теневой экономика управление
В экономической науке существует много непроанализированного. Нелегко отыскать иной пример, когда размах экономического эффекта и уровень его исследованности были бы настолько не соотносимы. Это проблема «теневой» экономики, которая содержит все сферы жизнедеятельности человеческого общества.
Теневая экономика является частью неофициальной экономики. Она характеризует комплекс хозяйственных отношений, которые не отражаются в формальных документах.
Актуальность данной темы состоит в том, что теневой сектор экономики присутствует во всех странах, он является элементом любой хозяйственной системы, но масштабы его могут сильно различаться.
Целью курсовой работы является выявление основных причин роста теневой экономики и определение методов борьбы с ней. Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Определить формы, виды, сущность теневой экономики;, Выявить уровень развития теневого сектора в РФ;, Обнаружить негативный эффект «теневой» деятельности на экономическую систему России;, Определить способы борьбы с теневой экономикой.
Объектом исследования являются всевозможные способы воздействия государства на теневой сектор экономики. Предметом, соответственно, является сама теневая экономика.
1. Теоретические основы проблемы теневой экономики, .1 Определение «теневой экономики»
В российской научной литературе существуют три основных подхода к пониманию «теневая экономика»: учетно-статистический подход, формально-правовой и оптимизационно-позитивный подход.
Учетно-статистический подход. Данный подход используют, когда речь идет о степени распространения теневых экономических отношений. С точки зрения такого подхода, теневая экономика «представляет собой совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ и предпринимательских особенностей». [1, с. 751]
У данного определения есть существенные недостатки. Во-первых, оно подразумевает «твердую» установку на необходимость полного «управления и контроля»: из данного толкования видно, что специально скрывать какую-либо хозяйственную деятельность от государственного контроля и управления — незаконно. В реальной экономической практике многие процессы рыночного саморегулирования не поддаются централизованному управлению и контролю, в целом положительно сказывающие на динамике экономического развития, и зачислять их в сферу негативных, теневых отношений было бы неправильно.
Влияние теневой экономики на экономическую безопасность региона ...
... теневых отношений на официальную экономику; – анализ механизмов и форм взаимодействия теневой экономики с легальной; – систематизирование факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности; – анализ степени угрозы современной российской теневой экономики; – предложить пути по сокращению уровня теневой экономики. ...
Во-вторых, при подобном истолковании под определение «теневой экономики» попадают крупные участки экономики, которые не могут регулироваться какими-либо правовыми нормами, но при этом никак не могут считаться незаконными. Например, в расчетах показателей системы национального счетоводства не учитывается домашняя экономика (производство продукции для самопотребления), хотя ее масштабы велики.
Формально-правовой подход. Он используется, когда речь идет о борьбе с «теневой» экономикой. Он преобладает в экономико-криминологических исследованиях, в которых под «теневой экономикой» понимается «такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, то есть находится вне рамок правового поля». [2, с. 19-20]
Этот подход тоже имеет и сильные, и слабые стороны. С одной стороны, то, что нарушает нормы права, считается разрушающим сложившуюся структуру общественных институтов и, действительно, является, вероятно, опасным для общества.
С другой же стороны, деятельность «вне рамок правового сектора» не всегда оказывает на общество негативное влияние. Например, в нашей стране «за рамки правового сектора» были вынесены частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, которые являются базой продуктивных рыночных отношений.
Оптимизационно-позитивистский подход. С точки зрения такого подхода, «теневой экономикой» называют экономическую деятельность, объективно мешающую оптимальному развитию экономики и общества.
Хотя все три перечисленных определения по-разному очерчивают границы «теневой» экономики, но совместно отмечают главный ее признак — скрытый характер. В первом случае речь идет об экономической деятельности, скрытой от государственного контроля, во втором случае — от учета, а в третьем — от морального осуждения.
Для обсуждения проблем «теневых» экономических систем современной России можно взять следующее определение: «теневая» экономика — это разветвленная, всепроникающая и безграничная система взаимосвязанных экономических отношений, которые выходят за рамки действующих законов и недоступны регулярному статистическому учету и налоговому контролю.
1.2 Структура «теневой» экономики
Определение «теневая экономика», конечно же, указывает на негативный характер явлений, которые им определяются. Но и в то же время он указывает на их ограниченность для современной жизни, на их неизбежность и всепроникающую силу. Между тем «теневая» экономика — это явление не только всеохватное, но и чрезвычайно разнообразное. Действия банкира, «отмывающего» незаконно полученные деньги, или сотрудника ГИБДД, вымогающего взятки на дорогах, или сельского строителя, работающего без каких-либо лицензий и не платящего налогов — все это факты «теневой» экономической активности.
При всех предложенных в научной литературе способах типологизации различных сегментов теневой экономики одним из наиболее удачных является деление теневых экономических операций по признаку их повседневности. Речь идет об отделении повседневной теневой деятельности обычных, «средних» людей от экстраординарной теневой деятельности представителей девиантных социальных групп — элиты и маргиналов (Таблица 1-1).
Криминализация российской экономики и экономическая безопасность России
... народном хозяйстве, внешнеэкономическом обмене и международной обстановке. Гарантия экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизни общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну ...
Таблица 1.1. Типологизация теневой экономики по степени повседневности
Основные признакиПовседневная « теневая» экономикаЭкстраординарная «теневая» экономикаСубъектыРядовые работникиПредставители элиты и маргиналыОбъектыОбычные товары и услугиЗапрещенные законом товары и услугиМоральная оценкаОсуждается слабо, часто имеет этически нейтральную оценку, может даже одобрятьсяОсуждается как нарушение привычного «порядка вещей»
Обычный россиянин видит «страшных» рэкетиров и махинаторов-миллионеров только на экране телевизора и на страницах газетной криминальной хроники. Уклонение от налогов — это «материя», более ему близкая. Почти каждый взрослый россиянин не раз в жизни получал оплату наличными, без всяких документов, или расписывался в фиктивных платежных ведомостях, или занимался на рабочем месте совсем не той работой, которая предусмотрена его служебными обязанностями.
Хотя наиболее опасными для общественного благополучия кажутся экономика организованной преступности и «беловоротничковая» преступность бизнес-элиты, однако чаще всего вовсе не они дают основную массу теневых оборотов. Теневая экономика подобна айсбергу, б о льшая часть которого скрыта под водой. Повседневная же теневая экономика в современной России (как, впрочем, и в большинстве зарубежных стран) является главным массивом «экономики вне закона».
Следует подчеркнуть, что изучение теневых экономических отношений в нашей стране характеризуется постепенным сдвигом фокуса внимания исследователей от экстраординарных форм к повседневным. Когда в конце 1980-х гг. в СССР появились первые публикации о теневой экономике, то абсолютно преобладало представление, будто речь идет о жизни каких-то «чужих» социальных групп — номенклатуры, уголовников, «торгашей» и т.д. Это представление о «чуждости» теневых экономических отношений сохранялось отчасти и в 1990-е гг., только ряды «чужих» расширились за счет «новых русских». Постепенно, однако, к исследователям, как и к рядовым россиянам пришло осознание того, что главные участники теневых отношений — не «они», а «мы сами». Именно благодаря молчаливому согласию рядовых россиян и их личному соучастию существуют коррупция, массовое уклонение от налогов, нелегальная занятость, торговое пиратство и многие-многие другие широко распространенные экономические правонарушения. Поэтому в конце 1990-х — начале 2000-х гг. отечественные исследователи все чаще стали обращать внимание на те виды теневой экономической деятельности, в которых систематически участвует большинство россиян.
Чтобы более четко различить структуру такого всеобъемлющего явления как теневая экономика, исследователи часто используют классификацию ее различных проявлений по критерию нарушаемых норм. Впервые такая классификация была разработана американским экономистом Э. Фейгом, который в своих работах выделил четыре типа «подпольных» экономических действий (все они подпадают под наше толкование теневой экономики): нелегальную, несообщенную, незарегистрированную и неформальную экономику. [3]
Субъекты внешнеэкономической деятельности
... международные организации. 2. Структура ВЭД Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект, форма действия субъектов. Субъектами ВЭД являются физические лица; юридические ... данные лица имеют постоянное место жительства. В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации ...
— Нелегальная экономика. «Нелегальная экономика, — указывает Э. Фейг, — состоит из дохода, произведенного экономической деятельностью, нарушающей юридические нормативы, определяющие сферу законных форм коммерции». Нелегальные предприниматели в этой экономике участвуют в производстве и распределении запрещенных товаров и услуг (нелегальное производство наркотиков, обмен валюты спекулянтами и т.д.).
— Несообщенная экономика. «Несообщенная экономика, — пишет далее Э. Фейг, — включает ту экономическую деятельность, которая обходит институционально установленные фискальные правила, зафиксированные в налоговом кодексе, либо уклоняется от них». Доходы от несообщенной экономики не сообщаются в налоговую полицию, из-за чего возникает так называемый «налоговый зазор» — различие между суммой полагающихся и реально собранных налоговых поступлений.
— Незарегистрированная экономика. «Незарегистрированная экономика, — продолжает свою классификацию Э. Фейг, — состоит из той экономической деятельности, которая обходит институциональные правила, установленные требованиями правительственных статистических органов». Наиболее важным компонентом незарегистрированной экономической деятельности в развивающихся странах является домашнее производство. Хотя методика расчета национального дохода предполагает, что домашнее производство было включено в национальные счета, этот сектор обычно опускается вследствие трудностей его измерения.
— Неформальная экономика. Согласно подходу Э. Фейга, «неформальная экономика включает ту экономическую деятельность, которая экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования». Она измеряется доходами, полученными неформально действующими экономическими агентами.
Институциональный критерий сегментации теневой экономики применяли и многие российские исследователи. Наиболее четко этот подход применен В.В. Радаевым, который выделяет четыре типа теневых отношений — легальную неофициальную, внеправовую, полуправовую и нелегальную криминальную экономику. [4, с. 90]
— Легальная неофициальная экономика — экономическая деятельность, не нарушающая действующих законодательных норм, которая, однако, не фиксируется в отчетности и контрактах. Примером такой деятельности, нарушающей нормы отчетности, служит натуральное производство домашних хозяйств. Это — аналог «незарегистрированной экономики» по Э. Фейгу.
— Внеправовая экономика — экономическая деятельность, не регламентированная действующим законодательством и находящаяся во внеправовых зонах. Хрестоматийным примером подобной деятельности В.В. Радаев считает российские «финансовые пирамиды» 1990-х гг., которые использовали «дыры» в законодательстве, а также нарушения экологической безопасности, лоббирование и т.д. Этот сектор связан, среди прочего, с нарушением неформальных этических норм. (Заметим, что данное понятие не имеет соответствия в классификации Э. Фейга, в которой учтены только нарушения формальных норм.)
Влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны
... обеспечению экономической безопасности страны. В качестве основной цели определено исследование особенностей деятельности теневых отраслей экономики и их непосредственного влияния на экономическую безопасность страны, как одного из ... полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д. Вообще, категория экономической безопасности по ...
— Полуправовая экономика — экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но выходящая за его пределы в связи с уклонением от налогов. Эта деятельность, нарушающая нормы налогообложения, включает, по В.В. Радаеву, использование «черного нала», бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой найм без оформления контрактов. Такую экономическую деятельность иногда еще называют «серой экономикой».
- Нелегальная, криминальная экономика — экономическая деятельность, запрещенная законом, т.е. нарушающая уголовные запреты на некоторые виды деятельности. По определению некоторых исследователей это — «черная экономика».
Все классификации по критерию нарушаемых норм — и Э. Фейга, и В.В. Радаева, — при анализе теневой экономической активности следует применять с осторожностью, поскольку совершенно очевидно, что люди, совершающие теневые экономические операции, нарушают обычно не какую-то одну единственную институциональную норму, но сразу несколько. Вообще следует иметь в виду, что все, даже самые изощренные способы типологизации теневых экономических отношений фиксируют не раздельные и обособленные, но взаимосвязанные и пересекающиеся сегменты теневой экономики.
1.3 Условия формирования «теневой» экономики и факторы ее развития
Развитие «теневой» экономики, с одной стороны, является реакцией на сам факт государственного регулирования. Управление экономикой невозможно без каких-либо ограничений, а неразумные ограничения вызывают их нарушения. Многие виды теневой экономики объясняются во многом именно недостатками государственного контроля и регулирования.
С другой стороны, «теневая» экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений.
Для «теневой» экономики условия развития формируются общим состоянием экономики. Инфляция, кризис платежеспособности, нарушение хозяйственных связей привели к созданию условий для формирования «теневой» экономики.
Всю совокупность условий, которые оказывают влияние на существование «теневой» экономики можно разделить на группы в зависимости от типа отношений.
К первой группе причин относятся антропологические факторы, которые связаны с противоречивой природой человека. Человек состоит из двух противоположностей: в нем происходит борьба между добром и злом. Ему присущи честность и лживость, щедрость и жадность, самопожертвование и эгоизм. Внутриличностный конфликт между добром и злом разрешается в зависимости от существующей системы общественных отношений. Человеку свойственно стремление получить больше, затратив при этом меньше усилий. При отсутствии или слабости ограничителей рационализм побуждает человека к «теневой» деятельности.
Вторая группа причин, порождающие «теневую» экономику, это экономические факторы, которые присущи рыночному хозяйству. Они связаны с перекосами в налоговой политике государства, недостаточной степенью насыщения рынка товарами и услугами, разбалансированностью между различными сферами и отраслями народного хозяйства, низкой покупательной способностью населения, деятельностью незарегистрированных экономических структур.
Понятие и структура теневой экономики и коррупции
... , Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, «санкционированный» механизм, закономерности их развития. , Все проявления теневой экономики разделяются на две ...
Третья группа причин — это правовые факторы. Они связаны с несовершенством законодательной базы и с несовершенством механизма координации борьбы с экономической преступностью. Совершенствование правовой базы носит нескончаемый характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют субъектам «теневой» экономики использовать те уязвимые места, которые образуются в правовой сфере, и быстро устремляться туда. Так же рост «теневой» экономики связан с неэффективной деятельностью правоохранительных структур по пересечению незаконной и криминальной экономической деятельности.
К четверной группе причин относят социально-политические факторы. Они связаны с низким авторитетом государственной власти у населения, наличием в обществе социально-психологических настроений и ориентиров, нарушением обязательств социальной направленности со стороны государства, степенью разрешения социально-экономических проблем общества.
К пятой группе причин, объясняющих феномен «теневой» экономики, относят социальные факторы. Они связаны с низким уровнем жизни населения, который способствует развитию скрытых видов экономической деятельности, высоким уровнем безработицы, неравномерным распределением валового внутреннего продукта. «Теневая» деятельность завлекает огромные массы обездоленных людей в силу существования деформированных отношений в социальной среде. В «теневую» экономику массово вовлекаются представители малоимущих слоев, это молодежь, безработные, рабочие-мигранты. По численности они составляют основную часть участников «теневой» экономики.
Шестая группа факторов — это административные факторы. К ним относят отсутствие эффективной государственной вертикали управления экономикой, безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, чрезмерные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на предпринимателей.
Переход от бюрократической командной системы управления к рыночной системе управления является объективной причиной стремительного роста «теневой» экономики в России. Смена общественного строя сопровождается сменой старой морали. При этом «теневая» экономика должна держаться и формироваться из точных источников. Источниками «теневой» экономики являются как легальные, так и нелегальные хозяйствующие субъекты.
Первый источник — это вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетически ресурсов. При этом основная часть сделок осуществляется на законных основаниях, то есть она не является в прямом смысле «теневой» экономикой: энергоресурсы и сырье часто продаются за рубеж по сниженным ценам через посредников, а должный процент от прибыли посредников оседает за рубежом.
Вторым, главным источником «теневой» экономики является хозяйственная деятельность, которая не регистрируется государственными органами. Данный вид деятельности имеет место во всех секторах экономики.
2. Влияние «теневой» деятельности на экономику Российской Федерации, .1 Основные причины ухода предприятий в «теневую» экономику
В сфере малого бизнеса «теневая» экономическая деятельность неоднородна, поэтому и подход к данному обстоятельству должен быть разграничен. Во-первых, бороться с «чистым криминалом» — функция правоохранительных органов. Во-вторых, очевидна необходимость принятия ряда мер по «легализации» части «теневого» бизнеса, это позволит стабилизировать как экономику всей страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.
Теневая экономика: содержание, формы, масштабы
... по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США -- страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. развитых странах В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 2007 ...
Основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются: жесткий налоговый прессинг, административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), возможность альтернативных расчетов, административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам «теневая» экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40% объема продукции, услуг.
Субъекты малого предпринимательства, которые участвуют в «теневой» экономике, могут быть разделены на три группы:. Сугубо криминальные малые предприятия. Изначально создавались с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность).
Они формируют своеобразный каркас «теневой» экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно большими ресурсами, силой и влиянием..Теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой I, однако в перспективе это возможная основа среднего класса..Предприниматели без образования юридического лица и наемные работники — своего рода «солдаты» «теневой» экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.
2.2 Масштабы «теневой» экономики
Индикатором интереса к проблемам теневой экономики в последние десятилетия может служить интернет, где на эту тему можно насчитать свыше 3 млн. ссылок. Связано это с тем, что в последние 20-30 лет наблюдается постоянный рост уровня теневой экономики во всех странах.
Если в начале 60-х годов прошлого столетия доля тени в мировой экономике составляла 5,6% и была несущественной, то сегодня, по оценкам экспертов, более трети мирового ВВП скрыто в теневом секторе (Таблица 2-1).
Мировой ВВП в 2012 году, по расчетам Всемирного банка, составил 71,66 триллионов долларов. То есть в теневом секторе производится примерно 26 трлн. долларов (для сравнения ВВП США — 15,68 трлн., Китай — 8,23 трлн., Еврозона — 17,7 трлн.).
В Европе по данным A.T. Kearney, объемы теневой экономики в 2007 году составили 2,2 трлн. евро. После незначительная снижения в начале кризиса, к 2009 году теневая экономика опять начала расти. Правительства европейских стран признают, что все усилия обуздать теневую экономику потерпели неудачу. Безработица и стагнация экономики создают еще больше стимулов для занятия нелегальной деятельностью. [7]
Самый высокий уровень теневой экономики в ЕС демонстрирует Болгария (33%), за ней следуют Венгрия, Литва, Румыния (по 30%), Эстония (29%), Латвия (27%), Греция (26%).
Средний уровень по ЕС 27 — 19,5%. Среди стран Западной Европы самые высокие показатели теневой экономики в Бельгии (17%), в Швеции (16%) и Норвегии (15%).
Самые низкие — в Австрии и Швейцарии (по 8%).
Теневая экономика
... понятия теневой экономики; анализ структуры теневой экономики и ее признаков; исследование теневой экономики в экономической жизни зарубежных стран; изучение особенностей теневой экономики советского периода; анализ теневой экономики в постсоветской России. Объект исследования: теневая экономика. Предмет курсовой работы состоит в анализе теневой экономики. При выполнении работы ...
Критическим уровнем теневой экономики считается показатель 40-50%, когда противоречие между легальным и теневым бизнесом наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества и можно говорить, что не государство управляет экономикой, а теневые структуры.
Таблица 2.1. Средний уровень теневой экономики по группам стран, % к официальному ВВП
Группы стран1999-2003 (145 стран)2006 (167 стран)В развивающихся странах38,7 38,1 В переходных странах40,138,1В развитых странах16,318,7В 3-х коммунистических странах22,314,3 (Китай)В среднем по странам35,235,5
Не случайно за последние десять лет по заказу МВФ было проведено несколько масштабных исследований теневой экономики в мире. В своих научных докладах исследователи из Австрии и Германии под руководством профессора Фридриха Шнайдера пришли к неутешительным выводам: масштабы теневой экономики растут во всем мире, в том числе и в благополучных странах Западной Европы. [7]
В Евросоюзе в начале нового века в теневой экономике частично или полностью были заняты более 20 млн. человек, при том, что сегодня население ЕС плотную приблизилось к полумиллиарду.
Наблюдение за состоянием теневой экономики в развитых странах группа Ф. Шнайдера ведет, начиная с 1960 года. К началу 60-х годов в развитых странах удалось достичь ничтожно малого уровня теневой экономики, однако в последние пятьдесят лет он растет из года в год (Таблица 2-2).
Особенно показателен рост теневой экономики в европейских странах: за 45 лет доля теневого оборота в ВВП увеличилась в Швеции в 11 раз, в Германии почти в 8 раз и в Дании почти в 4 раза. А это показатели самых благополучных стран мира.
Таблица 2.2. Уровень теневой экономики в некоторых развитых странах, % к ВВП
Страна196019701980199719992002200520062007США4,14,66,18,88,68,68,98,99,0Дания4,87,410,218,117,718,018,418,919,0Германия2,1311,21515,616,016,016,416,7Швеция1,87,812,419,818,919,419,820,220.4
В большинстве других европейских стран, входящих ОЭСР, к 2007 году теневой оборот увеличился или сохранился на уровне предыдущих 8-10 лет, либо несколько снизился. В среднем по странам ОЭСР (развитые страны Европы, США, Канада, Япония и Новая Зеландия) он составил 15,8%, достигая в таких государствах, как Италия 27,4%, Греция 31,0%, Португалия и Испания 22-23%.
То есть сегодня эта уже мировая проблема, на исследования и борьбу с которой тратиться много усилий и средств. Мировой экономический кризис пополнит копилку теневой экономики, и, очевидно, следующие глобальные исследования покажут не слишком радужные результаты.
2.3 Способы оценки величины «теневой» экономики
Поскольку оценка размеров теневой деятельности важна для анализа экономического развития и формирования государственной экономической политики, современными экономистами разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики. [5] Эти методы можно объединить в две группы:
- методы, используемые на микроуровне (обобщение собранных во время обследований данных о деятельности домохозяйств и фирм);
- методы, используемые на макроуровне (анализ индикаторов, характеризующих развитие национальной экономики как целого).
Рассмотрим, какие именно секторы теневой экономики и с какой степенью приблизительности можно измерить при помощи этих методов и какова же, судя по полученным оценкам, динамика масштабов теневых экономических отношений.
Теневая экономика в России
... Теневая экономика - труднопреодолимая институциональная ловушка. Если из нее не удастся вырваться, не следует рассчитывать на масштабные инвестиции и высокие темпы роста. Но об этом как ... их анализа. Теневая экономика тесно связана с нерыночным сектором, прежде всего, потому что это как ... Кстати, в статистических исследованиях большинства стран доходы от нелегальных криминальных видов ...
Микрометоды измерения теневой экономики.
На микроуровне для измерения теневой экономики используются прямые методы — опросы, методы открытой проверки и специальные методы экономико-правового анализа.
Опросы.
Обследования путем опроса проводятся в ходе социологических исследований (обычно методом анкетирования или анонимного углубленного интервью).
Анкетируемые или интервьюируемые респонденты делятся на четыре группы:
- «теневики» — люди, непосредственно включенные в нелегальные экономические отношения и готовые в этом признаться;
- «включенные наблюдатели» — лица, находящиеся в теневой среде, наблюдающие ее изнутри, но о собственном участии в нелегальных сделках не упоминающие;
- «наблюдатели со стороны» — респонденты, которые судят о тех или иных проявлениях теневой экономики, не будучи сами в нее включенными или не решаясь в этом признаться;
- «жертвы» — люди, объективно страдающие от действий теневиков, но не являющиеся обычно активными участниками теневой экономики (следует подчеркнуть, что «жертвы» часто отнюдь не чувствуют себя пострадавшими).
[6, с. 14]
Этот метод лучше всего использовать для изучения повседневной теневой экономики, которая в наименьшей степени осуждается общественным мнением. Скажем, о степени распространенности «торгового пиратства» и бытовой коррупции вполне можно составить представление по данным опросов граждан по репрезентативной выборке. Следует при этом учитывать, что личный опыт и оценочные суждения респондентов о степени распространенности теневых отношений могут заметно различаться.
Методы открытой проверки.
Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов, которые выявляют и пресекают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм. Полученные в ходе выборочной проверки фирм данные обобщаются и используются в учетно-статистических целях. Понятно, что этот метод не дает результатов там, где хозяйствующие субъекты не ведут официальной документации, которую можно было бы проверить.
Специальные методы экономико-правового анализа.
Для измерения и оценки масштабов теневой экономики можно также применять специальные методы экономико-правового анализа. Указанные методы позволяют эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские познания в юридической практике.
Методы экономико-правового анализа можно объединить в следующие три типа:
- метод бухгалтерского анализа;
- метод документального анализа;
- метод экономического анализа.
Метод бухгалтерского анализа представляет собой исследование бухгалтерского учета (баланс, счета и двойная запись; оценка и калькуляция, инвентаризация и документация) для выявления учетных несоответствий и отклонений.
Метод документального анализа представляет собой исследование бухгалтерских документов и проявляется в особенностях внешнего оформления или в содержании учетных документов. Целью документального анализа является обнаружение документальных несоответствий.
Метод экономического анализа позволяет вскрыть причины отклонений от нормальной экономической деятельности.
Макрометоды измерения теневой экономики.
На макроуровне для измерения теневой экономики используются косвенные методы, основанные преимущественно на макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов. К макрометодам относятся: метод расхождений, метод по показателю занятости («итальянский» метод), монетарный метод, экспертный метод и метод мягкого моделирования (оценки детерминантов).
Метод расхождений.
Этот метод основан на сравнении источников данных и статистических документов, содержащих информацию об одних и тех же экономических показателях. Примерами использования данного метода является сравнение доходов и расходов, измеренных разными способами; альтернативные оценки макроэкономических показателей; метод товарных потоков.
Сравнение доходов и расходов. Данный метод связан сопоставлением всех доходов домашних хозяйств со всеми расходами. Как правило, обнаруживается, что официальных доходов заметно меньше, чем расходов. Разницу покрывают неофициальные доходы, которые могут быть получены от всех трех разновидностей теневой экономики.
Альтернативные оценки макроэкономических показателей. Данный метод используется для определения величины теневого сектора путем сравнения объема ВВП, полученного с использованием косвенных данных, с данными официальной статистики.
Метод товарных потоков. Применение этого метода довольно широко используется во многих европейских странах с развитой статистической службой. Метод товарных потоков заключается в том, что товарный поток (т.е. движение стоимости от производства до использования) строится не для макропоказателей, а для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Цель применения метода — обнаружение слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то товару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного использования ресурсов (конечное и промежуточное потребление + накопление + экспорт), то предстоит решить, какая часть информации — данные по производству или по импорту — более надежна, и на ее основе досчитать другую часть.
Метод, основанный на расчетах показателей занятости («итальянский» метод).
«Итальянский» метод, разработан и применяется Итальянским институтом статистики, который в настоящее время считается наиболее авторитетным в вопросах определения параметров «теневой» экономики.
Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных респондентами в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию о рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеко-дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.
Монетарный метод.
теневую экономику, а не отдельные ее сегменты.
Размер и динамика теневой экономики могут оцениваться с помощью наблюдения за объемом денежной массы. Денежная масса в каждой стране эмитируется центральным банком и ее величина известна.
Однако выбор подобного критерия не всегда бывает верен, поскольку используемые показатели зависят от многих других процессов (например, от инфляции).
Более надежным считается сопоставление темпов роста денежной массы и объема векселей на предъявителя и валового внутреннего продукта.
К результатам, полученным при использовании монетарного метода, следует относиться с осторожностью, поскольку положенные в основу метода предпосылки могут быть подвергнуты аргументированной критике.
Во-первых, в нелегальном секторе используются не только наличные деньги, но и иные средства платежа. Скажем, в России 1990-х гг. были очень часты бартерные расчеты. В развитых странах возможно использование в качестве средства платежа предъявительских ценных бумаг.
Во-вторых, трудно установить, одинакова ли скорость обращения денег в обоих секторах. В «теневом» секторе скорость обращения денег может быть медленнее, чем в легальном. В пользу этого может говорить тот факт, что товары и услуги в теневом секторе часто прямо поступают от производителя к потребителю, и это требует меньше наличных денег, чем для товаров в легальном секторе, которые обычно проходят многочисленную череду посредников, прежде чем достичь конечных потребителей.
Экспертный метод.
Сначала эксперт определяет, в какой степени можно доверять официальным данным по какой-либо отрасли легального или теневого бизнеса. Затем после сбора этих данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину. Методология экспертных оценок определяется самим экспертом. Многие связи и отношения, которые представляются эксперту очевидными и которые он использует для оценки, трудно поддаются количественному описанию.
Проблема использования данного метода состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного эксперта, способного дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное время, после получения дополнительной информации. Чтобы снизить значение субъективного фактора, часто обращаются к нескольким экспертам, а затем усредняют их оценки.
Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов) связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
Данный метод сложно применять, поскольку он создает некий «порочный» логический круг: чтобы выделить факторы, определяющие масштабы теневой экономики, надо ее измерить, а чтобы ее измерить, надо выделить определяющие факторы. Чтобы разорвать этот круг, масштабы теневой экономики для какого-то базового периода определяют другим методом, потом выделяют искомые факторы, а уже для последующих периодов применяют метод мягкого моделирования.
Метод мягкого моделирования можно применять для расчета всех видов теневых экономических отношений.
Степень полезности всех перечисленных методов для измерения теневой экономики отражена в Таблице 2-3.
Таблица 2.3. Возможности использования различных методов измерения теневой экономики
Типы и виды методовКакие сектора теневой экономики измеряются этим методомМикро-методыОпросы«Серая», часть «второй»Методы выборочной проверкиЧасть «второй»Специальные методы экономико-правового анализаЧасть «второй»Макро-методыМетод расхожденийСравнение доходов и расходовВсе сектораАльтернативные оценки макроэкономических показателей«Серая», часть «второй»Метод товарных потоков«Серая», часть «второй»Метод расчета по показателю занятости«Серая»Монетарный методВсе сектораЭкспертный методВсе сектораМетод мягкого моделированияВсе сектора
Данные о размерах теневой экономики разных странах мира, полученные рассмотренными методами, довольно противоречивы. Это связано с тем, что все эти методы рассчитаны на получение приблизительных оценок, с изрядным допуском «плюс-минус». К тому же большинство методов позволяют получить оценки лишь какой-то части теневой экономики.
Принято считать, что прямые методы (микрометоды) дают достаточно надежные, однако несколько заниженные результаты. Их основные недостатки — это сложность сбора данных, а также преднамеренное искажение информации (обычно в сторону занижения масштаба теневых отношений), полученной при опросах.
Косвенные методы (макрометоды) очень разнородны. Некоторые из них, особенно монетарные, могут применяться только при высоком развитии денежных отношений. Методы, связанные с анализом рынка труда, характеризуются временным разрывом между событиями и их измерением. В целом косвенные методы дают обычно завышенную оценку теневой экономики. Это связано с влиянием домашней экономики, которая схожа с «теневой» экономикой тем, что тоже ускользает от статистического измерения, но отличается тем, что не нарушает каких-либо общественных норм.
Многообразие применяемых в мировой практике методов, отсутствие единой методики количественной оценки размеров теневых экономических структур крайне затрудняет сравнение данных.
2.4 Последствия «теневой» экономики
Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономик и, чем препятствуют ему.
Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
- «экономическая смазка» — сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре, при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой. Производственные ресурсы не пропадают, когда легальная экономика переживает кризис, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса;
- «социальный амортизатор» — смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
- «встроенный стабилизатор» — «теневая» экономика подпитывает своими ресурсами легальную экономику (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. С этой точки зрения можно выделить следующие дестабилизирующие направления данного феномена.
- Перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом.
— Деформация налоговой системы, являющаяся одним из главных последствий «теневизации» экономики. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к увеличению налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть их уходит в тень, а далее круг замыкается: рост налогового давления на оставшихся снова уводит их в тень. Общий объем производства товаров и услуг не изменяется, однако его официальная часть сокращается.
— Дезорганизующая функция заключается в отсутствии организованности в производственных процессах в официальной экономике и препятствии созданию нормально работающих, «здоровых» экономических организаций. Действительно, теневая деятельность снижает управляемость работников, ослабляет их трудовую мотивацию, нередко приводя к их деквалификации, и в итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и производства.
— Дестабилизирующая функция. Происходит снижение конкурентоспособности экономики в связи с изъятием из легального производства значительной доли средств и снижением объема инвестиций и оборотных средств. В совокупности с уменьшением фонда рабочего времени это ведет к резкому снижению объема ВВП по сравнению с его потенциальной величиной.
— Блокирующая функция теневой экономики связана с проблемами коррумпированности государственного аппарата, низкой роли права и судебной системы, ее подчиненности административному аппарату и «теневому» капиталу. Образование в экономической среде кланов — устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих покровителей в органах государственной власти, распоряжающихся крупными суммами накопленного различными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность, — вызывает блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и даже во внешней торговле.
- Криминализация общества. Теневая экономика способствует усилению криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе и с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.).
- Расширение неконтролируемой торговли низкокачественными товарами
— Асоциальная функция, предполагающая размытость принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. Подрыв хозяйственной этики, который может привести к установлению хаоса и нестабильности в обществе, если люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры» и живут по принципу «все дозволено». В качестве подтверждения можно привести неформальную институционализацию. Например, большая часть хозяйственных руководителей, заключая фиктивные контракты, переводят безналичные деньги в наличные. Эта операция, по сути, незаконна и должна быть наказуема. Однако к обналичиванию денег в текущей деятельности часто прибегают и органы государственной власти, и правоохранительные структуры. Таким образом, эта незаконная операция фактически получила социальное одобрение.
«Тень» способна значительно деформировать структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшение спроса на инвестиционные ресурсы. Это в свою очередь подрывает устои государства, отвлекает огромные ресурсы капиталов из производственной сферы в другие, не позволяет создать условия для стабилизации экономики и дальнейшего подъема производственного потенциала России.
— Социальная незащищенность. Теневая экономика стала одной из причин сокращения доходов бюджета и соответственно финансирования государственных программ и институтов, а значит, невыполнения государством социальных программ, обязательств перед населением. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная его часть живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.
— Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
— Исключение долгосрочного инвестиционного развития тесным образом связано с диспропорциями в структуре экономики. Доступность к сокрытию средств в сфере торговли и услуг приводит к желанию (в том числе крупного капитала) вкладывать в эти сферы, что в результате приводит к их искусственному гиперразвитию (при минимальной отдаче, например, бюджетам) и в определенной мере тормозит развитие производственного сектора.
- Разрушение системы централизованного управления экономикой. Приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимо проведение экстренных реформ;
- «теневая» занятость приводит к увеличению бюджетного дефицита и т.д.
Соотношение позитивных и негативных эффектов «теневой» экономики зависит от ее масштабов (рис. 2-1).
Рис. 2.1. Зависимость эффектов «теневой» экономики от ее масштабов
Позитивный эффект возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок OA), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).
Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами «теневой» экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна OA, так как
при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономик и до величины 0В, когда позитивный и негативный эффекты взаимно гасятся. Если величина теневой экономик и превышает ОВ, то общество несет чистые потери.
2.5 Практикуемые подходы к «высветлению» «теневой» экономики
Теневой бизнес, если отделить его от в принципе незаконной деятельности, как уже отмечалось, прежде всего подразумевает желание скрыться от уплаты налогов и других платежей в бюджет. Опыт показывает, что наиболее скрытны налоговые преступления; попытки уклониться от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются контрольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов.
Федеральная служба налоговой полиции РФ выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:
— Сокрытие объектов налогообложения, т.е. ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм.
— Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).
— Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств и др.).
- Незаконное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.).
- Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение внереализационных расходов и др.).
- Уклонение от уплаты и занижение НДС (неначисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.).
- Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке).
— Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.).
Чрезмерное расширение сферы теневой экономики в России становится одной из основных опасностей для осуществления рыночных реформ в стране. С общегосударственных позиций здесь выделяют несколько ключевых проблем.
— Проблема доходов населения. Вероятность того, что налоговая инспекция сможет проследить все доходы населения, сомнительна. Без выстраивания прозрачной системы учета доходов населения вывести из тени значительные объемы экономики наверняка не удастся.
— Проблема организации фискальных служб и методов их работы. Особо настораживают призывы к усилению и организации тотального контроля над населением и организациями со стороны налоговых органов, МВД и ФСБ — своеобразного «налогового террора». Подобная система развивается по законам цепной реакции, и если учесть, что практически все население России в той или иной степени виновато в укрывательстве доходов, результат предсказуем. В итоге Россия опять скатится в систему налогово-полицейского государства с огромной системой осведомителей и «доброжелателей».
— Проблема прозрачности принимаемых решений и льгот. Быстрый переход от одной экономической системы к другой образовал систему свободных от законов сфер экономики. Частично данный вакуум заполнялся указами Президента и многочисленными подзаконными актами, в которых уже запутались сами чиновники. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета были введены льготы по налогам для многих организаций. В результате доступ к подобным каналам теневого бизнеса стал контролироваться довольно узкой группой людей, создавая условия и прецеденты для теневого бизнеса. По существу ведется гонка за доступ к разрешению работать с отклонениями от закона. В условиях современной России необходима полная отмена всех льгот. Если кому-либо оказывается финансовая помощь, то она должна предоставляться в виде дотаций или субвенций, размеры которых известны и ограничены расходами того или иного бюджета, а не в виде выдуманных льгот с неясными размерами и способами поступления.
В целом следует иметь в виду, что теневая экономика всегда была, есть и будет во всех странах, в тех или иных сферах экономики. Мир создан из людей — честных и нечестных. Просто объемы теневой экономики и ее сферы применения должны быть приемлемыми для всего общества.
Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок двумя путями. Первый основан на экономических мерах. Их назначение — сделать для предпринимателей участие в легальных, официальных рыночных отношениях экономически и материально более выгодным и безопасным, чем иметь дело с рынком нелегальным, теневым. Второй путь включает меры государственного принуждения, а именно совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с «теневиками», и обеспечение неуклонного проведения его в жизнь. При этом обсуждается возможность использования еще и третьего пути, успешно апробированного в некоторых государствах с ныне развитой экономикой, но находившейся ранее в кризисе: объявление своего рода амнистии «теневикам».
Суть предполагаемой амнистии в следующем. Бывшие «теневики» становятся правопослушными и честными гражданами. Они вкладывают неправедно нажитые средства, в том числе и укрываемые за рубежом, в отечественную экономику, получая с них установленную законодательством прибыль в виде дивидендов или в иной форме. Государство в свою очередь берет на себя обязанность не выяснять источники вкладываемых в экономику средств и не привлекать бывших «теневиков» ни к какой юридической ответственности за их прошлые грехи.
В глобальном масштабе по отношению к теневой экономике применимы два основных подхода: с одной стороны, борьба с незаконными действиями хозяйствующих субъектов силами правоохранительных органов, с другой — такое изменение экономических институтов государства, которое приведет к превращению теневых капиталов в реальные инвестиции в экономику России.
Основными путями легализации теневого капитала являются известные, но трудновыполнимые меры. Главное это — демократизация всех сторон социально-экономических отношений, создание благоприятных для производителя правовых условий, реформа налоговой системы, реальная ответственность исполнительных органов перед парламентом, изменение денежной и валютной политики. Но эти меры требуют очень серьезной политической воли государства.
Видимо, для эффективного и всестороннего решения проблемы следует идти по пути легализации теневого капитала, не прекращая борьбы с его криминальными проявлениями. Это определяется, прежде всего, тем, что в руках теневиков скапливаются огромные средства, которые могут быть превращены в реальные инвестиции. По оценкам специалистов, общий объем таких инвестиций в России мог бы составить около 500 млрд. долл.
Пока руководство страны ориентируется на более простые, проверенные временем методы борьбы с теневыми операциями. К примеру, по мнению ФСНП, следует лишь создать комплексную систему контроля за экономикой, построенную по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Следует установить действенный и постоянный декларативный контроль за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами.
Заключение
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, как сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это — функция правоохранительных органов. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практике ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
Очевидно, следует внести изменения в действующее законодательство, учитывая собственный и международный опыт. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах стран для получения дохода. Очень важной является согласованность и внутри страны — между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.
Список используемой литературы
1. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 751
— Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: Российский экономический журнал; Фонд «За экономическую грамотность», 1997. С. 19-20.
— Feige E.L. Defining and Estimating Underground and Informal Economies: The New Institutional Economics Approach // World Development. 1990. Vol. 18. №7. Р. 991-992.
— Радаев В.В. Теневая экономика в ССССР / России: основные сегменты и динамика // Восток. 2000. №1. С. 90.
— Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность [электронный учебник] — http://newasp.omskreg.ru/bekryash/.
— Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М., 2000. С. 14.
— Фридрих Шнайдер. Теневая экономика в Европе. Американские технические условия А.Т. Керни. 2011.
— В.И. Столяров. Экономика. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 93 с.
— Лев Тимофеев. Теневые экономические системы современной России: Теория. Анализ. Модели. Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2008.
— Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: «Экономика», 2002. с. 65-78.
— Лагов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В.Я. Кикотя; д. э. н., про ф. Г.М. Казиахмедова. — М.: Норм а, 2006. — 336 с.
— Л.А. Кормишкина, О.М. Лизина. Учебное пособие для вузов: Теневая экономика (институциональный подход).
— Саранск, 2009.
— Экономическая теория. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. 933 с.
— Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», 2005. — 384 с. (Серия «Курс лекций»)
— Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 — 544 с.
— Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб.; 2006. 472 с.
— Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — Ч. 2. — 204 с.