Конспект географии в 9 классе : Северо — Западный район

Конспект

Конспект урока

Тема урока: «Северо — Западный экономический район»

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона.

Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы и ресурсной базы.

Развивающие:

Способствовать формированию информационной культуры учащихся.

Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение.

Развивать географическое мышление школьников, формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные:

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине.

Развивать коммуникативную деятельность.

Оборудование: экономическая карта России, атласы, учебник, дидактический материал, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентации.

I.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята, садитесь!

Урок географии. Вы всё приготовили к уроку? (учебники, тетради, атласы, письменные принадлежности).

Несколько организационных моментов:

Обращаю ваше внимание на то, что на столе у вас лежит раздаточный материал ( несколько листочков), который вы будете использовать на разных этапах урока. Посмотрите на самый большой по формату, этот лист будет у вас в работе на протяжении всего урока и от того, что вы сумеете в него внести, будет влиять на качество вашей работы и оценки соответственно. Поняли?

II.Проверка ранее изученного материала.

1.Фронтальная беседа.

  • Какой раздел мы сейчас изучаем?( районы России)
  • Сколько экономических районов выделено на территории России? (11)
  • С какими из них мы уже познакомились? ( Центральным и Ценрально-Черноземным)
  • Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Предлагаю по вариантам небольшой тест.

III.Изучение нового материала.

1.Постановка задач и проблемы урока.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с Северо-Западным экономическим районом. Опираясь на ранее полученные знания по изучению районов, постараемся наметить перед собой задачи, которые мы с вами будем сегодня решать. Какие предложения?
  • Ребята в качестве помощи можно обратиться к параграфу 48.Жду предложений (формулируем задачи урока)

-Хочу обратить ваше внимание, что район этот уникальный, необычный и прежде всего тем, он обладает множеством достопримечательностей. В состав района входит город Санкт-Петербург. Во время изучения новой темы мы и постараемся разобраться в такой проблеме: «Почему, за что города Северо-Западного района (замечу не только Санкт-Петербург) считают Великим культурным наследием ?»

7 стр., 3442 слов

На монографию П.В. Дзюбенко «Д.И. Менделеев и таможенный ...

... экономической истории. Научное исследование Менделеева сохраняет свое теоретическое и практическое значение для решения современных проблем, преодоления кризисного состояния российской экономики, становление рыночных отношений, укрепление мирохозяйственных связей России. ... Описание книги по главам Введение Во введении к своему труду «Д.И. Менделеев и таможенный тариф: уроки для России» Дзюбенко ...

Санкт-Петербург – это один из красивейших городов не только России, но и мира. А с чем у вас ассоциируется этот город? Давайте попробуем составить кластер на тему: «Санкт-Петербург в жизни россиян». Вы знаете, что такое кластер? Кластер в переводе с английского означает скопление,т.е. объединение нескольких однородных элементов, которые можно рассматривать как самостоятельную единицу, обладающую определёнными свойствами.

  • Какие ассоциации (предлагают).

    Примеры: Невский проспект, «Окно в Европу» и др. Хорошо, предлагаю по мере появления «идей» продолжать составлять кластер в течение урока, не стесняясь выходите и записывайте свои примеры. Договорились?

2.Изучение нового материала.

а) состав района: -А сейчас приступаем к характеристике самого района. Вспомним план характеристики (ответ)

Характеристика ЭГП

Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).

Соседние районы, государства.

Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

Положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям, магистральным трубопроводам, выход к морям).

Как изменялось ЭГП района?

Вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики.

  • Каков же состав

в района? (ответ)- показываю на настенной карте.

  • Сравните занимаемую территорию с другими районами страны и сделайте вывод.
  • в отличии от других районов в параграфе нет диаграмм, указывающих доли района по населению и территории, поэтому мы сами определим их.
  • Какова же доля территории района?( 1%).Что можно судить по этому показателю?(Очень маленький район)А какие субъекты РФ входят в состав этого района?(перечисляют).

б)ЭГП района: самостоятельная работа с последующей проверкой.

  • Предлагаю, используя карты атласа, учебника дать оценку ЭГП района, предварительно вспомнив план характеристики (см. план экономико-географического положениярайона:
  • а) положение по отношению к другим странам, регионам;
  • б) положение по отношению к хозяйственным центрам;
  • в) положение по отношению к транспортным путям;
  • г) положение к главным грузопотокам;
  • д) положение по отношению к внешним рынкам.

(Заслушиваем ответ и делаем вывод)

в)природные условия и ресурсы:

  • А теперь предлагаю дать оценку природных условий и ресурсов района. Вариант 1-природные условия,

Вариант 2-природные ресурсы.

27 стр., 13091 слов

Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

... технологии регулиров, в отношении развития. 2.Предмет курса «Экономика предприятий» 3.Метод курса «Экономика предприятий Предмет – изучение влияния ... национ экон-ки на экон-ие районы. Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающего ... по его обязательствам своим имуществом (полные товарищи), имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с ...

(Заслушиваем ответ и делаем вывод)

г)история развития района: рассказ учителя:

ЭГП района менялось. Район был рано заселён, так как находился на торговом пути «из варяг в греки». Здесь находятся древние русские города: Новгород (Великий Новгород), Псков, Великие Луки, Старая Русса.

В начале 17 века выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со Швецией выход на Балтику был возвращён России.

После распада СССР роль порта Санкт – Петербург возросла, так как Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы.

д)население и трудовые ресурсы: практическая работа с использованием статистического материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

По данным таблицы, приложения учебника (таблица 1) и карты атласа выполните следующие задания:

  • а) сравните данные о населении района с другими экономическими районами страны, сделайте вывод;
  • б) определите общую численность населения района, всех субъектов района;
  • в) вычислите долю населения района в % от доли населения всей страны;
  • г) определите уровень урбанизации страны, сделайте вывод;
  • д) определите среднюю плотность населения района (в человек на квадратный километр);
  • е) определить национальный состав населения.

ТАБЛИЦА

Район

Всего, тыс. чел.

Городское население, тыс. чел.

Доля городского населения в %

Северо-Западный район

7869,0

6807,2

86,7

г.Санкт-Петербург

4848,7

4848,7

100

Ленинградская область

1712,7

1128,0

65

Новгородская область

634,1

447,9

70

Псковская область

673,5

472,6

70

Обобщите сведения, сделайте общий вывод!!!

(заслушиваем ответ и делаем вывод)

-Ребята, а на какой из городов вы обратили своё внимание?(Санкт-Петербург) Давайте узнаем поподробнее об этом замечательном городе из презентации, которую подготовила., т.к. ей было дано опережающее задание по этой теме (просмотр презентации).

е)хозяйство района: показ презентации с комментированием учителя.

(просмотр презентации)

ё)транспортная сеть: беседа с учащимися.

ж) проблемы района и пути их решения: работа с текстом учебника.

  • Ребята, откройте учебники на стр. 251, отчитайте текст учебника с целью выявления проблем района.

(заслушиваем и обсуждаем проблемы)

-Особенно хочу остановиться на одной из проблем. Эта проблема возникает из-за географического положения одного из городов района. Правильно — это наводнения. Послушайте, как о наводнении 1824 года писал А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» (читаю отрывок):

Но силой ветров из залива

Переграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча, и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

12 стр., 5803 слов

Северо-западный федеральный округ

... России. На территории Северо-Западного федерального округа проживает 13 501 тыс. человек (9,5% населения России). Основу населения составляют горожане. Центром федерального округа является г. Санкт – Петербург. Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт- Петербург, Калинин град, ...

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решёткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружён.

  • А можно ли эти проблемы решить? Могли бы вы предложить свои пути решения этих проблем?
  • А как вы видите будущее Санкт-Петербурга?

Роль района возрастает – появляется шанс восстановить свою функцию «окна в Европу», снова воспользовавшись выгодностью своего географического положения «на стыке Востока и Запада». Но для этого необходимо провести ряд важных мероприятий:

1) конверсия;

2) улучшить экологию;

3) восстановить знаменитые архитектурные памятники.

Будущее Новгорода и Выборга связано с созданием «свободной экономической зоны», где кроме предприятий электроники предполагается создание крупной базы международного туризма.

  • Итак, мы полностью рассмотрели характеристику района. Давайте обобщим полученные знания и закрепим их.

III.Закрепление нового материала.

  • Предлагаю выполнить ряд заданий.

(см. презентации, задания 1,2,3).

IV.Промежуточный контроль полученных знаний на уроке.

  • Предлагаю провести цифровой диктант:

Цифровой диктант (правильно-1, нет-0)

Вариант1

1. В состав Северо-Западного экономического района входят 3 области и 1 город федерального подчинения и Калининградская область;

2. Район имеет выгодное ЭГП;

3. В этом районе преобладает сельское население ;

4. Для района характерно наличие свободных экономических зон;

5. Северо-Запад богат полезными ископаемыми : торф , горючие сланцы, бокситы, фосфориты, кварцевые пески, соляные источники.

6. Ведущие отрасли района: машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, химия, цветная металлургия.

7. Самый древний город Северо-Запада – Новгород;

8. Экономика Северо-Запада базируется на собственном сырье;

9. Чёрная металлургия является отраслью специализации Северо — Запада;

10. Проблемами Санкт-Петербурга являются: защита от наводнений, создание нового порта и восстановление памятников архитектур.

Цифровой диктант (правильно-1, нет-0)

Вариант2

1.Район имеет выгодное ЭГП;

2. В этом районе преобладает сельское население ;

3. Северо-Запад богат полезными ископаемыми : торф , горючие сланцы, бокситы, фосфориты, кварцевые пески, соляные источники..

4. В состав Северо-Западного экономического района входят 3 области и 1 город федерального подчинения и Калининградская область;

5. Для района характерно наличие свободных экономических зон;

6. Самый древний город Северо-Запада – Новгород;

7. Чёрная металлургия является отраслью специализации Северо — Запада;

8. Проблемами Санкт-Петербурга являются: защита от наводнений, создание нового порта и восстановление памятников архитектуры.

9. Экономика Северо-Запада базируется на собственном сырье;

10. Ведущие отрасли района: машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, химия, цветная металлургия.

Цифровой диктант (правильно-1, нет-0)

Вариант3

1. В этом районе преобладает сельское население ;

2. Для района характерно наличие свободных экономических зон;.

3. Самый древний город Северо-Запада – Новгород;

23 стр., 11427 слов

Контрольная работа по географии Экономические районы России (9 класс)

... по развитию которой Центральный район занимает первое место среди экономических районов России: 1) высшее образование, 2) цветная металлургия, ... круп­ных городах, 3) недостаток водных ресурсов, 4) недостаток топливных ресурсов. Волго-Вятский экономический район I I ... северной части района — в За­волжье, 3) в основном в южной части района — в Правобе­режье, 4) равномерно по всей территории района. ...

4. Район имеет выгодное ЭГП;

5. Чёрная металлургия является отраслью специализации Северо — Запада;

6. В состав Северо-Западного экономического района входят 3 области и 1 город федерального подчинения и Калининградская область;

7. Северо-Запад богат полезными ископаемыми : торф , горючие сланцы, бокситы, фосфориты, кварцевые пески, соляные источники.

8. Проблемами Санкт-Петербурга являются: защита от наводнений, создание нового порта и восстановление памятников архитектуры.

9. Ведущие отрасли района: машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, химия, цветная металлургия.

10. Экономика Северо-Запада базируется на собственном сырье;

Цифровой диктант (правильно-1, нет-0)

Вариант4

1. Для района характерно наличие свободных экономических зон;

2. Северо-Запад богат полезными ископаемыми : торф, горючие сланцы, бокситы, фосфориты, кварцевые пески, соляные источники.

3. Ведущие отрасли района: машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, химия, цветная металлургия.

4. В этом районе преобладает сельское население ;

5. Самый древний город Северо-Запада – Новгород;

6. Экономика Северо-Запада базируется на собственном сырье;

7. В состав Северо-Западного экономического района входят 3 области и 1 город федерального подчинения и Калининградская область;

8. Проблемами Санкт-Петербурга являются: защита от наводнений, создание нового порта и восстановление памятников архитектуры.

9. Чёрная металлургия является отраслью специализации Северо — Запада;

10. Район имеет выгодное ЭГП;

  • V.Домашнее задание.

1.Выполнить домашнюю практическую работу,см. дидактический материал:

Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».

План работы:

1.Сравнение ЭГП двух городов:

  • а) положение окраинное, центральное;
  • б) положение приморское, сухопутное;

в) транспортное положение:

г) положение на реке.

2.Планировка города:

  • а) радиально-кольцевая, прямоугольная;
  • б) явный центр города;

в) год основания

г) другое.

2.Параграф 48 и по желанию готовить презентации по изученной теме.

VI. Рефлексия.

  • Можно ли считать Санкт-Петербург красивейшим городом мира?
  • Согласны ли вы с утверждением, что Северо-Западный район состоит из Санкт-Петербурга и его окружения?
  • Не появилось ли у вас желание жить в Санкт-Петербурге? Какие пути реализации такой идеи вы видите?

VII.Подведение итогов урока.

  • Какую тему изучали на уроке?
  • Решили ли поставленные задачи?
  • Чем запомнится урок?
  • Давайте завершим составление кластера.

Оценки за работу на уроке.

Благодарю за работу! Урок окончен.