Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 38.03.03 «управление персоналом»

Курсовая работа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с учебным планом профессиональной подготовки 38.03.03.01 – «Управление персоналом организации» предполагается написание и защита курсовой работы по дисциплине «Методы исследования управления персоналом».

Курсовая работа – это самостоятельное научное исследование студента, завершающее изучение конкретной научной дисциплины и посвященная одной из актуальных проблем научного познания. Выполнение курсовой работы предполагает отражение уровня общетеоретической специальной подготовки студента, его способности к научному творчеству, умение использовать полученные навыки в научных исследованиях по избранной специальности. Данные методические рекомендации определяют деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами» Сибирского федерального университета при проведении исследований в рамках курсовой работы и защиты полученных результатов исследований. Здесь излагаются основы методологии, методики и техники данного вида учебной деятельности, технология написания КР и правила оформления ее текстового и иллюстративного материала с учетом требований, предъявляемых к работам такого рода, а также оформления его результатов. В пособии поставлена задача — рассмотреть весь процесс подготовки курсовой работы от выбора темы до публичной защиты. Рекомендации адресованы студентам направления 38.03.03.01 – «Управление персоналом» дневной и заочной формы обучения.

Итак, в курсовой работе студент систематизирует знания, полученные на занятиях, в ходе самостоятельной работы и отражает их в виде теоретического исследования (иногда с использованием практического материала, при желании студента), где представлен анализ научных взглядов по какой-либо теме.

Выполнение курсовой работы занимает важное место в подготовке высококвалифицированных специалистов, поскольку ее написание способствует глубокому изучению учебных дисциплин, включенных в процесс обучения и дает возможность развить навыки теоретического и практического анализа. В ходе проведения теоретического анализа в курсовой работе должен учитываться отечественный и зарубежный опыт.

Выполненную работу студенты сдают на рецензию и защищают ее у руководителя в сроки, установленные учебным планом. Студенты, несвоевременно выполнившие и не защитившие курсовую работу, к сдаче экзаменационной сессии не допускаются, в случае отсутствия уважительной причины.

Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами при подготовке курсовой работы, включают:

4 стр., 1797 слов

Курсовая работа: Роль и значение управления персоналом

... курсовой работы или возврата ее студенту на доработку. Структура курсовой работы по управлению персоналом , Структура курсовой работы по управлению персоналом Структура курсовой работы по управлению персоналом представляется в виде введения, основной части, состоящей из трех глав: теоретической ... в которых нуждается экономика страны. Поэтому курсовая работа по управлению персоналом должна учитывать ...

1. обоснование актуальности выбранной темы, ее ценности и значения;

2. определение актуальности исследования, выделение объекта и предмета, постановка задач, обоснование выбора методов исследования;

3. поиск и сбор необходимого фактического материала для проведения анализа состояния объекта исследования;

4. анализ отечественной и зарубежной литературы, научных и справочных источников по теме исследования;

5. развитие умения студента самостоятельно собирать, систематизировать фактический материал по состоянию объекта исследования и анализировать сложившуюся ситуацию (тенденции) в науке;

6. изложение собственной точки зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;

7. формулирование выводов на основе проведенного анализа;

8. оформление работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам согласно методических указаний и СТО 4.2-07-2014 (Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности).

Подготовка курсовой работы обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и некоторую необходимую совокупность методологических представлений и практических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

2. Роль научного руководителя при подготовке студентом КР

В целях оказания студенту теоретической и практической помощи, а также для контроля над процессом написания курсовой работы, выпускающей кафедрой назначается руководитель КР. Руководитель знакомит с календарным графиком выполнения КР, проводит консультации в соответствии с установленным графиком, рекомендует студенту необходимую для проведения исследования литературу, оказывает помощь в разработке методологической части курсовой работы, ее структуры, подборе методов исследования, в разработке текста доклада, электронной презентации. В обязанности руководителя также входит контроль над выполнением студентом работы, сообщать заведующему кафедрой о нарушениях установленной процедуры подготовки КР, проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования. По окончании работы над исследованием руководитель оценивает результаты данного вида деятельности студента по 5-бальной школе.

3. Деятельность студента при подготовке КР

В свою очередь студент постоянно информирует руководителя о ходе подготовки КР, консультируется по спорным и вызывающим затруднения вопросам, извещает об отклонениях от утвержденного плана-графика, самостоятельно работает над поиском источников информации, необходимой в процессе работы над исследованием, работает над списком использованной литературы. В процессе работы студент проявляет умение и способность актуализировать проблему исследования, ставить научные цели, задачи, выделять объект, предмет исследования, выбирать методы исследования, адекватные его цели, анализировать, синтезировать литературные источники, формулировать и обосновывать полученные выводы.

Соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры защиты работы, заблаговременное представление руководителю промежуточного и окончательного варианта КР, в том числе сроков предоставления готовой КР на проверку позволят студенту проявить свои профессиональные компетенции и получить позитивный ожидаемый результат от исследовательской деятельности.

8 стр., 3544 слов

Самостоятельная работа: Учебное пособие: Методические указания для выполнения самостоятельной работы «Экономика организации (предприятия)» для студентов очной формы обучения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

... бизнес-плана. Выполнение заданий по самостоятельной работе должно формировать навыки работы с литературой, умение выбрать главное, самостоятельность в добывании знаний. Цели, основные виды самостоятельной работы студентов Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным ...

4. Содержание основных этапов выполнения курсовой работы

Весь процесс работы над КР состоит из нескольких последовательных этапов: выбор темы КР, разработка первоначального плана исследования, работа над введением (актуальность исследования, постановка цели, задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор методов и методик исследования), основной частью работы, формированием заключения (решение всех поставленных во введении задач, формулирование выводов), подготовка доклада, его электронной презентации, защита КР. Рассмотрим все эти этапы исследования подробно.

Выбор темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы может осуществляться двумя путями. Тема может быть выбрана из списка тем КР, которые разрабатываются и рекомендуются выпускающей кафедрой «Экономика и управление бизнеспроцессами» (см. Приложение 1).

Студенту также предоставляется право предлагать свою хорошо обдуманную, обоснованную на предмет целесообразности ее разработки, тему исследования.

Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит научно-практический интерес студента. Это, прежде всего, относится к студентам, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, участвовали ранее в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, возможно, имеют или готовят публикацию по избранной теме исследования.

По одной проблеме могут выполняться курсовые работы несколькими студентами, если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие также находит свое отражение в плане курсовой работы.

Разработка первоначального плана исследования

Рабочий план курсовой работы разрабатывается студентом при участии руководителя. Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана курсовой работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов могут появиться новые данные, представляющие теоретический интерес. Все изменения в плане курсовой работы должны быть согласованы с руководителем. Окончательный вариант плана курсовой работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой содержание (оглавление) работы.

Параллельно с формированием структуры курсовой работы необходимо сформулировать методологический аппарат исследования, то есть, определить его актуальность, объект и предмет исследования, что является теоретической и методологической основой исследования, а также его цель и задачи. Об этом подробно изложим в следующем параграфе, в разделе «Введение».

2 стр., 941 слов

Курсовая работа: Методические указания к выполнению курсовых работ «Маркетинговые исследования»

... написания курсовой работы , План написания курсовой работы Введение В этой части следует раскрыть содержание и сущность дисциплины "Маркетинговые исследования", обосновать актуальность проведения исследований на современном этапе. Выбрать рынок конкретного продукта для исследования, обосновать актуальность ...

5. Композиция курсовой работы

Композиция КР – это последовательность расположений ее основных частей, к которым относится текст (под текстом понимаются главы и параграфы).

Согласно требованиям к оформлению выпускной квалификационной работы СТО 4.2–07–2014 (подлежат обязательному применению сотрудниками университета и студентами, обучающимися по всем направлениям и формам получения высшего образования, режим доступа к ресурсу http://about.sfu-kras.ru/node/8127), текстовые документы КР состоят из следующих структурных элементов:

— титульный лист; — реферат; — содержание; — введение; — основная часть; — заключение; — список использованных источников; — приложения.

Курсовая работа (текстовый документ) выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman 14 размера, используя полуторный интервал. Абзацный отступ должен составлять 12,5 мм (равен 5 знакам).

Должны быть соблюдены следующие размеры полей:

Левое – 30 мм;

Правое – 10 мм:

Верхнее и нижнее – 20 мм.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Титульный лист входит в общее число страниц документа, но не нумеруется. Нумерация выставляется в центре нижней части листа. Оформление заголовков, таблиц, схем, диаграмм, списка литературных источников изложено в СТО (Стандарт организации) 4.2–07– 2014.

Титульный лист

Итак, титульный лист является первой страницей текстового документа, который следует оформлять в соответствии с разделом 7 стандарта (СТО 4.2-07-2014, режим доступа к ресурсу http://about.sfukras.ru/node/8127).

Титульный лист содержит следующие реквизиты:

— наименование университета;

— наименование института в структуре университета;

— наименование кафедры, на которой выполнена работа;

— вид работы (курсовая работа);

— наименование темы;

— фамилии, инициалы и подписи руководителя, исполнителя работы;

— город и год выполнения работы.

Образец заполнения титульного листа приведен в Приложении 2 (а; б) данного пособия.

Реферат должен содержать в себе ключевые слова, актуальность, проблему исследования, его методологию, промежуточные результаты. Аннотация составляет не более одной страницы текста.

Содержание

В содержании последовательно включают наименования структурных элементов, разделов и подразделов текстового документа с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти разделы. Заголовки отдельных параграфов обычно включают в себя от 2 до 14 слов (не более 2 машинописных строк), они должны состоять по возможности из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Чаще всего такие слова отражают предмет, о котором идет речь, или дают его общую характеристику. Точность заголовка обеспечивается адекватностью содержания помещенного под ним текста. Он не должен сокращать или расширять объем смысловой информации.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в какой-либо другой формулировке, последовательности и соподчиненности в тексте нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером странице в правом столбце содержания (см. Приложение 2).

17 стр., 8107 слов

Реферат: Контрольная работа( , курсовая) История Японии

... В этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового лидера. 2. Феномен японской экономики. Хотя ... экономики к "дорогой иене". В основном осуществлен переход к новой модели экономического развития страны, снимающей акцент на экспортную ориентацию и ставящей во главу угла задачу ...

Введение

Во введении находит свое отражение методологический аппарат курсовой работы. Его текст начинается с обоснования выбора темы (актуальность исследования), определения объекта, предмета исследования, формулирования цели, поставленных в работе задач для ее достижения, методов исследования, с помощью которых будут решаться задачи.

Важное требование, предъявляемое к любому научному труду– это обоснование актуальности темы, по которой проводится данное исследование. Актуальность темы характеризует ее востребованность и важность для решения определенной проблемы (задачи, вопроса), возникшей перед автором работы. В тексте следует пояснить по какой причине ранее не рассматривалась данная проблематика, или рассматривалась с иной позиции. Также необходимо выявить, насколько выбор данной темы обусловлен развитием науки, накоплением новых методов исследования и сведений, необходимостью проведения исследования именно в данной организации и т.д. Актуальность исследования должна быть представлена в виде противоречивой ситуации, которая требует конкретного и обоснованного решения существующей проблемы и должно связываться с практической необходимостью.

Итак, исследователь, обращаясь к определенной проблеме, должен иметь четкое представление о том, на какие практические вопросы дадут ответы результаты его исследований. Кроме этого, курсовая работа должна быть написана с учетом современного уровня научных знаний, а тема иметь практическое значение для жизни организации, ее социальноэкономического развития. Актуальность исследования представляет собой основной вопрос, который исследователь должен поставить себе еще до начала работы над курсовой. Если тема исследования не актуальна, то выполнение работы не будет иметь никакого смысла и практического применения. Актуальность темы – это степень важности исследования в данной ситуации, в данный отрезок времени для решения конкретных задач, вопросов и проблем.

Объем актуальности темы курсовой работы может занимать примерно половину страницы. Чтобы показать степень разработанности выбранной темы, во введении делается краткий обзор литературы со ссылкой на авторов по данной проблеме, как правило, здесь важное значение имеет изложение основных этапов развития научной мысли в данном направлении, причем как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Чтобы показать состояние разработанности выбранной темы, во введение делается краткий обзор литературы по данной проблеме, как правило, здесь важное значение имеет изложение основных этапов развития научной мысли в данном направлении, причем как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Студенту, таким образом, предоставляется возможность продемонстрировать свое умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Рекомендуем материалы такого обзора систематизировать в определенной логической последовательности. Поскольку курсовая работа обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

3 стр., 1032 слов

Курсовая работа: Оформление курсовой работы. Правила выполнения курсовой работы по экономике отрасли

... . Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце. Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту курсовой работы. Номер ... 3-х разделов); - заключение; - список использованной литературы; - приложения. Оптимальный объем работы 30-35 страниц текста. Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям ГОСТа 2.105 и ГОСТа ...

Содержание структурного элемента «Введение» (см. Приложение 3а;б) должно соответствовать требованиям методических указаний к выполнению КР.

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое), с которой студент имеет дело. Формулировка объекта — важный этап научного исследования. Между тем не всегда придается должное значение этой категории научного знания, считая ее формальностью. Однако неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки.

Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта. Чаще всего это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений. При формулировании предмета следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

На основе определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над КР. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Формулировки цели исследования обычно начинаются словами «разработать», «исследовать» (модель, критерии, рекомендации, требования, основы и др.)», «обосновать что-либо», «выявить что-либо» и т.п.

Сформулированная цель исследования логически определяют его задачи, которые выступают как основные этапы работы студента. Формулировка задач делается в форме перечисления, например: «для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить…..

2) Выявить….

3) Разработать…

4) Экспериментально проверить…

Перечисление задач определяется логикой исследовательского процесса. Формулировать задачи необходимо как можно точнее, т.к. их решение должно найти свое отражение в содержании КР. Из формулировок задач обычно формулируются названия глав курсовой работы.

Методы исследования раскрывают методологические основы КР. К ним относятся общенаучные и специальные. К общенаучным классическим методам относят: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы эмпирического и теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

37 стр., 18199 слов

Бизнес-план: Исследование методов и приемов экономического анализа а на предприятии

... . 1. Алгоритм создания бизнес-плана Именно поэтому в качестве предмета исследования данного дипломного проекта выбран экономический анализ разработки бизнес-плана. Цель дипломного проекта - исследование методов и приемов экономического анализа бизнес-плана на предприятии приборостроения и ...

Более подробно рассмотрим методы исследования в другом параграфе.

Основная часть

Основная часть курсовой работы должна содержать 2 главы, разбитые на пункты. Названия глав и пунктов не должны повторять название темы курсовой работы. Содержание основной (исследовательской) части определяется характером, объемом материала, поставленными задачами. В зависимости от этого автор определяет содержание глав, их последовательность. Каждая глава должна иметь предельно краткие названия, точно отражающие их содержание. Все части должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Текст целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т. д. Каждая глава завершается краткими выводами. В случае большого количества наглядных и схематических материалов оформляются приложения. Итак, основную часть выполняют в соответствии со структурой курсовой работы для решения поставленных во введении задач для достижения цели работы. В разделах основной части текстового документа (Глава 1) дается анализ литературных источников, собственно решается первая задача исследования. Как правило, Глава 1 содержит в себе не менее трех параграфов, где параграф 1.3. заканчивается выводами по главе.

Студенту, таким образом, предоставляется возможность продемонстрировать свое умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Рекомендуем материалы такого обзора систематизировать в определенной логической последовательности. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены. Итак, Глава 1 является теоретическим анализом научных литературных источников по проблеме исследования и обязательно должна содержать в себе ссылки на авторов. При изложении спорных вопросов темы необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной.

Глава 2 содержит в себе обоснование выбора методов и методик исследуемого процесса или явления (параграф 2.1.), результаты экспериментальных исследований (выявление проблемных полей организации), расчеты, графики, таблицы, схемы, отражающие сущность выполненной работы (параграф 2.2.), а также выводы по главе (отделяются абзацем в конце параграфа 2.2.).

Понятно, что глава (а в ней параграфы) направлены на решение задач, поставленных перед исследователем во введении. Акцентируем внимание на том, что следует строго выдерживать стиль письменной речи, а именно – безличный монолог. С этой целью используются неопределенно-личные предложения и страдательный залог. В тексте допускается изложение только от третьего лица единственного числа и первого лица множественного числа. Подчеркнем, что личное местоимение единственного числа первого лица (я), его склонения (моего, мне, мною), притяжательные местоимения (мой, моя, мое) и все падежные формы (моего, моему, моим, о моем и т.д.) в тексте КР не используются. Никакой из разделов, параграфов не может завершаться рисунком, таблицей, перечислением каких-либо признаков. Единственной формой завершения параграфов и глав являются краткие сформулированные выводы.

10 стр., 4651 слов

Дипломная работа: Рекомендуемая структура доклада при защите выпускной квалификационной (дипломной) работы

... работы; подготовка доклада и иллюстрационного материала (таблиц, графиков, презентации и т.д.) работы. В приведенном перечне указаны укрупненные этапы работы - общие для всех студентов. В ... графического и текстового оформления результатов исследования, иллюстрирующих содержание работы. Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна показать уровень сформированности исследовательской ...

Заключение

В Заключении, которое составляет не более 2 страниц, следует обобщить результаты выполненного исследования. Полученные результаты – это решение поставленных задач, которые формулируются как выводы. Заключение выполняет роль подведения итогов исследовательской деятельности, обусловленное логикой проведенного исследования. Данный раздел КР содержит в себе: выводы по результатам выполненной работы; оценку полноты решений поставленных задач. Выводы должны быть конкретными и не касаться вопросов, которые выходят за рамки того, что было рассмотрено в основном тексте (см. Приложение 3).

Особое внимание обращаем на то, что после каждой главы важно сформулировать выводы по тому, о чем в ней было сказано.

Оформление текста основной части следует выполнять в соответствии с требованиями СТО-4.2.-07-2014.

Список использованных источников

В список вносят все литературные источники, правовые и нормативные документы, на которые сделаны ссылки в тексте работы или положения которых цитировались. Список использованных источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008, СТО (Стандарт организации) 4.2–07–2014.

Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме

При работе над теоретическими главами КР важна такая процедура как подбор и ознакомление с литературой. Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы работы. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки СФУ [http://bik.sfu-kras.ru/], его электронным каталогам изданий, библиотек находящихся на любой из площадок университета, общедоступных библиотек (Краевая научная библиотека), а также использовать Internetресурсы.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

— начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса — монографий и журнальных статей;

-детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе

— выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам работы, предусмотренным планом;

— при изучении литературы не следует стремиться освоить всю информацию, в ней заключенную. Необходимо отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в курсовой работе;

2 стр., 918 слов

Маркетинговое исследование: Особенности маркетинговых и социологических исследований

... в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований существенно ... в этом смысле хорошие социологические исследования выступают в качестве "установочных" по отношению к маркетинговым исследованиям. Если исследователь рынка приступает к масштабному маркетинговому исследованию, ...

— изучая литературные источники, необходимо тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;

— следует ориентироваться на самые авторитетные источники, например, на научные журналы; монографии и точно указывать, откуда взяты материалы.

Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения — цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы, во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы.

6. Методы и методики исследования в управлении персоналом

6.1.Общенаучные методы исследований, используемые в

управлении персоналом Наблюдение Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Сравнение Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Измерение Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Абстрагирование Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. При абстрагировании производится отделение существенного от несущественного, вычленение наиболее важного в интересующих исследователя явлениях. Именно здесь осуществляется оценка различных сторон явления, различных факторов и т.д., т.е. идет подготовка акта абстракции, отвлечения. Анализ и синтез Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего с анализом и синтезом. Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Индукция и дедукция Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Моделирование Моделирование — особый и весьма универсальный метод научногопознания, который изучает объект (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объектуоригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Как известно, в процессе познания модель выступает, прежде всего, в качестве источника информации об оригинале и служит средством ее фиксации. Эта фиксация особенно ярко выражена у знаковых моделей, представляющих собой специфическую форму знания, тесно связанную такими ее формами, как теория, гипотезазакон и т.д. Эвристические методы Под эвристическими (от греч. heurésko — отыскиваю, открываю) понимаются методы, используемые для разработки и принятия управленческих решений, которые имеют характер творческого мышления. Они обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Если формальные методы жестко детерминируют действия в определенной ситуации и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха, то эвристические методы, лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятное направление поиска идеи решения. Ассоциативный метод Данный метод основывается на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогий их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия. Пример использования метода: Создание слогана фирмы. Метод мозгового штурма Метод основан на использовании коллективного разума и синергии группы людей, которые позволяют генерировать поток идей по решению какой-либо проблемы, созданию нового продукта и т. д., а затем, на основе экспертизы выбрать наиболее продуктивные идеи. Пример использования метода: Разработка управленческого решения в отношении чего-либо. Метод синектики Данный метод состоит в объединении в одну творческую группу экспертов разных областей или специальностей. Главная задача экспертов — выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний, разъяснения сущности действительной проблемы, генерирование решений проблемы. Пример использования метода: Анализ проблем организации в области управления человеческими ресурсами. Формализованные методы Формализованные методы, используемые для разработки и принятия управленческих решений, имеют характер рационального мышления иреализуется на основе логических законов либо путем перебора (полного или частичного) альтернатив и их оценки на основе заранее разработанных критериев. Параметрический метод Сущностью данного метода является выявление и устранение физических противоречий, присущих исходной системе. Под физическим противоречием понимаются взаимоисключающие требования, предъявляемые к элементу системы. Разрешение этого противоречия возможно на основе использования одного из следующих приемов: — заменить узловой элемент системой, состоящей из двух элементов, каждый из которых удовлетворяет одному из требований; — изменить условия, в которых находится узловой элемент; — заменить узловой элемент объектом, который на разных стадиях жизненного цикла (фазах) будет соответствовать разным требованиям. Пример использования метода: Управление персоналом в системе менеджмента организации. Затраты на персонал, с одной стороны, снижают рентабельность от деятельности организации, с другой, необходимы для ее эффективной работы. Морфологический метод В совершенствуемой системе выделяются несколько морфологических признаков (структурных или функциональных).

Выделяются только существенные признаки, от которых зависит решение проблемы или достижение цели. По каждому признаку составляется список его альтернатив. С помощью перебора всех возможных сочетаний признаков и альтернатив, выявляются новые способы решения задачи, выработать новые идеи или подходы. Пример использования метода: формирование модели компетенции должностей сотрудников (признаки — компетенции, альтернативы — должности сотрудников предприятия; выбор альтернатив управленческого решения на основе критериев).

Комбинаторный метод Данный метод является усовершенствованием морфологического метода. Объект исследования необходимо разагрегировать на сопоставимые (однородные) перечни вариантов по отдельным признакам. На следующем этапе происходит сопоставление отдельных признаков друг с другом и на этой основе выработка вариантов новых способов решения задачи, выработки новых идей или подходов. Пример использования метода: построение системы управления персоналом на основе его структурного анализа (табл.1).

Метод логического поиска Данный метод основан на цепочке логических суждений, имеющих причинно-следственную связь и направленной на поиск решения какойлибо задачи. Направление цепочки логических решений может быть различным: от мета системы к подсистемам (дедуктивный путь), от элементарных элементов и систем к более сложным системам высшего уровня (индуктивный путь), от следствия — к причине внутри систем одного уровня. Пример использования метода: построение диаграммы Исикавы, разработка дерева решений, построение дерева целей. Статистические методы В основе данной группы методов лежит обработка некой случайной выборки, под которой понимаются результаты последовательных и независимых экспериментов. Используется для исследования процессов и объектов по результатам массовых экспериментов со случайными величинами или событиями. Наиболее широкое применение эта группа методов нашла применение в маркетинговых исследованиях и в системе управления персоналом. Регрессионный анализ Данный метод ставит своей задачей изучение зависимости одной случайной величины от ряда других величин. Например, исследование зависимости спроса на продукт, от продолжительности рекламного сигнала, исследование зависимости объема потребления товара от цены на него. Наибольший интерес регрессионная модель представляет для прогноза каких-либо событий во внутренней или внешней среде организации. Пример использования метода: прогноз изменения на рынке труда; оценка влияние различных факторов на проведение изменений в организации. Корреляционный анализ Данный метод используется для определения степени линейной зависимости между случайными величинами. Основными задачами корреляционного анализа является оценка корреляционных характеристик и проверка статистических гипотез о степени связи между случайными величинами. Корреляционной характеристикой является коэффициент корреляции, равный математическому ожиданию произведений отклонений случайных величин от своих математических ожиданий и нормированный относительно среднеквадратичных отклонений данных случайных величин. Пример использования метода: оценка влияния уровня избегания неопределенности сотрудников предприятия на число техногенных аварий на производстве. Дисперсионный анализ Данный метод используется для проверки статистических гипотез о влиянии на показатели качественных факторов, не поддающихся количественному измерению. Для проведения дисперсионного анализа качественный фактор, показатель (например, конкурентоспособность предприятия) описывается необходимым количеством его состояний для оценки которых проводится необходимое количество экспериментов. Далее рассчитываются статистические оценки для каждой группы экспериментов и анализируется соотношение между ними. Пример использования метода: Оценка влияния прибыли от производства на деловую репутацию предприятия; оценка влияния цветовых образов в рекламе продукта на лояльность потребителя к этому продукту. Ковариационный анализ Данный метод используется для создания и изучения вероятностных моделей процессов, в которых присутствуют одновременно как качественные, так и количественные факторы, то есть он объединяет регрессионные и дисперсионные методы. Метод временных рядов Данный метод используется при исследовании дискретного случайного процесса, протекающего за определенный интервал времени. Результаты экспериментов или наблюдений, полученные на данном интервале представляются в виде временного ряда, каждое значение которого включает детерминационную и случайную составляющие. Детерминационную составляющую называют трендом. Пример использования метода: Исследование изменений, происходящих на рынке, связанных с сезонным характером; Метод главных компонентов Исследуется при рассмотрении некоторых случайных значений показателей в целях определения общих для них факторов (компонентов), от которых все они зависят. Степень зависимости показателей от компонента называется нагрузкой показателя на компонент. Результатом анализа является модель главных компонентов, в которой каждый показатель представлен суммой произведений компонентов и их нагрузок. Модель главных компонентов показывает, что и в какой степени определяет исследуемые показатели, а также, объясняет связи между ними. Пример использования метода: Исследование корпоративной культуры организации, ее показателей и факторов (компонентов), на нее влияющих Факторный анализ По своей сути совпадает с методом главных компонентов, но используется для исследования сложных систем управления с большим числом показателей. За множеством показателей системы стоит небольшое число независимых скрытых параметров, называемых факторами. Они определяют значение показателей и связь между ними. Степень взаимосвязи между фактором и показателем называется факторной нагрузкой, количественное значение которой равно коэффициенту корреляции между ними. Если фактор связан со всеми показателями, то он называется генеральным; если с некоторой группой, то групповым; если существует связь только с одним показателем, то фактор называется специфическим. Пример использования метода: Исследование факторов, определяющих экономическое развитие региона.

6.2. Специальные методы и методики исследования,

используемые в управлении персоналом В эту группу входят методы и методики, которые получили наиболее широкое распространение в управлении персоналом, как в сфере диагностики организации и ее окружения, так и в сфере организационных интервенций, проведении организационных изменений. Характеристика методов и методик представлена в табл.2. Заметим, что здесь приведена некоторая часть методов исследования проблем в управлении персоналом. Методы и методики, адекватные, непосредственно избранной теме исследования, несомненно, будут обсуждаться с руководителем в ходе написания курсовой работы. 27 29 31

7. Подготовка электронной презентации доклада

В ходе защиты курсовой работы у вас будет возможность использовать технические средства (электронная доска, проектор, ноутбук) и важно подготовить электронную презентацию по теме вашего доклада, в которой бы была отражена основная идея и пути ее реализации в КР. Для того, чтобы выполнение заданий было эффективным, необходимо учитывать следующие рекомендации. Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации. Рассмотрим их подробнее.

Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, формирование структуры и логики подачи материала.

Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного материала. Вы проверяете – насколько удачно вы «смонтировали» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. В конце концов, вы как бы смотрите на себя со стороны и спрашиваете себя – а насколько я и моя презентация эффективны, насколько мы достигаем намеченной цели?

Ниже мы рассматриваем только первый, но определяющий этап: планирование презентаций.

Планирование презентации

План подготовки электронной презентации состоит из: – Определения целей. – Определения основной идеи презентации. – Подбора дополнительной информации. – Планирования вступления. – Создания структуры презентации. – Проверки логики подачи материала. – Подготовки заключения.

Первый шаг – определение целей

Итак, самый первый шаг при подготовке презентации – это определение целей. Часто при подготовке презентации студенты концентрируются на вопросе: «Что я буду говорить?». Для того, чтобы успешно подготовиться к данному виду самостоятельной работы рекомендуем ответить на ряд вопросов, приведенных ниже:

По окончании моей презентации слушатели будут _____________

Цель моей презентации ___________________________________

Я буду говорить о _______ для того чтобы __________________

Первым шагом в подготовке презентации является определение целей. И какими бы вам ни казались ваши цели очевидными, как бы вам ни казалось, что вы их отчетливо понимаете, сформулируйте их.

Для того, чтобы выступить успешно, необходимо не только владеть материалом (условие необходимое), но и уметь его «преподнести» слушателям в форме, удобной и понятной для них.

Второй шаг – выделение основных идей презентации

Чтобы выделить основные идеи вашей презентации, подумайте, как бы вы ответили на следующие два вопроса: – какие идеи будут соответствовать целям моей презентации? – какие идеи мои слушатели должны услышать прежде всего?

Основные идеи должны служить конкретным целям, содержать умозаключения, быть интересными, их не должно быть много (обычно не более четырех – пяти).

Существует много способов выделения основных идей презентации. Например, с помощью приемов, заимствованных из теории рекламы и продаж товара. Проверьте себя – отвечая на вопросы: – Кто? Что? Где? Почему? Когда? Как?

Используйте при этом тот самый обобщенный портрет слушателя, который вы создали себе в соответствии с рекомендациями предыдущего материала.

Третий шаг – факты и аргументы

Речь идет о том, что важно, чтобы материал, который вы представляете, был аргументированным и доказательным для поддержки основных идей. То есть – после того как вы выделите основные идеи работы, вам необходимо подобрать материал, сопровождающий эти идеи. Такой дополнительной информацией могут быть: примеры, сравнения, статистика, графики, аудио и видео материалы, экспертные оценки.

Четвертый шаг – планирование вступления

Вам предстоит представлять результаты КР. Для эффективной коммуникации с аудиторией желательно исключить множественные извинения (не находите свой файл электронной презентации на рабочем столе компьютера и т.д.), длинные и медленные предложения; банальные вопросы; множественные ссылки на теоретические источники. Важно, чтобы презентация была тщательно просмотрена несколько раз и приведена в соответствие с рекомендациями вашего руководителя.

Пятый шаг – логика и переходы

Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, вам необходимо продумать переходы: от вступления к основной части презентации, от одной основной идеи к другой, от одного слайда к другому. Переход – это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой. Продумайте – каким образом вы будете давать аудитории понять, что вы закончили обсуждение одного тезиса вашего доклада и переходите к следующему. Помогите слушателям сформулировать для себя понимание того, как увязаны в вашем выступлении эти части.

С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за вашим докладом. Для обозначения перехода можно: – использовать короткие фразы,