Модели рыночной экономики

Курсовая работа

опре-деления рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена [Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992, с.47].

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осущес-твляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

  • отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда

взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

  • обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
  • процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
  • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
  • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной

стороны, и потребителями- с другой. Такие обменные процессы обуслов-лены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятель-ности, с другой — порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необхо-димость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, тран-сформации и приспособления экономических ресурсов в целях удов-летворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность — не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие

8 стр., 3673 слов

Рыночные отношения в экономике

... труда 1) экс­тен­сив­ный 2) ин­тен­сив­ный Рыночные отношения в экономике 1. Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки яв­ ... ­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий 1) рынок сырья 2) рынок земли 3) рынок ре ... 3. Эко­но­ми­че­ская наука изу­ча­ет 1) по­след­ствия воз­дей­ствия об­ще­ствен­но­го про ... лью на­род­но­го хо­зяй­ства 11. Какие до­хо­ды из при­ведённых в спис­ке долж­ны быть учте­ны ...

субъекты (участники экономического процесса).

К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере эконо-мической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правле-ния акционерных обществ, правительственные органы и учреждения. В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, при-нято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.

К объектам рынка относятся товары и деньги. Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую

потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособ-ленности товаропроизводителей. Таким образом, сущность денег заклюю-чается в том, что это — специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

4 стр., 1605 слов

Экономическая теория товара и денег

... товаров. 3.Развитие теории денег - определяется экономическими и политическими условиями. С учетом мировой практики выделяют следующие теории денег: 1. металлическая теория (данная теория ... производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк и ... платежа. В функции средств ...

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, сред-ство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функ-циях. К важнейшим функциям относятся:

* функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

* стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

* функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

* регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро — и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

* функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов

самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей[ Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992,- С. 118].

1.2.Принципы построения рыночной экономики

Рыночная экономика строится на основе принципов. Основными из них являются:

  • свобода выбора видов и форм дельности (экономическая свобода);
  • всеобщность рынка;
  • равноправие рыночных субъектов разных форм собственности;
  • саморегулирование деятельности;
  • принцип договорных отношений;
  • свобода ценообразования;
  • самофинансирование;
  • децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность;
  • полная экономическая ответственность;
  • свободная конкуренция и действие механизмов социальной защиты;
  • государственное регулирование через систему законов, налогов, мер стимулирования производства товаров в приоритетных отраслях.

1)Экономическая свобода. Она как и политическая, социальная, духовная свобода имеет свои пределы, установленные обществом. Полная свобода – это беспредел. Полная свобода одного объекта – средство насилия над другими субъектами. Должны быть определённые рамки, вопрос в том, какими должны быть ограничения, чем они обусловлены, как защищены права. Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля.

2)Всеобщность рынка следствие действия первого принципа. Он характеризует неизбежность проникновения рынка во все среды. Рыноч-ные отношения (товарно-денежные, товарно-обменные) проникают, преж-де всего:

  • в рынок товаров народного потребления;
  • в бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры;
  • в жильё;
  • в средства производства(земля, производственные здания, оборудование, транспорт);
  • в сферу рыночного капитала;
  • в рынок труда.

3)Равноправие рыночных субъектов с разными формами собст-венности означает, что это равноправие не буквальное. Разные формы собственности существуют, например, в разных отраслях, но мы знаем, что есть приоритетные отрасли, есть производства, которые имеют льготы. Здесь, скорее всего, имеется в виду общее право на существование.

9 стр., 4040 слов

Производство, потребность и полезность как экономические категории

... -- взрослый человек. Таблица. Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей: Подход (потребность как ...) Суть подхода Автор нужда Состояние индивида при нужде в ... положением: 1. потребность в свободе, 2. независимость, 3. конформизм, 4. честность. 5. социальные потребности: 1. потребность находиться среди людей, 2. потребность угождать, 3. потребность в дисциплине, ...

4)Экономическая ответственность и риск предпринимателей , то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности.

5)Экономическая конкуренция и действие механизмов социальной защиты. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Стремление «обойти « конкурента толкает к действиям (внедрение передовых технологий, новой техники, повышение качества продукции).

Способы и средства социальной защиты существуют самые разнообразные. С одной стороны, это постоянно действующие ограничители (уменьшение зарплаты – ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты. Налоги – сверху – максимально допустимой ставкой налогообложения).

С другой стороны, предоставление льгот, субсидий, рассрочек, предоставление бесплатных товаров и услуг или по сниженным ценам.

6)Свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения опреде-ляется характером и структурой между производителями и потребителями.

7)Саморегулирование деятельности. Начало данного принципа – это самосознание и самосоздание дела, увеличение размеров собствен-ности(цели определяют заранее).

8)Принцип договорных отношений. Рыночная экономика – система развитых товарно-денежных отношений, а отношения, как известно, строятся на основе договоров(контрактов).

Целью этого служит стремление добиться добросовестности в партнерстве. Для Украины и СНГ, при всей видимости простоты данного принципа, вопрос этот крайне сложный.

9)Самофинансирование. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, независимость, должна самостоятельно расплачиваться за все действия(бездействия).

Такое положение (самофинансирование) приучит предпринимателей жить за собственные средства.

10)Децентрализация управления и хозяйственная самостоя-тельность являются одними из главных в системе управления. Централи-зованная экономика не может быть рыночной. Производство всех товаров и их распределение по плану – это фикция. Рыночные отношения (повсеместное действие экономических законов спроса и предложения) возможны только в условиях широких прав и действий каждого юридического и физического лица.

3 стр., 1477 слов

Сегментация рынков промышленных товаров: цели, задачи и виды

... можно отметить, что сегментация на любом рынке является неотъемлемым этапом деятельности предприятия и важна для построения программы его деятельности программ производства товаров в частности. 6. Популярная экономическая энциклопедия - К.: ...

11)Открытость рынка , то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу.

12)Государственное регулирование , то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыноч-ного механизма, решения экологических и социальных проблем[ „ Эконо-мика и экономическая теория ” .Соколов Б.И., Ткаченко В.Г., Богачев В.И. „ Луганск ” 2001г., с. 257-260].

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы сос-тоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресур-сы в производство тех товаров и услуг, в которых общество нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует внедрению все более новых,

эффективных технологий производства. »Невидимая рука», таким образом, управляет личной выгодой. Она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно

возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения. Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправ-данные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не спосо-бствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общес-тва, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это форми-рование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), под-держка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гаранти-рованный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряжен-ность.

Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем пере-распределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры со-циальной политики[ Нуреев Р. М. «Основы экономических теорий: Микроэкономика», учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 1996.- с. 147-149].

17 стр., 8199 слов

Особенности скандинавской модели в социально-рыночных отношениях. ...

... нейтральными. В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты ... даже появился своеобразный лозунг: «Равне­ние - на Швецию!». Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней ...

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика — это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней актив-ным участником экономического процесса. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных приз-наков:

1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

4. Политика роста — создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.

5. Структурная политика — целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.

7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

Раздел 2. Модели рыночной экономики

Мировой опыт свидетельствует о существовании нескольких

моделей рыночной экономики. Это зависит от действия следующих факторов:

-исторических условий развития той или иной страны;

-природно-климатических условий, географического местоположения;

-наличия природных ресурсов, их доступности;

-уровня развития производительных сил;

-традиция населения, обычаев и менталитет.

Рыночная экономика основывается на общих «правилах игры». Природа прибыли, акций, банковского процента и т.д. – едина. Здесь все руководствуются одинаковыми принципами: ограниченностью ресурсов и неограниченностью потребностей. Общие же черты всех моделей рыноч-ной экономики можно свести к следующим:

-разнообразие форм собственности;

-свободное ценообразование на большинство товаров и услуг;

-свободная конкуренция и антимонопольная деятельность государств4

-развитое предпринимательство;

-наличие элементов государственного регулирования.

В то же время национальная окраска рыночной экономики всегда имеет место. Это свидетельствует об отражении в моделях рыночной экономики специфических черт той или иной страны. В современном мире можно выделить несколько наиболее распространенных моделей рыноч-ной экономики

17 стр., 8157 слов

Модели экономического роста

... экономический рост. В первую очередь необходимо рассмотреть модель Дж. М. Кейнса, так как на основе предпосылок и выводов именно этой модели строились многие последующие. Кейнсианская модель отражает состояние равновесного роста ... по сравнению с конкурентами и в целом в экономике. В долгосрочной перспективе экономическому росту способствуют такие факторы, как технический прогресс, накопление ...

Разнообразие моделей рыночной экономики свидетельствует о том, что свободный рынок – это абстракция. В меньшей или большей степени государство регулирует рыночный механизм. Регулируемый рынок – отражение реалий XX века, государство пытается сгладить удары рынка по интересам отдельных граждан. Главное здесь – найти оптимальное соче-тание рыночного и государственного регулирования. Чрезмерное вмеша-тельство государства приводит к деформации рыночной экономики. В свою очередь, уход государства из экономики, фетишизация рынка времён Адама Смита, рассуждения о полной экономической свободе не отражают реальное положение дел. Рыночная экономика имеет как положительные, так и отрицательные стороны, некий выбор «плюсов» и «минусов». Положительные черты рынка:

-гибкость и высокая адаптация к динамично изменяющимся условиям;

-способность удовлетворять разнообразные потребности с высоким качеством и в необходимом количестве;

-самостоятельность и независимость производителей и потребителей, в заключении договоров и сделок, принятии хозяйственных и иных решений;

-быстрое и эффективное использование нововведений ( техники, технологий, организации) с целью максимизации прибыли и минимизации издержек.

Отрицательные черты рынка:

-отсутствие гарантий права на труд и доход, воспроизводство; существенного неравенства;

-ориентация не на производство социально-значимых товаров и услуг, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги;

-отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – общественных благ ( спорт, образование, здравоохранение и т.п.).

Таким образом, рынок – наиболее эффективная форма организации экономики, но он не способен во всем и всегда обеспечить саморегулиро-вание и равновесие экономической системы. Государство компенсирует несовершенство рынка. Современная экономика – это экономика смешан-ного типа, сочетание рыночного и государственного регулирования, что подтверждено практикой.

С позиций роли государства экономика состоит из трёх секторов: государственного, частного и общественного. Общественный сектор занимает промежуточное положение между государственным и частным. В нем механизм рынка или совсем не срабатывает, или срабатывает частич-но. Здесь производятся экономические блага особого рода, общественные по своей природе. Они не могут являться предметом купли-продажи ( ус-луги национальной обороны, пожарной охраны, полиции и т.д.).

В самом общественном секторе можно видеть три блока: государственный, добро-вольно-общественный, смешанный. Здесь рынок не срабатывает. Для второго и третьего – частичное использование рыночных механизмов. Поэтому образование, культура, здравоохранение в различных странах строятся на разнообразных принципах. Есть страны, в которых образова-тельные услуги, включая высшую школу, бесплатны (Норвегия).

Есть и другие, где существуют как платные , так и бесплатные образовательные услуги (Япония).

Однако нерыночный сектор экономики – объективная реальность[Рыбаков Ф.Ф. и др. Основы экономической теории /Учебное пособие/.-Луганск: „Книжковий світ”, 2002.- стр.50-51]

14 стр., 6551 слов

Рынок экономических ресурсов

... основных рынков экономических ресурсов на примере рынка труда. Методы исследования - экономический трудовой спрос безработица 1. Теоретические аспекты рынка экономических ресурсов 1.1 Особенности функционирования рынков экономических ресурсов Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов ...

2.1 Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюда-тели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономичес-кого роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социаль-ной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыноч-ные отношения и государственное регулирование, преобладающую час-тную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции — специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десяти-летий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и пред-принимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными

группами трудящихся. Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминиру-ющие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключи-тельно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рас-сматриваются как результаты этой политики. Наконец, в самом широком смысле шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким массштабом социальной политики. Таким образом, понятие «шведская модель» не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение дли-тельного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека — с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Цент-ральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом — активный ее сторонник. Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

* высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная

20 стр., 9534 слов

Шведская, американская и японская модели экономики

... 3 наиболее известные национальные модели - американскую, японскую и шведскую. ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых ... стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования. Эволюция шведской модели экономики Основными целями модели, ...

культура);

* в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функции-онирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражи-рования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

* в социальной области — возрастание среди традиционных факторов производства (труд — капитал — технологии — природные ресурсы) значения человеческого фактора — высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концеп-ции »человеческого капитала» и социальной направленности и экономии-ческой стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созида-тельные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

Основан-ный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель бази-руется на получении своеобразной »технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и иннова-ционность продукции.

Разумеется, Швеция не является исключением в отношении форми-рования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант »общества всеобщего процве-тания», хотя и »продвинутый». Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло. Шведская разно-видность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском »доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финна-нсируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универ-сальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и состав-ляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении дли-тельного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производи-тельности труда.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно все-объемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам анти-картельного регулирования, специфический юридический институт — специальное доверенное лицо — омбудсмен, которое следит за соблюде-нием правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику.В связи с расширением конкурен-ции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законно-дательство 1400 общеевропейских норм.

Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить актив-ное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократи-ческие правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения — в 4, в то время как на потребительские товары — только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на разви-том инновационном секторе ее экономики и специализации на производ-стве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий. Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги — сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, — что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость. В начале 90-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулиро-вания рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.

Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегу-лирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Уско-рился рост инновационных процессов. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повыше-ния жизненного уровня населения, но без воздействия на основы произ-водства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и кол-лективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промы-шленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомоби-лестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенска столь»),электротехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), деревообра-батывающая и целлюлозно-бумажная («Свенска целлюлоза» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей («Сандвик», «Авеста»).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской эконо-мической литературе терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки страны — «Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы («третьего блока») во главе с крупнейшей компанией страны — автомобильным концерном «Вольво». В финансовую группу «Скандинависка эншильда банкен», контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства — видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода[Волков А.М. „ Швеция: социально-экономическая модель ” . — М., 1991г .- с.71-79 ]

2.2 Польская модель

Экономика Польши вступила в полосу реформирования почти одновременно с нашей страной. Тем не менее Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.

;

  • Вступление Польши в Европейский Союз .

;

  • В настоящее время в Польше происходят крупные институциональные изменения — административная реформа, реформа систем здравоохранения и социального обеспечения, начатые в 1999 г. Особое влияние на рынок ценных бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы работников и инвестировать их на рынке капи-талов. Эти институциональные инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.

;

  • Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила работу над постановлением, позволяющим осуществлять «короткую» продажу ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой биржи WSE .

;

  • PSEC готовит изменения к закону «О торговле крупными пакетами акций».

Изменения направлены, главным образом, на защиту прав меньшинства акционеров при поглощениях и на обеспечение должного проведения предложений о поглощении.

;

  • «Закон о товарных биржах» подготовлен к рассмотрению Парламентом. Данный закон должен создать адекватный механизм по торговле товарными инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.

;

  • Экономический комитет Совета министров обсуждает закон «О предотвращении проникновения «грязных» денег в финансовую систему Польши».

Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и решительному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста. Следует особо отметить роль государства в процессе экономического реформирования. Правительству Польши в ходе преобразований удалось сохранить контроль над ситуа-цией, избежать хаоса и разграбления национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом обязана тому, что руковод-ство страны смогло найти удачное соотношение между государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики.

Ключевым моментом реформирования экономики был процесс приватизации. Приватизация реализовывалась тремя методами :

1. Прямая приватизация осуществляется государственными органами. Затрагивает малые и средние предприятия (до 500 человек работников; стоимость собственных средств предприятия — не более 2 млн. экю; годовой объем продаж — до 6 млн. экю).

Метод не требует предшест-вующей приватизации, реализуется через:

;

  • продажу предприятия;

;

  • слияния с другими предприятиями;

;

  • лизинг предприятия работниками.

2. Косвенная приватизация осуществляется после коммерциализации государственных предприятий и последующей продажи пакетов акций компаний через механизм публичного предложения (public offering), открытого письменного тендера (public written tender) или переговоров с инвесторами. Наиболее часто используется при приватизации крупных, рентабельных и экономически значимых предприятий с большим количеством работников.

3. Метод ликвидации применяется к убыточным предприятиям (по результатам текущей деятельности).

Следует особо отметить степень интенсивности процесса реформ по группам предприятий: сначала приватизация коснулась области мелкого и среднего бизнеса, был дан простор частной инициативе и лишь во вторую очередь процессу приватизации подверглись крупные пред-приятия. Для их приватизации сначала нужно было создать соответ-ствующие условия. Поэтому и сейчас, несмотря на количественное преобладание частного сектора, государство сохраняет контроль над крупнейшими и наиболее важными предприятиями. Процесс приватизации продолжается до сих пор. По мере «роста» рынка приватизации будет подвергнута значительная доля остающихся в руках государства крупнейших предприятий. В свою очередь приватизация крупнейших государственных предприятий будет способствовать резкому увеличению ликвидности и капитализации фондового рынка. С осуществлением приватизации двух крупнейших государственных институтов

  • РеКаО SA и Telekomunikacja Polska SA (Polish Telecom) — польский фондовый рынок вышел в бесспорные лидеры среди стран Центральной и Восточной Европы по капитализации. Принимая во внимание высокий потенциал дальнейшего роста, можно заключить, что польский фондовый рынок становится все более и более привлекательным для крупных институциональных инвесторов.

Центральным специализированным органом государственного регулирования рынка ценных бумаг в Польше является Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC), созданная в соответствии с законом «О публичном обращении ценных бумаг» и трастовых фондах от 22 марта 1991 г. Организационная структура PSEC включает в себя:

;

  • департамент корпоративных финансов;

;

  • правовой департамент;

;

  • департамент брокерских фирм;

;

  • департамент инвестиционных фондов;

;

  • департамент надзора;

;

  • департамент генерального директора;

;

  • административный департамент;

;

  • секретариат.

Согласно Конституции председатель PSEC не имеет права издавать обязательные для исполнения всеми участниками рынка постановления, он лишь обращается к соответствующим государственным органам для принятия нормативных документов по рынку ценных бумаг. В этих целях комиссия подготавливает проект постановления для Совета министров и для министра финансов. Варшавская фондовая биржа (WSE) создана 16 апреля 1991 г. в качестве единственной фондовой биржи страны. Является акционерным обществом, большинство акций которого принадлежит Государственному казначейству, имеет статус саморегулируемой организации (СРО).

Требования к осуществлению операций, правила листинга устанавливаются PSEC. Торговля осуществляется в безбумажной форме через лицензированных биржевых брокеров. Основной формой торговли является система фиксированных котировок, для наиболее ликвидных акций применяется также система непрерывной торговли, ведется и торговля пакетами акций (вне торговых сессий).

Расчеты проводятся через Национальный депозитарий (NDS).

До конца 1995 г. доходы инвесторов на WSE не облагались налогами. В 1999 г. индивидуальные инвесторы по-прежнему не облагаются налогом от операций с капиталом, равно как и граждане стран, с которыми Польша имеет соглашения об избежании двойного налогообложения (большинство европейских стран, в том числе Россия, и промышленно развитые страны остального мира).

Юридические лица теперь облагаются налогом по ставке 40%, дивиденды — по ставке 20%, налоги с транзакций не взимаются.

Идет сотрудничество с Парижской фондовой биржей по приведению технологии торговли к мировым стандартам. Варшавская биржа является полноправным членом Международной федерации фондовых бирж.

В стране реализуется крупномасштабная социальная, в частности

пенсионная реформа; в экономике изменяется роль бывших государ-ственных предприятий, участники рынка приспосабливаются к повы-шению степени открытости экономики. Все это, особенно реформа социальной сферы, требует крупных затрат со стороны государства. В том числе и поэтому одной из наиболее острых проблем польской экономики остается значительное отрицательное сальдо платежного баланса (около 7% ВВП за 1999 г.).

Неослабного внимания, несмотря на достигнутые успехи, требует проблема сдерживания инфляции. Отрицательное сальдо торгового баланса в настоящее время покрывается значительным притоком иностранных инвестиций . Заметим, что уже на 2000 г. прогноз прироста ВВП составляет 5,2%, что является свидетельством уверенности в успешном ходе проводимых структурных преобразований экономики. В последние несколько лет на фоне продолжающегося экономического роста и широкого притока иностранных инвестиций в экономику страны польский рынок демонстрирует впечатляющую динамику развития [Хромушин И. — Польша — европейский тигр? — Рынок ценных бумаг. — 2000. — №2., с.32-36].

2.3. Американская модель.

Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Соединенные Штаты Америки — ведущая держава капиталис-тического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажено и остро, как в США. Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Это объясняется многими причинами, среди которых можно выделить минимум две: во-первых, США возникли на территории отно-сительно свободной от предшествующих традиций и различных наслое-ний социального характера. Во-вторых, европейские переселенцы прив-несли предпринимательскую активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе.

На рубеже 70-80х годов американский правящий класс предп-ринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие собы-тий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республи-канская администрация Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапита-листической инициативы. В приятой конгрессом США в 1981 г. Эконо-мической программе президента Р. Рейгана под претенциозным названием «Новое начало для Америки: программа экономического возрождения»предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограни-чительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато массированное наращивание вооружений, цель которого сломать существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики США в 80х годах, научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре которого принципиально новые формы соединения науки с производством, создание новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информа-ционные системы, производство новых видов материалов, биотехно-логия. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства. Основные ее направления связаны с широ-ким применением микроэлектроники и информационных систем, производством новых материалов, освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого процесса всеобъемлющая компьюте-ризация производства, охватывающая применение станков с программ-мным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство нас-тольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удва-ивалось.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с действием третьего важнейшего фактора, влияющего на развитие американского капитализма в 80х годах, обостряющимся межимпериалистическим соперничеством. Оно охватывает мировую торговлю, экспорт капитала, систему энерго-сырьевого снабжения, международную валютно-финан-совую сферу.

Соединенные Штаты обладают самым крупным в капиталис-тическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества.

Позиции США в валютно-финансовой сфере, пошатнувшиеся в минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять крупнейших американских банков снова вернули себе первое место в мире по размерам активов, которое они уступили в 70-х годах западноевропейским и японским банкам. Около 80% всех междуна-родных кредитных операций совершается ныне банками США. И все же укрепление позиций США в мировой торговле, международном движе-нии капитала, валютно-финансовой сфере, наметившееся в начале 80х годов, нельзя считать прочным. Уже к середине текущего столетия во всех этих областях снова обозначились неблагоприятные для США тенденции сокращение доли в мировом капиталистическом экспорте некоторых видов наукоемкой продукции, массированный импорт инос-транного капитала, резкие колебания курса доллара и др.

Курсом перевооружения американские правящие круги следуют неизменно со времени окончания второй мировой войны. Но в 80х годах XX в. Милитаризм больше, чем когда-либо, стал идеологией и практикой интервенционистской внешней политики американского империализма. Неудивительно, что за пятилетие 19811985 гг. на перевооружение в США было израсходовано свыше 1 трлн. долл., а с учетом ассигнований на 8687 гг. почти столько же, сколько за всю вторую мировую войну. Общий объем военных расходов США за последние 40 лет сопоставим с совокупным воспроизводимым национальным богат-ством США, составляющим, по данным на 1980 г. , 7.8 трлн. долл.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общест-венного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, «как если бы нация кинула в воду часть своего капитала».

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вору-жений. Не говоря уже о сдерживающем влиянии военного производства на рост занятости, достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80х годах, чтобы стала ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы взвалить основное бремя экономических трудностей и противо-речий на широкие массы трудящихся, прежде всего своей страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся стран. В 80е годы американский государственно-монополистический капита-лизм активно осуществляет эту реакционную экономическую страте-гию и внутри страны, и за ее пределами.

США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников финансирования позволило США в течение рядя лет преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. Загранич-ные капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в США 711 млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине 80х годов самый крупный кредитор капита-листического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80х годов.

И все же изменения финансового статуса США отражает возросшую нестабильность их кредитно-финансового положения. Будет ли и дальше расти внешняя задолженность США или под влиянием падения курса доллара начнется массовый отлив из страны спекулятивных «горя-чих денег», пока еще не вполне ясно.

Острая борьба развернулась в 80х годах вокруг социальной политики государства. Монополистический капитал требует радикаль-ного сокращения социальных программ, которые изображаются как одна из главных причин снижения прибыли, усиления инфляции, роста бюджетных дефицитов. Буржуазное государство, отпуская щедрой рукой из федерального бюджета средства на военные цели, беззастенчиво урезывает ассигнования на социальные нужды жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, пособия по безработице, профессионально-техническое обучение и переподготовку рабочей силы, продовольственную помощь беднякам, питание школьников, общест-венные работы.

Налоговое законодательство 1981г. в еще большей мере, чем прежде, переложило налоги с прибылей корпораций на широкие слои населения. Наступление монополий и ужесточение социальной политики государства привели к заметному снижению жизненного уровня тру-довой Америки. Усиление поляризации американского общества ведет к росту социальной напряженности, трудовых и расовых конфликтов. Пра-вительство пытается сдержать выражение массового протеста, все шире прибегая к политике репрессий.

Обострение кризисных явлений в экономике и политике амери-канского империализма вызвало заметное усиление социальной и политической поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить с обострением проблем нисходящей фазы развития капи-тализма, правящие круги империалистических стран прибегают к средствам и методам, заведомо неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не сомневаться, что обанкротившееся «общество всеобщего благоденствия» в США стоит перед новыми социальными потрясениями.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха[Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва, Высш. шк. , 1990г., с.326-341].

2.4. Германская модель.

Германская модель — это модель социального рыночного хозяйс-тва, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанав-ливает экономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создаст надежные правовые и социальные рамоч-ные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамоч-ные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).

Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономии-ческой традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от пони-мания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики.

Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • проведение структурной политики;
  • защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.[ Страны мира: Краткий полит.-экон. справочник,- М.: Политиздат, 1989г.,с.273-280]

2.5. Японская модель.

Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверхдержавы». И хотя в японском рывке немало-важную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации.

Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Эконо-мика была подорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах (в начале 1946 г. Уровень промышленного производства составлял 14% от среднего предвоенного уровня).

Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни — продовольствия, жилья, работы. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третье-разрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Наоборот, страна, занимающая лишь 0,3% земной суши, на которой проживает всего 2,5% населения земли, производила в 1988 г. свыше 10% мирового валового продукта: 35,5 млн. долл. на каждый обитаемый квадратный километр (для сравнения в США — 1,1 млн. долл., в ФРГ — 7,6 млн. долл.).

Япония производит больше всех в мире судов и роботов, автомо-билей и мотоциклов, видеомагнитофонов и телевизоров,

фотоаппаратов и часов и многих других видов продукции, обеспечивая не только собственные нужды, но и наводняя своими изделиями мировой рынок.

Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочис-ленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохо-зяйственные связи.

Сегодня рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в Японии выше, чем во многих других странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы, отпуска короче, затраты на социальное обеспечение ниже. Отношение японских рабочих и служащих к поручен-ному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия или фирмы более высокая, чем во многих других странах. Вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же важно подчеркнуть, что без

трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа «экономическое чудо» вряд ли бы состоялось.

Суровая жизненная школа сделала японцев не только трудолю-бивыми, но и весьма бережливыми людьми. Японцы — не накопители вещей. В типично японском доме нет громоздкой мебели. Необхо-димые домашние пожитки (постель, одежда и т. п.) хранятся в раздвиж-ных стенных шкафах. Пол устлан циновками-тэтами, перегородки между помещениями легкие и подвижные. Вообще в Японии богатство и рос-кошь не бросаются в глаза, как, впрочем, и нищета. «У нас мало бедных, но и мало богатых людей»,- говорят японцы. Подавляющее большинство японских семейств относит себя, согласно социальным исследова-ниям, к «среднему классу» ,(90%!).

Японцы привыкли откладывать сбережения на «черный день», который может в результате удара стихии обрушиться на них в любое время. «Бойся землетрясения, цунами, пожара и гнева отца»,— говорит старинная японская пословица, (разгневанный отец мог лишить земель-ного надела или наследства).

В японских селениях и городских кварталах имелись специальные прочные каменные строения, где жители округа хранили свои ценности и сбережения. Сегодня японцы хранят свои сбережения в сберегательных учреждениях, в банках, в ценных бумагах и страховых полисах, земельной собственности и недвижимости. Присущая японцам бережливость явилась очень важным фактором мобилизации средств для послевоенного подъема и дальнейшего роста японской экономики, позволила Японии избежать сколь либо серьезной внешней задолжности. Потерпевшая поражение в войне Япония не допустила в сколь либо значительных размерах иностранный капитал в свою экономику. А сегодня ее заграничные капиталовложения значительно превосходят вклады иностранных инвесторов в японскую экономику. Японские страховые компании, банки и сберегательные учреждения аккумулируют огромные средства, складывающиеся из непре-рывного притока личных сбережений японского народа.

В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послево-енных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода они были ничтожны, а в последние годы их доля не превышала 1 % от валового Националь-ного продукта Японии. В США она составляет около 7% ВНП, в Вели-кобритании — свыше 5, в ФРГ — более 3, а в СССР (по подсчетам зарубежных специалистов) этот показатель в послевоенные годы равнялся от 12 до 17%. Недавно в Советском Союзе были наконец обнародованы цифры расходов на оборону. Однако по мере того как Япония подтягивается до уровня США и других промышленно разви-тых стран Запада и вступления ее в период «экономической зрелости», темпы прироста производительности труда в японской промыш-ленности будут неизбежно выравниваться. Впрочем, замечает С. Окита, достижение «зрелости» не всегда означает снижение жизнеспособности, особенно принимая во внимание внедрение новейших технологий, успешно разрабатываемых в Японии на новом витке научно-технической революции.

В течение 50—70-х годов японцы буквально «впитывали» иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся прежде всего на техни-ческое обновление тяжелой промышленности — машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии. Массированный приток передовой иностранной технологии позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей экономики. Пожалуй, наиболее разительный пример — это приобре-тение «Сони корп.» у американской компании «Вестерн электрик» не-ограниченного права на производство транзисторов за… 25 тыс. иен (сегодня — это стоимость одного среднего по классу транзисторного приемника).

Так, по имеющимся расчетам, общий выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений только за период с 1950/51—1968/69 фин. Годов составил 70 млрд. долл., или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за тот же период24. Достаточно сопоставить две цифры — 7 млрд. долларов, затраченных на закупку иностранной технологии в период ее интенсивного импорта, и 70 млрд. долл. выигрыша от этих закупок, чтобы понять, какой мощный импульс получила японская промышленность от этого массированного заимствования зарубежного опыта. Десятикратный эффект! При этом очень важно подчеркнуть, что японцы весьма эффективно использовали иностранные патенты и лицензии, незаме-длительно их внедряя и осваивая. Вот один из примеров такого подхода. Первые образцы продукции нефтехимической промышленности были выпущены с помощью ввезенных из-за рубежа оборудования и технологии в 1958 г., а к концу 1963 г. Япония по производственным мощностям в этой отрасли догнала ФРГ и уступала только Соеди-ненным Штатам.

Япония добилась не менее впечатляющих успехов в развитии своей черной металлургии, главным образом за счет внедрения, пере-довой советской технологии. На этом стоит остановиться подробнее, хотя бы потому, что в советской металлургии собственные разработки и изобретения применяются в гораздо меньшей степени, чем в Японии.

Таким образом, японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурен-тоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному рас-слоению не ставится. Такая модель возможна только при исключи-тельно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны[ Япония. Региональная структура экономики/ Под ред. В. Я. Выборнова., — М.: Наука, 1987г., с. 187-201 ].

Раздел 3 . Особенности формирования рыночных отношений в Украине

Путь Украины к рыночной экономике нетрадиционен. Более 70 лет в республиках, как и во всем Советском Союзе создавалась иная, отличная от рыночной, модель экономики. В СССР строилась экономическая систе-ма, покоящаяся на теоретических моделях социалистического общества К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Современной независимой Украине нужна своя, особая модель, которая учитывала бы все особенности нынешнего положения общества:

  • кризисное состояние экономики;
  • разрыв связей с ближним и дальним зарубежьем;
  • психологические и национальные особенности людей;
  • политическую ситуацию: отсутствие единства действий властных структур и множества партий;
  • наличие природных ресурсов;
  • зарубежную помощь( ЕС, МВФ и др.);
  • приверженность многих людей к прежней системе хозяйствования.

[ „ Экономика и экономическая теория ” .Соколов Б.И., Ткаченко В.Г., Богачев В.И. „ Луганск ” 2001г.- с. 277].

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики — это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Сегодня необходимо создать благоприятную среду как для предпринимателей, так и для наемных работников. Органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств. Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов.

На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Человечество всегда будет стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

Список литературы:

1.Рыбаков Ф.Ф. и др. Основы экономической теории /Учебное пособие/.-Луганск: „Книжковий світ”, 2002.-160с.

2. Экономическая теория: учебник для вузов . Серия „Учебники и уч. пособия”.-Ростов-на-Дону: „ Феникс ” . 2001.-320с.

3. „ Экономика и экономическая теория ” .Соколов Б.И., Ткаченко В.Г., Богачев В.И. „ Луганск ” 2001г.

4 . Абалкин А. И. Вопросы экономики. — 2000г. — № 1

5 . Архипов А. И. Экономика: Учебник. — М., 1998г.

6 . Булатов А. С. Экономика. — М., 1997г.

7. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. — М., 1991г.

8 . Добрынин А. И. — Экономическая теория. — М., 1999г.

9 . Кемпбел Р. Экономикс. — М., 1992г.

10 . Радаева В. В. Экономика переходного периода. — М., 1995г.

11. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. — М., 1991г

12.М.Павлишенко „ Разгосударствление и приватизация , новый взгляд на проблему ”/ „ Экономика Украины ”, №9 / 1994 г.

1 3 Хромушин И. — Польша — европейский тигр? — Рынок ценных бумаг. — 2000. — №2.

1 4 . Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992, С.47, 118

15 . Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

16 . Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва, Высш. шк. , 1990.

23.Волков Ф., Борисов Е. «Основы экономической теории» Учебник . М. 1993 г.