Экономика автотранспортного предприятия

Курсовая работа

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

№пп

Наименования показателя

33

1

Наименование груза

песок

2

Модель автомобиля

КАМАЗ55111

3

Объем перевозок, тонн

50000

4

Расстояние перевозки, км.

32

5

Календарный период, дней

120

6

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,88

7

Время в наряде, час.

8,4

8

Коэффициент использования пробега

0,501

9

Средняя техническая скорость км.час.

30

10

Система оплаты труда водителей

сдельная

11

Накладные расходы % в полной себестоимости

11

12

Рентабельность перевозок %

16

1.1Технические характеристики грузового автомобиля КамАЗ 55111

Параметры

Значения

Тип грузовика

Самосвал

Колёсная формула

6х4

Полная масса автомобиля, кг

22400

Масса снаряженного автомобиля, кг

9250

Грузоподъёмность

13000

Модель двигателя

740,31-240(евро-2)

Тип двигателя

дизель, турбо с ОНВ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

165(225)

Тип коробки передач

механическая, дистанционная

Число передач КП

10

Вместимостьтопливного бака, л.

350

Тип колес

дисковые

Размер колес

7,5-20(190-508)

Шины

10,00R20(280R508)

Ошиновка задних колес

Двухскатная

Тип шин

пневматические ,камерные

Максимальная скорость, км/ч

90

Наибольший преодолеваемый подъем, не менее, %

25

Наружный габаритный радиус поворота, м

9

Высота грузовика, мм

2765

Длина автомобиля, мм

6700

Ширина автомашины, мм

2500

Внутренние размеры (объем) платформы, мм (м3)

6.6 куб. м

1.2 Обоснование исходных данных

Способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ определяем по табл.1[6, прил. II, табл. 1]- Нормы времени простоя автомобилей-самосвалов при механизированной погрузке навалочных грузов, выгрузке их самосвалом и сдельные расценки для оплаты труда водителей (на 1 т. груза).

Погрузка будет осуществляться экскаватором с вместимостью ковша4 м 3 (Komatsu-PC800-6).

Норма времени простоя при погрузке экскаватором (со вместимостью ковша от 3-5 м 3 ) и выгрузке самосвалом равна:

t норм = 0,54 мин.

Время простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой определим по формуле:

t пр =tнорм *qн,

где q н – номинальная грузоподъемность автомобиля, qн = 13 т.

t пр = 0,54 * 13 = 7,02 мин = 0,117 часа

Перевозимый груз – песок, класс груза – 1 [6, прил.I, табл. 1], следовательно, коэффициент использования грузоподъёмности γ=1 [6].

Время ездки рассчитаем по формуле:

t е =

где l ег – средняя длина ездки, км; lег =32 км [исх. данные]

v T – скорость техническая, км/ч; vT = 30 км/ч [исх. данные]

β– коэффициент использования пробега; β = 0,501 [исх. данные]

t е =

Среднее количество ездок за 1 день:

n е ср =

где Т м – время движения на маршруте, ч

Т мн -t0

где t 0 – время нулевого пробега.

t 0 =

где l 0 – нулевой пробег,

l 0 =-(lег *2)= 32/0,5-(32*2)=0км

t 0 =0 ч

Т м =8,4 ч

n е ср =8,4/2,67=3,15 ездок

Ходовое количество автомобилей:

А хспв

где А сп – списочное количество автомобилей;

α в – коэффициент выпуска автомобилей на линию.

А сп =

где Q – объём перевозок; Q=50000 т [исх. данные]

W — производительность подвижного состава за отчетный период времени.

гдеq H – номинальная грузоподъемность, т; qH =13 [тех. характеристики]

γ– коэффициент использования грузоподъемности; γ = 1

Т Н – время пребывания в наряде, ч; ТН =8,4 ч [исх. данные]

Д К – дни календарные; ДК =120 [исх. данные]

α в – коэффициент выпуска автомобиля на линию; αв = 0,88[исх. данные]

А сп =50000/5134,08=9,739

А х =9,739*0,88=8,57

Количество автомобилей не округляем до целого числа, так как это необходимое количество автомобилей для одной перевозки, а заданная перевозка является лишь частью перевозок, выполняемых предприятием.

Общий пробег всех автомобилей:

L общ =

где n е – общее количество ездок за календарный период

n е =

n е =50000/13*1=3846,15

L общ = км

Груженый пробег:

L гр =Lобщ

L гр =245662,5*0,501=123076,9 км

Грузооборот за календарный период:

Р=l ег *Q

Р=32*50000=1600000 ткм

Авточасы работы:

АЧ рспвнк

АЧ р =9,739*0,88*8,4*120=8638,88 ч

Автодни работы:

АД ркспв

АД р =120*9,739*0,88=1028,44

Среднесуточный пробег всех автомобилей:

l сс =Lобщ /АДр

l сс = 245662,5/1028,44=238,869 км

Таблица 1 – Сводная таблица технико-эксплуатационных показателей

Наименование показателя

Численное значение

Списочное количество автомобилей

9,739

Ходовое количество автомобилей

8,57

Объём перевозок

50000 т

Грузооборот

1600000 ткм

Общий пробег

245662,5 км

Гружёный пробег

123076,9 км

Авточасы работы на линии

8638,88 ч

3. РАСЧЁТ ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ

3.1Расчёт фонда оплаты труда водителей

В соответствии с исходными данными, для расчётов применяется сдельная система оплаты труда, следовательно, расчет заработной платы будем производить по формуле:

ЗП сд = Р * Сткм +Q*Ст

где С ткм , Ст — сдельные расценки для оплаты труда водителей ; коп.

Примем, что водитель работает в городе(1, прил. 2., табл. 1 и 15) и груз первого класса, то:

С ткм = 0,54 * 1= 0,54 коп. = 0,0054 руб.

С т = 0,76 * 1 = 0,76 коп. = 0,0076 руб.

Так как исходная литература [1] на данный момент устарела полученные коэффициенты необходимо домножить на коэффициент индексикации. На сегодняшний день он равен 60-70.

С ткм = 0,0054 * 60 = 0,324 руб.

С т = 0,0076 * 60 = 0,456 руб.

ЗП сд = 1600000 * 0,324+50000*0,456=518400+22800=541200 руб.

Премия– 30%:

П=0,3* ЗП сд = 162360 руб.

Доплаты – 10%:

Д=0,1* ЗП сд =54120 руб.

Районный коэффициент по Хабаровскому краю — 20%:

РК = 0,2*( ЗП сд + П +Д)

РК = 0,2*( 541200+162360+54120) = 151536 руб.

Надбавка для Дальневосточного региона – 30%:

ДВ = 0,3*( ЗП сд + П +Д)

ДВ = 0,3*(541200+162360+54120) =227304 руб.

Рассчитываем основную заработную плату водителей :

ЗП осн = ЗПсд +П+Д+РК+ДВ

ЗП осн = 541200+162360+54120+ 151536 + 227304=1136520 руб.

Фонд оплаты труда равен:

ФОТ= ФЗП + ЕСН=1,26*ФЗП

где: ФЗП – фонд заработной платы;

ЕСН – единый социальный налог, который равен 26 % от ФЗП

Рассчитываем ФЗП :

ФЗП = ФЗП осн +ФЗП доп

где:ФЗП осн — основной фонд заработной платы, рассчитывается :

ФЗП осн = ЗПосн = 1136520 руб

ФЗП доп — дополнительный фонд заработной платы, рассчитывается :

ФЗП доп = (ФЗПосн * (Дотп + Дб ))/(365-(Дотп + Дб ))

где Д отп – дни отпуска; Дотп = 28

Д б – дни больничного; Дб = 5

Так как расчет производим для предприятия находящегося на территории Хабаровского края, то количество дней отпуска нужно увеличить на 8 дополнительных дней в соответствии с нормами для этого региона.

ФЗП доп = (1136520*(28+8+5)) / (365- (28+8+5)) = 143818,89 руб.

ФЗП = 1136520 + 143818,89= 1280338,89 руб.

ФОТ= 1,26*1280338,89= 1613227 руб.

3.2 Расчёт затрат на автомобильное топливо

Норма расхода топлива на 100км пробега равна 36,5л — дизельное [1, прил.4 табл.5].

Расход топлива вычислим по формуле:

гдеn л =36,5 л

n q =1,3 л – норма расхода топлива на транспортную работу(в литрах на 100 т*км)

G осн = 0,365*245662,5+0,013*1600000=89666,8+208000=110466,8 л.

Перевозка осуществляется в пределах города Хабаровска, в летний период. Считаю целесообразным начислить дополнительное топливо за работу в городе с населением 0,5…2,5 млн чел.(15%) и за использование кондиционера и установки «климат -контроль»(5%).

G л =Gосн *1,2=132560,16 л.=0,825*132560,16 = 109362,132 кг .

Стоимость дизельного топлива при оптовых закупках — 17500 руб. за тонну(компания «Группа «Транзит-ДВ»), поэтому массу топлива нужно округлить до ближайшей целой тонны(110т) и тогда затраты на топливо составят:

З топ =17500*110=1925000 руб.

3.3 Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

Нормы расхода масел установлены в литрах на 100л расхода топлива,нормы расхода смазок в килограммах на 100лрасхода топлива.

Нормы расхода смазочных материалов для автомобиля КАМАЗ-55111 [1, прил.4,табл.15]:

  • моторное масло: 2,8 л
  • трансмиссионное масло: 0,4 л
  • специальные масла и жидкости: 0,15 л
  • пластичные смазки: 0,35 кг

Расход масла рассчитывается по формуле:

g м =(nм * Gл )/100

где n м – норма расхода масла.

  1. Расход моторного масла:

g мм =(2,8*132560,16)/100=3711,68 л

Рекомендуемое моторное масло М-10ДМ(http://yar-masla.narod.ru/price.html ), примерная стоимость бочки объемом 216,5л = 6739,00 руб.

N бочек =3711,68/216,5=17,14

Округлим до 17 бочек, так как масло может использоваться с увеличенным пробегом между заменами.

Затраты на моторное масло:

З мм =17*6739 = 114563 руб.

  1. Расход трансмиссионного масла:

g тм =(0,4*132560,16)/100=530,24 л

Средняя стоимость бочки трансмиссионного масла объемом 216,5л= 6523,00 руб.

N бочек =530,24/216,5=2,44

Округлим до 3 бочек.

Затраты на трансмиссионное масло:

З тм =3*6523=19569 руб.

  1. Расход пластичных смазок:

g пс =(0,35*132560,16)/100=463,96 кг

Цена бочки объемом 60л= 2300,00 руб., при массе смазки в ней 45 кг.

N бочек =463,96/45=10,3.

Купим 11 бочек.

Затраты на пластичные смазки:

З пс =11*2300=25300 руб.

  1. Расход специальных жидкостей:

g спец =(0,15*132560,16)/100=198,8л

Цена специальных масел и жидкостей около 110 рублей, тогда затраты равны:

З спец =110*198,8=21868 руб.

Суммарные затраты на смазочные и эксплуатационные материалы:

ΣЗ Сэм =114563+19569+25300+21868 = 181300 руб.

3.4 Затраты на шины

Для КАМАЗ-55111, используются шины280R508, цена одной шины 4524 руб.(http://www.avtozapchasty.ru/info/?fid=8841).

Затраты на шины будут находиться из следующей формулы:

Зш = Nш * Lобщ * Цш / Lрес

гдеNш- число шин, Nш =10,

L рес – норма эксплуатационного ресурса шин, учитывая условия работы автомобиляLрес = 72000 км, тогда:

Зш =10*245662,5*4524/72000 = 154357,94 руб.

3.5 Затраты на ТО и ТР

Затраты на ремонтные материалы и запасные части

Затраты на запасные части для ремонта подвижного состава определяются по формуле[2, с.165]:

З зч =nзч *Lобщ123 /1000

Где n зч – норма затрат на запасные части на 1000 км, руб.;

к 1 – коэффициент корректирования, учитывающий категорию условий эксплуатации, тип подвижного состава и т. д., к1 =1,1;

к 2 – коэффициент, учитывающий возраст подвижного состава, к2 =1,2;

к 3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия, к3 =1,1.

Норму на запасные части берём для автомобиля КАМАЗ-5511 [1, табл.1, прил. 5].

n зч =9,1 руб.

З зч = 9,1*245662,5*1,1*1,2*1,1/1000=3246 руб.

Для получения значения в ценах нынешнего года умножим полученное значение на индекс цен, равный 100:

З зч =3246*100=324600 руб.

Затраты на ремонтные материалы для подвижного состава:

З рм =nрм *Lобщ *Ki/1000

гдеn рм – норма затрат на ремонтные материалы, nрм =9,5 руб. [1, табл.1, прил.5],

Ki – коэффициент индексации, Ki=100.

З рм =9,5*245662,5*100/1000=233379 руб.

Расчёт фонда оплаты труда ремонтных рабочих.

Для автомобиля-самосвала КамАЗ-5511(и его модификаций) затраты на оплату труда ремонтным рабочимЗЗП=16,82 рублей на 1000 км пробега.[1,табл.1 прил.5]. Но в этом значении учитываются: социальный налог, дополнительный фонд оплаты труда, премия и коэффициент доплат и все эти значения взяты за 1985 год. Приведем оплату труда к значению тарифной ставки за этот год.

Значение оплаты труда будет находиться из выражения:

ФОТ=ЗЗП/1,053

где – ЗЗП=16,82 руб.

5,3% — единый социальный налог.

ФОТ=16,82/1,053=15,97 руб.

Фонд оплаты труда основной находим:

ФОТ осн = ФОТ/1,086

где – 8,6% — фонд оплаты труда дополнительный.

ФОТ осн =15,97 /1,086=14,7 руб.

Заработная плата тарифная:

ЗП тар = ФОТ осн /1,48

где – 40% — премия

8% — коэффициент доплат.

ЗП тар = 14,7 /1,48=9,94 руб.

Приведем значение тарифной ставки к значению текущего года, умножив на индекс цен равный 50, получимЗП тар =9,94 *50=496,9 руб.

Так как во время работы удельная трудоемкость будет изменяться под действием некоторых факторов, считаю целесообразным учесть их используя коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации (К 1 =1,1),от модификации подвижного состава (К2 =1,15) и от природно-климатических условий (К3 =1,1)[1, прил. 5, табл.2,3,4].

ЗП тар = 496,9*0,1+496,9*0,15+496,9*1,1=670,815 руб.

Зарплата тарифная с учетом доплат и премии:

ЗП тар.осн = ЗПтар + П+Д

где – П=40%,

Д=10%.

ЗП тар.осн = 670,815*1,5=1006,22 руб.

Фонд оплаты труда с учетом районного коэффициента(20%) и дальневосточной надбавки(30%):

ФОТ осн =1006,22*1,5 =1509,33 руб.

ФОТ доп = ФОТ осн *0,116

где – 11,6% — фонд оплаты труда дополнительный

ФОТ доп = 1509,33 *0,116= 175,08 руб.

ФЗП=1509,33 +175,08 =1684,41 руб.

Фонд оплаты труда равен:

ФОТ= ФЗП + ЕСН=1,26*ФЗП

ФОТ=1,26*1684,41 = 2122,36 рублей на 1000 км пробега.

Затраты на заработную плату за общий пробег равны:

ЗЗП=( ФОТ * L общ )/1000

ЗЗП= (2122,36 *245662,5)/1000=521383,43 руб.

Итого затраты на ТО и ТР составят:

З ТО и ТР =324600+233379+521383,43=1079362,43 руб.

3.6 Расчёт амортизационных отчислений

Амортизация – это процесс переноса стоимости основных фондов по мере их износа на стоимость единицы продукции. Начисление амортизации происходит двумя методами: линейный и нелинейный. При применении линейного метода сумма начислении за один месяц будет равна произведению его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода сумма начислении за один месяц определяется, как произведение остаточной стоимости амортизируемого имущества и нормы амортизации, рассчитанной для данного объекта.

Так как автотранспортное предприятие может применять как нелинейный метод, так и линейный, то в данных расчетах используем линейный метод начисления амортизации, так как срок эксплуатации не очень большой и риск потери капитала не значителен.

Автомобиль КАМАЗ-55111 относится к 4-ой амортизируемойгруппе, значит срок его полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно в зависимости от использования по времени и грузоподъёмности, примем срок полезного использования равным 6 лет.

По ценам на 2008 г. балансовая стоимость автомобиля КАМАЗ-55111 составляет 1600000 руб. Стоимость всех автомобилей:

Ц бал =9,739*1600000=15582400руб.

При применении линейного метода амортизации норма амортизации находится из выражения:

К=(1/п)100%

где п – срок полезного использования объекта, выраженный в месяцах.

К=(1/(12*6))100%=1,389 %

Нужно рассчитать амортизацию за весь календарный период, то есть 120 дней.

Амортизация за месяц будет равна :

А м =(1,389*15582400)/100=216422,22 руб

Амортизация за один рабочий день будет высчитываться по формуле:

А рмр

гдеД р – дни рабочие за месяц,Дрк * αв =30*0,88=26,4

А р = 216422,22/26,4=8197,8 руб

А Дк = Дк * Ар

А Дк = 120*8197,8 =983736 руб

3.7 Расчёт накладных расходов

В эту статьюкалькуляции входит от 100 до 180 разнородных элементов затрат: заработная плата управленческого и прочего персонала с отчислениями по ЕСН, управленческие затраты, амортизация пассивной части основных фондов, затраты на ремонтные и эксплуатационные материалы по содержанию производственно-технической базы, расходы будущих периодов, затраты на обучение персонала, затраты на рекламу и маркетинговые исследования, прочие материальные и приравненные к ним расходы,налоги, включаемые в состав себестоимости – налог на имущество, на землю или на недвижимость, транспортный налог, таможенные пошлинные сборы.

Рассчитывать накладные расходы можно по каждой группе затрат либо упрощённым методом – в процентном отношении от полной себестоимости. В курсовой работе расчёт ведётся по второму методу.

Накладные расходы составляют 11% в полной себестоимости [исходные данные].

Общие затраты в полной себестоимости без накладных расходов:

∑З=1613227+1925000+181300+154357,94+1079362,43+983736=5936983,37 руб.

Эти затраты в полной себестоимости составляют 89%.

Исходя из этих данных, найдем составляющую полной себестоимости – накладные расходы:

Накладные расходы = ∑З ×11% / 89% =733784,46 руб.

Таблица 2.Суммарные затраты.

Статьи затрат

Всего,руб.

Переменные

руб/км

Постоянные

руб/АЧ р

ЗП водителей с отчислениями по ЕСН

1613227

186,74

Затраты на топливо

1925000

7,84

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

181300

0,74

Затраты на шины

154357,94

0,63

Затраты на ТО и ТР

1079362,43

4,39

Амортизация ПС

983736

113,87

Накладные расходы

733784,46

84,94

Итого

6670767,83

13,6

385,55

4.РАСЧЕТ ТАРИФОВ, ВЫРУЧКИ И ПРИБЫЛИ

4.1Расчет тарифов

Среди всех транспортных тарифов на перевозки можно выделить две основные группы: одноставочные (сдельный, почасовой, покиллометровый) и двуставочные тарифы (повременный).

В силу того, что повременный тариф практически не применяется на перевозках по причине трудоемкости расчета, то в основном применяются одноставочные тарифы.

С учетом того, что на большинстве внутригородских, внутрирайонных, междугородних и международных перевозках используется почасовой тариф, то рассчитаем цену за один авточас работы.

Удельная себестоимость за один авточас равна:

S АЧ =С/АЧ

где С – полная себестоимость перевозки, получаем:

S АЧ =6670767,83/8638,88= 772,18 руб/АЧ

Так как цена равна:

Ц= S АЧ + Пн

где П н — нормативная прибыль, то она равна:

П н = SАЧ *R

где R – рентабельность перевозки, R=16% [исх.данные]

П н =772,18*0,16=123,55 руб.

Ц=772,18+123,55=895,73 руб./АЧ

4.2Расчет выручки, балансовой и чистой прибыли

Находим выручку по следующей формуле:

Д в =Ц*АЧ

Д в =895,73*8638,88=7738093,21 руб.

Балансовая прибыль равна разности между выручкой и себестоимостью перевозки, поэтому она будет равна:

П бв -С.

П б =7738093,21-6670767,83=1067325,38 руб.

Чистая прибыль равна балансовой за вычетом налога на прибыль, который равен 24%, получим:

П чб *0,76

П ч =1067325,38 *0,76=811167,29 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы я приобрел навыки расчета программы по перевозке грузов, заработной платы водителей и ремонтных рабочих, а также научился рассчитывать затраты по статьям калькуляции, тарифы и определил балансовую и чистую прибыли предприятия.

В результате я могу сделать вывод, что предприятие получит чистую прибыль в размере 811167,29 рубля если осуществит перевозку данным типом подвижного состава, для данного вида груза, при всех данных условиях осуществления перевозки, в данный календарный период времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакута Н.Н., Денисов Г.Г., Володькин П.П. Нормативная информация на автомобильном транспорте. Хабаровск.: ХГТУ. 2003. – 281 с.

2.Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. -Москва,2002.- 1011 с.

2. Сербиновский Б.Ю., Нахапенко Н В. И др. Экономика предприятий автомобильного транспорта. –М: — ИКЦ «Март» — 2006. – 285с.

3. Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. – М.:Издательство «Транспорт», 1988.-367 с.

4. Улицкая И.М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях транспорта. Учебник для вузов. М: Горячая линия – телеком, 2005. – 385 с.

5. Хмельницкий А.Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте. –М.: Издат. центр «Академия». 2006.- 296с.

6.Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия. Инфра – М. 2006.-384 с.

7.Налоговый кодекс РФ. Часть 2,. 2002

8.Автомобили и специальная техника на автомобильных шасси.Составители: Денисов Г.Г., Лещенко А.В., Рыжов С.Ю. – Хабаровск: ТОГУ, 2007.

9.Расход топлива и ГСМ. – М.:Издательство «Экзамен», 2006. – 63 с.