Методология исследования экономических процессов и явлений. Методы исследований экономических явлений

Курсовая работа

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр. methodos — «путь исследования») призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

Метод экономической теории

Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

Диалектика — общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.).

Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

46 стр., 22663 слов

Математическое моделирование экономических процессов на железнодорожном ...

... Рассчитать целевые функции каждого базисного плана перевозок. 4. Найти экономический эффект от оптимизации. Экономический эффект от оптимизации рассчитывается как разность между целевыми функциями ... (1.3.3) , (1.3.4) , Здесь: , i - индекс ресурсов , j - индекс производимой продукции, работы, выполняемых перевозок , xij - количество ресурсов i для продукции j . , cij - расходы (себестоимость) ...

Научная абстракция, Анализ и синтез

Индукция — это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция — метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

Методы исторического и логического познания, Экономическое моделирование

Методы исторического и логического познания 1

Метод графических изображений, Экономический эксперимент

Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

Метод качественного и количественного анализа

Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

Метод сравнения

Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

Разработка научной гипотезы

Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.

Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция — не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

9 стр., 4300 слов

Экономические методы управления персоналом

Путем совместного анализа экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов рыночной экономики была разработана новая схема классификации экономических методов управления (рис. 1). Плановое ведение хозяйства ... рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая ...

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния — это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

10 стр., 4597 слов

Статистические методы анализа экономических явлений

... и динамики. В своей работе я предполагаю сделать следующее: рассмотреть основные методы анализа экономических явлений рассмотреть области применения того или иного метода рассмотреть преимущества ... объединяются в группы при помощи метода группировки. Такой прием позволяет «сжать» информацию, полученную в ходе наблюдения, и на этой основе установить закономерности, присущие изучаемому явлению. ...

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические — это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные — науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Заметим, что не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

  • Объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
  • предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
  • категории наблюдения, т.е.

конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез; выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе; имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

  • Наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
  • Условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
  • Единицы наблюдения, т.е.

те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

Подготовить инструментарий наблюдения, т.е.:

  • Дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
  • Карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
  • Протокол наблюдения — методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
  • Коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;
  • Коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;
  • классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
  • Аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
  • Программу обработки данных наблюдения.

Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

7 стр., 3161 слов

Методы экономических исследований

... курсовой работы - изучить методы экономических исследований . Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач : 1 . Рассмотреть специфику экономических исследований . 2 . Изучить методы экономических исследований и основные стадии познания ... отдельными элементами той или иной системы . Экономическая теория имеет дело с социальной средой, которая складывается и видоизменяется под ...

Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них — непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации.

Эти достоинства, однако, не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.

Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии — анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса — анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов — экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

4 стр., 1683 слов

Технология и методы обработки экономической информации

... Известно, что ИТ – это совокупность методов, производственных и программно – технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Тема технология и методы обработки экономической информации актуальна на сегодняшний день. Так как все ...

Почти во всех индустриальных странах проводились и проводятся социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых разных способов социального измерения. Социальный эксперимент — это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, названный независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или «раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.

Социологический эксперимент наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленныеинатурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

Натурный полевой эксперимент играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов.

В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе.

В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками.

Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.

5 стр., 2144 слов

Методы оценки эффективности финансовых вложений

... решения. Целью курсовой работы является изучение методов оценки эффективности финансовых вложений. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть теоретические основы методов оценки эффективности финансовых вложений; изучить методы оценки эффективности финансовых вложений; дать оценку эффективности инвестиционного проекта. Объектом исследования являются инвестиционный ...

Наряду с экспериментальным фактором (независимой переменной) определяются зависимая(ые) переменная(ые) , т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной.

Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Объект эксперимента конкретизируется понятиями «экспериментальная группа»и»контрольная группа» . В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором).

Во втором — аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

Качественные методы социологических исследований представляют собой методы исследования специфичных «жизненных миров», локальных микросоциумов: семьи, товарищеской «тусовки», трудового коллектива, студенческой группы, соседской общности и т.п.

Данные методы нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений микросоциальной жизни (хотя определенные количественные замеры производятся и в них), сколько на познание того качества явления, которое делает его социально значимым, несмотря на его особость.

Соотношение количественных и качественных методов социологического исследование представлено в Таблице.

Каждый набор методов имеет свое исследовательское предназначение. На основе качественных методов невозможно исследовать макросоциальные явления и процессы.

В случаях, когда нужно изучить взаимодействия общественных классов, страт, социальных слоев, этносов, регионов, социальных институтов и тому подобных макросоциальных образований, без количественных методов обойтись невозможно. Качественные методы здесь тоже приемлемы, но не в роли

Качественных методов в социологии существует огромное множество, вот лишь некоторые из них:

1) этнографические и исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов;

2) метод исследования случая — кейс-стади;

3) биографический метод и его разновидности (устная история, история жизни, история семьи)

4) метод восхождения к теории (создания минитеории);

5) методы наблюдающего участия и моделирования ситуаций;

6) провоцирование социальных действий по авторскому сценарию («драматическая социология»);

7) метод нарратива (повествования);

8) беседа в качестве качественного метода социологии;

9) методы групповых дискуссий («мозговой штурм», «синектика», индуцирование психоинтеллектуальной деятельности и др.);

10) игровые методы, активно использующиеся в качественных социальных исследованиях;

13 стр., 6260 слов

Методы оценки рекреационных ресурсов

... запасами и площадями, продолжительным с экономической точки зрения периодом эксплуатации [9]. Глава 3. Методы оценки рекреационных ресурсов, .1 Оценка культурно-исторических рекреационных ресурсов Культурно-исторические ресурсы являются основой познавательного туризма. Они ...

11) метод «проблемного колеса»

12) метод «быстрой оценки с участием» (БОУ);

13) фокус-группа;

14) интеграция экспертных оценок.

Наиболее интересны последние четыре метода, именно они нашли широкое применение в микросоциологических исследованиях и могут включать в себя другие качественные методы.

Фокус-групповая методика предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 10-12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:

Взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии.

Заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения.

Фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей.

Этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы. (Например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления).

Методика быстрой оценки участниками (БОУ) дискуссии проблем микросоциумаприменяется, во-первых, не во всех случаях исследовательской практики, а только при анализе актуальной проблематики социальных микрогрупп (семей, соседских общностей, первичного трудового коллектива, пенсионеров определенного микрорайона, многодетных матерей села, лиц, стоящих на учете в бирже труда и т.п.); во-вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем; в-третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке научных оценок социальных проблем микрогруппы, членами которых они являются.

Основная трудность применения метода БОУ заключена в обязательности соблюдения принципа триангуляции . Он требует выполнения трех следующих условий:

Создание особой исследовательской группы.

Использование разнообразных источников информации.

Применение специфичного набора конкретных исследовательских методик, составляющих их «батарею», и инструментов, образующих особую «корзину».

Конкретный состав команды, проводящей БОУ, зависит, естественно, от объекта, предмета, цели и задач исследования. Если, скажем, будут изучаться проблемы инвалидов какого-то района, то очевидна целесообразность включения в исследовательскую группу социолога, психолога, медицинского терапевта, руководителей районных служб социальной защиты населения. В случаях изучения актуальных вопросов жизнедеятельности других групп населения исследовательские команды будут иными по составу. Но в любых случаях в них должны быть социолог и психолог.

6 стр., 2583 слов

Сравнтительная характеристика экономических систем. Экономическая рента

... арендой имущества. Экономическое же отношение между получателем ренты и ее плательщиком непосредственно связано с использованием кредитных средств или арендой имущества Экономическая рента Экономическая рента является ... производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд ...

Рамки оптимальной численности исследовательских групп, работающих по методу БОУ, как показывает практика, колеблются в узком пределе от 5 до 7 человек.При меньшей и большей численности эвристические потенции БОУ заметно снижаются.

Кроме специалистов в проведении БОУ обязательно участвуют представители изучаемого микросоциума, причем, не случайно избранные, а специально отобранные исследователями люди. Они должны максимально адекватнее представлять наличествующие в этом микросоциуме социальные, возрастные, половые, профессиональные и иные группы, а также категории населения, отличающиеся друг от друга по уровню материального достатка и недовольства условиями жизни. При соблюдении правила репрезентативности появляется возможность подобрать таких представителей микросоциума, которые способны выражать наиболее распространенные в нем потребности, интересы, настроение, установки и прочие важные для решения исследовательских задач характеристики.Метод БОУ предполагает использование разнообразных источников информации. На этапе подготовки к БОУ важное место занимают вторичные источники , роль которых играют ранее зафиксированные научные данные, относящиеся к предмету исследования. Речь идет о статистических сведениях, научных публикациях, диссертациях, докладах, картах населенных пунктов, текстах законов, распоряжений органов власти и прочих документах. Анализ содержащейся в них информации создает базу метода БОУ, позволяют уточнить его проблему и тему, сформулировать те гипотезы, которые будут проверяться этим методом.

В наборе конкретных исследовательских методик БОУ применяется так называемое полуструктурированное интервьюирование (ПСИ), которое отличается от прочих видов собеседований исследователей с респондентами, прежде всего, тем, что имеют жесткую «домашнюю заготовку» лишь по части вопросов, и предполагают, что в ходе интервью возникнут другие темы и необходимость их обсуждения. Особенность ПСИ как методики БОУ проявляется еще и в том, что здесь опрашиваемые лица играют роль не только и не столько традиционных респондентов, сколько экспертов. Они более других компетентны в тех проблемах, которые являются предметом БОУ.

Технология метода «проблемного колеса» существенным образом зависит от того, проблемы какого социального субъекта и в контексте какой научной дисциплины изучаются. Но в любом случае она характеризуется: во-первых, пятиэтапностью; во-вторых, многошаговостью, как минимум, трехшаговостью, т.е. выявлением трех кругов проблем изучаемого субъекта; в-третьих, комбинацией различных количественных и качественных методик сбора и анализа социальной информации; в-четвертых, вычеркиванием особых схем-картограмм проблем исследуемого социума.

Первый этап имеет предварительный (подготовительный) характер. Он предполагает изучение содержания, характера и остроты проблем, испытываемых изучаемой группой людей. Эти проблемы могут быть выявлены путем анкетирования, телефонного, прессового, экспертного или иного опроса, биографического, фокус-группового или другого качественного метода. Итогом первого этапа является определение наиболее важной и актуальной потребности изучаемого субъекта, удовлетворение которой явно затруднено .

Второй этап состоит из нескольких последовательно осуществляемых исследовательских шагов.

Суть первого шага — выяснение и ранжирование ответов людей, представляющих изучаемый субъект, на вопрос: «Почему возникла та проблема, которая предстает важной, актуальной и трудно решаемой?» Данная задача решается методом интервьюирования (как правило, полустандартизированного) или фокус-группового обсуждения. Результатом первого шага выступает определение первого круга проблем, от решения которых зависит удовлетворение ранее выявленной острой потребности.

Второй шаг делается для выявления второго круга проблем. Для этого вновь задается вопрос «почему», но уже в отношении каждой из выявленных в первом круге причин, осмысливаемых как отдельные проблемы. Таким образом выстраиваются ареалы причин — проблемы второго уровня.

Третий шаг устанавливает третий круг проблем исследуемого микросоциума, производных от каждой проблемы второго круга. Аналогично делаются четвертый, пятый и последующие шаги. При этом проблемы предыдущего уровня осмысливаются основой конструирования детализирующих их проблем последующего круга.

Важно заметить, что второй и все последующие шаги, составляющие второй этап методики «проблемного колеса», реализуются в виде групповой дискуссии, строящейся по принципу «фокус-группы» или других способов «мозгового штурма».

Третий этап исследования, осуществляемого по характеризуемой методике, — оценка выявленных проблем всех кругов в контексте реальности их решения. На нем необходимо определить те причины проблем каждого круга, которые:

  • Не подвластны субъекту, т.е. на которые он повлиять не может;
  • Поддаются контролю со стороны социального субъекта;
  • В полной мере зависят от субъекта, т.е.

на которые он может повлиять решающим образом, меняя сложившуюся проблемную ситуацию.

Четвертый этап призван решить две задачи: во-первых, разработку согласованной всеми исследователями картограммы кругов проблем; во-вторых, определение в этой картограмме проблем, которые:

  • а) следует принять как данность, не зависящую от изучаемого субъекта;

б) можно и должно контролировать ;

в) на которые субъект может влиять .

Пятый этап — итоговая аналитическая работа исследовательской группы, разработка ею системы практических рекомендаций по решению проблем обследованного микросоциума.

Метод интеграции экспертных оценок — совокупность приемов перевода количественного анализа этих оценок в качественный.

Интегрирование (согласование, комплексирование) экспертных оценок необходимо тогда, когда нужно:

1) выработать научно обоснованное управленческое решение;

2) сформулировать миниконцепцию, объясняющую новые явления и процессы, происходящие в изучаемом микросоциуме, и дающую основание для последующего теоретизирования.

Реализация характеризуемого метода предполагает выполнение ряда исследовательских операций в следующей последовательности:

Установление мнений экспертов по исследуемой проблеме в заочной форме, т.е. путем анкетирования, заполнения экспертами специальных документов (карт, бланков), изучение монитором докладных записок и иных материалов экспертного характера.

Шкалирование выявленных мнений экспертов, т.е. сопоставление показателей их отношения к предмету экспертизы либо по ранговой, либо номинальной, либо метрической шкалам, или по некоторой совокупности этих шкал.

Согласование мнений экспертов по технике Дельфи, предусматривающей трех-шестикратное повторение заочных опросов экспертов и соответствующее число шкалирований их оценок. На каждом новом этапе опроса (интеграции) монитор информирует экспертов о результатах предыдущего опроса, сообщает им о мнении большинства и просит аргументировать свое мнение, т.е. его совпадение или расхождение с тем, которое претендует на господствующую роль. При этом на каждом этапе эксперту предлагается определить место своего мнения в заранее подготовленной шкале. Каждый этап завершается статистической обработкой полученных от экспертов шкал, исчислением средних арифметических показателей, медианы и квартелей, определением показателей разброса мнений, выявлением крайних мнений, т.е. особо отклоняющихся от оценок большинства. Типичных выразителей крайних мнений и господствующей оценки приглашают для участия в последующих процедурах интегрирования экспертных оценок.

Очное выяснение отношений экспертов к предмету экспертизы и разным вариантам решения обсуждаемой проблемы в групповой дискуссии. Последняя может проводиться не только по вышеизложенным методам (фокус-группы, БОУ, «проблемного колеса»), но и на основе иных способов активизации творческого мышления в группе («мозговой штурм», синектика, ИПИД и т.п.).

Методика «мозгового штурма»предполагает устранение субординационных границ между участниками дискуссии, запрет критики любых идей, прозвучавших из уст экспертов, поощрение свободного выражения любых мнений и комбинирования идей друг друга, выдвижение необычных, даже несбыточных положений, снижение уровня самокритичности участников дискуссии, расковывание творческого мышления участников дискуссии. Благодаря этому удается выяснить оригинальные подходы к изучаемой проблеме, разнообразие ее возможных решений, определить наиболее оптимальный вариант, сблизить мнения экспертов, добиться их определенного консенсуса в понимании обсуждаемой проблемы.

Синектическая методика дискутирования и согласования мнений экспертов применяется тогда, когда обсуждаемая проблема характеризуется особой трудностью решения, а эксперты — повышенной компетентностью. Она позволяет выявить наибольшее число оригинальных идей и детально проанализировать каждую из них.

Ценность этой методики проявляется и в другом. Участникам «синектической группы» ставятся задачи:

1) четко высказывать свое понимание проблемы;

2) внимательно выслушать мнения других;

3) поставить себя в положение тех участников дискуссии, которые выражают противоположную точку зрения, и постараться понять, почему их мнение таково, какое есть (т.е. проявить эмпатию);

4) скорректировать свою позицию с учетом резонности позиций других.

Если эти условия выполняются, то на пути интегрирования оценок экспертов делается значительный шаг вперед.

Эту задачу можно решить и с помощьюспециальной методики проведения дискуссии, делающей акцент на «индуцировании психоинтеллектуальной деятельности» (ИПИД).

Ее следует применять не для выявления разных позиций дискутеров, а в условиях, когда эти позиции уже установлены другими методами. Цель ИПИД — выработка единого понимания проблемы, обеспечение единства действий участников дискуссии по решению обсужденного вопроса. Для этого используются разнообразные техники выработки консенсуса, как те, которые применяются в «синектической группе» (проявления эмпатии), так и многие другие. Речь идет, прежде всего, о «Стоп-технике», «Да-технике», «Чем-тем-технике», «формуле неконфликтного общения», «пароля для друзей» и т.п.

Ранжирование предложенных экспертами вариантов решения исследуемой проблемы, их упорядочение проводится по трем, как минимум, основаниям:

  • степени популярности, т.е. представленности в коллективном мнении экспертов;
  • мере реализуемости, возможности практического выполнения; последствиям их реализации для тех социальных систем (и подсистем), в которых сложилась исследуемая проблема.

В дальнейшем происходит синтезирование экспертных оценок в форме минитеории , т.е. непротиворечивого научно доказательного объяснения изученного явления, его причин и тенденций изменения, возможностей влияния на него со стороны различных субъектов социальной жизни. Эта операция требует от исследователя солидной теоретической подготовки (ибо разработка минитеории предполагает знание теорий более высокого уровня), аналитических навыков и научной достоверности. Она призвана обобщить все оценки экспертов, отразить не только достигнутый уровень их согласия, но и мнения, выпадающие из общей их картины.

Разработка такой миниконцепции необходима в двух отношениях: во-первых, в качестве «кирпичика», из которых строятся социологические теории «среднего», а затем и «большего» уровней; во-вторых, — для завершения процедуры интегрирования экспертных оценок.

Комплексирование экспертных оценок- последняя исследовательская операция по интеграции мнений экспертов. Ее конечный результат — комплексная программа решения изученной проблемы (или нескольких вариантов такой программы).

Она должна логично вытекать из вышеохарактеризованной минитеории и содержать перечень мер, реализация которых обеспечит решение исследованного вопроса. Предлагаемые меры дифференцируются:

  • На стратегические (важные и долговременные) и тактические (детализирующие первые);
  • По времени исполнения (первоочередные, второочередные и т.п.);
  • По затратам разнообразных ресурсов;
  • По ожидаемому эффекту от этих затрат;
  • По адресатам (организациям, персонам), могущим реализовать рекомендации;
  • По другим основаниям, зависящим от характера проблемы и способов ее решения.

Использование рассмотренных социологических методов в экономических исследованиях позволяет не только формировать эмпирическую базу научной работы, определять проблематику исследования, но и получать научный результат. В результате экономические исследования вполне могут (в рамках определенного предмета) проводиться социологическими методами.

2.2 Статистика в экономических исследованиях

В процессе экономического исследования ученому приходится обрабатывать большие массивы данных, полученных в результате наблюдений, опросов, анализа отчетности и т.п., чтобы извлечь как можно более точную информацию об изучаемом явлении. Для решения этой задачи используются статистические методы, которые и позволяют выявить на основе распределение случайных величин те или иные зависимости и тенденции в экономике.

Значение статистических методов в экономических исследованиях резко возрастает в условиях трансформационных процессов и хозяйственной неопределенности, когда прежние теоретические выкладки не подтверждаются практикой, и становится необходимым поиск новых закономерностей и зависимостей в среде экономических явлений. В этом случае именно статистический анализ выступает первичной основой выявления связей детерминации и структуирования экономической системы.

3 РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВ А НИЯ ЭКОНОМ И ЧЕСКОЙ НАУКИ

3.1 Субстанциональная экономическая наука и ее методы

Субстанциональная (от лат. substantia — сущность) экономическая наука рассматривает экономику как сложноструктурированное целое, где за миром явлений скрывается мир сущностей, познание которых и является задачей ученого.

В экономической науке разделение на явление и сущность первоначально совпадало с процессом абстрагирования и выделением из множества конкретного некоего абстракта (например, классическая политэкономия рассматривала стоимость как основание цены с позиции ее общего содержания для всего многообразного товарного мира).

Только с появлением диалектики субстанциональная экономическая наука обрела свою специфику.

Основоположником субстанциональной экономической науки по праву считается К.Маркс. Именно он разработал и использовал основные ее методы:

1. Метод диалектического материализма — результат соединения К.Марксом в единое целое учения об «антропологическом» материализме Людвига Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля. Диалектический материализм сам по себе является целостной системой философии, наукой, изучающей наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы ее познания и преобразования.

Применительно к исследованию экономических процессов этот метод определяет первичность сферы производства, предполагает рассмотрение экономических процессов в их постоянной смене и развитии, источником чего служат внутренние противоречия данных процессов. Три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания, — активно использовались при анализе экономических процессов и явлений. Это и определило основной принцип построения экономической системы марксизма: развитие через противоречие, — каждая экономическая категория хранит в себе противоречие, которое в процессе развития разрешается, рождая при этом новую категорию, отрицающую предыдущую.

2. Метод историзма предполагает познание процессов и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. При этом происходит фиксация не любого изменения, а лишь такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность и своеобразие. Этот метод позволил марксизму утверждать о преходящем характере капитализма, раскрыть происхождение и сущность сложных общественных явлений, оценить те или иные изменения в экономике с позиции их значимости для настоящего и будущего.

Кроме того, метод историзма определил и цель экономических исследований марксизма, — доказательство неизбежности смены капитализма социализмом; и направление развития всей экономической системы, — от простейших форм товарного производства до сложнейшей системы обобществляемого капиталистического хозяйства.

3. Классовый подход определяет историю всех обществ, основанных на частной собственности и эксплуатации как историю борьбы классов, т.е. борьба классов выступает как движущая сила развития антагонистического общества. В условиях XIX века это обозначало, что классовая борьба рабочего класса необходимо ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата. Одновременно, классовый подход предполагал рассмотрение и оценку экономических процессов с позиции интересов того или иного класса, в данном случае — пролетариата.

Таким образом, методология экономических исследований марксизма давала возможность изучить процессы и явления в их взаимосвязи с внешней средой и друг с другом; в их становлении и развитии; в их сущностных чертах и качественном своеобразии.

Дальнейшее развитие субстанциональной экономической науки также проходило в рамках марксистской традиции. Значительный вклад в это развитие внесли советские экономисты.

Экономическую систему они рассматривали как целостный организм, управляемый изнутри и детерминирующий сам себя, являющийся причиной самого себя и содержащий в виде внутреннего потенциала все свои последующие движения и изменения.

Развитие экономической системы происходит за счет непрерывности актов «полагания» (перенесения части своего содержания на внешнее бытие) и «предполагания» (воздействие внешней упорядоченности на внутреннюю), т.е. за счет неразрывности процессов производства и потребления. Полагание и предполагание взаимно дополняют друг друга, образуя единое кольцо самопричинения, специфическую структуру самодетерминации.

Движение экономической системы направлено на постепенное обретение ею свойств всеобщности, цельности, тотальности, при которых происходит подчинение экономике всего внешнего мира и она обретает способность находить все условия своего развития внутри себя. Выделяются определенные этапы этого движения к тотальности: этап формального основания, реального и всеобщего (полного).

Устойчивость экономической системы обеспечивается самим фактом органической целостности, предполагающей непрерывное самосозидание, а также единство и согласование всех частей с целым. Эффективность при этом рассматривается как минимизация затрат на самообновление.

Источники развития экономической системы рассматриваются на трех взаимосвязанных уровнях.

Во-первых, как следствие любой активности, которая предполагает для воздействия на объект, на внешний мир выход за пределы формы активного начала. Затем необходим возврат энергии от объекта, причем усвоить этот обратный поток активное начало может, только совершенствуя свою структуру.

Характер и степень усвоения внешнеположенного бытия зависит от этапа развития системы (ее продвижения к своей всеобщности) и от внутреннего механизма селекции, который контролирует содержание поглощаемого из внешнего мира. То есть человек, проявляя активность и направляя ее во внешний мир, должен возместить затраченную энергию, потребляя определенные предметы этого мира. В качестве импульса активности и внутреннего механизма селекции выступают человеческие потребности.

Именно с помощью человеческого действия природное окружение преобразуется в предметную сферу собственного саморазвития индивида. За счет целеполагания осуществляется трансформация действительности в человеческий мир. Благодаря акту целеполагания возникает особого рода реальность, «вторая природа», структурированная вокруг человеческих потребностей. Нарастание человеческой активности расширяет границы «очеловеченного» наличного бытия, растет искусственный мир, созданный и определенный потребностями человека.

Если же активное начало не способно усвоить обратный поток энергии (из-за жесткого механизма селекции или структуры), то оно обречено на стагнацию и гибель.

Во-вторых, развитие стимулируется противоречием целого и части. Для полноты своего развития часть должна обособиться, обрести формальную самостоятельность относительно целого. При этом чрезмерное обособление чревато нарастанием несбалансированности системы и потерей ею целостности. Система вступает в состояние патоморфоза, — ее единство разрушается и распад системы становится реальной угрозой, поскольку природа организма такова, что если не все части переходят в тождество, если одна часть полагает себя как самостоятельное целое, то все должны погибнуть.

Бороться с патоморфозом можно двумя способами — или уничтожая «сбесившуюся часть», или подтягивая до ее уровня всю систему. В последнем случае патоморфоз становится стимулом развития.

Ситуации патоморфоза в экономике возникают очень часто, — воспроизводственный механизм включает в себя множество обособленных звеньев, стремящихся переключить ресурсные потоки на себя и порождающие тем самым макроэкономическую несбалансированность, которая также преодолевается двумя способами: урезанием ресурсов для чрезмерно развившегося звена или усилением стимулирования других звеньев воспроизводства.

В-третьих, развитие обусловлено «отпочкованием» от системы зародыша новой целостности, который, в свою очередь, возникает на почве активации какой-либо специфической функции, т.е. отдельный орган целостного организма начинает претендовать на совершенно самостоятельное существование и статус новой целостности. Этот случай является третьим вариантом развития событий с чрезмерно обособившимся органом (другие два — патоморфоз системы и ее развитие).

Он возникает в ситуации полной развернутости старой системы, которая уже не воспринимает внешний мир как трансформирующий источник, поскольку в силу свой тотальности целиком самодетерминирована. Такая система перестает реагировать на изменения и становится неадекватна. Вот тут относительно самостоятельные ее части получают шанс превратиться из органа в организм.

Претендент на новую целостность первоначально пребывает в рамках прежней системы и находится на первом этапе обретения всеобщности — на стадии формального метаморфоза (формального превращения).

На этом этапе он аморфен, может принять любую форму, развиваться по разным направлениям, он чувствителен к внешней среде и подчиняется ее законам. Победить зародыш новой целостности может только при минимизации затрат на самообновление. В этом случае он передает заряд новообразования через функциональные связи окружающим элементам системы и начинает подчинять их своей природе. На этой стадии наблюдается полное отделение новой целостности от старой и возникает реальный метаморфоз. Состояние структурной неустойчивости преодолевается и начинается процесс обретения всеобщности, тотальности, т.е. переход к полному метаморфозу. В результате осуществляется переход от одной целостности к другой. Именно так рассматривал К.Маркс становление стоимости (через ее единичную, полную, всеобщую формы) и капитализма (через его торговую, денежную, промышленную формы).

Таким образом, все динамические процессы в экономике связаны с обособлением и развитием носителя какой-либо функции в экономической системе, которая по тем или иным причинам активизируется и заставляет систему как-то на это реагировать, отклоняться от сложившихся норм жизнедеятельности.

В качестве закономерностей развития экономической целостности можно выделить следующее:

1. Невозможность конструирования новых социально-экономических форм, — их можно только инициировать и выводить на собственные, генетически заложенные линии развития, поскольку в органической целостности возникают только те структуры и направления эволюции, что были заложены в ней потенциально.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные рассматривается как общий закон динамических процессов, сама возможность которых обусловлена действием закона единства и борьбы противоположностей. Направленность динамических процессов во времени и пространстве определяется действием закона отрицания отрицания.

3. Развитие экономической целостности возможно только при возвращении и усвоении энергии носителем активности.

4. При жестких механизмах селекции экономическая целостность слабеет и перестает развиваться.

5. Чем мягче механизм селекции, тем быстрее набирается содержание, тем оно многообразнее и тем быстрее осуществляется выход экономической целостности на новое устойчивое развитие.

В целом, субстанциональная экономическая наука дает возможность ухватить самое главное в экономике — условия сопряженного и согласованного функционирования всех ее элементов, т.е. условия эффективного воспроизводства. Последовательное применение методов этой науки позволяет раскрыть формирование целостности воспроизводственного процесса как на макро-, так и на микроуровнях.

Субстанциональная экономическая наука не лишена и недостатков. Например, она предполагает некую изначальную положенность, инвариантность в зародыше целостности (тот самый механизм селекции).

Отсюда проистекает некая внутренняя заданность и жесткая детерминация социального развития, определенная извне, помимо желания и воли человека.

В настоящее время методология субстанциональной экономической науки целенаправленно практически не используется, — экономисты предпочитают функциональный и институциональный анализ хозяйственных процессов. Но при необходимости исследовать движение экономики в целом, экономики как сопряженного и целостного воспроизводственного процесса методы субстанциональной экономической науки незаменимы.

3.2 Позитивизм и функциональная экономическая на у ка

Позитивизм как метод познания предполагает получение точных и бесспорных знаний, опирающихся исключительно на факты. Он отказывается от деления мира на сущности и явления, рассматривая только явления. Полученное знание, по мнению позитивистов, должно быть полезно и удобно для применения, а главная функция любой науки — не объяснение, а предвидение.

Такое понимание процесса познания воплотилось в жизнь в рамках функциональной экономической теории, которая анализирует экономические явления не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения, раскрывая не генетические связи между явлениями, а функциональные. К функциональной экономической науке можно отнести неоклассическое направление и отчасти кейнсианское. Поскольку эти направления занимают определяющее место в экономической науке, то рассмотрение позитивизма как их методологического основания необходимо провести как можно более подробно.

Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов: первый позитивизм, связанный с деятельностью Огюста Конта (30-40-е годы 19 века); второй позитивизм — эмпириокритицизм, основоположником которого выступил Эрнст Мах (60-70-е годы 19 века); неопозитивизм (20-30-е годы 20 века) и постпозитивизм (50-60-е годы 20 века).

Первый позитивизм интересен разработкой трех специфических законов.

1. Закон трех стадий, определяющий этапы умственного развития человека и этапы познания им мира. Первая стадия — теологическая (вмешательство сверхъестественных сил).

Вторая стадия — метафизическая (стремление к абсолютному знанию о мире, к выявлению первосущности, т.е. того, что скрывается позади явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте).

Третья стадия — позитивная (накопление положительного знания, получаемого частными науками).

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение при этом трактуется как универсальный метод приобретения знаний и определяет преимущественно описательный характер научного знания. Приоритет в изучении отдается не тому, почему что-то происходит, а тому как это происходит.

3. Энциклопедический закон, проводящий классификацию наук и предусматривающий редукцию методов естественных наук на гуманитарные (науки об обществе стали называться социальной физикой).

Второй этап развития позитивизма — эмпириокритицизм опирался на слитность и координированность субъекта и объекта в реальности, в опыте, что стало обоснованием отрицания позитивизмом разделения субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, явления и сущности, т.е. позволило утверждать, что за опытом не стоит ничего, нет никакой реальности, независимой от наших ощущений.

В качестве основных концепций эмпириокритицизма рассмотрим следующие:

1. Теория «нейтральных элементов опыта». Опыт с точки зрения его содержания включает элементы (вещи) и характеры (живые чувства), что определяет единство опыта индивида и составных частей среды. Из-за этой слитности объекта и субъекта невозможно достигнуть независимости исследователя, так как наблюдатель самим фактом наблюдения искажает опыт. Поэтому опыт не может делиться на объективное и субъективное, он функция как объективного (среды), так и субъективного (человека и его чувств).

2. Программа «очищения опыта». Она возникла вследствие того, что в опыте слито объективное и объективное, и необходимо установить критерии по его очистке от посторонних привнесений и примесей, т.е. оставить только то, что дано предметом, а не мышлением.

Опыт искажают: этические и эстетические оценки, а также антропоморфические примеси (мифологические — неадекватная оценка своего я, эпатические — поведение на основе чувств, эмоций, страстей; интеллектуально-формальные — априорные, заранее данные категории).

Особенно искажает опыт априорное знание — интроекции (предписывание опыта и познания другим людям и вкладывание этого в них).

Поскольку от примесей невозможно избавиться, то необходим их учет и корректировка как опыта, так и познания.

3. Теория экономии мышления. Эта теория выработана на основе синтеза биологизма (познание как биологически экономное приспособление к среде: на основании того, что природа проста и экономна можно, опираясь на реальные факты получить такое же простое и экономное знание), позитивизма (описание явлений) и субъективизма (критерий экономии в познании определяется субъектом до опыта).

Эта теория требует логической и содержательной простоты знания, что предполагает отказ от причинно-следственных связей ради описания видимых итогов действий. Законы должны непосредственно наблюдаться. Чем проще теория, тем больший круг явлений попадает под ее определение. Чем абстрактнее схема, тем тяжелее ее опровергнуть, тем легче она догматизируется и входит в сознание познающего.

Основу этой теории составляет принцип наименьшего действия, основанный на:

теории сведения: сведение неизвестного к известному (сопоставление нового опыта со старым, рассуждения по аналогии), сведение частного к общему. Сведение препятствует получению нового знания.

принципе снижающихся предельных знаний: чем больше информации, тем меньше прирост знания. Существует некая критическая масса знания, по достижении которой уже никакие дополнительные источники информации не нужны — логика предмета сама выводит на новые знания.

принципе выбора пути познания: при множестве этих путей выбирается тот, который требует меньше интеллектуальных усилий (т.е. тот метод, который уже знаком исследователю) или тот, что дает больше знаний при одинаковых усилиях.

Третий этап развития позитивизма — неопозитивизм стал наиболее плодотворным для экономической науки.

В качестве его основных достижений можно выделить следующее:

1. Классификация суждений. Все суждения делятся на бессмысленные (выработанные с нарушением логики) — метафизические и осмысленные, выработанные с соблюдением логики. Осмысленные суждения делятся на аналитические (они тавтологичны и не несут содержательной информации — логика, математика) и синтетические (знания опытных наук).

Проверка истинности для аналитических суждений заключается в логическом анализе без обращения к фактам, а для синтетических — в сопоставлении с чувственным опытом, при котором данное суждение логически выводится из протокольных предложений (высказываний, фиксирующих наблюдение).

2. Редукционистская модель научного знания: все теоретические положения любой науки сводимы к протокольным, т.е. к эмпирическому базису.

3. Гипотетико-дедуктивная модель научного знания: научные обобщения — гипотезы выдвигаются без обоснования, так как процесс их выведения рассматривается как психологический. Важны результаты познания, а не его процесс. Выбор различных гипотез осуществляется чисто логически путем сравнения с фактами.

4. Инструментализм: рассмотрение научных понятий, теорий и гипотез как инструментов, необходимых для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Истина трактуется как нечто субъективное и обеспечивающее успех в данной ситуации (т.е. истина как таковая не нужна, важна польза).

5. Операционализм: значение любого понятия может быть определенно посредством описания операций, используемых при формировании, употреблении и проверке этого понятия, т.е. через описание метода определяется предмет. Понятия без связи с какими-то операциями по их обнаружению — бессмысленны.

6. Прагматизм: значимость знания определяется его практическими последствиями. Истина есть то, что лучше работает на нас, что соединимо с нашим опытом (реальностью).

7. Утилитаризм: полезность поступка — критерий его нравственности.

Выделенные принципы позитивизма широко использовались в неоклассическом направлении экономической мысли. Так, ее основоположник А.Маршалл предложил в качестве методов исследования следующее:

1) Отрицание причинно-следственные связей, признание только связей взаимодействия;

2) Метод частичного равновесия (исследуется действие на изучаемое явление только одного из факторов, при неизменности всех остальных).

Маршалл пришел к мысли, что постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения.

Все экономисты-позитивисты (как классические — Дж.С.Милль, У.С.Джевонс, так и поздние неопозитивисты — Т.Хатчисон, М.Фридмен, П.Самуэльсон, М.Алле, Ф.Махлуп и др.) основной акцент делали на эмпирическом знании. Так или иначе, в той или иной форме, они объявляли его самоценным знанием и целью всего научного исследования. Соответственно этому, экономические гипотезы во многом квалифицировались как вспомогательные средства, инструменты познания, представляющие собой либо форму обобщения экономических фактов, либо искусственную знаково-символическую, операциональную конструкцию, приобретающую статус знания лишь в той мере, в какой она может быть связана с экономическими данными и прогнозами.