- Теория общественного выбора (public choice theory) — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. По аналогии с рынком совершенной конкуренции она начинает свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору. Теорию общественного выбора называют иногда новой политической экономией, так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно развивая принципы классического либерализма и используя методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов и социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
- Признанным лидером этого направления экономической теории является Джеймс Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Поэтому именно по его работам целесообразно исследование основ теории общественного выбора.
1.1 Содержание понятия общественного выбора
Все действия, которые осуществляет государство в хозяйстве, связаны с выбором одной из имеющихся альтернатив (так же как и действия фирмы или потребителя).
Во-первых, это выбор бюджета. Все источники дохода являются взаимозаменяемыми (например, можно получить дополнительные 100 млн. руб. за счет налога на прибыль, а можно за счет акциза на алкоголь).
В то же время все статьи расходов конкурируют между собой, так как увеличение одной статьи означает уменьшение других (например, для увеличения расходов на армию нужно сократить расходы на ремонт дорог, и наоборот).
Таким образом, нужно решить, откуда взять деньги и куда их тратить.
Особенности анализа не
... экономисты. Данный вопрос широко рассматривается современными российскими экономистами, занимающихся вопросами финансового анализа – М.И. Баканова, А.Д. Шеремета, Е.В. Негашева, В.В. Ковалева, И.Т. Балабанова, ... соответствии с Законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника; внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, ...
Во-вторых, «правила игры» в хозяйстве и обществе тоже могут быть разными, и, следовательно, их тоже надо выбрать (например, создать правила увольнения рабочих фирмами).
Поскольку создание общественных благ и «правил игры» необходимо для всего общества, само общество и должно принимать решения о выборе различных альтернатив. Именно поэтому говорят об общественном выборе — принятии решений по поводу бюджета и других функций государства.
Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Эта теория опирается на базовую идею о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.
1.2 Предпосылки возникновения теории общес твенного выбора
Истоки теории общественного выбора можно найти в работах математиков XVIII-XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж.А. Кондорсе, Т. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэрролла).
Их работы получили известность благодаря исследованиям Д. Блэка. Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки эта теория сформировалась только в 1950-1960-х гг. Важную роль в формировании теории общественного выбора сыграли работы по политической философии Т. Гоббса, Б. Спинозы, а также политологические исследования Дж. Медисона и А. де Токвиля. Непосредственный импульс развитию теории общественного выбора дали дискуссии 1930-1940-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон).
В 1960-х годах, до возникновения теории общественного выбора, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.
Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью ее участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.
Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в 1964 г. в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).
Общество экономика старого порядка 10 класс
... целевой характер дотаций из федерального бюджета и порядок (методика) их определения: права «нестрахового» ... уровне страховой нагрузки пенсионной системы на экономику страны 4 Основные направления долгосрочного развития ... сформированных пенсионных прав 5 6 Класс условий труда Класс условий труда Дополнительный тариф страхового ... 6% Страховая часть 10% Накопительная часть 6% 9 10 10 Вводится мораторий на ...
Основателями Общества считаются экономисты Г. Таллок и Дж. Бьюкенен.
Сегодня Общество «общественного выбора» — это международная научная организация, объединяющая ученых экономистов, социологов и политологов. Общество издает журнал «Public Choice». Общество проводит ежегодные собрания в Новом Орлеане (штат Луизиана).
общественный выбор бьюкенен
2.1 Дж. Бьюкенен и его работы
Теория общественного выбора в качестве самостоятельного направления экономической науки сформировалась в 1950-1960-х гг. Однако в современной интерпретации она берет начало с работы Дж. Бькенена «Границы свободы» (1975 г.).
Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в г. Марфрисборо (штат Теннесси).
Его отец Джеймс, в честь которого Бьюкенен получил имя, был фермером, а мать Лила (в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Бьюкенен активно участвовали в местной политической жизни. Дед Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Бьюкенен повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Бьюкенена изучать право в Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Марфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.
Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики, английской литературы и общественных наук, Бьюкенен получил право на стипендию для продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Бьюкенен был призван на военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во время войны Бьюкенен служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме.
После войны Бьюкенен продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние Франка X. Найта — одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Бьюкенен приехал в Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное воздействие на последующую работу Бьюкенен оказала диссертация Кнута Викселля по налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на разработку Бьюкенен теорий общественного выбора и конституциональной экономики.
Экономическая теория и экономическая политика
... курсовой работы является изучить основные этапы развития и становления экономической теории, обозначить её методологическую базу и определить основные задачи экономической политики. При написании курсовой работы были использованы монографии, учебники и учебные пособия по экономической теории, ...
В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Бьюкенен поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Бьюкенен провел учебный 1955/56 г. в Риме и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими структурами и экономической политикой.
Возвратившись в США, Бьюкенен получил должность профессора и декана экономического факультета в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Бьюкенен, они стремились учредить «сообщество ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Бьюкенен выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Бьюкенен и Гордон Таллок, который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного выбора.
После окончания учебного 1968/69 года, когда Бьюкенен работал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения общественного выбора, генеральным директором которого стал Бьюкенен Новый Центр был создан с целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических процессов. Когда в 1983 г. Бьюкенен был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат Виргиния).
2.2 Исследования Бьюкенена в области теории общественного выбора
В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.
Экономика и экономическая теория : Средства, проблема выбора ...
... Оптимальный выбор требует не одного решения, а набора вариантов. Первый шаг к решению ... регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время тождественны. ... Он решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, ... решении математического уравнения. Как правило, количество возможных альтернатив ограничено, и оптимальный выбор ...
Согласно позиции Бьюкенена теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека» и анализ политики как процесса обмена. Представители теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным, где государство также представляет собой рынок, на котором избиратели и политики обмениваются голосами и предвыборными обещаниями ради получения доступа к распределению ресурсов и мест на иерархической лестнице. При этом деятельность представителей государства нередко бывает далека от идеальной.
Изучая политический обмен, Бьюкенен выделяет два концептуально разных уровня общественного выбора — начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.
Как показал Бьюкенен, использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных процессов. Подобно тому, как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики и процессов.
Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в монографии «Исчисление согласия» («The Calculus of Consent», 1962), написанной Бьюкенен совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс сложного взаимовыгодного обмена, Бьюкенен и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или правительственной политики? Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Бьюкенен исследовал различные применения этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» («Public Finance in Democratic Process», 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» («Demand and Supply of Public Goods», 1968).
Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода
... МВФ соглашений (о мерах экономической политики), сопровождающих предоставление кредита, между сторонами происходили жесткие дискуссии, но достигнутые соглашения Япония соблюдала неукоснительно. Также в 1952 ... крупного капитала, формулируемых его организациями (Президента крупнейшей из них "Кэйдайрэн" даже называют "финансовым Премьер-министром" Японии). В борьбе "проамериканского" МИДа и ...
В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» («The Limits to Liberty: Between Anarchy and Leviathan», 1975) Бьюкенен провел разграничение между защитительным государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса.
С точки зрения Бьюкенена, в идеале производительное государство стимулирует постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это обусловливает угрозу Левиафана — знаменитого политического символа Томаса Гоббса, которым он обозначал автократическое государство. Для Бьюкенен выход состоит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально заинтересованное политическое поведение.
В своих более поздних работах Бьюкенен проанализировал и развил далее необходимость конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» («Democracy in Deficit, 1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» («The Power to Tax», 1980), написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, стремящийся к максимизации прибыли. Бьюкенен поддерживал прямо и косвенно различные предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.
Политический экономический и правовой аспекты коррупции
... круглый стол» на тему: «Факторы риска возникновения и характер коррупционных схем в учебном процессе», посвященный правовым, экономическим и политическим аспектам предотвращения коррупции. В работе “круглого стола” приняли участие ... Евросоюзе. Но в отличие от нашей страны, в этих государствах названные формы коррупции криминализированы и с ними ведется непримиримая (или определенная) борьба, а в ...
Бьюкенен была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Бьюкенен состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».
В 1945 г. Бьюкенен женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в юго-западной Виргинии. Бьюкенен на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков.
Кроме Нобелевской премии, Бьюкенен был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (1981…1982) и президента (1983…1984) Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982…1984)и президента (1984…1986) Общества Ледериновых гор.