Мотивационно — целевая экспозиция
Презентация нового материала
Проработка нового материала
Валеологическая пауза
Организационно-связующий этап (домашнее задание)
Контроль и оценка уровня овладения новым материалом
Итог урока, рефлексия
Ход урока:
Вступительное слово учителя: СЛАЙД №1
Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями ЭГП, природы, природных ресурсов Европейского Севера. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?
По мере ответов учащихся записывается тема и план урока на доске.
Уровень урбанизации, крупнейшие города района;
- Демографическая ситуация Европейского Севера;
- Отрасли специализации района;
- Территориальная структура хозяйства, центры;
- Проблемы и перспективы развития хозяйства района.
Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?
СЛАЙД №2-5
Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Севера? Покажите их на карте. Назовите административные центры.
Дайте оценку ЭГП района.
Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?
Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?
Учитель: СЛАЙД №6
Проанализируйте текст учебника (стр.112-115) и определите особенности населения, отрасли специализации района, их центры. Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания раздела «Население и хозяйство района».
Работа над опорно-логическим конспектом (приложение стр.8).
В качестве задания для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся установить соответствие городов Европейского Севера их специализации.
Конспект «Северный экономический район» по географии для 9 класса
... связи России. Европейский север граничит с экономическими развитыми странами (Норвегией и Швецией) и районами России (Уралом и Европейским Северо-Западом). Небольшую часть севернее Полярного круга относят к Зоне Севера. Суровые природные ...
Город Европейского Севера |
Специализация города |
Архангельск Плесецк Великий Устюг Северодвинск Кандалакша Череповец Вологда Воркута Североморск Мурманск Петрозаводск Сыктывкар |
Крупнейший космодром на территории России Крупнейший лесной порт России Крупнейший из городов мира, находящийся за полярным кругом Центр угледобычи Центр производства атомных подводных лодок Город, в котором находится крупнейший ЦБК России Центр «чернения» по серебру, «родина» Деда Мороза Центр алюминиевой промышленности Город, в котором находится крупнейший металлургический комбинат полного цикла Главная военно-морская база Северного флота Центр производства знаменитого сливочного масла Крупнейший центр производства тракторов для лесной промышленности |
Опорно-логический конспект характеристики Европейского С евера.
Цель: На основе анализа карты Европейского Севера, текста учебника и таблиц приложения выделить состав, особенности географического положения, природы, природных ресурсов, населения и хозяйства района.
Состав и Э.Г.П. района:
(стр.99-101 и карта «Европейский Север»).
Площадь ________ млн. км 2 , _________ % от площади России. В состав района входит 3 области, 2 республики и 1 автономный округ. Запишите в тетрадь и отметьте на контурной карте, какие субъекты входят в состав района: ____________________. Территория района занимает северное и приморское положение т.к. омывается морями Северного Ледовитого океана (какими):______________________________________________. Дайте оценку геополитического, соседского и эколого-географического положения района. |
Вывод:____________________________________________________________________________
Природа и природные ресурсы района:
(стр.101-109 и карта «Природные ресурсы Севера»).
На территории района преобладают равнинный рельеф, на северо-западе и востоке расположены горы (какие):_______________________________________________________. Район расположен в пределах трёх природных зон: (каких)____________________________. Леса занимают более_________ % территории. Район обеспечен всеми видами природных ресурсов: а) водные ресурсы (назовите крупнейшие реки и озёра Европейского Севера)_____________. б) лесные ресурсы (какие породы деревьев преобладают)______________________________. в) минерально-сырьевые ресурсы — крупнейшие запасы топливно-энергетических ресурсов: (стр.106 и карта «Европейский Север»)______________________________________________. запасы руд чёрных и цветных металлов: _____________________________________________. бокситовые руды (где добываются):_________________________________________________. алмазы (где находится месторождение):______________________________________________. |
Вывод:____________________________________________________________________________
Население и хозяйство района:
(с.109-115, карта «Хозяйство Европейского Севера и приложение таблицы 4,5,9 с.274-275).
Население_______ млн. человек, _______% от населения России. Плотность населения составляет _________ человек на км 2 Какова динамика численности населения района (таблица 9 стр. 281), с чем это связано? Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность? Район имеет многонациональный состав населения. Назовите малочисленные и малые народы Европейского Севера______________________________________________________________. Какие 3 сельскохозяйственные зоны можно выделить в районе: __________________________. Промышленные комплексы района: перечислите основные отрасли и их центры, их влияние на окружающую среду_______________________________________________________________. Главные проблемы района, перспективы развития Европейского Севера. |
Общий вывод
Использование образовательного ресурса 1С «Европейский Север»
Учитель: Давайте, сравним Европейский Север и Центральный район. Как говорится, всё познаётся в сравнении. Оба района имеют достаточно благоприятное для развития хозяйства положение. В Центральном районе это центральное, столичное, положение. На Европейском Севере приморское, пограничное, окраинное положение. Европейский Север в отличие от Центральной России хорошо обеспечен многими видами природных ресурсов. При этом, если мы сравним уровень жизни населения, то разница будет очень большая в пользу населения Центрального района. Почему занимая такое выгодное ЭГП, к тому же так хорошо обеспеченный природными ресурсами Европейский Север менее привлекательный для жизни населения. В чём причина отрицательного миграционного сальто, оттока населения. Каковы основные проблемы и перспективы развития хозяйства района?
Обсуждение проблемы – проблемный диалог.
Валеологическая пауза: зарядка для глаз.
Д/з стр112-115 читать, составить «Визитную карточку Европейского Севера»
СЛАЙД 7-10
Покажите на карте:
- г. Мурманск
- г. Плесецк
- Печорский угольный бассейн
- Череповецкий металлургический комбинат
- Архангельский лесной порт
- Республика Карелия
(При наличии времени этот список можно продолжить).
Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневники учащимся.
(7)Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте сделаем вывод урока (учащиеся делают вывод урока самостоятельно, ещё раз называя тему урока и выделяя особенности населения и хозяйства Европейского Севера).
Рефлексия:
- Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
- Какая форма работы вызвала наибольший интерес?
- С какими трудностями вы столкнулись при работе?
- Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Севере?
- Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?
Спасибо за урок!, Аннотация к уроку по теме:
«Население и хозяйство Европейского Севера»
Урок разработан для учащихся 9 класса. Для развития познавательного интереса используются активные методы и формы обучения.
На первом этапе урока для создания мотивационно — целевой установки используется метод проблемного диалога, в ходе которого определяется тема урока и план её изучения.