Бедность как индикатор экономической безопасности

Курсовая работа

Несмотря на то, что изменение текущего миропорядка генерирует новые угрозы экономической безопасности государства, низкий уровень жизни населения, социальное неравенство и обеднение населения в теории экономической безопасности рассматриваются в качестве значимой и безусловной внутренней угрозы. Сама по себе дифференциация общества является атрибутом любой общественной модели. Решающее значение имеют масштабы и причины бедности, как проявление социального неравенства. В этой связи осознание бедности как угрозы экономической безопасности государства требует решения целого комплекса методических и теоретических проблем.

Бедность в наше время можно определить как состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения общедоступного образа жизни, который является привычным и характерным для значительной части населения. Бедность возникает всякий раз, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что бедность считается одной из самой важных социальных проблем. Тема бедности в контексте экономической безопасности сфокусировала в себе практически всю гамму социологических и экономических понятий и категорий. Ее невозможно описать, минуя понятия экономического статуса и дохода, социального неравенства и стратификации, распределения национального богатства и уровня жизни населения, жизненных потребностей и потребительской корзины, социализации бедных и многих других.

Целью исследования является анализ и оценка бедности и ее роль в экономической безопасности страны в Российской Федерации и ее субъектах, а также выявление позитивных аспектов зарубежного и российского опыта прошлых лет для разработки стратегии сокращения бедности в России.

Среди основных задач исследования можно выделить:

Определение сущности понятия «бедность», а также критерии и способы ее определения Выявление причин бедности как основы данной проблемы Определить взаимосвязь бедности и экономической безопасности страны Проведение анализа между Россией и США в области опыта борьбы с изучаемым социальным феноменом

15 стр., 7037 слов

Экономическая безопасность (3)

... ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы ... одновременно и теория кризисов. Причиной кризиса служит недостаточное потребление, обусловленное бедностью масс. По сравнению с производственной способностью современной промышленности существующий рынок ...

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов и психологов в области изучения социальной психологии, теории экономической безопасности, экономики труда.

Объектом данной работы являются процессы в экономике, протекающие под воздействием такой внутренней угрозы экономической безопасности, как бедность населения.

Предметом изучения является бедность как индикатор экономической безопасности.

Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ и анализ причинно-следственных связей.

Информационную базу работы составляют учебные пособия различных экономистов, психологов, работе использованы статьи интернет-газет и журналов, а также статистические данные.

Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава о теоретических аспектах бедности и в рамках этого раздела рассматриваются следующие вопросы: понятие бедности, ее причины и связь с экономической безопасностью государства. Вторая глава на практике раскрывает способы борьбы с бедностью населения на примере США и России. Третья глава определяет пути нейтрализации угроз экономической безопасности в контексте благосостояния населения, а также даются рекомендации по их совершенствованию.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования бедности населения

  • Критерии определения и понятия бедности населения

Достойное поддержание жизни тех групп населения, которые в силу каких-либо причин и обстоятельств не могут даже на минимальном уровне обеспечивать себя и свою семью (покупать продукты питания и одежду, проводить досуг и др.) является одним из критериев цивилизованности и развитости любого государства. Другими словами, уровень доходов, материальное положение такой части населения не позволяет им удовлетворять круг самых минимальных жизненно необходимых потребностей, благодаря которым индивид может сохранять трудоспособность, продолжать род и получать определенное общественное призвание. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (или семьи) считается бедностью.

Бедность населения — это одна из основных глобальных проблем, которая остается без решения, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования.

11 стр., 5489 слов

Экономическая безопасность – сущность, необходимость

... экономической безопасности; . рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики; .рассмотреть методы оценки экономической безопасности страны; . проанализировать основные показатели экономической безопасности Кыргызстана; . рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности. При написании курсовой работы ...

Бедность — это характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. [2]

Бедность — это отсутствие способности поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. [3]

Бедность — это показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, а также недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей. [4]

Таким образом, бедность – это экономическое и социально-культурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Следует отметить, что необходимо различать понятия «бедность» и «неравенство». Неравенство характеризует неравномерное распределение ресурсов общества — денег, власти, образования, престижа — между различными слоями населения. Основным показателем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, приходящиеся на индивида или семью. Эту функцию обычно выполняют деньги. Исходя из этого, можно сказать, что бедные — это социальный слой, имеющий минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Бедность в свою очередь — это не только низкий уровень жизни, но и особый стиль жизни, который может передаваться из поколения в поколение: это нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. [11]

Для определения категории бедности на сегодняшний день в мировой практике выделяют три основные концепции:

Абсолютная концепция.

В рамках абсолютной концепции берется изучение минимальных потребностей населения, а в частности, семьи. За абсолютным считается так называемая минимальная потребительская корзина населения, т.е. то, что необходимо семье для поддержания жизнедеятельности. Благодаря минимальной потребительской корзине принятой в стране, можно вывести линию бедности населения, дифференцируя населения по уровню заработка на одного члена или на всех членов семьи. [5]

Относительная концепция.

Относительная концепция, она же монетарная относительная линия бедности, состоит из принятого в обществе стандарта уровня жизни через величину доходов и расходов. Общепринятым стандартом линии уровня бедности считается линия 40% дохода на 60% уровня расходов. Данная концепция характеризуется отношением между возможными материальными ресурсами и наличием возможности на их приобретения. Данная концепция имеет явный недостаток, который заключается в том, что в зависимости от потребностей населения и общим положением страны, данное процентное соотношение варьируется.

Субъективная бедность.

8 стр., 3903 слов

Бедность как социальная проблема

... определяющие уровень бедности. Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого ... с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные ...

Альтернативой абсолютному и относительному подходу к изучению бедности, является субъективный подход, который вобрал в себя основные черты двух предыдущих подходов. Данная концепция исходит от частных принципов понимания бедности населения, которая в свою очередь исходит от понимания бедности и благосостояния в целом. В самом названии, данный подход не имеет характерного научного объяснения, а исходит от восприятия индивидуумом своего материального положения и собственного положения в социуме.

Данная концепция основывается на анализе индивидуальных представлений населения о том, какое количество материальных ресурсов необходимо населению для комфортной жизни.

Таким образом, исходя из определения субъективного подхода, можно сделать вывод, что население воспринимает бедность не просто как существование на грани выживания, а отсутствие возможности обеспечить себе жизнь на достойном уровне с учетом сложившихся в обществе социальных норм и общепринятых стандартов. Именно в связи с таким пониманием бедности во многих источниках используют не понятие «доходы населения», а «потребление». Потребление показывает, что оказалось доступным не в теории, а в действительности. [9]

  • Причины возникновения бедности населения

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от общества, с ограничением в потреблении основных жизненных благ, с формированием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые можно объединить в следующие группы:

экономические (безработица, социальное неравенство, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли), социальные (слабая самоадаптация населения к резким реформам, положение индивида в социальной структуре общества) социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости), демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье, перенаселение), образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка), политические (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально-географические (неравномерное развитие регионов), религиозно-философские и психологические (аскеза как образ жизни, юродство).

[10]

Существуют два подхода к объяснению причин возникновения бедности как социального явления.

Культурные объяснения.

Одно из ключевых понятий в рамках этого подхода – культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, фатализм и неумение строить свое будущее. В процессе первичной социализации эти ценности плотно укрепляются в сознании, они передаются от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности.

23 стр., 11144 слов

Бедность населения России

... доход 10% самых малоимущих – только на 5 руб., или в 40 раз меньше. хроническое бюджетное недофинансирование социальной сферы 2 1.5.ПОСЛЕДСТВИЯ Бедность создает ограничения для развития экономики. Бедное население ... долю доходов в общих доходах государства. Из них богатым семьям принадлежит 16% из общих доходов. Кривая Лоренца Рис 1. См. учебник. Если в обществе уравнительное распределение доходов, ...

Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как целеустремленность, сила воли и амбициозность. По их мнению, одним из вариантов решения проблемы бедности является ликвидация государственной помощи или ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким, которые можно получить, поучаствовав в общественных работах).

Структурные объяснения.

Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.

Сторонники данной концепции утверждают, что в жизни общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда наблюдается общий спад экономики в стране. При этом бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.

Независимо от того, каковы первичные причины бедности, можно смело предположить, что однажды возникнув, она начинает повторно воспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в так называемый порочный круг нищеты. Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате этого не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. В этом случае стране с каждым годом всё труднее вырваться из нищеты. [22]

  • Бедность населения и экономическая безопасность государства

В научной литературе и официальных документах предлагаются различные варианты набора экономических угроз и опасностей. Однако низкий уровень жизни, высокая степень дифференциации доходов населения и значительный уровень бедности единогласно называются в качестве значимой внутренней угрозы экономической безопасности России. Существует определенный набор критических параметров, определяющих экономическую безопасность государства, нарушение которых приводит к утрате его самостоятельности, и в результате государство может перестать существовать как таковое. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г. №683 в качестве серьезной угрозы безопасности страны рассматривает повышение уровня бедности и увеличение имущественной дифференциации населения. В этих условиях происходит ослабление доверия населения к государству, усиливается вероятность возникновения социального конфликта. Таким образом, социально-экономическая дифференциация населения страны превращается в реальную угрозу политического характера. [12]

В современных условиях разнообразная проблематика преодоления бедности во многих странах по своей значимости и отдачи является важнейшей проблемой, обеспечивающей экономическую безопасность. И под таким углом зрения следует рассмотреть сложившиеся и планируемые системы мер по преодолению бедности, ведь уже достаточно долгий период не менее четверти россиян находятся за чертой бедности.

Одним из главных направлений по преодолению бедности становится социальное направление, которое находит выражение в социальной политике государства. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Важной задачей социальной политики является адресная (предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенным слоям населения. Государство повышает доходы малоимущим, выплачивает пенсии, выдает продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным гражданам и многодетным семьям. Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости обеспечивает соответствующие доходы основной части населения. [20]

Большое значение в уменьшении количества бедных в стране играет перераспределение доходов. С одной стороны, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение этой деятельности государства ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

Следует отметить, что также существует необходимость реформирования налоговой системы страны, в частности введения прогрессивного подоходного налога. [ 6]

Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы:

Ученые определяют четыре концепции определения категории бедности (абсолютная, относительная, субъективный подход); Причины возникновения бедности разбивают по группам: экономические, социальные, социально-медицинские, демографические, образовательно-квалификационные, политические, регионально-географические, религиозно-философские и психологические; Выделяют две концепции объяснения причин бедности: одна связана с культурными особенностями, а другая со структурой общества; Бедность населения относится к внутренним угрозам экономической безопасности страны и по значимости не уступает криминализации общества; Существуют различные пути преодоления бедности: развитая социальная политика государства, рациональное перераспределение доходов, реформа налоговой системы в области подоходного налога.

Глава 2. Сравнительный анализ и оценка уровня бедности населения стран .

Способы определения уровня бедности

Для оценки уровня бедности в стране сравнивают среднедушевые доходы с прожиточным минимумом. Вторым критерием может выступать соотношение со средней зарплатой по стране. В этом случае к бедным относят тех, у кого среднедушевые доходы менее одной трети от среднего показателя заработной платы по стране. И, наконец, о бедности можно судить по доли затрат на питание в расходах семьи. Если данные расходы составляют более 50%, то семью можно отнести к бедным. В богатых же семьях эта доля составляет 5-6 %. [11]

Для оценки бедности применяется показатель уровня бедности. Он представляет собой долю населения с доходами ниже прожиточного минимума (которые находятся за чертой бедности).

Используются и такие показатели как глубина бедности и жесткость бедности. Первый показатель показывает объем средств, которые необходимы для преодоления порога прожиточного минимума. Второй показатель выражает дифференциацию доходов внутри бедного населения.

Уровень бедности зависит от того, какие компенсационные инструменты использует правительство для увеличения доходов населения.

В России используется три типа таких механизмов:

Повышение доходов в связи с ростом цен России. Компенсация, охватывающая занятых в государственном секторе экономики и в организациях бюджетной сферы, где оплата осуществляется в рамках ЕТС. Компенсация роста цен и инфляции здесь осуществляется с существенным запозданием и величина компенсации невысока. Компенсация, охватывающая тех, кто получает социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии).

Часть из них напрямую связана с размером минимальной затраты (пособия, стипендии), другая часть имеет независимый от госбюджета источник финансирования — пенсии. Однако имеют ограничения по своим размерам.

Одна из причин бедности — слабая самоадаптация населения. Как правило, население долго адаптируется к резким социально-экономическим реформам. Длительное время с начала реформ население рассчитывает на помощь государства.

Еще одной причиной бедности можно считать положение индивидуума в социальной структуре общества. Дело в том, что ряд категорий населения оказываются наиболее уязвимыми и составляют основу бедных. К ним относятся пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, вдовы, дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей, беженцы и вынужденные мигранты. [13]

Масштабы бедности трудно уловить достаточно точно. Если взять пример последствия экономического дефолта, которые повлекли за собой ряд экономических реформ в стране, то общий доход населения не имел стабильного характера роста или падения. В 1996 г. примерно 25% населения имело доходы ниже прожиточного минимума, в 1997 г. – 22 %, в 1998 г. – 21 %, в 1999 г. – 30 %, а в 2000 г. – 44 %. [17]

В связи с переходом к рыночной модели экономики в России резко обострился процесс расслоения общества, возникла необходимость применения широко используемых в международной статистической практике методик анализа социально-экономической дифференциации населения по денежным доходам на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Важнейшим инструментом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее производить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходным социальным группам, нуждающимся в целенаправленной социальной политике государства.

Таблица 1 — Факторы дифференциации доходов населения

Факторы дифференциации доходов

Примеры

Особенности социально-экономической среды

Рыночная структура

Рынки несовершенной конкуренции (особенно олигополия и монополия); спрос и предложение труда разной квалификации

Территориальные факторы

Неравенство между городом и селом, региональные и отраслевые различия

Экономические циклы

Безработица

Неравномерная адаптация населения к меняющемуся спектру экономических возможностей

Неравномерное распределение выгод от приватизации государственного имущества

Институциональная организация экономики

Институционально-обусловленные преимущества положения одних социальных слоев по отношению к другим: статусная дифференциация; наличие институтов, регулирующих социально-трудовые отношения

Демографические факторы

Влияние пола, возраста, национальности и различия в мобильности населения

Морально-этические нормы общества

Воспитываемое мировоззрение и ценности, выбор способов экономического и социального поведения

Система налогообложения

Прогрессивное, пропорциональное, регрессивное налогообложение; налоги на собственность и наследство

Особенности индивидуального характера

Унаследованные факторы

Врожденные способности, наследство и инвестиционные возможности

Накопленный человеческий капитал

Образование, деловые и профессиональные навыки, отношение к рискам, здоровье

Тип семьи

Иждивенческая нагрузка

Связи

Протекция, рекомендация, трудоустройство «своих», предоставление неформальной характеристики рабочего места

Особенности непредвиденного характера

Случайности

Удача, крупные выигрыши, несчастья, фондовые рынки

Социальные, политические и природные потрясения

Неожиданная инфляция

Существуют различные факторы, влияющие на дифференциацию доходов. Помимо общепризнанных факторов (рыночной структуры, индивидуальных способностей и др.) в современном мире все большую роль в усиливающейся дифференциации доходов и уровня жизни населения играют морально-этические нормы современного общества и территориальные различия в проживании. Дифференциация доходов приводит к усиливающейся поляризации общества, возникновению конфликтов между слоями населения, что отрицательно влияет на качество жизни общества. Многие современные исследователи уделяют внимание оценке влияния дифференциации доходов населения на социальные процессы, на различные аспекты человеческой жизни. [18]

Ученые многих стран сегодня стараются отойти от понятия бедности как от индикатора недостатка материальных благ населения. Современное общество научилось очень быстро противостоять внешним факторам, влияющим на жизнь в целом. Если еще 20-30 лет назад, экономисты выделяли лишь три слоя населения по доступности материальных благ, то с начала XXI века этот показатель растет. На данный момент выделяют уже более двадцати основных категорий социально-экономического разделения населения, так же существует разделения на подтипы.

Рассмотрим основные факторы разделения населения по доходности в России за 2017 год:

Таблица 2 — Факторы разделения населения по доходности в России за 2017 год [17]

Доход (руб.)

Процент населения (%)

Меньше 10000

14,3

От 10000 до 15000

12,6

От 15000 до 19000

15,2

От 19000 до 27000

18,9

От 27000 до 60000

31

От 60 и выше

8

Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что разница между «слоями» в среднем больше, чем в 2 раза. Данные показатели говорят о неэффективной политике государства в сфере экономического и финансового поддержания населения.

Для улучшений показателей в сфере экономической поддержки населения, необходимо пересмотреть некоторые направления развития внутриэкономической политики:

Увеличение роста ВВП на душу населения в направлении природных ресурсов за счет демпинга и внедрения страны на основные финансовые рынки, что поможет повысить в цене основные сбываемые природные ресурсы страны. Создание нормативно-правовых актов, регулирующих вывоз средств из страны коммерческими организациями.

  • Анализ основных социально-экономических показателей развития стран, на примере США

В каждой стране складывались и продолжают складываться свои специфические факторы развития и США здесь не исключение. Обширная территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов, огромный потребительский рынок (население — более 300 млн. чел.), развитые рыночные отношения — всё это способствовало экономическому прогрессу. [14]

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, также за счет технической модернизации промышленности с относительно несложным производством, повышении эффективности использования производственного аппарата капиталоемких и материалоемких отраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия и химическая промышленность).

В начале XX в. нематериальное производство занимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время оно превратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый рост сферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях так называемого духовного производства (наука и образование), а также восстановления физических и творческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те, которые связаны с рекреационной деятельностью населения.

Структурная перестройка промышленного производства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевых отраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической промышленности. На них приходится 55-60% всех инвестиций в промышленности развитых стран.

На сегодняшний день США уверенно входит двадцатку самых развитых стран мира. Уровень безработицы в стране колеблется на уровне 32%. Средняя заработная плата американцев составляет 57167 долларов в год. Средний уровень жизни населения примерно от 67 до 74 лет. ВВП на душу населения составляет 55836 долларов. Общий ВВП страны — 18,57 трлн. долларов. [14]

Для развития социально-экономического направления США, как лидирующая страна по уровню жизни населения, ставит приоритетом развитие правового регулирования всех сфер жизнедеятельности государства. Это проявляется в создании различных правовых инструментов в сферах налогообложения, образования, здравоохранения и т.д. Данная тенденция складывается из основного направления политического видения, направленного на улучшение благосостояния населения, так называемая « American dreams ». Данная тенденция складывается на основе взглядов населения на развитие тех или иных направлений в социально-экономической сфере.

Для того чтобы понять основной принцип данной тенденции развития государства, необходимо рассмотреть основные аспекты уровня жизни в сравнении населения Соединённых Штатов периода 1980-1990 и 2000-2012 годов. На данный момент, США находится на 15-м месте по общему уровню удовлетворённости населения по 10 основным аспектам жизни населения. Данные берутся с расчетом опросов населения по данным периодам по общему уровню развития страны в данных сферах и статистическим данным крупных электронных издательств Sodexo и OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) из расчета по шкале от 1 до 10.

Таблица 3 — Основные аспекты уровня жизни населения США 1980-1990 гг. и 2000-2012 гг. [ 14]

Аспекты

Периоды

1980-1990г.

2000-2012г.

Жилищные условия

6,1

7,9

Доход

7,1

9,6

Работа

7,0

8,6

Образование

5,1

7,0

Здоровье

7,9

8,8

Безопасность

7,7

7,9

Общая удовлетворенность населения

8,0

7,3

Данное исследование говорит об общей тенденции развития страны. Следует учесть, что данные показатели не стоит брать за основу видения общего положения дел в стране, так как эти аспекты неразрывно связаны с политической ситуацией в стране. [15]

По проведенному анализу можно сделать вывод о том, что Соединённые Штаты Америки двигаются по направлению поиска подходящей системы развития государства, что не может не сказываться на динамическом изменении аспектов уровня социально-экономического развития страны.

В стратегии развития страны так же необходимо выделить глубокое дифференцирование инструментов развития социально-экономического направления. Это проявляется в следующем:

Внутриполитическое взаимодействие между нижней и верхней ветви власти; Дифференциация принятий управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности государства; Резкие шаги по изменению и внедрению в сферы жизни населения, путем нормативно-правовых инструментов.

Данные методы сказываются как позитивно (благодаря резко меняющемуся курсу развития и поиску новых методов), так и негативно (затраты больших финансовых ресурсов)

На основе вышеизложенного можно сделать вывод об общей эффективности развития аспектов социально-экономического развития страны. Даже при всей нестабильности роста развития страны и внешнеполитические трудности, США остается одним из лидеров на мировой арене.

  • Анализ и оценка современного уровня бедности населения России

Для грамотного изучения бедности в России принято брать за основу несколько основных теорий изучения бедности и благосостояния страны.

В эти теории входят концептуальные подходы к определению и измерению бедности, которые были рассмотрены выше (абсолютная, относительная концепция, субъективный подход) и основные методы определения и стоимостной оценки национальной линии бедности.

Несмотря на короткую историю России постсоветского периода и сохранившуюся в стране приверженность абсолютной концепции определения бедности, методологические подходы к построению линии бедности за этот период трижды кардинально менялись. Кроме того, каждые пять лет минимальная потребительская корзина в России пересматривалась с учетом произошедших в стандарте массового потребления российских домашних хозяйств изменений. Неизменным, однако, остался подход, согласно которому прожиточный минимум устанавливается в разрезе наиболее значимых демографических групп и в среднем на душу отдельно для каждого субъекта Российской Федерации и для страны в целом. [23]

Методология определения национальной линии бедности заключается в глубоком изучении каждого фактора, воздействующего на общий уровень бедности населения страны. Основным направлением изучения бедности является анализ влияния каждого аспекта жизни населения на общий уровень благосостояния. Для изучения проблемы под такой плоскости необходимо рассмотреть научные данные, которые позволят провести тщательны анализ уровня бедности России.

В современной России часто сравнивают прожиточный минимум с началом перестройки, чтобы дать представление того, как уровень жизни населения изменился за последние 25 лет.

Если историю российских кризисов отсчитывать от либерализации цен в 1992 году, приведшей к двукратному падению душевых реальных денежных доходов, то второй кризисной точкой для домашних хозяйств стал 1995 год. В этот момент с целью финансовой стабилизации были запущены механизмы снижения государственных расходов, проявившиеся в административно-волевом сокращении или задержке финансирования статей, существенно влияющих на доходы населения. Политика таргетирования инфляции, не достигнув целевых показателей по ее снижению, привела к падению реальных доходов на 13,1% по сравнению с предыдущим годом, а реальная заработная плата снизилась на 26%. В этот год соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума снизилось до 195%., несмотря на то, что его динамика на протяжении трех лет демонстрировала рост. [20]

Рисунок 1 — Соотношение в процентах среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума с 1992-2014 гг.

Последствия кризиса 1998 года для сектора домашних хозяйств наиболее ярко проявились в 1999 году, когда рассматриваемое соотношение снизилось до 177% — самого низкого уровня за всю историю постсоветского периода. Реакцией на низкий уровень жизни стало не только падение реальных денежных доходов, но и развертывание дискуссии о переходе к новому прожиточному минимуму. Тема минимальной потребительской корзины всегда была политизирована, и период кризиса конца 90-х не стал исключением: низкая черта бедности в тот момент позиционировалась политиками не как результат падения уровня жизни, а как одна из его причин. Прожиточный минимум 1992 года критиковали за низкое качество минимальной продуктовой корзины и неправильный выбор метода оценки непродовольственной части. Несмотря на популизм данной позиции, она, тем не менее, поспособствовала переходу к черте бедности более высокого порядка.

После 2000х годов Россия оправилась от экономических потрясений и взяла курс на повышение общего уровня благосостояния населения, начиная работу в правовой, политической и экономической сфере. С повышением влияния на международной арене, с развитием промышленности и добыче природных ископаемых, Российская Федерация достигла роста денежных доходов населения в 1,8 раз за девять лет. Такого скачка роста благосостояния не наблюдалось последние пятьдесят лет.

Отличительной чертой бедности России является большое количество работающих бедных, то есть тех, у кого доход не превышает 7500 руб. Это говорит о том, что дифференциация рабочих мест в стране очень велика. На это влияет множество факторов:

Уровень безграмотности населения; Нестабильный уровень развития малого и среднего бизнеса; Низкая финансовая поддержка государства населения.

Данные факторы негативно влияют не только на общий уровень благосостояния, но и на выработку необходимой концепции нейтрализации данных проблем. Если сравнивать уровень жизни последних 17 лет, то в этом случае мы так же не сможем выявить позитивную динамику нейтрализации уровня бедности.

Рисунок 2 Уровень развития занятости населения в России в 2000-2016 гг. [17]

На данном графике можно выявить некоторые закономерности:

С 2000-го года демография в стране начала расти, но при этом нехватка рабочих мест остается критичной, более половины дееспособного населения страны имело постоянный доход. С улучшением экономического положения, произошел рост грамотности страны, увеличилось число населения, имеющее высшее или средне-специальное образование, что не могло не повлиять на сокращение мест среди работающих пенсионеров. С 2011 года общий уровень благосостояния населения растет за счет укрепления экономического состояния и внутренних реформ.

Одной из причин сложившегося профиля бедности российского населения и происходящих в нем изменений является действующая система минимальных социальных гарантий. Их размеры, в том числе величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) и базовой части трудовой пенсии по старости, не обеспечивают доходов на уровне прожиточного минимума.

На основе проведенного анализа современного уровня бедности населения России, можно сделать вывод о том, что бедность в России имеет определенные характерные черты, отличные от других стран. Это проявляется во внешней и внутренней политике, экономической нестабильности на протяжении последних 25 лет, общего уровня социального развития, но главное то, что в России нет фундаментального подхода к решению бедности. Все вышеперечисленные факторы дают толчок к экономическому расслоению населения на более мелкие группы. Подобное направление лишь усложнит решение бедности в стране.

Глава 3. Нейтрализация угроз экономической безопасности на примере России

Пути нейтрализации угроз экономической безопасности в контексте благосостояния населения России.

Существуют различные угрозы экономической безопасности страны. Они влияют на все сферы жизнедеятельности государства в большей или меньшей степени. Угрозы разделяют на внутренние и внешние.

К внешним экономическим угрозам относят:

технологическая блокада из-за отставания страны в научно- технической сфере; продовольственная уязвимость из-за зависимости страны от импорта продуктов питания; негативное влияние мировых, финансовых, валютных рынков на ещё не окрепший внутренний рынок; потеря рынков сбыта.

Для анализа путей противодействия экономическим угрозам, более тщательно необходимо рассмотреть внутренние угрозы:

Структурная деформация экономики; Снижение инвестиционной и инновационной активности экономики; Сырьевая зависимость экономики ; Усиление зависимости от внешнеэкономических отношений; Утечка капитала в зарубежные страны; Имущественное расслоение общества; Рост внешнего долга; Чрезмерная открытость экономики; Криминализация экономики;

Для комплексного анализа и выявления путей нейтрализации угроз, необходимо рассмотреть 3 основные экономические угрозы, которые присущи экономике России.

Структурная деформация экономики

Структурная деформация экономики – это направленное чрезмерное развитие определённой социально-экономической сферы. Данное развитие несет за собой отсталость остальных, не менее важных направлений, т.е. чрезмерное развитие комплекса тяжелой промышленности ведет к отсталому развитию пищевой и легкой промышленности. Это происходит за счет того, что государство перенаправляет основные средства на данную отрасль, в случае нехватки урезает финансирование других отраслей, что в свою очередь частично либо полностью тормозит развитие. В России такой метод часто используется в социальных сферах. Социальные сферы редко связанны между собой законодательно, поэтому при урезании средств, несут большие потери, чем промышленность, так как часть инвестиций вливаются за счет частного бизнеса.

Имущественное расслоение общества

Данная экономическая угроза считается одной из основных в нашей стране, так как пропасть между богатыми и бедными сильно возросла за последние 20 лет и не перестает увеличиваться. Как рассматривалось ранее, разница между классами в среднем в 2-3 раза, при этом, в нашей стране не принято разделять на такое количество классов. Для того чтобы сгладить данную статистику, в зарубежных странах дифференцируют основные классы на подклассы. Данное разделение дает возможность углубленного изучения факторов развития имущественной разницы между тем или иным классом. В России принято считать, что существует всего два класса: богатые и бедные, но если брать за основу данную позицию, то статистика говорит о том, что бедных в нашей стране 89 процентов, а богатых 11 процентов, из расчета минимальной и максимальной заработной платы по разным видам деятельности.

Криминализация экономики

Это специфический способ хозяйствования, при котором относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве . Говоря относительно, не стоит забывать, о том, что статистические данные не несут за собой конкретное число.

Данная угроза плотно укоренилась в российском обществе, ведь коррупция одна из основных проблем современной России. Именно эта угроза является основным индикатором расслоения населения по имущественным показателям. Бороться с этой угрозой практически невозможно, так как коррупция за долгие годы структурировалась и интегрирует в себе большое количество сфер жизнедеятельности населения.

Основной путь нейтрализации экономической угрозы лежит в первую очередь в осмыслении проблемы под правильным ракурсом, т.е. структурировать все проблемы, в качестве весомого рычага можно привлечь иностранный консалтинг, который может выработать определенную модель противодействия или же определенные пути решения точечных проблем, затратив на это минимальное количество ресурсов.

Рекомендации по усовершенствованию инструментов нейтрализации угроз экономической безопасности России.

На основе проведенного анализа и выявленных проблем в нейтрализации бедности как экономической угрозы, можно подчеркнуть несколько основных элементов, необходимых в решении проблемы бедности в России:

Четкая выстроенная политика государства в направлении нейтрализации растущего уровня бедности в стране из-за увеличения количества необходимых материальных ресурсов и отсутствия роста заработной платы; Изменение общественного сознания на различных ступенях и уровней жизнедеятельности населения путем пропаганды и господдержки целевых социальных программ; Системный контроль над уровнем безработицы, количества малоимущих семей и недееспособных граждан путем большего финансирования компетентных госструктур и тотальный контроль за распределением средств.

Каждый элемент наиболее качественно влияет на социально-экономическое развитие государства, т.к. именно эти элементы непосредственно влияют на жизнедеятельность населения в целом, на их благосостояние и на многие внешние факторы, такие как: общий уровень демографии страны, рост общего числа работающего населения, что в свою очередь увеличивает число налогооблагаемого населения. Но данные элементы носят рекомендательный характер и требуют дифференцированного подхода в зависимости от направления, в котором будет применяться один из элементов.

Одним из основных инструментов нейтрализации экономической безопасности России, является контроль за расходованием выделяемых ресурсов на усовершенствование или изменение действующей системы, то есть, необходимо создание независимой структуры, которая будет осуществлять мониторинг внутренних и внешних экономических процессов, влияющих на благосостояние населения и проводить тщательных анализ возможных угроз, возникающих на всех уровнях экономики.

Необходимые инструменты для создания данной структуры:

Наличие высшего уровня секретности сотрудников и структуры; Возможность доступа к информации Министерств и ведомств; Отсутствие финансовой зависимости; Свобода в публикации проверенной и проанализированной информации; Прямое подчинение первому лицу государства, т.е. отсутствие рычагов воздействия других органов или лиц на данную структуру.

Создание такой структуры поможет сократить воздействие внешних и внутренних факторов на экономику страны в целом и поднять уровень благосостояния населения.

При наличии такой структуры позволит по-новому взглянуть на проблемы народа и найти пути решения насущных проблем.

Заключение

На основе проведенного комплексного анализа, можно сделать вывод о том, что бедность населения оказывает большое влияние на экономическую безопасность страны. Об этом говорят факторы общего уровня развития экономики в разрезе конкретных сферах жизни, которые непосредственно подпитывают возможность появления таких экономических угроз как: утечка финансов в зарубежные страны, высокий рост безработицы дееспособного населения, что толкает некоторых из них искать комфортную жизнь за рубежом. Эти и другие экономические угрозы не появляются сами собой, чаще всего государство само провоцирует их появления, не имея необходимого понимания в каком направлении надо двигаться.

Следует отметить, что проблема бедности населения требует пристального внимания, т.к. даже в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации бедность считается одной из серьезнейших угроз безопасности страны.

В России используется ряд механизмов увеличения доходов населения (повышение доходов в связи с ростом цен и различные компенсации отдельным слоям населения), но эти механизмы не так эффективны, как хотелось бы. В основном, причина этому — нехватка средств в бюджете. С помощью увеличения ВВП за счет демпинга и внедрения страны на основные финансовые рынки, а также с помощью ужесточения нормативно-правовых актов, регулирующих вывоз капитала из страны можно намного улучшить ситуацию в стране.

Одной из причин сложившегося профиля бедности российского населения и происходящих в нем изменений является действующая система минимальных социальных гарантий. Их размеры, в том числе величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) и базовой части трудовой пенсии по старости, не обеспечивают доходов на уровне прожиточного минимума.

На основе проведенного анализа можно подчеркнуть несколько основных элементов, необходимых в решении проблемы бедности в России: повышение эффективности политики государства в области борьбы с бедностью как результата нехватки материальных ресурсов и отсутствия роста заработной платы; господдержка целевых социальных программ; системный контроль над уровнем безработицы и тотальный контроль за распределением бюджетных средств.

Список используемых источников:

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. -С-Петербург: российская национальная библиотека, 2011. Гутман Г. В. Экономический рост и проблемы бедности в регионе, -М, 2012 Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки, -М, 2015. Скляревская В. А. Экономика труда: Учебник для бакалавров, -М: Дашков и К, 2015 Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Зачесова Ю. А. Нравственное государство как императив государственной эволюции, 2013. Бобков В.Н., Зинин В.Г., Разумов А.А. Политика доходов и заработной платы, 2012. Бобков В.Н., Зинин В.Г., Разумов А.А. Доклад «Преодоление бедности, содействие занятости и местное экономическое развитие в Северо-Западном федеральном округе», 2013. Аксенова Т.Н. Статья: «Бедность – экономически природа, концепция, оценка» (Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»), 2014. Вечканов Г. С. Экономическая теория: Учебник для вузов, 4-е изд., 2015. Сакс Джеффри Д. Конец бедности. Экономические возможности нашего времени, 2013. Нартов Н. А., Рыхлов О. А., Нартов В. Н. Социология: учебник для бакалавров, -М: Дашков и К, 2015 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Шамилгаджиева З.С. Здоровье населения как важный фактор преодоления бедности. -Экономические науки, 2012 Даниелов А.Р. США, Канада, -М., 2012 г. Официальный сайт Организации экономического Сотрудничества и развития http://www.oecd.org Овчарова Л.Н., Бирюкова С.С., Попова Д.О., Варданян Е.Г. Уровень и профиль бедности в России: от 1990-х годов до наших дней. –М, 2014 Данные Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru Стукаленко Е.А. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 1, 2014 Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 5. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. Васильев К.Е. Актуальные проблемы анализа и оценки уровня бедности населения, -М, 2013 Голубецкая Н. П., Пономарева Е. В. Экономическая безопасность, -СПб, 2011 Андреева Г. М. Социальная психология. -М: Аспект Пресс, 2014 Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 №134-ФЗ

Недостатки курсовой работы

Недостаточное количество графического материала Невозможность достижения некоторых поставленных задач В работе мало практического материала