Конспект » Введение. Что изучает экономическая и социальная география России?» 9 класс география

Конспект

Здравствуйте ребята, садитесь.

Я вас поздравляю с началом учебного года и желаю Вам успехов в новом учебном году.

Тема сегодняшнего урока «Введение. Что изучает экономическая и социальная география России?» Рассмотрим первую задачу урока, познакомиться с названием курса географии 9 класса.

Положите перед собой учебники, с помощью которых вы будете получать новые географические знания.

1) Посмотрите на обложке учебника и ответьте, как называется курс географии?

2) Взяв, учебник 8 класса географии посмотрим, как называется курс географии, пройденный в 8 классе?

3) Почему название курса географии в 8 и 9 классе одинаковое?

4) Вспомним, что мы изучали по географии России в прошлом учебном году?

Реки, озера, моря омывающие территорию России, особенности климата, рельефа, растительного и живого мира. То есть изучали особенности природы России.

5) Вспомните, как называется география, которая занимается изучением природы?

Курс географии 9 класса называется экономическая и социальная география России.

Переходим ко второй задачи урока, узнаем, что изучает экономическая и социальная география.

Для того чтобы вы самостоятельно назвали, что изучает ‘экономическая и социальная география’, разберём значение трёх понятий входящих в её название (учитель вешает на доску таблички “социальная и экономическая география”): экономика, география и социум.

6) что такое экономика?

Экономика

Слово экономика в переводе с греческого буквально означает “хозяйственная деятельность”, то есть экономика – это развитие хозяйственной деятельности.

Итак, мы выяснили, что такое экономика (учитель вешает на доску таблички “развитие”, “хозяйственная деятельность”).

7) Вспомним, что такое география?

География

8) Как вы думаете, что изучает из перечисленного именно экономическая и социальная география?

Табличка с “хозяйственной деятельностью” у нас есть, добавляем табличку с “населением”, “размещением”, “развитием”

Н

Социальная и экономическая география мира

а доске

развитие

хозяйственная деятельность

население

наука

9) Назовите синонимум слова “социум”?

5 стр., 2260 слов

Проверочная работа: Проверочная работа «География основных типов экономики на территории России»

... 19. Экономика России на индустриальном этапе развития Просмотр содержимого документа «Проверочная работа по теме «География основных типов экономики на территории России»» Проверочная работа по теме «География основных типов экономики на территории России» 1.Дайте ... поселений в староосвоенных районах довольно густая и сравнительно равномерная 9. переезд горожан вначале в пригороды, а затем и в ...

10 ) Скажите, а из представленных табличек уже присутствует слово общество, в другом понятии?

11) В каком?

Верно.

Но так же мы с вами знаем, что мы говорим о науке (учитель добавляет табличку “наука”)

12) А теперь ваша задача, сформулировать определение из выбранных нами слов определяющих значение науки “социальной и экономической географии” склоняя их окончание.

Итак, запишем значение понятия экономической и социальной географии.

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число. Тема урока: “ Введение. Что изучает экономическая и социальная география России?”

Записываем определение

Экономическая и социальная география

Экономическая и социальная география – это не только школьная дисциплина и серьёзная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский.

Н.Н. Баранский родился 27 июля 1881 г. в семье учителя гимназии города Томска, преподававшего русский язык, литературу и географию, — человека “крупного ума и широкой натуры”. Николай Николаевич блестяще учился, окончив в 1899г. гимназию с золотой медалью, владел “древними” – латинским и греческим – и современными языками – французским, немецким, английским.

В 13 лет он начал помогать отцу в его репетиторской работе.

В 1910 – 1914 гг. Баранский окончил Экономическое отделение ныне Института народного хозяйства им. Плеханова. Экономическая и социальная география 1

С юных лет Н.Н. Баранский, практически не переставая, занимался просветительской и пропагандисткой деятельностью, которая постепенно перерастала в профессорско-преподавательскую, а центр его интересов всё более перемещался из области политики, политэкономики и экономии в географию, что подготавливалось самой его жизнью, практической работой, наблюдениями. Баранский сам задавал себе вопрос: “Почему я стал заниматься экономической географией?” – и в качестве одной из главных причин называл следующее: “…поездки …, в которых я исколесил около 200 тыс. км…а затем сверх того ещё около 100 тыс. км, показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней”.

Н.Н. Баранский умер 29 ноября 1963 года. Он умер, увенчанный заслуженными наградами и всемирно известный.

Запишем

Основатель экономической и социальной географии советский географии Н.Н. Баранский.

Теперь выясним, что конкретно в 9 классе по географии вы изучите.

13) Откройте учебник на странице 3 — 4 посмотрите и ответьте, на какие три крупных раздела разбит материал, изучаемый в 9 классе? Обратите внимание, что разделы отмечены римскими цифрами.

Основатель экономической и социальной географии советский географии н н баранский  1

Откройте учебники на странице 3, в первом разделе мы с вами познакомимся с новыми понятиями, которые будем использовать в течение всего учебного года. Познакомимся с отраслями промышленности.

5 стр., 2107 слов

Контрольная работа: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ» Введение Дисциплина ...

... целей и задач. 4. Темы контрольных работ Блок 1. Характеристика особенности размещения и развития отраслей и комплексов хозяйства Влияние географических открытий на размещение и развитие ... 2. ЭГП и характеристика экономических районов и регионов 2. Экономико-географическая характеристика Алтайского и Хабаровского краев. Влияние экономико-географического положения на размещение и развитие ведущих ...

Открываем учебники на странице 4. В разделе “районы России” мы узнаем, на какие районы разделена территория нашей страны в зависимости от особенностей природы, и уровня развития хозяйства. И детально будем их изучать.

И закончим изучение географии 9 класса рассмотрением 3 раздела, из которого узнаем какую роль, играет Россия в мировом хозяйстве.

Переходим к решению следующей задачи урока. Для того чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен, для этого познакомимся с его структурой.

Откройте учебники на странице 7 и параллельно страницу 87. Главы учебника открываются рубрикой “Самое… Самое…”, которая включает наиболее яркие факты, касающиеся содержания главы.

Основатель экономической и социальной географии советский географии н н баранский  2

Откройте учебники на странице 8. Каждый параграф начинается с вводных рубрик: “Вы узнаете …”, “Вспомните…” – и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика “Вы узнаете …” познакомит вас с основными вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика “Вспомните …” позволит повторить предыдущие уроки и освежить в памяти материал, необходимый для изучения нового.

Основной текст учебника сопровождают рубрики “Географический блокнот” и “Мои географические исследования”.

Рубрика “Географический блокнот” содержит интересные факты и другую дополнительную информацию. Выполнение заданий рубрики “Мои географические исследования” поможет нам научиться самостоятельно работать с разными источниками знаний.

В основном тексте параграфов можно встретить рубрику “Геофокус”. Она иллюстрирует основной текст конкретными примерами.

Откройте страницу учебника 54. Если рядом с основным текстом вы встретите ссылку в виде значка – стрелки с буквой А, то это будет означать, что при изучении данного материала вам потребуется географический атлас.

Завершают каждый параграф “Вопросы и задания’. Ответив на вопросы и выполнив задания, вы определите, насколько хорошо усвоили материал нового урока.

Откройте учебники на странице 86. Последняя страница каждой главы содержит рубрики “Подведём итоги”, “Вопросы для обсуждения” и “Подробнее …”. “Вопросы для обсуждения” носят, как правило, проблемный характер, для ответа на них нужно использовать дополнительные источники информации.

Перечень литературы и сайтов в Интернете показывает, где вы можете получить дополнительную информацию для углубления знаний и развития навыков самостоятельной работы.

Рассмотрим, какие задачи выполняет наука география.

Разобраться с тем, какие задачи выполняет наука география, нам помогут небольшие отрывки текстов.

Итак, слушаем внимательно первый отрывок и с помощью него пытаемся назвать первую задачу, которую наука география выполняла в давние времена, в период открытия новых земель.

1) К зоне экваториальных лесов примыкает зона саванн – равнин, покрытых травами, среди которых возвышаются редкие деревья и разбросаны группы кустарников. Среди животных количественно преобладают растительноядные: антилопы, грызуны, в Австралии – кенгуру. Кроме этих млекопитающих, траву в большом количестве поедают насекомые, например саранча. В саваннах много крупных хищников: в Африке это лев, гепард.

22 стр., 10692 слов

Решение задач: Задачи на издержки производства с решением по экономике

... оставлять комментарии к данной публикации. Задачи на издержки производства с решением по экономике В помощь студентам и аспирантам 1 задача. Прибыль рассчитывается как разница выручки и издержек. Издержки предприятия Общие издержки = 2500 000 – 350 000 = 2 ...

Для того чтобы ответить на главный вопрос, какую первую задачу выполняет география разберем прочитанный текст.

13) О чем в данном тесте идёт речь?

Саванны, это одна из природных зон.

14) Что вы узнали о саваннах?

Рассмотрим следующий небольшой отрывок текста, который также поможет нам узнать первую задачу географии.

Арктические и антарктические пустыни раскинулись на побережье и островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Это царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь на полюсах длятся по полгода. Из растений встречаются только некоторые виды лишайников, мхов. В Арктике живёт белый медведь. В Антарктиде — пингвины. Антарктический материковый ледник – крупнейшая на Земле ледяная пустыня.

15) О чём в данном тексте идёт речь?

16) Что вы узнали о арктических и антарктических пустынях?

17) На примере данных отрывков подумайте и ответьте, что первоначально делали исследователи, путешественники, учённые чтобы передать людям, представление о новых открытых землях или участках земли?

18) Представим, что мы с вами путешественники плаваем по морским просторам в поисках новых материков, островов и вдруг перед нами открылись берега неизведанного ещё материка или острова. Что нужно нам с вами сделать, чтобы мир мог прочитать о растительном, животном мире, климате и население открытого материка или же острова?

На протяжении многих веков наука география только собирала сведения и описывала вновь открываемые земли.

Узнаем также с помощью текста № 3 и 4, какую вторую задачу выполняет наука география.

… Африка самый жаркий материк, потому что на большей его части среднегодовая температура выше + 20 С. ..

… Австралия самый сухой материк, потому что на большей части его территории выпадает мало осадков.

19) Итак, что делает вторая задача науки географии.

Вторая задача, которую выполняет география – объяснить те или иные процессы, закономерности или особенности характерные для природы того или иного материка или острова.

Назвать третью задачу, которую выполняет наука география, нам поможет учебник.

20) Откройте учебник на странице 31 посмотрите и ответьте, как называется последний раздел?

21) В этом разделе на будущее, что делают?

управления

Создание новых объектов

Один из самых сложных вопросов при этом – выбор места для нового объекта. История сохранила нам примеры удачных решений: например, создание Петром I на пустом месте Санкт – Петербурга, ставшего одним из прекраснейших городов мира, крупным экономическим и культурным центром. Но гораздо большее число городов исчезло с географической карты – часто из – за того, что при их создании не был учтён комплекс местных условий.

Один из последних примеров неудачных решений – создание на Крайнем Севере в неблагоприятных природных условиях больших городов, население которых было призвано обеспечить добычу полезных ископаемых, хотя её можно было осуществить гораздо меньшим числом жителей. В результате происходил “обвальный” отток населения из этих районов, а построены там города и посёлки оказываются ненужными.

15 стр., 7175 слов

Решение задач: Методическая разработка по экономике «Решение задач по темам: ...

... , естественная безработица, циклическая безработица и фактическая занятость. Решение: Решение задачи может быть представлено в виде таблицы: Годы Экон. ... цен) - Каковы основные причины инфляции? (избыточный спрос, рост издержек производства и ) - Как измеряется интенсивность ... = изменение уровня цен 2009/ уровень цен 2008. Определим стоимость (СПК) по годам: СПК08 = 2*30 + 70*4 + 5*20 = 60+ 280 + ...

Перечертите в тетрадь схему задачи географической науки.

Задачи географической науки.

Задачи географической науки  1

Задачи географической науки  2