РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление — 6»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Региональное экономика и управление»
на тему: «Концепция устойчивого развития Тюменского региона»
Выполнил:
Студент 5 курса
за 9 семестр
Рзаева К.Г.
Когалым, 2014
Введение
В современных условиях социально-экономической трансформации в Российской Федерации, устойчивое социально-экономическое развитие регионов становится актуальной задачей обеспечения независимости безопасности национальной экономики, её стабилизации и устойчивости, способности к постоянному обновлению и совершенствованию.
Одним из основных составляющих, оказывающих влияние на устойчивое безопасное социально-экономическое развитие в стране, является региональный фактор. Устойчивое развитие региона является основой обеспечения безопасности национальной экономики. Концепция устойчивого развития широкое распространение получила после публикации доклада «Наше будущее» (1987 г.), подготовленного комиссией ООН по окружающей среде и развитию.
Устойчивое развитие означает такое развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворить его потребности. Этот термин сегодня начинает восприниматься во всем мире как универсальное понятие, как модель цивилизованного развития.
Понятие концепции устойчивого развития
На современном этапе концепция «устойчивого развития» в нашей стране является актуальной и роль регионов в обеспечении устойчивого развития РФ постоянно возрастает. Это требует новых подходов в определении экономической региональной политики, разработки новых форм и методов управления устойчивостью социально-экономического развития региона.
Актуальные проблемы развития региональных социально-экономических систем
... будем понимать некоторую устойчивость региональных экономических систем. Это устойчивое состояние характеризует функционирование элементов региональных экономических систем и условия сохранения целостности, ... стадиях экономической деятельности. Рис. 3. Алгоритм развития региональных экономических систем В современных условиях единый подход к развитию региональных экономических систем должен ...
Грамотно разработанная концепция развития существенно облегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития региона. Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития.
Для эффективного использования инструмента концепций развития в масштабах всей страны необходимо, чтобы концепции развития были единообразны по структуре и методологии подготовки. Такой подход существенно облегчит вышестоящим уровням управления написание концепций развития и улучшит их качество. Вышестоящие уровни власти смогут запрашивать концепции развития подчиненных территорий и на их основе составлять обобщенные концепции развития для более крупных территориальных образований. В настоящее время отдельные субъекты Федерации подготовили концепции развития, в том числе и Тюменская область. Однако существенные различия в их структуре и содержании не позволяют проводить их объективное сопоставление. Кроме того, не все регионы могут позволить себе проводить научные изыскания и самостоятельно решать методологические вопросы.
Для того, чтобы решить возникшую проблему, необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить типовые, рамочные концепции развития для федерального уровня, уровня федеральных округов, уровня субъектов Федерации, уровня муниципальных образований. Концепции развития должны утверждаться соответствующим представительным органом власти, но вступать в силу только после согласования с вышестоящим уровнем управления. Согласование необходимо для того, чтобы цели, заложенные в концепции отдельного административно-территориального образования, не вступали в противоречие с целями развития соседних образований и всей территории в целом.
Так, два соседних субъекта Федерации могут принять решение о строительстве на своей территории крупных речных портов. При этом для страны в целом строительство двух портов экономически нецелесообразно. В связи с этим необходимо, чтобы вышестоящий уровень управления, проведя согласования с обоими регионами, нашел вариант решения возникшей проблемы развития. В частности, можно провести сравнительный многофакторный анализ обоих проектов и по его итогам выбрать один, более эффективный.
Единый подход к подготовке и обязательность применения концепций развития по всей стране позволит значительно улучшить управляемость процессов территориального развития.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от декабря 2007 года №Пр-2268 и решением Совета УФО под председательством Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу от апреля 2008 года № 1, как часть общей вертикально-интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и отраслей народного хозяйства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Управление социально-экономическим развитием депрессивного региона ...
... классификатор типичных проблем регионов Российской Федерации и выявлены причины, обусловливающие негативные тенденции в развитии экономики региона и социальной сферы; 3. разработаны принципы и рекомендации по управлению социально-экономическим развитием депрессивного региона; 4. предложены методические ...
Особенности устойчивого развития Тюменского региона
устойчивый развитие тюменский социальный
Устойчивое развитие отдельного региона наряду с общими закономерностями функционирования и развития национальной экономики страны имеет свои специфические особенности, определяемые удельным весом продукции базовых отраслей региона в общем объеме продукции в стране, наличием экспортного сектора в экономике региона, обеспеченностью ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.п.
Устойчивое развитие региона определяется устойчивостью функционирования структурообразующих производств. Под устойчивостью развития производства хозяйствующего субъекта имеется в виду его способность противостоять и предотвратить воздействия, способные привести к спаду производства. Устойчиво развивающимся может являться производство, которое обеспечивает выпуск необходимой номенклатуры товаров потребления с наименьшими издержками при эффективном использовании факторов производства и в необходимые сроки.
Устойчивость воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса региона при этом определяется обеспечением непрерывного поддержания стабильности или экономического роста при минимальных затратах, экономической и социальной безопасности, способствующих более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона.
Тюменская область входит в состав Уральского федерального округа (УФО) и располагается на юге Западной Сибири в бассейне реки Иртыш. Площадь территории Тюменской области (без автономных округов) составляет 160,1 тыс. кв. километров. По данному показателю регион занимает 4 место по Уральскому федеральному округу и место по Российской Федерации. Численность населения области на начало 2008 года составляет 1325,4 тыс. человек (4 место по УФО и место по Российской Федерации).
С плотностью населения — 8,3 человек на кв. км Тюменская область занимает 4 место по УФО и место по Российской Федерации. В настоящий момент Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ханты-Mансийским и Ямало-Ненецким автономными округами один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Во многом это связано с огромным сырьевым потенциалом региона (48% перспективных и прогнозных ресурсов нефти в РФ и 27% газа).
Область крупнейший в России поставщик сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России. Именно нефтегазодобыча — базовый сектор экономики области, который определяет ее экономическую специализацию.
Выгодное географическое положение, вполне благоприятные природно-климатические условия, наличие запасов полезных ископаемых, земельных, лесных, водных ресурсов, уникальных памятников истории и культуры, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, систем правового и экономического обеспечения и стимулирования инвестиций, высококвалифицированная рабочая сила, положительные демографические тенденции, а также межнациональное согласие создают хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса в регионе.
Современное социально-экономическое положение Тюменской области характеризуется заметными тенденциями роста производства ведущих отраслей экономики и положительными сдвигами в социальной сфере.
Технико-экономическое обоснование организации производства новой продукции
... риски связанные с внедрением инновации и т. д. В целом, можно сказать, что технико-экономическое обоснование проекта или ТЭО, ... затрат на изготовление одного изделия на годовой объем производства. Таблица 4 Потребность в энергоресурсах на технологические нужды ... изделиях и полуфабрикатах, если они необходимы при изготовлении продукции. Таблица 5 Потребность в покупных изделиях и полуфабрикатах ...
В последние годы темпы роста экономики Тюменской области являются одними из самых высоких среди регионов России. С 2000 года прирост ВРП составил 84,7% или 10,77% в среднем за год, что выше, чем в среднем по России (3 место по Уральскому федеральному округу и место по России по итогам 2010 года).
Динамичное развитие способствовало формированию достаточно высокой конкурентоспособности экономики Тюменской области. Так, по производительности труда на одного занятого (370 тыс. рублей) Тюменская область превышает среднероссийский уровень (345 тыс. рублей).
Важное место в формировании устойчивого развития Тюменской области занимает промышленный комплекс, на долю которого приходится 12,2% ВРП и около 17% занятости экономически активного населения.
Темп роста промышленного производства в Тюменской области за период 2004-2010 гг. составил 170,3% (107,9% в среднегодовом исчислении), что существенно превышает как среднероссийский уровень, так и показатель УФО.
В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной продукции составляет 71%, организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 21%, добычи полезных ископаемых — 8%.
В структуре обрабатывающих производств значительный удельный вес приходится на машиностроение и металлообработку, производство пищевых продуктов, производство строительных материалов, производство продукции нефтепереработки и нефтехимии.
В масштабах страны наиболее значительна доля Тюменской области в производстве: аккумуляторов (24,1% от общероссийского выпуска данной продукции), помещений контейнерного типа (23%), одноразовых шприцев (24%), сжиженных углеводородных газов (18%), шерстяных тканей (10,9%), цементно-стружечных плит (12,9%), а также нефтеаппаратуры (6,1%).
Преобладающая часть произведенной продукции предназначена для внутрирегионального потребления. На развитие промышленности региона большое влияние оказывает близость к нефтегазовым территориям Ханты-Мансийского-Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов, отличающихся высокой потребностью в привозных ресурсах для производственной деятельности и жизнеобеспечения населения. На север области поставляются оборудование и другие технические средства для нефтяной и газовой промышленности, строительные материалы, продукты питания и другие потребительские товары.
Достаточно хорошо развит и агропромышленный комплекс. Основные отрасли сельского хозяйства — производство зерна, мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, картофелеводство. За период 2004-2010 гг. объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 45,2%, опережая среднероссийский показатель (24,6%).
В последние годы Тюменская область значительно опережает средние по РФ показатели по объемам производства сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения (соответственно 25,06 и 14,77 тыс. рублей), что обеспечивает ей 1 место в Уральском федеральном округе. При доле населения Тюменской области в населении УФО 10,8%, на долю региона приходится 22,9% продукции сельского хозяйства округа.
Анализ социально — экономического развития регионов РФ
... развитие регионов России. Предметом данной дипломной работы является социально-экономическое развитие региона на примере Чеченской Республики. Целью данной дипломной работы является анализ социально-экономического развития региона ... воспроизводство и улучшение показателей социально-экономического развития, которые отражают оптимизацию и повышение уровня и качества жизни населения, не приводящие при ...
Положительные тенденции в сфере сельского хозяйства (интенсификация производства, внедрение ресурсосберегающих технологий, наращивание генетического потенциала в молочном животноводстве, использование высокорепродуктивных сортов сельскохозяйственных культур) поддерживаются комплексными мерами государственной поддержки, стимулирующими товаропроизводителей к созданию принципиально новой технологической и технической базы в отраслях агропромышленного производства. За период 2004-2010 гг. расходы консолидированного регионального бюджета на один рубль продукции сельского хозяйства увеличились с 7 (в 2006 г.) до копеек (в 2010 г.).
В результате повышения эффективности сельскохозяйственного производства отмечается тенденция сокращения доли убыточных сельскохозяйственных предприятий — с почти 50% в 2002 году до 22,5% в 2010 году.
Развитие малого предпринимательства — один из главных индикаторов результативности рыночных преобразований. Малый бизнес — перспективный резерв развития экономики Тюменской области.
Удвоение количества малых предприятий в Тюменской области за 2004-2010 годы свидетельствует о динамичном развитии данного сектора экономики области. Темпы развития малого предпринимательства в регионе выше среднероссийского уровня, где в указанный период число малых предприятий возросло в 1,25 раза, и среднего по УФО (в 1,45 раза).
Роль малого предпринимательства в экономике региона последовательно возрастает, как в обеспечении занятости населения, так и в формировании доходной части бюджета. Оборот малых предприятий в 2010 году составил 96328,2 млн. рублей, увеличившись за последние четыре года практически вдвое, доля среднесписочной численности работников на малых предприятиях в среднесписочной численности работников на всех предприятиях и организациях составила 19,2% (в 2004 году — около 14%).
Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле (38,3%), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (18,6%), строительстве (18,3%), промышленности (13,3%).
В Тюменской области сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России. Объем инвестиций в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2002 годом возрос в 4,7 раза (по России — в 2,2 раза).
Сравнительный анализ показывает значительное превышение среднедушевых показателей Тюменской области над среднероссийским в 2010 году, соответственно 86,1 и 46,6 тыс. рублей на человека. В то же время, Тюменская область по данному показателю уступает среднему значению по УФО (89 тыс. рублей).
Основной объем инвестиций в основной капитал направлен в добычу полезных ископаемых, транспорт, операции с недвижимым имуществом, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Среди отраслей обрабатывающей промышленности отмечается существенное увеличение удельного веса инвестиций в машиностроение — с 12,5% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2006 году до 30% в 2010 году. Высок также удельный вес пищевой промышленности, на долю которой в настоящее время приходится около 25% инвестиций в обрабатывающей сектор производства.
Стратегические направления социально-экономического развития Красноярского края
... находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов. Социально-экономическим проблемам развития на примере регионов -субъектов РФ посвящены работы географов Л.В. Азаровой, O.A. ... Красноярский край граничит с Республикой Тывой, на юге - с Алтайским краем, на юго-западе - с Кемеровской областью, на западе - с Томской областью, на западе и северо-западе - с Тюменской областью, ...
Большая часть инвестиций в основной капитал Тюменской области осуществляется за счет привлеченных средств, среди которых наибольшая доля приходится на средства бюджетов различных уровней (в основном, консолидированного бюджета Тюменской области).
В то же время удельный вес собственных средств — амортизационных отчислений и прибыли организаций — в финансировании инвестиционного процесса невелик (менее 1/3 всех инвестиций в основной капитал региона).
Таким образом, можно сформулировать сильные стороны Тюменского региона, влияющие на устойчивость его социально-экономического развития. К таким сторонам относятся:
) Выгодное географическое расположение (область — связующее звено между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом; кроме этого, соседство с Казахстаном, близость к республикам Средней Азии и Китаю).
) Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет.
) Значительные площади сельхозугодий, наличие на отдельных территориях высокопродуктивных почв, а также создаваемые Правительством области условия, обеспечивают конкурентные преимущества области в части увеличения плотности сельского населения и повышения интенсивности производства.
) Природно-ресурсный потенциал (наличие разведанных месторождений нефти и значительных территорий, перспективных на нефть, запасов твердых полезных ископаемых, агрохимического сырья (торф, сапропель).
Наличие запасов лесных ресурсов для их дальнейшего промышленного освоения.
) Наличие магистральных нефте- и газопроводов.
) Наличие Транссибирской железнодорожной магистрали, международного аэропорта, речных портов и развитой сети автомобильных дорог.
) Наличие ряда благоприятных природных факторов, формирующих рекреационный потенциал территории.
) Наличие большого числа памятников истории и культуры, обеспечивающих туристическую привлекательность территории.
) Устойчивый рынок сбыта товаров и услуг, вследствие сравнительно высоких доходов населения.
) Высокие доходы населения, рост которых выше среднероссийского уровня.
) Положительная динамика естественного движения населения в области, что является демографическим преимуществом области.
) Высокий научный и образовательный потенциал. Наличие высших учебных заведений широкого профиля. Наличие базы для развития системы профтехобразования.
) Высокая концентрация квалифицированных трудовых ресурсов.
Разработка стратегии социально-экономического развития района Лефортово
... социально-экономического развития района Лефортово. . Оценить эффективность предлагаемых практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района. Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития. ...
) Высокий уровень концентрации специализированных видов медицинской помощи на базе государственных учреждений здравоохранения, наличие в них возможностей для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи.
) Обеспечение населения на всей территории области пакетом социальных услуг.
) Осуществление эффективной региональной политики за счет собственных доходов регионального бюджета.
) Стабильная региональная исполнительная власть, работающая эффективно и бесконфликтно с основными субъектами экономики.
Иными словами, Тюменская область, благодаря сильной нефтегазовой промышленности и сложившимся на мировых рынках высоким ценами на углеводороды, в последние три четыре года внесла значительный вклад в рост ВВП Российской Федерации. Темпы роста ВРП области (включая автономные округа) были одними из самых высоких в УФО и опережали среднероссийские показатели. Учитывая общий вклад области в российский валовой внутренний продукт, можно сказать, что регион выступает одним из «локомотивов роста» для всей страны. Тюменская область вместе с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами в полной мере может быть отнесена к числу зафиксированных в подготовленной Министерством регионального развития РФ и утвержденной Правительством РФ концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» «опорных регионов», которые создают и собирают основные финансовые, человеческие и инновационные ресурсы страны. Именно в таких регионах должен происходить быстрый рост экономики. Предполагается, что государственная региональная политика в будущем будет ориентирована именно на стимулирование ускоренного развития точек роста, а не на выравнивание темпов развития
между самостоятельными и дотационными регионами.
В целом, устойчивость социально-экономического развития региона зависит от уровня самообеспеченности, самофинансирования, самоокупаемости и экономической самостоятельности. Уровень самообеспеченности в Тюменском регионе достаточно высок и позволяет обеспечить стабильное положительное торговое сальдо вывоза и ввоза продукции региона, включая и внешнеэкономические связи.
Устойчивость самофинансирования экономики региона достигается через проведение эффективной бюджетной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики, установление равноправных межбюджетных взаимоотношений с федеральным центром, развитие рынка ценных бумаг, увеличение объема экспортной продукции.
Самоокупаемость Тюменского региона достигается через получение дохода от хозяйственной деятельности территориальных структур для обеспечения расширенного воспроизводственного процесса на основе самоокупаемости расходов, получение максимальной прибыли.
Экономическая самостоятельность региона выражается в обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами, позволяющими проводить самостоятельную экономическую политику, направленную на обеспечение устойчивости социально-экономического развития региона.
Отсутствие одного из вышеназванных условий становится основной проблемой в обеспечении устойчивости социально-экономического развития региона.
«Социально-экономическое развитие региона (на примере Мурманской ...
... теоретико-правовые основы исследования социально-экономического развития региона. Оценить зарубежный опыт социально-экономического развития регионов. Провести анализ социально-экономического развития региона. Обосновать формирование и развитие кластеров в развитии Мурманской области. Разработать сценарий социально-экономического развития Мурманской области. Выпускная квалификационная работа ...
Основные проблемы в обеспечении устойчивости социально-экономического развития Тюменской области
Комплексный анализ, учитывающий степень воздействия проблем на социально-экономическое развитие Тюменской области в средне- и долгосрочной перспективе, их взаимосвязь и зависимость от управленческих решений, позволил выявить следующие основные проблемы, стоящие перед регионом в обеспечении устойчивости его социально-экономического развития.
— Инфраструктурные ограничения развития (недостаточная плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, недостаток и необходимость модернизации систем электро- и газоснабжения, водоснабжения и канализации, каналов связи, транспортных терминалов и т.п.).
Недиверсифицированность структуры экономики Тюменского региона, что является важной проблемой в условиях вступления России в ВТО.
— Недостаточная конкурентоспособность продукции региона, вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка в результате импорта иностранной продукции. Эта тенденция что еще более усиливается вследствие вступления России в ВТО. В связи с этим необходима структурная перестройка экономики региона, адекватной с требованиями рынка ВТО, способствующей повышению конкурентоспособности базовых отраслей экономики, устойчивости социально-экономического развития Тюменского региона.
Недостаточный технологический уровень и высокий износ основных производственных фондов на ряде предприятий промышленности и других отраслей. Осуществление технического перевооружения предприятий промышленности и других отраслей происходит различными темпами. С одной стороны, отмечается обновление основных фондов и снижение степени их износа на предприятиях по таким видам экономической деятельности, как производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство неметаллических минеральных продуктов, сбор, очистка и распределение воды. С другой стороны, происходит значительное увеличение степени износа основных фондов в текстильном и швейном производстве, производстве кожи и обуви, производстве резиновых и пластмассовых изделий. Необходимо отметить, что удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе промышленных организаций Тюменского региона составил в 2010 году — 5,1%.
Объем привлекаемых внебюджетных инвестиций недостаточен по сравнению с экономическим и финансовым потенциалом области. Значительная доля инвестиций в основной капитал осуществляется в Тюменской области за счет средств бюджетов различных уровней. Между тем, по своей инвестиционной привлекательности для частных инвесторов Тюменская область (без автономных округов) немного превышает среднероссийский уровень, отличаясь существенно более низким, чем в России интегральным уровнем инвестиционного риска — на 30%, но, в то же время, чуть уступая среднему интегральному уровню инвестиционного потенциала (на 5%).
Одним из главных факторов, оказывающих понижающее воздействие на инвестиционный потенциал области, является недостаточный объем внутренних инвестиционных ресурсов региона — прибыли и амортизационных отчислений организаций.
Социально-экономическое положение Шпаковского района Ставропольского края
... свой туристский проект на основе исследования социально-экономического положения Шпаковского района. Глава 1. Социально-экономическое положение 1.1 Социально-экономическое положение регионов России Российская Федерация от других стран отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Этой неравномерности ...
— Относительно слабые связи с мировым рынком и, вследствие этого, недостаточный учет хозяйствующими субъектами новых тенденций в организации хозяйственной деятельности.
Ограниченность собственной минерально-сырьевой базы ( без учета автономных округов).
Необходимость уменьшения зависимости от поступления налога на добычу углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.
— Усиление социальной напряженности, в связи с протекающими быстрыми темпами расслоения общества.
Недостаточная реализация инновационного потенциала. В Тюменской области имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся в настоящее время единично и, главным образом, на крупных предприятиях, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Наблюдается разобщенность в работе субъектов инновационной деятельности. Показатели инновационного развития экономики области отстают от средних значений по России и УФО. Сдерживающими факторами инновационного развития региона являются недостаточная степень коммерциализации интеллектуальной собственности и неэффективность механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов.
— Недостаток квалифицированных специалистов рабочих специальностей, управленческого звена в целом ряде отраслей экономики.
— Высокий уровень преступности. В Тюменской области остаются высокими показатели преступности, число зарегистрированных преступлений за 2010 год составило 4103 единиц на 100 тыс. населения (1 место по Уральскому федеральному округу).
— Наличие статуса приграничной территории с соответствующими социально-экономическими проблемами.
Отсутствие четко разработанной системы количественных целевых индикаторов устойчивости развития регионов.
Отсутствие эффективной системы государственного регулирования устойчивости социально-экономического развития региона.
Негативное воздействие на окружающую природную среду. Отмечается рост объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные водные объекты. Количество стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за период 2004-2010 гг. возросло на 22%, при этом на очистных сооружениях улавливается и обезвреживается лишь около 30% от общего объема загрязняющих веществ. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме стоков в 2007 году составила 28%. Существующие объемы рекультивации нарушенных земель не обеспечивают должный уровень их восстановления.
Разрешение вышесказанных проблем требует новых подходов в определении экономической региональной политики. Разработка эффективных форм и методов управления социально-экономической безопасностью региона.
Приоритетами региональной экономической политики по обеспечению социально-экономической безопасности региона должны стать:
. Проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий общественных институтов на обеспечение социально-экономической безопасности региона.
. Формирование системы управления социально-экономической безопасностью региона.
. Разработка государственных мер поддержки развития высокотехнологических и конкурентоспособных базовых производств и отраслей экономики, способствующих повышению социально-экономической устойчивости региона.
. Формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток зарубежных инвестиций.
. Активная социальная политика, направленная на предотвращение резкой имущественной дифференциации населения региона.
. Содействие развитию инвестиционной активности региона.
. Развитие регионального рынка бумаг (фондового рынка).
. Повышение качества жизни населения.
. Проведение структурной перестройки экономики, адекватной требованиям рынка ВТО, обеспечивающей расширение производства конкурентоспособной продукции.
.Развитие внешнеэкономической деятельности со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.
.Обеспечение более эффективного использования ресурсов региона.
.Организация обучения кадров современным методом анализа хозяйственной деятельности предприятий и принятие управленческих решений по их устойчивому развитию.
Сценарии и прогноз социально-экономического развития Тюменской области
устойчивый развитие тюменский социальный
Управление устойчивостью социально-экономического развития региона осуществляется через разработку прогнозов и программ его социально-экономического развития. Не менее значимым при этом является оценка экономического потенциала региона, который является исходной точкой формирования научно-обоснованной концепции устойчивого развития региона.
Исходным пунктом разработки программы социально-экономиеского развития региона является прогнозирование. Оно охватывает различные сферы жизни региона: демографическую ситуацию, ресурсный потенциал, включая природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, научно-технический прогресс и результаты внедрения его достижений в экономику и прочее. Завершает прогнозную работу сводный экономический прогноз, характеризующий в обобщенном виде макроэкономическую ситуацию в регионе, темпы и основные пропорции экономического развития.
Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.
Тенденции и условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования законодательства и институциональной среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней среды для развития Тюменской области — тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.
Расширение внешних рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный — Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, машин и оборудования, продукции нефтехимического и лесопромышленного комплексов, а также предоставление услуг.
Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации, возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный — Урал Полярный»).
Активное участие Тюменской области в общенациональных и межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.
Особое значение для перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное — Обская», «Обская — Салехард — Надым», автодороги Агириш — Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Проект следует рассматривать в качестве существенного фактора формирования спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области. Участие области в проекте целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных).
Необходимо также предусмотреть интеграцию Тюменского технопарка в данный мегапроект в качестве одного из составных элементов его научно-инновационной сферы.
Внутренние факторы и условия определяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем.
Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.
Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.
Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменского региона определяется его конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.
Через Тюменскую область проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.
Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.
Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменского региона.
Качественно иной тип экономического роста, предполагающий переход на новый технологический уклад, связанный с развитием высокотехнологичных отраслей, социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценария развития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.
Таким образом, устойчивое развитие региона — это важнейший признак территориального развития, который предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территорий (его социальной, природоресурсной, экологической и т. п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации.
В целом, переход к устойчивому развитию Тюменской области требует скоординированных усилий в следующих направлениях:
— Формирование регионального эколого-экономического хозяйственного
механизма.
Выполнение природоохранных мероприятий на отдельных территориях.
Меры по оздоровлению населения. Нормализация демографического процесса через планирование семьи; при этом абсолютно незыблемыми остаются основные гуманистические императивы: каждый родившийся имеет право на достойную человека жизнь, каждый народ имеет право на место в семье народов.
Реконструкция региональной промышленной структуры с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
Развитие агросферы на основе природозащитных технологий, повышения плодородия почвы и охрана ее от эрозии и загрязнений.
— Рационализация потребления, последовательное сокращение заведомо избыточного потребления, прекращение производства продуктов, обязанных своим появлением вмененным, навязанным рынком потребностям человека, не только не содействующим его развитию, но и способствующим его духовной и физической деградации.
При разработке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года учитывался весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня — Среднесрочная программа Правительства Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от ноября 2008 г. №1662-р, национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития, а также стратегии социально-экономического развития других регионов УФО, стратегии и программы развития естественных монополий и крупных компаний, отраслевые стратегии инвестиционного развития Тюменской области. Она согласована со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008-2020 гг. и до 2030 года.
Заключение
В качестве результатов реализации Концепции могут быть определены:
выполнение мероприятий и проектов за определенный период;
объективные изменения в социальной сфере и экологической сфере, обусловленные выполнением комплекса предусмотренных мер;
объективные изменения в экономической сфере в соответствии с прогнозными параметрами;
общественное мнение.
Критерии оценки эффективности результатов реализации Концепции — это улучшение показателей социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста) и позитивное общественное мнение.
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. ст. 1572
.
Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. — М.: Физматлит, 2008. — 244 с.
.
Иогман Л.Г. Экономика региона: от кризиса к устойчивому развитию Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009. № 7. С. 14-24.
.
Львов Д.С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002. — 518 с.
.
Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. — М., 2002. — 161 с.
.
Пилиев С., Цховребов Э. Возможности устойчивого развития. //Экономист. 2001. №4. С.23-28.
.
Показатели устойчивого развития: структура и методология/ Пер. с англ., по общ. ред. В.Р. Цибульского. — Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. — 359 с.
.
Шалмуев А.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития региона Инновации. 2006. №3. С. 28-32.
.
Щеулин, А. С. Устойчивое инновационное региональное развитие как научно-прикладное направление// «Устойчивое развитие. Наука и Практика». 2004. № 2. С. 13-17.