Организация прогнозирования национальной экономики

Курсовая работа
Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ

Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на различных территориальных уровнях.

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.

Прямое воздействие осуществляется в следующих формах: финансовая помощь и финансовое участие государства (в деятельности регионов, предприятий); антимонопольный контроль; контроль за ценами; контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.

Формами косвенного воздействия выступают: налоговая политика; региональная политика; регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; планирование и прогнозирование и т.д.

Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а, следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть основные понятия и определения прогнозирования;

определить задачи, функции прогнозирования;

рассмотреть классификацию прогнозов;

4 стр., 1859 слов

Реферат: Государство в рыночной экономике

... мере значимости и масштабам воздействия на экономику можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование и экономическое программирование. Для принятия грамотных экономических решений государство нуждается в научно обоснованном прогнозе. ...

выделить основные принципы и методы прогнозирования;

рассмотреть структуру и классификацию прогнозных моделей;

определить структурные элементы и этапы разработки прогнозов.

Объектом исследования является национальная экономика.

Предметом исследования является организация прогнозирования национальной экономики.

В качестве теоретической базы исследования используются современ-ные учебники и учебные пособия авторов Афанасьева В.Г., Власова М.П., Кнорринга В.И., Павловского Ю.Н. и многих других, а также материалы периодической печати.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1 Методологические основы социально-экономического прогнозирования

1.1 Основные понятия и определения

Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает знание наперед, т.е. это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию об объекте прогнозирования и получить представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.

Результатом познавательной деятельности человека является получение знания о будущих событиях, которое может выражаться в различных формах.

Предсказание и предвидение — это близкие понятия, содержащие различный смысл. Предсказание — это суждение о состоянии субъекта или объекта в будущем, основанное на логических умозаключениях. Предвидение — это суждение о состоянии объекта в будущем, основанное на познании закономерностей развития объекта.

Различают три формы предвидения: научное, ненаучное и эмпирическое. Научное предвидение представляет собой результат научной теории, который строится на основе выявленных научными методами закономерностей развития природы, общества, мышления (прогноз погоды, прогноз развития страны и т.д.).

Ненаучное предвидение основано на нереальных, фантастических взаимосвязях (гадание, ясновидение, предсказания Нострадамуса).

Эмпирическое предвидение базируется на повседневном опыте людей (например, народные приметы).

Научное предвидение имеет три формы: гипотеза, прогноз и план. Гипотеза — это предположение о развитии того или иного явления, которое может произойти, а может и не произойти. На уровне гипотезы даются, как правило, качественные характеристики о развитии исследуемого объекта, общие его закономерности и черты. Прогноз — это вероятное научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его достижения. По сравнению с гипотезой он имеет большую определенность, содержит не только качественные, но уже и количественные характеристики. План представляет собой постановку четко определенной цели и предвидение конкретных детальных событий исследуемого явления, объекта. Прогноз должен удовлетворять следующим требованиям: а) в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события; б) он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие; в) в момент высказывания необходимо располагать методами, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза. Такие методы называются методами верификации прогноза (оценка его точности и надежности).

15 стр., 7362 слов

Реферат: Экономика и экономическая теория : Прогнозирование развития образования ...

... развития образования применяется как адекватный ответ на запросы, обусловленные направлениями социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года. Данный принцип означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в ... доступности и качества образования в Новосибирской области в ходе его инновационного развития необходимо решение следующих задач:1. ...

Общие черты прогноза и плана: 1) социальная функция, т.е. прогноз и план разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни людей; 2) это продукт духовной деятельности людей, результат предвосхищающего сознания; 3) методологическая общность, т.е. часто прогнозы и планы разрабатываются одними и теми же методами, хотя планирование и прогнозирование имеют и свои специфические методы.

Различия между прогнозом и планом: 1) план носит директивный характер, прогноз — рекомендательный; 2) в разработке плана всегда предшествует разработка прогноза; 3) прогноз многовариантен, а план нет.

Следом за разработкой прогноза и плана наступает период конкретных мероприятий, их выработки. Часто этот процесс осуществляется в форме выработки программы. Программа — это документ с четко сформулированными целями и задачами, согласованный по срокам исполнения, источникам финансирования и конкретным исполнителям. Прогностика — это наука о закономерностях разработки прогноза. Она изучает общие принципы построения методов прогнозирования развития объектов любой природы. В ее предмет входят все вопросы, связанные с разработкой способов построения методов прогнозирования и принципов составления прогнозов.

1.2 Задачи и функции прогнозирования

Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую задачу: с одной стороны, давать объективную научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня, а с другой — выбирать направление деятельности и политики современности с учетом прогнозных оценок. Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.

Главная функция прогнозирования состоит в проведении научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.

1.3 Классификация прогнозов

Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов.

) По цели разработки прогнозы бывают поисковые и нормативные. Поисковые основываются на выяснении будущего развития исследуемого явления при сохранении тенденции прошлого. Нормативные учитывают заранее поставленные цели, определенные пути и сроки их достижения. Они разрабатываются от заданного состояния в будущем с учетом существующих тенденций.

) По временному горизонту выделяют:

а) оперативные прогнозы, которые разрабатываются на срок до одного месяца и содержат только количественные показатели;

б) краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до одного года и содержащие общие количественные показатели;

5 стр., 2209 слов

Реферат: Планирование и прогнозирование финансово-экономических показателей

... план – обязательность исполнения. 3. Прогнозирование финансово-экономических показателей, методы прогнозирования Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления. Экономический прогноз – это научно обоснованное ...

в) среднесрочные прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки;

г) долгосрочные прогнозы, разрабатываемые на период 5-15 лет, содержащие общие количественные и общие качественные показатели;

д) дальнесрочные прогнозы, которые разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики.

) По содержанию
прогнозы бывают:

а) экономические — предоставляют информацию о развитии любого экономического показателя;

б) демографические — охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.;

в) социальные — представляют информацию об уровне и качестве жизни населения;

г) экологический — дает информацию об изменении экологической ситуации в стране, городе, области и пр.;

д) прогноз природных ресурсов — содержит информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду;

е) научно-технические — рассматривают достижения научно-технического прогресса.

) По методам разработки прогнозы бывают интуитивные и формализованные. Интуитивные прогнозы опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых ситуациях при прогнозировании могут быть использованы только эти прогнозы (например, когда объект прогнозирования новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования сложный и на его развитие оказывает влияние много факторов).

Формализованные прогнозы основываются на фактической информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами с помощью формализованных методов.

) По масштабности прогнозирования выделяют:

а) макроэкономические прогнозы (объект прогнозирования — это страна в целом);

б) структурные прогнозы (межрегиональные, межотраслевые и т.п.);

в) прогноз развития отраслевых комплексов;

г) региональные прогнозы (объектом прогнозирования выступает регион);

д) прогноз первичных звеньев экономики (объект — предприятие, фирма); глобальные прогнозы (объект — мир в целом, крупные мировые регионы).

1.4 Классификация объектов прогнозирования

Объект прогнозирования — это исследуемое явление, процесс, для которого разрабатывается прогноз. Классификация объектов прогнозирования необходима для того, чтобы выбрать наиболее адекватные им методы анализа и прогнозирования (существует приблизительно 150 методов прогнозирования).

Объекты прогнозирования классифицируются по следующим признакам.

. По природе объекты прогнозирования делятся на: а) научно-технические (ввод новой техники, появление новых материалов, новых научных открытий и т.д.); б) технико-экономические (прогнозирование технико-экономических показателей производства); в) экономические (любые экономические показатели); г) военно-политические (военные конфликты, военный потенциал страны и т.д.); д) естественно-природные (прогноз погоды, землетрясения, вулканы, штормы и т.д.).

. По масштабности объекты прогнозирования можно классифицировать в зависимости от числа переменных факторов, входящих в их описание при анализе: сублокальные — с числом значащих переменных факторов от 1 до 3 (численность населения страны); локальные — с числом переменных от 4 до 14 (производительность труда); субглобальные — с числом переменных от 15 до 35 (спрос населения на какой-либо товар); глобальные — с числом переменных от 36 до 100 (транспортная сеть региона); суперглобальные — с числом переменных свыше 100 (развитие какой-либо отрасли, транспортная сеть страны).

3 стр., 1412 слов

Реферат: Система государственных прогнозов,программ и планов социально-экономического ...

... вид прогнозов может быть дифференцирован по следующим основным направлениям: масштабности объекта прогнозирования; времени учреждения (по прогнозируемому периоду или горизонту прогнозирования); времени осуществления; цели прогнозирования; способу представления информации; характеру прогнозирования. Государственное прогнозирование на ...

. По степени детерминированности (определенности) объекты бывают детерминированные и схоластические. Детерминированные могут быть описаны математическими формулами (например, уровень безработицы, размер товарооборота на душу населения).

Схоластические трудно описать с помощью математических формул, так как на их развитие оказывают влияние факторы, которые трудно выразить количественно (например, ввод жилья в городе).

. По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на дискретные, апериодические и циклические. Дискретные (прерывные) — объекты, у которых развитие происходит скачками (например, курс доллара).

Апериодические — объекты, чей тренд развития имеет четко выраженную тенденцию. Циклические — объекты с трендом циклического характера, т.е. спад сменяется подъемом (например, спрос на товары, имеющие сезонный характер).

. По степени информационной обеспеченности выделяют объекты прогнозирования: с полным обеспечением количественной информацией в ретроспективном периоде; с наличием качественных показателей в ретроспективном периоде; с полным отсутствием ретроспективной информации.

1.5 Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования

Целью и главной задачей анализа объектов прогнозирования является разработка прогнозной модели. Анализ объекта прогнозирования начинается с его описания. Он должен содержать сведения о наиболее обобщенных ключевых показателях, характеристиках данного объекта, о структуре объекта и взаимосвязях между частями структуры.

Анализ структуры объекта осуществляется двумя путями:

) агрегированием, т. е. объединением частных детальных характеристик в более общие. Применение целесообразно, когда структура исследуемого объекта сложная (например, экономика страны, области).

Данный путь требует помощи экспертов, интуитивных методов;

) дезагрегированием, т. е. углублением детализации структуры от более обобщенных характеристик к более частным. Целесообразно использовать для объектов прогнозирования менее масштабных (например, численности населения города, области) с использованием формализованных методов. Основные методологические принципы анализа объектов прогнозирования:

) системность (объект прогнозирования рассматривается как система взаимосвязанных характеристик);

) специфичность (при прогнозировании учитываются специфические черты, закономерности объекта прогнозирования);

) оптимизация описания объектов прогнозирования (описание объектов прогнозирования должно обеспечивать высокую достоверность и точность расчетов);

) аналогичность (при анализе свойства объекта прогнозирования постоянно сопоставляются со свойствами сходных, известных более изученных процессов с целью минимизации затрат на разработку прогноза).

55 стр., 27176 слов

Методические рекомендации: Ключевые слова. модель регрессии, метод наименьших квадратов, остатки регрессии

... %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D 0%BA%D0%B0&page=4#none) С. 323-338. 4. Валентинов, В. А. Эконометрика [Электронный ресурс]: Практикум / В. А. Валентинов. - 3-е изд. - М.: ... в регрессионной модели случайного отклонения? 4. Как осуществляется спецификация модели? 5. В чем состоит различие между теоретическим и эмпирическим уравнениями регрессии? 6. В чем суть метода ...

1.6 Моделирование объектов прогнозирования

В экономической литературе модель (в переводе с латинского — мера, образец) — это математическое описание объекта, а также формула, определяющая законы его функционирования. В прогнозировании — это модель объекта, которая позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этого состояния.

В научной экономической литературе с точки зрения теории моделирования и управления выделяют несколько классов моделей.

. Функциональные модели, которые описывают функции, выполняемые основными составными частями системы.

. Модель физического процесса, строящаяся на основе выявления математических зависимостей переменных процесса производства.

. Экономические модели, базирующиеся на определении зависимости между различными экономическими показателями системы.

. Процедурные модели, описывающие порядок и содержание управленческих воздействий в системе.

. Экспертные модели, представляющие собой специальные формулы для обработки экспертных оценок и позволяющие описать функционирование объекта моделирования.

Из существующих форм описания, используемых в прогнозных моделях, можно выделить следующие: а) словесное описание — наиболее простой способ, применяемый в экспертных оценках (сценарный прогноз); б) графическое описание — используется на ранних стадиях прогнозирования (методы экстраполяции); в) блок-схема, матрицы-решения (метод «дерево целей»); г) математическое описание в виде формул, математических моделей (метод скользящей средней).

Анализ объекта прогнозирования должен проводиться с учетом некоторых методических принципов: системности, природной специфичности, оптимизации описания, аналогичности, верификации.

ГЛАВА 2 Методы прогнозирования и структура прогнозов, 2.1 Основные принципы и методы социально-экономического прогнозирования

Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя в нашей стране ушли такие принципы, как партийность прогнозирования, принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования.

В рыночных условиях среди основных принципов, на которых базируется процесс прогнозирования, можно выделить следующие:

) научная обоснованность прогноза (разработка с помощью научных методов, с учетом закономерности развития природы, общества и мышления);

) непрерывность прогнозирования (прогноз должен постоянно корректироваться с учетом изменения ситуации в стране, экономике);

) сочетание перспективного и текущего прогнозирования (данные виды прогнозирования осуществляются во взаимосвязи, но приоритет отдается перспективному прогнозированию);

) согласованность прогнозов (разработанный прогноз должен быть взаимосвязан со смежными прогнозами);

) многовариантность, альтернативность прогноза (рекомендуется разрабатывать несколько вариантов прогноза, чтобы в случае изменения ситуации использовать другой вариант. Обычно существует три варианта прогноза: оптимистичный, пессимистичный, реалистичный);

4 стр., 1987 слов

Реферат: Сущность прогнозирования экономического развития

... совокупности методов, средств и способов экономической прогностики. По масштабу прогнозных разработок выделяют: прогнозы макроэкономические (народнохозяйственные), межрегиональные и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных ... др. В процессе прогнозирования используются следующие два подхода: Сущность первого – прогнозировать, начиная от момента составления прогноза, постепенно проникая от ...

) выбор основных факторов (при прогнозировании должны быть заложены в расчеты основные факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс).

Это особенно актуально потому, что экономические процессы сложные, многофакторные и учесть влияние всех факторов невозможно;

) системность разработки прогноза (процесс прогнозирования следует рассматривать, с одной стороны, как единую целостную систему, а с другой — как сложную систему, состоящую из отдельных самостоятельных блоков);

) верифицированность прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверны и обоснованы);

) адекватность (максимальное приближение прогнозной модели к реальной действительности, тенденциям, закономерностям);

) рентабельность (эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку).

Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования.

В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.

Метод прогнозирования — это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования — это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования — это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.

Классификация методов прогнозирования осуществляется по трем основным признакам: 1) по степени формализации методов; 2) по общему принципу действия; 3) по способу получения прогнозной информации.

По степени формализации выделяют формализованные и интуитивные методы прогнозирования. Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул.

Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически.

В свою очередь эти две группы можно разделить по общему принципу деятельности и способу получения прогнозной информации. Формализованные методы подразделяются на методы экстраполяции и методы моделирования.

К методам экстраполяции относятся метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, метод наименьших квадратов, а к методам моделирования — методы информационного моделирования (патентный и публикационный), статистического моделирования, логического моделирования (прогнозной аналогии, «дерево целей»).

Интуитивные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Причем индивидуальные экспертные оценки основаны на обобщении мнений отдельных экспертов, выраженных независимо друг от друга. К ним относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания сценария. Коллективные экспертные оценки базируются на получении объединенной оценки от всей группы специалистов-экспертов, выработанной при непосредственном контакте. К таким методам относятся метод Дельфи, метод «мозговой атаки», метод экспертных комиссий.

71 стр., 35087 слов

Диссертация: Развитые страны в мировой экономике: особенности социально-экономических моделей

... моделей развитых стран; 4. Рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развитых европейских стран, а также США и Японии. Объектом исследования выступает экономика промышленно-развитых стран. Структура ... общества. 2. Отраслевая структура экономики развитых стран ... экономический рост и структуру экономики. 3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике ...

В экономическом прогнозировании применяются два принципиально отличающихся друг от друга подхода — поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых тенденций исследуемого явления или процесса, закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Причем, если возможные организационные решения способны существенно видоизменить наметившиеся тенденции, от них следует абстрагироваться. Основная цель поискового прогноза состоит в том, чтобы выяснить, что может произойти, какие проблемы могут возникнуть при сохранении существующих тенденций развития.

Нормативный прогноз основан на экстраполяции от будущего к настоящему, т.е. на определении оптимального состояния изучаемого объекта на период прогнозирования с использованием средств целеполагания по заранее сформулированным критериям. При нормативном прогнозе сначала задается некоторая цель развития объекта прогнозирования, а затем определяется траектория движения прогнозируемого процесса или явления. Цель данного подхода — выявление альтернативных путей достижения оптимума.

Поисковый и нормативный прогнозы не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Как правило, поисковый прогноз составляет первый этап разработки прогнозного исследования, на котором получается сравнительная оценка возможных вариантов развития. На втором этапе осуществляется разработка нормативного прогноза, который исходит из познанных общественных закономерностей, тенденций, потребностей развития, а также формулировка программы возможных путей, мер и условий для достижения поставленных целей с привлечением необходимых ресурсов и средств.

2.2 Структура и классификация прогнозных моделей

Конструктивно каждая модель представляет собой систему математических зависимостей (уравнений или неравенств) между переменными (показателями), отображающих определенные группы реальных экономических зависимостей. Переменные, описывающие экономические объекты, выступают в модели в качестве либо известных, либо неизвестных величин. Известные величины определяются вне модели, поэтому они носят название экзогенных (от греческих корней ехо -снаружи и genos — происхождение).

Значения неизвестных величин определяются в результате решения экономической задачи в рамках модели, поэтому их называют
эндогенными.

Модели конструируются таким образом, чтобы значения эндогенных переменных определялись в них однозначно либо неоднозначно.

В последнем случае открывается возможность выбирать среди допустимых значений эндогенных переменных такие, которые соответствовали бы представлениям об их наилучших вариантах. Если эти представления формализованы, они имеют математическую форму целевых (критериальных) функций.

Разделение переменных на экзогенные и эндогенные до известной степени условно и связано с техникой прогнозных расчетов. Расчеты часто состоят в получении различных вариантов прогноза в зависимости от различных значений переменных, экзогенных в каждом варианте расчетов. Однако при этом задача расчетов заключается именно в выборе значений последних.

40 стр., 19585 слов

Выпускная квалификационная работа: Современные социально-экономические модели развития экономически отсталых стран

... социально-экономических моделей развития экономически отсталых стран, на примере Индии, Чили, Малайзии; выявить сходства и различия социально-экономических моделей экономически отсталых стран. При ... сферу межгосударственного взаимодействия; область деятельности ТНК; сферу деятельности надгосударственных экономических организаций. [14] Сфера межгосударственных отношений достаточно традиционна, ведь ...

Параметры уравнений (неравенств) характеризуют интенсивность взаимосвязей между переменными.

В качестве простейшего примера прогнозной модели можно привести уравнение макроэкономической функции потребления:

С =
a + bY,

где(2.2.1)


Y

— использованный ВВП — экзогенная переменная;

С — потребление в составе использованного ВВП — эндогенная переменная;


a, b

— параметры модели.

В зависимости от того, каково значение параметра
b

(предельной склонности к потреблению), рост ВВП в прогнозном периоде сопровождается большим или меньшим ростом потребления. Кроме того, в моделях всегда присутствуют балансовые уравнения (тождества), или уравнения определения. Они показывают выражение одних переменных через другие. Таково, например, уравнение ресурсов и использования ВВП:


Y+U=C+I+E,

где(2.2.2)

ВВП + импорт = потребление + накопление + экспорт

С математической точки зрения балансовое уравнение эквивалентно уравнению поведения, в котором параметры при входящих в него переменных принимают значения 1 или -1 (т.е. переменные суммируются или вычитаются).

Модели классифицируются, прежде всего, по способу определения численных значений параметров.

В эконометрических моделях основная часть параметров определяется методами математической статистики на основе обработки отчетной экономической информации. Так, параметры указанной выше функции потребления могут быть определены лишь путем регрессионного анализа. А именно, значения параметров
а

и b
определяются по отчетным данным об Y
и С,
исходя из условия, чтобы модельные значения потребления воспроизводили отчетные данные о потреблении с наименьшей среднеквадратической ошибкой (так называемый метод наименьших квадратов и его модификации).

Использование регрессионных и подобных им методов связано с тем, что значения параметров не являются непосредственно наблюдаемыми. Исключение составляют лишь модели, содержащие простейшие функциональные уравнения следующего типа:


Y

= d К,
где (2.2.3)

Y — использованный ВВП;


К —

объем основного капитала;

  • коэффициент отдачи капитала, являющийся параметром модели.

В этой модели проблема оценки параметра отсутствует. Ясно, однако, что коэффициент отдачи капитала сам зависит от некоторой совокупности факторов — степени его обновления, технического уровня, меняющегося со временем, и т.д. Для определения его динамики, очевидно, надо строить какие-либо уравнения поведения.

Когда речь идет о построении моделей, описывающих национальную экономику или ее крупные сектора, регрессионный анализ оказывается практически единственным способом параметризации уравнений поведения. Лишь отдельные группы их параметров могут быть обоснованы с помощью технико-экономических, экспериментальных данных, а также экспертных оценок. Примером модели, параметры которой определены специальным образом на основе технико-экономической информации, является модель статического межотраслевого баланса. В ней коэффициенты прямых затрат определяются по результатам специальных выборочных обследований. Соответственно, выражение каждого межотраслевого потока через произведение коэффициента прямых затрат на объем производимой продукции представляет собой простейшее уравнение поведения.

Модели, используемые в прогнозировании национальной экономики, могут быть также разделены с точки зрения типа описания объекта на факторные и структурные. При этом один и тот же тип модели может применяться к объектам разного уровня агрегирования (народное хозяйство, отрасль, регион и т.п.) и разного содержания (воспроизводство основных фондов, финансы и цены, потребление населения и т.д.).

Факторные модели — это модели, использующие для прогноза установленную на отчетном периоде статистическую зависимость какого-либо экономического параметра (функции, зависимой переменной) от определенного набора других (факторов, независимых аргументов).

Примерами факторных моделей, широко используемых в прогнозно-аналитических исследованиях, являются производственные функции, модели прогнозирования спроса от доходов и цен и целый ряд других.

Структурные модели позволяют отразить и учесть при разработке прогноза сдвиги в соотношениях между (изменяющимися по своим закономерностям) составными частями более крупных агрегатов. Эти модели используются, в частности, для исследования межотраслевых и межрайонных связей. Если результатом расчетов по факторной модели является скалярная величина, то для структурных моделей — это вектор. Примерами структурных моделей являются межотраслевые балансы производства и распределения продукции, трудовых ресурсов, модели движения населения и др.

Более сложными являются факторно — структурные модели Примером может служить межотраслевой баланс, включающий отраслевые производственные функции и функции спроса, являющиеся многофакторными регрессионными уравнениями.

Наконец, модели могут быть разделены на оптимизационные и дескриптивные.

Оптимизационные модели имеют формализованную целевую функцию, позволяющую определять наилучший вариант значений эндогенных переменных. Классическим примером такой прогнозной модели является задача оптимизации нормы производственного накопления.

Дескриптивные модели не имеют формализованной целевой функции. Однако, с их помощью могут строиться различные варианты прогнозных значений эндогенных переменных, после чего решение о выборе наилучшего варианта может приниматься неформальным образом. Следует отметить, что большинство используемых в прогнозировании моделей являются дескриптивными.

По характеру зависимостей в связи с временным фактором макроэкономические модели могут быть либо статическими
,

все зависимости которых относятся к одному периоду (году), либо динамическими,
описывающими процесс изменения объекта во времени. Разным временным горизонтам прогноза соответствуют и различия в структуре моделей, связанные с детализацией описания экономики, использованием месячной, квартальной или годовой информации и т.д.

Существуют также градации моделей, связанные с характером применяемого математического аппарата (линейные и нелинейные, дискретные и с непрерывным временем и т.д.)

2.3 Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально — экономических прогнозов

Структура комплексного социально-экономического прогноза, трактуемого как содержательное согласование целей и ресурсов хозяйственного развития в перспективе, может рассматриваться как с точки зрения уровня агрегирования исследуемых параметров, явлений и процессов, так и в разрезе различных функциональных элементов, формирующих в совокупности содержание воспроизводственного процесса в народном хозяйстве. Естественно, подобное деление весьма условно, поскольку, с одной стороны, на любом уровне агрегирования присутствуют те или иные аспекты функциональной структуры, а с другой — практически любой функциональный элемент и процесс может исследоваться на соответствующем уровне агрегирования. По уровню агрегирования в комплексном народно-хозяйственном прогнозе обычно выделяют: макроэкономический прогноз, структурный (межотраслевой) прогноз, прогноз развития межотраслевых народно-хозяйственных комплексов и отдельных сфер экономики, прогноз развития отдельных отраслей производственной и непроизводственной сферы.

К макроэкономическим прогнозам, как правило, относят прогнозы:

объемов валового внутреннего продукта (национального дохода, конечного общественного продукта и т.п.) и его распределения на нужды потребления и накопления;

численности занятого населения и его распределения между отраслями и сферами народного хозяйства;

динамики производительности труда в масштабах реального сектора и его крупных составляющих;

производственных основных и оборотных фондов и производственных капитальных вложений в целом по народному хозяйству и по крупным секторам;

динамики фондоемкости и капиталоемкости в народном хозяйстве и его секторах;

уровня жизни населения страны, объемов основных непроизводственных фондов и непроизводственных капитальных вложений;

макроэкономических параметров денежно-кредитной сферы;

основных параметров государственного бюджета и др.

Структурные прогнозы включают прогнозы:

отраслевой и функциональной структуры валового внутреннего продукта или аналогичных ему элементов;

объемов продукции отраслей промышленности и народного хозяйства в стоимостном и натуральном выражении и межотраслевых связей;

динамики отраслевой производительности труда и распределения занятых по отраслям;

межотраслевого распределения и эффективности использования основных фондов и капитальных вложений;

формирования первичных и конечных доходов всех отраслей народного хозяйства и т.д.

Макроструктурные прогнозы, где объектом прогнозирования являются народнохозяйственные комплексы, крупные отрасли и регионы (типа экономических районов или федеральных округов), обеспечивают лучшее согласование макроэкономического и структурного прогнозов, поскольку позволяют более точно и полно учесть характер и масштабы структурных ограничений на макроэкономические параметры. Они предполагают получение следующих прогнозных оценок:

народно-хозяйственной потребности в продукции комплекса, крупной отрасли, региона;

объема и структуры производства промежуточной и конечной продукции в рамках соответствующего хозяйственного комплекса;

эффективности использования производственных ресурсов с учетом результатов научно-технического прогресса.

Отраслевые прогнозы включают прогнозы:

объемов производства продукции отрасли в стоимостном и натуральном выражении;

динамики и структуры производственных мощностей и сдвигов в техническом уровне производственного аппарата;

удельной трудо-, капитале-, энерго-, материалоемкости производства основных видов продукции;

развития сырьевой базы отрасли;

профессионально-квалификационного уровня занятых и т.п.

В свою очередь, к структурным характеристикам социально-экономического прогноза можно отнести и содержательные этапы, составляющие процесс разработки прогноза.

Исходным пунктом и неотъемлемым элементом процесса разработки прогнозов социально-экономического развития является содержательный экономический анализ текущего состояния ключевых параметров воспроизводственного процесса в народном хозяйстве. На этом этапе формируется позиция исследователя по таким вопросам, как:

объективная оценка общеэкономической ситуации;

наиболее значимые позитивные и негативные тенденции во всех сферах хозяйственного и социального развития, сложившиеся к началу разработки прогноза;

наиболее вероятные «узкие места» и потенциально возможные «точки роста» в перспективном хозяйственном развитии;

конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и их причины;

наиболее устойчивые и важные взаимосвязи, сложившиеся в экономике, и другие подобные аспекты.

На следующем этапе происходит формулировка и обоснование целей и ориентиров, которые могут быть выдвинуты для достижения в прогнозной перспективе. Выдвигаемые на перспективу цели и ориентиры социально-экономического развития могут иметь как количественный, так и качественный характер и должны носить четко определенное предметное содержание, демонстрирующее состояние ключевых параметров в конце рассматриваемого срока.

Основное место в прикладных прогнозно-аналитических исследованиях уделяется вопросам обоснования путей достижения целей и ориентиров, выдвигаемых на перспективу. На этом этапе, как правило, рассматриваются следующие вопросы:

оценка состояния социально-экономической системы к концу прогнозного периода при сохранении сложившихся тенденций и процессов и его соответствие выдвигаемым на перспективу целям и ориентирам;

обоснование потенциально возможных качественных альтернатив перехода хозяйства из исходного состояния к желаемому в случае неудовлетворительных итогов инерционного развития;

исследование вариантов развития с позиций меры согласованности ресурсных возможностей экономики и корректировка в случае необходимости выдвинутых ранее целей и ориентиров;

оценка и сопоставление основных количественных и качественных параметров рассматриваемых вариантов;

обоснование согласованного комплекса мер по основным направлениям экономической политики, обеспечивающего развитие социально-экономических процессов в желаемом направлении и обеспечивающего достижение поставленных целей.

ГЛАВА 3 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации, 3.1 Сущность государственного прогнозирования социально-экономического развития страны

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.

Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

2) концепция социально-экономического развития страны — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

) программа социально-экономического развития страны — это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях).

Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков.

Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны — макроэкономические показатели (сводный раздел).

Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй раздел прогноза — отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

Региональные прогнозы — следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.

Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций — следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости — обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных ресурсов — предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия. Прогноз внешнеэкономических связей и условий — обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

3.2 Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.

В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

) оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;

) концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

) макроэкономическая политика;

) институциональные преобразования;

) инвестиционная и структурная политика;

) аграрная политика;

) экологическая политика;

) социальная политика;

) региональная экономическая политика;

) внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:

. предоставление оперативной информации Правительству для принятия решений в области экономической и социальной политики;

. параметры ежегодного прогноза используются для разработки показателей проекта государственного бюджета.

Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;

проект сводного финансового баланса по территории РФ;

перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;

перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

В перечне
федеральных целевых программ, намеченных к финансированию

указываются:

краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

государственные заказчики программ.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

3.3 Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.


Организационная структура государственного прогнозирования

, сложившаяся в РФ, представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ.

Участник процесса государственного прогнозированияВыполняемые функции

Законодательные органы — это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы — это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.

В систему рабочих органов Правительства входят:

Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;

Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза СЭР страны на _____ год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

. Министерство экономического развития и торговли разрабатывает прогнозы основных индикаторов социально-экономического положения страны на предстоящий год, в частности:объем и динамика ВВП; прогноз инфляции; объем производства и реализации товаров, работ и услуг; объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования; расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов), показатели экспорта и импорта; прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; основные характеристики финансового баланса страны.

Данные показатели разрабатываются, как правило, в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

. Министерства ведомства и регионы с учетом исходных показателей, предложенных Министерством экономического развития, разрабатывают подробные собственные прогнозы и направляют их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая — начале июня.

. Министерство экономического развития обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития страны. Прогноз направляется в Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

. Начиная работу параллельно с Министерством экономического развития на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

. В ноябре предпрогнозного года Министерство экономического развития проводит уточнение параметров прогноза, учитывая итоги утвержденного бюджета и информацию о текущей экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогнозирование — важный инструмент государственного регулирования национальной экономики.

Необходимость общегосударственного прогнозирования обусловливается многими причинами. Например, без прогнозирования невозможно увязать интересы государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, часто не совпадающие или даже противоречащие друг другу.

Рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе рыночных цен, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако во многих сферах саморегулирование действует недостаточно, например, в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Рыночная система не может обеспечить комплексное развитие экономики всех регионов, а не только обладающих наиболее благоприятными условиям. Рынок усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой, с высоким производственным потенциалом.

Свободный рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость экономики. Все эти проблемы может решать только государственное регулирование на основе прогнозирования.

Прогнозирование определяет основные направления развития социально-экономических систем и одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Прогнозирование — ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, прогнозирование национальной экономики в системе государственного регулирования является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает особого внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Басовский Л.Е. Прогнозирование планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2006.

.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2010.

.Н.В. Новикова, О.Г. Поздеева. Прогнозирование национальной экономики. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.

.Парсаданов Г.А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

.Попов В.А. Основы макроэкономического прогнозирования: Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2008.

.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

.Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие. Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой, Н.Н. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010.

.Слуцкин Л.Н. Курс МБА по прогнозированию в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.

.Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозирование: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2013.

.Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. М.: Наука, 2010.