ВВЕДЕНИЕ
Внеклассное обучение является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на достижение двух главных целей: успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Известно, что зачастую не имеется ни времени, ни возможности на индивидуальные занятия с каждым обучающимся с учётом его интересов и способностей. Это приводит к потере интереса к обучению вообще и ухудшению отношений студентов и преподавателей. Восполнить этот пробел позволяет внеклассная работа. Как мы знаем, внеклассная воспитательная работа чаще всего проводится в различного рода кружках, где ученики не только получают дополнительные знания, но и пробуют свои силы, что нередко оказывается мощным стимулом в дальнейшем выборе профессии. Экономика — это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное — открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником. Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики ее практическая ценность.
Становление рыночных форм занимает целую эпоху, но именно они образуют подлинное богатство страны. Оценивая все выше сказанное, я считаю, что, необходимость создания кружка «Мир экономики», является актуальной задачей. Цель исследования — развитие экономического мышления; формирование умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания; выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам. Задачи исследования — изучить теоритические основы создания кружка; рассмотреть особенности организации кружка по экономике; разработать пробную программу кружка «Мир экономики»; составить план-конспект урока по одной из тем обучения. Представленный материал состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формулируются цели, задачи, предмет и объект, а также характеризуются приемы и методы исследования. В первом разделе даны теоретические основы кружковых занятий, описаны основные элементы кружковых занятий и их характеристика. Во втором разделе описаны особенности организации кружка по экономике, и разработана программа для кружка «Мир экономики». В третьем разделе составлен план-конспект урока по теме государство и экономика. В заключении курсовой работы кратко обобщаются основные теоретические положения работы, приводятся выводы по результатам исследования. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Особенности маркетинговых и социологических исследований
... находят в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований ... в этом смысле хорошие социологические исследования выступают в качестве "установочных" по отношению к маркетинговым исследованиям. Если исследователь рынка приступает к масштабному маркетинговому исследованию, ...
1.1 Понятие кружковой работы. Сущность
Кружковая работа — деятельность самодеятельных объединений, учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи кружковой работы — углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразовательных. школах, профессионально-технических училищах и других учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.
Кружки условно подразделяются на группы: предметные (по учебным предметам школьной программы); общественно-политические (по вопросам внешней и внутренней политики, истории страны, международного детского, юношеского и молодёжного движения, по актуальным проблемам современности и др.); технические (научно-технические, спортивно-технические, производственно-технические, по отдельным видам технического творчества школьников); натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хоровые, художественной самодеятельности и др.); физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).
Кружками руководят учителя, работники внешкольных учреждений и шефствующих предприятий, родители, специалисты в различных областях науки, техники, искусства. Успех кружковой работы, заинтересованность в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя кружка. Ребят привлекает возможность проявить в кружковой работе самостоятельность, инициативу, получить от старших товарищей дельные рекомендации. Кружковая работа организуется на принципах добровольности и самоуправления.
Сущность кружковой работы заключается в том, что определенная теоретическая или прикладная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок. Коллективная форма самообразования имеет много преимуществ перед индивидуальной, и ее значение в основном сводится к следующему.
а) Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями решаются какие-то вопросы. С каждым новым занятием кружка навыки этого сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, словом, навыки коллективизма все больше и больше вырабатываются, и укрепляются у кружковцев.
б) Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. В более короткий срок возможно больше охватить материала, лучше проработать и усвоить.
в) К преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого. Поскольку работа кружка идет и должна протекать по строгому плану, работа каждого члена кружка также происходит планомерно. Это большое преимущество. Никаких откладываний занятий со дня на день, легко случающихся без кружковых обязательств, не может быть. Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Для кружковцев с более или менее одинаковыми способностями имеет значение и соревнование. Один выступил, сформулировал хорошо, другой старается сделать еще лучше. Это заставляет напряженнее работать, внимательнее прорабатывать материал до заседания кружка, появляется непосредственная заинтересованность в работе, а мы знаем, что интерес является движущей силой быстрого развития кружковцев, лучшего усвоения знаний
Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования
... работы является рассмотреть известные виды и формы научно-исследовательской работы студентов, сделать рекомендации по ... занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, ... Экономика настолько тесно переплетена со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы ... учащихся, что в свою очередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами научного кружка. ...
1.2 Кружок как организационная форма внеклассной работы
Развитие учебно-воспитательного процесса давно привело педагогов к осознанию необходимости дополнить классно-урочную форму внеурочными формами образования и воспитания.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения, например, технологиями. На внеклассных занятиях ученики выходят за тесные рамки учебников, на практике используют уже имеющиеся в их арсенале навыки.
Внеклассная работа относится к внешним организационным формам обучения. В современной дидактике существуют различные трактовки понятия «организационные формы обучения».
По определению Т.А. Ильиной «под формой организации обучения следует понимать специально организованную деятельность учителя и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме» [8, c. 34].
Можно привести и другие определения, содержащие те или иные отличительные признаки организационных форм обучения, которые в целом совпадают.
Кроме учебы так же используются такие организационные формы обучения как занятия в кружках, факультативные занятия, экскурсии, конференции, олимпиады, самостоятельная работа и другие.
Перечисленные организационные формы обучения, включая уроки, составляют по классификации В.И. Андреева — внешние формы организации обучения [1, c. 16].
Многие авторы посвятили этой теме свои труды. В своём учебнике по педагогике Ю.К. Бабанский, «термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися после занятий; термином «внешкольная работа» воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями. В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа» [3, с. 181].
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов ...
... формах – аудиторной и внеаудиторной. Первое направление реализуется в ходе семинарских занятий. Второе направление осуществляется в рамках выполнения контрольных работ на основе самостоятельного использования обязательной и дополнительной литературы. На самостоятельную работу ... закономерности функционирования современной экономики; 3) основные особенности российской экономики, ее институциональную ...
Поэтому, под термином «внеклассная» работа мы будем понимать его в более широком значении — то есть, внешкольной работы.
Необходимость применения кружковых занятий объясняется присущими им особенностями, которые позволяют достигать многих целей в области образования и воспитания.
Обоснуем необходимость применения кружковых занятий следующими соображениями:
- одной из главных задач преподавателя является пробуждение интереса к своему предмету, создание мотивации для его изучения.
Одним из способов создания мотивации является включение учащихся в процесс внеклассной работы.
Занятия в кружках являются добровольными, оценок там никому не ставят. Занимаясь в кружке, ученик руководствуется только своими интересами. Он может выбрать другой кружок, если имеется такая возможность. Занятия в кружках доставляют ему удовлетворение, он имеет возможность максимально реализовать свои таланты и возможности. Его познавательная активность раскрывается в полной мере, что можно использовать и для усвоения им знаний в смежных или взаимосвязанных областях знаний.
- кружковая работа, позволяет сделать воспитательный процесс непрерывным. После занятий в классах, ученики остаются под присмотром педагогов.
В.И. Журавлёв, например, писал, что «изучать проблему в настоящее время следует потому, что внеклассная работа органично входит в учебно-воспитательный процесс. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания, учащихся в школе, преподаватели уделяют ей большое внимание. Каждому учителю сейчас известно, что дает кружковая работа, и какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся, повышению уровня их практических навыков, воспитанию учащихся, расширению их вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое» [5, с. 77].
То есть, кружковая работа является составной частью воспитательного и образовательного процесса. А необходимость сделать этот процесс непрерывным, обусловливает необходимость применения внеклассной работы (в том числе занятий в кружках).
В.А. Сухомлинский о значении внеклассной работы писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учеников вне уроков». [12, с. 43].
В статье «Что такое образование?» А. В. Луначарский указывал на главные задачи внешкольного приобщения детей к культуре и намечал основные пути реализации этой задачи. Он писал: «Внешкольное образование есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т. д.» [10, c. 118].
Учебный проект как средство развития исследовательских умений ...
... учащихся в ходе работы над учебным проектом, а также конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках информатики и ИКТ. В зависимости от конкретных задач ... изучаемого явления с другими; · умение формулировки решения, · умение объяснять; · умение проверки решения; · умение делать практические выводы о возможном ... Изменение социально-экономических условий современной ...
То есть эти авторы обосновали необходимость внешкольных форм обучения и воспитания необходимостью приобщения детей к культуре. Особенно важно это в настоящее время, когда дома, просматривая телевизионные программы, ребёнок может приобщиться к чему угодно, но только не к культуре и духовным богатствам своего народа.
1.3 Основные элементы кружковых занятий и их характеристика
В кружковой работе можно выделить несколько элементов, которые составляют единую цельную систему образовательно-воспитательной работы. Итак, мы рассмотрим следующие элементы.
— познавательную деятельность участников кружка и, соответственно, обучающую деятельность преподавателя.
Особенностью обучения в кружке является то, что ученик находится в ином положении, чем на уроке или на дополнительных занятиях: здесь он равноправный член коллектива, а не отстающий; здесь он получает возможность удовлетворить свои интересы на том уровне, который доступен ему в данный момент. В этом смысле многократно облегчается обучающая деятельность педагога, так как самая важная для него задача пробуждения интереса к своему предмету в кружковых занятиях решается намного проще.
— деятельность учащихся и тесно связанную с ней работу по профессиональной ориентацией учеников.
во время занятий в классе, по программе те учащиеся, которые не интересуются темой, зачастую мешают заниматься тем, кому данная тема интересна. Работа в кружке устраняет эту проблему.
Кроме того, необходимо отметить, что занятия в кружке создают атмосферу заинтересованности в результатах своего труда.
— воспитательную деятельность преподавателя.
в кружках воспитательная работа также во многом облегчается, так как осуществляется она через вовлечение детей в общественно полезную работу. Воспитание уважения и любви к труду является главным в воспитательной деятельности учителя.
Вовлечение в полезные формы деятельности не только отвлекает учеников от нежелательных занятий, но и возлагает на них определенные обязанности. Импонирует им и оказываемое доверие, и возможность верховодить в хорошем смысле слова, и удовлетворение непосредственных интересов к спорту, технике, или, как в нашем примере, к экономике.
Вот почему так важно использовать различные кружки как форму внеклассной работы, организуемую учителями совместно со специалистами.
— наконец, важным элементом кружковой работы является общение участников кружка между собой.
На занятиях кружка дети учатся и культуре общения между собой. Атмосфера кружка создаёт для этого благоприятные условия, так как участников сплачивает общность интересов, единство цели, коллективный труд с элементами взаимопомощи и т.д.
Говоря о формах внеклассных занятий, мы можем сказать, что многие эти формы являются составными частями, то есть, элементами кружковой работы. Главной формой учебно-воспитательного процесса в кружке является урок.
Среди других форм кружковой работы можно назвать следующие:
- встречи с представителями разных профессий; мы уже говорили, что в кружках можно организовывать встречи с гостями, например, встреча с руководителем какого-либо предприятия. Могут быть и встречи, имеющие специальные воспитательные и обучающие цели, например, встреча кружковцев с представителями разных профессий в целях подготовки, учащихся к выбору жизненного пути. На таких встречах ребята узнают много интересного о самых разных профессиях, и эти знания не только расширяют и дополняют сведения, полученные ими на уроках, но и создают внешнюю мотивацию для активизации познавательной деятельности на уроках;
- беседы, споры и другие формы соревнований; важным элементом кружковой работы является устройство различных встреч, бесед, дебатов и других форм состязаний.
Такие состязания являются мощнейшим стимулятором познавательного интереса, а, следовательно, повышения успеваемости;
- выставки; если это к примеру кружок декоративно-прикладного искусства, то здесь организация выставки будет очень уместна.
- экскурсии; большое воспитательное и образовательное значение может иметь такой элемент кружковой работы, как экскурсии.
Например, в нашем случае в кружке по экономике наилучшим образом мы сможем рассказать о банковской системе и деньгах, фирмах и предприятиях, предпринимательстве и конкуренции именно при помощи экскурсии на предприятие или банк.
В заключение следует отметить, что, хотя здесь были названы и кратко охарактеризованы различные организационные формы внеклассной работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании: экскурсия завершается беседой или выставкой; на тематических вечерах во время споров решаются многие вопросы, не зря же говорится, что в споре рождается истина; большинство кружков, клубов и обществ выпускает свои стенгазеты, бюллетени, альбомы, устраивает выставки.
1.4 Принципы кружковой деятельности
Все способы организации заседаний кружка имеют общие черты. Эти черты являются очень важными достижениями коллективного опыта, и мы их можем записать как основные принципы кружковой работы.
1) Сочетание индивидуальной формы занятий с коллективной, кружковой. Это главнейшее условие для правильной постановки работы кружка. Только тогда кружковая работа будет продуктивна, когда по данному вопросу каждый член кружка сначала так или иначе подготовится, поработает, а затем придет в кружок обсуждать эти вопросы. В противном случае никакого обсуждения не выйдет, а, следовательно, и правильной работы в кружке не получится. Это первый основной принцип кружковой работы.
2) Активность и самодеятельность второе основное правило кружковой работы. Каждый член кружка должен прорабатывать задание, выступать при обсуждении в кружке, принимать непосредственное участие в составлении ответов на контрольные вопросы и т. д. Только при этом условии работа кружка будет успешной.
3) Способ собеседования во время занятий кружка (обсуждения) третье правило кружковых занятий. , 4) Работа по заданиям с ответами на контрольные вопросы кружка четвертое правило кружковой работы и, наконец, , 5) Увязка работы кружка с современностью и окружающей жизнью
Эффективность и результативность внеклассной работы по экономике находятся в прямой зависимости от соблюдения как перечисленных принципов, так и следующих условий: 1) добровольное участие; 2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя; 3) устная организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания форм и методов работы; 5) наличие целевых установок и перспектив деятельности; 6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.
2 ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Организация кружковой работы
С чего начинать организацию кружка? Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база мастерских и интересы учащихся. При выборе профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать. Учет интересов, учащихся — это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления. Перед учителем стоит труднейшая задача — так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены. Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения, помогать в решении поставленной задачи.
В настоящее время кружок является наиболее распространённой формой организации внешкольной работы. , Организация кружка включает следующие элементы:
а) групповую форму обучения. Набор групп, учащихся осуществляется в строго определённое время, как правило, раз в год — в начале учебного года;
б) ограниченный период работы учебной группы. Группа работает один год, по истечении которого происходит новый набор в кружок, работающий по той же программе (цикличность работы).
Если в кружке несколько групп, этот принцип также сохраняется. Учащиеся младших групп переходят в старшие, которые работают по той же программе, что и в предыдущий год;
в) преимущественно одновозрастной состав групп, хотя этот принцип не является обязательным. В кружке можно, например, формировать группы, набираемые не по возрасту, а по способностям учащихся;
г) строгая система учебных занятий, предусмотренных программой, ориентированная на приобретение знаний, их закрепление, творческое развитие, практическое применение;
д) преимущественная форма кружковых занятий — урок. , Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:
1) Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей учеников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2) Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы.
3) Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
2.2 Пояснительная записка, Программа имеет практическую направленность. , Цель изучения курса
-
— освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России;
Требования, к уровню подготовки учащихся, направленные на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде. Делать сознательный выбор в условиях альтернатив: «Знать /понимать» — основы экономической теории, общие представления об экономике и науке, иметь представления об экономике семьи, фирмы и государства и в международной сфере.
«Уметь» анализировать, раскрывать на примерах экономическую информацию, осуществлять поиск социальной информации, оценивать и формулировать собственные суждения.
Методическое обеспечение программы:
Особенностью всех форм проведения занятий является их систематический характер. Наличие необходимых условий для занятий: кабинет со свободным пространством, где могут заниматься — учащихся. Последовательное выполнение целей и задач, поставленных программой. Компьютер, диски с программами. Учебно-практические пособия. Интернет — ресурсы.
Формы организации учебной деятельности:
Основной формой учебной деятельности является практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков.
2.3 Учебная программа по экономике «Мир экономики», Данная программа рассчитана на 1 год обучения (10 месяцев).
Занятия проводятся 2 раза в месяц по 2 часа, всего часов.
Мероприятия |
Месяц |
1 Знакомство. Основные задачи кружка.
|
сентябрь |
1 Основные проблемы экономики. Решение нестандартных, проблемных ситуаций
|
октябрь |
1 Международная экономика. Великие зарубежные экономисты
|
Ноябрь |
1 Спрос. Величина спроса. Закон спроса
|
декабрь |
1 Предложение. Величина предложения. Закон предложения
|
январь |
1 Рыночное равновесие. Основные типы рынков. конкуренция
|
февраль |
1 Фирмы. Капитал. Прибыль.
|
март |
1 Сбережения и кредит
|
апрель |
1 Планирование семейного бюджета
|
май |
1 Роль и задачи государства в экономике , 2 Государство и экономика. Деловая игра «Разработка ключевых положений антикризисной программы»
|
июнь |
План работы со слабоуспевающими студентами
№ п.п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
1. |
Использование на занятиях разные виды тестов разного уровня усвоения |
В течение года |
2. |
Использование на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата. |
В течении года |
3. |
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе самостоятельных работ, зачетов, после чего провести контроль знаний. |
В течение года |
4. |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на занятиях, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающим учащимся. |
В течение года |
5. |
Регулярно и систематически опрашивать, своевременно выставлять оценки, не допускать скопления их в конце четверти. |
В течение года |
6. |
Своевременно ставить в известность классного руководителя, мастера о низкой успеваемости, неудовлетворительных оценок. |
В течение года |
7. |
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. |
В течение года |
8. |
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить навыкам самостоятельной работы. |
В течение года |
3 ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» , Деловая игра «Разработка ключевых положений антикризисной программы» , ТЕМА: Государство и экономика.
Пояснительная записка: Есть в педагогике такое понятие как создание ситуации творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых стимулируется выдумка, воображение, фантазия учащихся, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается. Экономическое воспитание представляет собой воздействие на личность студента в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки специалистов являются деловые игры и уроки с конкретными ситуациями. Комплексные ситуации вырабатывают у студентов способность критически оценить состояние экономики, выделять достоинства управленческих решений, бороться с недостатками, предусматривать угрозы развития ситуации. Такие игры направлены на приобретение профессиональных знаний и умений.
Основной целью проведения деловой игры “Разработка ключевых положений антикризисной программы” — является формирование у студентов предпринимательского мышления. Сценарий игры составлен таким образом, что способствует формированию у студентов прочных практических умений и навыков по-быстрому и правильному нахождению, и принятию оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.
В процессе игры студенты выполняют следующие задания: , — общий анализ сложившейся экономической ситуации в стране (регионе); , — анализ предлагаемой кризисной ситуации; , — выбор оптимального управленческого решения;
- обсуждение предлагаемых управленческих решений каждой группы и выбор решения, устраивающего все социальные группы населения.
Для проведения деловой игры разработаны следующие методические материалы: , последовательность и правила игры; , задания для каждой группы участников; , рекомендации для студентов по подготовке к деловой игре;
материальное обеспечение (данные об экономическом развитии региона, карточки с предлагаемыми управленческими решениями, технологические карты проведения игры).
рекомендации для преподавателей по подготовке к игре.
Сценарий деловой игры лишь намечает курс действий, а ошибки и удачи способствуют возникновению мощного творческого импульса у студентов. Наблюдая, как их стратегия получает воплощение, студенты приобретают не только управленческий опыт, но и проходят этап своеобразной “примерки ролей”, поиска себя в будущей деятельности.
В процессе проведения игры решаются следующие задачи: , Дидактические: расширение кругозора студентов, применение умений и навыков, полученных при изучении дисциплины.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, выработка коллективных решений.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения находить оптимальные решения, умения делать выбор и оценивать его последствия.
Методические рекомендации по проведению деловой игры , “Разработка ключевых положений антикризисной программы” , Цель и назначение игры: , освоение приемов группового анализа ситуаций и разработки управленческих решений;
развитие навыков обоснования решения и поиска согласия интересов различных социальных групп, участвующих в экономическом процессе;
освоение принципов демократического управления. , Содержание и организация игры: , Игра проводится в 6 этапов, каждый из которых имеет собственные учебные цели.
Первый этап игры: Введение ситуации посредством шкалы тенденций, происходящих в экономике. Ситуации задаются по пяти параметрам:
выпуск продукции (темп роста в действующих и сопоставимых ценах); , занятость населения (уровень занятости и безработицы, наличие скрытой безработицы); , инвестиционный климат (темпы роста инвестиций); , цены (изменение индексов потребительских цен и индекса-дефлятора); , инфляция (темпы).
При модификации игры возможны другие ситуации: по параметрам группа экспертов выступает с кратким обзором, проводится актуализация знаний посредством изучения данных Росстата и пр.
Группы проводят предварительный анализ ситуации. Можно воспользоваться данными текущей экономической ситуации в стране, регионе или создать соответствующие условия.
Второй этап игры: Распределение ролей. Учебная группа разбивается на 5 подгрупп, каждая из которых проводит анализ ситуации и разработку управленческих решений, исходя из интересов той социальной группы, которую она учитывает и защищает. Выделяются следующие социальные группы: государство, предприниматели, инвесторы, профсоюзы. Каждая группа получает конверт с карточками (Приложение 1).
В каждом конверте кроме карточек с предполагаемыми управленческими решениями находятся задания для каждой группы (Приложение 2).
Пятая группа назначается преподавателем — это эксперты (помощники преподавателя, наблюдатели за ходом процесса обсуждения в группах).
Третий этап: Все группы анализируют предложенные управленческие решения по снижению последствий кризиса, исходя из оценки понимания ситуации, а также из потребности защиты собственных интересов. Им надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по их мнению, сторону. Выбор решения сопровождается групповой дискуссией, обменом опытом и мнениями. Постепенно в группе появляется неформальный лидер, который управляет процессом обсуждения и, в последующем будет представлять общее мнение группы.
Эксперты получают управленческие решения всех групп и также выбирают пять управленческих решений.
Четвертый этап: предложения каждой группы выносятся на общее обсуждение, представляются обоснования решений, аргументы и контраргументы. Взаимодействие групп. Снятие противоречий в решениях. Предложение решений, не предусмотренных выданными карточками. Поиск баланса интересов. Выбранные решения всех групп регистрируются на доске и на бумаге для согласования социальных интересов. Лидеры каждой группы выступают с обоснованием выбранных управленческих решений.
Пятый этап: Если общее решение не найдено, согласование решений по социальным интересам не достигнуто, проводится голосование и последующий анализ результатов голосования и изменений ситуации по решениям, принятым демократическим путем.
Шестой этап: Подведение итогов игры. Формулирование позитивных принципов коллективной разработки управленческих решений и балансирования социальных интересов.
Состав предлагаемых управленческих решений по группам: , 1. Государство
Борьба против спекулятивной деятельности дельцов, продающих земельные участки, путем высоких налогов на прибыль, полученную от продажи земли.
Контроль цен при потреблении. , Поощрение повышения минимальной заработной платы , Стабилизация тарифов общественных групп. , Увеличение сумм, получаемых от государственной системы страхования. , Сокращение кредитов на строительство. , Замораживание заработной платы. , Субсидии производителям сельскохозяйственной продукции. , Меры, принимаемые системой налогообложения, направленные на поощрение денежных сбережений. , Модификация системы налогообложения предприятий. , денежная девальвация. , Выпуск высокопроцентного обязательного займа. , Отказ от установленного обменного курса: свободно колеблющийся рубль. , Увеличение затрат на приобретение оборудования для общественного пользования. , Увеличение закупок потребительских товаров государственными предприятиями. , Увеличение налогообложения годового дохода. , Модификация системы амортизации. , Стабилизация заработной платы работникам государственных служб. , Увеличение налога на добавленную стоимость , Уменьшение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком. , Замораживание минимальной заработной платы. , Стимулирование повышения заработной платы. , Увеличение процентных ставок на сбережения при возрастании стоимости жизни. , Сокращение материальной помощи семьям. , Развитие экспорта за счет международных договоров. , Установление предельного размера банковских кредитов. , Увеличение процента обязательных резервных средств, помещаемых в Центральный банк. , Сокращение преимуществ в налогообложении лиц, покупающих жилье. , Контроль обмена валюты. , Сокращение закупок потребительских товаров государственными организациями. , Увеличение налогообложения прибыли, приносимой капиталом. , Усиление налогового контроля за лицами частного сектора, не имеющими постоянной заработной платы. , Сокращение налога на добавленную стоимость. , Меры налогообложения, направленные на поощрение капиталовложений. , Сокращение налогообложения годового дохода. , Сокращение кредитов на цели потребления. , Увеличение заработной платы работников государственных служб. , Национализация импортеров энергоресурсов. , Контроль цен на сельскохозяйственную продукцию. , Увеличение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком.
Установление свободных цен: спрос уменьшится, как только покупательная способность потребителей будет снижена за счет роста цен.
Установление налогов на сверхприбыль. , Контроль системы взимаемых платежей предприятий. , Поощрение конкуренции. , Замораживание квартирной платы. , Контроль себестоимости. , Национализация естественных монополий. , Индексация пенсий и минимальной заработной платы. , 2. Предприниматели: , Покупаете оборудование, которое будет рентабельным через многие годы. , Увеличиваете объем производства продукции за счет увеличения рабочего дня. , Проводите конверсию, ориентируетесь на работу в сфере услуг. , Сокращаете маржинальный доход, с тем чтобы избежать увеличения цен на продукцию. , Стараетесь увеличить маржу прибыли. , Предпринимаете попытку увеличения цены на вашу продукцию. , Финансируете собственные капиталовложения путем выпуска облигаций, приносящих покупателю высокий процент. , Прогнозируя высокий спрос на продукцию, стараетесь увеличить цены. , Сокращаете фонд заработной платы. , Сокращаете распределение дивидендов, чтобы вложить прибыль в производство. , Стабилизируете цены на вашу продукцию. , Увеличиваете запасы первичного сырья. , В результате увеличения производственных затрат пытаетесь увеличить цены на готовую продукцию. , Ликвидируете портфель ценных бумаг. , Сокращаете объем производства. , Организуете рекламную компанию, чтобы предотвратить спад спроса на продукцию из-за увеличения ее стоимости. , Увеличиваете объем производства. , Запрашиваете у банка кредит. , Пытаетесь завоевать зарубежные рынки. , Увеличиваете заработную плату рабочим и служащим. , Создаете торговые объединения, чтобы обеспечить монополию на рынке. , 3. Владельцы: , Продаете свои земельные участки. , Подписываетесь на акции. , Подписываетесь на государственные займы. , Продаете акции, котирующиеся на рынке. , Покупаете сельскохозяйственные земельные участки, расположенные вокруг городов. , Увеличиваете потребление в ущерб сбережениям. , Опасаясь, что деньги потеряют свою стоимость, вы ищете другие источники для вложения денег. , Покупаете валюту. , Помещаете свои сбережения в банк. , Покупаете золото. , Покупаете облигации. , Вкладываете деньги в капитал предприятия. , Стараетесь сделать капиталовложения за границей. , Принимаете решение покинуть страну. , Вкладываете свои деньги для защиты от инфляции в недвижимость. , 4. Персонал (профсоюзы): , Покупаете товары в кредит.
Через ассоциации потребителей поощряете ввоз импортных товаров, цены которых более приемлемы по сравнению с ценами на национальную продукцию.
В целях поддержания своей покупательной способности снимаете свои сбережения в банках. , Соглашаетесь с повышением цен при условии увеличения заработной платы. , Увеличиваете свои сбережения. , Соглашаетесь с тем, что ваша заработная плата не увеличится. , Покупаете меньше потребительских товаров. , Стараетесь добиться от государства повышения сумм на социальное обеспечение (страхование).
, Потребляете больше. , Требуете повышения заработной платы. , Ориентируете спрос на потребление услуг. , Пытаетесь добиться от государства снижения налогов. , Организуете всеобщую забастовку с требованием повышения заработной платы. , Делаете сбережения для покупки жилья. , Через ассоциацию потребителей боретесь за качество товаров. , Методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению игры
При постановке ситуации задаются изменения параметров экономического развития страны (региона) по шкале позитивных и негативных изменений (тенденции к плюсу и минусу), либо описание ситуации (в случае? если на предыдущих занятиях этот вопрос не рассматривался).
Группами выбираются не более пяти решений. Этого достаточно для изменения ситуации, представления позиции группы и отражения интересов в содержании решений. Такое количество предлагаемых решений облегчает также поиск согласия.
Условия согласования решений: одно решение должно быть одобрено тремя группами, два решения одобрены двумя группами, одно решение может быть одобрено одной группой, одно решение является резервом государства. Оно принимается без одобрения и только в последний момент. В этом выражается приоритет государства в управлении экономикой.
Предлагаемые решения фиксируются в специальных карточках и на доске. Их анализ является импульсом для борьбы мнений, поиска согласия, получения итогового набора решений.
Голосование при невозможности достижения согласия проводится индивидуально всеми участниками игры. Подсчет голосов, наблюдение за голосованием и фиксирование результатов возлагается на экспертную группу.
По принятому варианту управленческих решений группы заново оценивают ситуацию и определяют свое поведение в этой ситуации. Реакция различных социальных групп дается в перечне факторов поведения, которые выбираются в количестве не более трех из предложенных специальных карточек.
Итог игры подводит преподаватель, с участием специальной, выбранной из группы студентов экспертов. Итоги формулируются в виде принципов разработки управленческих решений, защиты и обоснования интересов социальных групп, поиска позитивного и эффективного взаимодействия, умения находить главное, оценивать интересы оппонентов и пр.
Продолжительность игры
Зависит от величины группы, активности и подготовки студентов, заданной ситуации, корректирующей деятельности преподавателя. Опыт показывает, что для проведения игры необходимо не менее одного и не более двух академических часов. Распределение времени по этапам:
1, 2-ой этап — по 10%; |
3-й этап — 30% |
4, 5-й этап — по 20%; |
6-й этап — 10%. |
Модификация игры
Игра может иметь множество различных вариантов: дифференциация групп, участвующих, масштабы рассмотрения проблем управления (макроэкономика, фирма, малый бизнес и пр.), использование компьютера, различные сферы деятельности (промышленность, торговля, транспорт, культура и пр.).
Количество групп участников может быть, как увеличено, так и уменьшено в зависимости от численности студентов в группе и их подготовки. Численность одной группы не может быть менее 5-ти человек. Практика проведения игры показывает, что численность группы более 8-9-ти человек приводит к отсутствию интереса части группы, т.к. не позволяет высказаться всем и выслушать мнения всех членов игровой группы.
Эффективность проведения игры , Эффективность проведения игры определяется ее процессуальными характеристиками: , аналитическим поиском управленческих решений; , осознанием разнообразия интересов различных слоев общества и искусством защиты собственных интересов; , построением аргументации и убеждением оппонентов в процессе проведения дискуссии; , возникновением неформальных лидеров и их способностью влиять на группу и представлять ее позиции; , появлением навыков делать экспертные выводы и обобщать в практических выводах итоги работы.
Можно оценить эффективность проведения деловой игры посредством анкетирования студентов по параметрам: полезно, интересно, важно, доступно, информативно. Можно добавить оценку и самооценку игры: “я в игре” и “игра для меня”. Можно совместить эти оценки в одну анкету в виде таблицы и предложить оценить эти параметры по 5-тибалльной шкале:
Блиц-оценка |
|||
Игра для меня |
Я в игре |
||
1 полезно |
1 активность |
||
2 интересно |
2 знания |
||
3 важно |
3 помощь другим |
||
4 доступно |
|||
5 информативно |
4 участие в игре |
Для согласования решений в игре на классной доске и на бумаге заполняется следующая таблица:
Согласование решений |
||||
Государство |
Предприниматели |
Владельцы |
Профсоюзы |
Эксперты |
1 , 2 , 3 , 4
|
1 , 2 , 3 , 4
|
1 , 2 , 3 , 4
|
1 , 2 , 3 , 4
|
1 , 2 , 3 , 4
|
внеклассный работа деловой игра ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кружковая работа имеет большое значение в воспитании и обучении. Организуя кружок по экономике, мы преследовали следующие цели: развитие экономического мышления; формирование умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания; выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам. Кружковая работа — деятельность самодеятельных объединений, учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи кружковой работы — углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Организация кружка включает следующие элементы: 1) групповую форму обучения. Набор групп, учащихся осуществляется в строго определённое время, как правило, раз в год — в начале учебного года; 2) ограниченный период работы учебной группы. Группа работает один год, по истечении которого происходит новый набор в кружок, работающий по той же программе (цикличность работы).
Если в кружке несколько групп, этот принцип также сохраняется. Учащиеся младших групп переходят в старшие, которые работают по той же программе, что и в предыдущий год; 3) преимущественно одновозрастной состав групп, хотя этот принцип не является обязательным. В кружке можно, например, формировать группы, набираемые не по возрасту, а по способностям учащихся; 4) строгая система учебных занятий, предусмотренных программой, ориентированная на приобретение знаний, их закрепление, творческое развитие, практическое применение; 5) преимущественная форма кружковых занятий — урок. Эффективность и результативность внеклассной работы по экономике находятся в прямой зависимости от соблюдения как принципов, так и следующих условий: 1) добровольное участие; 2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя; 3) устная организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания форм и методов работы; 5) наличие целевых установок и перспектив деятельности; 6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся. Можно сделать вывод, что именно сочетание классной и внеклассной работы является наиболее эффективным механизмом для овладения учащимися знаниями о современном состоянии экономики, а также осуществления воспитательного процесса в целом. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития /В. И. Андреев .- М.: Просвещение, 1996 .- 320с
2. Артимович М. Ф. Сборник материалов в помощь руководителю кружка [электронный ресурс] / М. Ф. Артимович информационно-методический вестник .- 2008 .- №1 .- режим доступа http://www.pandia.ru/text/77/170/26052.php — (дата обращения 15.11.2014)
3. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский .- М.: Просвещение, 1985 .- 386с
4. Деловая игра. Разработка ключевых положений антикризисной программы [электронный ресурс] / В. А. Чуракина .- режим доступа http://festival.1september.ru/articles/611492/ — (дата обращения 15.11.2014)
5. Журавлев В. И. Педагогика / В. И. Журавлев, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый .- М.: Педагогическое общество Рроссии, 2006 .- 230с
6. Зубарева Т. С. Основы предпринимательства / Т. С. Зубарева .- Новосибирск .: НГТУ, 1998 .- 69с
7. Зябкина О.Ю. учебные экскурсии в системе экономического образования школьников / О. Ю. Зябкина, В. И. Попова Проблемы развития территории .- 2013 .- вып.1(63) .- с. 121 — 129
8. Ильина Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина .- М .: Просвещение, 1984 .- 299с
9. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. / А. Н. Кабанов, А. П. Чановская .- М .: Просвещение, 1975 .- 270с
10. Луначарский А. В. Что такое образование / А. В. Луначарский .- М .: Педагогика, 1975 .- 302с
11. План работы кружка по экономике «Вселенная по мени Экономика [электронный ресурс] / Н. С. Жульмина .- режим доступа http://antigame.ru/uchebnyj-material/5-kurs/plan-raboty-kruzhka-po-ekonomike/ — (дата обращения 15.11.2014)
12. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения .- в 3т .- т.2 / В. А. Сухомлинский .- М .: Педагогика, 1980 .- 404с
13. Экономика / учебник под редакцией доктора экон. Наук профессора А. С. Булатова .- М .: Юристъ, 1999 .- 590с
14. Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича .- 3-е изд .- СПб .: Питер .- 2004 .- 544с
15. Экономическая теория / учебник для вузов .- М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков .- М .: Норма, 2001 .- 456с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное)
Карточки для игры
Борьба против спекулятивной деятельности дельцов, продающих земельные участки, путем высоких налогов на прибыль, полученную от продажи земли. |
Контроль цен при потреблении. |
Поощрение повышения минимальной заработной платы |
Стабилизация тарифов общественных групп. |
Увеличение сумм, получаемых от государственной системы страхования. |
Сокращение кредитов на строительство. |
Замораживание заработной платы. |
Субсидии производителям сельскохозяйственной продукции. |
Меры, принимаемые системой налогообложения, направленные на поощрение денежных сбережений. |
Модификация системы налогообложения предприятий. |
Денежная девальвация. |
Выпуск высокопроцентного обязательного займа. |
Отказ от установленного обменного курса: свободно колеблющийся рубль. |
Увеличение затрат на приобретение оборудования для общественного пользования. |
Увеличение закупок потребительских товаров государственными предприятиями. |
Увеличение налогообложения годового дохода. |
Модификация системы амортизации. |
Стабилизация заработной платы работникам государственных служб. |
Увеличение налога на добавленную стоимость |
Уменьшение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком. |
Замораживание минимальной заработной платы. |
Стимулирование повышения заработной платы. |
Увеличение процентных ставок на сбережения при возрастании стоимости жизни. |
Сокращение материальной помощи семьям. |
Развитие экспорта за счет международных договоров. |
Установление предельного размера банковских кредитов. |
Увеличение процента обязательных резервных средств, помещаемых в Центральный банк. |
Сокращение преимуществ в налогообложении лиц, покупающих жилье. |
Контроль обмена валюты. |
Сокращение закупок потребительских товаров государственными организациями. |
Увеличение налогообложения прибыли, приносимой капиталом. |
Усиление налогового контроля за лицами частного сектора, не имеющими постоянной заработной платы. |
Сокращение налога на добавленную стоимость. |
Меры налогообложения, направленные на поощрение капиталовложений. |
Сокращение налогообложения годового дохода. |
Сокращение кредитов на цели потребления. |
Увеличение заработной платы работников государственных служб. |
Национализация импортеров энергоресурсов. |
Контроль цен на сельскохозяйственную продукцию. |
Увеличение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком. |
Установление свободных цен: спрос уменьшится, как только покупательная способность потребителей будет снижена за счет роста цен. |
Установление налогов на сверхприбыль. |
Контроль системы взимаемых платежей предприятий. |
Поощрение конкуренции. |
Замораживание квартирной платы. |
Контроль себестоимости. |
Национализация естественных монополий. |
Индексация пенсий и минимальной заработной платы. |
Покупаете оборудование, которое будет рентабельным через многие годы. |
Увеличиваете объем производства продукции за счет увеличения рабочего дня. |
Проводите конверсию, ориентируетесь на работу в сфере услуг. |
Сокращаете маржинальный доход, с тем, чтобы избежать увеличения цен на продукцию. |
Стараетесь увеличить маржу прибыли. |
Предпринимаете попытку увеличения цены на вашу продукцию. |
Финансируете собственные капиталовложения путем выпуска облигаций, приносящих покупателю высокий процент. |
Прогнозируя высокий спрос на продукцию, стараетесь увеличить цены. |
Сокращаете фонд заработной платы. |
Сокращаете распределение дивидендов, чтобы вложить прибыль в производство. |
Стабилизируете цены на вашу продукцию. |
Увеличиваете запасы первичного сырья. |
В результате увеличения производственных затрат пытаетесь увеличить цены на готовую продукцию. |
Ликвидируете портфель ценных бумаг. |
Сокращаете объем производства. |
Организуете рекламную компанию, чтобы предотвратить спад спроса на продукцию из-за увеличения ее стоимости. |
Увеличиваете объем производства. |
Запрашиваете у банка кредит. |
Пытаетесь завоевать зарубежные рынки. |
Увеличиваете заработную плату рабочим и служащим. |
Создаете торговые объединения, чтобы обеспечить монополию на рынке. |
Продаете свои земельные участки. |
Подписываетесь на акции. |
Подписываетесь на облигации. |
Подписываетесь на государственные займы. |
Покупаете сельскохозяйственные земельные участки, расположенные вокруг городов. |
Увеличиваете потребление в ущерб сбережениям. |
Опасаясь, что деньги потеряют свою стоимость, вы ищете другие источники для вложения денег. |
Покупаете валюту. |
Помещаете свои сбережения в банк. |
Покупаете золото. |
Покупаете облигации. |
Вкладываете деньги в капитал предприятия. |
Стараетесь сделать капиталовложения за границей. |
Принимаете решение покинуть страну. |
Вкладываете свои деньги для защиты от инфляции в недвижимость. |
Покупаете товары в кредит. |
Через ассоциации потребителей поощряете ввоз импортных товаров, цены которых более приемлемы по сравнению с ценами на национальную продукцию. |
В целях поддержания своей покупательной способности снимаете свои сбережения в банках. |
Соглашаетесь с повышением цен при условии увеличения заработной платы. |
Увеличиваете свои сбережения. |
Соглашаетесь с тем, что ваша заработная плата не увеличится. |
Покупаете меньше потребительских товаров. |
Стараетесь добиться от государства повышения сумм на социальное обеспечение (страхование). |
Потребляете больше. |
Требуете повышения заработной платы. |
Ориентируете спрос на потребление услуг. |
Пытаетесь добиться от государства снижения налогов. |
Организуете всеобщую забастовку с требованием повышения заработной платы. |
Делаете сбережения для покупки жилья. |
Через ассоциацию потребителей боретесь за качество товаров. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное)
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
(вкладываются в конверты)
1. Государство
Ваша группа проводит анализ ситуации и разрабатывает управленческие решения, исходя из интересов государства.
Вам надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по вашему мнению, сторону. Выбор решения должен сопровождаться групповой дискуссией, обменом мнениями, важно выслушать мнение каждого члена группы.
Во время обсуждения в группе появится неформальный лидер, обладающий необходимыми знаниями и управляющий процессом обсуждения, который в последующем будет представлять общее мнение группы и обосновывать ее выбор.
2. Предприниматели:
Ваша группа должна провести анализ ситуации и выбрать управленческие решения, исходя из интересов предпринимателей.
Вам надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по вашему мнению, сторону. Выбор решения должен сопровождаться групповой дискуссией, обменом мнениями, важно выслушать мнение каждого члена группы.
Постепенно в группе появится неформальный лидер, обладающий необходимыми знаниями и управляющий процессом обсуждения, который в последующем будет представлять общее мнение группы и обосновывать ее выбор.
3. Владельцы:
Ваша группа проводит анализ ситуации и выбирает управленческие решения, исходя из интересов владельцев бизнеса.
Вам надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по вашему мнению, сторону. Выбор решения должен сопровождаться групповой дискуссией, обменом мнениями, важно выслушать мнение каждого члена группы.
Во время обсуждения в группе появится неформальный лидер, обладающий необходимыми знаниями и управляющий процессом обсуждения, который в последующем будет представлять общее мнение группы и обосновывать ее выбор.
4. Персонал (профсоюзы):
Ваша группа должна провести анализ ситуации и выбрать управленческие решения из списка предложенных, исходя из интересов наемных работников.
Вам надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по вашему мнению, сторону. Выбор решения должен сопровождаться групповой дискуссией, обменом мнениями, важно выслушать мнение каждого члена группы.
Постепенно, во время обсуждения, в группе появится неформальный лидер, обладающий необходимыми знаниями и управляющий процессом обсуждения, который в последующем будет представлять общее мнение группы и обосновывать ее выбор.
5. Эксперты
Ваша цель — наблюдение за ходом игры в каждой группе, оценка работы каждого члена группы. Вам необходимо закрепить каждого эксперта за одной из групп, т.к. Ваше мнение станет основой для выставления оценки каждому студенту группы.
Ваша группа (группа экспертов) получает управленческие решения всех групп и должна выбрать пять управленческих решений, которые на Ваш взгляд наиболее уместны в данном случае.
Предлагаемые группами решения фиксируются в специальных карточках и на доске. Итоговое решение за Вами, эксперты.
Условия согласования решений: одно решение должно быть одобрено тремя группами, два решения одобрены двумя группами, одно решение может быть одобрено одной группой, одно решение является резервом государства. Оно принимается без одобрения и только в последний момент. В этом выражается приоритет государства в управлении экономикой.
Голосование при невозможности достижения согласия проводится индивидуально всеми участниками игры. Подсчет голосов, наблюдение за голосованием и фиксирование результатов возлагается на экспертную группу.
По принятому варианту управленческих решений группы заново оценивают ситуацию и определяют свое поведение в этой ситуации. Реакция различных социальных групп дается в перечне факторов поведения, которые выбираются в количестве не более трех из предложенных специальных карточек.