Экономическая основа конституционного строя

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ, Исследованность темы:

Задачами настоящей дипломной работы следует считать:

1. рассмотреть историю формирования экономических основ конституционного строя России в советский период;

2. рассмотреть экономические основы конституционного строя по Конституции РФ 1993г

3. рассмотреть институт собственности в РФ как экономической основы конституционного строя.

методы исследования

Юридический метод, Социологический метод, Сравнительный метод

В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права, конституционного права.

1. История формирования экономических основ конституционного строя России в советский период

1.1 Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г.

Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И.Ленина было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.В первые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию и упрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актами конституционного значения. В первые месяцы советской власти все они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства — до появления единого официального текста.Переход всей полноты власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства, в руки Советов закрепил II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он принял 7 ноября (по старому стилю — 25 октября) 1917 г. обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором провозгласил программу социальных и демократических преобразований, прежде всего: демократический мир всем народам; безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством; обеспечение всем нациям, населяющим Россию, подлинного права на самоопределение.Съезд сделал и первые шаги в практическом направлении. Он принял специальное обращение «О полноте власти Советов» и постановил, что вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декретом от 8 ноября 1917 г. «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» съезд образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Таким образом, решениями II Всероссийского съезда — и в этом их конституционное значение — были созданы практически все главные звенья государственного руководства страной, которые затем нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 г.Декретом II Всероссийского съезда «О земле» отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа; признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена, раз и навсегда, частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние; переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства. Тем самым в декрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционного строя России.В декрете «О мире» II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитической деятельности советского государства, базирующейся — если исходить из текста — на миролюбии, неприменении насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождение «трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации».Конституционное значение имели и многие последующие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции.К актам направленным на создание экономических основ нового строя можно отнести в частности, «Положение о рабочем контроле», принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г.; декрет ВЦИК «О национализации банков» от 27 декабря 1917 г.; «О социализации земли» от 9 февраля 1918 г.; декреты СНК «О национализации внешней торговли» от 22 апреля 1918 г.; «О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности» от 28 июля 1918 г. и др.Декреты советской власти проводились в жизнь. Но власть хорошо понимала, что ее полноценное законное оформление должно выражаться в принятии конституции. Решение о ее разработке было принято III Всероссийским съездом Советов.10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую советскую Конституцию. Текст Конституции РСФСР состоял из преамбулы и шести разделов.Конституция РСФСР 1918 г. была, естественно, продуктом своей эпохи и служила возникшему в России строю, оформляла его. С одной стороны, она зафиксировала то, что уже существовало на практике, с другой — была нацелена на будущее, т.е. предполагала расширение на ее основе социалистических общественных отношений. При этом отнюдь не исключалась корректировка ее положений в условиях динамичного становления нового строя. Отмечая это, В.И.Ленин говорил о данной Конституции: «Она концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни».Конституция РСФСР сыграла важную роль в конституционном строительстве других советских республик, возникавших в это же время.Отражая национальные особенности и условия, эти конституции в регулировании новых общественных отношений в целом все-таки брали Конституцию РСФСР за пример. Конституции были едины в закреплении характера новой власти как власти трудящихся в форме Советов, в установлении таких же социально-экономических основ строя. Конституции сыграли свою важную роль в истории республик, одновременно содержали предпосылки для последующего объединения республик в Союз ССР.В СССР Россия была одной из союзных республик, что сказалось как на характере ее развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени.Решение о разработке первой союзной Конституции принял ЦИК СССР. На заседании 10 января 1923 г. в соответствии с этим решением были разработаны конкретные мероприятия, Президиум ЦИК создал шесть комиссий по подготовке нормативных основ новой Федерации, на базе которых должна была формироваться и Конституция СССР: по выработке предложений о Совнаркоме, СТО и наркоматах Союза ССР; бюджетной; по выработке Положений о Верховном Суде при ЦИК СССР и объединенного ГПУ при Совнаркоме СССР; по выработке предложений о государственном флаге и гербе СССР; по выработке Положений о ЦИК СССР и членах ЦИК СССР; по составлению проекта организации наркоматов и предложений по персональному составу наркоматов для внесения на утверждение апрельской сессии ЦИК СССР. Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами.Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель — отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании.Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года «Декларации» говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется «общенародным достоянием» и передается «трудящимся»; также объявлялись «национальным достоянием» леса, недра и воды общегосударственного значения и др. Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

5 стр., 2026 слов

Общая характеристика содержания Конституции России

... разделами Конституции. Основное содержание Конституции РФ 1993г. Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и ... федерализм, разделение властей; экономическая свобода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие. принцип приоритета прав и свобод ...

15 стр., 7457 слов

Глава1 Конституционное развитие России начала XIX века

... объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Тема реферата - «Конституционные проекты XIX века». История конституционализма в России, представляющая собой учения о конституции или учения о политических свободах, ...

13 стр., 6045 слов

Конституция СССР 1977 года

... более высокий уровень конституционного законодательства. Эта конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Для нас ...

1.2 Экономические основы конституционного строя в Конституциях СССР 1924 и 1977 г.г. и принятых на их основе Конституциях РСФСР 1925 и 1978г.г.

1.3 Изменение экономических основ Конституции и предпосылки экономических реформ в начале 90-х

2. Экономическая основа конституционного строя по Конституции РФ 1993г.

2.1 Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя

Конституция РФ ст.8, ч.1. устанавливает и гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия и т.д. носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).

Последнее не упомянуто в этой статье, по-видимому, потому, что о праве каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства как об одном из основных прав (и свобод) человека и гражданина говорится в ст. 27, а о свободе и условиях труда — в ст. 37 Конституции.

Нарушение по решению властей многих субъектов Федерации единства экономического пространства путем создания зональных или региональных более или менее изолированных рынков с запрещением ввоза или вывоза определенных товаров, перемещения рабочей силы и т.п. представляет собой, по существу, явную форму частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории РФ (ч. 2 ст. 6).

Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено в ч. 2 ст. 19 Конституции, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ибо территория России едина).

4 стр., 1895 слов

Экономические и политические основы конституционного строя РФ

... действующей Конституции содержаться положения определяющие основы конституционного строя России, права и обязанности граждан, структуру государственного механизма, а так же и ряд других положений. В данной работе будут рассмотрены экономические и политические основы конституционного строя России закреплённые Конституцией 1993 ...

Опыт нашей страны в этом отношении богат.

Эти явления имеют давние исторические корни. По крайней мере с конца 60-х годов несколько последовательных съездов КПСС обсуждали и подчеркивали вредность создания фактически таможенных границ между республиками СССР, краями и областями России. То Курская и некоторые другие области годами запрещали «вывоз» картофеля или других продуктов за свои «пределы», то руководство Центросоюза (потребительской кооперации) жаловалось на аналогичные препятствия, чинимые республиканскими, областными и другими властями в его производственной и сбытовой деятельности. В конце 70-х годов несколько лет партийно-государственные власти Смоленской, Псковской и некоторых других областей запрещали предприятиям потребкооперации других территорий СССР сбывать в этих областях свою продукцию, которая была в них дефицитной, и увозить денежную выручку к себе, а не сдавать ее в банковские отделения названных областей. Сбыт любой издательской продукции, прошедшей все виды цензурного или иного контроля, в любой республике, крае или области мог быть произвольно запрещен секретарем местного комитета КПСС. Генсек партии Л.И. Брежнев жаловался на подобные явления, но изменить все это никто не мог: власть «удельных князей» усиливалась.

Поскольку проблема не утратила актуальности, стало необходимым закрепление в Конституции России принципа единства экономического пространства, единого рынка товаров, услуг и финансов. Эта необходимость выражена в ч. 1 анализируемой статьи и конкретизирована, в частности, в ст. 71 (ч. 1 п. «ж»), 74 Конституции.

2.2 Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя

3.1 Государственная, муниципальная собственность в РФ

3.2 Частная собственность в РФ, Заключение, Библиография, Список использованных литературных источников

8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.- 528 с.9. Антюганов С.В., Бородин В.А., Кронский В.С. Государственное управление собственностью. М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-вятской акад. гос. службы, 2001.10. Астапов К.Л., Управление государственной собственностью в РФ // «Законодательство и экономика», декабрь 2002 г. , N 1211. Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором. Проблемы теории и практики управления // Экономист.- 2002.- N 2.12. Большая советская энциклопедия. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1973, т.1313. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М., 1997.14. Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции // Правоведение. 1991. N 115. Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса// Финансы.- 2002.- N 10.16. Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., 1996.17. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право).

— М., 1998.18. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина Юрайт-Издат; Право и закон, 2002.-880с.19. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: Т. 37.20. Мареева, С. Управление федеральной собственностью «эж-ЮРИСТ», 2003 г., N 721. Модин, Н. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления «Российская юстиция», март 2002 г., N 322. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В.Лазарев // СПС «Гарант» по состоянию на 1 мая 2003.23. Петров Г. М. Поощрение в государственном управлении (правовые аспекты).

21 стр., 10037 слов

Основные экономические праватекст авто а и тема диссертации по ...

... пути познания смысла конституционных понятий, через которые проступают черты экономической системы России. Основные экономические права, как и иные положения Конституции Российской Федерации, воплощают в себе, несмотря на внешнюю текстуальную схожесть ...

Ярославль, 1993.24. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.- 959с.25. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова М.: Издательство БЕК, 199426. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. 1990. N 2..27. Советское государственное право: Учеб./Под общ. ред. А.Я.Вышинского. — М.: Изд-во НКЮ СССР, 1938.28. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989, N 12.29. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. — М., 1995.