Б) специализация производства;

    В) натуральное хозяйство;

    Г) государственное управление.

    2.Рыночная система базируется:

    А) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;

    Б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;

    В) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;

    Г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

    3. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:

    А) к традиционному типу;

    Б) к рыночному типу;

    В) к командному типу;

    Г) к командному типу с элементами традиционной системы.

    4. Планирование в экономике:

    А) необходимо осуществлять в полном объеме;

    Б) необходимо осуществлять в разумных пределах;

    В) никогда проводить не следует;

    Г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.

    5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:

    А) более справедливое распределение даровых благ;

    Б) менее справедливое распределение даровых благ;

    В) большее неравенство доходов населения;

    Г) меньшее неравенство доходов населения.

    6. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической системой является:

    А) традиционная система;

    Б) командная система;

    В) рыночная система;

    Г) смешанная система.

    7. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:

    А) рынком;

    Б) государством;

    В) рынком и государством;

    Г) рынком по сложившейся традиции.

    8. В командной системе главные вопросы экономики:

    А) решаются рынком;

    Б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;

    В) решаются государством;

    Г) не решаются.

    9. Самой древней экономической системой является:

    А) традиционная;

    Б) рыночная;

    В) командная;

    Г) смешанная.

    Приложение 3., ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    Типы экономических систем

    И тип

    Обобщенная интерактивная схема

    Http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/%5BEC911_07%5D_%5BPS_01%5D. swf

    Командная система

    И тип

    Http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/500ae066-9846-4e00-a907-c8ffc724e777/%5BEC911_07%5D_%5BPK_03%5D. swf

    И тип

    Http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/9c20a451-4578-48c8-b1b7-445f29119f5d/%5BEC911_07%5D_%5BPK_02%5D. swf

    Задание 1 по теме «Типы экономических систем»

    К тип

    Http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/50b23624-6872-473f-8a2d-71901624fbd8/index_listing. html