м новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан.
В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.
Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан — более половины всего населения страны.
Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.
Налоги и налоговая система России
... откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Государство берет в свои ...
Налогообложение физических лиц чрезвычайно многообразно. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами.
Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.
Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.
К задачам следует отнести следующие:
- раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.
Налог — это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов , внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов:
- распределительную;
- фискальную;
- контрольную.
Причем распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д. [11, c. 170].
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Экономические функции государства в рыночной экономике
... обусловленной деятельности. государство вмешательство рыночный экономика 1. Функции государства 1.1 Сущность экономических функций государства Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной ...
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
Деление налогов, взимаемых с физических лиц.
В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:
1. федеральные налоги;
2. региональные налоги;
3. местные налоги и сборы.
Я выделю основные виды налогов с населения в России.
Основные виды налогов, выплачиваемых населением.
-
государственная пошлина;
-
земельный налог;
-
налоги на имущество физических лиц;
-
налог с владельцев транспортных средств;
-
подоходный налог с физических лиц;
-
регистрационный сбор с физических лиц – предпринимателей;
4 стр., 1974 словНалоги с физических лиц. Общая характеристика
... было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние. 1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц налог физический имущество уплата Плательщиками налогов выступают юридические и физические лица. Объектами обложения являются предметы имущества, находящиеся в собственности этих ...
-
сбор за пограничное оформление;
-
сбор за уборку территорий населенных пунктов;
-
страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;
-
таможенные платежи [12, c. 262].
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Под , индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Установление налога – это определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. Пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ определяет общие условия установления налогов.
Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложении:
а) налогоплательщики
налогоплательщики — организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
б) объект налогообложения
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 Налогового кодекса РФ;
в) налоговая база
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением [13, c. 247].
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
Понятие налога, налогового права, его система, их функции
... физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Понятие и предмет налогового права Общественные отношения в ...
Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам;
г) налоговый период
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;
д) налоговая ставка
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- е) порядок исчисления налога.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;
- ж) порядок и сроки уплаты налога.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.
Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из статьи 12 Налогового кодекса РФ.
Также следует помнить, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 Налогового кодекса РФ).
Нормативно-правовой акт, устанавливающий сборы, определяет плательщиков сборов и конкретные элементы обложения, то есть ставку сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и прочее применительно к конкретным сборам [14, c. 221].
Налогообложение доходов физических лиц во всех странах играет важную роль в формировании государственного бюджета. Размеры поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет , что определяет уровень доходов населения. Этот налог регулирует и уровень потребления, стимулируя его, либо ограничивая. Поэтому для государства принципиально важным является соблюдение экономических интересов государства, в виде поступлений налогов в бюджет, и соблюдение принципа справедливости при налогообложении.
Налоговое регулирование: место и значение в рыночной экономике
... видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и ... товаров; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; таможенная пошлина; налог с продаж. Налоги как инструмент регулирования ... в. частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны. Органы налоговой службы были выделены в ...
В современной России система налогообложения доходов граждан стала формироваться в 1991 году, с ведением Закона «О подоходном налоге с физических лиц». Обязанность уплачивать налоги в России является конституционной обязанностью граждан. Статья 57 Конституции России гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»[1, с.17].
В соответствии с Законом «О подоходном налоге с физических лиц» в России применялась, как и в большинстве экономически развитых странах, прогрессивная шкала налога, означающая повышение ставки налога по мере увеличения доходной базы физического лица. Прогрессивная шкала более плотно учитывает один из основных принципов налогообложения – принцип справедливости. Более состоятельные граждане должны платить налог в больших размерах, нежели люди с меньшим уровнем дохода. В качестве одной из мер по совершенствованию налоговой системы в России Государственной Думой РФ предлагается введение прогрессивной шкалы подоходного налога граждан. Вместе с тем, больший доход получает человек, который имеет более высокую квалификацию и больше и эффективнее работает. Поэтому при вводе прогрессивной шкалы налогообложения необходимо учитывать фактор стоимости каждого отдельного человека на рынке труда.
В настоящее время налогообложение доходов граждан регулируется в соответствии с Главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) которая введена в действие с 01.01.2001 года. В соответствии со статьёй 41 НК РФ, доходом признаётся экономическая выгода в денежной форме, учитываемая в случае её оценки и в той мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций»[2, с.39].
Налог на доходы физических лиц, взимаемый в России, условно можно разделить по следующим блокам:
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 13% у резидентов и нерезидентов;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 30% у нерезидентов;
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 35% с отдельных доходов установленных налоговым законодательством, в частности доходов в виде процентов по вкладам в банках, в части превышения действующей ставки рефинансирования Центрального банка по рублевым вкладам, и по вкладам в иностранной валюте в размере, превышающем доходность 9% годовых; в отношении выигрышей и призов, выплачиваемых организациями при проведении различных рекламных акций связанных с розыгрышем призов;
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми резидентами по ставкам 9% в отношении дивидендов выплачиваемых российскими организациями российским гражданам 15% в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным гражданам;
Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России теория и практика
... применения прямых налогов в системе согласования интересов субъектов налогообложения. 4.1 Доминантные векторы развития прямого налогообложения в условиях рыночной трансформации экономики России. 4.2 Концептуальные основы формирования налоговой нагрузки субъектов налогообложения в системе ...
— налог на доходы физических лиц, взимаемый по ставке 13% с индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения.
При выплате доходов наемным работникам, обязанность по перечислению налога в бюджет возлагается на налоговых агентов. Налоговыми агентами в соответствии с положениями статьи 24 Налогового Кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации [2, с.17].
Налог на доходы физических лиц является основным бюджетообразующим налогом , следовательно, актуальным является полнота и своевременность поступления НДФЛ в бюджет республик, при одновременном повышении качества налогового администрирования и осуществлении комплекса мероприятий направленных на решение следующих актуальных проблем:
2.2.
Налоговый период — это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате [2, п. 1 ст. 55].
Кроме того, по итогам налогового периода плательщики НДФЛ, которые обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог либо желают получить налоговые вычеты, представляют в налоговые органы налоговые декларации [2, п. 1 ст. 229, ст. ст. 227, 227.1, 228]. А налоговые агенты по итогам налогового периода представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов [2, п. 4 ст. 24, п. 2 ст. 230].
По налогу на налоговым периодом признается календарный год [2, ст. 216].
Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 НК РФ. Всего таких ставок пять — 9, 13, 15, 30 и 35%.
Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, то большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% [2, п. 1 ст. 224].
В отношении отдельных видов доходов ст. 224 НК РФ установила специальные налоговые ставки. Это ставки — 9, 15, 30 и 35%.
Налогообложение по ставке НДФЛ 9% производится в следующих случаях:
1) при получении дивидендов [2, п. 4 ст. 224];
2) при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. [2, п. 5 ст. 224];
3) при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. [2, п. 5 ст. 224].
По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ [2, п. 3 ст. 224].
Все доходы, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке НДФЛ в размере 30%. Основание — п. 3 ст. 224 НК РФ.
Исключением являются:
1) доходы нерезидентов в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 15% [2, п. 3 ст. 224];
Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства
... всего народного хозяйства. актуальность Целью данной работы является формирование представлений об основах экономической теории налогообложения и налоговой политики государства (на примере Российской Федерации). Работа, объемом 33 страницы, состоит из двух ...
2) доходы иностранных работников — высококвалифицированных специалистов и иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента (ст. ст. 13.2 и 13.3 Закона N 115-ФЗ).
В отношении доходов таких работников применяется ставка 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ [2, п. 3 ст. 224].
2.3. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.
Действующее законодательство установило виды и размеры ответственности физических лиц за налоговое правонарушение, а также его состав.
Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности является, Закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» (ст.13);, Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» (ст.22);
Закон от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РФ» (ст.10,12) (по состоянию на 1 января 1997 г.); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Уголовный кодекс РФ (ст.198).
Стало быть, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, физические лица за нарушение налогового законодательства несут такие виды ответственности, как финансовую (налоговую), административную, уголовную.
Для привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность.
Противоправность — это нарушение норм налогового законодательства. Нарушение может выражаться путем неправомерного действия, например, включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных, либо путем бездействия, к примеру задержка уплаты налога, уклонение от подачи декларации о доходах и т.п.
Виновность физического лица в совершении налогового правонарушения проявляется (характеризуется) психическим отношением к совершаемому им правонарушению, т. е. сознавало ли лицо, что не исполняет требования правовых норм налогового законодательства, и предвидело ли наступление отрицательных экономических и правовых последствий.
В настоящее время в отношении налогоплательщиков установлены 17 составов налоговых правонарушений:
1) сокрытие объекта налогообложения (УК — сокрытие в крупных размерах, в особо крупных размерах);
2) не учет объекта налогообложения;
3) занижение дохода (прибыли);
4) ведение учета налогооблагаемого дохода (прибыли) с нарушением установленного порядка;
5) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления,
а также для уплаты налога;
6) задержка уплаты налога;
7) несвоевременное представление в налоговый орган документов, на обходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
8) искажение бухгалтерских отчетов;
9) представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов;
10) включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных;
11) уклонение от подачи декларации о доходах;
12) уклонение от явки в органы Госналогслужбы для подачи пояснений;
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...
... компаний не уделяют должного внимания налоговому аспекту экономической безопасности, пренебрегая необходимость проводить анализ налоговой составляющей экономики предприятия. Целью данной работы является исследование налогового аспекта экономической безопасности предприятия находящегося на общем режиме налогообложения и выведение показателя отражающего ...
13) отказ от дачи органам Госналогслужбы пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме;
14) не предоставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Госналогслужбы;
15) невыполнение требований налогового инспектора о предоставлении документов, , устранении нарушений законодательства;
16) нарушение условий налогового договора;
17) использование налоговой оговорки.
Исходя из видов юридической ответственности за налоговые правонарушения, к виновным лицам (налогоплательщикам — гражданам) могут применяться такие виды санкций, как налоговые (финансово-экономические), административные и др.
Налоговые (финансово-экономические) санкции применяются в соответствии с п.1 ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст.8 Закона «О
Государственной налоговой службе РСФСР». Это такие меры воздействия, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, штрафа, пени, недоимки.
Основанием для применения налоговых (финансово — экономических) санкций является неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей при наличии у него объекта налогообложения.
Срок исковой давности по претензиям и искам, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, установлен законом в 3 года.
Административные санкции за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам (налогоплательщикам), которые не являются должностными лицами: а) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации; б) граждане, осуществляющие те виды предпринимательской деятельности, которые отсутствуют в полученном свидетельстве о регистрации; в) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью запрещенной законодательными актами.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст.24) предусматривает виды административных взысканий, в том числе и штраф.
Размер административного штрафа за нарушение налогового законодательства определяется в пределах, установленных за соответствующее правонарушение.
За уклонение граждан от уплаты налога путем не предоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенных в крупном размере — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога либо совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет.
Таким образом, квалифицирующими признаками уголовной ответственности являются: а) особо крупные размеры неуплаты налога; б) крупные размеры неуплаты налога; в) лицо, ранее совершившее преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ.
Для привлечения виновных к уголовной ответственности налоговые органы при участии Главного управления налоговых расследований и его органов на местах передают материалы документальной проверки правоохранительным органам.
Случаи отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам документальной проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке [17].
3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Последние два десятилетия обозначились различным спектром рыночных реформ, что несомненно повлекло за собой изменения в налоговом законодательстве. Налоги за прошедшие периоды то увеличивались, то уменьшались, вводились различные льготы затем следовала их отмена. Налоговое законодательство терпело различные изменения, государство получало налоги не полностью. По мере изменения экономической ситуации в стране налоговая система с ее формами налогообложения подвергается модификации.
Налоги являются источником формирования доходов бюджета, которые влияют на перераспределение ВВП в стране и принимают участие в решений основных социальных проблем: безработицы, уменьшения рождаемости, большого количества людей, доходы которых не превышают прожиточный минимум.
Исходя из вышесказанного можно определить, что проблемы совершенствования налогообложения в России являются доминирующими в сложившейся ситуации.
Проанализировав существующую систему налогообложения физических лиц в Российской Федерации, которая представлена такими налогами как НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный, транспортный налог, обозначилась необходимость ее реформирования.
Во многих европейских странах налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале от 0 до 57%. Не смотря на высокие ставки, необходимо понимать, что в этих странах установлены высокие объемы сумм необлагаемых налогом, кроме этого введены различные льготы (например, льготы на детей, по возрасту, при определенных чрезвычайных обстоятельствах. В России тоже существует немалое количество льгот, но они практически не выполняют своей роли, льготы не способствуют , к примеру, по НДФЛ с 2012 года необлагаемый вычет на самого налогоплательщика отменен, остался необлагаемый вычет на иждивенцев в размере 1400 рублей на одно-двух детей, 3000 рублей за третьего и последующего ребенка, вычет предоставляется на каждого ребенка, в Германии ежемесячный необлагаемый минимум 331,161 тыс. руб., Франции 318 890 руб. и США 225,918 руб.. Собственно говоря, перевес фискальной функции налогообложения в нашей стране над всеми остальными очевиден.
Главными недостатками существующих имущественного и земельного налогов являются отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, проблемы в их администрировании [15, c. 119].
Помимо этого, присвоение налогу на имущество статуса регионального налога, противоречит условиям формирования введения налога на недвижимость и является преградой для налогообложения недвижимости как единого составляющего. Налог на недвижимость определенно должен носить статус местного налога, ведь именно за счет данного налога финансируются все издержки, связанные с оплатой услуг недвижимости. Несмотря на ежегодно проводимые работы и постоянное увеличение сумм налогов, поступающих в бюджеты, удельный вес налога на имущество в итоге доходов местных бюджетов остается незначительным, это выявлено основными проблемами: инвентаризационная стоимость отсутствует у значительно числа объектов недвижимости, и эта стоимость очень сильно разнится с рыночной стоимостью.
Чтобы решить проблемы налогообложения физических лиц в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков:
для упрощения процедуры взимания налогов на недвижимость стоит рассмотреть вопрос едином налоге, объединяющим налог на имущество и земельный налог. Для выполнения этих мер необходимо создать государственный кадастр по учету недвижимости, определить порядок формирования налоговой базы, которая должная исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
для улучшения имущественного налогообложения можно принять следующие меры: переоценить жилье, чтобы оценочная стоимость принадлежащих физическим лицам зданий соответствовала рыночной стоимости; привлекать объекты налогообложения, которые на данный момент не имеют никакой стоимости, помимо этого выявить и поставить на учет с обязательной оценкой строений, которые только воздвигаются; повысить ставки налога.
для выполнения поставленных задач необходимо разработать автоматизированную систему управления налогом на недвижимость и продумать ее использование в городской системе информации. Все подходы необходимо научно обосновать и применять их в соответствии со ставками земельного налога. Для увеличения общественного богатства необходимо сделать землю очень дорогой, особенно для зарубежных инвесторов, стоимость должна напрямую зависеть от сроков аренды.
Подводя итог можно сказать, что в настоящее время налоговой политика Российской федерации нацелена на фискальную функцию, так как стране необходимы значительные объемы денежных средств, для осуществления ряда реформ и сохранения стабильности в социальной сфере, но налоговая политика страны будет считаться эффективной тогда, когда налогообложение приобретет стимулирующий характер и будет способствовать экономическому развитию государства в целом. [16, c. 152]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ налогообложения доходов физических лиц, проведенный в работе позволил мне сделать следующие основные выводы:
Сущность налога на доходы физических лиц в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих рыночно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено рядом обстоятельств:
— налог на доходы — это личный налог, то есть его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
- налог в большей степени отвечает , равномерности и эффективности
— налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
— основной способ взимания налога на доходы — у источника выплаты дохода является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
Таким образом, значение и важность налога на доходы с физических лиц для Российской налоговой системы трудно переоценить. Ведь чем грамотнее будет функционировать система сборов подоходного налога в стране, тем эффективнее и быстрее государство сможет выйти из кризисного состояния в экономике и тенденциозно и динамично развивать свою экономику.
В настоящее время государством предпринимаются серьезные меры, направленные на укрепление и реформирование налогового законодательства. Наиболее значительным по своему юридическому статусу и практическому применению этапом было создание Налогового Кодекса, в частности главы 23 «Налог на доходы физических лиц».
Система Местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.
Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.
Имея стабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, муниципальным займам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Конституция Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (С изменениями и дополнениями от 4 марта 2013) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
3. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Письмо Минфина России от 11.11.2008 N 03-04-05-01/416.
5. Письма Минфина России от 13.08.2008 N 03-04-05-01/294, от 28.07.2008 N 03-04-05-01/274, от 07.06.2008 N 03-04-06-01/161, от 03.06.2008 N 03-04-05-01/187, от 18.01.2008 N 03-04-05-01/6, УФНС России по г. Москве от 17.01.2008 N 28-10/004172.
6. Письмо УФНС России по г. Москве от 24.06.2008 N 28-11/059324/
7. Абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 23 ГК РФ, ст. ст. 2, 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.
8. Cт. 21 Федерального закона
9. Cт. 4 Закона РФ от 31 декабря 2014 года № N 534-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
10. Cт. 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
11. Налоги и налогообложение: Курс лекций / Н.В. Миляков. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014.
12. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.
13. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.В. Миляков; Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014.
14. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев и др. — 2-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2013.
15. Налоги в нашей жизни. Материалы научно-практической конференции «Человек и общество» / Юрьев В.М., Куприн А.В., Щербинин А.Т. ,Тамбов, 2012.
16. Д.Г. Макаров. Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. // Налоговый вестник, 2011.
17. Справочник бухгалтера – 95. Налоги и отчетность в нормативных документах. М.: “Интек ЛТД” 2010.