ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ …

Диссертация

Pages:

|

| … |

3

|

4

|

5

|

6

|

7

| … |

14

|

  • [ Страница 5 ] —

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

  • активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Таким образом, в Стратегии закреплена видовая структура национальной безопасности.

В конце 1997 года принят очередной документ в сфере регулирования безопасности — Концепция национальной безопасности Российской Федерации113. Примечательно, что Концепция, положения которой развивались в стратегии экономической безопасности, была утверждена спустя год после выхода последней. В ней основное внимание уделено непростому (на тот момент) положению страны в различных сферах. Особое место в указанном документе отводится угрозам, способствующих падению уровня социальноэкономического обеспечения граждан и наносящих ущерб национальным интересам РФ. С точки зрения формирования теоретических и методологических основ в области национальной безопасности, Концепция национальной безопасности 1997 года по большому счету ценности не представляла.

Новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации утверждена в январе 2000 года. Однако, по существу, это новый документ, который ввел социально-правовую категорию «национальная безопасность Российской Федерации», под которой понималась безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. В рассматриваемом документе выделены уровни и виды безопасности, а также сферы обеспечения национальной безопасности.

Уровни безопасности представлены безопасностью личности, общества, государства, национальной и международной безопасностью114.

Через представление понятия «национальные интересы» в Концепции выделены сферы обеспечения национальной безопасности: экономическая, социальная, информационная, военная, пограничная, экологическая и другие.

Особое место отводится экономической сфере: «…национальные интересы в этой (экономической – авт.) сфере являются ключевыми». Другими словами, национальная безопасность представлена как совокупность сфер, но не отдельных видов безопасности. При этом в тексте Концепции встречаются термины «военная» и «информационная» безопасность. Однако полагаем, что, исходя из контекста Концепции, в той части, где речь идет об обеспечеКонцепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 29 дек. N 52. ст. 5909.

8 стр., 3967 слов

Современная система таможенных органов Российской Федерации. Ее характеристика

... и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России. Вторым важным фактором является реформирование системы государственного управления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Одной ...

Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 г.

N24 // Российская газета. 2000. 18 янв.

нии безопасности, военная и информационная безопасность рассматриваются как соответствующие сферы обеспечения национальной безопасности. Таким образом, на указанном этапе выделены виды безопасности как элементы и системы безопасности РФ и системы национальной безопасности, они же являлись и сферами обеспечения национальной безопасности.

В 2000 году утвержден еще один документ — Доктрина информационной безопасности. В ней выделены, помимо собственно информационной безопасности, другие составляющие национальной безопасности, в том числе политическая, экономическая, оборонная и др.115 В нем подробно рассматривается информационная безопасность как сфера обеспечения национальной безопасности. Из содержания Доктрины информационной безопасности следует, что система безопасности представлена как совокупность составляющих – видов безопасности, а в национальной безопасности выделены сферы ее обеспечения. Это вполне соотносится со структурами, определенными в ранее принятых документах (табл. 2.1.1).

В мае 2009 года на государственном уровне сформулирована система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, что закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года116.

Указом Президента, утвердившим Стратегию национальной безопасности РФ, признаны утратившими силу:

  • Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»;
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв.

Президентом РФ от 09.09.2000 г. N Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 53. Информационно-справочная система Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=87685 (дата обращения 12.09.2009)

– – –

дарства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Отражена конституционно закрепленная социальная составляющая РФ, выразившаяся в обеспечении защищенности и устойчивого развития первоначально личности, общества и в заключение – государства.

Новое определение «национальной безопасности» (по сравнению с закрепленной в Концепции национальной безопасности РФ) более конкретизировано. Следует отметить положительный факт: в ее основе лежит один из наиболее популярных походов, имеющих место в исследованиях, и с нашей точки зрения наиболее обоснованный – определение через состояние защищенности. Это обеспечивает монизм с дефиницией безопасности, данной в Законе «О безопасности», и позволяет сформировать иерархическую структуру системы безопасности.

18 стр., 8864 слов

Национальное богатство Российской Федерации

... курсовой работы является национальное богатство. Задачи, поставленные для решения в данной курсовой работе: охарактеризовать национальное богатство как макроэкономический показатель; изучить и проанализировать структуру национального богатства Российской Федерации; определить пути увеличения национального богатства в условиях современной Российской Федерации. Проблема национального богатства ...

Примечательным является и другой факт — понятие «безопасность»

справедливо отделено от «устойчивого развития». Это, по нашему мнению, позволит разработать специализированный механизм обеспечения безопасности, отличный от обеспечения устойчивого развития. А также выстраивает логически обоснованную связь между указанными категориями, состоящую в том, что устойчивое развитие не всегда означает наличие безопасности, в свою же очередь наличие безопасности способно обеспечить устойчивое развитие.

В нормативном правовом акте конкретизировано понятие «национальные интересы Российской Федерации». Это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Определяемые ранее118 как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государУказ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 N24. // Российская газета. 2000. 18 янв.

ства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, национальные интересы получили новую трактовку.

В новом определении не содержится ограничение в виде сбалансированных интересов, которые в свою очередь сложно выразить количественно и качественно, так как интересы в особенности личности и общества – понятие субъективное. Следует так же отметить, что понимание национальных интересов России коррелирует с определением жизненно важных интересов.

Расширены границы национальных интересов, они определяются не только внутренними потребностями государства, но и распространяются за его пределами, таким образом, считаем, что Российская Федерация установила для себя и для зарубежных партнеров вектор международной политики, свойственный крупной мировой державе.

Кроме указанных понятий, определены «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности» и «средства обеспечения национальной безопасности».

Выделено девять подразделов, а именно: национальная оборона; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни населения российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Исходя из контекста документа, указанные подразделы можно понимать как направления обеспечения национальной безопасности, перечень которых расширен в тексте рассматриваемого документа следующими позициями: стратегическими приоритетами, продовольственной безопасностью и гарантированным снабжением населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами, энергетической безопасностью, созданием механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ, технологической безопасностью и усилением профилактической направленности здравоохранения, ориентацией на сохранение здоровья человека, совершенствованием в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

13 стр., 6406 слов

Предпринимательство в экономической структуре общества

... общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Трудящиеся продают свою способность работать. Этот фактор – фактор труда – включает и предпринимательство как ... экономической системы страны, её постоянное обновление, создаёт инновационную среду. II . История становления предпринимательства в России. Предпринимательство ... безопасности. ... производства. Ресурсы и факторы производства Ресурсы ...

В качестве приоритетов национальной безопасности в Стратегии выделена национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Необходимо отметить, что категории «государственная безопасность» и «общественная безопасность» употреблены второй раз в нормативных правовых актах, при этом их понимание не учтено ни в Законе «О безопасности», ни в Стратегии. Более того, в последней отмечено не вполне корректное повторение: «Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: … сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности…».

Полагаем, отсутствие уточнения понятийного аппарата в области национальной безопасности и отмеченные «неточности» затрудняет понимание всех составляющих Стратегии, что требует разработки пакета нормативных правовых актов, раскрывающих сущность терминов применяемых в анализируемом документе.

Стратегия уточняет уровни национальной безопасности, обоснованно добавив к списку, закрепленному в ранее принятых документах и состоявшему из безопасности личности, безопасности общества и безопасности государства, региональный уровень безопасности.

Изучая содержание документа, достаточно сложно составить модель структуры национальной безопасности, а также определить место в ней отдельных видов безопасности. Систематизируем положения анализируемого документа. Однако вначале следует сделать еще раз акцент на том, что речь идет о национальной безопасности, определяемой как состояние защищенности, то есть по существу – это оценка, составленная из ряда показателей, характеризующих уровень защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При решении задачи построения структуры национальной безопасности, необходимо определить: оценка каких именно элементов формирует оценку национальной безопасности.

Из контекста следует, что область национальной безопасности разделена на сегменты: международная безопасность; государственная безопасность; общественная безопасность; пограничная, экономическая, обороннопромышленная, военная сферы, а также сферы науки, технологии, образования, здравоохранения и здоровья нации, культуры, экологии.

В качестве исходной информационной базы используем Закон «О безопасности РФ», поэтому государственную, общественную, экономическую, оборонную, информационную, экологическую и иные составляющие, в первую очередь, рассматриваем как виды безопасности РФ. Следовательно, в границы области национальной безопасности полностью входят следующие виды безопасности — международная, государственная и общественная, а точнее оценка уровня национальной безопасности формируется с учетом всех значений показателей их определяющих. Другие виды безопасности могут входить в область национальной безопасности только лишь за счет использования одного и того же показателя или их группы, как для оценки конкретного вида безопасности, так и для оценки национальной безопасности.

Но так как качественные (и тем более количественные) характеристики национальной безопасности являются динамичными (это следует из наличия в Стратегии временной шкалы), то таких показателей может и не быть.

7 стр., 3116 слов

Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

... — комплексный. экономический безопасность политика Глава 2. Характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран 2.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 ...

Таким образом, в границах национальной безопасности находятся три вида безопасности: международная, общественная и государственная. Для других видов предусмотрены собственные области, не входящие в область национальной безопасности. Однако это не исключило использование сил

– – –

Несмотря на то, что ни в одном из проанализированных документов прямо не закреплена структура безопасности РФ, несложно, исходя из их содержания, сгруппировать ее отдельные элементы. Опираясь на упомянутые документы в области регулирования безопасности, представим систему безопасности как совокупность подсистем – видов, сфер безопасности, умышлено игнорируя при этом подход к определению системы через «субъект – объект» безопасности.

– – –

Составляющие обладают свойствами, такими как объект, субъект, присущими национальной безопасности. Таким образом, в структуре безопасности страны выделяется группа национальной безопасности, состоящая из трех видов безопасности, цель которых – обеспечение национальной безопасности, а также сфер национальной безопасности. Другие (экономическая, информационная, экологическая и иные) виды безопасности страны образуют группу объединенных значительно расширенной целью, с точки зрения многоаспектности объектов защиты, которую, впрочем, можно синтезировать как обеспечение защищенности различных направлений жизнедеятельности общества.119

Цели групп безопасности также рассматриваем как системообразующий признак, позволивший выделить две группы:

  • первая – группа национальной безопасности или безопасности государства (государства как социально-политического института);
  • вторая – группа безопасности различных направлений жизнедеятельности общества.

Таким образом, применив метод структурной группировки, представим структуру безопасности страны так, как это приведено на рис. 2.1.1.

– – –

Рисунок 2.1.

1. – Структура безопасности страны Феофилова Т.Ю., Плотников В.А. Ретроспективный анализ подходов к обеспечению национальной экономической безопасности. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. Т. 5. № 85. С. 234-238.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что экономическая безопасность является неотъемлемой частью – подсистемой – безопасности страны. При этом экономическая безопасность не находится в иерархической структуре национальной безопасности. Однако зона «ответственности» экономической безопасности и сфера национальной безопасности имеют область пересечения в части схожести или идентичности интересов, обеспечивающихся этими двумя видами безопасности страны.

Проблема определения уровней экономической безопасности, так же как и определение собственно экономической безопасности, является предметом активных дискуссий.

Представляет интерес точка зрения Исмагилова Р.Ф. Он считает, что экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, где в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня. Автор предлагает следующие уровни экономических отношений, которые формируют уровни экономической безопасности:

6 стр., 2705 слов

Основные угрозы экономической безопасности Российской Федерации

... классификация угроз экономической безопасности Угрозы экономической безопасности Внутренние Внешние 1. Продолжающийся спад производства 1. Зависимость России от ... законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся ... продукции 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам 4. Катастрофическое ...

экономический уровень семьи – экономические интересы каждого гражданина страны;

  • микроэкономический уровень – хозяйствующие субъекты;
  • региональный и отраслевой уровни – экономика субъектов Федерации;
  • макроэкономический уровень – экономика страны в целом120.

В целом мы согласны с мнением Исмагилова Р.Ф. Следует отметить, что и многие другие авторы, исследующие обозначенную проблему, придерживаются примерно такого же подхода к формированию уровней экономической безопасности.

Так, в работе под редакцией Гончаренко Л.П. уровни построения системы экономической безопасности представлены страной, регионом (отраслью), предприятием, личностью121.

Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика: Монография. СПб.: СанктПетербургский университет МВД России, 1999. с.

Олейников Е.А. различает следующие уровни экономической безопасности: международная (глобальная и региональная), национальная, локальная (региональная или отраслевая внутри страны) и частная (фирм и личности)122.

Богомолов В.А., прямо не выделяя уровни, подчеркивает, что понятие экономическая безопасность применимо к различным субъектам: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике, государству в целом123.

В работе под редакцией Сенчагова В.К. также не называются уровни экономической безопасности. При этом рассматриваются: экономическая безопасность государства, экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, экономическая безопасность региона124.

Несмотря на близость подходов, они имеют и различия, поэтому предлагаем уточнение в определении уровней экономической безопасности, что необходимо для разработки унифицированных механизмов управления процессами, способствующими ее обеспечению на каждом из уровней125.

При выделении объектов и уровней экономической безопасности целесообразно руководствоваться:

— положениями, закрепленными в Конституции РФ, опираясь на которые управление экономикой страны осуществляется на трех уровнях государственном – федеральном, субъектов Федерации и уровне местного самоуправления – муниципальных образований. Именно на них принимаются и реализуются основные нормативные правовые и политические документы, регулирующие экономические отношения. Следовательно, представляется Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Л.П. Гончаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – с.

Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с. 126 Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.А. Богомолов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с.

Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005.

Феофилова Т.Ю. Проблемы теории экономической безопасности. // Проблемы современной экономики // 2009. № 4(32).

с.103.

обоснованным в определении уровневой в структуре экономической безопасности базироваться на административно-территориальном делении страны;

3 стр., 1443 слов

Экономические проблемы образования, и пути и решения

... стремительное нарастание экономических и социально-политических проблем в стране создали сложную ситуацию во взаимоотношениях между гражданами, государством и сферой образования. Кардинальные изменения ... страдают гносеологический и социологический аспекты исследований. Гносеологическая проблема заключается в том, что образование исследуется по отдельным психолого- педагогическим составляющим, при ...

  • Законом РФ «О безопасности»126, которым закреплены основные объекты безопасности: личность — ее права и свободы;
  • общество — его материальные и духовные ценности;
  • государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

— Стратегией экономической безопасности РФ, в ней выделены объекты экономической безопасности Российской Федерации — личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности127.

Особый интерес в закрепленных объектах экономической безопасности представляют «основные элементы экономической системы».

В качестве основных элементов экономической системы чаще всего называют:

  • социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
  • организационные формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
  • конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами128.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 9 апр. № 15. ст. 769.

Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 29 апр. № 18. ст. 2117.

– – –

Этот перечень детализирует и вместе с тем необоснованно расширяет объекты экономической безопасности РФ за счет включения в них:

1) домашних хозяйств, так как и с их участием формируются социально-экономические отношения;

2) широкого спектра организационных форм — коммерческих и некоммерческих организаций и образованием и без образования юридического лица – субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность;

3) органов власти, нормативно-правовых актов, общественных объединений …, которые имеют отношение к регулированию экономической деятельности;

4) движение товаров, продукции, работ, услуг, то есть тех действий, которые формируют конкретные экономические связи.

Необоснованность заключается во включении в список помимо собственно объектов экономической безопасности (п. 1, 2) субъектов экономической безопасности и инструментов ее обеспечивающих, а также деятельность, без которой невозможно существование хозяйствующего субъекта (п.

3, 4).

Выделение объектов напрямую зависит от позиции авторов к определению сущности экономической безопасности. Мы исходим из того, что экономическая безопасность является неотъемлемым элементом экономической системы.

Требуемый уровень безопасности достигается за счет функционирования механизма защиты экономики от влияния негативных воздействий, что однозначно определяет объект экономической безопасности – экономическую систему или экономику. Тогда личность, общество и государство рассматривать в качестве объектов экономической безопасности нецелесообразно, но использовать их в формировании уровней экономической безопасности вполне обоснованно. Из чего следует — уровни экономической безопасности соответствуют уровням экономической системы, то есть:

13 стр., 6335 слов

Экономическая интеграция стран: достижения и проблемы

... экономической интеграции стран. В соответствии с поставленной целью в процессе написания курсовой работы решены следующие задачи: обоснованы теоретические основы «экономической интеграции», определены достижения «экономической интеграции» ... созданию наднациональных институтов для управления новыми образованиями. Таким образом, в процессе интеграции происходит ликвидация дискриминации и ограничений в ...

уровень экономической безопасности страны;

  • мезоуровень экономической безопасности;
  • уровень экономической безопасности региона (субъекта федерации);
  • уровень экономической безопасности муниципальных образований;
  • уровень экономической безопасности хозяйствующих субъектов;
  • уровень экономической безопасности домашних хозяйств.

Из представленного перечня требует дополнительных пояснений мезоуровень экономической безопасности.

В последнее время в экономической литературе активно обсуждаются проблемы мезоэкономики — относительно нового феномена отечественной экономики. В настоящее время нет однозначного понимания указанного явления.

Есть мнение, что предметами рассмотрения и регулирования в мезоэкономике являются совокупности предприятий и организаций, демонстрирующие одновременно поведение группы объектов и группового объекта129.

На мезоэкономическом уровне взаимодействуют финансово-промышленные группы предприятий, научно-производственные комплексы, отрасли народного хозяйства и рынки130. Следует отметить, что подобная точка зрения является наиболее популярной.

Другая позиция содержится в работе Сидинина О.В. Он полагает, что мезоуровень – это уровень регионов страны, так как именно здесь экономическая и социальная жизнь населения воплощаются в специфике параметров рынка труда131. Подобное понимание нам наиболее близко. Соответственно мезоуровень экономической безопасности рассматриваем как интегральную модель совокупности уровней состояния экономической безопасности субъМезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.:

Наука, 2001.

Клейнер Г.Б. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода. URL:

http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/5_6_02.htm (дата обращения 13.12.2009).

Сиднин О. В. Экономические ограничения рынков труда в России: макро-, мезо- и микроуровни.

Доклад на Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». URL: http://labourmarket.ru/conf/reports.php (дата обращения 10.12.2009) ектов Российской Федерации. Такое представление отражает промежуточное положение мезоуровня между уровнями экономической безопасности страны и региональной экономической безопасности (субъекта Федерации).

Полагаем, возможен вопрос о подмене понятия «экономическая безопасность субъекта Федерации» на понятие «мезоуровень экономической безопасности». Различия указанных терминов обусловлены самостоятельностью объектов защиты и субъектов обеспечения экономической безопасности. Для уровня экономической безопасности субъекта в качестве объекта защиты выступает его экономика, а для мезоуровня – совокупность экономических систем субъектов Федерации. На этом уровне могут решаться проблемы взаимодействия регионов в рамках единой экономической системы, сотрудничества с субъектами зарубежных государства, лоббирование интересов на федеральном уровне управления страной и др. Не имеют полную идентичность перечень и сила влияния на объекты защиты негативных воздействий.

6 стр., 2963 слов

Контрольная работа: Процесс экономического развития стран с переходной ...

... приблизились к уровню ВВП 1989 года. Однако разрыв между странами с переходной экономикой и промышленно развитыми странами в социально-экономическом и технологическом отношении не только не сократился, но даже ... в этих странах ощущалась в более острой форме, чем в СССР, где внутренний рынок в силу своей емкости и диверсификации играл большую роль в воспроизводственном процессе, чем мировой рынок. В ...

Построение уровней экономической безопасности требует установления границ применения понятия «региональной экономической безопасности», полагаем здесь допустимо использовать два направления.

Первое направление применения термина «региональная экономическая безопасность» — обеспечение экономической безопасности территорий, не объединенных в рамках административно-территориального деления страны. Например, экономическая безопасность Арктического региона РФ.

Полагаем, этот подход применим при условии организации системы управления в рамках такого региона.

Второе направление применения рассматриваемого понятия — это область экономической безопасности, состоящая из двух уровней: мезоуровня и отдельных субъектов Федерации. Для того, чтобы раскрыть второе направление необходимо обратиться к представлению экономической безопасности как системы состоящей из объекта — экономики соответствующего уровня;

  • субъекта — институционально-организационной системы, обеспечивающей экономическую безопасность;
  • негативных воздействий — рисков и угроз, способных нанести ущерб экономике. При этом под институциональноорганизационной системой рассматриваем совокупность установленных норм и правил, позволяющих обеспечить защиту экономики от влияния негативных воздействий, и организаций, разрабатывающих, принимающих и принуждающих к исполнению указанные нормы и правила. Ключевым моментом является привязка экономической безопасности к экономической системе и системе управления (институционально-организационной системе), то есть в основе лежат уровни управления экономической безопасности. Поэтому применимость понятия «региональная экономическая безопасность»

ограничена аналитической областью и (или) областью разработки и реализации советующих мер, инструментов Федерального центра по отношению к субъектам РФ в целом.

Исследования в области экономической безопасности муниципальных образований не многочисленны. Поэтому нам не удалось обобщить подходы к определению понятия «экономическая безопасность муниципальных образований» — эта область теории экономической безопасности на сегодняшний день требует дальнейшего изучения. Вместе с этим следует заметить, что имеющихся публикациях можно выделить единую и очень важную линию, обусловленную необходимостью субъектами муниципального сектора экономики принятия участия в решении вопросов, связанных с обеспечением повседневной жизнедеятельности населения.

Так, Цыбин Д.С. считает, что объектами экономической безопасности муниципального образования являются его территория (участок земной поверхности, имеющий отдельные границы и материально-производственный базис деятельности) и население.

Практически идентичную точку зрения имеют Уткин Э.А. и Денисов А.Ф. По их мнению, объектами экономической безопасности муниципального образования являются территория муниципального образования, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Они также определили объект исследования экономической безопасности на муниципальном уровне — это кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности132.

Цыбин Д.С.133 помимо определения объекта предлагает дефиницию экономической безопасности муниципального образования. С его точки зрения, это совокупность внутренних и внешних усилий, благоприятствующих эффективному динамическому росту муниципальной экономики и ее способности удовлетворять потребности населения, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального образования на внешних рынках, гарантирующих защиту его экономической сферы от различного рода угроз и потерь.

Считаем, что это определение имеет дискуссионный характер. Вопервых, мы не согласны с тем, что экономическая безопасность – это совокупность усилий, да еще и каких-то «аморфных существ». Следует еще раз подчеркнуть нашу позицию: безопасность – это состояние, объективное или субъективное понимание этого состояния. Не могут усилия быть безопасностью, они создают среду, формируют воздействия на нее или их нейтрализуют, но никак ей не являются. И в дополнение, кто такие усилия предпринимает или, по мнению автора, для целей обеспечения экономической безопасности не имеет значения источники их происхождения.

Полагаем, что представленная позиция является дискуссионной. Необходимо помнить, что экономическая безопасность муниципального образоУткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление.

http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/Utkin/index.html Цыбин Д.С. Концептуальные основы экономической безопасности муниципального образования.

вания (далее – МО) – это составная часть, да, важная, первичная, но часть экономической и, следовательно, безопасности страны. В настоящее время, несмотря на закрепленную в Конституции РФ самостоятельность МО, фактически они (в большей их части), зависимы от субъектов РФ. Поэтому, по крайней мере, сейчас рассматривать экономическую безопасность муниципального образования в отрыве от интересов регионов не разумно. С точки зрения государства имеет очень большое значение, как достигается экономическая безопасность на отдельно взятой территории страны. Поэтому одним из приоритетов при обеспечении безопасности муниципального образования или другой административно-территориальной единицы должно являться сохранение единства экономического пространства, и достижение средствами, которые способны его нарушить, недопустимо, так как, в конечном счете, такие процессы подрывают федеративную основу РФ, и являются угрозой национальной безопасности.

И, во-вторых, не вполне ясно содержание «конкурентоспособности муниципального образования на внешних рынках», которая должна обеспечиваться указанными усилиями, гарантировать защиту его экономической сферы от различного рода угроз и потерь. Для пояснения сути нашего замечания подчеркнем, что территория становится муниципальным образованием, когда на ней осуществляется местное самоуправление, которое решает вопросы местного сообщества. Поэтому выделение как приоритетного направления деятельности – обеспечение способности конкурировать на внешних рынках не совсем корректно, так как это не соотносится с целевой функцией МО и требует пояснений. К примеру, если рассматривается инвестиционная привлекательность, то мы вполне разделяем точку зрения автора. Однако и в этом случае следует учесть, что привлечение финансовых активов практически всегда является положительным фактором для развития экономики территории, но не гарантирует защиту экономической сферы от различного рода негативных воздействий, а очень часто и сопровождается увеличением возможности нанесения ущерба.

Учитывая, что в подавляющем количестве муниципальные образования не имеют в достаточном объеме ресурсов и источников их образования, фактической независимости от властей регионов, также сложно говорить о какой-то либо сформированной экономической системе в рамках МО, содержание их экономической безопасности, с нашей точки зрения, будет несколько отличаться от базового определения.

С нашей точки зрения, экономическая безопасность муниципальных образований – это такое состояние экономических и управленческих отношений хозяйствующих субъектов и органов власти, при котором обеспечивается защита первичных социально-экономических интересов населения муниципального образования за счет формирования ресурсов в объеме достаточном для обеспечения благосостояния населения и обеспечения функций органов власти местного самоуправления.

Таким образом, основу предложенного определения составляет обязательность защиты первичных социально-экономических интересов населения, что, по нашему мнению, отличает состояние экономической безопасности муниципальных образований, к примеру, от ЭБ региона. Перечень таких интересов вытекает из положений Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих требованиях организации местного самоуправления в РФ»134, закрепляющих вопросы местного значения для поселений, городских округов и муниципальных районов.135.

В исследованиях экономической безопасности, проведнных ООН, особое место в ее обеспечении отводится человеку. В докладе экспертов ООН в 1994 г. «Отчет по человеческому развитию», целиком посвященному Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих требованиях организации местного самоуправления в РФ» // Российская газета. 2003. 8 окт.

Феофилова Т.Ю., Воронов А.А. Мезоуровень экономической безопасности страны: монография / Феофилова Т.Ю., Воронов А.А. — СПб.:ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008.

проблеме экономической безопасности, отмечено, что безопасность человека

– понятие не из военной области, а из области человеческой жизни и достоинства. Экспертами выделены четыре наиболее существенных черт безопасности человека. Во-первых, безопасность человека – понятие универсальное, которое относится ко всем людям во всех странах, будь то богатые или бедные. Имеется множество угроз, которые одинаковы для всех, – безработица, нищета, преступность, загрязнение окружающей среды. Несмотря на то, что степень их может существенно отличаться в разных местах земного шара, все эти угрозы реальны и постоянно растут. Во-вторых, составляющие безопасности человека взаимозависимы, то есть если где-то в мире безопасность людей оказывается под угрозой, не исключено, что вовлеченными окажутся все страны. В-третьих, гораздо проще добиться безопасности человека путем раннего предупреждения, чем позднего вмешательства. В-четвертых, безопасность людей зависит от того, насколько доступен им рынок и социальные возможности, живут ли они в условиях конфликта или мира.136 Эпоху традиционных глобальных отношений в области безопасности затмили экономические проблемы и региональные конфликты. Ускорение экономической взаимозависимости и международной конкуренции появились в качестве основных источников напряженности и конфликтов между мировыми державами. В этой неопределенной ситуации развитые страны пытаются поддерживать свой уровень жизни. Развивающиеся страны, находясь под давлением развитых стран, пытаются улучшить свое собственное положение, при этом они в равной степени должны использовать любые средства, что бы повысить свою производительность и обеспечить экономическую безопасность.

В западной научной литературе термин «экономическая безопасность региона», равно как и «экономическая безопасность страны» не получил распространение. Чаще экономическая безопасность рассматривается как элеКузнецова Е. Экономическая безопасность – главная макроэкономическая функция государства // Вестник Московского университета МВР России. 2005. № 4. С. 35.

мент национальной безопасности или составляющая экономической политики.

В ФРГ экономическая безопасность понимается как аспект безопасности или политики безопасности, под которой подразумевается сумма правительственных мер против исходящих извне угроз существования страны, вооруженным силам, посредством военно-прикладного давления или прямого участия в военных действиях. В узком смысле политика безопасности распространяется на угрозы внутренней безопасности, так называемые новые угрозы, такие как международный терроризм, экологические или миграция и т.д.137 В современных исследованиях вопросов безопасности учеными Германии делается акцент на поиск новых стратегических подходов к обеспечению внутренней и внешней безопасности, оказывающих влияние на различные области, которые варьируются от гражданских свобод до безопасности инфраструктуры и отношений между различными религиями или группами мигрантов и т.д. К примеру, сотрудниками Бранденбургского института общества и безопасности в числе таких тем, как историческое развитие политики безопасности, безопасности в средствах массовой информации, борьбы со стихийными бедствиями и др., рассматриваются социальные и экономические аспекты безопасности.138 На сайте Свободного университета организована дискуссия по вопросам области безопасности. P.Dortans в своей статье описывает различные аспекты безопасности. Автор отмечает неоднородность субъекта безопасности. В рамках экономического аспекта выделяет два направления: первый состоит в том, что экономика непосредственно влияет на концепцию безопасности через финансирование принимаемых решений и опосредованно через влияние экономической статистики; с другой стороны, Политика безопасности. Сайт христианско-демократической партии ФРГ. URL: http://www.kas.de (дата обращения 18.09.2012)

Instituteskonzept. Сайт Бранденбургского института общества и безопасности.URL:

http://www.bigs-potsdam.org/index.php/de/institutskonzept de (дата обращения 18.09.2012).

часто цитируемая общая ситуация в области безопасности оказывает влияние на экономическое развитие.139 Следует отметить, что анализ публикаций в зарубежных специализированных источниках показал, что в Западно-Европейских странах в течение последних полутора десятилетий происходит смена парадигмы концепции безопасности. Терроризм, промышленный шпионаж, противоправные деяния в области с применением и против телекоммуникационной инфраструктуры, киберпреступность, международная конкуренция с новыми участниками, чаще Китая и Индии – все названное воспринимается как угрозы национальной безопасности и ее экономическому аспекту.

В Стратегии национальной безопасности республики Венгрия, утвержденной Постановление Правительства 1035/2012140 отмечено, что в 21 веке в военном сегменте безопасности появляются новые акценты. Почркнута постоянно меняющаяся среда безопасности. Обозначено, что факторы риска и угрозы в настоящее время влияют на отдельных лиц, общество, отражаются на государственном, региональном и глобальных уровнях, распространяются финансовые, социальные интересы правительственных и неправительственных организаций, затрагивают права человека и права меньшинств, а также экологическую систему. Следует отметить, что в Стратегии национальной безопасности Венгрии экономическая безопасность вообще не представлена.

Как элемент национальной безопасности отражена финансовая безопасность, кибербезопасность и энергетическая безопасность.

В области финансовой безопасности стабильности и устойчивости жизненно важных интересов Венгрии угрожают нестабильность финансовой и экономической мировых систем. Уязвимость страны повышает значительное количество внешних и внутренних долгов, большая часть венгерского Von Peter Dortans. Sicherheit im Gesprch. Сайт Свободного университета.URL: http://www.fuberlin.de/presse/publikationen/fundiert/archiv/2005_01/05-01_dortans/index.html de (дата обращения 19.09.2012).

Magyarorszg Nemzeti Biztonsgi Stratgija // MAGYARKZNY. 2012. № 19. с.1378 государственного долга находится в руках иностранных инвесторов, высокая доля долга в иностранной валюте.

В пункте посвященном кибербезопасности отмечена актуализация и усложнение проблемы, с которой приходится считаться в области ИТ и телекоммуникационных сетей. Это проблема связана с научно-техническим уровнем развития, а именно с тем, что полученные результаты могут быть доступны всем даже террористическим группам, могут быть использованы для срыва информационных и коммуникационных систем, сетей правительства.

Энергетическая безопасность имеет приоритетное значение для Венгрии. Подчркнута высокая зависимость от импорта, что создает ряд рисков венгерской экономике.

Особый интерес представляют исследования экономической безопасности в США, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, США федеративное государство, то есть имеет такое же, как у РФ государственное устройство. Во-вторых, штаты имеют высокую степень самостоятельности, что с одной стороны определяет схожесть с РФ в части наличия подписанного Федеративного договора, а с другой стороны, существенное различие, в силу фактической иерархической системы управления в нашей стране. Втретьих, США является основным игроком на международной арене в любых сферах, включая экономическую.

В работе141, подготовленной исследовательской службой Конгресса США «Экономика и национальная безопасность: проблемы и последствия для политики США» рассматривается влияние экономических процессов на национальную безопасность. В тексте исследования применяются такие понятия, как «американская безопасность», «безопасность», подчеркнуто, что экономическая безопасность, с точки зрения страны, имеет более широкое значение, чем вопросы, которые относятся к военной сфере. Таким образом,

Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy. URL:

http://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf можно заключить, что, с точки зрения авторов исследования, экономическая безопасность имеет области пересечения с национальной безопасностью, но все же не является ее элементом. Следует отметить, что такой подход близок нам, его формулировка и обоснования представлены в настоящем исследовании.

В исследовании Конгресса отмечено, что экономическая безопасность является условием стабильного дохода, занятости, поддержки предпринимательства, то есть того, что обеспечивает приемлемый уровень жизни. Как и в случае с физической безопасностью, экономическая безопасность может быть неуловимым понятием. Но ее отсутствие вызывает наибольшее беспокойство, это проявляется во время спада, в периоды высокой безработицы и банкротства.

С точки зрения авторов анализируемого труда, в экономически трудные времена области физической и экономической безопасности пересекаются. Экономическая безопасность зависит в значительной степени от:

(1) темпов экономического роста достаточных, чтобы держать безработицу на низком уровне и обеспечить возможности для предпринимателей, (2) отраслей промышленности США, способных конкурировать на международном рынках, (3) лидерства США в области науки, технологий и инноваций.

Из текста работы следует, что в США при обеспечении экономической безопасности акцент делается на обеспечении достойного уровня жизни населения посредством создания условий для экономического роста.

Социальный акцент еще в большей мере прослеживается в научной работе Wade Hudson142, где проблема экономической безопасности рассматривается через проблему бедности. Вообще выделение в качестве ключевого момента в обеспечении экономической безопасности США преодоление бедности, полагаем, с позиции ситуации стран с переходной экономикой, вклюHudson W. Economic Security for All: How To End Poverty In The United States.

http://shults.org/wadehudson/esfa/ (дата обращения 14.07.2007) чая РФ, является несколько неожиданным подходом. Автор сформулировал и пояснил ряд задач, при выполнении которых, с его точки зрения, возможно состояние экономической безопасности.

1.Установление государственных гарантий трудовой занятости уровня прожиточного минимума.

2. Улучшение условий труда.

Обеспечение экономической безопасности служащих, приведет к усовершенствованиям условий труда для рабочих. Автор считает, наиболее важным моментом является то, что рабочие больше не будут вынуждены использовать любую возможность занятости, чтобы избежать бедности, поскольку они всегда будут в состоянии найти работу уровня прожиточного минимума в другом месте.

3. Увеличение оплаты труда.

4. Стимулирование экономического роста.

5. Формирование жизненного уклада личности в соответствии с общественной моралью.

6. Количественное увеличение продовольственного обеспечения личности и его качества.

7. Стимулирование повышения уровня образования.

8. Улучшение качества и количества социальных отношений в обществе. Отчуждение и изоляция — это серьезна проблема для всего общества, еще более актуальна она среди бедных. Так, Майкл Досон и Кэти Коэн в исследовании афро-американцев в Детройте установили, что, более чем тридцать один процент жителей национальных общин живут ниже официальной черты бедности, среди которых политические отношения заметно отличались от отношений среди более богатых афро-американцев. В Российской Федерации нет официальной статистики о взаимозависимости экономической безопасности и содержания отношений в национальных и территориальных сегментах государства, вместе с этим статистика правонарушений косвенно свидетельствует о наличии прямой связи между уровнем межличностного общения и состоянием экономической защищенности личности.

9. Сокращение случаев асоциального поведения личности. Автор считает, что обеспечение экономической безопасности сократит количество проблем особенно распространенных среди бедных слоев населения, включая алкоголизм, токсикоманию, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и другие формы насилия, которые имеют тенденцию к увеличению в бедных сообществах.

10. Увеличение экономических стимулов, способствующих формированию и укреплению семейных отношений.

11. Увеличение продолжительности жизни.

Не все положения с нашей точки зрения следует рассматривать как задачи экономической безопасности, полагаем, что п.п. 8-11 скорее являются следствием того, что такое состояние обеспечено. Однако в целом, сформулированные задачи вполне согласуются с условиями развития социальноэкономических систем субъектов РФ, и вполне могут быть использованы как составляющие целевой функции обеспечения экономической безопасности регионов.

Таким образом, в публикациях различных форматов, посвященных проблеме экономической безопасности в США, социально-экономический аспект жизнедеятельности общества является ключевым. Приоритетность указанного аспекта усиливает введенный в научно-практический оборот Индекс экономической безопасности (ESI), авторами которого являются ученые Фонда Рокфеллера, который измеряет долю американцев, испытывающих, по крайней мере, 25% падение дохода семьи вследствие снижения доходов или увеличения медицинских расходов или при их комбинации. При этом такие семьи не имеют финансовых сбережений, чтобы минимизировать последствия этих факторов. Снижение ESI свидетельствует о снижении уровня экономической безопасности, свидетельствует о пошатнувшейся экономике и росте безработицы.143 Представляет интерес для целей настоящего исследования, то, что Индекс применяется как показатель оценки экономической безопасности штатов.

Проведнные исследования показали, что все штаты испытали значительный рост нестабильности в период между 1986 и 2010 годами. Иными словами, отсутствие безопасности существенно увеличивалось до момента экономического кризиса.

Различия между штатами в уровне экономической безопасности являются постоянными и существенными. Например, штат с самым низким уровнем ESI во время экономического спада, Нью-Гемпшир, соответствует уровню ESI 1986 г. штата Миссисипи. Более высокий уровень ESI связан с некоторыми ключевыми демографическими и экономическими характеристиками штатов, например, долей жителей штата с дипломом колледжа144.

Для того чтобы конкретизировать область исследований экономической безопасности региона необходимо решить ряд задач:

во-первых, выяснить актуальность для практики управления субъектами федерации исследований в области экономической безопасности регионального уровня;

  • во-вторых, выявить принципиальное отличие или его отсутствие экономической безопасности региона от соответствующего состояния для уровня страны или любого другого уровня;
  • в-третьих, установить границы области исследований экономической безопасности региона отличные или совпадающие с исследованиями в области пространственной экономики.

What is the ESI?. URL: http://economicsecurityindex.org/?p=what_is_the_esi (дата обращения 17.06.2012).

Economic insecurity rising in all states, but some more than others. сайт Economic Security Index.

Pages:

|

| … |

3

|

4

|

5

|

6

|

7

| … |

14

|