Генезис экономической теории

Курсовая работа

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 25

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объ­ясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней. Еще в прошлом веке А.С. Пушкин прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию или экономику.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобаль­ными переменами, которые происходят во всем мире и в России, в частности. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или политическую экономику коро­левой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки, отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует от читателя, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А.Хейльброннера, выносливости верблюда и терпения святого.

Сутью термина «политическая экономия», в марксистской интер­претации, является изучение общественных отношений, формирующихся в процессе воспроизводства, и здесь име­ются в виду прежде всего классовые отношения. Вся эко­номическая и политическая история XX в. показывает, что классовый подход в экономической теории грешит одно­сторонностью, а попытка построения общества на его методологической базе заводит в исторический тупик. Аб­солютный приоритет в общественном развитии могут и должны получить общечеловеческие ценности.

Предметом экономической теории является анализ ры­ночного хозяйства. Экономическая теория изуча­ет не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л.Роббинсом и с неболь­шими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль­тернативное использование».

10 стр., 4738 слов

Экономическая теория» «Смешанная экономика: ее сущность, типы и перспективы.

... основой высказывания о формировании смешанной экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такой основой служит “...многосложность системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов ...

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Вос­тока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV—III вв. до н. э.) обосновывали существо­вавшее в то время общественное разделение труда и отношение господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций, обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического. Причем первый объявляется монополией «высших» слоев, а второй — уде­лом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов- земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что «накопленным богатством» должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут поль­зоваться правом частной собственности на землю.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивален­тов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физиче­ский труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом.

Экономическая мысль Древнего Рима являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь мы также встречаем обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека осуждал рабство, вы­ступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущен­ников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономи­ческие проблемы изложены в той или иной степени в христи­анском учении. Но это еще не было систематизированное уче­ние об экономике, хотя термин «экономия» впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяй­ства. Термин «экономия» состоит из двух греческих слов: «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — учение, закон.

Как наука экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. в период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обра­щения. На эти процессы экономическая наука откликается по­явлением меркантилизма.

27 стр., 13157 слов

Мировой экономический кризис в социально-политическом разрезе. ...

... социально-политическим последствиям нынешний кризис может оказаться гораздо серьезнее тех, что сотрясали мировую экономику в послевоенные годы. Фактически мы имеем дело с первым экономическим кризисом эпохи ... могло ограничиться одной социально-психологической сферой. Обычно очередной экономический кризис почти сразу же больно бьет по рынку труда. На первом этапе эта тенденция четко просматривалась ...

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства, но трактовали они этот вопрос непра­вильно, так как источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами, отсюда и название «меркантильный» — денежный.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протек­ционизма, на­правленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман — купец, богатый английский экономист. Став купцом и нажив солидное состояние, он передал свой опыт в двух небольших сочинениях: «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства». В то время торговля и обращение денег играли настолько боль­шую роль, что слова «торговля» и «экономика» считались почти однозначными. Томас Ман главным видом капитала считал торго­вый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преоб­ладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен вошел в историю как яркий представитель мер­кантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия». С выхо­дом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства.

Учение Вильяма Петти (1623—1686) является как бы пере­ходным моментом от меркантилистов к классической (подлин­ной) науке — политической экономии. Его работы — «Трактаты о налогах и сборах» (1662 г.), «Слово мудрым» (1665 г.).

» Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.), «Политическая арифметика» (1676 г.), «Кое-что о деньгах» (1682 г.).

Последняя работа оценена Ф.Энгельсом как шедевр политической эконо­мии. Заслуга В. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать».

Новое направление в развитии экономики как науки представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главным представителем и основа­телем этого направления был Франсуа Кенэ (1694—1774).

Он родился в семье землевладельца, получил отличное меди­цинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпа­дур. В 52 года после научных работ по медицине Ф.Кенэ напи­сал главный свой труд по политической экономии «Экономи­ческая таблица», где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления опре­деленных балансовых пропорций между натуральными и стоимо­стными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источ­ником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а имен­но превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источ­ником богатства считался труд только в земледелии.

10 стр., 4623 слов

Вкр. Безносов. Оглавление Введение Глава Теоретические основы ...

... деятельности, не обладая теоретическими знаниями и практическими навыками в области организации труда персонала своего предприятия. Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес ...

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723—1790 гг.) и Давида Рикардо (1772—1823 гг.).

Адам Смит родился в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера таможни его величества. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политиче­ским наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социо­логии и экономике. Его первая книга — «Теория нравственных чувств». Он — автор «Истории цивилизации Англии».

А. Смит вошел в историю экономической мысли как осно­воположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план — дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» (1777 г.).

В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономиче­ских знаний, тем самым А. Смит выполнил свою историческую задачу. Основная идея в учении А.Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регу­ляторы он называл «невидимой рукой». А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условие повышения его производительности, впервые отметил, что в образовании стоимости лежит не только живой, но и овеществленный продукт — «перенесенная стоимость», создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние. Будучи крупным землевладельцем, по­святил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд Д.Рикардо — «Начала политической экономии и налого­вого обложения» (1809 и 1817гг.).

Он показал, что единствен­ным источником стоимости является только труд рабочего, кото­рый и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты), что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно- пропорциональной зависимости между заработной платой и при­былью, указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, рас­крыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в ос­нову английского утопического социализма.

На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX — начале XX вв. Так, B.Я.Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсо­лютную формулу, считая свои теоретические выводы пригод­ными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, а принципы вечными постулатами создания нормального строя экономических отношений. Этим самым классическая шко­ла исключала способность к историческому развитию. Крупным недостатком классической экономики было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. И это понятно: при нена­висти к абсолютной монархии они невольно уменьшали значе­ние государственного регулирования человеческих отношений.

8 стр., 3840 слов

А. Смит — представитель классической школы экономической науки

... Как Петти и другие представители классической школы, Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию ... стоимость, а вода наоборот). Для экономики интересна лишь меновая стоимость. О ее природе Адам Смит высказал две различные гипотезы. Первая: меновая стоимость определяется трудом, ... хозяйственной деятельности людей. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не ...

  • >
  • <—