1
министерство образования и науки украины
харьковский национальный университет им. В.Н. КаразИна
Экономический факультет
Кафедра международной экономики
Выполнила:
Толстенко Ю.
студентка группы ЭМ-31
Научный руководитель:
старший преподаватель
Дюбанькова Т.Д.
Харьков 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕРаздел I. особенности деятельности Свободных экономических зон в мире и их роль в экономике украины1.1. Определение сущности и классификация свободных экономических зон1.2. Цели и подходы к формированию свободных экономических зон1.3. История появления и развития свободных экономических зон в мире1.4. Практика внедрения свободных экономических зон в УкраинеРаздел II. Роль свободных экономических зон в экономике Украины2.1. Результаты функционирования и роль СЭЗ в экономике Украины2.2. Проблемы и перспективы СЭЗ в УкраинеЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЕ АПРИЛОЖЕНИЕ БВВедение
Существуют ситуации, особенно в период становления и развития рыночной экономики в государстве, когда оно не может развивать производство товаров и услуг на своей территории только при помощи своих собственных ресурсов. В таких случаях принимаются меры по привлечению иностранных инвестиций. Свободные экономические зоны являются одним из примеров государственного регулирования экономики путём льготного налогообложения, кредитования и др. Создание таких зон в государстве имеет своей целью развитие приоритетных отраслей экономики, отдельных регионов посредством предоставления в таких зонах льготных условий существования предприятий. Таким образом государство пытается улучшить инвестиционный климат в определённых отраслях и регионах, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а так же обновлению материально-технической базы производства. Поэтому, рассматриваемые в этой работе проблемы существования и роли в экономике Украины свободных экономических зон является довольно-таки актуальными, особенно в свете последних намерений властей об их восстановлении.Итак, целью данного исследования избрано рассмотрение сущности и роли свободных экономических зон в Украине. При этом, предусматривается выполнение следующих задач исследования:во-первых, исследовать теоретические основы существования и развития свободных экономических зон;во-вторых, рассмотреть действие свободных экономических зон в мировой практике и в Украине;в-третьих, изучить и оценить роль и значение свободных экономических зон для Украины.Таким образом, объектом исследования являются свободные экономические зоны сами по себе. Предметом является роль свободных экономических зон в экономике Украины.При проведении данного исследования будет использоваться метод анализа деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) в Украине и анализ показателей эффективности их функционирования. В результате проведенного анализа будут сделаны соответствующие выводы о роли СЭЗ в экономике Украины. С точки зрения исторического подхода будет дана краткая историческая справка об истории возникновения СЭЗ в мире. СЭЗ являются предметом широких дискуссий в литературе на протяжении всего периода их существования в Украине, и даже после постановления об отмене их действия. Этой теме посвящены книги, в частности «Вільні економічні зони: стратегія розвитку» В.К. Васенко, где пристальное внимание уделяется определению сущности и классификации видов СЭЗ. Кроме того, существует множество подробных публикаций в периодической литературе, посвящённых функционированию СЭЗ в Украине и в мире. Можно выделить публикации таких авторов, как Синельник Л.В., Скоч А., где даётся содержание и классификация СЭЗ, а так же Снегур В.Г., предоставляющий краткую характеристику теории и практики действия СЭЗ. В целом, тема, оставаясь сравнительно изученной, оставляет всё ещё поле для исследования.Раздел I.
особенности деятельности Свободных экономических зон в мире и их роль в экономике украины
1.1. Определение сущности и классификация свободных экономических зон
Беря во внимание продолжительную самоизоляцию экономики СССР и низки уровень развития рыночных отношений, перед независимой Украиной предстала необходимость поиска и использования эффективных форм внешнеэкономической деятельности, которые бы не только дали возможность увеличить степень интеграции Украины в мировую экономику, но и позволили бы более эффективно использовать имеющиеся и привлекать иностранные ресурсы. В успешном решении данной проблемы немаловажное место занимают свободные экономические зоны (СЭЗ).Ввиду немалой продолжительности существования СЭЗ как экономической категории, существует множество попыток определить их сущность. Хотя до сих пор так и не сформирована единая точка зрения относительно сущности и содержания СЭЗ.Впервые определение свободной экономической зоны было опубликовано в 1973 г. на Киотской конвенции ООН, Япония. Под свободной экономической зоной здесь понимается часть территории государства, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся вне национальной таможенной территории, а потому не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению.В литературе СЭЗ в данное время могут определяться как [3. , с.7-11]:географические территории, которым их политические центры предоставили более льготный, в сравнении с общегосударственным, режим хозяйственной деятельности;ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующих решению внешнеторговых, общеэкономических, научно-технических и научно-технологических задач;суверенная территория страны (стран), являющаяся частью хозяйственного комплекса государства (группы государств), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной, интеграционной, корпоративной цели;часть территории экономического района, в котором устанавливается преференциальный режим;форма ускоренного развития экономической системы и организации хозяйственной деятельности на отдельной части территории страны, в рамках которой устанавливаются особые правила экономической деятельности;инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы.Законом Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных экономических зон», специальная (свободная) экономическая зона определяется как часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны этим законом внедряются льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц [18. ]. Сходные определения СЭЗ даются и законодательствах стран СНГ.Приводя все представленные определения СЭЗ, автор одной из монографий, посвящённой стратегиям их развития даёт и своё определение. По мнению В.К. Васенко, СЭЗ — это часть территории страны, которой политическим центром предоставлен специальный правовой и экономический статус, предусматривающий рыночную форму управления с частичной распределительной ролью государства, и организационно-экономический механизм которой имеет систему льгот и стимулов для отечественных и иностранных предпринимателей, которые способны обеспечить производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной национальной или региональной интеграционной цели [3. , с.11].Суммируя всю предоставленную информацию по определению сущности СЭЗ, можно выделить несколько моментов, общих для всех определений:СЭЗ — это ограниченная часть территории страны;на этой территории устанавливается более благоприятный режим хозяйствования чем на остальной территории страны;СЭЗ — территория ускоренного развития экономики.Таким образом, свободные экономические зоны представляют собой исключения из общегосударственных правил и норм, призванные решать определённые национальные или региональные задачи.Сейчас мировая хозяйственно-экономическая практика насчитывает в своём арсенале достаточно большое количество разных типов свободных экономических зон, каждые из которых наряду с общими чертами имеют и индивидуальные специфические особенности. В макроэкономическом аспекте классификация СЭЗ означает распределение их в зависимости от общих черт определённых типов зон, с последующим фиксированием закономерных связей типовых объектов в единой системе мирового хозяйства.При проведении классификации СЭЗ необходимо следовать условию, что специфика зон обусловлена множеством факторов, среди которых — характеристика территорий с точки зрения размеров, географического положения, наличия и характера ресурсов, конкретных целей и задач их создания, а так же вида хозяйственной деятельности, разрешённой законодательством (рис. 1).
Развитие торгово-экономических отношений России и США
... добывающих и энергопроизводящих компаний. Развивая свои двусторонние отношения европейские и азиатские организации намерены следовать ... стратегией развития энергетики, вопросами административного реформирования в системе государственной власти как на федеральном так и на региональном ... Газпром контролирует российский трубопровод, но вместе с тем реструктуризация газового сектора страны, все фирмы ...
Макроэкономика Украины в 2004 году
... затянувшейся президентской кампании для в общем успешного в экономическом смысле года стало лишь некоторое замедление темпов роста ... в 2004 году, а также повышения эффективности деятельности государственных монополий. Вместе с тем, расширение налоговой ... составляют энергоносители, причем в структуре импортируемых в Украину энергоносителей доля России составляет около 70%, конкурентоспособность ...
Создание свободных экономических зон в РФ
... О свободных экономических зонах". Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. I. АНАЛИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ... власти. Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических ...
1
Рисунок 1. Спецификация факторов, обуславливающих классификацию СЭЗ
Источник: Синельник Л.В. Свободные экономические зоны: содержание и классификация. — К.: Грот. — 2001. — 17с. с ил. [12, с 7]
Приведенная классификация укрупнённо характеризует всё многообразие форм СЭЗ, хотя такая укрупнённость одновременно позволяет облегчить понимание принципов классификации зон. В статье депутата государственной думы России А. Скоча приводится более подробная классификация свободных экономических зон (см. Приложение А).
Ввиду существования множества способов классификации видов СЭЗ, необходимо остановиться на одной из них, содержащей все наиболее важные для экономики Украины типы. Согласно закону, на территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные,
транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т.д. Отдельные зоны могут объединять в себе функции, присущие разным типам СЭЗ.
Определим содержание некоторых видов СЭЗ [2. с 58-59]:
Свободные таможенные зоны — территории, выделенные из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.
Зоны экономического и научно-технического развития (технополисы) — большие районы государства с льготными условиями и условиями для создания и деятельности национальных, иностранных и совместных промышленных предприятий.
Экспортные зоны — СЭЗ, деятельность которых направлена на производство товаров на экспорт.
Импортно-промышленные зоны — СЭЗ, деятельность которых направлена на насыщение государства современными товарами, обеспечение его передовой техникой и ноу-хау в разных отраслях экономики.
Промышленные зоны — неизолированные от всей территории страны регионы, где преобладаю промышленные предприятия.
Зоны страховых и банковских услуг — СЭЗ, деятельность которых направлена на укрепления отдельных отраслей экономики путём непосредственного предоставления льготных видов услуг.
Зоны технологического развития — СЭЗ, созданные на базе научно-технического потенциала государства с участием иностранного капитала.
Технопарки — СЭЗ высоких технологий, где предоставляются благоприятствующие условия для инновационной деятельности.
Заканчивая классификационную характеристику СЭЗ, необходимо подчеркнуть, что практически не существует «чистых» зон, то есть относящихся непосредственно лишь к одному типу.
1.2.
Цели и подходы к формированию свободных экономических зон
Специфика каждой из всего многообразия существующих форм СЭЗ предопределяется подходами к её созданию. Существует несколько таких подходов [12. с.4-5]:во-первых, с точки зрения размещения производительных сил на территории страны или региона;во-вторых, с точки зрения производства и распределения товаров и услуг, произведенных в свободной экономической зоне;в-третьих, с точки зрения организационных форм, возможных и целесообразных в пределах СЭЗ.Подходы можно так же разделить на территориальные и режимные. С позиции первого оформляется конкретно обозначенная территория, а с позиции второго — введение особого режима, допускающего предоставление определённых преимуществ. Следует отметить, что указанные подходы составляют основу определения СЭЗ, а концепция их создания изложена в качестве основ классификации.При рассмотрении подхода к созданию СЭЗ с точки зрения размещения производительных сил на территории основываются на использовании имеющихся на этой конкретной территории ресурсов — природных, трудовых, производственных, а так же на возможности привлечения из других территорий (стран) недостающих факторов развития. Согласно второму подходу, при создании СЭЗ необходимо решить задачи производства и распределения общественного продукта, то есть установление общественных отношений, в основе которых — отличия от установившихся в стране экономико-правовых отношений. Первый и второй подходы к созданию СЭЗ являются наиболее универсальными, общими опосредованными закономерностями общественного развития, и с этой точки зрения — необходимыми для обоснования любых зон. Третий подход определяет типовые различия зон и ближе всего подводит к необходимости их классификации. Цели, которые ставит перед собой государство, создавая свободные экономические зоны, различны и могут быть классифицированы в три группы: экономические, научно-технические и социальные [12. , с.7]. Ниже будет приведена краткая характеристика каждого вида целей.Экономические цели — это привлечение иностранного капитала благодаря льготному налогообложению, льготному таможенному режиму и стабильному законодательству, предоставление доступа к внешнеэкономической деятельности. Их достижение может позволить эффективно использовать местные ресурсы, достичь роста валютных поступлений в государственные и региональные бюджеты, расширить рынок высококачественной продукции.Научно-технические цели состоят в привлечении передовых зарубежных и отечественных технологий, активизации инновационных процессов, привлечении научных и инженерных кадров из-за рубежа, повышении эффективности использования производственных мощностей и повышении информатизации общества.Цели социального характера — это повышение занятости населения путём создания новых рабочих мест, преодоление безработицы. СЭЗ при всём этом способствуют повышению качества рабочей силы за счёт использования инноваций, новых технологий и организационных форм, а так же насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами народного потребления и достижению равномерного развития различных регионов страны.К предпосылкам создания СЭЗ можно отнести следующие: создание СЭЗ способствует интересам как государства в целом, так и отдельных регионов, открывает возможности выхода на зарубежные рынки, расширяет экспортно-импортный потенциал и способствует созданию конкурентоспособного рынка;СЭЗ создают благоприятные возможности для свободного перемещения капитала, новейших технологий, научно-технических разработок и инноваций, развития производственной и рыночной инфраструктуры государства;создание и функционирование СЭЗ способствует мотивации предпринимательской деятельности и высокопроизводительного труда, совершенствуя условия жизни населения и улучшая качество трудовых ресурсов.предпосылкой создания СЭЗ так же является то, что они остаются под полной юрисдикцией государства как неотъемлемая часть его территории и не имеет никакого права на суверенизацию от общегосударственной и региональной власти.Все зон, таким образом, создаются на конкретной территории, в границах определённой страны (группы стран) и с вполне определёнными предпосылками и целями. Специфика этих трёх составляющих и предопределяет специфику зоны.1.3.
История появления и развития свободных экономических зон в мире
Территории с особым экономическим режимом создавались в разных странах с давних времён. История СЭЗ берёт своё начало с середины XVI века, когда идея организации свободных портов привела к созданию портовой свободной экономической зоны в городе Ливорно в Италии. С этого момента создание подобных СЭЗ начало распространяться по всему миру. И во всех таких случаях их создание приносило мощный толчок экономическому развития не только самой зоны, но и прилежащему региону и всей стране.Свободные экономические зоны в 30-е годы двадцатого столетия во многом способствовали развитию экономики США — одной из ведущих стран современного мира. При их помощи осуществлялся экономический рост
таких стран, как Китай, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Бразилия, Сингапур и других. И сегодня в мировом хозяйстве функционирует успешно более четырёх тысяч специальных экономических зон, из которых около 20% приходится на территорию США [3. , с.7].Уже в двадцатом веке зоны часто зоны создавались в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту «Шеннон» (1959 г.).
Позднее такая зона была создана в английском аэропорту «Дог-Айленд». Некоторые СЭЗ создавались на более крупных территориях, например, промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, одна из первых специальных экономических зон — зона «Шеньжень» в Китае и др. С целью создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признаётся приоритетным с точки зрения государственных интересов, в это время уже начинают выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты помимо уже применявшихся к тому времени льгот по таможенным тарифам.Наибольший позитивный опыт создания и функционирования СЭЗ накоплен Китаем. Здесь органы государственного управления с самого начала чётко определили условия функционирования предприятий, расположенных в СЭЗ, сориентировав их на экспорт конкурентоспособной продукции при помощи системы целевых льгот. В 80-е годы минувшего века было принято более 100 нормативных актов, регулирующих вопросы международного сотрудничества и ориентированных на привлечение иностранного капитала в СЭЗ. В настоящее время на территории СЭЗ Китая действуют примерно тысяч предприятий (18% их общего количества в 2005 г.), в которые вложено более млрд. долларов прямых инвестиций [7. , с. 203-205]Обращает на себя внимание определённая смена приоритетов в развитии СЭЗ, произошедшая за последнее десятилетие. Если раньше было приоритетным развитие экспортных производств, то теперь им отводится роль катализатора технологического прорыва в новый век. При чём теперь в режиме СЭЗ функционируют не только небольшие территориальные образования, но и целые «особые экономические районы», достигшие существенных экономических и социальных результатов.Определённый опыт относительно свободных экономических зон имеют и страны СНГ, такие как Белоруссия и Россия. Хотя, равно как и в Украине, функционирование этих зон сопряжено со множеством трудностей и носит неоднозначный правовой характер.1.4.
Практика внедрения свободных экономических зон в Украине
В Украине для поддержки научно-технического прогресса на базе научно-исследовательских институтов было создано 8 технопарков. В частности такой технопарк функционировал кроме Киева и Донецка в своё время и в Харькове на базе «Института Монокристаллов». Кроме того, в нашей стране были созданы территории приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности в Донецкой, Луганской, Закарпатской, Житомирской, Черниговской, Волынской областях, в Автономной Республике Крым, городах Шостка и Харьков.Для решения социально-экономических проблем регионов на просторах Украины было сформировано свободных экономических зон: «Порто-Франко», «Азов», «Донецк», «Яворов», «Закарпатье», «Славутич», «КурортполисТрускавец», «Николаев», «Рени», «Порт Крым», «Интерпорт Ковель», она особого инвестиционного режима «Харьков». Шесть из которых специализировались исключительно на обслуживании транзитных грузов, из хранении, сортировке, упаковке, завершении их производства, предоставлении транспортно-экспедиторских и агентских услуг. В трёх из них приоритетными видами деятельности являлись промышленные отрасли производства. Одна из них была призвана решать социально-экономические проблемы города атомщиков, Славутича, и ещё одна, в г. Трускавце, специализировалась на санаторно-курортном обслуживании.При анализе деятельности СЭЗ с точки зрения получения валюты целесообразно рассматривать показатель чистого экспорта. При этом разница между валовым и чистым экспортом возникает из-за того, что фирмы, размещённые в СЭЗ значительную часть сырья и полуфабрикатов импортируют. К сожалению, в Украине не велось исследование существующих СЭЗ по показателю чистого экспорта. Официальные источники предоставляли в основном показатели реализованной продукции и предоставленных услуг или валового экспорта. Поэтому эффективной выглядела только деятельность СЭЗ «Порто-франко». Не замеченной осталась эффективность работы СЭЗ «Азов» и «Донецк», где доля продукции, ушедшей на экспорт соответственно 71,8 и 31,9%, что говорит о значительности привлёчённых иностранных средств. Эффективность работы СЭЗ «Курортополис Трускавец» характеризуется увеличением количества реализованной продукции и оказанных услуг в течение 2003 года увеличилось в 13,7 раз, в СЭЗ «Яворов» — в 9 раз, в СЭЗ «Славутич» — в 4,3 раза [11. с.35].Положительный эффект от прямых зарубежных инвестиций, привлекавшихся в СЭЗ служил наглядным примером для национальных фирм и потенциальных предпринимателей для того, чтобы перенять иностранный опыт. Хотя в целом эффект катализатора экономического роста от инвестиций достаточно сложно определить, с другой же стороны данные таблицы 2.2.1. доказывают, что 6 из предприятий достигли успеха именно посредством привлечения прямых зарубежных инвестиций.Таблица 2.2.1.
Эффективность работы украинских СЭЗ в 2003 г.
Название СЭЗ |
Начало работы |
Реализовано продукции и предоставлено услуг, млн. грн. |
В том числе на экспорт, млн. грн. |
«Порто-Франко» |
01.01.2000 |
3,6 |
3,6 |
«Азов» |
21.07.1998 |
64,5 |
46,3 |
«Донецк» |
21.07.1998 |
31,4 |
|
«Яворов» |
17.02.1999 |
205,5 |
|
«Закарпатье» |
09.01.1999 |
53,5 |
|
«Славутич» |
30.06.1998 |
47,0 |
|
«КурортполисТрускавец» |
01.01.2000 |
15,1 |
Источник: СЭЗ в теории и на практике / Снегур В.Г.//Регион. Перспективы — №6. — 2003 г. [11, с. 35]
Кроме указанного критерия, оценка эффективности действия СЭЗ может проводиться по объёмам привлечённых иностранных капиталов (см. табл. 2.2.2.).
Таблица 2.2.2.
Инвестиционная эффективность некоторых СЭЗ Украины в 2002 г.
Название СЭЗ |
Количество проектов |
Сметная стоимость проектов, млн. долл. |
Фактически привлечено, млн. долл. |
В том числе иностранные средства, млн. долл. |
«Порто-Франко» |
2 |
6,8 |
3,1 |
2,8 |
«Азов» |
2 |
95,4 |
2,0 |
|
«Донецк» |
2 |
9,7 |
5,1 |
2,2 |
«Яворов» |
217,0 |
34,0 |
||
«Закарпатье» |
7 |
15,2 |
10,6 |
2,8 |
«Славутич» |
40,8 |
11,2 |
||
«Курортполис Трускавец» |
31,4 |
8,6 |
||
«Николаев» |
2 |
8,9 |
0,7 |
|
«Рени» |
4 |
29,7 |
1,13 |
1,05 |
Источник: СЭЗ в теории и на практике / Снегур В.Г.//Регион. Перспективы- №6. — 2003 г. [11, с. 35]
Создание рабочих мест является одной из основных и обязательных особенностей любой СЭЗ, особенно в стране с большим уровнем безработицы. В тоже время, в Украине процесс создания новых рабочих мест при введении СЭЗ проходил достаточно медленно (см. Таблица Б, Приложение Б).Таким образом, достаточно сложно оценить однозначно деятельность СЭЗ в Украине. Хотя это и не означает, что все они были малоэффективны. Отмена закона, содействовавшего их созданию и развитию, носила скорее политический нежели экономически обоснованный характер потому, что при отмене действия СЭЗ не было проведено никаких экономических расчётов и исследований. При анализе их эффективности и целесообразности необходимо было скорее использовать индивидуальный подход к каждой из них.
Что же касается перспектив внедрения СЭЗ в Украине, то необходимо отметить, что в государственной «Программе развития (специальных) свободных экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года» отмечается, что реформирование социально-экономического положения в Украине требует применения новых форм регионального развития, основывающихся на возможностях регионов полнее и эффективнее использовать существующие ресурсы и преимущества благоприятного экономико-географического и геополитического положения. Наиболее действенными формами региональной политики, из применяемых странами как с высокоразвитой, так и переходной экономикой, является создание специальных экономических зон и осуществление комплекса мер, проводимых центральными и местными органами власти путём внедрения специальных режимов инвестиционной деятельности [3, с. 289]. Таким образом, процесс внедрения СЭЗ в Украине остаётся возможным в соответствии с указанной программой, хотя до нового внедрения таких правил необходимо привести в соответствие всю законодательную базу, касающуюся таких вопросов.
Раздел II.
роль свободных экономических зон в экономике Украины
2.1. Результаты функционирования и роль СЭЗ в экономике Украины
Сегодня иностранные инвестиции требуются практически во всех отраслях экономики страны. К тому же этого требует и выполнение утверждённой правительством Стратегии социально-экономического развития, предусматривающей создание в Украине инновационно-инвестиционной модели экономики с опережающим развитием высокотехнологичных отраслей производства.За последнее десятилетие перед отменой действия СЭЗ, т.е. к концу 2004 г. в экономику Украины вложено 6,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что составляет примерно 7,5% от общегосударственной потребности (50 млрд. долл.) [3. , с.285]. В сравнении с подобными поступлениями в экономики постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы (см. табл. 3.1.), эти поступления можно оценить как очень малые для экономики Украины, так как они не в состоянии повлиять на её развитие.Таблица 3.1.
Объёмы иностранных инвестиций в экономику бывших социалистических стран по состоянию на 2003 г.
Страна |
Объём прямых зарубежных инвестиций, млрд. долл. |
Объём прямых зарубежных инвестиций на душу населения, долл. |
Чехия |
23,00 |
2300 |
Венгрия |
21,00 |
2300 |
Эстония |
2,70 |
1800 |
Словения |
2,70 |
1350 |
Хорватия |
4,10 |
1025 |
Латвия |
2,40 |
960 |
Польша |
30,00 |
769 |
Словакия |
3,50 |
700 |
Литва |
2,40 |
686 |
Казахстан |
8,80 |
550 |
Болгария |
3,00 |
375 |
Румыния |
6,00 |
261 |
Македония |
0,42 |
210 |
Албания |
0,55 |
183 |
Туркменистан |
0,88 |
176 |
Армения |
0,60 |
150 |
Грузия |
0,73 |
146 |
Россия |
21,00 |
143 |
Молдова |
0,44 |
110 |
Киргизстан |
0,45 |
|
Украина |
4,20 |
|
Белоруссия |
0,80 |
Источник: Васенко В.К. Свободные экономические зоны: стратегия развития, — 2004 г., с.285-286
Наибольшую долю среди иностранных инвестиций в экономику Украины занимают инвестиции США (15,2%), Кипра (8,9%), Нидерландов (8,6%), России (7,5%), Великобритании (7,1%), Германии (5,7%) [
13. , с. 274]. Хотя, как утверждают западные исследователи, если учесть поступления из офшорных зон (Кипра, Британских и Виргинских островов, Лихтенштейна и др.), которые можно считать российскими и украинскими капиталами, их объём инвестиций в экономику Украины будет значительно большим чем США.
Наличие большого количества иностранных инвесторов свидетельствует о позитивных тенденциях в инвестиционных процессах в государств. И даже несмотря на отмену СЭЗ в 2005 году, объёмы инвестиций практически не изменились, так как организованные в СЭЗ предприятия не перестали работать, а у инвесторов была к тому же возможность переориентировать свои средства в более выгодные отрасли, не уменьшая их объёма.
Двенадцать существовавших свободных экономических зон занимали в Украине территорию приблизительно 262,4 га, находясь в границах восьми областей и на территории населённых пунктов. Всего они привлекли 1092,3 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, что в пересчёте на площадь в 1 га составляет 4,2 тыс долл.
мая 2000 года был провозглашен Указ Президента Украины Л.Д. Кучмы «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории города Харькова». Им предусматривалось создать ряд налоговых и таможенных преимуществ. Благодаря этому Указу за период после его подписания и до 2005 года в предприятия Харькова поступили инвестиции из стран мира на общую сумму 9,2 млн. долларов США.
В соответствии с Законом Украины «О специальных свободных экономических зонах и специальный режим инвестиционной деятельности в донецкой области» статус территория приоритетного развития был предоставлен 22-м и пяти районам области. Доля территории составляет 22% площади донецкой области, на которой проживает 69% населения и производится 74% всего объёма промышленной продукции и обеспечивается 84% внешнеторгового оборота [3. , с.288-289]
Приведенные выше и в предыдущем разделе данные по притоку инвестиций в СЭЗ в Украине свидетельствуют, что некорректно было говорить о низкой эффективности иностранных инвестиций свободными экономическими зонами страны. Поэтому необходим сейчас досконально изучить причины неэффективности работы пяти СЭЗ Украины, а так же предусмотреть наиболее точные и адекватные методы оценки их эффективности для принятия окончательного решения по их существованию на территории Украины.
2.2.
Проблемы и перспективы СЭЗ в Украине
Нельзя не признать, что в большинстве стран мира специальные экономические зоны могут эффективно работать на экономику государства. А проблематика деятельности свободных, «полукриминальных» по словам некоторых политиков, экономических зон лежит не в плоскости существования СЭЗ как таковых, а руководстве и контроле за ними, правильном определении приоритетов для каждой из них, а так же в необходимости постоянного совершенствования законодательной базы. Среди прочих можно назвать такие проблемы, послужившие поводом к отмене действия СЭЗ:неэффективность действия пяти из двенадцати специальных экономических зон;возможность формирования полулегальных схем деятельности на территории СЭЗ;несовершенство законодательства Украины относительно СЭЗ и отсутствие единой государственной концепции в этой области;политическая нестабильность в государстве.Учитывая мировой опыт, чтобы избежать криминализации СЭЗ, было бы целесообразнее создать не руководимые местными государственными администрациями зоны, и уж конечно не отменять их вообще, а предоставлять налоговые и тарифные льготы по прогрессивной шкале предприятиям, продукция которых идёт на экспорт, которые создают значительное количество рабочих мест, которые внедряют и используют инновации и т. п. [11. , с.36].При этом необходимо разработать механизмы надзора и контроля за деятельностью СЭЗ, которые велись в условиях строгой отчётности несколькими надзирательными органами одновременно. В таком случае можно было бы избежать многих проблем ещё до того, как стал вопрос о закрытии СЭЗ в Украине, что бы позволило не терять инвестиционную привлекательность.За годы существования СЭЗ в Украине, было наработано большое количество плановых и программных документов, посвящённых повышению эффективности уже имеющихся зон и привлечению инвесторов для создания новых. Среди таких документов и «Программа развития в Украине (специальных) свободных экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года», которая была призвана способствовать активизации процесса развития СЭЗ во всех регионах Украины.заключение
Свободные экономические зоны (СЭЗ), небольшие территориальные анклавы, на которых вводятся льготные налоговые, финансовые, правовые условия хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и местных предпринимателей, и создаётся вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Нидерланды, США и др.), так и в развивающихся (Бразилия, Республика Корея, Малайзия и др.) странах. Весьма широко используются в политике привлечения иностранного капитала СЭЗ в Китае. СЭЗ могут существовать в разных формах: свободные торговые, свободные таможенные зоны, научно-технические зоны (технопарки), специальные экономические зоны (главным образом, экспортной специализации).
Особым режимом отличаются офшорные зоны. Зоны экспортной специализации при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. С целью создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признаётся приоритетным с точки зрения государственных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных пошлин или существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощённый режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций).
Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. В мире СЭЗ сравнительно много, хотя решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народно-хозяйственная целесообразность и эффективность.Что же касается функционирования СЭЗ в Украине, то, как показывает проведенное исследование, только пять из двенадцати существовавших зон работали неэффективно. к другим же был применён не корректный подход к оценке результатов деятельности, что привело к закрытию в конечном итоге СЭЗ в Украине. В целом же, свободные экономические зоны помогли привлечь в экономику страны определённые средства, которые бы не удалось привлечь другим путём. Необходимо отметить, что закрытие СЭЗ в Украине должно было стать не единовременным отказом от такой форме регионального развития, а постепенный выявлением недостатков в работе СЭЗ, и осуществлению действий по законодательному пресечению способов недобросовестного поведения предпринимателей в таких зонах. Но возможности по созданию законно функционирующих и эффективных СЭЗ ещё не исчерпаны, поэтому вопрос целесообразности их существования в Украине должен ставиться в ближайшее время.Естественно работа по привлечению иностранных инвестиций сложна и требует ответственного отношения. Поэтому изучение, обобщение и внедрение в жизнь лучшего собственного Украинского и мирового опыта относительно СЭЗ является насущной потребностью для молодого государства. Эффективность работы части украинских СЭЗ и неэффективность — других должна послужить поводом для более детального рассмотрения способов и проблем их функционирования. Кроме того, нельзя отказываться полностью и одномоментно от создания таких экономических образований, а каждому действию в их отношении должен предшествовать глубокий и полный экономический анализ их деятельности.список использованных источников
Вільні економічні зони як фактор відкритості економіки / Велігорський А. Сіверянський літопис. — 2005. — №4-5. — с. 92-102
Вільні економічні зони — чинник інтеграції регіонів у світову економіку / Кухарська Н.О. Вісник соціально-економічних досліджень: Збірник наук. праць. — вип. 8, ч. 2. — Одеса 2001. — с. 56-58.
Вільні економічні зони: стратегія розвитку / Васенко В.К. — Суми: Довкілля. — 2004. — 347 с.
Государственное регулирование инвестиций. — М.: Наука, — 2000. — 150с.
Маркетинг регіонів: інвестиційні аспекти / В. Щєлкунов, В. Бондаренко, Ю. Каракай та ін. Укр. нац. комісія Міжнародної торгової палати. Нац. Авіаційний Ун-т — К.: Наукова думка — 2005. — 175 с.
Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 605с.
Особые экономические зоны как эффективный механизм региональной кластерной политики государства / Скоч А. Общество и экономика. — 2006. — №7-8. — с.202-214.
Оценка эффективности специальных экономических зон в контексте регионального развития / И. Бобух. Экономика Украины. — 2002. №11 — с. 42-47.
Попов В.В. Управление портами и портовой деятельностью. — Новороссийск.: Сплинт — 1997. — 354 с.
Популярная экономическая энциклопедия — К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г., 1
Специальні економичні зони в теорії та на практиці / В.Г. Снєгур.// Регіональні перспективи. — №6. — 2003 г. — с. 34-36.
Специальные экономические зоны: содержание и классификация / Синельник Л.В. — К.: Грот. — 2001. — с. с ил.
Статистичний збірник: Україна, 2005 р.
Сунь Юйсю. Свободные экономические зоны и их влияние на национальную экономику и внешнеэкономические связи. — Автореферат диссертации кандидата экономических наук. — М.: РАГС — 2000 г.
Сутність, концептуальні принципи та особливості функціонування спеціальних економічних зон (світовий досвід та практика в Україні) / В. Мандибура, В Опанасюк. Економіст — 2003. — № 3. — с. 92-95
Розвиток вільних економічних зон в країнах з перехідною економікою / Сігуа Г.В. Економічні інновації — Одеса 2001. — вип. 10. — с. 55-61.
Україна в міжнародних економічних відносинах в умовах глобалізації / С.М. Макуха. — Харків: Легас. — 2003. — 348 с.
Эксперт-Юрист. Информационно-правовая библиотека. Законодательство Украины, — К.: Эксперт-Софт, 2005 г., 2
Янукович В., Письмак В. Специальный режим инвестиционной деятельности и его влияние на выход из кризиса Экономика Украины. 2001. — №9. — с. 4-10.
приложение А
1
Рис. 1 Типология особых экономических зон по В. ПоповуИсточник: Особые экономические зоны как эффективный механизм регулирования кластерной политики государства / А. Скоч О-во и экономика. — 2006. — №7-8. — с.34приложение Б
Таблица Б.
Создание рабочих мест в СЭЗ Украины по состоянию на 01.01.2003 г.
Название СЭЗ |
Начало работы |
Количество работоспособного населения, тыс. чел. |
Ожидавшийся результат деятельности, тыс. чел. |
Создано новых рабочих мест, шт. |
Сохранено рабочих мест, шт. |
«Азов» |
21.07.1998 |
285,36 |
10,00 |
||
«Донецк» |
21.07.1998 |
589,28 |
10,00 |
498 |
|
«Закарпатье» |
09.01.1999 |
117,00 |
10,00 |
141 |
176 |
«Интерпорт Ковель» |
01.01.2000 |
36,30 |
0,30 |
||
«Курортполис Трускавец» |
01.01.2000 |
14,50 |
283 |
2964 |
|
«Николаев» |
01.01.2000 |
298,12 |
33,00 |
5030 |
|
«Порт Крым» |
01.01.2000 |
92,50 |
1,50 |
||
«Порто-Франко» |
01.01.2000 |
603,00 |
0,25 |
||
«Рени» |
17.05.2000 |
2,60 |
|||
«Славутич» |
30.06.1998 |
2,40 |
422 |
||
«Яворов» |
17.02.1999 |
7,00 |
2713 |
974 |
Источник: Специальні економичні зони в теорії та на практиці / В.Г. Снєгур.// Регіональні перспективи. — №6. — 2003 г., с 36.