Экономика труда — файл n1.doc

Контрольная работа

Доступные файлы (1):

n1.doc 94kb. 04.02.2014 10:44 скачать

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика труда»

Вариант№1

2011

Рынок труда в системе рыночного хозяйства. Рабочая сила и трудовые ресурсы.

Теория рынка труда рассматривает поведение людей: работо­дателей и тех, кто ищет наемную работу, — которое определяет си­стему их взаимодействия в зависимости от разных факторов, таких как уровень доходов сторон, величина заработной платы, состояние инвестиционной политики, совокупность предпочтений и др.

Рынок труда

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечи­вают себе получение средств существования и жизнедеятельности.

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.

Экономическими предпосылками

  • экономическая свобода, либерализация экономики, в осно­ве которой лежит право частной собственности на средства произ­водства, в том числе на землю;
  • свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме (сколько времени) ему трудиться.

Свобода труда предполагает запрет принудительного труда (за исключением случаев, когда человек осужден к лишению свободы, что четко должно быть определено законода­тельством страны);

— свобода предпринимательской деятельности, когда у чело­века имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими ли­цами производстве с учетом регламентируемых форм предпринима­тельской деятельности.

Социальные предпосылки, Юридические предпосылки, Российская Федерация —

Для обеспечения конституционных прав и гарантий в России приняты кодексы законов и федеральные законы, детально регла­ментирующие и раскрывающие права и обязанности граждан и раз­ных органов управления. Среди них:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г.), в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частно­сти социального партнерства в сфере труда;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпри­нимательской деятельности;

— Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — Закон о занятости населения в Российской Федерации).

Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ «О коллек­тивных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) (далее — Закон о коллективных договорах и соглашениях), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос­ти» (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда.

Главная задача рынка труда

а) организация встречи продавцов и покупателей труда;

б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон

рыночного взаимодействия;

  • в) установление равновесных ставок заработной платы;
  • г) способствование решению вопросов занятости населения.

На рынке труда происходит первичное согласование интере­сов предпринимателей-работодателей и наемных работников. Сто­роны рыночных отношений договариваются об условиях труда, раз­мере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осу­ществляется через систему социального партнерства путем заклю­чения в стране, отраслях и регионах соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях — коллектив­ных договоров.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффек­тивность рынка труда являются важнейшими макроэкономически­ми факторами эффективности развития общества и его экономики.

Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функци­онирования каждого из этих элементов.

Составными частями, или элементами, рынка труда являются:

  • стороны рыночных отношений или субъекты рынка (рабо­тодатели или их представители и ищущие работу люди);
  • конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и пред­ложения труда, определяющая ставки заработной платы на кон­кретные виды труда и уровень занятости населения;
  • правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
  • органы службы занятости населения (департаменты, цент­ры, бюро и др.);
  • инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, реклам­ные фирмы и др.);
  • альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);
  • система социальных выплат и гарантий для граждан, вы­свобождаемых из производства, переводимых на новое место рабо­ты, безработных;
  • система финансирования политики занятости и служб за­нятости населения.

Первый и второй из перечисленных элементов рынка труда представляют собой естественное и необходимое условие для суще­ствования рыночных отношений в сфере труда; они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но по­следующие элементы рынка труда (с третьего по восьмой) оказыва­ют решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность.

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги управление персоналом организации. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Необходимые для осуществления полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

В настоящее время в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии, — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Однако для некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже — на 5-10, а то и более лет. Это касается производств с неблагоприятными, тяжелыми условиями труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех профессиональных занятий, где с голами утрачивается возможность поддерживать нужную «трудовую форму» (например, балет).

В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие население исключается из их состава.

Определенную часть людей трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.

Численность трудовых ресурсов (Т) можно определить следующим образом:

Т = Р тр — Ринв + Рпен + Рмол ,

где Р тр — численность населения в трудоспособном возрасте;

Р инв — численность неработающего населения того же возраста, считающегося, согласно установленным государством правовым нормам, нетрудоспособным (инвалиды I-II групп и лица льготных пенсионных возрастов);

Р пен — работающие лица пенсионного возраста;

Р мол — работающие подростки до 16 лет.

Статус в занятости определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в общественно полезной деятельности. К ней относится как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг. В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, в кооперативах, в частном секторе. Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, служащие Российской Армии.

Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу).

Его численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
  • б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
  • в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • а) не имели работы (доходного занятия);
  • б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • в) были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны присутствовать все критерии, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

В международной практике распространено также понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.

Экономически не активное население — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, а именно:

1) среди населения в трудоспособном возрасте:

  • учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;
  • лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
  • лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.

2) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

  • лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
  • инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. Наряду с ним в экономической науке и практике применяются и такие понятия, как «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку. Они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон носителя этих понятий — человека.

Проанализируйте планирование социального развития на Вашем предприятии.

Моя организация занимается предоставлением услуг по загару. А так же продажей вспомогательных средств для загара (различные крема, гели), кроме этого ещё имеется массажный кабинет.

Название организации: Солярий «Планета Солнца»

Индивидуальный предприниматель. Кауц А.Н.

Я администратор солярия.

В солярии «Планета солнца» численность работающих составляет три человека, и четвёртый подменный, который дает выходные в удобное для нас время, что помогает нам работать без усталости и внимательно подходить к каждому клиенту.

Индивидуальный предприниматель Кауц А.Н. создает все условия для работы:

  • рабочее место оборудовано так, что за 12 часовой рабочий день мы не устаём.
  • возле Солярия имеется стоянка для личного авто, что очень удобно.

Так же нам предоставляется оплачиваемый отпуск, и оплачиваются больничные. На различные праздники нас поощряют повышенной премией.

Так же сотрудники могут пользоваться услугами солярия бесплатно. Раз в год каждому сотруднику предоставляется абонемент в бассейн за счёт организации.

Так же у нас присутствует бонусная система, что очень стимулирует к качественному подходу к работе, ну и конечно же желанию работать и дарить тепло и красоту людям.

1.Задача . В цехе химического завода имеется 60 аппаратов для выработки минеральных удобрений. Каждый аппарат обслуживается звеном в составе трех человек. График работы — 2 смены по 6 часов. Каждый рабочий работает 225 дней в году. Определить плановую численность рабочих.

Решение:

1. Определяю количество отработанных часов рабочими за год:

225 * 6 * 2 = 2700 часов.

2. Количество отработанных чел/ часов звеном из 3-х человек:

2700 * 3 = 8100 ч/час.

3. Плановая численность:

8100 : 60= 135 чел.

Ответ: Плановая численность 135 чел.

2.Задача . В годовом плане предприятия установлены следующие показатели:

Показатели

Отчётный период

Плановый период

1

Выпуск продукции, тыс.руб

500 000

550 000

2

Выработка продукции на одного рабочего, руб

125 000

135 000

3

Численность рабочих (чел)

4000

4074

Определить прирост объема производства за счет роста производительности труда и числа работников.

Решение:

В плановом периоде ожидается прирост объема производства на 50000 тыс. руб., (550 000 -500 000) в том числе:

а) за счет роста производительности труда: на 10000рубл.(135 000-125 000)

10000 руб. * 4000чел. = 40000 тыс.руб.

б) за счет изменения численности

40000тыс.руб. + 10000тыс.руб = 50000тыс.руб

Ответ: а) прирост объема производства за счет роста производительности труда 40 000 тыс.руб.;

  • б) прирост объема производства за счет роста числа работников 50 000тыс.руб.

3. Задача

1) подготовка рабочего места — 20 чел-час.

2) разгрузка материалов и конструкций — 170т Нвр — 0,16 чел-час на 1 т.

3) монтаж м конструкций — 130 т, Нвр — 2,2 ч-час на 1т.

4) сварочные работы 1300 пог.м., Нвр — 0,3 ч-час на 1 пм.

5) окраска конструкций — 30 м2, Нвр — 0,35 ч-час на 1 м2

6) уборка вспомогательных приспособлений — Нвр — 7 ч-час.

Решение:

1.Рассчитаем норму времени в чел/ час. по каждому виду работ

20 ч/час.

27,2 ч/час

286 ч/час

390 ч/час.

10,5 ч/час

  • уборка вспомогательных приспособлений = 7 ч/час .

2.Всего комплексная норма времени

740,7 ч/час

3.По условию задачи, комплексные нормы выполнены на 120%

888,84 ч/час.

4.Дневная норма времени

40 ч/час.

5.Срок выполнения задания

888,84 : 40 = 22,2 дня .

Ответ: Комплексная норма времени: 740,7ч/час

22,2 дня.

4.Задача . Рабочий-сдельщик 4-го разряда (часовая тарифная ставка 5 руб. 39 коп.) изготовил за 8-часовую смену 35 изделий при норме времени на одно изделие 15 мин. Работа тарифицируется по 5-му разряду (часовая тарифная ставка 6 руб. 70 коп.).

Определить процент выполнения норм, сдельную зарплату и удельный вес тарифа в сдельном заработке.

Решение: 1) За 8 часовую смену при норме времени 15 мин. рабочий должен был изготовить 32 изделия(4 изделия в час = 1час(60 мин):15мин.),

а фактически он изготовил 35 изделий, т.е. перевыполнил норму

109,4 % —

2) Определяем сдельную зарплату:

6р. 70к. * 8,75 = 58р.63к.

7р.33к. – тариф по з/п.

3) Находим удельный вес тарифа в сдельном заработке:

7р.33к. — 100%

5р.39к. = х

х = 5,39 * 100 : 7,33 = 73,6%

Ответ: рабочий перевыполнил норму на —9.4%;

  • 7р.33к;

удельный вес тарифа в сдельном заработке — 73,6%.

Список литературы

1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2) «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011)

3) Гражданский кодекс Российской Федерации

4) Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации»

5) Федеральный закон от 21.12.1995 N 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год» (принят ГД ФС РФ 22.11.1995)

6) Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010)

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)

1) Экономика труда: учебник / Рофе А.И.., 2010. -400с

2) Экономическая теория: Сажина М.А. Учебник для вузов., 2005. 302с. .

3) Экономическая теория: Добрынина А.И.,. Тарасевича Л.С, 1999.